Олимпиады по журналистике. Олимпиада «Высшая проба» по журналистике

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Радио России» и Факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова совместно с «Российской газетой» проводит отборочный этап олимпиады школьников «Ломоносов» по комплексу предметов "Журналистика".

Те, кто успешно выдержат все этапы отборочных испытаний, смогут поступить на факультет журналистики МГУ как победители и призеры олимпиад школьников!

В Олимпиаде могут принимать участие учащиеся средних учебных заведений, реализующих программы среднего полного общего образования (учащиеся 5-11 классов средних школ, учащиеся колледжей и ПТУ, поступившие в них после окончания 9-го класса).

Заключительная часть конкурса состоит из двух этапов - письменного и устного.

Региональные площадки не предусмотрены. Принять участие в очном этапе можно только в Москве.

Письменный тур пройдет 1 марта 2014 г. на факультете журналистики МГУ и будет состоять из заданий по журналистике, литературе и иностранному языку.

Олимпиада "Ломоносов" по журналистике, которую проводят "Российская Газета", "Радио России" и журфак МГУ, стартует 23 ноября. О том, какие "сюрпризы" ждут ее участников и в какую "цифру" уходит журфак, "РГ" рассказала декан факультета журналистики МГУ, профессор, член-корреспондент РАО Елена Вартанова.

Елена Леонидовна, 15 лет мы ищем талантливых ребят, мечтающих о профессии журналиста. В этом году условия олимпиады стали более жесткими. Почему?

Елена Вартанова: Раньше у учеников 5 - 9 классов было больше времени на выполнение задания. Сейчас правила едины для всех: и младшим школьникам, и 11-классникам дается два заочных online-тура по три дня каждый. За это время участники должны написать тест по журналистике и творческое эссе. На мой взгляд, новые правила позволят отобрать самых подготовленных, самых мотивированных. Ведь победа в олимпиаде дает им очень серьезные льготы. Лучшие из лучших поступают на журфак без экзаменов (при условии сдачи ЕГЭ по литературе минимум на 75 баллов), а призеры "автоматом" получают максимальный балл за творческий конкурс - вступительное испытание на факультете.

Еще одна важная новость: online-портал олимпиады "Ломоносов" получил более дружественный и удобный интерфейс. Несомненно, школьникам будет проще в нем работать.

Когда ребята смогут попасть в прямой эфир?

Елена Вартанова: В феврале - марте в МГУ пройдет очный этап. Победители online-тура будут писать творческие работы по междисциплинарным темам. Оригинальное задание прошлого года - "Репортаж из ставки Пугачева". С одной стороны, это проверка знания литературы, с другой - способности мыслить и писать как журналист. Если наберем достаточное количество участников из регионов, то, возможно, для них мы организуем очный тур на площадках опорных вузов Урала и Сибири. Затем интеллектуальное соревнование продолжится в прямом радиоэфире. Ребятам придется отвечать на самые разные, и даже каверзные, вопросы преподавателей и журналистов.

Елена Вартанова: С появлением блогеров, с развитием "фейковых новостей" и постправды роль качественной журналистики возрастает. В мире больших данных именно профессиональный журналист будет вести читателя через "информационный шум". Печатная газета сохранит свою уникальность и всегда будет востребована. Это не прогноз, это реальный запрос аудитории.

В целом неважно, какой будет площадка для трансляции контента. Да, новости уже "привязаны" к экранам смартфонов и компьютеров, да, "точкой входа" в медиа стали соцсети. Главное, чтобы информация в СМИ оставалась достоверной.

Журфак тоже уходит в "цифру"?

Елена Вартанова: "Цифровые" дети становятся "цифровыми" студентами. Мы запускаем новые образовательные практики. Например, "Квест вместо лекции", проверяющий знания в игровом формате с использованием современных медийных технологий. Внедряем командное, проектное обучение на примерах студенческих СМИ. Это тренд, который пришел к нам с подачи работодателей.

Новости уже "привязаны" к экранам смартфонов и компьютеров, а "точкой входа" в медиа стали соцсети

Запрос крупных компаний такой: выпускник журфака должен уметь работать в контексте реальных редакционных практик и стандартов, быстро координировать свои действия с коллегами. При этом у него должна быть фундаментальная база, позволяющая осмыслить информацию и дать к ней развернутый комментарий. Мы развиваем новые типы медиа: есть портал "Журналист-online" с популярными "лонг-ридами", есть канал "Моховая, 9" на You Tube с новостями и ток-шоу, есть группы в соцсетях и цифровые фотопроекты...

Гид по олимпиаде НИУ ВШЭ: как участвовать, какие предметы выбирать и что дают за победу и призовые места

Сдала ЕГЭ по литературе на 100

Олимпиаду проводит Высшая школа экономики. В ней участвуют школьники 7-11 классов со всей России и ближнего зарубежья. Популярность олимпиады растёт: в 2018 году на отборочный этап пришло 82 тысячи человек. И это неудивительно - первые три места позволяют поступить со льготами как в саму Вышку, так и в другие вузы страны.

Но на соревнования приходят не только ради победы. Участники любят олимпиаду за интересные задания и развитие способностей.

Из чего состоит олимпиада

Профили. «Высшая проба» проводится по 22 профилям

7 класс

иностранные языки

математика

русский язык

филология

8 класс

иностранные языки

математика

русский язык

филология

обществознание

экономика

9-11 классы

востоковедение

восточные языки

вычислительная техника

журналистика

иностранные языки

информатика

история мировых цивилизаций

математика

обществознание

основы бизнеса

политология

психология

русский язык

социология

филология

философия

экономика

электроника

Новинки. К стандартному набору предметов в 2018 году добавили «Финансовую грамотность» и «Основы бизнеса». Получить представление о том, что это за дисциплины, можно из курсов обществознания, математики и с сайта ВШЭ. К сожалению, первые места на этих олимпиадах пока не позволяют поступить в вуз без экзаменов. Но победители и призёры могут получить дополнительные баллы к своим результатам ЕГЭ при приеме в Вышку. Кстати, о том, как ещё можно мы уже писали.

Участие

Регистрация. В октябре-ноябре все желающие регистрируются на сайте и выбирают профили, по которым хотят выполнить задания. Можно выбрать сразу несколько - главное, чтобы не совпадали даты соревнований.

Отборочный этап. Проводится дистанционно в ноябре-декабре. Участникам не нужно никуда ехать: в назначенный день они проходят специальное онлайн-тестирование. Исключение - у дизайнеров. Вместо теста они выкладывают в личный кабинет свои творческие работы.

Заключительный этап. Проходит очно в феврале и продолжается несколько дней. Участвуют в нем те, кто получил приглашение на второй этап - обычно около 20% от числа проходивших онлайн-тест. Затем участники выбирают ближайшую к ним региональную площадку. Часто едут в другие области - в 2018 году площадки открыли в 42 городах.

Здесь задания уже сложней и интересней. Например, на «Журналистике» нужно было написать эссе и новостную заметку по фотографии. А в соревновании по «Финансовой грамотности» - сравнить микрозаймы и потребительские кредиты.

Результаты. Как правило, имена победителей и призёров объявляют в начале апреля. Результаты действительны четыре года, но некоторые вузы зачисляют только победителей 11 классов.

Также вузы сами определяют, на каких условиях принимать победителей и призёров: без экзаменов или по максимальному баллу ЕГЭ. Это зависит от призового места и уровня олимпиады. Уровней всего три: чем он выше, тем больше шансов поступить в престижное заведение, минуя общий конкурс.

Например, победителей «Высшей пробы» по математике (уровень I) принимают в НИУ ВШЭ, МГУ, МИФИ, МФТИ и другие вузы. А победителей олимпиады «Шаг в будущее» по математике (III уровень) могут зачислить без экзаменов только в несколько вузов, среди которых, тем не менее, РУДН и РЭУ им. Плеханова.

Как готовиться

Материалы. Чтобы подготовиться к соревнованиям, посмотрите материалы с прошлогодних олимпиад. Разберитесь в темах, структуре заданий и решайте всё, что попадется под руку. Неизвестно, что из этого пригодится в день X.

Также почитайте отзывы других участников или лучше расспросите их лично. «Побывавшие в бою» могут дать вам полезные советы.

Время. Готовиться предстоит не только к заданиями, но и к тому, что у вас будет на них мало времени. Чтобы не паниковать и не дописывать ответы в последние секунды, распределите силы заранее:

🚀 Узнайте, сколько времени дается на решение заданий. На заключительном этапе, в зависимости от класса и профиля олимпиады, это 120-240 минут.

🚀 Принимайтесь сразу за те задания, в которых уверенно себя чувствуете.

🚀 Не налегайте на черновик, а делайте в нём только расчёты и короткие пометки, иначе на чистовик не хватит времени. Исключение - олимпиады по математике, физике и дизайну. Там черновик можно прикладывать к работе.

🚀 Всё же заложите последние 15 минут на то, чтобы переписать ответы в чистовик.

Что дают победа и призовые места

1. Огромное удовлетворение и гордость за проделанную работу.

2. Льготы при поступлении в Вышку и другие вузы. Но чтобы подтвердить олимпиаду, придётся сдать ЕГЭ по профильному предмету не менее чем на 75 баллов.

Для 10-ти и 11-классников льготы могут быть в виде зачисления без вступительных экзаменов или 100 баллов по ЕГЭ. Для остальных - приглашения сразу на заключительный этап в следующем году. Также победители и призёры могут рассчитывать на грант Президента РФ.

Каждый вуз устанавливает свои льготы. К примеру, вот профили «Высшей пробы», позволяющие победителям и призёрам поступить в ВШЭ в 2018 году:

Профиль «Высшей пробы» Образовательная программа Вышки Уровень олимпиады Класс Льготы
Физика Физика III 11 Диплом 1 и 2 степени - зачисление без вступительных испытаний. Диплом 3 степени - максимальный балл по физике
Математика Физика I 11 Дипломы 1, 2, 3 степени - максимальный балл по математике
I 11 Диплом 1 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 2 и 3 степени - максимальный балл по математике
Информатика Прикладная математика и информатика II 11 Диплом 1 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 2 и 3 степени - максимальный балл по информатике
Экономика Экономика I 11 Дипломы 1 и 2 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 3 степени - максимальный балл по обществознанию
Экономика и статистика
Мировая экономика
Маркетинг и рыночная аналитика I 11 Дипломы 1, 2, и 3 степени - зачисление без вступительных испытаний
Управление бизнесом
История Международные отношения I 11
Востоковедение I 11 Дипломы 1 и 2 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 3 степени - максимальный балл по истории
Обществознание Реклама и связи с общественностью I 11 Диплом 1 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 2 и 3 степени - максимальный балл по обществознанию
Филология Филология II 11 Диплом 1 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 2 и 3 степени - максимальный балл по литературе
Иностранный язык Иностранные языки и межкультурная коммуникация I 11 Диплом 1 степени - зачисление без вступительных испытаний. Дипломы 2 и 3 степени - максимальный балл по иностранному языку
Языки и литературы Индии II 10
II 11
Язык и литература Ирана II 10 Дипломы 1, 2, 3 степени - максимальный балл по иностранному языку
II 11 Дипломы 1 и 2 степени - зачисление без вступительных испытаний
Библеистика и история древнего Израиля II 10 Дипломы 1, 2, 3 степени - максимальный балл по иностранному языку
II 11 Дипломы 1 и 2 степени - зачисление без вступительных испытаний
Дизайн Дизайн I 11 Дипломы 1 степени - зачисление без вступительных испытаний
Таблица с льготами для победителей и призёров «Высшей пробы»

Основные цели Олимпиады по журналистике:

Выявление талантливых, одаренных, творчески мыслящих школьников и привлечение профессионально ориентированных детей к обучению на факультете журналистики НИУ «БелГУ»,

Оказание содействия молодежи в профессиональной ориентации и выборе будущей профессии,

Создание условий для интеллектуального развития и поддержки одаренных школьников,

Стимулирование творческих способностей одаренных школьников и поддержание у них интереса к научной деятельности.

Олимпиада по журналистике состоит из двух этапов:

1) первый этап - заочная форма,

2) второй этап - очная форма.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Первый (отборочный) этап проводится в формате дистанционного тестирования в режиме on-line с использованием портала проведения конкурсов, конференций и олимпиад НИУ «БелГУ http://conf.bsu.edu.ru/ . Он открыт для всех школьников 7-11 классов, желающих испытать свои силы.

Время проведения первого тура - с 1 февраля по 28 февраля 2017 г. Вопросы для прохождения текста будут доступны весь месяц, однако пройти тест можно только один раз.

Для тестирования школьникам предлагаются 100 вопросов.

Максимальное количество баллов, которые могут набрать участники Олимпиады, - 100 баллов.

За каждый правильный ответ участник зарабатывает по одному баллу.

Проходной балл - 30 баллов.

Время прохождения теста - 3 час.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать достаточный уровень общекультурного развития, общую эрудицию, профессиональную ориентированность. Школьникам надо проявить информированность о деятельности современных средств массовой коммуникации, так как предполагается, что участник Олимпиады по журналистике читает периодические издания, смотрит телепрограммы, знает имена журналистов. Соответственно, вопросы базируются на:

Общих представлениях о печатных и электронных СМИ (первые газеты, главные газеты советской журналистики, радио- и телеканалы, телепередачи, интернет-СМИ, информационные агентства, спутниковые службы и др.),

Общем понимании ключевых терминов и профессионализмов, журналистских жанров и состава жанров,

Знании наиболее ярких имен отечественных и некоторых зарубежных журналистов и публицистов, писателей и поэтов, занимавшихся редактированием газет и журналов,

Умении определить значение наиболее известных публицистических перифраз (например: черное золото - нефть, белое золото - хлопок и т. д.).

Тестирование включает 100 вопросов, которые сгруппированы в задания четырех типов (Т1, Т2, Т3, Т5).

Задание Т1 построено на выборе одного варианта ответа из предложенного множества. Приведем пример.

В предложенном списке газет следует отметить одну из старейших газет не только в России, но и в Белгородской области . Предлагаемые варианты ответов включают в себя названия следующих газет: «Комсомольская правда», «Труд», «Петербургский дневник», «Белгородская правда» .

Правильный ответ один: «Белгородская правда» .

В задании Т2 можно выбрать несколько верных вариантов ответа из предложенного множества. Приведем пример.

В перечне печатных СМИ следует отметить издания, адресованные молодежной аудитории .

Из предложенных вариантов («Пионерская правда», «Техника - молодежи», «Наука и жизнь», «Литературная газета» ) верными являются следующие ответы: «Пионерская правда», «Техника - молодежи» .

В задании Т3 необходимо установить соответствие между правыми и левыми рядами. Например.

Надо установить соответствие между именем известной личности и его профессией .

В левом ряду приведены имена: Константин Сергеевич Станиславский, Дмитрий Иванович Менделеев, Николай Иванович Лобачевский, Всеволод Владимирович Овчинников .

В правом ряду - названия профессий (которых больше, нежели фамилий известных людей): журналист, математик, химик, политик, режиссер .

Правильный ответ:

Всеволод Владимирович Овчинников журналист

Николай Иванович Лобачевский математик

Дмитрий Иванович Менделеев химик

Константин Сергеевич Станиславский режиссер

политик

Задание Т5 представляет собой заполнение пропущенного ключевого слова в том или ином высказывании, формулировке, суждении. Приведем пример.

В следующем предложении надо восстановить пропущенное звено (многоточие):

Юрий Михайлович Поляков, современный писатель, драматург, публицист, с 2001 г. является главным редактором «Литературной...» .

Правильный ответ: «Литературной газеты» .

ВТОРОЙ ЭТАП

Второй (заключительный) этап Олимпиады проводится в очной форме на факультете журналистики по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, 17 корпус, 2 этаж, каб. 2-34 (деканат).

Ко второму этапу Олимпиады допускаются победители и призеры первого (отборочного) этапа Олимпиады, получившие не менее 30 баллов за тестирование.

Второй этап состоит из письменного задания и собеседования . Максимальное количество баллов, которые можно получить за второй этап, - 100 баллов, из них 50 баллов за выполнение письменного задания и 50 баллов за устное собеседование.

Письменное задание представляет собой написание текста в жанре расширенной информационной заметки на основе набора фактов, относящихся к определённому событию или проблеме.

Продолжительность письменной формы - 2 часа.

Цель письменного задания - определить способности школьника оперировать фактами при создании текста, располагать их по степени важности, информационной ценности; создавать связный, целостный, выразительный текст, соответствующий нормам русского языка. Участники должны предложить выразительный, емкий и точный заголовок, соответствующий содержанию текста.

Максимальное количество баллов, которое абитуриент может набрать за письменную работу, - 50 баллов.

50 баллов заслуживают участники, верно установившие смысловые связи между разрозненными фактами, определившие иерархию фактов по степени их важности, нашедшие оперативный информационный повод для описания события или проблемы, представившие связное, композиционно цельное описание события или проблемы, не содержащее языковых погрешностей и свидетельствующее о владении языковыми ресурсами при создании текста.

Участники, допустившие ошибки при установлении смысловых связей между разрозненными фактами, при определении иерархии фактов по степени их важности, не нашедшие оперативный информационный повод для описания события или проблемы, допустившие погрешности в композиционном построении и языковом оформлении текста, получают меньшее количество баллов.

Ноль баллов получают школьники, не установившие основные смысловые связи между разрозненными фактами, не сумевшие верно определить степень важности фактов, допустившие грубые ошибки в композиционном построении и языковом оформлении текстов.

На собеседовании школьники отвечают на вопросы, связанные с пониманием будущей профессии журналиста.

Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник во время беседы, - 50 баллов.

Во время беседы выявляются установки участников Олимпиады относительно будущей профессии (мотивация и осознанность выбора), определяется их культурный и образовательный кругозор. В ходе собеседования школьникам могут быть заданы дополнительные вопросы биографического плана; вопросы, выясняющие круг интересов, склонности к различного рода занятиям и видам деятельности; вопросы, рассчитанные на выяснение психологических качеств личности (наблюдательность, способность к ассоциативному, образному мышлению, оперативному переключению внимания, умение аналитически мыслить, выразительность речи, коммуникабельность, находчивость и т. п.).

Примерные вопросы для собеседования

1. Роль профессии журналиста в современном мире.

2. Почему я выбрал профессию журналиста?

3. Чем привлекает профессия журналиста? Каковы особенности этой профессии?

4. Что такое культура журналиста?

5. Какая сфера журналистской деятельности вам кажется наиболее привлекательной и почему?

6. Какие нормы поведения должна, на ваш взгляд, включать профессия журналиста?

7. Кого из современных журналистов вы знаете? Что из их творчества вы читали (смотрели, слушали)?

8. Что вам не нравится в современной журналистике?

10. Что представляют собой жанры журналистики? Какие журналистские жанры вам знакомы? Охарактеризуйте их.

11. В чем специфика газеты, радио, телевидения? Могут ли они сосуществовать или обречены быть конкурентами?

12. Какие газеты (передачи) вы читаете (слушаете, смотрите).

14. Мой идеал телеведущего

15. Какого журналиста вы могли бы назвать примером для подражания и почему?

16. Новость в газете, на радио и телевидении

17. Моя любимая газета

18. Моя любимая радиопередача

19. Моя любимая телепередача

20. Какие последние новости произвели на вас особое впечатление?

21. Газеты в белгородском регионе

22. Радио в белгородском регионе

23. Телевидение в белгородском регионе

24. Публикации каких журналистов вам запомнились и почему?

25. Что вы знаете об интернет-изданиях, информационных агентствах, спутниковых службах?

Олимпиада по журналистике «Высшая проба» проводится с 2013 года. С 2015 года олимпиада входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ, ежегодно получая наивысшую оценку экспертов Российского совета олимпиад школьников. Это первая в стране олимпиада, заявившая своим предметным полем исключительно журналистику.

Цель нашей олимпиады – дать возможность школьникам, ориентированным на получение журналистской профессии, встретиться в трудном, но захватывающем состязании и испытать радость заслуженной победы. Составители заданий ставят задачу сделать олимпиаду настоящим творческим состязанием, обеспечивающим каждому школьнику радость от честной интеллектуальной борьбы. Для этого важно не только предложить увлекательные нестандартные задания и интересные темы для эссе, которые дают возможность продемонстрировать нешаблонное мышление и способности к самостоятельному творчеству, но и предусмотреть соответствие заданий возрасту участников.

Независимую, объективную оценку каждой работе обеспечивают члены жюри – внимательные и доброжелательные судьи, рассматривающие каждый текст, исходя из четких критериев и профессиональных канонов. В состав методической комиссии и жюри входят известные теоретики и практики журналистики. Среди них журналист, аналитик в сфере современных медиа, профессор НИУ ВШЭ Анна Качкаева, профессор НИУ ВШЭ, журналист и исследователь Светлана Шомова и многие другие мастера журналистики.

Олимпиада проходит в два этапа. На первом этапе, который проводится заочно, участникам предлагается двадцать тестовых заданий (вопросов) разного типа. Прошедшие на второй, очный, этап должны написать эссе на одну из предложенных тем. В своей работе участник должен показать понимание темы, знание ее контекста, владение стилем, умение ориентироваться в законах композиции, общую грамотность. Круг вопросов, которые затрагиваются темами олимпиады, широк и рассчитан не просто на человека эрудированного, но и ориентированного на получение журналистской профессии, представляющего себе ее сущность.

Как готовиться к олимпиаде? Следите за новостями! Знакомство с материалами газет и журналов, программами различных радиостанций и телеканалов, текстами информационных Интернет-порталов позволит вам быть в курсе новостной повестки дня, хорошо представлять себе, что именно находится сегодня в фокусе внимания массовой аудитории. В разделе опубликованы названия книг, которые мы рекомендуем прочесть. Авторы этих книг – люди, оставившие весомый след в истории журналистской профессии; практики-современники, размышляющие о сложностях нашего дела; теоретики мира медиа, создающие замечательные аналитические работы. Труды и мысли специалистов помогут разобраться в хитросплетениях журналистского творчества, прикоснуться к тем спорам и идеям, которыми живет это нелегкое мастерство. Поскольку задания олимпиады включают вопросы на знание художественной литературы, участникам следует хорошо ориентироваться не только в произведениях школьной программы, но и в целом в литературной классике. Смотрите замечательные фильмы («Журналист» С. Герасимова, «Доброй ночи и удачи!» Дж. Клуни, сериал «Ньюзрум» и иные), ходите в хорошие музеи, листайте энциклопедии и справочники, знакомьтесь с качественным документальным кино.… Мы не можем очертить здесь полный и окончательный перечень всего, что «надлежит знать» будущему журналисту – список этот открыт и продолжает расширяться с появлением каждой хорошей книги или качественного Интернет-ресурса. Но общий совет: неравнодушие к происходящему, любознательность, образное мышление, хороший вкус, чувство стиля, информационное и эстетическое чутье, столь нужные журналисту, выработаются у вас тем вернее, чем полнее будут ваши представления об окружающем мире и обширнее взгляд на него.

Ждем всех на Межрегиональной олимпиаде «Высшая проба» по журналистике. И желаем всем ее участникам успехов в подготовке, радости напряженной борьбы, а сильнейшим – заслуженной победы!

Из впечатлений участников олимпиады (интернет-опрос, стиль и орфография сохранены):

«Темы для эссе оказались интересными и по-своему сложными – ответить на них мог только тот, кто действительно разбирается в профессии журналиста. Было одно удовольствие писать эссе, не выдавливая из себя слова. Самым сложным оказалось выбрать тему=)»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»