Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская. Преподобная софия суздальская

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя мос-ковского Василия Иоанновича (1505—1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался без-детным, о чем великокняжеская чета силь-но скорбела. После 20 лет супру-жества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола — впервые в русской истории — и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княги-ню Соломонию, запрещен и также за-ключен в темницу. Все вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака мла-денца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного).

25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония на-сильно была постри-жена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал мес-том заточения невольных царственных постри-жениц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро-творение в усердной молитве.

Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33). В то время, как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533—1584) назвал княгиню-инокиню «преподобно-му-ченицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая правед-ная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чу-дотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584—1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

Патриарх Иосиф (1642—1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была состав-лена служба преподобной Софии.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовско-му. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и мо-настырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Преподобная София Суздальская


Отец - боярин Юрий Иванович Сабуров, потомок ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Мать рано умерла, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца).

  • 4 сентября 1505 года Великий князь Василий Иоаннович женился на Соломонии. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива. Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.
  • После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Это решение трагически скажется на истории рода Рюриковичей и всей России. В 1525 году князь решается развестись с Соломонией.
  • 25 ноября 1525 Соломонию привели в Московский Богородице-Рождественский монастырь и постригли с именем София. Постриг совершил игумен Никольского монастыря Давид. Есть две версии пострижения: первая - княгиня умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие и вторая - пострижена насильно.
  • В начале следующего (1526-го) года великий князь женился на юной Елене Глинской, дочери литовского князя Василия Львовича Глинского, от коего брака родился Иван Грозный.
  • Подобный развод с ссылкой жены в монастырь оказался беспрецедентным в истории Руси, хотя за первым подобным случаем в следующих поколениях Рюриковичей и Романовых последовали и другие. Он вызвал большое неодобрение в обществе.
  • Позже её перевели в Покровский монастырь г. Суздаль , который она патронировала ещё с 1518 г. как великая княгиня.
  • Во время регентства Елены Глинской, согласно некоторым источникам, была выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль .
  • Через 17 лет иночества скончалась 18 декабря 1542) г. Похоронена в Суздальском Покровском монастыре.
  • Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей.
  • При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. На гробнице Софии случались чудесные исцеления, а в 1609 году, во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. У него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь.
  • В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую.
  • В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной.
  • По благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г.
  • С 1984 г. специальным указом патриарха Пимена Русская Православная Церковь почитает преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли.
  • 14 августа 1995 г. - были обретены мощи святой и перенесены в Покровский собор.

Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках». Этой историей очень интересовался Иоанн Грозный, ведь сын Соломонии оказался бы его старшим братом и первым наследником. Царь потребовал все архивы, касавшиеся дела Соломонии. При реконструкции монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней - крышка от той гробницы.

В миру Сверчкова-Сабурова Соломония Юрьевна, дочь боярина Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова, из старинного, но "захудалого" московского боярского рода . Рано лишилась матери, была воспитана тётей, Евдокией Ивановной (сестрой отца). Отличалась добротой и набожностью.

Брак

Жили они, согласно летописям, в полном согласии. Но двадцатилетнее супружество не было счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь решил развестись с ней. Против встали митрополит Варлаам , князь-инок Вассиан (Патрикеев) , преподобный Максим Грек , которые были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана. Следующий митрополит, Даниил , одобрил развод, и к нему присоединились бояре. Но оставались и противящиеся, как князь С. Курбский. Все восточные патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский по преданию предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью - царя Иоанна Грозного .

Постриг

Менее чем через два месяца Василий Иоаннович женился на Елене Глинской . Инокиню Софью тем временем отвезли в Суздальский Покровский монастырь , которому она покровительствовала еще с года. Впоследствии монастырь стал мес­том заточения невольных царственных постри­жениц.

Слухи о сыне

Согласно некоторым сведениям, включая рассказ Герберштейна, спустя несколько месяцев пошли слухи, что обвинение в неплодии было несправедливым, что Соломония в монастыре родила сына - царевича Георгия. Распространительницы слухов были наказаны, в Суздаль спешно послали дьяков для выяснения дела, но Соломония отказалась показать им ребенка, заявив, что они "недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечется в величие свое, то отомстит за обиду матери". Тогда были посланы бояре и церковники, но об итогах этого следствия документов не сохранилось. Известно лишь, что Соломония заявила о смерти сына, а великокняжеским послам показали гробницу.

Иноческий подвиг

Обитая в Суздальской обители, не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро­творение в усердной молитве. Своими подвигами она изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. После смерти Василия III в году власть перешла к его вдове, Елене Глинской , для которой София могла стать опаснейшей соперницей. Поэтому преподобная была сослана в Каргополь , где содержалась в тюремном заключении до смерти Глинской в году. Затем вернулась в Суздаль , где преставилась к Богу 18 декабря года. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Преподобная София была похоронена по своему завещанию, в подклете Покровского собора Суздальского Покровского монастыря .

Почитание

Молва о святости инокини быстро распространилась по всей Руси и преподобную признавали святой уже ее современники. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". Сам же Иоанн Грозный якобы, возложил на ее гробницу пелену, сотканную его женой Анастасией . Приходили к мощам святой Софии и оба его сына с женами, и Михаил Федорович , первый царь из династии Романовых, и многие другие. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых".

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В году, во время нашествия поляков , преподобная София спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому . От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Могила святой была очень почитаема, но ее мощи не тревожили до 1990-х годов, когда, 14 августа года, мощи святой были торжественно обретены. Их выкопали и из монастырской усыпальницы перенесли в Покровский собор. Мощи во вскрытой гробнице оказались нетленнными, но после вскрытия сразу истлели, т.е. осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке и не демонстрируются.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася преподобная София, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты, / Его же моли спастися граду

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III , при котором Русь переживала свое лучшее государственное время.

Родилась Соломония около 1490 года.Ее отец Юрий Константинович был потомком ордынского мурзы Сабура, принявшего в 1330 году крещение.

Бог Промыслитель предызбрал святую Софию в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости. Соломония рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни.

Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из полутора тысячи знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо велико-княжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.

4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась редкой красотой, но в то же время была очень скромна и благочестива.

Двадцать лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив о себе память как о добродетельной жене, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.

Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.

С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя и поспешающий им во всем благом (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.

В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода.

Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие.

Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале в Покровской обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные на вклады велико-княжеского дома.

Отдавшись всей душой служению Богу, великая княгиня, в иночестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости инокини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14).

Семнадцать лет подвизалась преподобная в Покровском монастыре, и здесь же 16 декабря 1542 года она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь подобно великой княгине Софии увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви.

Память святой преподобной Софии Суздальской совершается в Православной Церкви 14 августа по новому стилю.

Жизнь в миру
Мирское имя будущей подвижницы Церкви было Соломония. Она родилась в конце XV века в боярской семье: ее отцом был Юрий Константинович Сабуров. О детстве и юности святой сохранилось очень мало сведений. Она была доброй и послушной дочерью.
В 1505 году великий князь выбрал отличавшуюся внешней красотой и внутренней скромностью Соломонию себе в жены. Однако, как только выяснилось, что княгиня не сможет родить для своего супруга наследника престола, князь Василий отдал приказ совершить над ней монашеский постриг, а сам женился на другой женщине. Его второй избранницей стала Елена Глинская.

Иноческий подвиг
В 1525 году состоялся постриг Соломонии в монахини, где она получила новое имя Софии. Местом подвига преподобной Софии стала Суздальская обитель, куда она была насильно отправлена своим мужем. Первое время чувство скорби наполняло сердце княгини, но, когда она стала воспринимать насильное изгнание как проявление воли Божией, стала усердно предаваться молитве. София полностью изгнала из своего ума и сердца мысли о мире и отдала все свои силы на служение Господу.
В 1533 году умер Василий III и власть оказалась в руках его второй супруги. Елена Глинская боялась, что София станет претендовать на княжеский престол. По этой причине преподобную заключили под стражу в Каргополе, где она пребывала до 1538 года, в котором последовала смерть Елены Глинской. Святая София была возвращена в Суздальский монастырь, где продолжила совершение монашеских подвигов молитвы и воздержания до момента разлучения ее души с телом, которое произошло в 1542 году. В степенной книге сохранилось свидетельство о том, что кончина преподобной была благодатной.

Почитание
Еще во время земной жизни святой Софии Суздальской многие люди почитали ее как угодницу Божию, а после смерти преподобной весть о ее святости быстро распространилась по Руси. Перед ее истязаниями себя при жизни склонили головы многие люди знатного происхождения. Так, князь Андрей Курбский, направляя послание Иоанну Грозному, именовал в нем княгиню Софию преподобной мученицей. По некоторым сведениям сам царь Иоанн Грозный приходил приложится к гробнице святой Софии и пожертвовал для нее пелену, которую специально соткала его супруга Анастасия, а двое его сыновей также воздавали честь и возносили молитвы к преподобной Софии.
Сохранились исторические сведения об обильном происхождении чудесных исцелений возле святых мощей преподобной Софии Суздальской, которая безропотным перенесением жизненных страданий стала источником благодатной помощи ослабленныи маловерием людям. Ярким подтверждением благодатной помощи от гробницы преподобной служит исцеление от слепоты княжны Анны Нечтевой, произошедшее в 1598 году. В 1609 году при нашествии польских захватчиков на Суздаль святая София явилась в видении предводителю вражеских войск Лисовскому и приказала не разорять город и монастырь. Явление было грозным, а после него у Лисовского одна рука стала парализована. В ужасе он дал обет покинуть пределы Суздаля.
В конце XVII века последовало официальное благословение на общецерковное почитание святой Софии Суздальской, которое дал патриарх Иосиф. В это же время была написана икона угодницы Божией, которая сразу стала источать многочисленные чудеса и исцеления. Икона сохранилась и до нынешнего времени.
Святая София Суздальская может служить образцом для подражания в терпении, любви, послушании и смирении. От нас Господь не требует больших подвигов, кроме безропотного несения своего жизненного креста.

Тропарь, глас 4:
Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 1:
Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобная мати Софие, / и чтим святую память твою, / наставнице монахинь / и собеседнице Ангелов.

Молитва:
О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»