Кирилл ii туровский. Преподобный кирилл туровский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Кирилл Туровский - белорусский писатель и мыслитель двенадцатого века, православный святой, епископ. Он родился и вырос в небольшом городке на в Турове. Туровский - средневековый русский богослов, один из самых видных духовных деятелей православия двенадцатого века.

Туров

Город Туров расположен в в Житковичском районе. Это один из самых древних Туров находится в тридцати километрах от райцентра города Житковичи и в 263 километрах от города Гомеля.

До нынешнего времени былое величие города, к сожалению, не сохранилось. Хотя даже без архитектурных достопримечательностей у него отличный туристический потенциал. В Туров приезжают не только белорусы, но и многие россияне, чтобы поклониться святому кресту. Многих паломников интересует и недавно установленный памятник Кириллу Туровскому. Он освящен по традиции православной церкви и привлекает многих паломников.

Туровское княжество было очень развитым в культурном, в политическом и экономическом смысле. А Туров являлся его административным центром. Епархию в нем основали еще в десятом - начале одиннадцатого веков. В дальнейшем после разрушения турками ее перенесли в Пинск. Во второй половине двенадцатого века Туровское княжество стало феодально-раздробленным. Политическое значение было утрачено. А Туров вошел на некоторое время в княжество Литовское.

Семья, ранние годы

Кирилл Туровский, биография которого начинается с 1130 года (даты рождения), всю свою жизнь никуда не переезжал из родного города Турова. Несмотря на то, что его родители были очень состоятельными людьми, богатство он не любил. Кирилла больше привлекали божественные книги, богословие.

Он получил отличное домашнее воспитание. Позже учился науке и искусству у греческих преподавателей. В совершенстве овладел старославянским и некоторыми народными диалектами. Отдельно обучался красноречию. Любил и хорошо знал византийскую культуру. Поэзию особенно уважал.

Послушничество

Послушником Кирилл стал рано. Будучи зрелым мужчиной, в 1161 г. принял постриг в Почти сразу же ушел в затворничество, закрывшись в столпе. Там он некоторое время жил в молитвах, строго соблюдая все посты. Много размышлял. Именно во время этого затворничества написал несколько своих первых произведений.

Епископство

Кирилл Туровский (биография сохранила дату его возведения в сан епископа - 1169 год) получил церковное повышение благодаря местному князю Юрию Ярославовичу. После этого, будучи уже священником, принял активное участие в церковно-политической борьбе. В его Житие описано, что именно Кирилл явился обличителем лжеепископа Феодорца, который был обвинен в ереси и казнен.

Литературное наследие Кирилла Туровского

Кирилл Туровский оставил после себя большое литературное наследие. За талантливые произведения в этой области его прозвали «вторым Златоусом». Многие издания Кирилла, сохранившиеся до нынешнего времени, «говорят» о большой тяге святителя к писательской деятельности.

Он прекрасно владел слогом, стилем, образом речи. Умел очень грамотно и доступно излагать свою мысль. Благодаря этому внимание читающего не ослабевало до конца произведения. Он пропагандировал византийских священников, чьи трактовки святого писания в двенадцатых-тринадцатых веках были очень популярны. Особое внимание уделяется и до сих пор одному из его сочинений «Притче о человеческом теле и душе».

Литературное призвание

Произведения Кирилла были настолько же популярны, как и рукописные сборники многих церковных отцов. В сочинениях Туровского прослеживалась глубина содержания, высокая духовность и литературное мастерство. Исследователи его творчества отмечали, что толкование Священного Писания Кирилл довел практически до полного совершенства. Он сочетал яркую образность с изысканной стилистикой и художественностью слов.

Кирилл Туровский не только кратко цитировал заветы. Он брал смелость домысливать их, превращая тем самым в полное и гармоничное повествование. Например, эпизод, как Иисус Христос исцелил парализованного человека, он дописал по-своему.

В результате получилось яркое художественное произведение. В нем взаимоотношения человека с Богом были описаны простым и доступным любому языком. Получился даже общий портрет человечества в целом.

В своих священных трудах он использовал не только христианские тексты, а и неканонические. Некоторые притчи Кирилла Туровского написаны с сюжетов, взятых, например, из Вавилонского Талмуда («Беседа императора с раввином»).

Темы творчества Кирилла Туровского

Основная тематика в произведениях Кирилла Туровского - человек и его служение Богу. Только человек способен бороться за торжествование на земле Божией правды. Кирилл писал хвалебные песни человеку, для которого Господь создавал этот мир. Бог дал ему все - пищу, воду и главное - разум. Это творение Господа, поэтому, пользуясь земными благами, в том числе плотскими удовольствиями, человек не должен забывать о высших понятиях - душевной чистоте и любви, созидании и творении.

Одно из лучших творений Кирилла Туровского

Богословские труды Кирилла Туровского содержат притчу о слепце и хромом. Один человек выращивал виноградник. Для охраны его нанял слепого и хромого. Он решил, что такие убогие люди не проникнут за ограждение виноградника и не смогут его обворовать. Если работа будет выполнена, он обещал им заплатить, в противном случае калек ждало наказание.

Но незадачливые сторожа не выдержали искушения забраться в виноградник. Хромой сел на плечи слепцу, и таким образом они смогли попасть на запретную территорию. Украли весь виноград и были за это наказаны. То есть "запретный плод" так их манил, что не смогло испугать и последующее наказание.

Кирилл наделил эту притчу яркими образами. Хозяин виноградника - Господь Отец, слуги - ангелы, ограда - закон Божий и т.д. А образы слепого и хромого, соединенных вместе - человек.

В толковании Кирилла Туровского смысл этой притчи в том, что Бог, создав землю и мир, и так решил даровать это человеку, когда придет время. Но люди зачастую преступают Закон Божий. И берут пока еще недарованное самостоятельно, то есть крадут.

Причем устоять перед искушением часто не может тело человека (не душа). Именно хромой описывает прелести виноградника и подбивает слепца на грех. Но виновны оба. Один - за искушение, второй - что поддался ему.

Мировоззрение Кирилла Туровского

Кирилл Туровский подчеркивал, что люди должны укреплять свой дух и противостоять телесным искушениям. Тогда перед ними откроются ворота в Царство Божие. И они будут достойны вечного спасения. Он выступал сторонником Церкви, выполнения обетов и соблюдения постов, совершенствования духа. Туровский причислен к святым и днем его памяти является двадцать восьмое апреля (одиннадцатое мая по новому стилю).

Кирилл был уверен, что только постоянная забота о душе, смирение и ежедневные молитвы открывают путь к спасению. Он всегда был приверженцем самых строгих жития. Ибо считал, что только полный отказ от мирских утех и желаний ведет к божественной истине.

Слово Кирилла Туровского несло непримиримость к инакомыслию и разной ереси. Покушение на единство церкви всегда вызывало у него праведный гнев. Он олицетворял собой нравственный призыв к человечеству, обращенный на воспитание их души и веры.

Памятники Кириллу Туровскому

Город Туров, где родился и жил Кирилл, - один из трех, где установлены монументы этому святителю. Памятник был создан скульптором Иньковым и архитектором Лукьянчиком. Установили его на берегу Припяти, на Замковой горе, одиннадцатого мая 1993 года.

В основе его композиции - необычный византийской формы крест. С ним соединяется сама фигура Кирилла. Он как бы немного выступает вперед, при этом подняв голову. Руки согнуты и располагаются на уровне груди. В левой святой держит книгу, на обложке которой выгравирован крест. А правая рука жестом указывает на это произведение. Вокруг головы Кирилла - нимб, а рядом с книгой сделана надпись «Святой Кирилл Епископ Туровский». Высота монумента - семь метров. Сделан он из бетона и покрыт медью.

В Минске памятник Кириллу Туровскому был установлен тридцать первого ноября 2001 года. Расположен он рядом с Белорусским Государственным Университетом. Скульптором монумента стал Игорь Голубев.

Святитель Кирилл Туровский был увековечен и в Гомеле. Памятник установили четвертого апреля 2004 года в одном из театральных скверов этого города. Авторами монумента стали скульптор Лев Гумилевский и его сын Сергей. Участие принял в работе и архитектор Николай Жлоба.

Монумент был установлен и открыт ко дню белорусской письменности. Это большая бронзовая скульптура в три с половиной метра высотой, стоящая на гранитном постаменте. Туровский предстает перед людьми с одухотворенным, наполненным благородством ликом. Привлекает гордой осанкой и выразительными тонкими руками. В них он держит небольшой свиток, на котором выгравирована молитва.

11 мая (28 апреля по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы по Пасхе (пятой недели после Светлого Христова Воскресения). День постный . На трапезе благословляется рыба . Сегодня совершается память множества христианских святых, лишь около 20 из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Кирилл, епископ Туровский . Один из самых почитаемых русских святых, совершавших свое служение в землях Белой Руси. Архипастырь Церкви Христовой, очень многое сделавший для утверждения Святого Православия в землях, прилегающих к городу Турову (ныне - небольшой городок в Гомельской области Белоруссии). Туровская епархия в XI - XII столетиях была одним из самых значимых русских духовно-культурных центров того времени (именно здесь появилась одна из первых русских богослужебных книг - Туровское Евангелие).

Сам будущий святитель родился в Турове в богатой и знатной семье в 30-х годах XII века , однако с юных лет стремился уйти из мира и посвятить себя служению Христу и Его Церкви. Получив прекрасное образование (причем как у русских, так и у греков), он отказался от родительского наследства и принял монашеский постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. В эти годы отец Кирилл проявил себя не только как ученый монах, но и подлинный аскет, пример послушания и нестяжания. Именно к этому периоду относится книга будущего святителя "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового", в которой отец Кирилл подробно разобрал то, какой должна быть настоящая монашеская жизнь по Священному Писанию. Вот как описывает Житие святителя годы его архипастырского служения:

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году от Рождества Христова святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле. По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений".

Святитель Кирилл Туровский. Фото:www.icon-art.ru

Святитель отошел ко Господу около 1183 года от Рождества Христова. К сожалению, большинство из трудов епископа Кирилла не сохранилось, однако сохранилась память о том, что именно он первым получил имя "Русского Златоуста". При этом святитель всегда осознавал, что это - не его заслуга, но дар Божий:

Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах... Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю".

Апостолы от 70-ти Иасон и Сосипатр, мученики Керкира дева и иные, с ними пострадавшие: Саторний, Иакисхол, Фавстиан, Ианнуарий, Марсалий, Евфрасий, Маммий, Мурин, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий . Раннехристианские святые страдальцы I (апостольского) века - ученики первоверховного апостола Петра Иасон и Сосипатр и их духовные чада, принявшие мученические венцы от язычников за проповедь Слова Божия и верность Христу и Его Церкви.

Мученики Дада, Максим и Квинтилиан . Святые, пострадавшие в период трагически известных диоклетиановских антихристианских гонений в 286 году от Рождества Христова.

Мученица Анна Шашкина . Православная мирянка, пострадавшая за верность Христу в период советских богоборческих гонений в 1939 году . Прославлена в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!" Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Христос Воскресе!

Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах ХII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.

С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.

Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых – «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» – может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.

Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Туровский Лаврентий) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.

Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880 году включает:

1) Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;

2) Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;

3) Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;

4) Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;

5) Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;

6) Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:

7) Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;

8) Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;

9) Притча о слепом и хромом;

10) Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;

11) Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;

12) Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;

13) Послание некоего старца к Богоблаженному Василию архимандриту о схиме;

14) четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);

15) четыре молитвы на понедельник;

16) четыре молитвы на вторник;

17) пять молитв на среду (после утрени, часов и – 3 после вечерни);

18) три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);

19) четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после вечерни);

20) шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);

21) канон молебный;

22) исповедание и поминовение.

Впоследствии было открыто «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа». Известно, что святитель составил также «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки». Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания. Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил: «Я не жнец, а собираю колосья: я не художник в книжных делах», – всегда, однако, сознавая высоту святительского служения, на которое поставил его Господь: «Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божии, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь, но вас, приходящих, хвалю и благословляю».

Кирилл Ту́ровский родился в известной богатой семье, в городе Турове, располагавшемся на реке Припяти.

В детстве он был научен грамоте, и, вероятно, получил соответствующее возрасту образование.

Не имея ни пристрастия, ни стремления к материальным богатствам, больше всего он был увлечен мыслями о высших предметах бытия.

С большим усердием Кирилл изучал священные, душеспасительные книги. Со временем он стал знатоком Священного Писания, принимая его не только умом, но и сердцем.

Когда пришло время, по промыслу Божьему и по расположению собственной воли, он отказался от богатого наследства и удалился в находившуюся близ Турова Борисоглебскую обитель.

Здесь, под руководством опытных наставников, он учился и приобщался к аскетическому деланию, здесь дал обеты и принял монашеский постриг.

Подвизаясьв обители, Кирилл много молился, изнурял свое тело постами и бдениями. Постепенно он возрастал в совершенстве, становясь благодатным сосудом Духа Святого.

Братия дивились его пламенной ревности, целеустремленности, глубокому смирению, и он служил им примером.

Одним из главных правил поведения святого Кирилла в монастыре было безропотное послушание игумену. Сам он неоднократно высказывался, довольно остро, что тот, кто не имеет послушания игумену, не может спастись.

Будучи движим всё большею ревностью и не довольствуясь мерой обычной, хотя и строгой, иноческой жизни, блаженный Кирилл, по примеру святых подвижников-столпников, заключил себя в столпе.

В этот период своей жизни он составил несколько важных поучений, сделавшихся известными широкой аудитории, и сам приобрел славу, известность.

Архиерейская деятельность

После кончины Туровского архипастыря братия хотели видеть на освободившемся месте Кирилла. Князь и жители города хотели того же. Внимая просьбам жителей и выражая личное согласие с кандидатурой Кирилла, митрополит возвел его в архиерейское достоинство, посвятил во епископа города Турова.

Став архипастырем, блаженный Кирилл ещё больше увеличил свои подвиги. Вместе с тем, он со всей ответственностью подошёл к исполнению главных задач, стоявших перед ним как перед епископом.

Большое внимание он уделял борьбе за чистоту Православия.

В роли борца он присутствовал на Соборе 1169 года, осудившем епископа Феодора, человека дурной жизни и дурных мыслей, «прославившегося» уклонением в ересь и многими злодействами. Святой лично участвовал в разоблачении Феодора. Согласно некоторым свидетельствам, он лично предал его архиерейскому проклятию.

Одним из направлений деятельности епископа Кирилла была проповедь. Он активно проповедовал в храме и через письменные сочинения.

Произведения святого Кирилла пользовалались немалой поулярностью. Их любил читать сам князь Андрей Боголюбский, известный влиянием на прочих князей и благочестием. Часть посланий, составленных блаженным Кириллом, предназначались специально для Великого князя.

Последний период земной жизни святителя

В конце земной жизни, около 1180-1182 годов святой Кирилл, движимый стремлением к молитвенному уединению, богомыслию и богосозерцанию, оставил епископскую кафедру и отошёл на покой.

В этот период он продолжал заниматься писательской деятельностью, просвещая чад Божьих и борясь с заблуждениями.

Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось прозвание Русский Златоуст. Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.

Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.

Тропарь Кириллу, епископу Туровскому, глас 4

Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, // во Православии, благочестии и единомыслии.

Величание

Величаем тя, / Туровский подвйжниче и святителю Кирилле, / златословесный Российский учителю, / и чтим святую память твою, / ты бо еси усердный пред Богом предстатель за род наш // и теплый молитвенник о спасении душ наших.

Молитвы

Благочестия ревнителю и рачителю, иноков и столпников похвале, святителю Туровския паствы, преславне,златословесный учителю, светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, Кирилле Богомудре, моли Христа Бога утвердитися нам, соотечественником твоим, во Православии, благочестии и единомыслии.

Житие

Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову... Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь... но вас, приходящих, хвалю и благословляю"- говорил святитель Кирилл.

Святитель Кирилл, епископ Туровский, родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей. Он был хорошо образован, учившись не только у русских. Но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену. Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых - "Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового". Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги. Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора в ереси, и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. Он составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.Скончался святитель Кирилл 28 апреля около 1183 года. От современников он получил именование русского Златоуста. Сам святитель о себе смиренно говорил: "Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»