Марат гельман личная жизнь. Марат Александрович Гельман

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Семья

Отец - писатель и драматург Александр Исаакович Гельман. Жена - Юлия Радошовецкая , по образованию архитектор. Двое сыновей, дочь Ева.

Биография

Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишинёве. В 1977 году окончил школу, а в 1983 году - Московский институт связи по специальности инженер, одновременно работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

До 1986 года - инженер в Кишинёве. После отмены статьи о тунеядстве - 1 марта 1986 года - уволился с работы, чтобы написать роман и открыть своё дело.

В 1985-1990 гг. - генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.

В 1987 году Гельман, увлекающийся живописью с детства, сделал первую выставку, показав московских художников в Кишинёве. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий. Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР.

В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки "Южнорусская волна" , показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс.

В 1990 году переехал в Москву и создал художественную "Галерею Гельмана" - одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года и за 20 лет сменила несколько названий (Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, "Галерея М. и Ю. Гельман"), и три адреса, но все это время была широко известна как галерея Гельмана.

С 1991 года занимается политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского .

На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока "Поколения рубежа" . В декабре 1995 года Григорий Нехорошев написал в "Независимой Газете", что Галерея Гельмана работает на КРО Скокова-Лебедя-Рогозина (вместе с Глебом Павловским ). В ответ Гельман написал письмо в НГ, в котором утверждалось, что "художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях** "Яблока"**, НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее, я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы ".

С июня 1995 по 2002 - совладелец ЗАО "Фонд эффективной политики" (ФЭП) (вместе с Г.Павловским).

Организатор выставки "Компромат" в декабре 1996 г. На выставке образцы подлинного компромата неразличимо соседствовали с обильно представленными остроумными фальсификациями, выполненными в виде машинописных текстов на всевозможных бланках, фотографий, звукозаписей телефонных переговоров, видеофильмов, компьютерных программ и т.п.

Противники М.Гельмана обвиняли его в том, что выставка была организована в угоду или по заказу Анатолия Чубайса , чтобы дискредитировать начатую против него "войну компроматов" в СМИ, принадлежащих Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому .

С 1997 года - соиздатель (вместе с Г.Павловским) ежемесячного публицистического журнала "Пушкин" .

В 1999 году был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.

С конца 2000 года участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление "Медиасоюза" и возглавил в нем в 2001 году гильдию интернета.

В 2001 году, по приглашению С.Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву .

В мае 2002 года отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики ("ФЭП превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента России... Это делает для меня участие в ФЭПе бессмысленным, и в некоторых случаях вредным ", - заявил он в одном из интервью.

В июне 2002 году был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ - руководителем аналитической дирекции телеканала.

В 2003 году курировал - как считается, от , - проект блока Сергея Глазьева (на этапе, когда он еще не стал , а назывался "Товарищ").

16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО "Первый канал" , заявив, что "Первый канал" и нынешняя власть больше не нуждаются в его "интеллектуальном обслуживании" ("Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой ").

На президентских выборах на Украине в 2004 года работал политтехнологом в кампании против Виктора Ющенко ("Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением ").

Летом 2005 года вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР ; лидер - Владимир Кишенин).

В 2008 году при поддержке Сергея Гордеева , представителя в Совете Федерации от администрации Пермского края, Марат Гельман провел в Перми этапную для него как для куратора выставку "Русское бедное" . За месяц работы выставки её посетили 45 000 человек, после чего по просьбам горожан она была продлена ещё на месяц.

После выставки, Марат Гельман получил и принял предложение возглавить Пермский музей современного искусства - ПЕРММ .

23 марта 2009 года Пермский музей современного искусства получил статус государственного краевого учреждения.

9 апреля 2010 года на заседании Общественной палаты РФ , членом которой он был избран, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы . В следствии чего был исключён из Общественной палаты.

С июня 2010 года - руководитель проекта партии - "Культурный альянс" . 7 октября 2010 года участвовал в телепрограмме Владимира Соловьёва "Поединок".

С 2011 года - член градостроительного Совета Фонда "Сколково" .

В апреле 2012 года Марат Гельман, вместе с двумя другими ведущими российскими галеристами Еленой Селиной и Айдан Салаховой , объявил о переформатировании галерейной деятельности. В случае с галереей Гельмана это закончилось её закрытием. Основной причиной такого шага Гельман назвал сворачивание рынка современного искусства в России, связанное в общей нестабильностью политической и экономической ситуации.

В октябре 2012 года на месте закрытой галереи на Винзаводе открылась новая выставочная площадка Марата Гельмана - продюсерский центр "Культурный Альянс" . Площадка специализируется на показе в Москве искусства из российских регионов и стран СНГ - здесь уже прошли выставки, давшие актуальный срез искусства Казахстана, Ижевска, Перми.

В 2012 году Гельман расторг сотрудничество с властью и партией .

В июне 2013 года, после череды скандалов, Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. Сам Гельман основной причиной увольнения назвал цензуру.


Сейчас политтехнолог, арт-менеджер и галерист Марат Гельман говорит, что уже много лет не занимается политикой. Тем не менее, позволяет себе острые высказывания в адрес существующего в России политического строя и президента РФ, что сказалось на его работе на родине. "У меня было несколько проектов, но в Администрации президента сказали моим партнерам, что со мной нельзя иметь дело, так как я позволяю себе жесткие высказывания в адрес "светлейшего ", - говорит Гельман.

В итоге он вместе с семьей уехал в Черногорию , где помогает властям этой страны выстраивать культурную политику. Временная эмиграция не мешает Гельману быть в курсе ситуации в России и публично комментировать политику Путина , войну в Донбассе и западные санкции. В своем последнем интервью он крайне резко критиковал внешнюю политику президента Путина.

Доходы

Владеет квартирой на Остоженке 160 кв.м.(сведений о другом имуществе нет).

Скандалы, слухи

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Марат Гельман и уничтожены 20 работ грузинского художника Александра Джикии .

Марат Гельман заявил по этому поводу: "Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно ".

Также в августе 2008 года Марат Гельман сообщил в своём ЖЖ , что ему по телефону угрожала "смертью" "героиня одного из постов": комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок , жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова , о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

Многочисленными скандалами закончилось пребывание Гельмана по посту директора музея современного искусства в Перми.

В 2010 году исполняющему обязанности начальника ГУВД по Пермскому краю Юрию Горлову не понравилась серия работ авангардного художника Григория Ющенко на тему будней стражей правопорядка. Начальник пермской милиции, увидев выставку, очень обиделся и обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку по факту нарушения порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (в данном случае – флага). В феврале 2011 года дело рассматривалось в мировом суде, и было закрыто за отсутствием состава административного правонарушения.

Летом 2012 года в музее современного искусства проходила выставка современного искусства Казахстана "Лицо невесты" . "Выставка открывает современное искусство Казахстана российской публике. Название выставки сравнивает это важное событие в культурной жизни обоих стран с волнующим моментом казахской свадьбы, обрядом Беташар – поднятием покрывала, скрывающего лицо невесты ", – сообщалось в презентации. На деле же в видеоинсталляциях были показаны всевозможные части тела, только не лицо. Особенно посетителям запомнились "Любовные скачки" , которые по формату содержимого находились на грани эротики и порнографии.

Не обошлось и без оскорбления чувств верующих. По признанию пермской блогосферы, одной из самых обидных им показалась выставка "Родина" . Там было сразу несколько инсталляций на тему христианства: православный храм из медицинских клизм, бюстгалтеры в виде куполов. "Гельман, это государство выделяет деньги на такие проекты? Кто эти клизмы финансирует? Как минимум дистрибуцию этих клизм. Как вы сами-то думаете – государству необходимы такие произведения современного искусства? Оно должно это финансировать? " – пишет Валерий Павлов .

Однако, оказалось, что представители РПЦ отнеслись к данному творению вполне лояльно. Намного больше их оскорбило граффити на ВКИУ, изображающее "языческих богов", так как сто лет назад в помещении располагалась духовная семинария.

Весной 2011 года, когда активно велась подготовка к первому фестивалю "Белые ночи в Перми" , создателей проекта решили подловить на плагиате. Интернет–пользователи сравнили двуликий лого "БН" с логотипом операционной системы Mac Os.

Сатирическая выставка красноярского художника Василия Слонова на "Белых ночах-2013" вызвала массу противоречивых эмоций у посетителей экспозиции. Его полотна носили провокационный характер: матрешка-граната, топор, воткнутый в березу, из которой течет кровь, Чебурашка в виде монстра и многое другое. Всё это сопровождалось надписью "Welcome to Sochi 2014".

Все эти работы не вызывали особой агрессии у пермяков, пока их не увидела спортивная элита, посетившая Пермь 5 июня в рамках "Огня Универсиады". Спортсмены были в бешенстве, на следующий день картины убрали. А спустя несколько недель провокация привела к увольнению галериста.


Пермская пресса много писала о неоправданных тратах из областного бюджета на музей. Так, за 2010 год Музею современного искусства выписали бюджетных субсидий в сумме 72 млн 592,2 тыс. рублей , а в 2011-м – 65 млн 745,1 тыс. рублей. Причем в прошлом году субсидии были освоены лишь на 82,3%, однако остаток в размере 12,8 млн рублей возвращен в казну не был.

Искусствовед, публицист, политтехнолог, галерист Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе в семье известного советского драматурга и сценариста Александра Гельмана.

В 1977 г. Марат Гельман поступил в Московский электротехнический институт связи. Во время учебы он некоторое время работал машинистом и рабочим сцены в столичных театрах - МХАТе, "Современнике" и театре имени Маяковского.

После окончания вуза (1983 г.) Гельман до 1985 г. работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа", а в 1985 г. - инженером кишиневского Наyчно-исследовательского института по разработке методов и средств неразрушающего контроля материалов и изделий (НИИНК).

В 1985-1990 гг. Марат Гельман занимал должность генерального директора "Центра научно-технического творчества молодежи" в Кишиневе.

С 1988 г. он коллекционирует произведения современного искусства и организует выставки.
В 1990 г. Гельман переехал в Москву и в том же году основал одну из первых частных галерей современного искусства в России - "Галерею Марата Гельмана", где проходили выставки культовых художников ХХ века Йозефа Бойса и Энди Уорхола. Известность галерее принесли широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

C 1991 г. Марат Гельман занимается политическими технологиями, сотрудничает с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

В 1995 г. баллотировался на выборах в Государственную Думу РФ второго созыва по федеральному списку избирательного молодежного блока "Поколения рубежа" (блок не преодолел 5-процентный барьер); на выборах в Государственную Думу РФ третьего созыва в 1999 г. был помощником Сергея Кириенко, руководителем предвыборного штаба "Союза правых сил".

Позже как политтехнолог он принимал участие в целом ряде крупных избирательных кампаний, среди которых выборы мэра города Москвы (1999), губернатора Нижегородской области (2001), депутатов Верховной Рады Украины (2002), депутатов Государственной Думы РФ (2003).

В 1995 г. в сотрудничестве с Глебом Павловским Гельман создал АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП), совладельцем которого он был до 2002 г. (в апреле 2002 года официально объявил о своем выходе из ФЭП и обмене принадлежащих ему акций фонда на акции Lenta.Ru.).

В 1997 г. совместно с Павловским Гельман издавал ежемесячный публицистический журнал "Пушкин".

Известность Марату Гельману принес инициированный им в 1997 г. референдум по поводу сноса установленной в Москве статуи Петра I работы скульптора Зураба Церетели.

Он пытался организовать сбор подписей за референдум в Москве, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы "Революционный военный совет РСФСР").

С конца 2000 г. он участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России, вошел в правление "Медиасоюза". В 2001 г. стал председателем гильдии интернет-журналистики творческого союза работников СМИ "Медиасоюз".

С июня 2002 года по февраль 2004 года занимал должность заместителя генерального директора телекомпании ОРТ (с июля 2002 года - "Первый канал"), возглавлял аналитическую дирекцию ОРТ.

В 2003 г. параллельно с работой на ОРТ Гельман сотрудничал с Сергеем Глазьевым, выступая консультантом создаваемого экономистом избирательного блока левых и национал-патриотических партий и организаций под рабочим названием "Товарищ" (блок "Родина").

В марте 2005 г., после раскола "Родины" на сторонников Глазьева и Рогозина, поддерживавшие последнего депутаты парламентской фракции "Родина" сочли оскорбительными и кощунственными экспонаты организованной Гельманом выставки "Россия-2" и обратились в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответу ее организаторов за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

Летом 2005 г. Марат Гельман вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР).

Весной 2006 г. СДПР объявила о создании движения "Интернационал", эта инициатива, по данным СМИ, принадлежала Гельману. Главной задачей нового движения называлось противостояние неофашизму и ксенофобии. Осенью 2006 г. Гельман вышел из СДПГ.

В октябре 2008 года Марат Гельман был назначен директором Пермского государственного музея современного искусства PERMM. В должность Гельман официально вступил в декабре 2008 г. Чтобы сосредоточиться на создании музея современного искусства в Перми, он в марте 2009 г. продал 50% своей московской галереи бизнесмену-коллекционеру Александру Смузикову.

В сентябре 2009 г., в соответствии указом президента РФ Дмитрия Медведева, Марат Гельман стал членом Общественной палаты России созыва 2010-2012 гг.

В апреле 2010 г. Гельман возглавил Пермский центр развития дизайна, созданного по инициативе губернатора Олега Чиркунова, по просьбе которого арт-директором центра стал Артемий Лебедев.
Тогда же стало известно, что Гельман является членом рабочей группы проекта создания инновационного центра в Сколково и занимается созданием концепции культурной жизни наукограда.

В мае 2010 г. Гельман объявил о том, что в сентябре покинет пост директора музея современного искусства PERMM. Свое решение он объяснил тем, что "музей на полтора года входит в ремонтную стадию". Однако совсем отказываться от сотрудничества с музеем Гельман не собирается - галерист заявил о намерении стать председателем попечительского совета PERMM.

В июне 2010 г. новый проект Гельмана "Культурный альянс (региональный аспект)" получил поддержку партии "Единая Россия".

Марат Гельман упоминается в СМИ как владелец, обозреватель и идеолог проектов "Современное искусство в сети" (Guelman.ru), информагентства "Культура" (Gif.ru) и дизайн-бюро "GuelmanGraphic", а также как председатель созданной им самим Ассоциации Независимых Кураторов, и. о. председателя Интернет Академии.

Он удостоен медали Российской Академии художеств (2008).

Марат Гельман женат, имеет двоих сыновей и дочь.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Директор и владелец "Центра современного искусства" ("Галерея Гельмана"), бывший совладелец Фонда эффективной политики (ФЭП),бывший заместитель гендиректора ОРТ.


Родился 24 декабря 1960 в Кишиневе. Сын советского драматурга Александра Гельмана ("Мы, нижеподписавшиеся...", "Премия" и др.).

В 1983 году окончил Московский институт связи.

С 1983 по 1985 год работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа". В 1985 году работал инженером кишиневского НИИ методов неразрушающего контроля.

В 1985-1990 гг. - генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.

В 1990 году переехал в Москву и создал художественную "Галерею Гельмана".

С 1991 года занимается политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока "Поколения рубежа".

В декабре 1995 года Григорий Нехорошев написал в "Независимой Газете", что Галерея Гельмана работает на КРО Скокова-Лебедя-Рогозина (вместе с Глебом Павловским). В ответ Гельман написал письмо в НГ, в котором утверждалось, что "художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях "Яблока", НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы" (НГ.10.12.95).

С июня 1995 по 2002 - совладелец ЗАО "Фонд эффективной политики" (ФЭП) (вместе с Г.Павловским).

Организатор выставки выставки "Компромат" в декабре 1996 г. На выставке образцы "подлинного компромата" неразличимо соседствовали с обильно представленными остроумными фальсификациями, выполненными в виде машинописных текстов на всевозможных бланках, фотографий, звукозаписей телефонных переговоров, видеофильмов, компьютерных программ и т.п. Противники М.Гельмана печатно обвиняли его в том, что выставка была организована в угоду или по заказу Анатолия Чубайса, чтобы дискредитировать начатую СМИ Бориса Березовского и Владимира Гусинского "войну компроматов" против команды Чубайса ("дело писателей" и др.).

Попал в поэму Андрея Вознесенского "Компра" ("Пиковая дама явилась к Гельману. Марату. Чтобы зарезать его в ванной. Достала кинжал. Но ванная не работала").

В 1997 году пытался организовать сбор подписей за референдум в Москве о сносе церетелиевского Петра I, а затем объявил об отмене сбора подписей (в связи с террористическими актами против памятников Николаю II и Петру I, устроенными террористами-комсомольцами из группы "Революционный военный совет РСФСР").

С 1997 года - соиздатель (вместе с Г.Павловским) ежемесячного публицистического журнала "Пушкин".

В 1999 г. был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.

С конца 2000 г. участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление "Медиасоюза" и возглавил в нем в 2001 году гильдию интернета.

В 2001 г. по приглашению С.Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву.

В мае 2002 г. отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики ("ФЭП превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента России... Это делает для меня участие в ФЭПе бессмысленным, и в некоторых случаях вредным". - Деловая хроника, 2 июля 2002).

В июне 2002 г. был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ - руководителем аналитической дирекции телеканала.

В 2003 г. курировал - как считается, от Владислава Суркова, - проект блока Сергея Глазьева (на этапе, когда он еще не стал "Родиной", а назывался "Товарищ").

16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО "Первый канал", заявив, что "Первый канал" и нынешняя власть больше не нуждаются в его "интеллектуальном обслуживании" ("Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой". - Коммерсантъ, 17 февраля 2004).

На президентских выборах на Украине в 2004 года участвовал как политтехнолог в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко ("Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением").

1 марта 2005 фракция "Родина" по инициативе Александра Чуева приняла заявление, в котором просила Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства "Россия-2", в частности, Гельмана. По мнению фракции, экспонировавшиеся на выставке так называемые "произведения искусства" носили явно оскорбительный характер не только для православных, но и всех, кому дороги духовные ценности России".

Летом 2005 г. вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР; лидер - Владимир Кишенин).

Известный публицист, деятель искусств и политолог Марат Гельман родился в Молдавии 24 декабря 1960 года. Биография Марата Гельмана – это увлекательное путешествие в мир искусства, политики, скандалов и личных амбиций. Его девизом стала некогда сказанная им же фраза: «В историю попадает не картина, а художник».

Биография

Марат Александрович с самого детства мечтал быть художником, чем страшно огорчал свою маму, которая считала что художник – это человек с вечно грязными руками. Он так и не написал ни одной картины, но детское желание «пачкать руки» краской осталось с ним на всю жизнь.

Сын знаменитого А. И. Гельмана первым в России открыл частную галерею, стал курировать самые скандальные и куртуазные выставки современного художественного творчества.

Пытаясь выйти из тени знаменитого отца, Марат сделал поистине звездную карьеру. Закончив в 1983 году МЭИС, молодой человек работал инженером в Кишиневе и был генеральным директором центра НТТМ. Как только в 1986 году отменили закон о тунеядстве, Гельман бросил работу, которая не оставляла времени на написание романа и открытие собственного бизнеса.

Начиная профессиональную деятельность в качестве коллекционера, Гельман был вынужден получить специальные знания, позволяющие грамотно и выгодно продавать произведения искусства. Что привело к тому, что он стал первым арт-дилером в Советском Союзе.

Уже в начале 1987 года Марат провел первую выставку, познакомившую жителей Кишинева с работами московских художников. Коммерческий успех предприятия был невероятным для того времени. Галерея, созданная Маратом Александровичем, стала прямым доказательством символической и финансовой ценности современного искусства.

Марат Гельман познакомил российских деятелей с профессией «политолог», когда совместно с Павловским они основали «Фонд эффективной политики». Общественная деятельность закружила его так, что вернуться к искусству он смог только в 2004 году.

Марат Гельман, подаривший Русскому музею более 55 картин современных художников, фигурирует в романах Пелевина и Сорокина в качестве полноценного персонажа.

Столичные эстеты считают Гельмана эгоистичным человеком с сомнительной репутацией, который использует современное искусство как площадку для удовлетворения личных амбиций. Но дело в том, что галерист помнит о своих художниках даже во время походов во власть, всячески пытаясь заострить внимание политиков на проблемах современного российского искусства.

Сам Гельман считает себя грамотным и успешным политтехнологом, главным достижением которого стали парламентские выборы 2003 года и «исчезновение коммунистов как политической силы».

Деятель искусств часто в интервью заявляет, что политика его никогда не интересовала. Однако в 2010 году Гельмана исключили из Общественной палаты РФ за нелицеприятный отзыв о генеральном плане, Юрии Лужкове и политике президента. Он и сейчас позволяет себе остро и метко высказываться насчет политического строя, существующего в России, и президентского правления.

В 2012 году Гельман свернул свою галерейную деятельность, сетуя на нестабильность российской экономики и перепады политических настроений. Неожиданностью для всех стало открытие продюсерского центра «Культурный альянс», проводившего выставки для художников из стран СНГ и России.

После шумного, разоблачительного и скандального увольнения с руководящей должности в ПЕРММ политолог с семьей перебрался в Черногорию, где активно помогает правительству маленькой, но очень дружелюбной страны создавать собственную культурную политику. Гельман внимательно следит за ситуацией в России и периодически комментирует действия президента, санкции, войну на Украине.

Личная жизнь Марата Гельмана

Личная жизнь публициста, в отличие от общественной, надежно скрыта от посторонних глаз. Он не комментирует постоянно появляющиеся слухи.

Известно только, что с Юлией Радошовецкой, которая была не только женой, но и партнером деятеля, Гельман прожил около 20 лет. У Юлии и Марата есть сын и дочь.

Вскоре после развода в его жизни появилась новая любовь, Анастасия Борохова, которая родила ему сына. Недавно Гельман заявил, что опять готовится стать отцом. А пока у Марата четверо детей: две дочери и два сына.

В одном из интервью Марат Александрович сказал: «После пятидесяти я понял: исполнять свои желания – очень важное дело». И теперь все свободное время посвящает молодой жене и детям, путешествиям, чтению стихов. Очень любит организовывать диспуты в «ЖЖ» и «Твиттере». Неоднозначная личность Растиньяка из Кишинева вызывает много разговоров как среди людей, не принимающих и не понимающих выходки экспрессивного деятеля искусств, так и среди друзей и соратников. Одни его ругают, называя циничным и морально нечистоплотным человеком. Другие, наоборот, готовы следовать за ним, поддерживая любую, даже саму невероятную идею.

Марат Гельман
Имя при рождении:

Марат Александрович Гельман

Род деятельности:
Дата рождения:
Гражданство:

СССР
Россия

Отец:

Мара́т Алекса́ндрович Ге́льман (род. 24 декабря , Кишинёв , СССР) - публицист, политик/политтехнолог, коллекционер произведений современного искусства, галерист, основатель «Галереи Марата Гельмана », директор «Центра современного искусства», директор Пермского музея современного искусства «PERMM», директор Пермского центра развития дизайна, владелец дизайн-бюро «GuelmanGraphic», проекта GiF.Ru - «Информагентства Культура», издательства «ГИФ», проекта Guelman.ru - «Современное искусство в сети». Постоянно включается в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника» .

Биография

Марат Гельман - сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана . Учился в школе № 34 Кишинёва (окончил в 1977 году). В 1983 году окончил . До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи ». С коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.

C 1991 года Марат Гельман занимается политикой. На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу - руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил » [уточнить ] , а на выборах мэра Москвы - руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко . C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).

В апреле 2002 года Гельман уходит из созданного им и Глебом Павловским в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики » (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента ». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал », руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Цитата: Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ , 17 февраля 2004 ). С весны по октябрь 2003 года работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина »). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году - был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко . Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере „Чужой против Хищника“. Безусловно, Ющенко для Москвы - Чужой, а Янукович - Хищник» . С 2005 года Гельман - член Социал-демократической партии России (СДПР).

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Гельман, и уничтожены 20 работ грузинского художника Александра Джикии. Гельман заявил по этому поводу: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно». Также в августе 2008 года Гельман сообщил в своём ЖЖ , что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов» : комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок , жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

В 2009-2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Марата Гельмана.

С июня 2010 года - руководитель проекта партии Единая Россия «Культурный альянс» .

В марте 2012 года Гельман по приглашению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева посетил Краснодар , где под его руководством будет создаваться музей современного искусства . По замыслу автора проекта, центр искусства будет завершен к 2014 году. Его строительство начнут уже осенью, а через полтора года покажут первую коллекцию, где активно продвигал идею вступления в некий «Культурный альянс», обещающий одарить культуру города «столичным куратором». Несмотря на скандальный шлейф, тянущийся за этим проектом и его автором, местным мэром Азаровым был подписан протокол о намерениях. Соглашение о вступлении Самары в проект Марата Гельмана было подписано без проведения тендерного конкурса.

Бизнес

В 2001 году галерист Марат Гельман так объяснял суть своего бизнеса:

Если мы продаем работы художников галереи, то галерея имеет процент. Если нет - то я работаю бескорыстно. Мне уже не нужно сегодня изощренным способом получать проценты, ставя в щекотливое положение себя или музей. Мой бизнес строится не на том, чтобы получить деньги с музея, а на том, что в музее показывается современное искусство, и какой-нибудь важный житель города может захотеть иметь у себя дома произведение того же автора и желательно такого же размера - и обратится в галерею, с которой работает музей. Эту модель я опробовал, сотрудничая с музеем города Оклахома в США, купившим у меня около двадцати работ русских художников. И какие-то люди из Оклахомы до сих пор приезжают к нам в галерею и хотят купить произведения тех художников, работы которых висят в их музее.

Интервью «Мраморный дворец М. Гельмана»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»