Обелиск краткое содержание брифли. Обелиск (повесть), основные персонажи, сюжет, художественные особенности, героизм, издания

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В конце тёплого октябрь-ского дня, когда «урожай уже выращен, а природа полни-лась покоем погожей осени», соро-ка-летний журна-лист одной из районных газет Грод-нен-ской области, встретив на улице знако-мого, узнал, что два дня назад умер ещё молодой (36 лет!) учитель Микла-шевич из села Сельцо. Сердце заще-мило от сознания непо-пра-вимой вины. Цепляясь за последнюю возмож-ность оправ-даться перед собой, он решил ехать в Сельцо немед-ленно. Проез-жавший мимо грузовик оказался как нельзя кстати. Устро-ив-шись на рулонах толя в кузове, журна-лист погру-зился в воспо-ми-нания.

Два года назад, на учитель-ской конфе-ренции, Микла-шевич сказал журна-листу, что давно хотел обра-титься к нему с одним запу-танным делом. Все знали, что Микла-шевич в подрост-ковом возрасте во время окку-пации был как-то связан с парти-за-нами, а его пятерых одно-класс-ников расстре-ляли фашисты. Хлопо-тами Микла-ше-вича в их честь был поставлен памятник. Учитель зани-мался исто-рией парти-зан-ской войны на Грод-нен-щине. И теперь ему требо-ва-лась помощь в каком-то запу-танном деле. Журна-лист обещал прие-хать и помочь. Но всё время откла-дывал поездку. До Сельца было порядка двадцати кило-метров, и зимой он ждал, «пока ослабнут морозы или утихнет метель, весной — пока подсохнет да потеп-леет; летом же, когда было и сухо и тепло, все мысли занимал отпуск и хлопоты ради какого-то месяца на тесном, жарком юге». И вот опоздал.

Перед его мысленным взором пред-стала очень худая, остро-плечая фигура Микла-ше-вича, с выпи-ра-ю-щими под пиджаком лопат-ками и почти маль-чи-ше-ской шеей. У него было увядшее, в густых морщинах лицо. Каза-лось, что это побитый жизнью, пожилой человек. Но взгляд спокойный и ясный.

Трясясь на ухабах, журна-лист ругал «суету ради призрач-ного нена-сыт-ного благо-по-лучия», из-за которой «оста-ется в стороне более важное, а жизнь значи-тельна, когда запол-нена заботою о близких или далеких людях, которые нужда-ются в твоей помощи».

За пово-ротом пока-зался обелиск, стоявший непо-да-лёку от авто-бусной оста-новки. Спрыгнув на землю, журна-лист напра-вился к длинной аллее из древних, широ-ко-стволых вязов, в конце которой белело здание школы. Подъ-е-хавший с ящиком «Москов-ской» водки зоотехник, подсказал, что поминки справ-ляют в учитель-ском доме, за школой. Для журна-листа нашли свободное место рядом с пожилым, судя по орден-ской планке, вете-раном. В это время на стол поста-вили несколько бутылок, и присут-ству-ющие заметно оживи-лись. Слово взял заве-ду-ющий районо Ксен-дзов.

Молодой еще человек с началь-ственной уверен-но-стью на лице поднял стакан и стал гово-рить, какой Микла-шевич был хороший комму-нист, активный обще-ственник. И теперь, когда зале-чены раны войны, и совет-ский народ добился выда-ю-щихся успехов во всех отраслях эконо-мики, куль-туры, науки и обра-зо-вания...

— При чём тут успехи! — грохнул кулаком по столу сосед-ветеран. — Мы похо-ро-нили чело-века! Вот дожили! Сидим, пьем в Сельце, и никто не вспомнит Мороза, кото-рого здесь должен знать каждый.

Проис-хо-дило что-то такое, чего журна-лист не понимал, но что пони-мали другие. Он тихо спросил соседа справа, кто такой этот шумный ветеран. Оказа-лось, что бывший здешний учитель Тимофей Титович Ткачук, живущий ныне в городе.

Ткачук напра-вился к выходу. Журна-лист двинулся за ним. Оста-ваться не было смысла. Подойдя к оста-новке, Ткачук сел на листву, опустив ноги в сухую канаву, а журна-лист, не упуская из виду дорогу, побрёл к обелиску. Это было призе-ми-стое — чуть выше чело-ве-че-ского роста — бетонное соору-жение с оградой из штакет-ника. Выглядел обелиск бедно, но был ухожен. Журна-лист удивился, увидев на черной метал-ли-че-ской табличке новое имя — Мороз А.И., выве-денное над осталь-ными белой масляной краской.

На асфальт вышел Ткачук и пред-ложил журна-листу ехать с ним на попутках. Шли молча. Чтобы как-то разря-дить обста-новку, журна-лист спросил у Ткачука, давно ли тот знаком с Микла-ше-вичем. Оказа-лось, давно. И считает его насто-ящим чело-веком и учителем с большой буквы. Ребята за ним табуном ходили. А когда пацаном был, то и сам в табуне за Морозом ходил. Журна-лист никогда не слышал о Морозе, и Тимофей Титович начал свой рассказ.

В ноябре 1939-го, когда Западная Бело-руссия воссо-еди-ни-лась с Бело-рус-ской ССР, Наркомат просве-щения направил Тимофея Ткачука, окон-чив-шего учитель-ские двух-го-дичные курсы, в Западную Бело-руссию орга-ни-зо-вы-вать школы и колхозы. Молодой Ткачук, как заве-ду-ющий районо, мотался по району, сам работал в школах. Хозяин усадьбы Сельцо пан Габрусь подался к румынам, а в усадьбе Мороз открыл школу на четыре класса. Вместе с Морозом рабо-тала пани Подгай-ская, пожилая женщина, жившая тут при Габрусе. Русским языком она почти не владела, бело-рус-ский немного пони-мала. Пона-чалу пани Подгай-ская проти-ви-лась новым методам педа-го-ги-че-ского воспи-тания, которые ввёл Мороз, наряду с агита-цией не ходить в костел. Даже жало-ва-лась Ткачуку. Ткачук, взяв вело-сипед — по-здеш-нему ровар — поехал в Сельцо прове-рить, что же проис-ходит в школе.

На школьном дворе было полно детворы. Там полным ходом шла работа — заго-тав-ли-ва-лись дрова. Бурей пова-лило огромное дерево, и вот теперь его пилили. Дров тогда не хватало, прихо-дили жалобы из школ насчет топлива, а транс-порта в районе ника-кого. А здесь сооб-ра-зили и не ждут, когда их обес-печат топливом. Один парень, пиливший толстенный ствол на пару с рослым подростком, сильно хромая, подошёл к Ткачуку. Одна нога у него была вывер-нута в сторону и не разги-ба-лась. А так ничего парень — плечи-стый, лицо открытое, взгляд смелый. Пред-ста-вился он Морозом Алесем Ивано-вичем.

Родом Алесь оказался с Могилев-щины. После окон-чания педтех-ни-кума пять лет учитель-ствовал. Нога такая с рождения. Мороз признал, что с нарко-ма-тов-скими програм-мами в школе действи-тельно не все в порядке, успе-ва-е-мость не блестящая. Ребята учились в поль-ской школе, многие плохо справ-ля-ются с бело-рус-ской грам-ма-тикой. Но главное в том, чтобы они постигли нацио-нальную и обще-че-ло-ве-че-скую куль-туру. Он хотел сделать из детей не послушных зубрил, а прежде всего людей. А это в мето-диках не очень-то разра-бо-тано. Достичь такого можно только личным примером учителя. Мороз учил ребят душой пони-мать нрав-ственные посту-латы. Прививал и грамот-ность, и доброту. Подо-брали где-то школь-ники трехлапую соба-чонку, да слепого кота, и Мороз разрешил их посе-лить в школе. Потом появился скворец, осенью отстал от стаи, так ему смасте-рили клетку.

Однажды поздним январ-ским вечером 1941-го года, проезжая мимо, Ткачук решил обогреться в школе. Дверь открыл худенький маль-чонка лет десяти. Он рассказал, что Алесь Иванович пошёл прово-жать через лес двух младших девочек-близ-няшек. Часа через три вернулся заин-де-вевший Мороз. С девчуш-ками такая история. Насту-пили холода, мать не пускает в школу: обувка плохая и ходить далеко. Тогда Мороз купил им по паре ботинок. Обычно девочек сопро-вождал Коля Бородич, тот, что некогда с учителем пилил колоду. Сегодня же он не пришел в школу, вот и дове-лось учителю идти в прово-жатые. А про своего квар-ти-ранта сказал, что парнишка побудет пока в школе, дома, мол, нелады, отец сильно бьёт. Парнишка тот и был Павликом Микла-ше-вичем.

Спустя две недели районный прокурор Сивак приказал Ткачуку ехать в Сельцо и забрать у Мороза сына граж-да-нина Микла-ше-вича. Возра-жений прокурор слушать не пожелал: закон! Мороз выслушал молча, позвал Павла. Тот отка-зался идти домой. Мороз неубе-ди-тельно так объяс-няет, что по закону сын должен жить с отцом и, в данном случае, с мачехой. Мальчик заплакал, а Микла-шевич-старший повёл его к шоссе. И вот все видят, как отец снимает с кожуха ремень и начи-нает бить маль-чика. Мили-ци-онер молчит, дети с упреком смотрят на взрослых. Мороз, хромая, побежал через двор. «Стойте, — кричит, — прекра-тите изби-ение!» Вырвал Павлову руку из отцов-ской: «Вы у меня его не полу-чите!» Чуть не подра-лись, успели их разнять. Пере-дали все дело на исполком, назна-чили комиссию, а отец подал в суд. Но Мороз все-таки своего добился: комиссия опре-де-лила парня в детдом. С выпол-не-нием этого соло-мо-нова решения Мороз не спешил.

Война пере-вер-нула весь жизненный уклад. Из Гродно пришел приказ: орга-ни-зо-вать истре-би-тельный отряд, чтобы вылав-ли-вать немецких дивер-сантов и пара-шю-ти-стов. Ткачук бросился соби-рать учителей, объездил шесть школ, и к обеду был уже в райкоме. Но руко-вод-ство укатило со всеми своими пожит-ками в Минск. Немцы насту-пали, а отсту-па-ющих совет-ских войск нигде не было видно.

На третий день войны, в среду, немцы уже были в Сельце. Ткачук да еще двое учителей еле успели спря-таться в лесу. Ждали, что наши недели через две прогонят немцев. Если бы кто сказал, что война на четыре года затя-нется, его прово-ка-тором посчи-тали бы. И тут оказа-лось, что многие люди не только не настроены оказы-вать окку-пантам сопро-тив-ление, но и охотно идут служить к немцам.

Учителя встре-тили группу окру-женцев, руко-во-димую кубан-ским казаком Селез-нёвым, кава-ле-рий-ским майором. Окопа-лись в урочище Волчьи ямы и стали к зиме гото-виться. Оружия почти не было. Пристал к отряду и прокурор Сивак. Здесь он уже был рядовым. На совете решили, что надо нала-дить связи с селами, с надеж-ными людьми, «пощу-пать на хуторах окру-женцев, которые из частей разбе-жа-лись да к моло-дицам пристро-и-лись». Майор разо-слал всех местных, кого куда.

Ткачук и Сивак решили зайти в Сельцо, где у проку-рора был знакомый акти-вист. Но узнали, что акти-вист Лавченя ходит с белой повязкой на рукаве — стал поли-цаем. А учитель Мороз продол-жает рабо-тать в школе — немцы дали разре-шение. Правда, уже не в Габру-севой усадьбе — там теперь поли-цей-ский участок, — а в одной из хат. Ткачук был поражён. От Алеся он такого не ждал. А тут прокурор зудит, что в свое время, мол, надо было этого Мороза репрес-си-ро-вать — не наш человек.

Стем-нело. Дого-во-ри-лись, что Ткачук зайдёт один, а прокурор подо-ждет в загу-менье, за кустами. Встре-ти-лись с Морозом молча. Алесь кисло усмех-нулся и стал гово-рить, что не будем учить мы — будут обол-ва-ни-вать немцы. А он не для того два года очело-ве-чивал этих ребят, чтобы их теперь расче-ло-ве-чили. Позвали проку-рора. Пого-во-рили откро-венно обо всем. Стало понятно, что Мороз умнее других. Он своим умом брал шире. Даже прокурор это понял. Решили, что Мороз оста-нется в селе, и будет изве-щать партизан о наме-ре-ниях фаши-стов.

Учитель оказался неза-ме-нимым помощ-ником. К тому же его уважали и сель-чане. Мороз поти-хоньку слушал радио-при-емник. Запишет сводки Совин-форм-бюро, на которые самый большой спрос был, распро-странит среди насе-ления и в отряд пере-даст. Два раза в неделю пацаны клали записки в дуплянку, висевшую у лесной сторожки на сосне, а ночью их заби-рали парти-заны. Сидели в декабре по своим ямам — все замело снегом, холод, с едой туго, и только радости, что эта Моро-зова почта. Особенно когда немцев разбили под Москвой.

Первое время у Мороза все шло хорошо. Немцы и полицаи не приста-вали, следили издали. Един-ственное, что камнем висело на его совести — судьба тех двух близ-няшек. В начале июня сорок первого Мороз уговорил их мамашу, опас-ливую дере-вен-скую бабу, отпра-вить дочерей в пионер-ский лагерь. Только они уехали, а тут война. Так и пропали девочки.

Один из двоих местных поли-цаев, бывший знакомый проку-рора Лавченя, иногда помогал сель-чанам и парти-занам, преду-пре-ждая об облавах. Зимой сорок третьего немцы расстре-ляли его. А вот второй оказался последним гадом. По селам его звали Каин. Много бед он принес людям. До войны жил с отцом на хуторе, был молодой, неже-натый — парень как парень. Но пришли немцы — и пере-ро-дился человек. Наверное, в одних усло-виях раскры-ва-ется одна часть харак-тера, а в других — другая. Сидело в этом Каине до войны что-то подлое, и может, не вылезло бы наружу. А тут вот поперло. С усер-дием служил немцам. Расстре-ливал, наси-ловал, грабил. Над евреями изде-вался. И запо-до-зрил Каин что-то в отно-шении Мороза. Однажды нагря-нула полиция в школу. Там как раз шли занятия — человек двадцать детворы в одной комнатке за двумя длин-ными столами. Врыва-ется Каин, с ним еще двое и немец — офицер из комен-да-туры. Пере-трясли учени-че-ские сумки, прове-рили книжки. Ничего не нашли. Только учителю допрос устроили. Тогда ребята, во главе с Боро-дичом что-то заду-мали. Зата-и-лись даже от Мороза. Однажды, правда, Бородич, будто между прочим, намекнул, что неплохо бы пристук-нуть Каина. Есть такая возмож-ность. Мороз запретил, но Бородич не думал расста-ваться с этими мыслями.

Павлу Микла-ше-вичу шел тогда пятна-дцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему было восем-на-дцать. Еще братья Кожаны — Тимка и Остап, одно-фа-мильцы Смурный Николай и Смурный Андрей, всего шестеро. Самому млад-шему — Смур-ному Николаю, было лет трина-дцать. Эта компания всегда держа-лась вместе. Дурости и смелости у них было хоть отбавляй, а вот сноровки и ума — в обрез. Долго прики-ды-вали, и, наконец, разра-бо-тали план.

Каин часто приезжал к отцу на хутор, через поле от Сельца. Там он пьян-ствовал да забав-лялся с девками. Один приезжал редко, больше с другими поли-цаями, а то и с немецким началь-ством. В первую зиму они держали себя нахально, ничего не боялись. Все случи-лось нежданно-нега-данно. Уже насту-пила весна, и с полей сошел снег. К тому времени Ткачук стал комис-саром отряда. Рано утром его разбудил часовой. Сказал, что задер-жали какого-то хромого. В землянку ввели Мороза. Он присел на нары и говорит таким голосом, словно похо-ронил родную мать: «Хлопцев забрали».

Оказа-лось, что Бородич все-таки добился своего: ребята подсте-регли Каина. Несколько дней назад тот на немецкой машине с фельд-фе-белем, солдатом и двумя поли-цаями прикатил к отцу. Там и зано-че-вали. Перед этим заехали в Сельцо, забрали свиней, похва-тали по хатам с десяток кур. На дороге, неда-леко от пере-се-чения с шоссе, через овражек был пере-кинут небольшой мосток. До воды метра два, хоть и воды той по колено. К мостку вёл круто-ватый спуск, а потом подъем, поэтому машина или подвода вынуж-дена брать разгон, иначе на подъем не выбе-решься. Пацаны это и учли. Как стем-нело, все шестеро с топо-рами и пилами — к этому мостику. Подпи-лили столбы напо-ло-вину, чтоб человек или конь могли перейти, а машина нет. Двое — Бородич и Смурый Николай оста-лись наблю-дать, а остальных отпра-вили по домам.

Но в тот день Каин припозд-нился, и машина пока-за-лась на дороге, когда уже полно-стью рассвело. Машина медленно ползла по плохой дороге и не смогла взять необ-хо-димый разгон. На мосту шофер стал пере-клю-чать скорость, и тогда одна попе-ре-чина подло-ми-лась. Машина накре-ни-лась и боком поле-тела под мост. Как потом выяс-ни-лось, седоки и свиньи с курами просто съехали в воду и тут же благо-по-лучно повы-ска-ки-вали. Не повезло немцу, угодив-шему под борт. Его прида-вило насмерть.

Хлопцы рванули в деревню, но кто-то из поли-цаев заметил, как в кустах мельк-нула фигура ребенка. Через какой-то час все в селе уже знали, что случи-лось у оврага. Мороз сразу бросился в школу, послал за Боро-дичем, но того не оказа-лось дома. Микла-шевич не выдержал и рассказал учителю обо всем. Мороз не знал, что приду-мать. И вот в полночь слышит стук в дверь. На пороге стоял полицай, тот самый Лавченя. Он сообщил, что маль-чишек схва-тили и уже идут за Морозом.

Мороза оста-вили в отряде. Он ходил, словно в воду опущенный. Прошло еще пару дней. И вдруг в лес прибе-жала Ульяна — связная с лесного кордона. Ей разре-ша-лось прихо-дить только в самом крайнем случае. Немцы требо-вали выдать Мороза, иначе угро-жали пове-сить ребят. Ночью к Ульяне прибе-жали их матери, просят Христом-Богом: «Улья-ночка помоги». Она в ответ: «Откуда мне знать, где тот Мороз?» А они: «Сходи, пусть он спасает мальцов. Он же умный, он их учитель».

Еще шесть камней на душу бедного учителя! Ясно было, что и ребят не отпу-стят, и его убьют. Вылезли из землянки, а тут Мороз. Стоит у входа, держит винтовку, а на самом лица нету. Всё слышал и просится идти. Селезнев и Ткачук обозли-лись. Кричали, что надо быть идиотом, чтобы пове-рить немцам, будто они выпу-стят хлопцев. Идти — безрас-судное само-убий-ство. А Мороз спокойно отве-чает: «Это верно». И тогда Селезнев сказал: «Через час продолжим разговор». А потом обна-ру-жили, что Мороза нигде нет. Послали в Сельцо Гусака, у кото-рого там проживал свояк, чтобы просле-дить, как оно будет дальше. Вот от этого Гусака, а потом уже и от Павла Микла-ше-вича и стало известно, как разви-ва-лись события.

Ребята сидят в амбаре, немцы допра-ши-вают их и бьют. И ждут Мороза. Матери лезут во двор к старосте, просят, унижа-ются, а полицаи их гонят. Пона-чалу ребята держа-лись твёрдо: ничего не знаем, ничего не делали. Их стали истя-зать, и первым не стерпел Бородич, взял все на себя, и думал, что остальных отпу-стят. И в эту самую пору явля-ется Мороз. Рано утром, когда село еще спало, шагнул он во двор к старосте. Немцы скру-тили Морозу руки, содрали кожушок. Как привели в старо-стову хату, старик Бохан улучил момент и говорит тихонько: «Не надо было, учитель».

Теперь вся «банда» оказа-лась в сборе. Хлопцы еще в амбаре упали духом, когда услы-шали за дверьми голос Алеся Ивано-вича. До самого конца никто из них не думал, что учитель пришёл добро-вольно. Считали, что схва-тили его где-то. И он им ничего о себе не сказал. Только подбад-ривал. Под вечер вывели всех семерых на улицу, все кое-как держа-лись на ногах, кроме Боро-дича. Старший брат близ-нецов Кожанов, Иван, пробрался вперед и говорит какому-то немцу: «Как же так? Вы же гово-рили, что когда явится Мороз, то отпу-стите хлопцев». Немец ему пара-бел-лумом в зубы, а Иван ему ногой в живот. Ивана застре-лили.

Вели по той самой дороге, через мосток. Впереди Мороз с Павликом, за ним близ-нецы Кожаны, потом одно-фа-мильцы Смурные. Позади два полицая волокли Боро-дича. Поли-цаев было человек семь и четыре немца. Разго-ва-ри-вать никому не давали. Руки у всех были связаны сзади. А вокруг — знакомые с детства места. Микла-шевич вспо-минал, что такая тоска на него напала, хоть кричи. Оно и понятно. По четыр-на-дцать-шест-на-дцать лет хлопцам. Что они видели в этой жизни?

Подошли к мостку. Мороз шепчет Павлику: «Как крикну, бросайся в кусты». Павлику пока-за-лось тогда, что Мороз что-то знает. А лесок вот уже — рядом. Дорога узенькая, два полицая идут впереди, двое по сторонам. Внезапно Мороз громко крикнул: «Вот он, вот — смот-рите!» И сам влево от дороги смотрит, плечом и головой пока-зы-вает, словно кого-то увидел там. И так есте-ственно это у него полу-чи-лось, что даже Павлик туда глянул. Но только раз глянул, потом прыгнул в проти-во-по-ложную сторону и оказался в чаще. Спустя секунды кто-то ударил из винтовки, потом еще. Полицаи приво-локли Павла. Рубашка на его груди пропи-та-лась кровью, голова обвисла. Мороза избили так, что уже не поднялся. Каин для уверен-ности ударил Павлика прикладом по голове и спихнул в канаву с водой.

Там его и подо-брали ночью. А тех шестерых довезли до местечка и подер-жали еще пять дней. В воскре-сенье, как раз на первый день Пасхи, вешали. На теле-фонном столбе у почты укре-пили пере-кла-дину — толстый такой брус, полу-чи-лось подобие креста. Сначала Мороза и Боро-дича, потом остальных, то с одной, то с другой стороны. Для равно-весия. Так и стояло это коро-мысло несколько дней. Зако-пали в карьере за кирпичным заводом. Потом уже, когда война кончи-лась, пере-хо-ро-нили поближе к Сельцу.

Когда в 44-м выбили немцев, в Гродно оста-лись кое-какие бумаги: доку-менты полиции, гестапо. И нашли одну бумагу каса-тельно Алеся Ивано-вича Мороза. Обык-но-венный листок из тетрадки в клетку, напи-сано по-бело-русски, — рапорт стар-шего поли-цей-ского Гагуна Федора, того самого Каина, своему началь-ству. Мол, такого-то апреля 42-го команда поли-цей-ских под его началом захва-тила главаря местной парти-зан-ской банды Алеся Мороза. Эта ложь была нужна Каину, да и немцам. Взяли ребят, а через три дня поймали и главаря банды — было о чём рапор-то-вать. К тому же, когда в отряде набра-лось немало убитых и раненых, потре-бо-вали из бригады данные о потерях. Вспом-нили Мороза. Он всего два дня в парти-занах побыл. Селезнев и говорит: «Напишем, что попал в плен. Пусть сами разби-ра-ются». Так к немец-кому приба-вился еще и наш доку-мент. И опро-верг-нуть эти две бумажки было почти невоз-можно. Спасибо Микла-ше-вичу. Он все-таки доказал истину.

Но здоровья он так и не набрал. Грудь простре-лена навылет, да еще столько времени в талой воде пролежал. Начался тубер-кулез. Почти каждый год в боль-ницах лечился. В последнее время, каза-лось, неплохо себя чувствовал. Но пока лечил легкие, сдало сердце. «Доко-нала таки война нашего Павла Ивано-вича, — закончил Ткачук.

Мимо проско-чила машина, но вдруг замед-лила ход и оста-но-ви-лась. Заве-ду-ющий районо Ксен-дзов согла-сился подвезти. Машина трону-лась. Заве-ду-ющий повер-нулся впол-обо-рота и продолжил спор, начатый в Сельце. Ксен-дзов ментор-ским тоном вещал, что есть герои не чета этому Морозу, который даже ни одного немца не убил. И поступок его безрас-суден — никого не спас. А Микла-шевич случайно остался в живых. И ника-кого подвига в этом он не видит. Ткачук, более не сдер-жи-ваясь, ответил, что видно заве-ду-ющий душевно близо-рукий! И остальные, подобные ему — слепые и глухие, невзирая на посты и ранги. Ксен-дзову всего 38 лет, и войну он знает по газетам да по кино. А Ткачук её своими руками делал. И Мороз принял участие. Микла-шевич в её когтях побывал, да так и не вырвался. Закон-чи-лось тем, что Ткачук обозвал Ксен-дзова «безмозглым дураком» и потре-бовал оста-но-вить машину. Шофер стал притор-ма-жи-вать. Журна-лист попы-тался его оста-но-вить. Ткачук бросил ещё несколько фраз о том, что такие люди, как Ксен-дзов, опасны тем, что для них всё ясно загодя. Но так нельзя жить. Жизнь — это миллионы ситу-аций, миллионы харак-теров и судеб. Их нельзя втис-нуть в две-три расхожие схемы, чтоб поменьше хлопот. Мороз сделал больше, чем если бы убил сто немцев. Он жизнь положил на плаху добро-вольно. Нет ни Мороза, ни Микла-ше-вича. Но еще жив Тимофей Ткачук! И больше молчать он не будет. Всем расскажет о подвиге Мороза.

Не встретив возра-жений, Ткачук замолчал. Ксен-дзов тоже молчал, уста-вив-шись на дорогу. Фары ярко резали темень. По сторонам мель-кали белые в лучах света столбы, дорожные знаки, вербы с побе-лен-ными ство-лами...

Подъ-ез-жали к городу.

Основные персонажи

  • Рассказчик, имя которого не называется.
  • Алесь Иванович Мороз - сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии.
  • Тимофей Титович Ткачук - бывший учитель и партизан, пенсионер.

Сюжет

Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был шапочно знаком. Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: «Хороший был коммунист, передовой учитель» , «Пусть его жизнь послужит для нас примером» . Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой расспрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу. Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем, среди многочисленных учеников которого оказался и Миклашевич. Мороз заботился о ребятах так, будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска , и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, тайно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос. Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина с шефом полиции по прозвищу Каин. Уцелевшие полицаи, выбираясь из воды, заметили убегавших мальчишек, которые вскоре оказались в плену у немцев. Только Морозу удалось уйти к партизанам. Немцы объявили, что если Мороз сдастся им, они отпустят ребят. Он добровольно сдался немцам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их вели на казнь, Мороз помог бежать Миклашевичу, отвлекая внимание конвоиров. Однако конвоир подстрелил Миклашевича, отец выходил его, но тот потом болел всю жизнь. Ребят и Мороза повесили. В честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом - он не убил ни одного немца, наоборот, записан как сдавшийся в плен.

Художественные особенности

Героизм

Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе» и относится к направлению героической - один из основных персонажей повести Алесь Мороз поступает истинно героически, не попытавшись спастись, ибо для него в сложившейся ситуации другого достойного выхода просто-напросто не было, так как этот поступок не соотносился с какими-то отвлечёнными правилами поведения, а наоборот - с его пониманием человеческого и учительского долга. Повесть отражает достойную жизнь достойных благородных людей, которые в своей сущности не могут изменить себе и своим принципам; отражает те неизвестные подвиги и героизм, которые не были занесены в наградные листы и отмечены обелисками:

В то же время и ученики Мороза - юные мальчики, как все чистые и серьёзные мальчики всех времён , не умеют рассчитывать в своих поступках и совсем не слышат предостережений своего рассудка, они, прежде всего, действуют - опрометчиво, и оттого трагически.

Издания

В 1988 году московским издательством «Детская литература» в серии «Библиотека юношества» произведение было издано совместно с другой повестью - «Сотников» (240 страниц, с иллюстрациями Г. Поплавского, перевод Г.Куреневой, ISBN 5-08-001106-8).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Обелиск (повесть)" в других словарях:

    Обелиск это: высокая, на малом основании, пирамида; остроконечный памятник или украшение; островерхий столб, обычно в гранях. усечённая пирамида типографский крестик Также: «Обелиск» повесть Василя Быкова Ссылки Словарь Даля … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть

    Годы в литературе XX века. 1971 год в литературе. 1896 1897 1898 1899 1900 ← XIX век 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Быков. Василь Владимирович Быков белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў … Википедия

    I Египет (Древний древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… … Большая советская энциклопедия

    Краткая хроника литературной жизни Советского Союза 1970-1983 - 1970 Январь. Печатается повесть Ч. Айтматова «Белый пароход». 11 12 февраля. Совещание на тему «Советский рабочий и его образ в нашей многонациональной литературе» (Минск). 1 марта 17 мая. Праздник искусств народов СССР, посвященный 100‑летию со … Литературный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Блокада. Блокада Ленинграда Великая Отечественная война Вторая мировая война … Википедия

    Василь Владимирович Быков Васіль Уладзіміравіч Быкаў Василь Быков в Румынии, 1944 Дата рождения: 19 июня 1924 Место рождения: дер. Бычки Ушачского района, БССР Дата смерти: 22 июня 20 … Википедия

Однажды осенью журналист из районного издания узнал о смерти учителя Миклашевича, который жил в селе Сельцо. Тому было всего тридцать шесть лет. Ужасное чувство вины обрушилось на газетчика и он принял решение ехать туда. Водитель проезжавшего мимо грузовика взял нашего попутчика.

На одной из учительских конференций Миклашевич обратился к журналисту за помощью. В военное время он был связан с партизанами, а пять его одноклассников убили немцы. Благодаря стараниям мужчины в их честь установили памятник. И ему нужна была какая-то помощь в одном сложном деле. Газетчик пообещал, что поможет - не успел.

За поворотом стал виден обелиск. Журналист вышел и побрел к зданию школы. Тут приехал зоотехник с ящиком водки и показал, где поминают. Газетчик присел с пожилым человеком с орденской планкой. Тем временем принесли пару бутылок и наступило заметное оживление. Слово предоставили заведующему районо Ксендзову.

Начальник стал поднимать стакан и рассказывать, какой покойный был активный общественный деятель и верный коммунист. Далее он начал говорить о великолепных успехах советского народа в экономических, научных, культурных областях...

Но Ксендзова резко прервал ветеран. - К чему говоришь про успехи?! Человек умер! Пьем тут, а Мороза никто и не вспоминает, хотя его имя должен бы знать каждый, - возмущался старик.

Окружающие понимали, о чем речь, а вот для журналиста все оставалось загадкой. Он узнал, что ветеран - это бывший учитель Ткачук Тимофей Титович.

Старик стал уходить. Журналист пошел следом. Ткачук присел на листву, а газетчик направился к обелиску. Сделан он был из бетона и огражден штакетником. Выглядело сооружение скромно, но было ухожено. На табличке из металла было дописано белой краской еще одно имя - Мороз А. И.

К дороге приблизился ветеран и предложил добираться вместе. Журналист стал интересоваться, давно ли тот знал Миклашевича. Оказалось, с детства. Он считал его хорошим человеком и отличным преподавателем, - ребята очень любили. Когда покойный был маленьким, то и сам бегал за Морозом. Газетчик не знал о Морозе и ветеран поведал ему одну историю.

Осенью в 1939 году была воссоединена Западная Белоруссия и Белорусская ССР. Ткачука отправили на запад для организации школ и колхозов. Молодой Тимофей заведовал районо и преподавал в школах. В усадьбе Сельцо Мороз для ребят открыл школу. С ним работала полька Подгайская, которая не говорила по-русски, немного знала белорусский. Женщина жаловалась на методы морозовского воспитания, Ткачук ездил с проверкой.

Во дворе школы было полно детей. Они трудились - упало большое дерево, теперь его распиливали. С дровами было сложно, другие школы жаловались Ткачуку на нехватку топлива, а тут инициативу взяли в свои руки. Молодой парень направился к руководителю. Он хромал, что-то было с ногой. Алесь Иванович Мороз, - представился незнакомец.

Преподаватель родился в Могилевщине. После учебы пять лет преподавал. Проблемы с ногой - с рождения. Мужчина сказал, что дети раньше посещали польскую школу и освоить белорусскую программу пока не просто. Учитель мечтал, чтобы ребята выросли достойными людьми и пытался служить примером.

В январе 1941 года Тимофей Титович заехал в школу погреться. Дверь отворилась и он увидел мальчика лет 10-ти. Юноша сообщил, что учитель ушел проводить сестер. Вскоре прибыл замерзший Мороз. Он пояснил, что раньше их провожал Коля Бородич, но сегодня он не появился и пришлось ему. Мать девочек в школу не пускала - не было обуви, тогда Алесь Иванович купил каждой ботинки. Юношу, что открыл дверь, Мороз оставил в школе, потому что дома его избивал отец. Это и был Миклашевич Павлик.

Вскоре местный прокурор Сивак сказал отдать Миклашевича отцу. Мороз отправил парня с родителем. Тот повел Павла и стал бить ремнем по дороге. Алесь Иванович выскочил и выхватил у Миклашевича-старшего ремень, мужчины чуть не затеяли драку. Вскоре пошли судебные разбирательства и преподаватель смог добиться, чтобы Павлика отдали в детдом. Но Мороз это решение выполнять не собирался..

Война изменила все. Шло немецкое наступление, советских же войск не видели.

К концу третьего дня фашисты были уже в селе. Ткачук и другие думали, что немцев скоро выгонят. Четырехлетней войны не ожидали... Было много предателей из местных.

Учителя примкнули к отряду казака Селезнева, позже добавился Сивак. Начали рыть окопы и готовиться к холодам. Было решено налаживать связи с местными селами и своими людьми. Селезнев отправил бойцов за информацией.

Сивак вместе с Ткачуком зашли в Сельцо. Друг прокурора стал полицаем, а Мороз преподавал и дальше. Руководитель районо от Алеся такого не ожидал! Сивак все нудел, что зря его не репрессировали тогда..

Ночь. Ткачук встретился с Алесем, а Сивак ждал на улице. Мороз объяснил, что маскируется и не для того в ребят душу вкладывал, чтобы оккупанты их захватили. Вместе друзья приняли решение, что преподаватель будет докладывать партизанам о происходящем в селе.

Мороз активно помогал. Он тайно слушал приемник и записывал военные сводки, распространяя их по селу и передавая партизанам. Зимой наши сидели в укрытиях: холод, еды мало - лишь почта поднимала настроение.

Поначалу все было нормально. Фашисты и полицаи Алеся не трогали. Но однажды его заподозрили..

Полицай Лавченя, которого прозвали Каином прислуживал немцам. Раньше был обычным юношей, но на войне сразу переметнулся на вражью сторону. И вел себя также - убивал, грабил, насиловал. Как-то полиция ворвалась в здание школы. Обыскали книги, портфели и стали допрашивать Мороза.

Бородич задумал Каина убить, но Алесь Иванович запретил.

Миклашевичу Павлу было 15 лет. Николай Бородич был старше всех, ему шел девятнадцатый год. В этой группе были еще Остап и Тимур Кожаны, однофамильцы Андрюша Смурный и Коля Смурный - всего шесть. Младшему Коле было 13 лет. И вот друзья придумали как обезвредить Каина.

Каин часто бывал у отца, где развлекался и пил с немцами или коллегами. Все произошло неожиданно. Пришла весна, стал сходить снег. Тимофей Титович был назначен комиссаром. Однажды часовой привел неизвестного храмого. Это был Алесь. Учитель присел и сказал, что ребят схватили.

Выяснилось, что Бородич подговорил других. Ночью хлопцы подпилили столбы у мостика, рассчитывая, что машина Каина угодит в овраг. Смурный и старший товарищ наблюдали в кустах, другие ушли. Автомобиль Каина, в котором помимо него были пассажиры и скот на мосту упал под мост. Но все, кроме немца уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни побежали в село, но их заметили. Вскоре все Сельцо знало об этом. Мороз искал Бородича, но парень исчез. Тогда Павел Миклашевич все рассказал преподавателю. Ночью полицай пришел к Алесю и сказал, что ребят поймали, а он - следующий.

Мороз остался в отряде. На нем словно лица не было. Вскоре прибыла Ульяна - связная, которая приходила лишь в крайних случаях. Фашисты потребовали выдачи Мороза, грозились повесить детей. Ночью их матери прибежали к связной и молили о помощи.

Алесь случайно подслушал и вызвался идти. Казак и Ткачук начали кричать, что фашисты не отпустят ребят, поубивают и его и их. Селезнев предложил продолжить разговор позже, но Мороз пропал! Что было потом узнавали от Гусака, а спустя время - от Миклашевича.

Хлопцы сидели в амбаре, их допрашивали, пока ждали Мороза. Вначале дети не признавались, но во время пыток Бородич все рассказал и взял вину на себя. Думал, что других выпустят. Пришел Алесь Иванович, его скрутили и затащили в хату.

Всех собрали. Ребятня, услышав голос учителя пала духом. Никто не думал, что Мороз сам пришел. Вечером всех семерых отвели на улицу. Кожанов Ваня выбежал к немцу и спросил, почему не отпускают их, говорили же, что им нужен только преподаватель. Фашист ударил парня по зубам, Иван стукнул его ногой. Мальчишку убили.

Пленники шли по той тропе, где был мост. Алесь и Паша впереди, сзади остальные. Их сопровождали семеро полицаев и четверо немцев. Говорить было нельзя, руки крепко связаны за спинами.

У моста Мороз прошептал Павлу, чтобы когда он крикнет - тот бежал к кустам. Виднелся лес. Вдруг Алесь Иванович громко вскрикнул и смотрел налево, как будто там кто-то был. Все оглянулись, даже Миклашевич, но потом парень побежал. В Павла стреляли, затем притащили и кинули в воду. Мороза побили так, что он не вставал уже.

Ночью мальчишку нашли. Остальных увезли и издевались пять дней. В первый пасхальный день всех повесили. Первыми были учитель и Бородич, других вешали рядом. Так тела провисели пару дней. Зарыли у кирпичного завода, а потом перезахоронили ближе к селу.

В 1944 году нашли гестаповские и полицейские бумаги. Среди них - рапорт Каина о Алесе Морозе. Там сообщалось, что он схватил главаря партизанской банды Мороза. Это вранье было выгодно и немцам и Каину. С Селезнева требовали отчет о потерях. Он написал, что Мороз попал в плен, при том, что "партизаном" был два дня. И вот собралось два документа на учителя, которые опровергнуть было нереально. Но Миклашевичу это удалось.

Павел очень болел, лечился ежегодно. Простреленная насквозь грудь, начавшийся туберкулез из-за долгого пребывания в канаве напоминали о себе. Вроде удалось вылечить легкие, но остановилось сердце.

Мимо ехал автомобиль Ксендзова, он согласился взять попутчиков. Далее начался спор, начальник районо говорил, что Мороз не герой, так как немцев не убивал, детей не спас. А Миклашевич в живых остался случайно. Ветеран разозлился и стал доказывать водителю обратное, ведь Алесь жизнь отдал, чтобы такие как он, Ксендзов, знали о войне лишь по фильмам. И пока он жив все узнают о подвиге учителя.

Наступила тишина. Машина подъезжала к городу..

"Обелиск" - это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ. Быкова ("Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета", "Знак беды", "Третья ракета" - все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести. После этого проведем ее анализ. Быкова ("Обелиск" и "Дожить до рассвета") в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, - "Обелиск".

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот - Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя - А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и хорошим человеком. Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз - школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская - полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. "Обелиск", анализ которого во многом строится на личности этого человека, - произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война... Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. "Обелиск" (анализ произведения приведен далее) - повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне. Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали...

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта поднимала настроение.

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) - всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков ("Обелиск"). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом. Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель. Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно - и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков. Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич. Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

"Обелиск": анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова "Обелиск" звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения "Обелиск" (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова "Обелиск" - не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны - основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проводим) - произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести "Обелиск" Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в "Обелиске", помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении "Обелиск" (Быков). Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

"Обелиск" - это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ. Быкова ("Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета", "Знак беды", "Третья ракета" - все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести. После этого проведем ее анализ. Быкова ("Обелиск" и "Дожить до рассвета") в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, - "Обелиск".

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот - Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя - А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз - школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская - полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл. Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки. Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. "Обелиск", анализ которого во многом строится на личности этого человека, - произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война... Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. "Обелиск" приведен далее) - повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне. Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали...

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) - всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков ("Обелиск"). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка. Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина. Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом. Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель. Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно - и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков. Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич. Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

"Обелиск": анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова "Обелиск" звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском. Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения "Обелиск" (Василь Быков). Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова "Обелиск" - не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича. Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига. Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны - основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. "Обелиск" (анализ которого мы проводим) - произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести "Обелиск" Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков. Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в "Обелиске", помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма. Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении "Обелиск" (Быков). повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»