"искушение" для чайников.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Снова о чувстве собственного достоинства

«Чувство собственного достоинства». Огромный камень преткновения, с которым сталкиваются (иногда расшибаясь) люди, приходящие в Церковь. Светская культура, на которой мы воспитаны, всегда превозносила это чувство. «Мы не рабы, рабы - не мы», «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», или, если надо интеллигентнее, то окуджавское: «Совесть, Благородство и Достоинство - вот оно, святое наше воинство». Человек без чувства собственного достоинства - это, как мы знаем, ничтожество, холуй, подлец, от которого всего можно ждать.

И вот мы вдохновляемся Евангелием, перед нами раскрывается Небо, мы приходим в Церковь... и начинается... Тебе сразу объяснят, что ты более не Иван Петрович, а раб Божий Иоанн (причем слово «раб» ты по умолчанию будешь понимать в традиционном, историческом смысле), ты ощутишь на себе всю мощь слов «послушание» и «смирение», ты и из книг, и от добрых людей узнаешь, что никакого своего достоинства в тебе нет и не было, а есть одни лишь грехи, из коих наиглавнейший - гордыня. Ничего ты из себя не представляешь, существуешь на этом свете только по милости Божией, а малейшее твое несогласие быть «тварью дрожащей» воспринимается как тщеславие, гордыня, а то и прямое богоборчество.

Я сейчас описываю крайний случай - обычно все бывает помягче, культурнее. Тем не менее, тенденция именно такова - неофиту обязательно внушают, что его представление о чувстве собственного достоинства в корне неверно, что оно выросло на почве безбожия и обильно полито гордыней.

Да, в этом есть правда. Действительно, в безбожном мире именно человек -мерило всех вещей, а когда уверуешь и поймешь, что мерилом все же является Бог - тогда приходится подвинуться, и прищемленная гордыня, конечно же, начинает пищать. Это ведь непросто признать: я такой умный и красивый не сам по себе, а потому что Бог дал мне Свои дары. Нет, хочется, чтобы Бог тут был не при чем, а всему хорошему во мне я был обязан себе самому... и все остальные тоже должны мне быть за это обязаны, все должны меня ценить: какой молодец, какой прекрасный made you self! Звучит, конечно, смешно, хотя до понимания, почему это смешно, надо еще дорасти.

Но это - не вся правда. Потому что в любом человеке есть не только грех, не только низости и гадости. Когда мы читаем в покаянном каноне «якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу», надо понимать, что это поэтический образ, а не констатация медицинского факта, не буквальное уподобление человека свинье. Помимо греха, помимо «семени тли», есть в человеке и образ Божий. Есть неотъемлемые Божии дары - свобода воли, разум, способность к творчеству, нравственное чутье. Да, после грехопадения прародителей человеческая природа испорчена и все эти дары запачканы, повреждены - но не сведены же к нулю! Человека тянет ко злу (тут очень удачно церковнославянское слово «удобопреклонен»), но он способен все же противостоять этой тяге, способен развивать полученные от Бога дары. И да, действительно, человек в значительной мере сам себя делает, сам себя поднимает или опускает. Бог - чаще всего незаметно - помогает ему подняться и препятствует опуститься. Но если бы человек ничего не делал сам, не совершал бы усилий, не реализовывал бы свою свободу - то он был бы не человеком, а животным.

Поэтому речь должна идти не о том, чтобы лишить человека чувства собственного достоинства - а о том, чтобы вместо безбожного представления о собственном достоинстве у него было бы христианское представление. То есть мое достоинство - оно не только мое, все мои достижения - это плод моего сотрудничества с Богом. Без Бога я никогда бы не добился этого, но и без своего труда я бы тоже этого не добился. Впрочем, не стоит гордиться собою - потому что если трезво взглянуть на себя, непременно увидишь: мог бы сделать еще больше, если бы не ленился, если бы не боялся, если бы не тупил...

Более того, считать себя только «свинией в калу» и более ничем - это своего рода метафизическая истерика, это желание снять с себя ответственность. Бить себя кулаками в грудь и посыпать голову пеплом - гораздо проще, чем развивать дары, полученные от Бога. Это логика раба из притчи, зарывшего свой талант. Или как в школе, когда ученик вопит: «я тупой, я ничего не понимаю, ставьте мне двойки, выгоняйте меня на фиг, пойду вагоны разгружать, раз уж мозгов нет». Тут не мозгов нет, а мотивации. Закатывать истерики куда легче, нежели спокойно и последовательно наверстывать пропущенный материал.

Бог не призывает нас считать себя тварями дрожащими, равно как и «право имеющими». Если мы считаем, что никакого достоинства у нас, жалких червей, нет и быть не может - так ведь Он рано или поздно спросит: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:26-27). Иначе говоря, а почему это у тебя нет достоинства? Куда оно делось? Почему ты не постарался его получить? Почему не развивал полученные дары? Твое достоинство - оно ведь не только твое, но и Мое... И отвечать будет страшно, потому что - всё правда.

И другой поворот этой темы: если мы не признаём в себе человеческое достоинство - это значит, мы не признаём его и в других. Если мы считаем себя ничтожествами - то кем считать остальных? Это вполне понятно: ведь между нами, людьми, нет каких-то качественных, онтологических различий. Глупо думать, что вот только у меня достоинства нет и я один - грешная тварь, а все вокруг меня - иные. Праведные, великие... Нет уж, тут сразу срабатывает логика «все одним миром мазаны».

Вот и получается, что если мы к себе относимся как к упоминавшейся уже «свиние», то и в остальных мы вправе видеть свиней. Зачем их, ближних и дальних, уважать, зачем выручать их из беды, зачем считаться с их чувствами, если они - такие же свиньи? Тогда и заповеданные Господом милосердие и любовь должны заключаться лишь в том, чтобы разъяснять людям, какие же они свиньи. Собирает, например, человек деньги на лечение тяжело больного ребёнка - и получает вместо денег назидание о том, какой он мерзкий грешник потому-то и потому-то. Приходит, например, человек впервые в храм, ждет помощи, участия - а сталкивается с поучениями: не так стоишь, не так одет, ну-ка, быстро смирись до зела... Приходит восьмидесятипятилетняя старуха на костылях на исповедь, а молодой батюшка, только-только из семинарии, на нее орет: «пила, говоришь, молоко в пост? А ну вон отсюда, грешница!». Последний пример, кстати, - не полемическое заострение. Все так и было. Ну а как же! Надо же смирять грешников! Ишь, возомнили о себе!

В общем, вся заковыка с этим «чувством собственного достоинства» - только в понимании слова «собственное». Если собственное - означает исключительно мое, без малейшего участия Бога - тогда нам с таким достоинством действительно не по пути. Если же «собственное достоинство» - это плоды духа, если это - результат соработничества с Богом, то такое достоинство нужно всячески уважать. И в себе, и, главное, в других.

Главные методы диагностики и выявления подобных случаев следующие:

  • постоянный контроль над отклонениями от нормы поведения животных, изменения характера;
  • наблюдать, как проедаются корма и в каком количестве;
  • внимательный осмотр внешнего вида животных: тело, голова, глаза, уши, шея и т.д.;
  • систематические измерения температуры у животных через прямую кишку (здоровые особи показывают от 39 до 40 градусов);
  • взятие на анализ кала и мочи животных, чтобы исключить наличие посторонней жидкости или иных выделений.

Владелец свиноводческого хозяйства, будь то большой комплекс или домашнее подворье, должен обращать самое пристальное внимание на самочувствие и общее состояние стада. Своевременное выявление заболевших свиней помогает вовремя начать процесс лечения и не допустить распространения заразы на здоровых животных.

Инфекционные болезни

К первой группе недугов, поражающих животных, относят инфекционные болезни. Такие заболевания легко переходят от больных животных на окружающих, потому считаются самыми опасными. Возникает инфекция из-за негативного влияния того или иного патогенного микроорганизма. Если своевременно не начать лечить животных, можно дождаться падежа всего поголовья.

Чума

Относится к очень заразным инфекционным болезням. Характерна лихорадочная форма протекания. Во время недуга страдают кровеносные сосуды и органы кроветворения. Тяжелые случаи чумы проявляются как легочная пневмония или воспалительные процессы ЖКТ в крупозно-дифтеритической форме.


Причины возникновения . Тогавирус с содержанием рибонуклеиновой кислоты является возбудителем заболевания. Печень, сосуды, костный мозг, лимфа служат местом для накопления кислоты. Вирус истончает стенки сосудов, в результате происходят кровоизлияния, воспаления, ткани отмирают.

Симптомы. Период инкубации чумы длится примерно четверо–семеро суток.

Общие признаки:

  • изначально возникает повышение температуры у животных, выше нормы на 2 градуса;
  • на кожном покрове наблюдаются кровоизлияния в районе ушей, живота, бедер;
  • животные начинают отказываться от пищи, наблюдается вялость, угнетенность, рвота.

Животные гибнут, спустя двое или трое суток после того, как произошло заражение. Для молодняка свойственна более тяжелая форма заболевания.

Лечение и профилактика. Неблагополучное по чуме хозяйство закрывают на карантин. Все стадо, контактировавшее с больными животными, должно быть уничтожено. Новорожденный молодняк вакцинируют. Сроки карантина не менее 40 суток после крайнего выявления болезни и последующего падежа или убоя инфицированных свиней, а также после того как будут проведены заключительные дезинфекционные мероприятия.

Грипп

Является инфекционным недугом с характерной острой формой. Воспаляются слизистые оболочки дыхательных органов, животное лихорадит.


Причины возникновения. Распространяется гриппозным вирусом. Свиная форма заболевания в своем проявлении схожа с вирусом формы А (является возбудителем человеческого заболевания). При тяжелом течении диагностируют болезнь, выявляя источник, проведя анализы крови, мочи. Большое количество вируса выходит при кашле или чихании.

Симптомы. С момента заражения и до того как появятся первые клинические признаки обычно проходит не более двух суток. Грипп имеет острую форму течения.

Симптомы:

  1. В первую очередь внезапно поднимается температура, превышающая нормальную на 2 градуса. Свиньи становятся вялыми, проводят почти все время лежа, отказываются от кормов.
  2. В дальнейшем поражаются органы дыхания, наблюдается повышенное выделение слизистой жидкости из носовой полости, кашель, чихание.
  3. Возникает конъюнктивит.
  4. Больной молодняк трется головой о разнообразные предметы. На ушах, хвосте и конечностях появляется «синюшность».

Спустя несколько суток, симптомы стихают. Однако в скором времени они проявляются с осложнениями. Добавляются новые проявления: воспаление легких, гайморит, артрит, в некоторых случаях менингит. Столь сложное течение болезни влечет за собой смертность свиней, свыше 55 % от заболевших животных.

Лечение. Специальная противогриппозная терапия не проводится. Лечение зависит от симптомов.

Меры профилактики. З аболевших животных нужно отделить от остальных и перевести в отдельное помещение. Молодняк с подозрением на грипп (кашель, отставание в росте, общая слабость) подлежит выбраковке. Свинарник необходимо подвергнуть дезинфекции, используют гидроокись натрия − концентрация 2,5 -3%, раствор должен быть горячим. Новых животных держат в карантинном корпусе.

Экзантема везикулярная

Является инфекционным заболевание, которое протекает в острой форме и сопровождается лихорадкой, большим количеством высыпаний везикулярного типа.


Причины возникновения. Вызвана вирусом, который выявляют при анализах крови, а также во внутренних органах. Вирус содержат клетки кожного покрова и везикулярная жидкость.

Симптомы. Скрытый период может протекать от 12 часов до 14 суток.

Симптомы:

  • в начале болезни наблюдается лихорадка, общая слабость животного, повышенное слюноотделение;
  • изначально появляется сыпь на слизистой оболочке рта, пяточке, ее заполняет серозная жидкость;
  • повышается температура выше нормы на несколько градусов.

Постепенно обсыпанные места покроются фиброзной корочкой желтого цвета, и температура у животного понизится. Такую стадию называют первичной.

Для вторичной фазы характерны высыпания между пальцами и на копытце в области венчика. У свиней наблюдается хромота, отказ от кормов. У супоросных свиноматок наблюдается мертворождение. По прошествии нескольких недель животные выздоравливают. Если болезнь проходит с осложнениями, возникают гнойные воспаления и спадает роговой башмак.

Исследования патологоанатомов. Наблюдается покрытие слизистых оболочек небольшими синяками в следствие кровоизлияний, дегенеративные процессы в органах, имеющих паренхиматозное строение.

Лечение. Больному молодняку дают болтушку, назначается обильное питье, увеличивают количество подстилки. Чтобы не допустить более тяжелого состояния прописывают антибактериальные препараты для курсового лечения.

Меры борьбы. Как только появляется болезнь, всех пораженных животных необходимо забить. Мясную продукцию можно использовать для производства колбасы или консервов. Помещение из-под животных и забойный цех обрабатывают щелочным раствором 2%.

Меры профилактики. Строго соблюдать прописанные ветеринарами нормы, которые необходимо выполнять при содержании животных, контролировать кормление свиней.

Энзоотическое воспаление легких

Для данного недуга характерна хроническая форма, поражаются органы дыхания.


Причины возникновения: M. suipheumoniae, M.hyopeumoniae − данный вирус вызывает болезнь, наиболее часто ему подвержен молодняк до 30 дневного возраста. Инфекция устойчива к некоторым антибиотикам, длительно остается внутри животного.

Симптомы. Скрытый период длится от 10 до 16 суток, а признаки появляются у поросят на 21-30 сутки жизни. К главному признаку можно отнести наличие сухого кашля, повышается температура более 41 градуса. Несмотря на то, что ест молодняк неплохо, вес поросята не набирают. Для животных старшего возраста характерен кашель приступами, частыми или редкими. По прошествии нескольких недель кашель практически пропадает, здоровые свиньи от него полностью избавляются. При благоприятных прогнозах животные выздоравливают спустя 30 – 60 дней.

Лечение. Специального лечения не существует. Для облегчения болезни дают большие дозы тетрациклина и окситетрациклина каждый день.

Меры профилактики. Болезнь в тяжелой форме – предписание к обязательному убою свиней. На животноводческом комплексе организуют выгульные мероприятия. Заводчик обеспечивает свиньям ежедневный выгул.

Гастроэнтерит вирусный

Недуг проитекает в острой форме. Животных рвет, возникают обильные поносы, обезвоживание, большой отход молодняка.


Причины возникновения. Возбудителем является РНК, содержащая коронавирус. У вируса высокая чувствительность к ультрафиолетовым лучам и свету, под их воздействием быстро гибнет, также не переносит высоких температур. Морозов не боится, и может сохранять свои свойства не менее 2,5 лет.

Симптомы. Инкубационный период у молодняка может протекать от нескольких часов до 4 дней, у взрослых животных − до 7 суток.

Симптомы молодняка:

  • непрекращающийся понос;
  • постоянная жажда;
  • скачки температуры от повышенной до нормальной.

Через 3-5 дней большая часть заболевшего поголовья гибнет.

Симптомы взрослых животных:

  • незначительное повышение температуры;
  • наличие поноса и пониженный аппетит.

В большинстве случаев взрослые свиньи выздоравливают, у некоторых может наблюдаться прогресс заболевания, сопровождающийся рвотой и усилением поноса. Даже в случаях с осложнениями гибель взрослого стада не более 20%, все остальные благополучно выздоравливают.

Диагностика. Чтобы правильно диагностировать болезнь необходимо обратиться к ветеринарному врачу. Диагноз ставят по симптоматике и эпизоотологическим показателям.

Лечение. Специального лечения нет, зависит от симптомов.

Меры профилактики. Обязательная постановка в карантинное помещение новых животных, прибывшие на ферму. Поголовье содержат, соблюдая санитарно-ветеринарные условия.

Незаразные болезни

Запор

Заболевание может возникать как обособленное явление, так и служить симптомом более серьезного недуга. В последнем варианте дополнительно возникает повышение температуры, общая слабость, проблемы с дыханием.

Причины. Попадание в корма просроченной продукции, неправильное питание, избыточное кормление.

Лечение. Если запор был спровоцирован неправильным кормлением, то его лечат, используя слабительные медикаментозные препараты. Необходимо нормализовать питание, сбалансировать рацион, и предоставить свиньям обильное питье в неограниченном количестве.

Для лечения запоров, указывающих на более сложную болезнь, обращаются к ветеринарам, которые диагностируют заболевание и помогу его устранить.

Вздутие

Слишком большой избыток газов в животе, повышенное газообразование, нарушение процессов в их отхождении приводят к такой неприятности, как вздутие. В истоках проблемы может лежать избыточное кормление, несвежие корма, избыток кормов, приводящих к брожению.


Симптомы. Животное проявляет беспокойство, отказывается от кормов, живот увеличивает в объеме (можно определить визуально), появляется обильное слюноотделение.

Лечение. Снятие кормов, вызывающих брожение, проверка качества продукции, идущей в пищу, уменьшении нормы кормления, массаж брюшной полости, дача медикаментозных препаратов.

Понос

Для заболевания характерна учащенная дефекация с несформированным калом.

Причины возникновения. К поносу может привести неправильное питание, или он служит симптомом более серьезного заболевания инфекционного характера. Прежде чем приступать к лечению, необходимо правильно установить причину его появления.

Лечение. Животному делается глубокая подстилка, систематически должны убираться загрязненные места. Кратковременно снимают все корма. Потом животное постепенно переводят на привычный рацион, начиная с четверти дневной нормы, поэтапно прибавляют количество еды. Вместе с едой дают льняной отвар, рисовый. При необходимости используют медикаментозные препараты.

Аскаридоз

Причины возникновения. Глистное заболевание, вызванное аскаридой, поселившейся в кишечнике свиньи. В роли источника заражения может выступать кал больных особей, случайно оказавшийся в кормушке или поилке.


Симптомы. Для зараженных животных характерны воспалительные процессы в органах дыхания, кашель с приступами, одышка, животное рвет, повышается температура. Свинья начинает отставать в развитии.

Методы лечения. Лекарственные средства против гельминтов.

Меры профилактики. Соблюдаются нормы содержания прописанных ветеринарами, регулярные противоглистные мероприятия, содержания в чистоте помещений для животных. Поросята должны содержаться отдельно от взрослого стада.

Цистицеркоз


Методы лечения и профилактики. Специального лечения нет. Для предотвращения болезни выполняются мероприятия профилактики, включающие в себя:

  • соблюдение санитарно-ветеринарных предписаний;
  • хорошие корма;
  • проведение плановых мероприятий по дезинфекции;
  • уничтожение мелких грызунов (крысы, мыши) в помещениях свинарника.

Видео. Африканская чума свиней

Яко свиния лежит в калу…

Если сто раз назвать человека свиньей, он захрюкает. Рассказ-притча на евангельскую тему.

От свиного корыта несло помоями. Непонятно, чем потчевали хозяева толстых, ушастых вонючек, но пахло это жутко. Его враг, высокий, жилистый и с костлявыми кулаками, стоял над ним и цедил сквозь обветренные губы:
— Ешь! Ешь, скотина, иначе убью!
От его слов холодело в желудке, в голове заметалась липкая паника, навернулись слезы и захлестнула жалость к себе.
— Ешь, тварь!
Враг замахнулся, и он от испуга опустил свою голову ближе к корыту. Вонь помоев была невыносимой, еще мгновенье — и сильный удар ткнул его прямо в эту жижу. Затем еще и еще. Его лицо было облеплено чужими объедками.
— Свинья! Ты теперь свинья!
— Нет! Я не свинья! — хотелось кричать ему. Я не свинья! Я хороший, я нормальный, я как все!
Но он боялся крикнуть, у него не хватало отваги даже на это. Так и сидел рядом с вонючим корытом, пока другие над ним куражились, окончательно возненавидев в эту секунду и своего врага, и прежде всего себя.
Он сам себя теперь считал негодным, грязным. В мыслях он то и дело окунал себя в эти помои. Трус, слабак, свинья. Я теперь свинья. И главное, не только в их глазах, но и в собственных. Со мной нельзя теперь здороваться за руку, я должен всех предупреждать. Но представить, что он это произносит, глядя кому-то в глаза… Потом он жалел себя, потом снова ненавидел. Эли, Эли, как же ему тяжело….
Наверное, этого бы не случилось, если бы не домашние. Они его так воспитывали с детства.
— Будь хорошим мальчиком! Не подведи нас!
Ох уж это «не подведи»! Все по расписанию, все по разрешению. То есть нормальное родительское отношение ты заслуживаешь лишь тогда, когда исполняешь их волю. А своей воли у тебя не может быть.
— Не выдумывай! — любимая их фраза.
А еще — опасения, что кругом враги, что нельзя никому доверять, и что Бог Элохим обязательно тебя накажет за любое отступление.
И вот ты вырос. Неуверенный, испуганный и рыхлый. Да, начитанный, да, знаешь много того, о чем сверстники и не слышали. Попробуй-ка почитай свитки на греческом в 11 лет! Но что толку, когда на улице нынче ценят не знания, а силу.
— Про драться забудь! Это уж совсем недостойно!
Так тебя учили. Да и не умеешь ты. От самой мысли о драке тебе уже страшно. А потому, когда начались дворовые издевательства и оплеухи, ты молча терпишь, но о них дома не говоришь, тебе ужасно стыдно, потому что кажется, что ты подвел родителей. Не выдержал испытания на идеальность. Ты должен быть вот каким, рука отца тянется куда-то вверх, а ты… Ты тряпка. Так вот все детство и юность, до сегодняшнего дня.
— Эли, Эли, а я ведь совсем непригоден для жизни в этом мире. Смотри, Эли, мне только 19, а как меня уже опустили, до самого свиного корыта. Я твоя ошибка, не надо было меня создавать. Зря потратил время! Или Бог не ошибается? Тогда зачем я? На посмешище другим? Ты так играешь с нами? Мы твои игрушки? Да уж незавидная роль!
Это его молитва вечером в субботу. Нет, конечно, не вслух, вслух такое нельзя. Но в голове и сердце рождаются именно эти слова. А какие еще? Когда идешь, бывает, по городу, а тебе вслед хрюкает босоногая ватага мальчишек. Про него ЖЕ все знают, он тот, что ел из корыта вместе со свиньями. Все кроме родителей: они, может, тоже знают, но делают вид, что ничего подобного не слышали. Им не хочется этого обсуждать, им, наверное, это больнее, чем ему, но у них своя боль. Боль родительской неудачи. Но вот как-то ранней весной он встретил человека, который его пожалел. Не той жалостью, с которою склоняются над убогим, а жалостью равного к равному. Это было необычно, и он, конечно, в этом искал подвох. Долго искал, несколько месяцев. Ведь нельзя же на самом деле подружится со свиньей! Это шутка какая-то, очередное издевательство. А человек тем временем все так же на равных общался с ним. И вот через несколько месяцев он все-таки ему поверил. Поверил, что он не видит в нем негодного и грязного. Мало того, было в этом человеке что-то такое… Мудрость какая-то, что ли? В общем, отличался он от горожан. Это притягивало. Он умел разговаривать и понимать каждого, с таким талантом мог бы стать богачом, но жил скромно, на хлеб зарабатывал своими руками. Правда, иногда люди сами несли ему пропитание и даже скромные деньги. Это за его умение говорить, слушать и лечить. Да, порой он брался за лечение больных, видимо, знал какие-то заговоры. Так или иначе он прикипел к этому человеку, с большим удовольствием покинул опостылевший город и ушел странствовать вместе с ним. С добрым и понимающим. Не он один, кстати, — были и еще попутчики. Да, над ними насмехались, но разве привыкать человеку, над которым скалили зубы всю его осмысленную жизнь. Итак, они бродили от поселка к поселку, нанимались на случайные работы, а вечерами пили вино у костра или слушали его. Он много знал, на каждый вечер у него были припасены свежие истории. И вот как-то, сидя с ним у костра вдвоем, он вдруг все рассказал ему, про родителей, насмешки и про свиное корыто. Про то, что очень мечтает отомстить, когда предоставится случай. Показать, что он, однако, не ноль без палочки, а личность. А потому хотелось бы попросить о помощи, как эту месть лучше обставить? Чтобы получилось больнее? Человек опечалился, а потом посоветовал ему все забыть и простить этим людям.
— Простить? Как простить? Да ты знаешь, что такое боль? Над тобой измывались когда-нибудь? Ты что, действительно думаешь: все такие удачливые и благополучные, как ты?
Человек молчал, а он понял, что ошибся. Не надо было уходить из городка. Блажь все это. Вскоре он действительно вернулся и чуть было не угодил за решетку. Оказывается, их разыскивали, к ним были вопросы. За решетку ему не хотелось, от одной только мысли о побоях и унижениях ему становилось нехорошо. Поэтому он согласился выдать им всю бродячую компанию, всех до одного, включая самого мудрого и понимающего. Так и поступил. Еще и в благодарность получил немного серебра. Он сам зачем-то попросил, надо было как-то прикрыть свою трусость, вот он и прикрыл наживой.
— Свинья, предатель! Свинья, предатель! — теперь свистело в его ушах. Эли, Эли, это невыносимо. Зачем так жить? Я, конечно, могу пойти к нему в темницу и попросить прощения за свое предательство, он наверняка простит. Но я! Я сам себя не прощу. Никогда! Не Эли, — мне и правда невыносимо жить с таким чувством грязи и вины. Все-таки иногда Бог ошибается. И мое создание было ошибкой!
Он бы еще долго мог высказывать свои мысли и претензии Богу по имени Элохим. Но петля, что он накинул себе на шею, начала сжимать, затем перехватила дыхание, и слова застряли в его сердце.
В это время в темнице человек, что прослыл в дальних поселках своей добротой и мудростью, вдруг горько заплакал. Выпившие тюремщики решили, что тот жалеет себя…

Наверняка многие из вас сталкивались в храмах с грубостью обслуги в лице старух или же самих прихожан. Эта грубость, приводящая в раздражение, стала среди неофитов притчей во языцех. Казалось бы, ну пшикнула старуха, пусть утешится, недолго ей осталось, но ведь нет же - этот пшик приводит сердце в какое-то жгучее раздражение, выносить которое не у всех хватает сил. В православном лексиконе подобный феномен носит гордое название - искушение, показывающий, что так Господь испытывает сердца человеков, по истине ли хотят служить Господу или же хотят жить по своим прихотям? Всяк, желающий услужить Господу, пусть готовит сердце для искушения, - гласит писание. А ведь и правда, ни одно слово у Господа не остаётся неисполненным. Особенно часто искушение ловит человека перед причастием. Опытные православные стараются в этот день быть тише воды ниже травы, чтобы дьявол не разрушил хрупкий душевный мир, воспрепятствовав принятию Святых Таин.
Общепризнанная точка зрения известных аскетов, что посредством искушения Господь попаляет сердечные страсти. Так то оно так, действительно, есть ли обоснованная причина раздражаться на какую-нибудь старуху, пшикнувшую не вовремя? Налицо воздействует какая-то третья сила. Искушение показывает нам весь неадекват раздражения и заставляет сердце смириться.
В сердце каждый человек опускает то, о чём больше всего думает. Если думает о радости, милости и любви, его сердце спокойно и излучает покой. Если же человек гоняет по кругу помыслы, что он не состоялся или что жизнь жестока, тёмные беспокойные мысли опустятся в сердце, которое начнёт ныть, сигнализируя человеку, чтобы он поменял свои мысли. В особо запущеных случаях человека начинает мучать депрессия, мешающая ему изменить свою жизнь.
О чём же человек думает перед причастием? Правильно! О грехах своих. "Яко свиния в калу лежу! Како избавиши меня от гнуса сего?" - таковы обычные сентенции покаянных канонов и молитв, которым надлежит сосредоточенно внимать.
В итоге человек получает на какой-то короткий период времени заниженую самооценку, которая разнится с его обычным высоким мнением о себе, как о служителе Божьем. Подобная психологическая практика притягивает к причастнику заушающих его старух, целительно избавляющих от самомнения. Сии психологические эксперименты не для всех проходят успешно, иные начинают страдать раздвоенностью характера, граничащей с шизофренией. Все практикующие православные христиане должны уже сталкиваться с подобным явлением. Вот вам зарисовка из жизни для примера:
X - Извините, вы не подскажете какому святому молиться в таком-то случае?
Y В ответ хмурое молчание...
X Трогает за плечо. - Не подскажете...
Y Вспыхивает в раздражении. - Не искушайте! Служба идёт! А он тут балаболит!
X Ответное раздражение как у жертвы пранка: - Что нормально нельзя ответить?!
Y Я к причастию готовлюсь, не искушай! - у причастника уже понимание, что он попался в лапы искушению, но у его собеседника такого понимания ещё нет. - Иди отсюда!
X Разворачивается и уходит из храма (хлопнув дверью). - Что б я ещё раз в этот храм пришёл!
Y Постепенно успокаивается и опускает глаза долу в сокрушении. - Помилуй меня грешного! Яко свиния бо в калу лежу! Избави мя от гнуса сего!..

В принципе такие состояния легко объяснимы безо всякой мистики. Неблагополучный человек с психологическими проблемами, коих немало среди православных, (не здравые требуют врача, но больные) начинает внушать себе, что он свинья, предназначеная на заклание аду. Подсознание (сердце) верит любым словам, сказанным с чувством. И вот приходит такая "грешная свинья", чувства которой обострены голоданием, бдением и покаянными канонами, и стоит в сосредоточении в ожидании катарсиса, а тут какой-то балабол искушает!
Получается, что этот "балабол" помешал практикующему сосредоточиться на ощущении собственного свинства, путём того, что он вызвал это свинство. Практикующий переживает, что он раздражился, и уже по настоящему ощущает себя свиньёй.
И вот это форсирование ощущения собственной грешности с пониманием своей исключительности и принадлежности к святой церкви спасающихся приводит человека в странное неопределённое состояние. С одной стороны, он спасающийся, он член тела Христова, с другой - свинья, лежащая в калу, "хуже всякой твари". Подсознание верит любой внушаемой мысли и часто в мозгах практикующего вываривается такой психологический компот:
- Богу угодны те, кто хуже всякой твари.
Соответственно выстраивается его линия поведения: человек должен избегать любого даже мелкого греха, при этом чувствовать "себя хуже всякой твари". Часто такой православный действительно начинает вести себя хуже всякой твари. Полностью избегнуть греха, конечно же, не получается, благодаря падениям точка зрения, что он "как свиния лежит в калу" благополучно подтверждается и разум обретает единство. А любой грех, как известно, сглаживается покаянием. Но нормальное состояние для верующего неестественно, ведь он должен чувствовать себя "аки пёс в блевотине". Поэтому кающийся грешник часто не может преодолеть страсти и падает вновь. Нормальное состояние для такого человека - ненормальное, потому что чувствовать себя уверенно и спокойно - это признак гордости, самого страшного греха. Лучше вновь упасть в блевотину, чем быть нормальным. И он падает. "Ничего страшного, - говорят духовники: Упал? Встань! Сколько раз падаешь, столько и вставай!". И превращается такой человек в Ваньку-встаньку.
У практикующего вырабатывается чёткий комплекс вины и впасть в окончательную депрессию (уныние) ему не даёт только надежда на милость Божью. Но комплекс вины вырабатывается только перед Богом и святой церковью, на внешних он не распространяется. Для увлечённого верующего неверующий зачастую выглядит какой-то совершенно невменяемой сволочью. Грешники и тот и другой. Но верующий признаёт свой грех, вызывая у себя комплекс вины и ненависть к тем, кто не обременяет свою жизнь подобными психологическими практиками, - если праведник едва спасается, где будет обретаться грешник?
Да, и ещё: - Любая, противоречащая такому пониманию мысль, автоматически ассоциируется у многих практикующих с "дьявольским наущением". Ведь дьявол стоит рядом аки лев и ищет кого поглотити...

Здесь я привел типичный пример неправильного духовного развития. Бредущие по такому пути люди раздражительны, неадекватны и нетерпимы. В следующий раз я попробую рассказать о правильном духовном опыте, основанном на наблюдении тех редких правильных старцев и духовников, с которыми мне пришлось общаться.

Детально: якоже свинья лежит в калу - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых читателей.


При чтении молитв из православного молитвослова смущают унизительные обороты в свой адрес, например, приходится утверждать, что я хуже блудницы, что подобно свинье лежу в грязи, что у меня скверная душа и даже язык нечистый. Как правильно относиться к таким эпитетам в свой адрес. Или в этом есть какой-то мистический смысл? Или просто не нужно вдаваться в подробности, если других это не смущает?

«Молитва св. Симеона Нового Богослова :

От скверных устен, от мерзкаго сердца,
от нечистаго языка, от души осквернены,
приими моление, Христе мой…

Согреших паче блудницы… Канон покаянный ко Господу, песнь 6 :
Кто творит таковая, якоже аз? /
Якоже бо свиния лежит в калу, /
тако и аз греху служу.

Есть у врачей такая шутка: нет здоровых людей, есть лишь недообследованные . Перенеся её в область аскетики – медицины духовной, мы обнаружим, что она очень чётко формулирует один из главных принципов духовного здоровья – чем ближе к Богу, тем явственнее видишь в Его свете собственную нечистоту. Можно привести классический пример воды из болота в стакане. В затемнённом помещении вода будет казаться чистой, но чем ярче будет свет, тем отчётливее будет видно, насколько она мутная.

Духовное здоровье именуется святостью, не думаю, что люди в здравом уме будут считать себя святыми. Поэтому утверждение, что все люди грешны (т.е. духовно несовершенны, больны) – это аксиома с которой следует начать наши размышления.

Как и физические болезни, болезни духовные могут переживаться и восприниматься по разному: одни могут быть мучительными (уныние, печаль, некоторые виды чревоугодия), другие незаметными для болящего (тщеславие, гордость), а некоторые даже могут восприниматься как естественные потребности (блуд).

Проще осознать болезнь, если она беспокоит тебя, но она может быть скрыта и не восприниматься как порок. В организме может развиваться раковая опухоль, которая не беспокоит человека, о которой он не знает, но это вовсе не значит, что оставаться в неведении ему было бы лучше. Даже несмотря на то, что ему придётся узнать удручающие подробности диагноза, мучить себя химио- и лучевой терапией, переносить операцию. Плодом неведения будет смерть, правильное и вовремя подобранное лечение может её победить.

Осознание своего духовного несовершенства – признак начала духовного выздоровления. Обратим внимание, обсуждаемые нами молитвы составлены не неофитами, не новоначальными, только начавшими оценивать Евангелием прожитую жизнь, а людьми, достигшими определённой степени святости, глубоко прозревшими свою душу и возненавидевшими грех всеми её силами. Если святые так беспристрастно оценивали себя, то нам уместнее учиться у них смирению и покаянию, чем считать себя святее их.

Образы греха, данные нам в молитвенном опыте подвижников, необычайно точны и выразительны. Грех – это грязь, только грязь более опасная – смертельная, как радиация незаметно уничтожающая её носителя. Уместны ли в борьбе с ним условности и недомолвки, имеет ли смысл приукрашивать реальную картину нашей падшести, оторванности от Бога?

Видение своих грехов – дар Божий человеку, который встаёт на путь от жизни физиологической и душевной к жизни духовной, который ищет чистоты и совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Что же требуется от человека? Грех есть нарушение Божиих заповедей. В первую очередь нужно изучить хотя бы главные девятнадцать Заповедей, соотнести их со своей жизнью. Также полезно чтение житий святых и подвижников благочестия, чтобы увидеть норму, ведь святой – это не сверхчеловек , это нормальный человек: жить праведной жизнью – естественно для человека. Неоценимую помощь могут указать и пособия для подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди). Например: /> Также рекомендую раздел “Азбуки веры” НУ, И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?

В то же время требуется духовное трезвение (внимание), чтобы с одной стороны не отождествлять себя с грехом (мы боремся не с собой, ведь мы созданы по образу Божьему, с тем, что его искажает), с другой – не уклониться в лжесмирение. ближайшую среду, 13 апреля, в Радостном храме на Шпалерной улице Санкт-Петербурга начнётся новый цикл бесед по катехизации (основах православия). Приглашаю желающих, подробности:

В разделе Религия, Вера на вопрос Вопрос внутри… заданный автором Елена лучший ответ это Он признал, что лежит в говне и не имеет своего мнения. Дальше – фраза, не несущая смысла.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»