Первобытный мир и рождение цивилизаций. От первобытности — к цивилизации

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Первые цивилизации появились в конце четвертого тысячелетия до нашей эры. Сразу стоит оговориться: термин «цивилизация» многозначен, и здесь он применяется в значении «древнее государство», хотя многие историки используют его и для обозначения культур, не достигших стадии государства. Итак, чем отличаются древние цивилизации от первобытного общества и как они образовались? Начнем с самого начала.

Исторические прецеденты не умоляют в нашу пользу. Подумайте о Шумере, Древнем Египте и майяне. Он предупреждает, что мы можем пойти по тому же пути, если мы не решим прекратить разрушать окружающую среду, которая несет нас. Уже давно утверждается, что правительствам следует уделять больше внимания жизненно важным экологическим ресурсам. Речь идет не о спасении планеты.

Речь идет о спасении цивилизации, - говорит он. Другие исследователи считают, что наши проблемы имеют более глубокий корень. Если урожай обрушится, потому что дожди нерегулярны, необходимо построить оросительные каналы. Когда они промокнут, мы должны организовать уборку. Когда повышение урожайности позволяет большему населению, необходимо построить больше каналов. Когда масштабы сети каналов больше не достаточны для одноразовых ремонтов, управленческая бюрократия должна быть внедрена и финансироваться за счет повышения налогов на население.

Трансформация первобытного общества

Согласно классификации американского социолога и историка Льюиса Моргана, человеческое общество проходит три стадии развития:

  • дикость;
  • варварство;
  • цивилизация.

Дикость характеризуется присваивающей экономикой (охота, рыболовство, собирательство) и отсутствием частной собственности. С наступлением варварства возникает социальная иерархия, появляются частная собственность и производящая экономика (земледелие, скотоводство, ремесла). И, наконец, цивилизация. Главное ее отличие от двух предыдущих этапов – образование государства со всеми сопутствующими институтами: армией, полицией, чиновниками, правителями. Нетрудно догадаться, что первобытное общество существует на этапах дикости и варварства.

Когда общественность жалуется, необходимо создать налоговых инспекторов и систему учета собранных сумм. Все это уже было хорошо известно шумерам. Однако есть плата, которую нужно заплатить. Каждый дополнительный слой, добавленный в организацию, налагает затраты с точки зрения энергии, единицы учета всех человеческих усилий, будь то строительство каналов или образование книжников. Тейнтер обнаружил, что возрастающая сложность приводит к уменьшению отдачи. Дополнительное питание, производимое каждым дополнительным часом работы - джоулями энергии, вложенной в культивирование одного гектара, уменьшается по мере увеличения этих инвестиций.

Отличие древних цивилизаций от первобытного общества – не только в разных типах ведения хозяйства (кстати, при варварстве и цивилизации такой тип один – производящий), но и в появлении писаного права. Хотя система общепринятых правил поведения есть и у варваров, она зиждется на обычаях, традициях, поэтому называется «обычным правом». Позже право как необходимое условие существования государства оформляется в виде законов и кодексов и фиксируется документально, в зависимости от страны и эпохи – на папирусе, пергаменте, камне, глиняных табличках, бересте или бумаге. Так возникает писаное право, ius scriptum на латыни. И, наконец, в древних цивилизациях появляется такой социальный институт, как рабство.

Сегодня мы наблюдаем тот же феномен со снижением количества патентов на доллар, вложенных в исследования, по мере того, как инвестиции, направленные на его увеличение. Чтобы продолжать расти, компании должны продолжать решать проблемы по мере их возникновения. Однако каждая проблема решена, значит, сложнее. Успех побуждает большее население, больше специалистов, больше ресурсов для управления, больше информации для обработки - и, в конечном счете, меньшую отдачу от потраченных денег.

Тейнтер, мы достигаем точки, где все энергии и ресурсы, доступные обществу, необходимы только для поддержания его нынешнего уровня сложности. Затем, когда климатические изменения или варвары приходят, институты, близкие к краху разрушения, и гражданский порядок с ними. Следующее - это менее сложное общество, организованное в меньших масштабах или возглавляемое другой группой.

Сравнение

Цивилизация отличается от предыдущих этапов еще и бурным развитием гуманитарной сферы. Человечество, сумев накормить и обезопасить себя, принимается самовыражаться через искусство. Конечно, начало этому процессу положено еще в дикости, а во время варварства возникают порой сложные художественные произведения эпического характера – сказания о богах и героях. Однако подлинный расцвет искусство получает именно на стадии цивилизации.

Тейнтер видит уменьшающуюся отдачу как основную причину краха всех древних цивилизаций, от первых китайских династий до греческого города-штата Микены. Эти цивилизации использовали солнечную энергию в виде посевов и культур продовольствия, кормов и дерева, а также энергии ветра. Когда эти ресурсы достигли своих пределов, система сломалась.

Западная промышленная цивилизация стала более крупной и сложной, чем любая из предыдущих, за счет использования новых источников энергии, в том числе угля и нефти, но они ограничены. Все больше проявляется закон уменьшения отдачи: энергия, необходимая для получения каждого нового джиуля, возрастает, и хотя глобальное производство продуктов питания неуклонно растет, необходимы постоянные инновации для борьбы с деградацией окружающая среда и эволюция вредителей и болезней - возврат на единицу инвестиций в инновации снижается. «В той мере, в которой проблемы неизбежны, - предупреждает г-н Тейнтер, - этот процесс частично неизбежен».

Если для создания былин или саг нужен талант и больше ничего, то, например, для строительства шедевров архитектуры или сложных технических сооружений – еще и точный инженерный расчет, и согласованные действия большого количества людей. А добиться этого возможно только при наличии государства. Именно оно способно и обеспечить подготовку инженеров (а это дело очень не простое и не быстрое), и собрать достаточное количество квалифицированных (да и неквалифицированных тоже) рабочих, и поставить надсмотрщиков, чтобы никто из них не сбежал домой. А ведь бегали, и еще как, даже восстания поднимали: 1600 лет до нашей эры в Египте строители пирамид взбунтовались из-за того, что им не выдали чеснок, который, как считалось, восстанавливает силы. Понятно, что это только повод, главной причиной стали плохие условия труда. Однако не будь государства, подавившего восстание, пирамида так и осталась бы недостроенной.

Анализ сложных систем привел Янира Бар-Яма, лидера Института комплексных систем в Кембридже, штат Массачусетс, к такому же выводу, что г-н Тейнтер придумал историю изучения. Социальные организации становятся все более сложными, поскольку им приходится решать как экологические проблемы, так и проблемы со стороны стран соседних стран, которые также становятся все более сложными, объясняет, что г-н В конечном счете фундаментальное изменение в организации общества.

«Чтобы вести иерархию, лидеры не могут быть менее сложными, чем система, которой они управляют», - говорит г-н. Когда сложность возрастает, компании должны добавлять все больше и больше уровней управления, но в конце в иерархии человек должен попытаться сохранить обзор, и это начинает становиться невозможным. На данный момент иерархии уступают место сетям, в которых распределяется принятие решений.

Таблица

В чем разница между древними цивилизациями и первобытным обществом, наглядно показано в приведенной ниже таблице.

Первобытное общество Древние цивилизации
Право (юриспруденция) Обычное право, базирующееся на традициях, привычках Писаное право, зафиксированное в исторических документах (Салическая правда, Русская Правда, Законы XII таблиц и так далее)
Социальная организация Родовая община, на последнем этапе – соседская община; социальное равенство Государство; появляется социальная дифференциация, возникает рабство
Искусство Развитие получает в основном устное народное творчество, которое часто не записывается (так как письменность еще не создана), а передается из поколения в поколение; изобразительное искусство и малая пластика находятся в зачаточном состоянии; монументальная скульптура и сложные архитектурные формы отсутствуют Бурно развиваются все виды искусства
Наука Первичные научные знания (движение небесных тел, начало счета, медицины и так далее) Развиваются все виды науки

Цивилизация - в переводе с латинского «Civilis» - общественный гражданский. Цивилизация - это гражданское общество с определенным уровнем развития культуры на конкретном историческом этапе. Например: древняя цивилизация - это объединение людей для выживания в природе, античная - высокоразвитая в культурном обществе цивилизация, а современная - это технократичная цивилизация.

Это делает современные западные общества более устойчивыми, чем те, в которых принятие решений было централизовано, как и в бывшем Советском Союзе. Однако по мере увеличения соединений сетевые системы становятся все более тесно связанными. Это означает, что последствия сбоев могут распространяться: чем больше эти две деревни сильно зависят друг от друга, тем больше они пострадают, если столкнутся с проблемой. Сложность приводит к большей уязвимости в некоторых отношениях, - говорит Бар-Ям. Этот аспект не совсем понятен.

Причина в том, что когда сети становятся более связанными, они начинают передавать удары, а не поглощать их. «Комплексные сети, которые соединяют нас с собой - и транспортируют людей, материалы, информацию, деньги и энергию - передают и усиливают все потрясения», - говорит Гомер-Диксон. Финансовый кризис, террористический акт или эпидемия почти мгновенно провоцируют дестабилизирующие последствия с одного конца света на другой.

Разделяют два типа цивилизации:

Крестьянский, т.е. тот, который основан на возделывании, когда природа и человек сливаются в единое целое. Для этой цивилизации природа выше человека, а человек вживается в природу не нарушая ее естественной гармонии. Сила этой цивилизации в том, что она сохраняет ее первичную среду обитания. Слабость в том, что она не способствует прогрессированию.

И в этом году Китай понес подобный срыв после того, как сильный снегопад повредил линии электропередач. Тесно связанные сети, подобные этим, имеют потенциал для распространения сбоев во многих важных действиях, объясняет Чарльз Перроу из Йельского университета, известного специалиста по промышленным авариям и катастрофам.

Перроу полагает, что взаимозависимость в глобальной производственной системе теперь достигла точки, где «неудача, происходящая где-либо, все больше и больше приводит к разрушению повсюду». Это особенно верно в мире финансовых систем, где связь очень плотная. На данный момент у нас кредитный кризис с крупным игроком, США. Последствия могут быть огромными. Сети, которые соединяют нас, могут усиливать потрясения.

Техногенный тип. В таких цивилизациях человек приспосабливает природу к своей жизнедеятельности, но происходит нарушение гармонии с природой. Вследствие этого происходит уничтожение первичной среды обитания, а значит и самоуничтожение. Сила такой цивилизации в том, что она способствует прогрессу.

Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в разных регионах земли. На ее возникновения повлияли климатические и географические условия, положение регионов. Различная скорость развития привела к неравномерности формирования разных народов. Первобытное общество - первая стадия исторического развития человеческого общества.

Сетевое общество ведет себя как многоклеточный организм, - говорит Бар-Ям, - случайные неудачи похожи на удаление из живого существа. Является ли это выживанием или нет, зависит от удаляемого органа. И если мы знаем наверняка, какие органы незаменимы для жизни, определить непросто, пока не поздно, какие критические части в нашей плотно сетевой цивилизации, и это может быть, даже невозможно.

«Когда мы делаем этот анализ, мы обнаруживаем, что почти все стороны имеют решающее значение, когда они сильно обесценены», - говорит Бар-Ям. Теперь, когда мы можем просеивать такие системы более изощренными способами, мы обнаруживаем, что они могут быть очень уязвимыми. Это означает, что цивилизация очень уязвима.

На раннем этапе формирования человеческой сущности люди жили племенами. Племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями. Такая форма общества прогрессировала и напоминала стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако это привело к кровосмешению, а затем и к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком была культурная замкнутость племени. На этом уровне развития у человека и общества уже появилось культовое сознание. Самая древняя его форма - фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени - рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетиша в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. Природе противостоял сам человек, который был основой упорядоченного и невраждебного мира (космоса). Отсюда и человеческое жертвоприношение богам, которое иногда сопровождалось каннибализмом.

Что мы можем сделать? Ключевой вопрос заключается в том, можем ли мы реагировать на новые уязвимости, которые у нас есть, - говорит г-н. Что означает, прежде всего, обеспечение того, чтобы наше «глобальное существо»не страдает «травмой». Это может быть трудно обеспечить с изменением климата и сокращением поставок топлива и полезных ископаемых в мире.

Ученые в других областях также предупреждают, что сложные системы склонны к краху. С течением времени некоторые экосистемы становятся более сложными: новая часть леса растет и развивается, специалисты могут заменять более общие виды, накапливать биомассу и деревья, жуки и бактерии все больше и больше статической системы и все более и более тесно связаны. «Это становится чрезвычайно эффективной системой для поддержания нормального диапазона наружных условий», - говорит Но необычные условия - вспышка насекомых, пожар или засуха - могут вызвать драматические изменения, поскольку воздействие каскады через систему.

Древний человек был уверен в успехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар - человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах.

Начав трудиться, шел процесс накопления знаний. Уже, в какой то степени делались прогнозы: когда делать запасы, как и сколько их хранить, когда ими можно пользоваться, т.е. появилось планирование и организация трудовой деятельности, распределение продуктов и орудий труда. Учет потребовал ведения записей. Так появились первые зарубки, насечки.

Конечным результатом может быть крах старой экосистемы и ее замена новым, более простым. Он отмечает, что глобализация отражается таким же образом благодаря плотной связи и тонкой настройке наших систем для ограниченного круга условий. Резервирование систематически устраняется компаниями для максимизации прибыли. Некоторые изделия производятся на одном заводе по всему миру. В финансовом отношении это имеет смысл, потому что массовое производство максимизирует эффективность. К сожалению, это также сводит к минимуму устойчивость. «Нам нужно быть более избирательными в отношении увеличения возможностей подключения и скорости наших критических систем», - говорит Гомер-Диксон. Иногда затраты превышают прибыль.

Современный человек появился в результате соединения племен из двух родов, когда мужчины одного племени брали в жены женщин из другого племени. Это изменение было связано с запретом на половые отношения внутри общины в период охоты, полевых работ и т. п. для повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения женщин до «узаконенных» отношений. В это время возникли парные семьи, которые были неустойчивыми и не имели постоянного жилища. А в результате возрастания роли мужчин в хозяйственной деятельности происходит переход от матриархальных отношений к патриархальным. Начинается переустройство уклада жизни, появление новых традиций, норм, ценностей. Эпоха патриархата - это время разложения первобытного общества.

Можем ли мы принять эти предупреждения во внимание и начать с лестницы сложности осторожно? Тейнтер знает только один пример цивилизации, которая сумела отказаться, не упав. После того как Византийская империя потеряла большую часть своей территории для арабов, она упростила все ее общество. Большинство городов исчезло, чтение и численность уменьшились, их экономика стала менее монетизированной, и они перешли из армии профессионалов в крестьянскую милицию.

Гомер-Диксон думает, что мы должны действовать сейчас. «Во-первых, нам необходимо поощрять децентрализованное и распределенное производство основных продуктов, таких как энергия и продукты питания», - предупреждает он. Тогда мы должны помнить, что резерв не всегда пуста.

Разделения труда в общине способствовало развитию товарообмена, имущественному неравенству, частной собственности. В связи с этим наемный и рабский труд, расслоение общества, возникновение классов. Хозяйственная деятельность человека переходит от присваивающей к добывающей экономике.

Вместе с деятельностью развивалось и мышление. Человек начал совершенствовать орудия труда - монтировал каменные орудия в роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес или уменьшал до граммов. Развитие техники проявлялось в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали делались из дерева, кожи, костей, камня.

Промышленная компания может потерять деньги из-за расходов на инвентаризацию и хранение, но она может оставаться в эксплуатации, даже если ее поставщики временно не могут производить. По его словам, электроэнергетическая отрасль США уже начала выявлять сетевые точки без избыточного резервирования и внедряет резервные системы. Правительства могут поощрять другие сектора последовать их примеру. Проблема в том, что в мире жесткой конкуренции частные компании всегда пытаются сократить расходы, если правительства не субсидируют расходы на обеспечение безопасности в общественных интересах.

Для развития культуры большое значение имел огонь. Применение огня способствовало преобразованию животной психики в направлении интеллекта, разрыв с условиями и привычками стадной жизни, становлению хозяйства. Огонь был теплом, светом, средством защиты и приготовления пищи. Так, шаг за шагом, из первобытности человек шел к цивилизации. Сам того не осознавая, он изменял окружение вокруг себя. Постепенно накапливал знания, передавал их своим потомкам.

Гомер-Диксон сомневается, что мы можем полностью избежать краха. Он предупреждает о том, что он называет «тектоническими» стрессорами, которые нарушат нашу жесткую и плотно связанную систему вне диапазона условий, для которых она становится более точно настроенной. К ним относятся рост населения, растущий разрыв между богатыми и бедными, финансовая нестабильность, распространение оружия, исчезновение лесов и рыболовство и изменение климата.

Это фундаментальная задача, стоящая перед человечеством. Мы должны позволить здоровому разрыву в естественной функции наших обществ таким образом, чтобы он не приводил к катастрофическому краху, а скорее приводил к здоровому обновлению, - говорит г-н То, что происходит в лесах, которые представляют собой разрозненную смесь старых и новых зон, созданных болезнью или огнем. Если экосистема разрушается в местах, она обновляется и реконструируется в другом месте молодым лесом. Мы должны разрешить частичные перерывы здесь и там, а затем ремонтировать, говорит он, вместо того, чтобы стараться избегать преодоления возрастающей сложности, чьи кризисы на самом деле сильнее.

Первые цивилизации возникли в V - IV тысячелетиях до нашей эры на юго-востоке Азии, т.к. там тепло, благоприятные природные условия и плодородные земли. Такими являются - древний Египет, Месопотамия, Шумерия (на территории современного Ирака). В конце III тысячелетия до нашей эры возникла индийская цивилизация в устье реки Инд. Во II тысячелетии на реке Хуанхэ возникла китайская цивилизация. Именно эти две цивилизации прошли тысячелетний путь развития и существуют до сих пор, т.к. сохранили свою аутентичность (первооснову), не растеряли обычаи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»