Экипаж танка т 34 состоял из. История танковых войск

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Германия, 1945 год. В американской оккупационной зоне вяло шел допрос военнопленных Вермахта. Неожиданно внимание допрашивающих привлек длинный, полный жути рассказ о безумном русском танке, убивавшем все на своем пути. События того рокового дня из лета 1941 года так сильно отпечатались в памяти немецкого офицера, что не смогли стереться за все последующие четыре года ужасной войны. Тот русский танк он запомнил навсегда.

28 июня 1941 года, Белоруссия. В Минск врываются немецкие войска. Советские части отступают по Могилевскому шоссе, одну из колонн замыкает единственный оставшийся танк Т-28, ведомый старшим сержантом Дмитрием Малько. У танка проблема с двигателем, но полный запас ГСМ и боекомплект.
Во время авианалета в районе н. п. Березино, от близких разрывов бомб Т-28 безнадежно глохнет. Малько получает приказ взорвать танк и продолжить следовать в г. Могилёв в кузове одного из грузовиков с прочими бойцами смешанного состава. Малько просит разрешение под его ответственность отложить выполнение приказа – он попытается отремонтировать Т-28, танк совсем новый и не получил значительных повреждений в боевых действиях. Разрешение получено, колонна уходит. В течение суток Малько действительно удается привести двигатель в рабочее состояние.

Экранирование танка Т-28, 1940 г.

Дальше в сюжет включается элемент случайности. К месту стоянки танка неожиданно выходят майор и четверо курсантов. Майор – танкист, курсанты артиллеристы. Вот так неожиданно формируется полный экипаж танка Т-28. Всю ночь они обдумывают план выхода из окружения. Могилевское шоссе наверняка перерезано немцами, нужно искать другой путь.
…Оригинальное предложение об изменении маршрута высказывает вслух курсант Николай Педан. Дерзкий замысел единогласно поддерживается вновь сформированным экипажем. Вместо следования в расположение сборного пункта отступающих частей, танк помчится в противоположную сторону – на Запад. Они прорвутся с боем через захваченный Минск и выйдут из окружения по Московскому шоссе в расположение своих войск. Уникальные боевые возможности Т-28 помогут им осуществить такой план.
Топливные баки заполнены практически до крышек, боекомплект – хотя и не полный, но старший сержант Малько знает место расположения брошенного склада боеприпасов. В танке не работает рация, командир, стрелки и механик водитель заранее оговаривают комплекс условных сигналов: нога командира на правом плече механика-водителя - правый поворот, на левом - левый; один толчок в спину - первая передача, два - вторая; нога на голове - стоп. Трехбашенная громада Т-28 выдвигается по новому маршруту с целью жестоко покарать фашистов.

Схема размещения боекомплекта в танке Т-28

На брошенном складе они сверх нормы пополняют боекомплект. Когда все кассеты заполнены, бойцы наваливают снаряды прямо на пол боевого отделения. Тут наши дилетанты допускают небольшую ошибку – около двадцати снарядов не подходили к 76 мм короткоствольному танковому орудию Л-10: несмотря на совпадение калибров, эти боеприпасы предназначались для дивизионной артиллерии. В догонку погрузили 7000 патронов для пулеметов в боковых пулеметных башнях. Плотно позавтракав, непобедимая армия двинулась в сторону столицы Белорусской ССР, где уже несколько дней хозяйничали фрицы.

2 часа перед бессмертием

По свободной трассе, Т-28 несется к Минску на полном ходу. Впереди, в серой дымке появились очертания города, возвышались трубы ТЭЦ, заводские корпуса, чуть дальше виднелись силуэт Дома правительства, купол собора. Все ближе, ближе и необратимей... Бойцы смотрели вперед, с тревогой ожидая главный бой всей их жизни.
Никем не остановленный, «троянскй конь» миновал первые немецкие кордоны и въехал в городскую черту, – как и предполагалось, фашисты приняли Т-28 за трофейную бронетехнику и не обратили никакого внимания на одинокий танк.
Хотя договаривались до последней возможности соблюдать скрытность, все-таки не утерпели. Первой невольной жертвой рейда стал немецкий велосипедист, весело крутивший педали прямо перед танком. Его мельтешащая фигура в смотровой щели достала механика-водителя. Танк рыкнул мотором и закатал незадачливого велогонщика в асфальт.
Танкисты проехали железнодорожный переезд, пути трамвайного кольца и оказались на улице Ворошилова. Здесь, у ликеро-водочного завода, на пути танка встретилась группа немцев: солдаты Вермахта осторожно грузили в грузовик ящики с бутылками спирта. Когда до анонимных алкоголиков оставалось метров пятьдесят, заработала правая башня танка. Гитлеровцы, как кегли, попадали у автомашины. Через пару секунд танк толкнул грузовик, перевернув его вверх колесами. Из разбитого кузова по округе стал распространяться смачный запах торжества.
Не встретив сопротивления и сигналов тревоги со стороны рассеянного паникой противника, советский в "стелс"-режиме углубился в границы города. В районе городского рынка, танк свернул на ул. Ленина, где ему навстречу попалась колонна мотоциклистов.
Первая машина с коляской самостоятельно въехала под броню танка, где была раздавлена вместе с экипажем. Начался смертельный аттракцион. Лишь на мгновение перекошенные от ужаса лица немцев показывалсись в смотровой щели механика-водителя, исчезая затем под гусеницами стального монстра. Мотоциклы в хвосте колонны попытались развернуться и удрать от приближающейся смерти, увы, попали под огонь башенных пулеметов.

Намотав на гусеницы незадачливых байкеров, танк двинулся дальше, проезжая по ул. Советской, танкисты всадили осколочный снаряд в группу стоящих у театра немецких солдат. И тут возникла небольшая заминка – при повороте на Пролетарскую улицу танкисты неожиданно обнаружили, что главная улица города битком заполнена живой силой и техникой противника. Открыв огонь из всех стволов, практически не целясь, трехбашенное чудовище ломанулось вперед, сметая все препятствия в кровавый винегрет.
Среди немцев началась паника, возникшая в связи с созданной танком аварийной ситуацией на дороге, а также общим эффектом неожиданности и нелогичности появления тяжелой бронетехники Красной Армии в тылу германских войск, где ничто не предвещало такого нападения…
Передняя часть танка Т-28 оснащена тремя пулемётами ДТ калибра 7.62 (два башенных, один курсовой) и короткоствольным орудием калибра 76.2мм. Скорострельность последнего – до четырёх выстрелов в минуту. Скорострельность пулемётов – 600в./мин.
Оставляя за собой следы военной катастрофы, машина полностью проехала всю улицу до самого парка, где была встречена выстрелом противотанковой 37-миллиметровой пушки PaK 35/36.

Похоже, этом месте города советский танк впервые столкнулся с более-менее серьёзным сопротивлением. Снаряд высек искры из лобовой брони. Второй раз фрицы пальнуть не успели – танкисты, вовремя заметили открыто стоящую пушку и незамедлительно отреагировали на угрозу – на Pak 35/36 обрушился шквал огня, превратив орудие и расчет в бесформенную груду металлолома.
В результате беспримерного рейда гитлеровцам был нанесён крупный урон в живой силе и технике, но главный поражающий эффект заключался в поднятии сопротивленческого духа жителей Минска, что способствовало поддержание авторитета Красной армии на должном уровне. Особенно велико значение этого фактора именно в тот начальный период войны, во время серьёзных поражений Имеются однозначные сведения, что в то время в городе оставалось значительное число местных жителей, ставших свидетелями этого невероятного случая, что повлекло за собой немедленное изустное распространение истории о подвиге советских воинов среди окружающего населения.
А наш танк Т-28 уходил по Московскому проспекту из логова фрицев. Однако, дисциплинированные немцы вышли из шокового состояния, преодолели страх и попытались оказать организованное сопротивление прорвашемуся в их тыл советскому танку. В районе старого кладбища Т-28 попал под фланговый огонь артиллерийской батареи. Первым же залпом была пробита 20 мм бортовая броня в районе моторно-трансмиссионного отделения. Кто-то вскрикнул от боли, кто-то зло выругался. Горящий танк продолжал движение до последней возможности, все время получая новые порции немецких снарядов. Майор приказал покинуть гибнущую боевую машину.

Старший сержант Малько вылез через люк механика-водителя в передней части танка и видел, как из командирского люка наружу выбрался раненый майор, отстреливаясь из табельного пистолета. Сержант успел отползти к ограде, когда сдетонировал оставшийся в танке боекомлект. Башню танка подбросило в воздух и она упала на прежнее место. В возникшей суматохе и пользуясь значительным задымлением, старшему сержанту Дмитрию Малько удалось скрыться в огородах.

Малько осенью того же года удалось вернуться в кадровый строй боевых частей Красной Армии в прежней воинской специальности. Он сумел выжить и пройти всю войну. Удивительно, но в 1944 году, он въехал в освобожденный Минск на Т-34 по тому же Московскому проспекту, по которому он в 41-м пытался из него вырваться. Удивительно, но он увидел тот свой первый танк, который отказался бросить и уничтожить под Березиным и который потом с таким трудом смогли уничтожить солдаты Вермахта. Танк стоял на том же самом месте, где был подбит, аккуратные и ценящие порядок немцы отчего-то не стали его убирать с трассы. Они были хорошими солдатами и умели ценить воинскую доблесть.

Сегодня мы с вами поговорим о легендарном танке Великой Отечественной войны, который был разработан в Харькове, под руководством Кошкина М.И. – Т-34. Выпускался он с 1940года, а уже в 1944 стал основным средним танком СССР. Также он является самым массовым СТ второй мировой войны.

Т-34

Экипаж
Экипаж танка состоит из 4 человек(механик-водитель, стрелок-радист, заряжающий и командир), одним словом классическая компоновка.


Корпус
Сам корпус СТ – Т34, сварной и собирался из катаных плит и листов гомогенной стали. Толщиной доходила от 13 до 45 мм. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона, а вот лобовая часть была выполнена из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°.


Башня
Башня танка была двухместной. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Однако начиная с 1942 года, башни начали производить в улучшенной форме, которая отличалась большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы.(«шестигранные» или «башни-гайки»)


Вооружение
На Т-34 в основном устанавливали 76-мм пушку - 30,5 калибров / 2324 мм, начальная скорость бронебойного снаряда - 612 м/с.


Однако в 1941 году она была заменена на 76-мм пушку - 41,5 калибрам / 3162 мм, а начальная скорость бронебойного снаряда - 662 м/с.


Обе пушки использовали один и тот же боеприпас. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На Т-34 выпуска 1942-1944 года с «улучшенной башней», боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В боекомплект могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами.


Вспомогательное вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.


Рация
Изначально на Т-34 начали устанавливать коротковолновую телефонную радиостанцию 71-ТК-3, но чуть позже ее заменили на более новую 9-Р, которая могла обеспечивать дальность связи аж в 15-25 км стоя на месте, а при движении дальность уменьшалась до 9-18 км в телефонном режиме. Стоит отметить, что с 1943 года 9-Р заменили на 9-РМ, которая работала в расширенном диапазоне частот.
71-ТК-3


9-Р


Двигатель
Двигатель был один и тот же - V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения модели В-2-34. Максимальная мощность двигателя - 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная - 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л. с. при 1700 об/мин. Однако из-за нехватки двигателей В-2, 1201 из выпущенных в 1941-1942 годах Т-34 были оснащены карбюраторными авиационными моторами М-17Т или М-17Ф той же мощности.


Ходовая
Для ходовой части взяли подвеску Кристи, которая была взята от серии танков БТ. Она состояла из 5 сдвоенных опорных катков, диаметр которых был 830мм. Гусеницы данного СТ были стальными, которые состояли из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков.


Легендарный танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны, который оказал огромное влияние на исход войны. Что самое интересное, Т-34 был выпущен даже с другой пушкой – огнеметной, которая могла выжигать у себя на пути все до 100м.



Комментарии и отзывы

Компания Xigmatek пополнила ассортимент ПК-корпусов моделью Zeus Spectrum Edition, который представляет с...

Компания Vivo дала старт российским продажам Vivo Nex 3, который является первым в мире смартфоном с экра...

Razer объявляет о выходе Razer Viper Ultimate – самой быстрой игровой мыши, разработанной для профессиона...

Что вы представляете, когда слышите словосочетание «ноутбук для бизнеса»? Наверняка, в голове возникают к...

Оружие победы. Т-34 - танк, любимый всеми.

Тридцатьчетверка» сразу пришлась по душе фронтовикам. Назначение на эту боевую машину всегда было радостным событием для танкистов. Танк любили, ему доверяли, зная, что «родненькая» «тридцатьчетверка» выручит в трудную минуту. Можно привести немало примеров подлинно патриотического отношения танкистов и обычных людей к боевой машине.
Механик-водитель танка Т-34, оставшись единственным из экипажа в живых, во вражеском окружении, без горючего и боеприпасов, утопил танк в озере близ деревни Азаренки на Смоленщине, не отдав машину в руки гитлеровцев.
«Когда в окрестностях запылала партизанская война, жители рассказали народным мстителям о сохраненной в воде грозной машине. Четырнадцать дней женщины, старики и дети из близлежащих деревень и сел под охраной небольшой группы партизан вычерпывали озеро... Возрожденная партизанскими механиками боевая машина наводила панику в тылу гитлеровцев на важной магистрали Ярцево-Духовщина-Пречистая». Имя героя-танкиста, сохранившего «тридцатьчетверку», осталось неизвестным.

В годы Великой Отечественной войны в составе 126-го тп 17-й мбр воевал экипаж танка Т-34/85 «Мать – Родина» в составе командир танка - младший лейтенант М. П. Кашников, командир орудия - сержант Анферов, механик- водитель - сержант Остапенко, пулеметчик - сержант Левченко, заряжающий - сержант Коробейников*. Танк был построен на средства 65-летней москвички Марии Иосифовны Орловой - матери командира 6-го мк 4-й ТА, в состав которого входила 17-я мбр, полковника В. Ф. Орлова, ставший впоследствии Героем Советского Союза (посмертно). Когда до окончания войны оставались считанные месяцы и недели, 15 марта 1945 г. полковник В. Ф. Орлов погиб в боях за Верхнюю Силезию (Польша). В 1941 г. под Ленинградом погиб еще один ее сын Владимир. Проводив на фронт мужа, троих сыновей и дочь, Мария Иосифовна на сбережения семьи и вырученные от продажи драгоценностей и домашних вещей деньги, написав письмо Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину, сделала заказ на строительство танка Т-34. Когда танк был готов, патриотка попросила направить его в 6-й мк. Командованию корпуса она писала «Примите от меня, старой русской женщины, в подарок боевую машину Т-34. Передайте ее лучшему экипажу, и пусть он беспощадно громит врага». В письме на имя Марии Иосифовны танкисты экипажа танка «Мать – Родина» дали клятву оправдать оказанное им доверие и сдержали ее. Экипаж танка «Мать – Родина» участвовал в Верхне-Силезской (март 1945 г.) и Берлинской (16 апреля - 2 мая 1945 г.) операциях, уничтожив 17 танков и самоходных орудий, 2 бронетранспортера и 18 автомашин, истребил более двух рот живой силы противника. Само название, которое ему присвоили боевые товарищи В. Ф. Орлова, танк получил конечно в честь Марии Иосифовны.

А этот случай был осенью 1942 года на Ленинградском фронте. Танковый батальон после успешно проведенной разведки боем возвращался в расположение своих войск. Одна из «тридцатьчетверок» застряла па естественном препятствии в нейтральной зоне. Попытки преодолеть препятствие успеха не имели. Экипаж в танке оказался один на один с противником на удалении прицельного пулеметного огня. С наступлением сумерек гитлеровцы периодически освещали местность ракетами. В этой обстановке командир танка принял решение не покидать машину, представлявшую большую ценность.
Как позднее стало известно из допроса пленных, гитлеровцы, думая, что экипаж Т-34 покинул машину ночью, попытались отбуксировать танк к себе. С рассветом к машине подошел немецкий танк, и «тридцатьчетверку» зацепили тросами.
Взору наблюдающих представился поединок двух танков без единого выстрела:
«Они протащили было наш танк метров 10-15, как вдруг он ожил, и танк противника, словно споткнувшись, остановился. Оба танка сцепленные тросами, замерли на месте, слышен был только рев моторов.
Вот потащил вражеский танк, и юзом поползла «тридцатьчетверка». Затем рванул на себя Т-34 и немного протащил противника. Так повторялось несколько раз. Моторы ревели всеми своими «лошадиными» силами... Т-34, улучив момент, рванулся вперед и... потащил врага к нашим позициям, уже не останавливаясь, все быстрее и быстрее... Немцы открыли бешеный огонь по танкам. Выскочивший из башни немецкий танкист тут же был сражен своими же минами, а остальные два предпочли смерти пленение.
Наши минометные батареи открыли ответный минометный огонь. Т-34 притащил танк противника в расположение батальона» (Глушко И. М. Танки оживали вновь. М., 1977, с. 91.).
В этом противоборстве советского танка с немецким была одержана, если можно так выразиться, тройная победа. Победила советская машина, советский конструктор-танкостроитель и советский механик-водитель, пошедший на большой риск ради того, чтобы сохранить «тридцатьчетверку».

T-34 «три́дцатьчетвёрка» - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком РККА до первой половины 1944 годa, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. Самый массовый средний танк Второй мировой войны.
Разработан в харьковском конструкторским бюро под руководством М. И. Кошкина. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Последняя модификация (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танки, выпускавшиеся в 1940 г., были вооружены 76-мм пушкой Л-11 образца 1939 г., длиной ствола 30,5 калибров. Противооткатные приспособления пушки были защищены оригинальной и только этому образцу танка свойственной бронировкой. Заметим при этом, что пушка не выступала за переднюю часть корпуса. Башня танка сварная из катанных броневых листов, боковые и задние стенки имели угол наклона к вертикали 30". Танки первых выпусков имели носовую часть корпуса обтекаемой, только этим машинам свойственной формы.
Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны.При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Командир экипажа т-34 из книги ДРАБКИНА А. В. «Я ДРАЛСЯ НА Т-34»
Шишкин Григорий Степанович о т-34

"- Как вы расцениваете надежность Т-34?
- Очень надежные были танки, я бы даже сказал, что сверхнадежные. Ну мы, конечно, хитрили, подкручивали ограничитель оборотов двигателя, что категорически запрещалось делать. Конечно, двигатель портился быстро, но ведь и жизнь танка была недолгой. А так бывало, на учениях в горку взлетаешь пулей, а те, кто только что прибыл с новыми танками, - еле-еле забираются. Мы им: «Учитесь, как за танком надо ухаживать!»
Когда приезжаешь на место, танк теплый - махина большая. На моторное отделение брезент накинешь - там и в морозы благодать. Вот уже позже, зимой, пока танк едет, нарочно закрываешь жалюзи, чтобы он нагрелся до предела. Приезжаешь, брезент на моторное отделение, края прикидываешь снегом или землей. И там кайф! Можно до гимнастерки раздеться!
Часто гусеницы соскакивали. А так, пожалуй, больше ничего не скажу... Мотор нормально работал. Надежность работы фрикционов зависела от механика-водителя. Если правильно пользоваться, то он надежно работал.
- Как вам рация?
- Рацией, как правило, и не пользовались - она часто подводила. Да и запрещали ей пользоваться. Потому что немцы прослушивали переговоры. Работали только на прием. Вообще там существует замечательный прием: «Делай, как я!» Танковым переговорным устройством тоже не пользовались. Механиком управляли ногами. Вправо, влево - по плечам, в спину - быстрее, на голову - стой. Заряжающий рядом - через казенник пушки. Ему можно и голосом, и руками.
- Танки каких заводов вы получали?
- Сначала сормовские были, потом вперемешку и сормовские и тагильские. У тагильских башня была побольше, поудобней. А так почти одно и то же. Одно время пришли «Валентайны». Когда узнали, что американские танки к нам прибывают, все начали бегать к зампотеху с жалобами на танк - то одно
барахлит, то другое - начали всякие поводы искать, чтобы пересесть на американский танк. Пришли они к нам... Ой, как посмотрели, что это за танк... Наши-то танки были грубо отделаны внутри, там и окалина, и от сварки могли наплывы сохраниться. А тут влезешь в него - мягкая кожа, золотыми буквами везде написано - «вход», «выход», «огонь». Но бензиновые моторы - горят, как свечка. Гусеницы у «Валентайнов» были резинометаллические. Для парада они были хороши, а в условиях боя, чуть- чуть крен, и она слетает. Володька Сомов, про которого я уже говорил, как-то взял кувалду, залез на танк, как врезал по броне, и кувалда вошла миллиметров на двадцать! Оказывается, как нам потом объясняли, у них вязкая броня. Снаряд ее пробивает, а осколков нет. Пушка слабенькая. Абсолютно были не приспособлены к этой войне. Потом пожгли эти танки, по-моему, умышленно. Подо мной такой танк сгорел... Нет, воевать на нем плохо. Садишься в него и уже боишься. Никакого сравнения с Т-34.
Вообще за год я поменял пять танков. Один раз мне снаряд сбоку пушку пробил, другой раз прогорел металл в выхлопной трубе и двигатель загорелся. Ну и подбивали...
- Люки в бою закрывали?
- Люки в бою по уставу требовалось закрывать. Но, как правило, я не закрывал. Потому что потерять ориентировку в танке очень легко. Время от времени надо смотреть, намечать ориентиры. Механик-водитель, как правило, оставлял люк приоткрытым на ладонь.
- Скорость в атаке какая?
- В зависимости от местности, но небольшая. Километров 20–30 в час. Но бывает так, что надо быстро промчаться. Если видишь, что по тебе пристрелялись, то стараешься маневрировать. Тут скорость пониже. Если есть подозрение, что заминировано, то стараешься быстро проскочить, чтобы мина за танком взорвалась.
К башне танка был приторочен танковый брезент размером 10 на 10 метров. Им экипаж накрывал танк по пути на фронт. На нём же раскладывалась нехитрая снедь. Этот же брезент служил танкистам и крышей над головой, когда не было возможности остановится на ночлег в домах.
В зимних условиях танк промерзал и становился настоящим «холодильником».
Тогда экипаж вырывал траншею, загонял на нее сверху танк. Под днище танка подвешивалась «танковая печка», которую топили дровами. В таком блиндаже было не очень комфортно, но намного теплее, чем в самом танке или на улице."

Обитаемость и комфорт самих «тридцатьчетверок» были на минимально необходимом уровне. Сиденья танкистов делались жесткими и, в отличие от американских танков, на них не было подлокотников. Тем не менее, танкистам иной раз приходилось спать прямо в танке – полусидя. Старший сержант Пётр Кириченко, стрелок-радист Т-34, вспоминает:
«Хотя я был длинный и худощавый, но все равно приноровился спать на своем сидении. Мне даже нравилось: откидываешь спиночку, приспустишь валенки, чтобы о броню ноги не мерзли, и спишь. А после марша хорошо спать на теплой трансмиссии, накрывшись брезентом».

«Все годы войны,- вспоминал впоследствии известный советский конструктор танков Ж. Я. Котин,- шло состязание конструкторских умов воюющих сторон. Германия трижды меняла конструкцию своих танков. Однако гитлеровцам так и не удалось достигнуть боевой мощи советских танков, созданных и модернизированных учеными и конструкторами. Творческая мысль наших конструкторов все время обгоняла фашистскую».

Хваленый «тигр» был неуклюж, походил на коробку, снаряд легко «закусывал» его вертикальную броню, и, если даже она выдерживала, вся страшная сила удара оглушала экипаж и ранила кусками окалины. От этого вражеские танкисты часто «мазали» даже на близком расстоянии.

Только советское танкостроение смогло создать тип танка, отвечающего требованиям современной войны. По своим боевым показателям Т-34 был значительно лучше иностранных танков того времени. Он морально не устарел в течение всей войны, а оставался первоклассной боевой машиной на всем ее протяжении. Это вынуждены были признать и противник, и наши союзники по антигитлеровской коалиции.

3 июля 1941 года в уже неделю находящийся в руках немцев Минск на малой скорости въехал советский танк Т-28. Уже запуганные оккупационными властями местные жители с удивлением смотрели, как трехбашенная машина, вооруженная пушкой и четырьмя пулеметами, смело двигалась в направлении центра города.

Встречавшиеся по пути немецкие солдаты никак не реагировали на танк, принимая его за трофей. Один велосипедист решил повеселиться, и некоторое время ехал впереди. Но вот механику-водителю Т-28 это надоело, он чуть газанул, и от немца остались одни воспоминания. Дальше советским танкистам повстречались несколько офицеров, куривших на крыльце дома. Но чтобы не рассекретить себя раньше времени, их не тронули.

Наконец, возле ликероводочного завода экипаж заметил, как подразделение гитлеровцев под охраной бронеавтомобиля грузит ящики со спиртным в грузовик. Через несколько минут от этой идиллической картины остались только обломки автомобиля и броневика, да кучка трупов.

Пока до немецких властей еще не дошло известие о происшедшем у водочного завода, танк спокойно и аккуратно преодолел мост через реку и наткнулся на колонну веселых и самоуверенных мотоциклистов. Пропустив нескольких немцев, механик-водитель нажал на педаль, и стальная громадина врезалась в середину вражеской колонны. Началась паника, которую усугубили еще и выстрелы пушки и пулеметов. А боезапасом танк под завязку набили еще утром в бывшем военном городке...

Покончив с мотоциклистами, танк покатил на улицу Советскую (центральная улица Минска), где по пути угостил свинцом гитлеровцев, собравшихся у театра. Ну а на Пролетарской танкисты буквально расцвели улыбками. Прямо перед Т-28 расположились тылы какой-то немецкой части. Множество грузовиков с боеприпасами и оружием, цистерны с топливом, полевые кухни. А солдат – тех вообще не сосчитать. Через несколько минут это место превратилось в настоящий ад с рвущимися снарядами и горящим бензином.

Теперь на очереди – парк имени Горького. Но по пути советских танкистов решила обстрелять противотанковая пушка. Три выстрела из орудия Т-28 навсегда успокоили наглецов. А в самом парке немцы, слышавшие взрывы в городе, зорко высматривали в небе советские бомбардировщики. От них осталось то же, что и от их предшественников: горящая цистерна, разбитое оружие и трупы.

Но настал момент, когда закончились снаряды, и танкисты решили уходить из Минска. Поначалу все шло хорошо. Но на самой окраине по танку ударила замаскированная противотанковая батарея. Механик-водитель держал полный газ, но храбрецам не хватило всего минуты. Попавший в мотор снаряд поджег Т-28...

Выбравшийся из горящей машины экипаж попытался скрыться, но уйти удалось не всем. Командир экипажа, майор, и два курсанта погибли. Николай Педан попал в плен и, пройдя все муки немецких концлагерей, был освобожден в 1945 году.

Федора Наумова, заряжающего, укрыли местные жители и затем переправили к партизанам, где он воевал, был ранен и переправлен в советский тыл. А механик-водитель старший сержант Малько вышел к своим и всю войну провоевал в танковых войсках.

Героический Т-28 всю оккупацию простоял в столице Белоруссии, напоминая и местным жителям и немцам о храбрости советского солдата.

Легендарный, овеянный боевой славой советский средний танк Т-34 состоял на вооружении Красной Армии с декабря 1939 года. Конструкция его знаменовала качественный скачок в танкостроении. В ней органично сочетались противоснарядное бронирование с мощным вооружением и надёжной ходовой частью. Высокие защитные свойства обеспечивались применением бронированных толстых катаных листов и их рациональным наклоном. По вооружению этот танк соответствовал лучшим образцам тяжёлых танков. Высокую подвижность обеспечивали специально разработанный мощный дизельный двигатель и широкие гусеницы.

В ходе Великой Отечественной войны одновременно с наращиванием производства танков для воюющей армии велась усиленная работа по совершенствованию конструкции танка и упрощению технологии его изготовления. Первоначальные варианты сварной башни заменили на более эффективную литую шестигранную башню. Срок службы двигателя был увеличен применением новых воздухоочистителей и смазки, а также всережимного регулятора. Более совершенный главный фрикцион и введение коробки передач с пятью ступенями значительно повысило скорость движения танка.

Первые образцы танков Т-34, выпущенных в 1940 году, имели такие технические характеристики:

  • Масса в сборе – 26 т.
  • Численность экипажа – 4 человека.
  • Лобовая броня – 45 мм, наклон — 30о, башня – 52 мм с наклоном 60о, борта и корма соответственно 45 мм и 45о, крыша и днище – 20 мм.
  • Силовой агрегат – дизельный двигатель В-2-34, мощность 500 л.с.
  • Количество скоростных передач – 5.
  • Ёмкость бака для топлива – 450 л.
  • Вооружение – пушка Л-11 76,2 мм, два пулемёта ДТ 7,62 мм. Боекомплект – 77 выстрелов и 3906 патронов.
  • Габариты: длина – 5920 мм, ширина – 3000 мм, высота – 2410 мм.
  • Запас хода на пересечённой местности – 225 км.

В год выпуска 1941-й заменили пушку на Ф-34 такого же калибра, но значительно большей мощности. В год выпуска 1942-й, учитывая недостатки предыдущих моделей, увеличили толщину брони корпуса и башни до 60 мм, установили дополнительные баки для топлива. Слабые места были учтены и в год выпуска 1943-й применили шестигранную башню с 70-мм толщиной бронёй и командирскую башенку. В год выпуска 1944-й изменилось название танка – Т-34-85. У него была увеличена башня, в которой помещалось уже 3 человека, броня доведена до 90 мм толщиной, установлены новые пулемёты ДТМ.

Танк с самого начала конструировался по классической схеме: устройство передней части – боевое отделение, включая башню, задней – моторно-трансмиссионный отсек и ведущие колёса.

Основными частями конструкции танка Т-34 являлись:

  • Корпус, разделённый на функциональные зоны.
  • Силовая установка с трансмиссией.
  • Комплекс вооружения.
  • Средства наблюдения.
  • Ходовая часть.
  • Электрическое оборудование.
  • Средства связи.
  • Корпус танка.

Его сваривали из катанных бронированных плит. Кормовая верхняя плита крепилась на двух петлях, а также болтами к нижней кормовой и бортовым плитам. При выкрученных болтах её можно было откинуть назад, чем обеспечивался доступ к двигателю. В верхней лобовой плите имелся люк для механика-водителя, справа – шаровая установка под пулемёт. Верхние бортовые плиты имели наклон в 45о, нижние устанавливались вертикально. Предусматривались четыре отверстия под оси балансировки опорных катков.

Днище корпуса обычно выполнялось из двух листов, которые сваривались встык с накладкой на шов. Справа, в передней части днища, перед местом нахождения пулемётчика, делался люк для запасного выхода. Прорезались также люки, через которые сливалось топливо из баков, масло из коробки передач и двигателя. Покраска танка обеспечивала его маскировку на местности.

Внутри корпуса танк Т-34 разделялся на функциональные зоны. Спереди располагалось отделение управления. В нём находились механик-водитель со стрелком-пулемётчиком. Здесь же устанавливались педали и рычаги управляющих приводов, датчики, контрольные и измерительные приборы. За отделением управления находилось боевое отделение, включая башню, в которой располагались командир экипажа и наводчик, а в Т-34-85 ещё и заряжающий.

Силовая установка с трансмиссией

Это следующая функциональная зона. Её отделяла от боевого отделения стальная съёмная перегородка. В центре силовой зоны устанавливался двигатель. По сторонам – масляные баки, водяные радиаторы и аккумуляторные батареи. В крыше вырезали люк с бронированной крышкой, через который осуществлялся доступ к двигателю. По бокам располагались продолговатые щели для притока воздуха. Они закрывались бронированными жалюзи.

В кормовой части имелся отсек трансмиссии или силовой передачи. Это – набор механизмов, осуществляющих передачу крутящего момента на коленчатом валу двигателя до ведущих колёс. В результате изменяются скорость танка и тяговые усилия в более широком диапазоне, чем это позволяет двигатель. При движении с места главный фрикцион плавно передаёт нагрузку на двигатель, сглаживая резкие изменения количества оборотов вращения коленчатого вала и скорости движения танка. Другая его функция – отключение двигателя от коробки передач во время переключения скоростей.

Коробка передач применена механическая, пятискоростная – четыре передачи для движения вперёд и одна – назад. Переключение – посредством привода управления. Чтобы танк Т-34 мог повернуть, нужно было притормозить гусеницу, в направлении которой делается поворот. Тормозная система основывалась на плавающих ленточных тормозах. В действие они могут приводиться из управляющего отделения. Для этого по бокам от механика-водителя есть правый и левый рычаги, а также ножные приводы.

Кроме главного фрикциона, коробки передач, бортовых редукторов и тормозов, в отсек трансмиссии входили также электрический стартер, топливные баки и воздухоочистители. В крыше отсека предусматривался люк воздуховода прямоугольной формы, закрываемый металлической сеткой. Под ним располагались регулируемые бронированные жалюзи. В кормовой плите укреплялись колпаки выхлопных труб и два кронштейна для установки дымовых шашек.

Вооружение, устанавливаемое на средний танк Т-43

Основным вооружением, которым располагал танк Т-34, изначально служила полуавтоматическая 76-мм пушка Л-11 выпуска 1939 года с клиновым вертикальным затвором. В 1941 году её заменили на пушку Ф-32 такого же калибра. Позже танк Т-34-85 получил 85-мм пушку Д-5Т, а затем ЗИС-С-53. Башня имела возможность вращаться, поэтому пушка и спаренный с ней пулемет могли вести круговой обстрел. Телескопический прицел обеспечивал дальность стрельбы при прямой наводке почти на 4 км, а из закрытой позиции – до 13,6 км. Дальность поражения прямым выстрелом бронебойным снарядом достигала 900 м. Башня вращалась с помощью ручного или электрического привода. Он устанавливался на стенке возле пушки. Максимальная скорость вращения от электродвигателя достигала 30 градусов в секунду. Вертикально наводка делалась вручную секторным подъёмным механизмом, располагавшимся также с левой стороны от пушки.

Стрельба могла осуществляться как механическим, так и электрическим спуском. Боекомплект состоял из 77 выстрелов. Он размещался в кормовой зоне, на стеллажах, а также в хомутах по правому борту и в ящиках на дне боевого отделения. Пулемёты оснащались 31 магазином с 63 патронами в каждом. Дополнительно к основному боекомплекту танкистов обеспечивали патронами в коробках, пистолетами, автоматами и гранатами.

Ходовая часть

Ходовую часть танка Т-34 составляли гусеничный движитель с подвеской. Они и обеспечивали высокую проходимость. В нём две гусеничные цепи, по два ведущих и направляющих колеса и 10 катков. В гусеничной цепи 72 трака с шагом 172 мм и шириной 500 мм. Вес одной гусеницы 1070 кг. Литые ведущие колёса служили для перемотки гусениц и их натяжения.

Подвеска в танке Т-34 была с винтовыми цилиндрическими пружинами. На переднем катке двойная пружина. Располагалась она вертикально в носовой части и ограждалась щитками. Для остальных катков подвеску размещали наклонно в шахтах корпуса танка. Опорные катки крепились на осях с подшипниками, запрессованными в балансиры. Все катки – двойные с резиновой шиной.

Электрическое оборудование

К электрооборудованию танка Т-34 относились как источники, так и потребители электроэнергии, в том числе:

  • Электрический стартер.
  • Электродвигатель для обеспечения поворотов башни.
  • Охлаждающие вентиляторы.
  • Электрический спуск пушки, а также спаренного пулемёта.
  • Электродвигатели подогревателя (его устанавливали в послевоенных образцах танка) и масляного насоса.
  • Приборы сигнализации и освещения.
  • Обогреватель прицела.
  • Радиостанция.
  • Переговорное устройство.
  • К источникам электроэнергии относились генератор и 4 аккумулятора попарно с обеих сторон двигателя. Напряжение в системе – 24 В, мощность генератора – 1 кВт.

Средства связи

Телефонно-телеграфная радиостанция обеспечивала двухстороннюю связь между танком и другими объектами. Дальность действия зависела от времени года и суток. Наибольшей она была по телефону с четырёхметровой штыревой антенной зимой. Летом, особенно ночью, возрастал уровень помех, что снижало дальность связи.

Приёмопередатчик и его блок питания крепились кронштейнами к заднему и левому листам башни за сиденьем командира танка. В 1952 году установили радиостанцию, работающую телеграфом и на приём, и на передачу. Переговорное устройство в танке было обновлено. Теперь оно состояло из нескольких аппаратов – для командира, наводчика и механика-водителя. Устройство обеспечивало связь членов экипажа между собой, а для наводчика и командира – ещё и с внешними респондентами.

Организация работы экипажа танка

Оптимальный вариант, каким по составу должен быть экипаж танка Т-34-85 – пять человек:

  • Командир танка.
  • Механик-водитель.
  • Стрелок-пулемётчик.
  • Наводчик.
  • Заряжающий.

Командир танка размещается на сидении за наводчиком, от пушки слева. Для удобства ему служит командирская башенка с приборами наблюдения. Задачи командира: обзор и контроль поля боя, указания наводчику, работа с радиостанцией, общее руководство экипажем.

Механик-водитель находится на сидении, которое можно регулировать по высоте. В лобовом листе перед ним есть люк с бронированной крышкой. В неё устанавливаются стационарно два перископа. Их призмы снизу закрыты защитными стёклами, которые защищают глаза водителя от осколков. Над перископами ставятся мягкие налобники для защиты головы водителя от возможных ушибов. Приборы и механизмы для механика-водителя:

  • Рычаги управления.
  • Кулиса от коробки передач.
  • Ручная подача топлива.
  • Тормоз.
  • Педаль главного фрикциона.
  • Щиток-индикатор контрольных приборов.
  • Два баллона сжатого воздуха, применяемых при воздушном запуске двигателя.
  • Щиток электроприборов.
  • Тахометр.
  • Кнопка стартера.
  • Спидометр.
  • Огнетушитель.

Стрелок-пулемётчик находится от механика-водителя справа. Его задача – вести огонь из пулемёта, вставленного в шар верхнего лобового листа корпуса. Для наводки на цель применяется специальный телескопический прицел. Стрельба ведётся нажатием спускового крючка по несколько выстрелов очередями с расстояния до 800 м. Пулемёт оснащён автоматикой, работающей на энергии пороховых газов.

Наводчик размещается в башне, с левой стороны. По указанию командира или выбрав цель самостоятельно, он наводит пушку и спаренный пулемёт на цель. Затем производит выстрел спусковым механизмом либо с помощью электрического спуска. В распоряжении наводчика есть перископический прицел, обеспечивающий четырёхкратное увеличение. Пушка со спаренным пулемётом наводится на цель механизмом поворота башни, а также подъёмом пушки.

Заряжающий располагается по правой стороне от пушки. По указанию командира он выбирает тип выстрела, как зарядить пушку, перезарядить спаренный пулемет, наблюдает за ходом боя. Его сидение подвешивается тремя ремнями – два от погона башни, третий – от люльки пушки. Изменением положения ремней сидение регулируется по высоте.

Для обеспечения проведения срочных ремонтов и необходимых мер безопасности внутри танка устанавливаются два баллона углекислотных огнетушителя. Комплекты запасных частей, принадлежностей и инструментов размещаются не только внутри танка, но и снаружи. К ним относятся в том числе: буксирный трос, брезент, орудийные запасные части, резервные траки, с гребнями и без них, пальцы гусеничных траков, шанцевый инструмент. На корме устанавливаются дымовые шашки.

Служба танка Т-34 после второй мировой войны

После второй мировой войны в Югославии применялись танки иностранного производства, в том числе русский Т-34, переданный нашей страной в 1945 году. Они были распределены по двум танковым бригадам. Югославское руководство предпринимало попытки освоить у себя производство танков Т-34-85. Ставилась задача увеличить срок службы машины. Было задумано много изменений в конструкцию. Например, предложили установить другой дизель с улучшенной трансмиссией, скорректировать корпус и башню. Это дало возможность уменьшить площадь фронтальной поверхности танка и снизить риск поражения его спереди.

В 40-х годах Польша, а за ней Чехословакия тоже решили организовать выпуск у себя танков Т-34. Получили техническую документацию, расписанную технологию и специалистов от производителей. Первые серийные танки появились здесь в 1951 году. Они были тех же размеров, но изменена форма башни, двигатель приспособлен под различные виды топлива, имел облегчённый запуск зимой. Дополнительные топливные баки увеличили дальность хода до 650 км. Установлены приборы с ночным видением для механика-водителя. Применены новые радиостанции, переговорные устройства ТПУ-47, специальные приборы наблюдения командира. Увеличили скорость, с которой вращается башня.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»