Лучшие советские танки. Советские танки и бронетехника Танки во время 2 мировой войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

Во Вторую мировую войну танки играли решающую роль в сражениях и операциях, выделить из множества танков, десятку лучших, очень сложно, по этой причине, порядок в списке скорее условный и место танка привязано ко времени его активного участия в боях и значимости на тот период.

10. Танк Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

PzKpfw III, более известный как Т-III – легкий танк с 37 мм орудием. Бронирование со всех ракурсов – 30 мм. Главное качество - Скорость (40 км/ч по шоссе). Благодаря совершенной оптике Carl Zeiss, эргономичным рабочим местам экипажа и наличию радиостанции, «тройки» могли успешно сражаться с куда более тяжелым машинам. Но с появлением новых противников, недостатки Т-III проявились более отчетливо. Немцы заменили 37 мм пушки на 50 мм орудия и прикрыли танк навесными экранами – временные меры дали свои результаты, T-III провоевал еще несколько лет. К 1943 году выпуск Т-III был прекращен, ввиду полного исчерпания его ресурса для модернизации. Всего немецкая промышленность выпустила 5000 «троек».

9. Танк Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Гораздо серьезнее выглядел PzKpfw IV, ставший самым массовым танком Панцерваффе - немцы успели построить 8700 машин. Сочетая в себе все достоинства более легкого Т-III, «четверка» имела высокую огневую мощь и защищенность - толщину лобовой плиты постепенно довели до 80 мм, а снаряды ее 75 мм длинноствольного орудия пробивали броню вражеских танков, как фольгу (к слову, было выпущено 1133 ранних модификаций с короткоствольным орудием).

Слабые места машины – слишком тонкие борта и корма (всего 30 мм на первых модификациях), конструкторы пренебрегли наклоном броневых листов в угоду технологичности и удобству работы экипажа.

Panzer IV - единственный немецкий танк, находившийся в серийном производстве всю Вторую мировую войну и ставший самым массовым танком вермахта. Его популярность у немецких танкистов была сравнима с популярностью Т-34 у наших и «Шермана» у американцев. Хорошо конструктивно отработанная и исключительно надежная в эксплуатации, эта боевая машина в полном смысле слова была «рабочей лошадью» панцерваффе.

8. Танк КВ-1 (Клим Ворошилов)

«…с трех сторон мы вели огонь по железным монстрам русских, но всё было тщетно. Русские гиганты подходили всё ближе и ближе. Один из них приблизился к нашему танку, безнадежно увязшему в болотистом пруду и без всякого колебания проехал по нему, вдавив гусеницами в грязь…»
- генерал Рейнгард, командующий 41 танкового корпуса Вермахта.

Летом 1941 года танк КВ громил элитные части Вермахта так же безнаказанно, будто бы он выкатился на Бородинское поле в 1812 году. Неуязвимый, непобедимый и запредельно мощный. До конца 1941 года во всех армиях мира вообще отсутствовало оружие, способное остановить русское 45-тонное чудовище. КВ был в 2 раза тяжелее самого крупного танка Вермахта.

Броня КВ – прекрасная песня стали и технологий. 75 миллиметров стальной тверди со всех ракурсов! Лобовые бронелисты имели оптимальный угол наклона, что еще более увеличивало снарядостойкость брони КВ – немецкие 37 мм противотанковые орудия не брали ее даже в упор, а 50 мм орудия – не дальше 500 метров. В то же время длинноствольное 76 мм орудие Ф-34 (ЗИС-5) позволяло с любого направления бить любой немецкий танк того периода с дистанции 1,5 километров.

Экипажи „КВ“ комплектовались исключительно офицерами,только механики- водители могли быть старшинами. Уровень их подготовки намного превосходил уровень экипажей, которые воевали на танках других типов. Воевали они более умело, поэтому и запомнились немцам…

7. Танк Т-34 (тридцатьчетвёрка)

«…Нет ничего страшнее, чем танковое сражение против превосходящих сил противника. Не по численности - это было неважно для нас, мы привыкли к этому. Но против более хороших машин - это ужасно… Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкаются по склону или преодолеют болото быстрее, чем вы повернете башню. И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне. Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, чтобы можно было расслышать предсмертные крики экипажа…»
- мнение немецкого танкиста из 4-й танковой дивизии, уничтоженной танками Т-34 в бою у Мценска 11 октября 1941 года.

Очевидно, что русское чудовище не имело аналогов в 1941 году: 500-сильный дизель, уникальное бронирование, 76 мм орудие Ф-34 (в целом аналогичное танку КВ) и широкие гусеницы – все эти технические решения обеспечивали Т-34 оптимальное соотношение подвижности, огневой мощи и защищенности. Даже по-отдельности, эти параметры у Т-34 были выше, чем у любого танка Панцерваффе.

Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с «тридцатьчетверками», они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла - там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку «колотушкой тук-тук», потому что когда ее снаряды попадали в «тридцатьчетверку», они просто стукались об нее и отскакивали.

Главное – советским конструкторам удалось создать танк именно таким, каким он был нужен Красной Армии. Т-34 идеально соответствовал условиям Восточного фронта. Предельная простота и технологичность конструкции позволило в кратчайшие сроки наладить массовое производство этих боевых машин, как следствие – Т-34 были просты в эксплуатации, многочисленны и вездесущи.

6. Танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр»

«…мы пошли в обход через балку и напоролись на «Тигра». Потеряв несколько Т-34, наш батальон вернулся назад …»
- частое описание встреч с PzKPfw VI из мемуаров танкистов.

По мнению ряда западных историков, основной задачей танка «Тигр» была борьба с танками противника, и его конструкция соответствовала решению именно этой задачи:

Если в начальный период Второй мировой войны германская военная доктрина имела в основном наступательную направленность, то позднее, когда стратегическая ситуация поменялась на противоположную, танкам стала отводиться роль средства ликвидации прорывов немецкой обороны.

Таким образом, танк «Тигр» задумывался прежде всего как средство борьбы с танками противника, будь то в обороне или наступлении. Учёт этого факта необходим для понимания особенностей конструкции и тактики применения «Тигров».

21 июля 1943 командир 3-го танкового корпуса Герман Брайт, издал следующую инструкцию по боевому применению танка «Тигр-I»:

…С учётом прочности брони и силы оружия, «Тигр» должен применяться в основном против танков и противотанковых средств противника, и лишь во вторую очередь - как исключение - против пехотных частей.

Как показал опыт боёв, оружие «Тигра» позволяет ему вести бой с танками противника на дистанциях 2000 метров и более, что особенно влияет на моральный дух противника. Прочная броня позволяет «Тигру» идти на сближение с противником без риска серьёзных повреждений от попаданий. Тем не менее, следует пытаться начинать бой с танками противника на дистанциях более 1000 метров.

5. Танк «Пантера» (PzKpfw V «Panther»)

Понимая, что «Тигр» - редкое и экзотическое оружие профессионалов, немецкие танкостроители создали более простой и дешевый танк, с намерением превратить его в массовый средний танк Вермахта.
Panzerkampfwagen V «Пантера» до сих пор служит объектом жарких споров. Технические возможности машины нареканий не вызывают – при массе 44 тонны «Пантера» превосходила по подвижности Т-34, развивая на хорошем шоссе 55-60 км/ч. Танк вооружался 75 мм пушкой KwK 42 с длиной ствола 70 калибров! Бронебойный подкалиберный снаряд, выпущенный из ее адского жерла, пролетал за первую секунду 1 километр – с такими ТТХ пушка «Пантеры» могла продырявить любой танк союзников на дистанции свыше 2 километров. Бронирование «Пантеры» большинством источников тоже признается достойным – толщина лба варьировалась от 60 до 80 мм, при этом углы наклона брони достигали 55°. Борт был защищен слабее – на уровне Т-34, поэтому легко поражался советскими противотанковыми средствами. Нижнюю часть борта дополнительно защищали два ряда катков с каждой стороны.

4. Танк ИС-2 (Иосиф Сталин)

ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944-1945 годов, особенно отличившись при штурме городов.

Толщина бронирования ИС-2 достигала 120 мм. Одно из главных достижений советских инженеров – экономичность и небольшая металлоемкость конструкции ИС-2. При массе, сравнимой с массой «Пантеры», советский танк был куда более серьезно защищен. Но слишком плотная компоновка потребовала размещения топливных баков в отделении управления – при пробитии брони экипаж Ис-2 имел мало шансов уцелеть. Особенно рисковал механик-водитель, не имевший собственного люка.

Штурмы городов:
Вместе с САУ на его базе ИС-2 активно использовался для штурмовых действий укреплённых городов, таких как Будапешт, Бреслау, Берлин. Тактика действий в таких условиях предусматривала действия ОГвТТП штурмовыми группами из 1-2 танков в сопровождении пехотного отделения из нескольких автоматчиков, снайпера или меткого стрелка из винтовки и иногда ранцевого огнемётчика. В случае слабого сопротивления танки с посаженными на них штурмовыми группами на полном ходу прорывались вдоль улиц к скверам, площадям, паркам, где можно было занять круговую оборону.

3. Танк M4 Sherman (Шерман)

«Шерман» - вершина рациональности и прагматизма. Тем более удивительно, что США, имевшие к началу войны 50 танков, сумели создать такую сбалансированную боевую машину и наклепать к 1945 году 49 000 «Шерманов» различных модификаций. Например, в сухопутных войсках применялся «Шерман» с бензиновым двигателем, а в подразделения Морской пехоты поступала модификация М4А2, оснащенная дизелем. Американские инженеры справедливо полагали, что это значительно упростит эксплуатацию танков – соляр можно было легко найти у моряков, в отличие от высокооктанового бензина. Кстати, именно эта модификация М4А2 поступала в Советский Союз.

Чем же «Эмча» (так наши солдаты прозвали М4) так понравилась командованию Красной Армии, что на них целиком пересели элитные подразделения, например 1-й гвардейский механизированный корпус и 9-й гвардейский танковый корпус? Ответ прост: «Шерман» имел оптимальное соотношение бронирования, огневой мощи, подвижности и … надежности. Кроме того, «Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости - танкисты признавали, что в дуэльной ситуации их выстрел всегда был первым.

Боевое применение:
После высадки в Нормандии союзникам пришлось вплотную столкнуться с немецкими танковыми дивизиями, которые были брошены на оборону «Крепости Европа», и тут выяснилось, что союзники недооценили степень насыщения немецких войск тяжёлыми типами бронетехники, особенно танками «Пантера». В прямых столкновениях с немецкими тяжёлыми танками «Шерманы» имели очень мало шансов. Англичане в определённой степени могли рассчитывать на свои Sherman Firefly, чья отличная пушка произвела на немцев большое впечатление (настолько большое, что экипажи немецких танков старались в первую очередь поразить именно Firefly, а потом уже расправиться с остальными). Американцы, которые рассчитывали на своё новое орудие, быстро выяснили, что для уверенного поражения «Пантеры» в лоб мощности его бронебойных снарядов всё же недостаточно.

2. Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II», «Тигр II»

Боевой дебют Королевских Тигров состоялся 18 июля 1944 года в Нормандии, где 503-му тяжёлому танковому батальону удалось в первом же бою подбить 12 танков Шерман».
А уже 12 августа Тигр II появился на Восточном фронте: 501-й тяжелый танковый батальон пытался помешать проведению Львовско-Сандомирской наступательной операции. Плацдарм представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада.

В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 14 Королевских Тигров 501-го тяжелого танкового батальона. Но едва новые Тигры выползли на исходные позиции, три из них были расстреляны из засады экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Александра Оськина, в который помимо самого Оськина входили механик-водитель Стеценко, командир орудия Мерхайдаров, радист Грушин и заряжающий Халычев. Всего же танкисты бригады подбили 11 танков, а три оставшихся, брошенные экипажами, были захвачены в исправном состоянии. Один из этих танков с номером 502 до сих пор находится в Кубинке.

В настоящее время Королевские Тигры имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.

1. Танк Т-34-85

Средний танк Т-34-85, по существу, представляет собой большую модернизацию танка Т-34, в результате которой был устранен очень важный недостаток последнего - теснота боевого отделения и связанная с ней невозможность полного разделения труда членов экипажа. Достигнуто это было за счет увеличения диаметра башенного погона, а также за счет установки новой трехместной башни значительно больших, чем у Т-34, размеров. При этом конструкция корпуса и компоновка в нем узлов и агрегатов сколько-нибудь существенных изменений не претерпели. Следовательно, остались и недостатки, свойственные машинам с кормовым расположением двигателя и трансмиссии.

Как известно, наибольшее распространение в танкостроении получили две схемы компоновки с носовым и кормовым расположением трансмиссии. Причем недостатки одной схемы являются достоинствами другой.

Изъян компоновки с кормовым расположением трансмиссии состоит в увеличенной длине танка из-за размещения в его корпусе четырех, не совмещенных по длине отделений или в сокращении объема боевого отделения при постоянной длине машины. Из-за большой длины моторного и трансмиссионного отделений боевое с тяжелой башней смещается к носу, перегружая передние катки, не оставляя места на подбашенном листе для центрального и даже бокового размещения люка механика-водителя. Возникает опасность «утыкания» выступающей вперед пушки в грунт при движении танка через естественные и искусственные препятствия. Усложняется привод управления, связывающий водителя с трансмиссией, размещенной в корме.

Схема компоновки танка Т-34-85

Путей выхода из этого положения два: либо увеличить длину отделения управления (или боевого), что неизбежно приведет к увеличению общей длины танка и ухудшению его маневренных качеств за счет возрастания соотношения L/B - длины опорной поверхности к ширине колеи (у Т-34-85 оно близко к оптимальному - 1,5), либо кардинально изменить компоновку моторного и трансмиссионного отделений. О том, к чему это могло привести, можно судить по результатам работы советских конструкторов при проектировании новых средних танков Т-44 и Т-54, созданных в годы войны и принятых на вооружение соответственно в 1944 и 1945 годах.

Схема компоновки танка Т-54

На этих боевых машинах была применена компоновка с поперечным (а не с продольным, как у Т-34-85) размещением 12-цилиндрового дизеля В-2 (в вариантах В-44 и В-54) и объединенным значительно укороченным (на 650 мм) моторно-трансмиссионным отделением. Это позволило удлинить боевое отделение до 30% длины корпуса (у Т-34-85 - 24,3%), почти на 250 мм увеличить диаметр башенного погона и установить на средний танк Т-54 мощную 100-мм пушку. Одновременно удалось сместить башню к корме, выделив на подбашенном листе место для люка механика-водителя. Исключение пятого члена экипажа (стрелка из курсового пулемета), удаление боеукладки с полика боевого отделения, перенос вентилятора с коленчатого вала двигателя на кронштейн кормы и сокращение габаритной высоты двигателя обеспечили уменьшение высоты корпуса танка Т-54 (по сравнению с корпусом танка Т-34-85) примерно на 200 мм, а также сокращение забронированного объема примерно на 2 м куб. и усиление броневой защиты более чем в два раза (при увеличении массы всего лишь на 12%).

На столь кардинальную перекомпоновку танка Т-34 во время войны не пошли, и, наверное, это было правильным решением. Вместе с тем, диаметр башенного погона, при сохранении неизменной формы корпуса, у Т-34-85 был практически предельным, что не позволяло разместить в башне артсистему более крупного калибра. Возможности модернизации танка по вооружению были исчерпаны полностью, в отличие, например, от американского «Шермана» и немецкого Pz.lV.

Кстати, проблема увеличения калибра основного вооружения танка имела первостепенное значение. Иногда можно услышать вопрос: зачем понадобился переход к 85-мм пушке, нельзя ли было улучшить баллистические характеристики Ф-34 за счет увеличения длины ствола? Ведь поступили же так немцы со своей 75-мм пушкой на Pz.lV.

Дело в том, что немецкие орудия традиционно отличались лучшей внутренней баллистикой (наши столь же традиционно-внешней). Немцы добивались высокой бронепробиваемости за счет повышения начальной скорости и лучшей отработки боеприпасов. Адекватно ответить мы могли только увеличением калибра. Хотя пушка С-53 значительно улучшила огневые возможности Т-34-85, но, как отмечал Ю.Е.Максарев: «В дальнейшем Т-34 уже не мог напрямую, дуэльно поражать новые немецкие танки». Все попытки создания 85-мм пушек с начальной скоростью свыше 1000 м/с, так называемых пушек большой мощности, закончились неудачей по причине быстрого износа и разрушения ствола еще на стадии испытаний. Для «дуэльного» поражения немецких танков понадобился переход к 100-мм калибру, что было осуществлено только в танке Т-54 с диаметром башенного погона 1815 мм. Но в сражениях Второй мировой войны эта боевая машина участия не принимала.

Что же касается размещения люка механика-водителя в лобовом листе корпуса, то можно было попробовать пойти по пути американцев. Вспомним, на «Шермане» люки механика-водителя и пулеметчика, первоначально также выполненные в наклонном лобовом листе корпуса, были впоследствии перенесены на подбашенный лист. Это удалось осуществить за счет уменьшения угла наклона лобового листа с 56° до 47° к вертикали. У Т-34-85 лобовой лист корпуса имел наклон 60°. Уменьшив этот угол также до 47° и компенсировав это некоторым увеличением толщины лобовой брони, можно было бы увеличить площадь подбашенного листа и разместить на нем люк водителя. Это не потребовало бы кардинальной переделки конструкции корпуса и не повлекло бы за собой существенного увеличения массы танка.

Не изменилась на Т-34-85 и подвеска. И если использование для изготовления пружин более качественной стали помогло избежать быстрого их проседания и, как следствие, уменьшения клиренса, то от значительных продольных колебаний корпуса танка в движении избавиться не удалось. Это был органический порок пружинной подвески. Расположение же обитаемых отделений в передней части танка только усугубляло негативное воздействие этих колебаний на экипаж и вооружение.

Следствием компоновочной схемы Т-34-85 стало и отсутствие в боевом отделении вращающегося полика башни. В бою заряжающий работал, стоя на крышках ящиков-кассет со снарядами, уложенными на днище танка. При поворотах башни он должен был перемещаться вслед за казенником, при этом ему мешали стреляные гильзы, падавшие сюда же на пол. При ведении интенсивного огня скапливавшиеся гильзы затрудняли и доступ к выстрелам, размещенным в боеукладке на днище.

Суммируя все эти моменты, можно сделать вывод, что, в отличие от того же "Шермана", возможности по модернизации корпуса и подвески Т-34-85 были использованы не полностью.

Рассматривая достоинства и недостатки Т-34-85, необходимо учитывать еще одно весьма важное обстоятельство. Экипаж любого танка, как правило, в повседневной реальности абсолютно не волнует, под каким углом наклона расположен лобовой или какой-либо другой лист корпуса или башни. Значительно важнее, чтобы танк как машина, то есть как совокупность механических и электрических механизмов, работал четко, надежно и не создавал проблем при эксплуатации. В том числе и проблем, связанных с ремонтом или заменой каких-либо деталей, узлов и агрегатов. Вот тут у Т-34-85 (как и у Т-34) все было в порядке. Танк отличался исключительной ремонтопригодностью! Парадоксально, но факт - и в этом «виновата» компоновка!

Существует правило: компоновать не для обеспечения удобного монтажа - демонтажа агрегатов, а исходя из того, что до полного выхода из строя агрегаты не нуждаются в ремонте. Требуемая высокая надежность и безотказность в работе достигаются при проектировании танка на базе готовых, конструктивно отработанных агрегатов. Поскольку при создании Т-34 практически ни один из агрегатов танка не отвечал этому требованию, то и его компоновку выполнили вопреки правилу. Крыша моторнотрансмиссионного отделения была легкосъемной, кормовой лист корпуса откидывался на петлях, что позволяло осуществлять демонтаж таких крупногабаритных агрегатов, как двигатель и коробка передач в полевых условиях. Все это имело колоссальное значение в первой половине войны, когда из-за технических неисправностей из строя выходило больше танков, чем от воздействия противника (на 1 апреля 1942 года, например, в действующей армии имелось 1642 исправных и 2409 неисправных танков всех типов, в то время как наши боевые потери за март составили 467 танков). По мере улучшения качества агрегатов, достигшего наивысшего показателя у Т-34-85, значение ремонтнопригодной компоновки снизилось, но язык не повернется назвать это недостатком. Более того, хорошая ремонтопригодность оказалась как нельзя кстати в ходе послевоенной эксплуатации танка за рубежом, в первую очередь в странах Азии и Африки, порой в экстремальных климатических условиях и с персоналом, имевшим весьма посредственный, если не сказать больше, уровень подготовки.

При наличии всех недостатков в конструкции «тридцатьчетверки» был соблюден некий баланс компромиссов, выгодно отличавший эту боевую машину от других танков Второй мировой войны. Простота, удобство при эксплуатации и техническом обслуживании, в совокупности с хорошей бронезащитой, маневренностью и достаточно мощным вооружением и стали причиной успеха и популярности Т-34-85 у танкистов.

Победа над Третьим рейхом - это, безусловно, заслуга слаженной и четкой работы всех подразделений. Но львиная доля этой борьбы пришлась все же на танковые войска - конкуренцию им в этом плане может составить лишь авиация. Универсальные, работающие в условиях лютого мороза и адского пекла, именно танки взяли на себя основную часть боевых задач и действий.

Начало спровоцировало острую необходимость в создании и разработке новых танков, способных противостоять натиску противника. Именно в этот период появились без преувеличения легендарные немецкие Пантера и Тигр, советский Т-34, английский , американский Шерман - классические, совершенные для своего времени машины, по образу и подобию которых будут конструироваться все последующие модели.

Массовое производство танков началось в 1940 году и неуклонно росло в период войны. С 1942 года государства-участники боевых действий начинают массово отказываться от производства легких танков, отдавая предпочтение средним - они маневреннее и быстрее своих тяжеловесных собратьев, и значительно прочнее, чем быстрые, но уязвимые легкие танки.

Т-34

Одной из самых известных моделей среднего танка является, несомненно, Т-34.

В самом начале войны немцы, надеясь на блицкриг, бросали в бой новые и свежие войска; советская армия под таким натиском вынуждена была отступать. В начале зимы бои проходили уже в 80 километрах от Москвы. В условиях выпавшего снега у легких танков типа Т-60 и Т-40 С резко упала маневренность, а у тяжелых танков страдала трансмиссия. Вопрос о выпуске танков среднего веса встал как никогда остро - тянуть было уже некуда.

Так основным танком Великой Отечественной войны с 1941 года стал Т-34. Высокая проходимость, скорость и артиллерия, равной которой в тот период не было ни у кого, сделали его самым массовым, самым универсальным танком. Противоснарядная броня, надежно защищающая экипаж, дизельный двигатель, возможность скоростной стрельбы - именно на этих пунктах было сосредоточено внимание инженеров. Последующие изменения в устройстве танка проводились уже после того, как показатели вышеупомянутых характеристик были доведены до необходимого предела.

Танк - это боевая машина, в равной степени сочетающая артиллерию, броню и маневренность. Потеря или ослабевание хотя бы одной из характеристик ведет к уязвимости танка и, как следствие, проигрышу в бою. Коммерческий и военный успех Т-34 был обусловлен именно тем, что советским инженерам удалось достичь необходимого баланса в скоростных и боевых характеристиках. До сих пор Т-34 является ярчайшим символом Великой Отечественной войны, а память о нем хранят монументы и музейные экспонаты.

Однако и у этой модели были недостатки. Танк был недостаточно маневренный, а экипажу требовалось пройти обучение, чтобы управлять не самой простой в эксплуатации машиной - этот факт, тем не менее, нисколько не умаляет заслуг советских инженеров и танкистов.

Неизбежная модернизация

Активный захват территорий немцами был существенно омрачен появлением таких советских танков как Т-34 и КВ. Наличие у противника таких мощных машин требовало пересмотра и переоборудования собственной техники.

Модернизировав средние танки PZ-III и PZ-IV, немцы поставили их в массовое производство, а затем занялись конструкцией более надежных и выносливых тяжелых танков.

Так появились Тигр и Пантера - самые мощные танки Второй мировой войны, поражающие вражеские цели с расстояния до трех тысяч метров.

Свой главный промах Кремль совершил, когда перед Курской битвой не настоял на модернизации Т-34. Немецкие технологии, примененные в танках Пантера, Тигр и , опережали советские на добрых 2-3 года, которые в условиях безумной гонки вооружений 1940-1945 годы стали роковыми.

В середине 1943 года инженеры, учтя все предыдущие ошибки, выпустили обновленную версию Т-34.

В сражении под Прохоровкой с участием модернизированных моделей немецкие войска потеряли четверть своих машин.

Тигр и Пантера

Оба эти тяжеловеса создавались с одной-единственной целью - дать отпор советскому Т-34. Пантера была примерно на 13 тонн меньше, чем , что обеспечивало большую маневренность и большую проходимость - особенно через реки, где мосты могли попросту не выдержать массивные танки. Меньший размер играл роль и в экономии топлива - без дополнительной заправки Пантера могла проехать 250 километров (против 190 км у Тигра).

Снаряды Пантеры характеризовались большим пробитием и точностью стрельбы, а новая наклонная броня создавала вероятность рикошета снаряда противника - Тигр и в этих характеристиках ей уступал. Среди захваченных союзниками немецких танков популярностью пользовались именно - массивные и чересчур сложные в управлении Тигры выступали чаще в роли трофея, нежели боевого оружия.

Несмотря на такие явные преимущества Пантеры, не стоит забывать, что и Тигр для своего времени был более чем достойным танком, созданным в лучших традициях немецкой инженерной мысли - прочный и мощный, но, увы, из-за этого же неповоротливый и массивный. Пантера в этом смысле стала чем-то вроде глотка свежего воздуха, переосмыслением устаревших технологий.

Экипаж

Стремительный успех немецких войск в самом начале войны был в значительной степени обусловлен не только слаженной работой танковых частей между собой и другими подразделениями, но и рассадкой экипажа. Экипаж из 5 человек имел гораздо больше шансов на успех, чем, например, перегруженные одновременным выполнением нескольких задач английские и французские экипажи численностью в 2-3 человека.

Американские танки

Американское производство танков можно назвать, пожалуй, самым безболезненным, ведь строились они исходя из чужого опыта. С 1942 года начинается производство крайне успешного для своего времени , ставшего основным танком не только для американской армии, но и для войск союзников. Однако, поскольку в производстве танков американцы руководствовались чужими решениями, промахи также имели место - длительное производство и использование легких танков, выпуск в 1944 году новой модели Чаффи, в то время как остальные страны отдавали предпочтение более надежным средним и тяжелым танкам, как нельзя лучше это подтверждает.

Заслуги танкистов и инженеров Второй мировой войны бесспорны. И строительство танков, и управление ими - целое искусство, оттачиваемое методом проб и ошибок. Без танков победа вряд ли была бы возможной, а тот невероятный качественный скачок, который был совершен в области инженерии за какие-то пять лет, действительно заслуживает уважения.

Танки Второй Мировой войны

В ходе боевых действий Второй Мировой войны танки имели большое значение. Зачастую они вносили решающий вклад в итоги многих боев, порою проходили целые танковые сражения, например, Курская битва. Воющие стороны прекрасно понимали насколько важно иметь в армии большое количество танков и, что еще важнее, всячески модифицировать этот вид боевой техники с целью получения преимущества над врагом. Неудивительно, что заводы СССР и Германии день и ночь в спешном порядке производили новые и новые танки, ученые постоянно работали над их совершенствованием и конструировали новые модели и модификации.

Немецкие танки Второй Мировой войны

В гитлеровской Германии танки имели название Panzerkampfwagen, что в переводе означает «бронированная боевая машина». Следом в названии шел номер модели, обозначавшийся римской цифрой. Затем следовало слово Ausfuhrung, то есть серийный номер имевший вид буквы немецкого алфавита. Однако название типа «Panzerkampfwagen I Ausfuhrung А», что в переводе означает «Танк модели I серийный номер А», было слишком громоздким, поэтому использовались сокращения. Например, PzKpfw I Ausf A или Pz I A.

Немецкие легкие танки

Как сторона, потерпевшая поражение в Первой Мировой войне, Германия, по условиям Версальского мира, не имелаправа использовать танки в своих вооруженных силах. Однако Гитлер, сначала тайно, а затем и открыто, нарушал этот запрет, и постепенно бронированные гусеничные боевые машины Вермахта стали грозной боевой силой. Немецкие легкие танки были основными в начале Второй Мировой войны, поскольку сравнительно короткие расстояния и хорошие дороги стран Европы делали скорость и маневренность наиболее важными качествами этих боевых машин. Германское командование делало ставку на «молниеносную войну» и до 1941 года такой подход приносил отличные плоды.

Основными моделями немецких легких танков были PzKpfw I и PzKpfw II. PzKpfw I Ausf A изначально был учебным танком, разработанным фирмой «Крупп», и имел два пулемета и броню 13 мм. В связи со слабыми характеристиками выпуск этой модели прекратили в 1938 году, однако всю первую половину Второй Мировой войны эти легкие немецкие танки встречались в германской армии на самых разных фронтах. Модель PzKpfw II была разработана компаниями «МАН» И «Даймлер-Бенц» в 1934 году и выпускалась в модификациях с Ausfuhrung А до Ausfuhrung F . В отличие от PzKpfw I, второй немецкий легкий танк имел на вооружении не только пулемет (на сей раз только один), но и 20-миллиметровую автоматическую пушку, причем для большей точности попаданий использовался телескопический прицел. Также был повышен уровень брони (разный в различных сериях). Серийное производство PzKpfw II на немецких военных заводах началось в 1935 году и было прекращено в 1943 году.

В целом же немецкие легкие танки Второй Мировой войны представляли хоть какую-то силу лишь в самом начале. А затем их постепенно вытеснили новые, более мощные виды бронетехники.

Средние танки фашистской Германии

Средние танки превосходили легкие по большинству показателей, они были тяжелее и мощнее. Первая модель этого типа бронетехники назвалась Panzerkampfwagen I II (также часто употребляется название «Panzer III»). Она была разработана фирмой «Даймлер-Бенц» и поступила на вооружение фашистской армии в 1937 году. С 1940 по 1942 года Panzer III были основой германских танковых дивизий. В модификациях А-Е этот немецкий средний танк имел 37-миллиметровую пушку, в модификациях F-Н – 50-миллиметровую пушку, а в модификациях М-О – 75-миллиметровую гаубицу. Всего же за годы Второй Мировой войны в армию Вермахта поступило более 5 с половиной тысяч танков Panzer III. Однако самым массовым немецким танком был Panzerkampfwagen I V (сокращённое название: PzKpfw I V ) общее количество выпуска которых было, по разным оценкам, от 8 с половиной до 9 с половиной тысяч единиц. Его броня, в зависимости от модификации и защищаемой части машины колебалась от 15 до 80 мм, а вес составлял от 17 до 25 тонн. Этот немецкий средний танк поначалу оснащался 2-мя пулеметами и 75-миллиметровой короткоствольной пушкой, в связи с чем снаряд имел невысокую скорость и, как следствие, слабую огневую способность. Поэтому PzKpfw IV проигрывал вражеским танкам (например, советскому Т-34) и больше использовался для огневой поддержки пехоты. Однако позднее немцы стали оснащать эту модель пушками с длиной ствола 43 и 46 калибра, что существенно повысило пробивную способность снарядов. Немецкие средние танки Panzerkampfwagen V «Пантера» (впрочем, советская классификация считала их уже тяжелыми) считаются одними из самых лучших во Второй Мировой войне. Он был детищем компании « MAN » и отличался рядом существенных улучшений. К их числу можно отнести более совершенную по сравнению с другими немецкими средними танками форму корпуса (которая, правду сказать, во многом была заимствована у советского Т-34), 75-миллиметровую пушку 70 калибра, что обеспечило высокую скорость и пробивную способность снаряда, гидравлическое управление тормозами. Выпуск «Пантер» начался в начале 1943года, а впервые они «проявили себя» в битве на Курской дуге. Одно время немецкое командование рассматривало вариант полной замены производства PzKpfw IV на изготовление «Пантер», однако идея не получила воплощение в связи с дороговизной «Пантер». Т-34 проигрывали «Пантерам» в одиночном бою, однако светские войска с успехом подрывали их с помощью полевой артиллерии и противотанковых мин.

Немецкие тяжелые танки

Основным немецким тяжелым танком во Второй Мировой войне являлся Panzerkampfwagen VI «Тигр». Он был разработан в 1942 году компанией «Хеншель» и первая серьезная проверка его боевых качеств состоялась (как и у «Пантеры») в Курской битве. Однако перед этим новый тяжелый танк был испытан фашистами под Ленинградом и в результате боев советским войскам удалось захватить один неповрежденный экземпляр, что позволило тщательно его исследовать и определить уязвимые места. На «Тигр» устанавливалась 88-миллиметровая полуавтоматическая пушка длиной 56 калибров, обладавшая очень высокой пробивной мощностью. Уровень скорострельности следует оценить как очень высокий: 6-8 выстрелов в минуту. Башня могла повернуться на 360 градусов за 1 минуту. Толщина брони доходила до 100 мм в лобовой части. Обладавший очень высокими боевыми качествами этот немецкий тяжелый танк имел, тем не менее, и недостатки. «Тигр» получился очень тяжелым, давление гусениц на грунт было очень большим, что влекло за собою низкую проходимость машины и скверную маневренность. Кроме того, «Тигр» был одним из самых дорогих танков во Второй Мировой войне. Всего было произведено 1354 (по другим данным – 1350) «Тигров».Panzerkampfwagen VI Ausfuhrung B или «Тигр II» (он же – «Королевский тигр») стал последним серийным немецким танком времен Второй Мировой войны. Он был разработан фирмами «Порше» и «Хеншель» и его главной особенностью стало использование 88-миллиметровой пушки 71 калибра, что обеспечило еще большую мощность огня даже по сравнению с простым «Тигром». Кроме того, уровень защиты танка основывался, во многом, на расположении броневых листов под правильными углами и изготовлении брони из особо прочных легирующих сплавов (однако к концу 1944 года Германия потеряла контроль над многими месторождениями цветных металлов, нормы перестали соблюдаться и защищенность «Королевских тигров» резко понизилась). Этот вид немецких тяжелых танков производился вплоть до марта 1945 года. Всего промышленность Германии выпустила их в количестве 479 экземпляров.

Советское правительство со времен Гражданской войны прекрасно отдавало себе отчет, что страна находится во враждебном окружении и что военный конфликт с одним или несколькими капиталистическими государствами в любой момент может стать реальностью. Поэтому в СССР танкостроению уделялось повышенное внимание. Так в 1930 году было выпущено 170 танков, в следующем – уже 740, в 1932 – 3 тысячи. При этом очень серьезный подход был не только к объемам изготовления, но и к совершенствованию техники. Конструкторские бюро без устали работали над модернизацией и разработкой новых моделей советских танков как до, так и во время Второй Мировой войны.

Среди советских легких танков следует отметить семейство БТ (быстроходные танки), первая модель которого БТ-2 была разработана на основе американской колесно-гусеничной машины Кристи. БТ-2 имел 13-миллиметровую броню, отличался высокой скоростью (причем мог передвигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу) и был вооружен либо 37-миллиметровую пушкой с пулеметом, либо двумя пулеметами. БТ-2, как и все танки БТ выпускался Харьковским паровозостроительным заводом. Он использовался в боях во время советско-финской войны и на начальном этапе Великой Отечественной войны. БТ-5, модернизированная версия БТ-2, имел 45-миллиметровую пушку и измененную форму башни. К 1941-му году на вооружении Красной Армии состояло 1261 боеспособная машина БТ-5, большинство из которых было потеряно в первые месяцы войны с фашистской Германией. Также до 1940 года в СССР производился более совершенный легкий танк БТ-7 в нескольких вариантах:БТ-7, БТ-7РТ с радиостанцией, БТ-7А с 76,2-миллиметровой пушкой и 3-мя пулеметами, БТ-7М имевший дизельный двигатель. Их было выпущено более 5700 штук.

Помимо семейства БТ на вооружении советской армии в годы Второй Мировой войны состояли плавающие легкие танки, такие как: Т-40 (выпускался в 1940 и 1941 гг., имел два спаренных пулемета, слабую броню, радиостанцию и четырехлопастный винт для передвижения под водой, использовался, в основном, в разведывательных целях), Т-50 (разработан в 1940 году, произведено малое количество), Т-60 (модернизированная версия Т-40 с более серьезной броней, 20-миллиметровой пушкой, но с утратой плавучести, участвовавшая в боях вплоть до 1944 года), его более мощный вариант Т-70, а также разработанный в 1943 г. Т-80 (из-за сложностей в производстве его было выпущено лишь 81м экземпляр).

Настоящей гордостью Красной Армии являлись советские танки, прекрасно проявившие себя в многочисленных боях и сражениях на фронтах Второй Мировой войны. Наиболее ранним из них был Т-28, разработанный конструкторским бюро ВОАО под руководством Семена Александровича Гинзбурга. Т-28 имел три башни, главная из которых оснащалась 76,2-миллиметровой пушкой и двумя пулеметами и могла поворачиваться на 360 градусов. Под нею находились две небольшие башни, оснащенные пулеметами. На вооружение РККА Т-28 поступил в 1933 году и был на то время самым лучшим танком в мире. В боях с финнами 20-я тяжелая танковая бригада, составленная из танков Т-28, использовалась для поддержки пехоты и внесла огромный вклад в прорыв «Линии Маннергейма». К июню 1941 года в советской армии насчитывалось около 480 Т-28, подавляющее большинство которых было потеряно в первые же месяцы боев с немецкими оккупантами. Причинами тому являлись недостаток боеприпасов и горючего, изношенность и тактические просчеты советского командования в сражениях.

Вплоть до самого 9 мая 1945, до самой Победы настоящей грозой фашистов являлись Т-34 – основные советские танки Второй Мировой войны. Его разработкой занималось специально созданное при заводе № 183 конструкторское бюро-24 под руководством Михаила Ильича Кошкина. В серийное производство Т-34 поступил 30 марта 1940 года. Впоследствии модель постоянно дорабатывалась, причем не столько в сторону увеличения боевой мощи, сколько в сторону уменьшения трудозатрат на его выпуск и понижения стоимости. К концу Великой Отечественной эти показатели снизились более чем в 2 раза. Танк получился весьма подвижным, надежным в эксплуатации, оснащался 76,2-миллиметровой пушкой (сначала длина ствола составляла 30,5 калибра, а с февраля 1941 года – 41 калибр) с 3-мя пулеметами, а толщина брони доходила до 45 мм. Причем основным достоинством этой модели была именно комбинация, совокупность этих положительных качеств, что давало Т-34 значительное преимущество в боевых условиях. Также невероятно важным были дешевизна и простота производства, дававшая возможность производства Т-34 почти на любом машиностроительном заводе, что обеспечило этому танку потрясающую массовость. Удивительно, но после нападения для фашистов явилось полной неожиданностью наличие в Красной Армии этой совершенной боевой машины. Но к сожалению, воспользоваться своим преимуществом в полной мере советские войска не смогли: незнание тактики применения танковых сил, их слабое взаимодействие между собою, неподготовленность экипажей (в экипаж Т-34 входили 4 человека), а также банальная нехватка боеприпасов и топлива – все это приводило к многочисленным поражениям впервый период Великой Отечественной войны. Разумеется, позднее, по мере накопления боевого опыта, преимущества Т-34 стали использоваться войсками Красной Армии гораздо более эффективно. Но через время руководство СССР и военное командование советскими вооруженными силами было очень обеспокоено появлением у противника «Тигров» и «Пантер». Встал вопрос о создании более мощной и современной модели. Поэтому к концу 1943 года был разработан конструкторским бюро завода «Красное Сормово» и начал производиться модернизированный Т-34-85, оснащенный 85-миллиметровой пушкой, более мощным дизельным двигателеми командирской башенкой со смотровыми приборами на крыше основной башни. Состав экипажа возрос до 5-ти человек.

Тяжелые танки СССР

Опыт боев в Финляндии показал, что обладающие прочной броней тяжелые танки СССР необходимы. И уже к февралю месяцу 1940 года на Ленинградском Кировском заводе началось серийное производство моделей КВ-1 и КВ-2. Эти боевые машины имели высочайший для того времени класс защиты (толщина брони доходила до 105 мм). КВ-1 вооружался 76,2-миллиметровой пушкой и четырьмя пулеметами, а КВ-2 отличался от него увеличенной башней и 152-миллиметровой гаубицей (она вела огонь только с места) с тремя пулеметами. Численность экипажа составляла 5 и 6 человек соответственно. Наличие в войсках СССР столь сильно защищенных бронемашин стало для гитлеровцев неприятной неожиданностью. Известны случаи, когда КВ-1 и КВ-2 продолжали участвовать в сражении даже после нескольких десятков попаданий противника. Вместе с тем они имели ряд серьезных недостатков: очень сильно разбивали дороги, не могли пройти по большинству мостов, но самое главное – слишком часто ломались. Для исправления этих недостатков и противодействия царившим на полях сражений немецким «Тиграм» в 1943 году на Челябинском Кировском заводе началась разработка ИС-1, ставшего родоначальником серии ИС тяжелых танков СССР. Он имел более совершенную броню, толщина которой в лобовой части башни составляла 120 мм, новый двигатель, а также специальный люк для наблюдения. Он производился совсем недолго и был заменен на разработанный на его базе ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. Существует легенда, что во время боевых испытаний прототипа этой бронемашины разорвался Т-образный дульный тормоз и едва не погиб прославленный советский маршал Климент Ворошилов. ИС-2 начал участвовать в сражениях Великой Отечественной в начале 1944 года. Результаты привели в восторг советское командование, которое потребовало от промышленности ускоренного выпуска этих танков. Разумеется этот «монстр» произвел на фашистов прямо противоположное впечатление – вышел даже специальный приказ, запрещавший «Тиграм» вступать с ИС-2 в бой один на один, поскольку исход этой «дуэли» практически не вызывал сомнений. Однако быстрый запуск в массовое производство боевой машины, не прошедшей должного количества тестовых испытаний породил ряд проблем, связанных с ее низкой надежностью и поначалу частые поломки были обыденным явлением. Однако ведущие конструкторы СССР активно работали над исправлением недостатков и к лету 1944 года качество этих тяжелых танков значительно улучшилось.

Американские танки

Удаленность Соединенных Штатов Америки от основных событий Второй Мировой войны накладывала определенный отпечаток как на производство американской бронетехники, так и на ее использование. Например, американские экипажи, отлично натренированные (поскольку у них было для этого время), тем не менее, совершали в сражениях множество нелепых ошибок, связанных с отсутствием реального боевого опыта. Тем не менее, американцы делали все возможное, чтобы максимально развить и эту отрасль вооружений. После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз президент Рузвельт дал указание удвоить выпуск танков, для чего были привлечены мощности новых предприятий. В самом начале войны ими, в основном использовались танки М3 «Стюарт» (легкий) и М3 «Грант» (средний). Однако они сильно уступали фашистским аналогам, поэтому в 1941 году Рок-Айлендский арсенал подготовил пять эскизов, на основе одного из которых началось производство среднего танка М4 «Шерман», ставшего основным в вооруженных силах США и Англии. Впервые эта модель была опробована в реальной битве в конце 1942 года в Африке (в Тунисе). В течение войны было сконструировано несколько модификаций «Шермана». Например, на нем использовались 75-ти и 76,2-миллиметровые пушки, а также гаубица калибром 105 мм. «Шерман» имел экипаж из 5 человек, был надежен и неприхотлив, хотя и не отличался высоким уровнем брони и чрезмерной огневой мощью. Американские конструкторы пытались создать и тяжелые танки, но не преуспели: их образцы заметно уступали советским ИС и немецким «Тиграм».

Французская бронетехника Второй Мировой войны

В 1918 году, когда закончилась Первая Мировая война, французская армия имела больше всех танков в мире. Поэтому французы не считали правильным увеличивать их численность и проводить модернизацию. Лишь в начале тридцатых годов они осознали, что нужно что-то менять. И благодаря программе развития отрасли, разработанной по приказу начальника генштаба генерала Вейгана, французская армия к 1940 году имела приличный парк хорошей бронетехники. Разумеется, у французских танков (легкие: «Рено» R -35 и «Гочкис» H -35, средние: «Рено» Д-2 и «Сомуа» S -35, а также тяжелый B 1) имелись свои недостатки: плохая скорость и маневренность, маленькие башни и экипажи 1-2 человека, слабое вооружение – однако они были достаточно конкурентны. После капитуляции Франции немцам досталось некоторое количество целых бронемашин и после некоторой переделки гитлеровцы использовали французские танки во Второй Мировой войне в составе своей армии.

Танк был принят на вооружение Красной Армии в мае 1931 года. Он был разработан на базе колесно-гусеничной машины американского конструктора Кристи и явился первым в семействе БТ (Быстроходный Танк ), разработанным в Советском Союзе. Собранный методом клепки из броневых листов толщиной 13-мм корпус танка имел коробчатое сечение. В лобовом листе корпуса был смонтирован входной люк механика-водителя. Вооружение размещалось в цилиндрической клепаной башне. Танк обладал высокими скоростными качествами. Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных опорных катка большого диаметра, причем задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Переход с одного вида движителя на другой занимал примерно 30 минут. Танк БТ-2, как и последующие танки семейства БТ, производился на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»