Святой лука крымский в чем помогает отзывы. Биография и молитва святому Луке (Войно-Ясенецкому)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сын Божий, Бог-Слово по своей безмерной любви сошел на землю, принял на себя человеческую плоть, дабы спасти заблудшего человека. Он взял на себя всю человеческую боль и его грехи. На земле он учил людей, исцелял их, помогал им в нуждах и умер за них. После своего Воскресения Господь заповедал Своим ученикам проповедовать Евангелие всей твари – просвещать, крестить и исцелять. И апостолы «пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Евангелие от Марка, 16-20).

Святые Апостолы чудотворят не своей силой и совсем не для того, чтобы произвести впечатление или приобрести себе славу и известность, как это делают все колдуны и обольщенные. Апостолы единственной целью своей имеют Славу Божию и спасение людей.

В деяниях подтверждаются слова Христа: «Верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» (Евангелие от Иоанна, 14-12).

Это обещание Христа не могло относиться только к апостольским временам. Христос не прекращает творить Свои чудеса и сегодня в Церкви через святых. И в наши дни Он не перестал проявлять Свою любовь. И если святые, по меткому выражению , «есть Христос – проникающий сквозь века», то тогда совершенно неудивительно, что, совершая чудеса, святые исцеляют людей, и тем самым продолжают дело Иисуса Христа.

Святой Лука является одним из звеньев той длинной цепи, которая берет свое начало в апостольские времена. Он любил Христа и людей. Он служил образу Божиему – человеку, и в особенности – страждущему, служил с невероятной любовью и самоотверженностью. Святой Лука считал больных величайшим делом, которое есть подражание самому Христу.

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

В одной из своих проповедей он проясняет свое понимание этого вопроса. И мы ясно понимаем те мотивы, которые подвигли его посвятить себя медицинской науке. Не денег и славы ради, не ради других каких-то целей, а дабы послужить, облегчить, исцелить страждущего человека.

Святой Лука говорил: «…Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему Господь послал Своих учеников не только проповедовать, но и исцелять больных? Если Господь считал лечение болезней таким важным делом, что ставил его в один ряд с проповедью Евангельской, тогда это означает для нас, что это и есть одно из важнейших дел человека. Он ведь не сказал: «Проповедуйте Евангелие и научите людей, как им устроить свою социальную жизнь».

Он абсолютно нигде об этом не говорит. Но он дает апостолам заповедь лечить больных. Почему так? Потому что Господь Наш Иисус Христос и сам исцелял людей, демонов изгонял, мертвых воскрешал и ученикам дал заповедь лечить больных. Ибо болезни есть самая большая боль и самая большая проблема человечества.

Есть множество болезней, страшных недугов, которые мучают человека, разрушают его жизнь и приводят его к отчаянию. Но Господь человеколюбец и благ и от нас он требует, чтобы мы были милостивыми и творили дела любви. И первое дело милосердия – это и есть исцеление больных. Таким способом мы показываем свое сострадание и нашу любовь к несчастным собратьям своим, которые страждут».

На наше счастье, в операционную в этот день приехал заведующий ортопедической клиникой господин Г.П. и взял на себя всю ответственность за принятие решения и проведения операции. Именно этот хирург отменил решение об ампутации и, как нам сообщили позже, буквально бился за то, чтобы сохранить ноги ребенку и отстаивал свою позицию вопреки мнению всех остальных врачей. В результате левую ногу мальчику сохранили полностью, а на правой ампутировали только пятку.

После операции целый месяц наш сын находился в реанимации в Афинской детской больнице имени Аглаи Кирьяку. Многие врачи, участвовавшие в консилиумах, сомневались, что ноги в будущем удастся сохранить. Опасались разных инфекций и осложнений. Началась серия пластических операций в детской клинике «Святая София». Все врачи в один голос утверждали: ноги ребенку оставили, но одна из них двигаться никогда не будет, на ней не осталось ни сосудов, ни нервных волокон, ни кожи. Эта нога останется навсегда безжизненной.

26 ноября 2005 года наш сын впервые упомянул имя своего, как он сказал, друга, какого-то Луки. Этот друг, по словам ребенка, будил его после наркоза и говорил: «Константин, проснись и иди к маме». Это повторялось, по словам нашего сына, после каждой операции. Мы думали, что речь идет о каком-то конкретном враче, работающем в этой больнице. Стали спрашивать. Нам ответили, что врача с таким именем в больнице нет. И вот, после очередной операции Константин сказал нам совершенно конкретно: «Сегодня я видел Святого Луку». Мы спросили пластического хирурга г-на Н.П., что означают эти слова. Доктор с улыбкой достал из кармана своего халата иконку с изображением Святого Луки и сказал: «Вот про кого вам говорит все время Константин. Этот святой действительно является во время самых сложных операций, наподобие той, что была у вашего сына».

Надо заметить, что об этом святом мы раньше ничего не знали. По совету нашего доктора мы прочитали книгу о святителе Луке Крымском. Увидев у меня в руках книгу о Святом Луке, Константин показал на одну из фотографий и сказал: «Вот, мама, видишь, это и есть мой друг».

Чудесные явления Святого Луки продолжались. Был праздник Торжества Православия. Нога нашего мальчика начала уже действовать, и он мог даже шевелить пальцами. Врачи, видя процесс восстановления, только руками разводили и говорили: «Да, у Константина есть свой святой».

Святой Лука являлся нашему ребенку несколько раз прямо в операционной (мальчику было сделано в общей сложности более 30 операций разной степени сложности). 27 марта святой в операционной появился в своем архиерейском облачении, поверх которого был наброшен медицинский халат, и сказал: «Константин, ты молись, а я постараюсь тебя вылечить».

Психологи, работавшие в больнице, старались ободрить Константина и говорили ему, что все лечение закончится хорошо, только в будущем он не сможет на велосипеде кататься, как все остальные дети. Однако Константин, выписавшись из больницы, не только прекрасно стал ходить и бегать, но успешно освоил велосипед! Полное восстановление подвижности ног – это истинное чудо!

Мы очень быстро забыли свою скорбь и все свои переживания. Но что значат наши переживания в сравнении с той великой благодатью Божьей, столь щедро излившейся на нас по молитвам Святого Луки.

М.Т., г. Ливадья».

3. «Я пришел тебя прооперировать»

«15 января 2006 года днем совершенно неожиданно у меня сильно заболело правое ухо. Один мой знакомый, очень почитающий Святого Луку, дал мне книгу с его житием. Первое, что пришло мне в голову, это попросить святого мне помочь, в душе я верила, что это великий святой. Я положила в ухо кусочек ватки, помазала ухо маслом от лампадки, сверху приложила иконку Святого Луки и завязала голову платком.

С моей родственницей матушкой А. мы стали думать, идти ли мне в дежурную больницу или нет. В конце концов я решила никуда не идти. Хотя понимала, что сна у меня не будет от нестерпимой боли. Однако вскоре я заснула. Во сне мне является сам Архиепископ Лука в архиерейском облачении. В руках у него был какой-то медицинский инструмент, похожий на длинную иглу. Рядом с ним стоял А.П. – тот мой друг, который подарил мне книгу о Святом Луке. Святой говорит мне.

«Я Святой Лука и пришел тебя прооперировать. Не бойся, тебе больно не будет». А потом поворачивается к моему другу и говорит: «Смотри, как я сейчас сделаю операцию».

Он поставил трубку ко мне в ухо. Я почувствовала как бы прокол, но боли не было.

Проснувшись утром, я поняла, что ухо у меня не болит. Ватка в ухе была вся пропитана гноем. Я пошла к лор-врачу г-ну А.Г. на осмотр. Он подтвердил, что сделан прокол барабанной перепонки и поставил диагноз – острое воспаление среднего уха. «Госпожа моя, – спросил в заключение лор-врач, – а кто вас оперировал? Хирург, сделавший хирургическое вмешательство, поистине высочайший мастер”. А я ему ответила: «Доктор, вижу, у вас на столе , вы верующий человек, поэтому вам я расскажу».

Я ему поведала о том, что случилось ночью, рассказала о Святом Луке и подарила ему книгу с житием Святого и его иконку.

Доктор согласился со мной. Прописал антибиотики и добавил – это счастье, что гной вышел, иначе вы могли бы лишиться слуха.

Через неделю я вновь пришла к врачу, и он сообщил мне, что я абсолютно здорова.

С.П. г. Афины».

4. «Я пришел на операцию»

«Меня зовут Мария К. В своем письме я хотела бы выразить свою благодарность Святому Луке за чудо моего духовного и физического исцеления.

В 2008 году мне необходимо было сделать хирургическую операцию по гинекологии. Операцию должны были сделать в больнице имени Метаксаса в городе Пирей. В трудных жизненных ситуациях я всегда обращалась к Богу и к святым за помощью. И все-таки вера моя была слабой, я была так называемым маловером.

Три года тому назад я прочитала книгу о Святом Луке. Меня буквально потрясла мученическая жизнь этого человека и его подвиг врача. Когда я должна была принять решение об операции, то дерзновенно обратилась с молитвой к Богу и к Святому Луке, прося помощи. Впервые в жизни я полностью положилась на волю Божию и уповала на помощь Святого Луки. Накануне операции я молилась Святому Луке так: «Святой Лука, я знаю, что ты поможешь мне во время операции и подскажешь врачу, как надо действовать. Ты сам присутствуй на операции». Впервые я чувствовала, что могу просить о помощи.

11 ноября 2008 года все было готово к операции. Когда я была уже не операционном столе, у меня началось сильное сердцебиение. Ко мне подошли врач-анестезиолог и три медсестры. Видя мое сильное беспокойство, доктор стала меня успокаивать. В эту минуту в операционную вошел врач в халате хирурга. Он сел на край моей кровати и стал внимательно на меня смотреть. Этот взгляд я никогда в жизни не забуду. Я сказала себе: вот истинный врач, который за меня очень переживает и по-настоящему сострадает вместе со мной. Вдруг я слышу, как врач-анестезиолог его спрашивает: «А вы кто? К сожалению, я вас не знаю». Неизвестный врач ей ответил: «Я пришел на операцию к этой девушке».

Через несколько минут анестезиолог опять поинтересовалась: «Пожалуйста, скажите мне, кто вы?» В ответ прозвучало: «Я на операцию к этой девушке». Тогда анестезиолог наклонилась ко мне и тихо спросила: «Кто это? Ваш родственник? Вы попросили его приехать к вам на операцию?» «Нет, – ответила я. – Я не знаю этого человека». Тогда доктор опять заговорила: «Эту операцию будет проводить господин К.В. А вы здесь зачем?» И в третий раз был ответ: «Я пришел на операцию к этой девушке». Не известный нам врач еще что-то тихо говорил, а потом ушел.

Я успокоилась, сердце заработало нормально. Я помню, что в книге о Святом Луке приводились такие его слова: «Человек перед операцией всегда страшится, он в , сердце его разрывается… Врач должен не только препаратами успокоить сердце, но сам попытаться снять у больного страх и психологическое напряжение…»

В тот момент я и предположить не могла, что в операционную пришел сам Святой Лука. Между тем медсестры и анестезиолог прокомментировали это событие так: «Ошибся, наверное. На другую операцию, скорее всего, должен был идти. Что ж это он так перепутал, не знал, в какую операционную ему идти?»

Моя операция прошла успешно. Оперировавший меня врач, разговаривая с моим мужем, сказал: «Знаете, я сделал тысячи подобных гинекологических операций, но, уверяю вас, ни одна из них не проходила так спокойно и легко. Руки будто сами двигались!»

На следующий день я попросила принести мне книгу о Святом Луке. Трудно передать мое волнение, когда я поняла, что приходивший в операционную врач как две капли воды был похож на Святого Луку в бытность его врачом больницы в городе Переславль-Залесский в 1910 году. Помощь Святого Луки для меня имела больше духовное значение, чем физическое. Святой Лука буквально вырвал из моего сердца занозу маловерия, которая долгие годы мучила меня. Я поняла, что чудо совершается с человеком только тогда, когда он всецело предает себя Богу.

Очень скоро мы с мужем поехали в монастырь Сагмата в Фивы, чтобы отслужить благодарственный молебен Святому Луке. Мы очень волновались. У меня из глаз не переставая лились слезы. Я не могла произнести ни слова. А муж все раздумывал, что же нам пожертвовать в монастырь в благодарность святому. У него при себе была единственная ценная вещь – это часы, подарок нашего кума. 19 лет назад эти часы стоили 2 тысячи долларов. Муж их очень любил и никогда не расставался с ними. Но он решил оставить денежное пожертвование. Какой-то внутренний голос ему говорил: «Нет, оставляй здесь свои часы». Он этот голос не слушает и отсчитывает деньги. Три раза он слышал этот голос, и в конце концов пожертвовал в монастырь свои драгоценные часы. «Как только я их оставил здесь, – сказал он мне, – то мне показалось, будто я освободился от чего-то, что меня сильно привязывало к этой вещи».

«Святителю отче Луко, научи нас любить Бога так, как ты».

М.К., остров Закинф.

5. «В реанимации»

Инструменты, принадлежавшие свт. Луке

В конце июня 2009 года 24-летней Елене К. с острова Лерос делали операцию по замене сердечного клапана. Врач сообщил, что после операции больная будет находиться в течение двух суток в реанимации. Однако по истечении этого срока девушка в норму не приходила, «не просыпалась». Находилась она в этом состоянии 27 дней.

Друг семьи, узнав о случившемся, прислал родителям девушки книгу с жизнеописанием Святого Луки, текст молебна Святому Луке и масло от его мощей из Симферополя. Родители начали молиться Святому Луке. Через два дня больная открыла наконец глаза и начала говорить. Все в радости возблагодарили Господа и Святого Луку за помощь.

А медсестры из реанимационного отделения между тем рассказали следующее. Во время очередного дежурства, за день до «пробуждения» больной, в отделении появился какой-то странный врач, одетый в белый удлиненный халат старого образца из плотной ткани. Он, не говоря ни слова, прошел мимо дежурных в отдельный блок, где находилась больная. Странный врач плотно закрыл за собой дверь и задернул шторки стеклянной перегородки. Через некоторое время он опять появился в дверях, молча прошел мимо и вышел из отделения. Медсестры поспешили в блок к больной, и… увидели ее проснувшейся и абсолютно адекватно реагирующей на окружающих.

6. «Когда всё было кончено…»

Меня зовут Е.Х. Мне 37 лет. Родом я из г. Морфу. Сейчас проживаю в г. Лимасол. Работаю стюардессой и преподаю итальянский. 28 июня 2008 года, в воскресенье, утром я проснулась очень рано и чувствовала легкое недомогание. Оказалось, что у меня температура, и я решила пойти в поликлинику, попросить сделать какой-нибудь укол, чтобы слабость прошла. У нас с мамой было запланировано путешествие на остров Андрос, и откладывать его не хотелось.

Во вторник 29 июня лучше мне не стало, и я решила опять пойти к врачу. Время поездки приближалось. В поликлинике меня осмотрел врач моей мамы. Сделали анализы, но ничего не нашли. Небольшая температура держалась, и я чувствовала головокружение. На всякий случай врач предложила мне лечь в больницу, а я отказывалась и просила: «А можно мне лечь после нашей поездки? Я приеду и тогда пойду в больницу».

Врач настаивал, хотя и ничего не говорил о какой-то серьезной болезни. Слабость и температура не в счет.

На следующий день, 30 июня, во вторник, ко мне в больницу пришла невестка и подарила маленькую бумажную иконку Святого Луки. Раньше я не знала этого святого. Я положила иконку под подушку.

В среду, 1 июля, состояние моего здоровья резко ухудшилось. Мне сделали томографию и убедились в том, что у меня какая-то инфекция в кишечнике. Во время обследования я видела, как за мной внимательно следят четыре глаза.

Я старалась вглядеться в лица окружавших меня людей, но не могла. После обследования меня перевезли в реанимацию, и помню, я расстроилась, что потеряла иконку Святого Луки. Невестка мне дала еще одну, но вскоре и пропажа нашлась – иконка каким-то странным образом прилипла к моей спине. Вот я и держала крепко в своих руках обе иконки.

На рассвете 2 июля 2008 года инфекция дала осложнение на легкие. А в субботу врачи, которые так и не могли объяснить, какая во мне инфекция, и не могли справиться с болезнью, а лишь давали мне сильнейшие антибиотики и делали какие-то внутривенные вливания, решают подвергнуть меня операции. Заражение крови (сепсис) наступало столь стремительно, что думали, до вечера не доживу.

А я, несмотря на все трудности, чувствовала, что поправлюсь и с иконками в руках пошла на операцию. Я отдала иконки анестезиологу, чтобы после операции их забрать. Мне удалили желчный пузырь, хотя в итоге оказалось, что с ним было все в порядке. Наступило коматозное состояние, в котором я пребывала три дня. Состояние моего здоровья было настолько критичным, что все ждали худшего. Врачи не обнадеживали моих родственников. Мои зараженные легкие отказывались дышать. Но чудо совершилось тогда, когда говорили о моем конце.

Во вторник пришел батюшка – отец П. и принес с собой мощи Св. Луки – частичку его сердца. Как мне потом рассказывали, он перекрестил меня мощами (частицей сердца святого). В этот момент я первые открыла глаза. С этой минуты мой организм начал бороться, и сепсис совершенно непостижимым образом стал отступать. Я исцелилась полностью. Для врачей это было невероятно. Верующие люди говорили, что произошло чудо. Кто-то попытался дать этому факту наукообразное объяснение, но это никого не убедило.

В больницу мне принесли книгу – житие Святого Луки – врача (моего врача – в моей ситуации). И я подумала, что ему помогали Святые Бессребреники Коcма и Дамиан.

И только потом я поняла, чьи глаза внимательно смотрели на меня во время томографии 1 июля. Это был день памяти Святых Космы и Дамиана, а они были правой рукой Святого Луки в операционной.

Моя невестка находилась в тот день в г. Веррия в монастыре. Все молились о моем здравии, а потом старец монастыря сказал: «Святой Лука и святые Коcма и Дамиан будут вместе с ней».

Е.Х. Лимасол – Кипр».

***

Слева направо: Профессор Георгий Константинович Папагеоргиу, архимандрит Нектарий (Антонопулос), Наталья Георгиевна Николау, председатель оргкомитета конференции Валерий Владимирович Марчик

Это лишь малая часть совершаемых чудесных исцелений. Они – подтверждение не только святости Святого Луки, но и доказательство любви Господа, который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет.

Нас, людей, разделяют расстояния, границы, язык. Но нас объединяет Церковь, в лоне церковном преодолеваются все различия, расстояния и границы. И святым они не преграда, ибо святые наднациональны, они выше расовых различий. Они не делают дискриминаций и не лицеприятствуют.

Хотел бы закончить свое выступление словами еще одного современного святого – отца Паисия, который написал о святом старце отце Арсении так: «Я думаю, что самая активная деятельность нашего святого отца начинается именно сейчас, после его смерти».

Я думаю, это и естественно, что он помогает сейчас больше, чем тогда, когда жил на земле, ибо ныне он рядом с небесным Отцом и как Его чадо своим предстательством, которое он имел и прежде, может получать в избытке Благодать и идти к страждущим людям, и помогать им, давая соответствующее лечение.

Его великие подвиги ради любви ко Христу, его любовь и смирение, принесли ему великое духовное развитие, и он сегодня парит с ангелами и ликует, потому что помогает большему количество страждущих людей и что славится имя Божие.

Сегодня уже наш Святой спешит к людям не телесными своими ногами, когда, задыхаясь, он старался поспеть к каждому больному, чтобы отслужить молебен и исцелить его, но теперь он летает, как ангел с одного края света к другому и может успевать ко всем, кто с благоговением призывает его помощь.

Перевод: Н. Николау

Текст предоставила Ирина Ахундова

Вы прочитали статью . Читайте также.

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

В этом году винницкий храм в честь свт. Луки Крымского в 17-й раз праздновал вместе со всей Церковью память небесного покровителя, одного из величайших подвижников ХХ века.

Украинская Православная Церковь причислила архиепископа Луку к лику святых в ноябре 1995 года. А в августе 2000 года святитель Лука Крымский канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Гениальный хирург и стойкий борец за православную веру, архиепископ Лука стал жертвой сталинских репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Удивительная история жизни святого дает пример подлинного служения людям и стойкого снесения испытаний на пути к спасению. По молитвам святителя Луки многие чудесные исцеления происходили как при его жизни, так и во все последующее время.

Святой, канонизированный лишь 20 лет назад, сегодня очень почитаем среди верующих многих стран.

Украшения на иконе – свидетельства милостей святого

– Я знаю багато людей, які розказували, що їм перед операцією з’являвся святитель Лука, допомагаючи їм, даючи надію. Буквально вчора до мене підходили і розказували про одне із таких явлень, – сказал настоятель храма в честь святителя Луки Крымского в Виннице протоиерей Владимир Тютенко в проповеди на престольном празднике 11 июня.

Винницкий храм в честь святителя Луки Крымского находится рядом с областным онкодиспансером и центральной городской больницей. Поэтому сюда, помимо постоянных прихожан, приходит много больных людей и их родственников. И тех, кто только узнал о своей болезни, и те, кто лечится годами. Каждого, кто слышит страшный диагноз «рак», охватывает шок, наступает момент бессилия и отчаяния.

И весьма примечательная икона святителя Луки есть в этой винницкой церкви. Как рассказал настоятель, это первая икона, написанная для нового храма в честь недавно канонизированного святого. Причем, писал ее человек, впервые занявшийся иконописью. Теперь эта святыня – часть наглядной истории храма. И многочисленные украшения на иконе – свидетельства того, сколько милостей уже являл святитель Лука людям, которые к нему прибегали. А ведь это только в одном храме.

«Когда целую крест святителя, как живого его чувствую»

– В своей жизни я очень ощущаю помощь святителя Луки Крымского, потому что во всех болезнях и скорбях к нему обращаюсь, – рассказывает Наталья Тычинская. (Наталья – регент хора храма Святителя Луки, с первого богослужения в нем на Успение Богородицы 1998 года, которое состоялось в коридоре районной поликлиники. Строительство нынешнего здания храма началось в 2004 году.) – И именно в болезнях своих и близких молюсь только святителю Луке, и он откликается и помогает невидимо – я это чувствую. Когда целую крест святителя, как живого его чувствую. Я была у мощей святителя и тоже испытывала необыкновенную благодать и помощь. Очень благодарна Господу, что есть такой святой в моей жизни.

Наталья рассказала, что несколько лет назад в храм приходила женщина преклонного возраста, которая лично знала святителя Луку в детстве, и отцу которой будущий святой сделал очень удачную операцию:

– Говорила, что это был необыкновенно светящийся человек, в нем было много любви и мира – действительно это при жизни был уже святой человек.

А недавно другая женщина рассказала Наталье, что увидела святителя Луку перед самым началом операции:

– Ей начали делать укол наркоза, и она увидела, как в дверь вошел Лука Крымский. Она узнала святого, потому что молилась ему. Вот такое чудо произошло с человеком, который и в наш храм не ходит – просто случайно зашла. О таких чудесах часто приходится слышать, вдохновляешься, и помощь святителя чувствуешь еще больше.

«Помощь от святителя Луки – огромная»

– Думаю, что именно потому, что я в этом храме святителя Луки, я вообще еще живу на свете, – говорит педагог воскресной школы храма в честь святителя Луки Крымского, искусствовед Анна Чернышова. (Анна Семеновна стала прихожанкой храма в 1998 году.) – У меня были очень большие проблемы со здоровьем, и неизвестно, чем бы это все могло закончиться.

Анна Семеновна рассказывает, что когда первый раз после операции пришла на службу, ее поразило, что когда батюшка зачитывал поминовение, почти во всех записках звучало ее имя и еще одной болящей прихожанки:

– Все почти пришедшие в храм молились о нас так усиленно – а это человек 30-40 тогда было. (Анна Семеновна говорит об этом со слезами).

По словам женщины, многие люди, которые знают, что она ходит в храм во имя свт. Луки Крымского, рассказывают об огромной помощи святого в экстремальных обстоятельствах:

– К нему обращались, и он помогал многим. Святитель Лука являлся как бы видением своим одному прихожанину нашего храма – и тоже в ситуации почти безнадежной. Сейчас он жив, слава Тебе, Господи, и здравствует. Помощь от святителя Луки – огромная. Но и от людей всех наших, от священников, которые молятся владыке за каждого из нас. В первую очередь, настоятеля нашего – отца Владимира. Это еще и человеческая помощь огромная через святителя Луку Крымского.

«А чудеса – они каждый день!»

– Чудеса святителя Луки в моей жизни – то, что я стою в этом храме уже восемь лет, – рассказывает прихожанка храма в честь святителя Луки Светлана Черная. – Только пришла, и батюшка Владимир сразу поставил на подсвечник у Почаевской иконы Божией Матери. И я считаю, что это самое первое чудо, которое произошло в тот день, когда я переступила порог этого храма.

Недавно у Светланы была сложная и срочная операция. Накануне отслужили молебен о здравии у иконы святителя Луки, и сама женщина очень молилась святому. Операция произошла на удивление хорошо и быстро, пациентка на поправку пошла стремительно и легко. Больше всего удивился хирург: такого в его практике еще не было.

– Чудеса?! Так вот они – чудеса! Доктор меня прооперировал, а теперь у него в операционной иконы висят, книжку Луки Крымского читает. Вот так чудеса и происходят.

Светлана говорит, что святитель Лука занимает большое место в ее жизни.

– Современный святой, который жил и служил народу во время наших родителей, который очень многих людей привел к вере, очень многих спас. Он был во всем первый – и в лечебной сфере, и в православной вере. Очень почитаемый мной святой. А чудеса – они каждый день!

«Залишатись зі своєю Церквою і своїм народом»

– Святитель Лука є прикладом того, як потрібно виявляти вірність Церкві. І як находити шлях спасіння у непростий час – тому що він теж жив під час революції, – сказал настоятель винницкого храма в честь святителя Луки Крымского протоиерей Владимир Тютенко. – Святитель Лука не був революціонером. Його вірність державі і народу в тому, що він залишився з народом і державою, розділяючи все, що випало людям на той час. Але головне – це боротьба за віру, щоб зберегти Церкву в народі і зберегти віру. Ось за це він багато і постраждав. Так і ми перед лицем випробувань повинні являти віру, благочестя, патріотизм, залишатись зі своєю Церквою і своїм народом.

І нехай святий Лука буде для нас тою доброю зірочкою, яка вказує шлях життя, і добрим люблячим батьком, молитовником за всіх нас, аби ми не заблукали. Щоб ми відчували постійну підтримку Бога і духовну допомогу святителя Луки Кримського.

В наши дни мало кто верит в чудеса, и трудно убедить современного человека в том, что они случаются. И тем не менее, я, современный человек, должен рассказать о чуде, случившемся со мной, и попытаться найти простые убедительные слова – без чего-либо,

что может показаться лживым, надуманным или хотя бы слегка досочиненным.

Произошло это несколько лет назад, и я, писатель Александр Сегень, до сих пор не решался письменно засвидетельствовать чудо, ограничиваясь лишь устными рассказами. Меня всегда останавливала мысль: либо откровенно не поверят, либо лишь сделают вид, что поверили. Либо – недоповерят. С весны того года у меня начала болеть пятка. Я особо не переживал. Пройдет. Но не проходило, а, наоборот, болело всё сильнее и сильнее. Пришлось идти к врачам. Они ставили разные диагнозы, прописывали мази, таблетки, но ничего не помогало. Летом мы вдвоем с сыном Колей собирались поехать на три недели в Гурзуф, и я думал о море – оно меня часто спасало, многие болячки заживали, когда поплаваешь много дней подолгу, походишь по прибрежной гальке. Но и море на сей раз не помогло, и, когда пришло время уезжать, я уже вовсе не мог наступить на пятку, такую адскую боль вызывал каждый шаг. Мы приехали из Гурзуфа в Симферополь, до поезда оставалось три часа.

– Надо идти пешком к святителю Луке,– объявил я о своем решении сыну.

– Какое пешком! – усомнился Нифколаша. – Тебе нельзя пешком, папочка.

Я почти никогда не решался тревожить святых просьбами о своем устроении в жизни. Лишь изредка. Когда Коля должен был появиться на свет, назначили кесарево сечение на 1 июня, а этот вольнодумец решил, что ему пора, и стал требовать освобождения утром 31 мая. Я, узнав о том по телефону, испугался и побежал в храм Рождества Христова в селе Измайлове, встал на колени перед иконой святителя Николая и долго молился. В какой-то миг мне показалось, что святитель Николай улыбнулся мне. Я поспешил домой, позвонил в роддом и узнал о благополучном исходе.

– Нет, надо идти.

– Давай хотя бы такси возьмем.

– Нет, только пешком. 234

И мы, оставив вещи в камере хранения, отправились к целителю Луке (Войно-Ясенецкому). От вокзала до Свято-Троицкого собора, в котором после канонизации в лике святых покоятся мощи святителя, пешком, если веселыми ногами, минут 15; если усталым шагом, то минут 20–25. Я, опираясь на сына, тащился час с лишним, взмок от боли, но преодолевал ее разговорами о человеке, к которому мы шли. Я рассказывал о том, как родившийся в семье католиков Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий в юности увлекался толстовством, потом, вопреки протестам родителей, принял Православие; о том, каким знаменитым врачом он стал уже в молодые годы, как, оплакав жену, родившую ему четырех детей, принял монашеский постриг. Находясь в Ташкенте, он был привлечен в качестве эксперта по одному судебному делу, и известный чекист-палач Петерс спросил его: «Скажите мне, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы верите в Бога, в бессмертие души? Вы что, видели Бога? А когда вы делали операции в грудной клетке, вы что, видели душу?» «Нет, – спокойно отвечал целитель, – Бога и души я не видел. Но я не раз производил трепанацию черепа, и ума тоже не видел». За смелые суждения и высказывания Валентин Феликсович, а в архиерейском чине – епископ Лука, был арестован и 11 лет провел в лагерях и ссылках. А в годы войны вышел его труд «Очерки гнойной хирургии», благодаря которому были спасены десятки, если не сотни тысяч жизней советских воинов. И за эту целебную книгу он, недавний узник ГУЛАГа, был удостоен Сталинской премии 1-й степени!.. Обо всём этом мы говорили с сыном, медленно волочась к Свято-Троицкому храму, и наконец добрели. Там я встал на колени пред гробом святителя и помолился ему, не утомляя слишком долгим прошением. Купил масло, освященное на мощах святого, и байковую портянку, которой мне посоветовали укутывать больное место после намазывания маслом. Путь от храма к вокзалу был еще более утомительным. У меня уже не было сил ни о чем беседовать. Не знаю почему, но я решил намазать ногу маслом уже по приезде в Москву. Мы с Колей вернулись в воскресенье днем. Вечером я вспомнил про масло. Положа руку на сердце: не очень-то верил в чудо, хотя надежда на помощь святого теплилась в сердце. Ну, думал я, хоть бы чуть-чуть сняло боль… Далее произошло такое, что у меня в буквальном смысле слова зашевелились на голове волосы, а по коже пробежали мурашки. Как только я намазал ногу маслом, в ноге создалось некое отрадное бурление: как в бокале, куда только что налили шампанского или нарзана, внутри бегали тысячи пузырьков, и в какие-то считанные секунды боль исчезла, растворилась в этом чудесном кипении. Я обмотал ногу байковой портянкой, прошелся взад-вперед. Замечательно, ничего не болит! Я не мог поверить своим ощущениям. Боялся сказать Коле. Тем более что через полчаса боль вернулась, а еще через час вновь сделалась невыносимой. Среди ночи я проснулся и снова намазался. И повторилось то же самое. Только бурление на сей раз было не такое бойкое. Боль прошла, я лег и постарался уснуть, пока снова не разболелось. Проснувшись рано утром, я почти не испытывал боли, но всё равно еще раз намазал пятку. Теперь почти никакого шампанского и нарзана. Просто стало еще легче. Мне нравилось по утрам провожать сына в школу. Мы всегда беседовали о чем-нибудь интересном и приятном. В среду, на третьи сутки после нашего с ним возвращения из Крыма, мы вышли из дома, и я сказал:

– Николаша, хочешь я покажу тебе чудо?

– А вот смотри!

Я лихо пробежал 100 метров вперед и так же бегом вернулся.

– И где же чудо?

– Ну здрасьте-мордасьте!

А несколько дней назад…

– Ух ты, точняк!

– Видал…

Некоторое время мы шли молча. Наконец Коля остановился, посмотрел на меня и сказал:

– Ну а ты как хотел? Это ж святой.

В православной традиции есть две иконы святого Луки, которые особенно почитаются. Речь идет о разных людях, но каждый из них имеет в чем-то похожую судьбу.

Далее расскажем про икону Луки, который являлся апостолом и видел Христа на Земле. Также рассмотрим почитание иконы святителя Луки Крымского, который служил господу на Земле относительно недавно, на рубеже 19-20 веков, хотя он и не видел Христа воочию, трудно сомневаться в его духовном прозрении к Господу. По сути, оба этих святых были угодны и близки Господу, хотя и служили в разные времена.

Почитание апостола Луки

Он родился в Антиохии и был очень образован. В молодости изучал греческую философию, медицину и живопись. Во время деятельности Господа Иисуса на земле Лука в Иерусалиме, увидел Спасителя лицом к лицу, услышал проповедь и уверовал в нее. Вскоре он был включен в число семидесяти апостолов и отправлен на проповедь и по дороге в Эмаус узнал о воскресшем Господе.

После снисхождения Святого Духа к Апостолам, Лука вернулся в Антиохию и работал с апостолом Павлом, с которым он путешествовал в Рим. По просьбе христиан Евангелие писалось около 60 лет, он является автором. Поэтому иконы евангелистов включают и этого подвижника.

После смерти апостола Павла, Лука проповедовал Евангелие в Италии и Македонии. Он написал три иконы Пресвятой Богородицы и иконы святых апостолов Петра и Павла. Вот почему он считается основателем христианской иконографии. В глубокой старости он продолжал путешествовать и проповедовать в Ливии, Верхнем Египте и Греции. Он написал Деяния Апостолов и ему было 84 года, когда повесили его на оливе в Фивах. Поэтому икона евангелиста Луки может включать в себя этот сюжет или признаки мученической кончины. Во времена Императора Константина мощи святого были перевезены в Константинополь.

Икона Луки Крымского

Этот святитель почитается как чудотворец наравне с Николаем Угодником и другими особенно ценными для православных христиан святыми. Поначалу он вел житие простого образованного человека: в юности занимался живописью, после этого получил медицинское образование и служил хирургом, в том числе и в период русско-японской войны добровольцем.

Далее его история связана с многими годами хирургической деятельности. При этом доктор отличался повышенной религиозностью и всегда имел в собственной операционной икону, к которой прикладывался перед началом работы.

После того как скончалась его супруга Валентин Феликсович (мирское имя) принял сан, начал духовное подвижничество. В итоге он был сначала священником в храме, а потом принял монашество и стал епископом. При этом он вел духовную деятельность и проповеди не много ни мало в период с 1920-х годов, то есть именно тогда, когда храмы разрушали, а христианство не пользовалось особенной популярностью, да и другие доктора относились к деятельности Валентина скептически.

Тем не менее, теперь икона святителя Луки Войно Ясенецкого (фамилия святителя) есть во многих домах, а о тех докторах и не вспоминают. Удивительным тут является неразрывная деятельность святителя на Ниве медицины, он продолжал непрерывно практиковать и не только проповедовал, но и писал ценные медицинские книги. Они востребованы до сих пор.

До Второй мировой он подвергался гонениям и провел немало времени в заключении. Под завершение войны ему удалось получить признание и быть амнистированным.

После и до самой кончины был епископом Крымским и Симферопольским, на этом посту вел активную проповедническую деятельность и принимал больных.

В чем помогает икона Луки Крымского

До сих пор икона святого Луки Крымского приносит чудеса людям. Она помогает исцелиться, а также высоко ценится докторами и студентами медиками. Чудотворная икона Луки Войно Ясенецкого располагается в Симферопольском храме.

Икона Луки Крымского также находится в Москве в храме Иверской иконы Божьей Матери на Большой Ордынке. Также может использоваться икона святителя Луки для личной келейной (домашней) молитвы о здоровье, об исцелении. Святой почитается также как помощник в избавлении от различных страстей и греховных помыслов.

Молитва Луке Крымскому об исцелении

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»