Выбирают папу римского дым. Папа римский – глава Католической церкви: его место и роль в истории

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Одной из самых властных персон, наделенных исключительными полномочиями в современном суверенном международном праве, является папа римский. Уникальность этой должности заключается в ее глубоком историческом смысле и в статусе. Персона, которая занимает эту должность, является одновременно верховным католическим понтификом и Главой Святого Престола, а также выступает в качестве суверена города-государства Ватикан. Должность Верховного римского понтифика была учреждена еще во времена Римской Империи и считается на сегодняшний день самой древней политической фигурой.

В разные исторические периоды статус главы Католической церкви был неоднозначным. В первые годы своего существования папство в полной мере ощутило на себе все прелести гонений и преследований, которым подвергались последователи учения Христа. Многие понтифики из числа первых пап были жестоко замучены язычниками, другие — постоянно испытывали на себе физическое давление со стороны владетельных государей тогдашней Европы. Однако несмотря на все трудности, папство сумело пережить не только все тяготы борьбы христианства с язычеством, но и способствовало утверждению христианства в качестве основной религии на Европейском континенте.

Суть папства, права и обязанности папы римского

Папа римский, он же Монарх и суверен Святого Престола, живой и реальный глава Католической Церкви. Специальный статус папы определяется церковной иерархией. По сути – это преемник апостола Петра, первый римский епископ. Власть папы и его суверенитет в качестве главы Святого Престола не имеет территориальных ограничений. Помимо церковной власти, верховный понтифик является главой города-государства Ватикан, на территории которого располагается Святой Престол.

Значение папства хорошо видно из титулов, которые носит папа римский:

  • викарий Христа;
  • епископ Рима;
  • преемник князя апостолов Святого Петра;
  • раб рабов божьих;
  • Великий понтифик;
  • верховный первосвященник Вселенской Церкви;
  • Примас Италии;
  • архиепископ и митрополит Римской провинции;
  • суверен города-государства Ватикан.

Основная часть титулов, принадлежащих папе римскому, имеет духовный смысл, определяя значение, место и роль папы в христианском мире. Что касается властных полномочий, духовная и юридическая власть верховного понтифика распространяется на всю Католическую церковь, на административную структуру церковной общины. В международном праве папа является самостоятельным субъектом, его духовная, юридическая власть и суверенитет не могут ограничиваться светской властью. Основная обязанность папы блюсти христианскую веру, способствовать ее утверждению и распространению. В ведении папы находится не только вопросы духовной нравственности и веры. Верховный понтифик осуществляет административное управление Католической церковью.

С точки зрения католицизма, папа является прямым потомком апостола Петра, которому Иисус особым образом вверил служение Господу. Право быть первосвященником является преемственным и передается духовному лицу, которое достойно этого звания. Как правило, наместник Христа на Земле избирается из высших духовных особ, входящих в коллегию епископов (конклав). С избранием папа обретает всю полноту верховной церковной и административной власти, становясь абсолютным монархом Святого Престола. Решения, декреты Верховного римского первосвященника имеют статус закона и не подлежат обжалованию. К компетенции папы римского относится право законодательной инициативы в рамках Католической церкви, право толковать решения Вселенских соборов, вносить изменения в действующие эдикты и отменять действие предыдущих решений.

Папа определяет церковную дисциплину, издавая каноны, которые сведены в канонические справочники и кодифицированы. Выполняя административные функции, верховный римский понтифик занимается присвоением церковного сана, осуществляет назначения на должность, дает распоряжения в рамках системы церковного управления.

Смысл папства отображается в гербе города-государства Ватикан. На нем изображены все папские регалии, символы и знаки отличия.

Скрещенные ключи символически отображают ключи апостола Симона Петра. Серебряный ключ означает связь власти, данной Церковью, с правом разрешать (золотой ключ) править от имени Господа. Тиара — тройная корона — символизирует собой три основные функции папства:

  • быть верховным пастырем для всех христиан;
  • быть верховным учителем;
  • являться Верховным первосвященником.

Золотой крест, венчающий тиару, знаменует собой владычество Господа, Иисуса Христа. Тиара возлагалась на чело понтифика в момент папской коронации — торжественного обряда, напоминающего по своей функции инаугурацию главы государства.

История становления папства

О первых епископах, которые руководили первыми христианскими общинами, имеется крайне скудная информация. В архивах Ватикана хранятся древние рукописи, датируемые I-II веком, в которых упоминаются духовные особы, носящие титул первосвященников у христиан. Сам же институт папства появился гораздо позже, в конце IV — начале V века. Формировалось папство в пределах римской провинции, где был создан римский епископат. Привилегированное положение римских епископов объяснялось тем, что именно в Риме, в самом центре Римской империи, имелись земли, принадлежащие христианской общине. Впоследствии, уже нося титул пап, римские епископы расширили свои владения. По факту, уже в VI веке Рим становится главным центром апостольской власти Католической церкви.

Окончательное оформление папского престола в качестве суверенного владетеля произошло в VIII веке, когда король франков Пипин Короткий даровал римскому епископату римскую провинцию. Рим с прилегающей территорией становится Папской областью – государственным административным образованием с универсальным статусом. Теперь папа представлял высшую церковную власть и одновременно с этим являлся суверенным светским правителем.

Что касается официального титула, то папой в период утверждения христианского учения именовались все священники, имеющие право благословения. Позже, в период становления папства в качестве духовного центра христианства, титул папа относился ко всем епископам. После разделения христианской церкви на Римскую и Константинопольскую изменился и порядок присвоение папского сана. С оформлением Рима в качестве главного епископата, папский сан присваивался только римским или александрийским епископам. В Константинополе существовал протопапа — главный понтифик Константинопольской православной церкви.

До 1059 года избрание папы в Риме осуществлялось совместным собранием светской и духовной знати. Конец этой практики положил Латеранский собор, на котором было принято решение выбирать папу собранием (конклавом) кардиналов из числа первых епископов Католической церкви. С избранием папа публично объявляет под каким именем он будет возглавлять Католическую Церковь. Если в истории папства уже были персоны с подобными именами, то к выбранному имени, добавляется порядковый номер. С этого момента папа римский имеет тронное имя, которое носит на протяжении всего своего понтификата.

Традиция менять мирские имена пошла с раннего средневековья, когда в ходу были древнеримские и древнегреческие имена, соотносящиеся с языческим культом. Первым папой, сменившим свое мирское имя Меркурий, стал Иоанн II, занимавший Святой Престол в VI веке. Официально порядок смены имени никем никогда не регламентировался, однако это обряд с XI века становится традиционным в церемонии избрания папы. За всю последующую историю папства только два Верховных первосвященника не меняли свои имена: Адриан VI, в миру Адриан Флоренс и Марчелло Червини, ставший папой Марцеллом II.

Избрание Главы Святого Престола не всегда происходило гладко и в соответствии с утвержденным порядком. Папский престол часто становился заложником политической обстановки, сложившейся в Европе. В эпоху раннего Средневековья достаточно часто могущественные монархи Европы использовали Католическую церковь в качестве удобного инструмента общественно-политической манипуляции, делая светскую власть папы заложницей сложной военно-политической ситуации. Подобное положение вещей ярко иллюстрирует период Средневековья, когда папство усиленно боролось за главенство духовной власти над светским правлением. Несмотря на значительный прогресс в этом направлении, в отличие от духовной власти, суверенитет папы постоянно находился под угрозой.

Каждая из политических сил стремилась подчинить своему влиянию папский престол, внося раскол в единство Католической церкви. Результатом такой политики становится практика избрания антипапы. В истории папского престола немало случаев, когда духовную власть делили между собой сразу несколько персон, носивших титул Верховного римского понтифика. Вопрос с избранием главы Святого Престола мог решаться в разных местах, с участием разных светских персон и духовных лиц. Право носить законно титул Верховного первосвященника обычно оставалось за тем духовным лицом, приверженцы которого одерживали политическую победу. Несмотря на то, что в средневековой Европе существование антипап было обычной практикой, официальный Ватикан не признает их существование.

В официальном реестре числятся только легитимные папы, каждый из которых имеет свой порядковый номер.

Наиболее известные личности в истории папства

Вся история папства тесно связана не только с процессом становления и утверждения христианства, но и во многом отражает политические события, которые в той или иной мере отразились на международном устройстве. Существование института папства можно разделить на следующие периоды, которые отражают политическую обстановку на политической карте мира того времени:

  • Доникейский период условно занимает II-III век — время распространения христианства до воцарения императора Константина;
  • период утверждения христианства в качестве государственной религии Римской Империи (313-493 гг.);
  • Остготский период — падение Римской империи и образование Остготского королевства (493-537 гг.);
  • Византийский период папства (537-752 гг.);
  • Франкский период приходится на целое столетие с 756 по 857 год;
  • эпоха папского уничижения со стороны светских владетелей (1044-1048 гг.);
  • имперская эпоха (1048-1257 гг.) — период наибольшего расцвета и могущества папства;
  • переходной период — время нестабильности папской власти (1257-1309 гг.).

Со времен становления и утверждения папства в качестве Главы Католической церкви до 1309 года, когда папа и вся его резиденция переехали в Авиньон (Франция), Святой Престол возглавляли 194 персоны. Отсчет идет от апостола Петра, который является якобы основателем Святого Престола. В период становления христианской веры верховным понтификом становились в основном римляне. Восемь человек из этого числа представляли греческие епархии. Трое пап были родом из африканских провинций. Два раза Святой Престол возглавляли французы. По одному разу Главой Католической церкви были сириец, немецец и англичанин Адриан IV, передавший Ирландию в распоряжение английской короны.

В доникейский период быть папой означало подвергнуть себя гонениям и преследованиям со стороны языческого культа и властей, поэтому многие верховные первосвященники погибли мученической смертью. Относительная безопасность и стабильность приходит к институту папства с воцарением на престоле Римской империи императора Константина, давшего христианству статус государственной религии.

Первым титул «папа» стал употреблять Святой Сириций, годы правления 384-399. С периодом его правления связаны единственные из декреталий, дошедшие до наших дней. Из всех пап, которые прославились в истории за это период, стоит отметить Верховного первосвященника Льва I (440-461 гг.), который лично сумел убедить Аттилу не вторгаться в Италию. Папа Григорий второй, занимавший Святой Престол в 715-731 годы, активно боролся с иконоборчеством. В эпоху Средневековья владетельные монархи Европы часто применяли силу для утверждения своей власти. Так было с папой Иоанном XII, который был изгнан из Рима войсками императора Священной Римской империи Оттона I.

По мнению историков и теологов, самое значимое место в истории папства занимает папа Урбан II, открывший эпоху крестовых походов. Это его пламенная речь на Клермонском соборе в 1095 году о необходимости освобождения Земли обетованной от мусульман стала началом массового военно-политического движения. В эпоху позднего Средневековья отличился папа Григорий IX, доверивший проводить инквизицию Ордену доминиканцев. Римский первосвященник Григорий X (1271-76 гг.) своей декреталией ввел конклав – совет кардиналов, занимающийся избранием папы, обсуждением важных духовных и административных вопросов.

Папство в период нестабильности

Самым противоречивым моментом в истории папства является период с 1309 по 1377 год, получивший название Авиньонское пленение. Усилившееся влияние Франции на европейской арене непосредственно затронуло институт папства. В результате разгоревшегося конфликта между папой Бенедиктом XI и королем Франции Филипом Красивым в скором времени титул Верховного Владыки Вселенской церкви получил французский епископ Раймон Бертран, принявший тронное имя Климент V. По его инициативе и под давлением короля Франции резиденция пап была перенесена во французский город Авиньон. Рим, считавшийся колыбелью христианства в Европе, почти на 70 лет утратил статус Священного Города.

Роль папы Климента V в истории папства неоднозначна. Это с его подачи были начаты гонения на Орден тамплиеров, завершившиеся полным разгромом и запретом ордена храмовников в 1312 году. Только папа Григорий XI сумел в 1377 году вернуть папский престол обратно в Священный Город.

Следующим периодом нестабильности института папства стал Великий западный раскол. В течение 39 лет на папский престол претендовали сразу несколько персон. Каждого поддерживала та или иная политическая группировка, опираясь либо на Францию, либо на местные богатые итальянские дома. Папы по очереди заседали то в Ватикане, то в Авиньоне. Конец неразберихи с папами и периоду двоевластия положила эпоха ренессанса, начавшаяся с приходом в 1417 году на Святой Престол Мартина V.

В 1517 папство переживает очередной кризис, связанный с началом в Европе Реформации. В этот период возникает религиозное движение Мартина Лютера, боровшегося с латинизацией христианского вероучения. Некоторые из пап, занимавшие высокий пост в это время, пошли на уступки, осуществляя реформы управления культа и внося изменения в систему обрядов. На этот период приходится значительное ослабление папской власти как в самой Италии, так и на периферии, в странах Центральной и Северной Европы. Однако реформация быстро закончилась началом контрреформации — периодом, когда начались ожесточенные гонения на последователей учения Лютера. В этот период Европа окунулась в пучину кровопролитных религиозных войн. По всей Европе, от Франции до Карпатских гор католики и протестанты уничтожали друг друга. Времена смуты и брожения в религиозных верованиях окончились с переходом папства в период Просвещения (1585-1689 гг.).

Одним из значимых событий этого периода является реформа календаря, осуществленная папой Григорием XIII. Этот же Верховный первосвященник впервые издал «Свод канонического права».

Последним в истории папства периодом нестабильности стала эпоха революционных войн, охвативших европейский континент. В это время, с 1775 по 1861 год Святой Престол занимали папы, которые имели крайне противоречивую позицию по отношению к происходящим событиям. Если Верховный первосвященник Рима папа Пий VI осудил Великую французскую революцию, за что был изгнан из Рима французскими войсками, то его преемник папа Пий VII уже лично короновал Наполеона Бонапарта в качестве императора французов. Наполеон практически уничтожил суверенитет папства, захватив Папскую область и превратив Святой Престол в собственный епископат.

Начавшаяся в Италии революция привела к тому, что в 1848 году Папскую область заняли австрийские войска. В 1846 году Святой Престол занимает папа Пий IX. К его заслугам относят принятие догмата о непорочном зачатии Девы Марии, вынесение на утверждение I Ватиканского собора догмата о безошибочности папских решений и канонов. Папа Пий IX дольше всех в истории понтификата занимал пост Главы Католической церкви, с 1846 по 1878 год. В эпоху его правления Папская область окончательно утрачивает свои границы, войдя вместе со Священным городом в состав нового Итальянского государства. Рим становится столицей Королевства Италии. С этого момента светская власть римских первосвященников окончательно утрачивает свой статус.

Новое время

Только в 1929 году после Латеранского соглашения папа римский снова становится сувереном, вернув себе статус Главы города-государства Ватикан. В новой, современной истории папства было восемь Верховных понтификов, каждый из которых сумел оставить заметный след в христианском вероучении. Папа Павел VI в 1962 году собрал II Ватиканский собор, на котором рассматривалась необходимость обновления Католической церкви в связи с новыми реалиями современности. Результатом собора, который заседал в течение 3 лет, был пересмотр Кодекса канонического права, в который были внесены существенные поправки в отношении причин для отлучения от церкви и ряда других статей.

Новый канонический кодекс был утвержден и подписан в 1983 году папой Иоанном Павлом II. Этот Верховный понтифик, поляк по происхождению, в течение 27 лет оставался Главой Католической церкви. Его правление обусловлено ростом популярности папской власти в мире. При Иоанне Павле II Католическая церковь вновь обрела статус серьезной политической силы. Нынешний Верховный первосвященник Вселенской Церкви Франциск, аргентинец по происхождению, стал первым папой не европейцем. Его избрание состоялось 13 марта 2013 года после того, как его предшественник папа Бенедикт XVI отрекся от престола.

Резиденция нынешнего папы, как и его предшественников — Апостольский дворец в Ватикане. Здесь же находятся архив, библиотека Святого Престола, собор Святого Петра, Сикстинская капелла, другие культовые сооружения. Здесь же располагаются главные административные службы Католической церкви и учреждения государства-анклава.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Конклав (лат. conclave - запертая комната, от лат. cum clave - с ключом, под ключом) - собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира пространстве и производятся закрытым голосованием дважды в день.

Для избрания кандидату необходимо собрать не менее 2/3 голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (если выбор не сделан - дым чёрный). Дым образуется от сжигания бюллетеней голосования с добавлением специального красящего вещества.

Конклав 1978 года, избравший папой кардинала Кароля Войтылу стал самым коротким в истории.


Формально папой может быть выбран любой мужчина-католик, даже мирянин без сана, но Фактически с 1378 года папами избираются только кардиналы. В настоящее время помещение для конклава занимает значительную часть Сикстинской капеллы, изолированную от прочих. Единственная дверь запирается снаружи и изнутри не раньше чем на 15-й день и не позже чем на 18-й день после смерти (ухода в отставку) папы. После того как дверь заперта, она открывается только в случае прибытия задержавшегося кардинала, в случае ухода кардинала по болезни или его возвращения, а также для возвещения результата выборов.

Слово "конклав" впервые использовал папа Григорий X в выпущенной им Апостольской Конституции. Перед ее принятием споры об избрании нового понтифика длились 2 года и 9 месяцев. Согласно этим правилам, кардиналы должны были быть закрыты в изолированном помещении, а, если они были неспособны выбрать нового епископа Рима на протяжении трех-восьми дней, то их рацион питания должен был быть ограничен. Если же и после этого кардиналы не могли выбрать папу, то крыша над тем помещением могла быть разобрана. Всё это делалось с целью скорейшего избрания нового папы.


Папа Григорий X установил первые правила проведения конклава


Введение этого декрета папы Григория X связано с тем, что, когда в 1268 году в Витербо умер папа Климент IV, после его смерти двадцать кардиналов никак не могли избрать папу. Период Sede Vacante продолжался тысячу и шесть дней. Наконец обозлённые верующие заперли кардиналов в соборе в Витербо и потребовали, чтобы, пока кардиналы не выберут нового папу, их оттуда не выпускали. Но кардиналы лишь ссорились и интриговали. Тогда верующие сняли крышу с собора и посадили пурпуроносцев на хлеб и воду. Только тогда кардиналы выбрали папу, которым стал архидьякон Льежа Теобальдо Висконти, который принял имя Григорий X.

Выборы первосвященника до появления конклава

Сегодня точно не известно, как проходили первые выборы епископов, но можно допустить, что они выбирались апостолами и их ближайшими помощниками. Позднее эта форма выборов была изменена на ту, при которой право выбирать епископа имели священники и община епархии, вместе со старейшими епископами соседних (чаще зависимых сельских) епархий.

Правом активного выбора было наделено римское духовенство, но они выбирали римского епископа не обычной подачей голосов, а чаще консенсусом или аккламацией. После этого кандидат должен быть представлен общине для утверждения. Такая, не вполне ясная процедура приводила к частым недоразумениям и появлению антипап, особенно после того, как папство начало играть важную роль не только в церковной жизни.

Во времена остготского владычества в Италии короли сами назначали папу по своему усмотрению. Были периоды, когда кандидатуру понтифика должен был одобрить император Византии, а несколькими веками позднее - император Священной Римской империи.

Большую часть Средневековья численность кардиналов была небольшой, а при папе Александре IV их количество снизилось до семи. Из-за тяжелой и долгой дороги к месту проведения выборов прибывала значительно меньшее количество кардиналов, чем их было вообще. Такое маленькое количество выборщиков приводило к тому, что каждый голос имел большой вес, а политические влияния на голосование только усиливались.

Требования к кандидатам

Изначально избранным римским епископом, как и любым другим, мог быть даже новообращенный (как, например, святой Амвросий Медиоланский, архиепископ Миланский). Позднее, однако, установилась традиция избирать папу из числа кардиналов-выборщиков.


Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск стали первыми папами не-итальянцами после долгого перерыва


Хотя папа Римский является в первую очередь римским епископом он не обязательно должен быть не только римлянином, но и даже итальянцем. Папа Бенедикт XVI, например, немец, Иоанн Павел II - поляк, Франциск I - аргентинец. Во время Римской империи и Средневековья было много пап с разных частей света - греки, сирийцы, немцы и др. Но после Адриана VI, избранного в 1522 году, который был уроженцем Нидерландов, но немцем по этническому происхождению, все папы происходили из областей, которые составляют сегодняшнюю Италию, вплоть до избрания Иоанна Павла II в 1978 году.

Установление большинства

До того как Третий Латеранский собор в 1179 году постановил, что для избрания папы необходимо большинство в две трети голосов выборщиков, необходимо было простое большинство. Папа Иоанн Павел II возвратил необходимое большинство в две трети и позволил кардиналам в случае, если они не могут выбрать папу на протяжении 30 туров и при этом количество голосов, которое не хватает для необходимого большинства превышает семь, выбрать его абсолютным большинством голосов после обращения к кардиналам-епископам.

Выборы могли проходить аккламацией, то есть всеобщим восклицанием или выражением восторга, компромиссом или тайной подачей голосов.

Когда кардиналы использовали процедуру аккламации, то считалось, что они выбирают папу по наущению Святого Духа (quasi afflati Spiritu sancto ). Если же коллегия голосовала через компромисс, то она выбирала специальную комиссию, которая выбирала кандидата, а оставшиеся кардиналы его утверждали. Теперь единственная разрешенная процедура - тайная подача голосов.

Право вето

Начиная с XVI века некоторые католические нации получили так называемое право вето. В соответствии с неофициальной практикой каждое государство имело лишь одну возможность использовать это право через кардинала, который её представлял. Вето нельзя было использовать против уже выбранного кандидата и оно традиционно накладывалось, если какой-либо кандидат набирал значительное количество голосов, но ещё не был выбран, перед следующим туром голосования.

Однако, Пий X сразу же после избрания запретил практику вето и постановил, что кардинал, который от имени своего правительства использует это право, может быть отлучен от церкви или оставлен без причастия.

Реформы XX века

В 1975 году папа Павел VI постановил, что число кардиналов-выборщиков не может превышать 120 человек и что в конклаве не могут участвовать кардиналы старше 80 лет, которые, однако, могут быть избраны. Эти правила были подтверждены и уточнены Иоанном Павлом II.

Сейчас выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией «Пастырь всего божьего стада» (Universi Dominici Gregis ), утверждённой папой Иоанном Павлом II.

ПРОЦЕДУРЫ И ЦЕРЕМОНИИ КОНКЛАВОВ


Первые установленные требования проведения конклавов гласили:

1. Кардиналы должны быть изолированными в специально отведенном помещении.

2. Они не имели права на отдельные комнаты и в случае, если были очень слабы здоровьем, имели право только на одного слугу.

3. Еда должна была подаваться через специальное окно; после трех дней конклава их рацион ограничивался только одним блюдом в день, после пяти дней - только хлебом и водой. Все время, пока проходил конклав, ни один кардинал не мог получать какие-либо доходы.


В 1415 году впервые было объявлено "HABEMUS PAPAM!"


Место проведения конклава не было установлено до XIV века, когда, со времени Великого раскола Запада, он всегда стал проводиться в Риме (кроме конклава 1800 года, который из-за оккупации Рима наполеоновскими войсками проводился в Венеции). В самом Риме конклавы проводились в разных местах. К 1846 году они чаще всего проходили в Квиринальском дворце, но в связи с присоединением Рима к Итальянскому королевству в 1871 году конклавы всегда проводятся в Сикстинской капелле Апостольского дворца.

Вакантный престол (Sede vacante). Подготовка к конклаву.

Во время вакантности престола отдельные полномочия переходят к Коллегии кардиналов, заседания которой ведёт кардинал-декан. Все кардиналы должны присутствовать на заседании общей конгрегации, кроме тех, кто болен и тех, кому исполнилось 80 лет (хотя они могут присутствовать по своему желанию). Партикулярная конгрегация, которая занимается ежедневными делами церкви, состоит из кардинала-камерленго и трех кардиналов-помощников - одного кардинала-епископа, одного кардинала-священника и одного кардинала-дьякона. Кардиналы-помощники перевыбираются каждые три дня.


Смерть папы - начало Sede Vacante


Конгрегации должны сделать соответствующие приготовления для похорон папы, которые традиционно проходят в промежутке от четырёх до шести дней для того, чтобы паломники могли попрощаться с умершим папой. После смерти папы наступает девятидневный период траура (novemdiales). Также конгрегации устанавливают сроки проведения выборов, которые должны пройти в промежутке между 15 и 20 днями после смерти понтифика.

Вакантность престола также может настать из-за отречения папы.

Начало конклава

Утром дня, назначенного Коллегией кардиналов, проходит месса для выбора Понтифика (Proeligendo Pontifice ) в Базилике св. Петра. Эта месса традиционно возглавляется кардиналом-деканом и сопровождается проповедью. Позднее, днем, кардиналы во главе с кардиналом-деканом собираются в Паолинской капелле и с гимном Veni Creator Spiritus идут в Сикстинскую капеллу. После того, как они занимают свои места в капелле, кардиналы-выборщики принимают присягу такого содержания:

"Мы, Кардиналы, имеющие право голоса, присутствующие на выборах Верховного Понтифика, даем обещание и клянемся, как каждый отдельно, так и все вместе, верно и скрупулезно соблюдать предписания Апостольской Конституции Верховного Понтифика Иоанна Павла II Universi Dominici Gregis, опубликованной 22 февраля 1996 года. Мы даем обещание и клянемся, что тот, кто божественным образом будет избран Римским Понтификом, верно посвятит себя выполнению munus Petrinum обязанностей Пастыря Вселенской Церкви и будет постоянно утверждать и активно защищать духовные и временные права и свободы Святого Престола. Особенно мы клянемся соблюдать величайшую тайну перед всеми людьми, как мирянами, так и служителями Церкви, относительно всего, что каким-либо способом касается выборов Римского Понтифика, также всего происходящего во время церемонии выборов, что прямым или косвенным образом может повлиять на результаты голосования.
Мы даем обещание и клянемся никоим образом не разглашать этой тайны, как во время, так и после выборов нового Понтифика, если на то не будет исключительного разрешения нового Понтифика. Мы даем обещание и клянемся не благоволить никакому вмешательству или противодействию выборам со стороны мирян либо представителей каких-либо орденов или групп, стремящихся вмешаться в процесс выбора Римского Понтифика
".

Последняя редакция этой клятвы на латыни:

"Nos omnes et singuli in hac electione Summi Pontificis versantes Cardinales electores promittimus, vovemus et iuramus inviolate et ad unguem Nos esse fideliter et diligenter observaturos omnia quae continentur in Constitutione Apostolica Summi Pontificis Ioannis Pauli II, quae a verbis " Universi Dominici Gregis " incipit, data die xxii mensis Februarii anno MCMXCVI. Item promittimus, vovemus et iuramus, quicumque nostrum, Deo sic disponente, Romanus Pontifex erit electus, eum munus Petrinum Pastoris Ecclesiae universae fideliter exsecuturum esse atque spiritualia et temporalia iura libertatemque Sanctae Sedis integre ac strenue asserere atque tueri numquam esse destiturum. Praecipue autem promittimus et iuramus Nos religiosissime et quoad cunctos, sive clericos sive laicos, secretum esse servaturos de iis omnibus, quae ad electionem Romani Pontificis quomodolibet pertinent, et deiis, quae in loco electionis aguntur, scrutinium directe vel indirecte respicientibus; neque idem secretum quoquo modo violaturos sive perdurante novi Pontificis electione, sive etiam post, nisi expressa facultas ab eodem Pontifice tributa sit, itemque nulli consensioni, dissensioni, aliique cuilibet intercessioni, quibus auctoritates saeculares cuiuslibet ordinis et gradus, vel quivis hominum coetus vel personae singulae voluerint sese Pontificis electioni immiscere, auxilium vel favorem praestaturos ".

Кардинал-декан читает текст присяги вслух, а выборщики подходят к Евангелию, которое находится в центре капеллы, по порядку старшинства и, кладя на него руку, произносят: "Пусть поможет мне Бог и это святое Божие Евангелие, которого я касаюсь своей рукой ".

После того, как принятие присяги завершится, Папский обер-церемониймейстер (Магистр папских литургических церемоний), подходя к дверям Сикстинской капеллы и закрывая их, произносит: «Все вон! » (лат: Extra omnes! ).


Extra omnes!


После решения всех организационных вопросов начинаются сами выборы. Кардиналы, которые опоздали к началу выборов, должны быть допущены. Больные кардиналы также имеют право покинуть конклав и позднее присоединиться к нему, но кардинал, который покидает конклав по иным, чем болезнь, причинам, не может вернуться.

Каждый кардинал-выборщик может иметь двух или в случае болезни - трех помощников или конклавистов. К конклаву также допускаются секретарь Коллегии кардиналов, папский обер-церемониймейстр, два церемониймейстра, служители Папской ризницы и церковнослужитель, который помогает Декану Коллегии кардиналов. Допускаются священники-исповедники, двое врачей и определённый штат служителей для помощи и ведения хозяйства. Конклависты и другие служители также присягают сохранять тайну папских выборов. Им и кардиналам запрещается любое общение с внешним миром. Нарушение этого правила карается отлучением от церкви. Также запрещается присутствие средств массовой информации и внешних наблюдателей.

Во время первого дня конклава может быть проведено одно голосование. В случае, если во время первого голосования никто не выбран или голосование первого дня конклава не проводилось, то каждый следующий день должно проводиться по четыре тура голосования: два утром и два вечером.

Если на протяжении трех дней голосования никто не выбран, процесс должен быть приостановлен на один день для молитв и обращения к Коллегии кардинала-протодьякона - старшего кардинала-дьякона. После семи безуспешных туров голосования процесс приостанавливается снова, но уже с обращением старшего кардинала-пресвитера. И, если даже после семи последующих туров папа не выбран, процесс приостанавливается для обращения старшего кардинала-епископа.

После последующих семи безуспешных туров голосования кардиналы могут выбрать один из путей: или кардиналы уменьшают количество кандидатов до двух, которые набрали больше голосов во время предыдущего тура голосов, или выбрать папу абсолютным большинством голосов. Но ни при каких обстоятельствах кардиналы не могут уменьшить необходимое количество голосов более, чем до абсолютного большинства.

Выборный процесс делится на три части:

Во время первой части церемониймейстеры готовят необходимые для голосования бюллетени с надписью «Выбираю в Верховные Первосвященники » и раздают их каждому кардиналу, не менее чем по два каждому. Как только начинается сама процедура голосования, папский обер-церемониймейстер, церемониймейстеры и секретарь Коллегии кардиналов покидают помещение, которое закрывает младший кардинал-дьякон. После этого он же вытягивает по жребию девять имен кардиналов: трое образуют счётную комиссию, трое Infirmarii и три ревизора. Они выбираются на весь период конклава.

Когда все предшествующие процедуры завершены, начинается основная часть голосования: scrutinium . Во время неё кардиналы-выборщики в порядке старшинства подходят к алтарю, где стоят члены счётной комиссии со своими бюллетенями. Перед подачей своего бюллетеня каждый кардинал произносит присягу: «Свидетель Христос Господь, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, считаю пред Богом, должен быть выбран» (Testor Christum Dominum, qui me iudicaturus est, me eum eligere, quem secundum Deum iudico eligi debere ).

Если кардинал-выборщик находится в капелле, но не может подойти, чтобы бросить свой бюллетень, то последний в списке членов счётной комиссии подходит к нему и забирает бюллетень. Если же кардинал не может покинуть свою комнату для участия в голосовании, к нему приходят Infirmarii с бюллетенями и урной. После того, как Infirmarii возвращаются с бюллетенями проголосовавших кардиналов, количество этих бюллетеней подсчитывается для того, чтобы гарантировать, что оно совпадает с количеством немощных кардиналов-выборщиков.

Присяга произносится кардиналами только во время первого тура голосования. Бюллетени не подписываются. Раньше кардиналы подписывали свои бюллетени и сворачивали их так, чтобы имени не было видно и запечатывались. Но теперь они просто сворачиваются вдвое.

После того, как все кардиналы проголосуют, первый член счётной комиссии перемещает контейнер, вынимает и подсчитывает бюллетени. Если количество поданных бюллетеней и количество голосовавших кардиналов не совпадает, все бюллетени не читаются и сжигаются. Если же никаких проблем с количеством нет, то голоса подсчитываются.

Первый из членов счётной палаты раскрывает бюллетени. Каждый член счётной комиссии записывает имя кандидата в бюллетене, а последний - также объявляет это имя вслух. Все голоса кардиналов складываются и ревизоры проверяют все списки, чтобы не было ошибок. После объявления окончательных результатов бюллетени сжигаются членом счётной комиссии с помощью секретаря Коллегии и церемониймейстеров. В случае когда в первом туре сессии кардиналы не могут выбрать папу, они переходят к следующему немедленно и бюллетени сжигаются только после второго тура.


Черный или белый дым над Сикстинской капеллой сообщают собравшимся о результатах голосования


В случае, если никто не выбран, дым чёрный (раньше к бюллетеням добавлялась мокрая солома, а с 1958 года - химикалии: смесь перхлората калия, антрацена и серы), если же новый римский епископ выбран, то идет белый дым (смесь бертолетовой соли, лактозы и канифоли). Теперь, с целью избежания недоразумений, белый дым также сопровождается звоном колоколов.

Объявление результатов конклава

После того, как окончательные результаты успешного голосования объявлены, младший кардинал-дьякон, звоня в колокольчик, вызывает в помещение для голосования секретаря Коллегии кардиналов и папского обер-церемониймейстера.

Кардинал-декан задает вопрос новоизбранному папе: «Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» (Acceptasne electionem de te canonice factam in Summum Pontificem? ). Выбранный отвечает, принимает ли (accepto ), или же не принимает (non accepto ); ранее также существовала традиция, согласно которой на место каждого кардинала был повешен специальный балдахин и когда результаты объявлялись, то все балдахины опускались, кроме балдахина кардинала, который был выбран папой. Но в связи с увеличением количества кардиналов эта традиция была отменена).

Если папой римским выбран не епископ, то кардинал-декан должен дать ему епископское посвящение (или, если выбранный даже не священник, он должен получить от декана все ступени посвящения по очереди).

Также новоизбранный папа объявляет свое новое имя, после того как кардинал-декан спрашивает у него: «Каким именем хочешь, чтобы тебя звали?» (Quo nomine vis vocari? ). Эта традиция установилась в 533 году, когда Иоанн II, настоящее имя которого было Меркурий, решил, что оно не подходит для римского епископа. Последним папой, который использовал свое крестное имя, был Марцелл II - Марчелло Червини. После этого папский обер-церемониймейстер изготавливает специальный документ с именем новоизбранного папы.


Одно из трех этих одеяний должен выбрать новоизбранный папа


После этих процедур папа отправляется в так называемую комнату плача - небольшую комнату красного цвета около Сикстинской капеллы, где должен выбрать белуое облачение из представленных там трёх размеров. Также он надевает красную расшитую столу и выходит к кардиналам в капеллу. Там он принимает от них знаки уважения.

Когда кардиналы завершают поздравления новоизбранного папы, кардинал-протодьякон выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую ложу благословения, и объявляет формулу «У нас есть папа» (Habemus Papam ):

Annuntio vobis gaudium magnum:
Habemus Papam!
Eminentissimum ac Reverendissimum Dominum,
Dominum [имя],
Sanctæ Romanæ Ecclesiæ Cardinalem [полное имя],
qui sibi nomen imposuit [тронное имя].

В переводе на русский язык это звучит так:

"Я говорю вам о великой радости: У нас есть папа! Высокопреосвященнейший и достойнейший господин, господин [имя], Кардинал Святой Римской Церкви [полное имя], который взял себе имя [тронное имя]."

После объявления на лоджию выходит сам новоизбранный папа и дает свое первое благословение «Городу и миру» (Urbi et Orbi ).

Ранее через некоторое время после избрания проводилась папская коронация, которую теперь заменила интронизация или инаугурация.

Избрание Римского Папы происходит на закрытом собрании коллегии кардиналов, т.н. конклаве (от латинского conclave – запертая комната ). Конклав должен быть созван не ранее 15 дней, но и не позднее 20 с момента объявления Римского престола вакантным.

Право избрания имеют кардиналы не старше 80 лет. Количество кардиналов, участвующих в выборе Римского епископа не должно превышать 120. Выборщики и те, кто им сопутствует, живут на территории Ватикана, ныне это дом святой Марты. Само голосование проходит в Сикстинской капелле. Все участвующие в конклаве не должны разглашать никакой информации, связанной с выборами.

С момента начала конклава дом святой Марты, Сикстинская капелла и места, предназначенные для совершения литургии, должны быть закрыты для всех, не имеющих права присутствовать в них. Вся территория Ватикана и его учреждений должны быть всецело подчинены тому, чтобы сохранить атмосферу тишины и молитвы. Никто не имеет права приближаться к кардиналам-выборщикам. Запрещена переписка и телефонная связь. Кардиналы не имеют права общаться с теми, кто не участвует в конклаве.
Чтобы ход конклава проходил гладко на его время назначаются секретарь Коллегии кардиналов, который исполняет обязанности секретаря выборов, обер-церемониймейстер с двумя помощниками и двумя монахами, работниками папской ризницы. Так же во время выборов кардиналам помогают несколько исповедников, владеющими несколькими языками и два врача.

В день начала конклава кардиналы собираются в соборе святого Петра на утреннюю мессу, которую совершает кардинал-декан. Позднее, днем, кардиналы во главе с кардиналом-деканом собираются в Паолинской капелле и с гимном Veni Creator Spiritus идут в Сикстинскую капеллу. Это место будет закрыто до конца выборов. Перед началом кардиналы-выборщики присягают на Евангелии, что соблюдут все, что указано в документах, касающихся избрания понтифика.
После присяги в часовне остаются церемониймейстеры и священнослужитель, который предложит участникам конклава духовные размышления. После завершения оба они покидают капеллу.
Кардиналы, ответственные за соблюдение секретности должны убедиться, не установлены ли в часовне передающие устройств. Выборщикам запрещено во время конклава чтение газет и журналов, прослушивания радио и телевидения.

Первая фаза конклава (pre-scrutinium) включает в себя подготовку и раздачу карточек для голосования, избрание трех скрутаторов (счетная комиссия), трех инфирмариев (они собирают голоса у кардиналов находящихся в лазарете) и трех ревизоров. Они выбираются на весь период конклава.

Как только начинается сама процедура голосования, папский обер-церемониймейстер, церемониймейстеры и секретарь Коллегии кардиналов покидают помещение, которое закрывает младший кардинал-дьякон. Во время голосования кардиналы остаются в Сикстинской капелле одни. На бюллетене для голосования кардинал четко пишет, почерком максимально неузнаваемым, имя того, за кого голосует.

Вторая фаза голосования (scrutinium) включает в себя: складывание бюллетеней в урну, перемешивание их, пересчет бюллетеней и голосов.
Каждый кардинал по старшинству, записав в бюллетене имя и сложив его, держа его поднятым вверх, так чтобы он был видим, приносит его к алтарю, на котором установлена урна для голосования. Подойдя к ней, кардинал произносит слова присяги: «Свидетель Христос Господь, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, считаю пред Богом, должен быть выбран ».
Эта присяга произносится только во время первого тура голосования. Бюллетени не подписываются.
Положив бюллетень в урну, каждый проголосовавший кланяется перед алтарем и возвращается на свое место. Если есть больные кардиналы, то инфирмарии оправляются к ним с переносной урной. Перед этим ее публично открывают, чтобы присутствующие могли убедиться, что она пуста. После того как проголосуют больные кардиналы, урну приносят в капеллу и бюллетени из нее добавляются к остальным.

Если количество поданных бюллетеней и количество голосовавших кардиналов не совпадает, все бюллетени не читаются и сжигаются. Если же никаких проблем с количеством нет, то голоса подсчитываются. Первый из членов счётной палаты раскрывает бюллетени. Каждый член счётной комиссии записывает имя кандидата в бюллетене, а последний - также объявляет это имя вслух. Последний из скрутаторов, по мере того как прочитываются имена на бюллетенях, протыкает их иглой в том месте, где находится слово Eligio (выбираю) и нанизывает на нитку. После того как все имена будут прочитаны, нитка завязывается и в таком состоянии бюллетени кладутся либо на край стола, либо в сосуд.
Затем скрутаторы приступают к пересчету голосов. Каждый бюллетень вынимается отдельно и вкладывается в другой пустой сосуд. Если количество бюллетеней не соответствует количеству голосующих, то бумага сжигается и наступает повторное голосование.

Третья фаза конклава (post-scrutinium): подсчет голосов, контроль и сжигание бюллетеней.
Для избрания папы необходимо две трети голосов плюс один голос. Не смотря на то, был ли избран папа, ревизоры контролируют бюллетени. Прежде чем кардиналы покинут капеллу, все записи должны быть сожжены. В случае, если никто не выбран, дым чёрный (раньше к бюллетеням добавлялась мокрая солома, а с 1958 года - химикалии ), если же новый римский епископ выбран, то идет белый дым. Теперь, с целью избежания недоразумений, белый дым также сопровождается звоном колоколов.

Во время первого дня конклава может быть проведено одно голосование. В случае, если во время первого голосования никто не выбран или голосование первого дня конклава не проводилось, то каждый следующий день проводится по четыре тура голосования: два утром и два вечером.
Если у кардиналов возникнут трудности с избранием и они в течение трех дней не могут выбрать папу, то делается перерыв на один день для молитвы и размышлений. После него наступает очередная серия из семи голосований.
Если и эти голосования не принесут результата, то кардиналы должны решить судьбу дальнейшего хода голосования. Есть несколько вариантов. Либо выбор должен быть совершен абсолютным большинством голосов, либо голосовать надлежит за двух кардиналов, набравших большее количество голосов в прежних турах.

После того, как окончательные результаты успешного голосования объявлены, младший кардинал-дьякон, звоня в колокольчик, вызывает в помещение для голосования секретаря Коллегии кардиналов и папского обер-церемониймейстера. Кардинал-декан задает вопрос новоизбранному папе: «Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником? ». Также новоизбранный папа объявляет свое новое имя, после того как кардинал-декан спрашивает у него: «Каким именем хочешь, чтобы тебя звали? » После избрания кардинал, если он рукоположен во епископы, сразу же становится римским папой, получая полноту власти. Конклав заканчивается после согласия на избрание новым папой.

После этих процедур папа отправляется в так называемую комнату плача (camera lacrimatoria) - небольшую комнату около Сикстинской капеллы, где должен выбрать белую сутану из представленных там трёх размеров. Также он одевает красную расшитую столу и выходит к кардиналам в капеллу.
Кардиналы подходят к новоизбранному папе, выражая почтение и послушание. А затем благодарят Бога гимном Te Deum.

После этого кардинал-протодьякон выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую ложу благословения, и объявляет формулу Habemus Papam (У нас есть папа). После чего новоизбранный Папа уделяет всем благословение Urbi et Orbi. Через несколько дней после избрания проводится папская интронизация.

Михаил Фатеев

Источник — baznica.info

В Ватикане избран 266-й Папа Римский. По решению конклава им стал 76-летний аргентинский кардинал-иезуит Хорхе Марио Бергольо, который принял имя Франциск.

(Всего 28 фото)

1. Декан коллегии кардиналов Анджело Содано проводит мессу «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Andrew Medichini / AP)

2. Монахиня молится возле собора Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Johannes Eisele / AFP – Getty Images)

3. Журналисты освещают событие на площади Святого Петра, 12 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)

4. Пожарные устанавливают дымоход на крыше Сикстинской капеллы в Ватикане, 9 марта. (Alessandro Bianchi / Reuters)

6. Печи в Сикстинской капелле, в которых сжигают бюллетени после голосования, чтобы оповестить мир об избрании или неизбрании Папы Римского. (L’Osservbatore Romano via Reuters)

7. Сикстинская капелла, место проведения конклава. (L’Osservbatore Romano via AP)

9. Люди смотрят трансляцию мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Emilio Morenatti / AP)

10. Собор Святого Петра на одноимённой площади в Ватикане, 11 марта. (Dan Kitwood / Getty Images)

11. Кардинал молится во время мессы «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Stefano Rellandini / Reuter)

12. Кардиналы и верующие присутствуют на мессе «Pro Eligendo Romano Pontefice» («О выборе Верховного Понтифика») в соборе Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (L’Osservatore Romano via AP)

13. Люди наблюдают за происходящим в Сикстинской капелле перед началом конклава на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)

14. Кардиналы собираются на конклав в Сикстинской капелле в Ватикане, 12 марта. (L’Osservatore Romano / AP)

15. Кардиналы дают клятву молчания в Сикстинской капелле в Ватикане перед началом конклава, на котором будет избран 266-й Папа Римский. (L’osservatore Romano / AP)

16. Чёрный дым поднимается из дымохода на крыше Сикстинской капеллы на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. Чёрный дым означает, что кардиналы ещё не избрали нового Папу. (Eric Gaillard / Reuters)

17. Монахиня смотрит в бинокль на дымоход на площади Святого Петра в Ватикане, 12 марта. (Dan Kitwood / Getty Images)

19. Чёрный дым из дымохода на крыше Сикстинской капеллой оповещает народ о том, что новый Папа не был избран, 13 марта. (Dmitry Lovetsky / AP)

20. Птица сидит на дымоходе на крыше Сикстинской капеллы в Ватикане во второй день голосования, 13 марта. (Reuters)

21. Люди стоят под дождём на площади Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Paul Hanna / Reuters)

22. Люди ликуют при виде белого дыма из дымохода на крыше Сикстинской капеллы, который оповещает народ об избрании нового Папы Римского, 13 марта. (Dmitry Lovetsky / AP)25. Аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, который стал 266-м Папой Римским, машет верующим с балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Osservatore Romano / EPA)

26. Новоизбранный Папа Франциск машет народу с центрального балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Christopher Furlong / Getty Images)

27. Монахиня ликует при виде белого дыма из дымохода на крыше Сикстинской капеллы, оповещающего народ об избрании нового Папы Римского, на площади святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Emilio Morenatti / AP)

28. Новоизбранный Папа Франциск машет народу с центрального балкона собора Святого Петра в Ватикане, 13 марта. (Peter Macdiarmid / Getty Images)

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости, Виктор Хруль. Для избрания Папы Римского в Ватикане созывается конклав — собрание кардиналов, членов Священной коллегии. Конклав должен начаться не позже 20 дней после смерти или отречения Епископа Рима. На время конклава кардиналы не могут получать корреспонденцию, пользоваться телефоном и другими средствами связи.

В день начала конклава после мессы кардиналы, облаченные в красные сутаны и пелерины, в белые комжи (богослужебное облачение), собираются в Зале благословений Апостольского дворца и в процессии с крестом и Евангелием направляются в Сикстинскую капеллу с пением молитвы Литании всем святым. По прибытии в капеллу кардиналы молятся о ниспослании им дара Святого Духа, поют гимн Veni Creator, а затем приносят присягу. Для освещения этих моментов в Сикстинскую капеллу могут быть допущены сотрудники пресс‑центра Святого Престола и журналисты.
После присяги выборщиков главный церемониймейстер произносит формулу Extra omnes, и все, кто не имеет права участвовать в выборах понтифика, покидают капеллу.

Во время голосования в капелле могут оставаться только выборщики, поэтому сразу после раздачи бюллетеней церемониймейстеры должны выйти, один из кардиналов‑диаконов запирает за ними дверь на ключ.
Единственной допустимой формой проведения голосования является тайное голосование бюллетенями. Выборы считаются состоявшимися, если за кого‑либо из кандидатов отдано две трети голосов. Если число выборщиков, участвующих в конклаве не кратно трем, для избрания нового понтифика требуется две трети голосов плюс один.
В день начала конклава проводится один тур голосования. Если папа не был избран в первый день, в последующие дни проходят по два тура голосования утром и по два вечером.

Процедура голосования, согласно апостолической конституции Universi Dominici gregis, проходит в три этапа.
На первом этапе (Prescrutinium) происходит подготовка, раздача бюллетеней и жеребьевка, во время которой из числа кардиналов выбираются трое скрутаторов (scrutatori), трое инфирмариев (infirmarii) и трое ревизоров.
Скрутаторы, стоя у алтаря, следят за соблюдением процедуры подачи бюллетеней и подсчитывают голоса. Если кто‑либо из кардиналов не может подойти по состоянию здоровья к алтарю, один из скрутаторов должен взять у него тщательно сложенный бюллетень и положить в урну для голосования.
Инфирмарии обязаны собрать голоса кардиналов, которые прибыли в Ватикан, но по состоянию здоровья не могут принять в данный момент участие в голосовании в Сикстинской капелле.
Перед уходом инфирмариев скрутаторы тщательно проверяют урну, запирают ее и кладут ключ на алтарь. Инфирмарии доставляют закрытую урну больным выборщикам. Больной кардинал должен голосовать в одиночестве и может позвать инфирмариев только после того, как опустил свой бюллетень в урну. Если больной не в состоянии заполнить бюллетень самостоятельно, один из имфирмариев (либо другой кардинал‑выборщик), по решению больного, присягнув перед инфирмариями в том, что он сохранит все в тайне, голосует по указанию больного. Инфирмарии возвращают урну в Сикстинскую капеллу, где она будет открыта скрутаторами после окончания подачи голосов в капелле. После пересчета бюллетени, извлеченные из нее, опускаются к бюллетеням, поданным здоровыми кардиналами.

Бюллетени для голосования представляют собой прямоугольную карточку, в верхней части которой написаны либо напечатаны слова: Eligo in Summum Pontificem (Я выбираю Верховным понтификом), а в нижней оставлено место, куда будет вписано имя.
Каждый кардинал‑выборщик должен лично заполнить бюллетень. Бюллетени, в которых указано два и более имен, считаются недействительными.
На втором этапе голосования (Scrutinium) происходит подача бюллетеней, их извлечение и сортировка. Каждый кардинал‑выборщик, по старшинству (по сроку служения в сане), заполнив и сложив свой бюллетень, высоко подняв руку, чтобы бюллетень был виден остальным, выходит к алтарю, на котором стоит урна для голосования. Затем он громко произносит присягу: "Призываю в Свидетели Господа Христа, и пусть Он меня рассудит, что мой голос отдан за того, кого я считаю по воле Бога быть избранным". После этого выборщик опускает бюллетень в урну и возвращается на место.

Когда все кардиналы‑выборщики проголосуют, первый скрутатор несколько раз встряхивает урну, чтобы перемешать бюллетени, затем второй перекладывает их по одному в другую урну, тщательно подсчитывая. Если количество бюллетеней не совпадает с числом проголосовавших, бюллетени сжигают и начинается повторное голосование.

За столом, поставленным перед алтарем, скрутаторы проводят сортировку бюллетеней. Первый из них разворачивает бюллетень и читает про себя имя кандидата, затем передает его второму, тот также читает про себя указанное в нем имя, третий скрутатор произносит имя вслух, громко и отчетливо и записывает имя кандидата. Он же прокалывает бюллетени там, где напечатано слово eligo (выбираю), и нанизывает их на нить — это исключает повторный подсчет одного и того же бюллетеня. По окончании сортировки бюллетеней скрутаторы завязывают концы получившейся "гирлянды". Все результаты записываются.

На третьем этапе голосования (Post‑scrutinium) происходит подсчет голосов и их проверка, а также сожжение бюллетеней. Скрутаторы суммируют все голоса, набранные каждым из кандидатов. Если никто не набрал две трети голосов, выборы признаются не состоявшимися. Был ли избран понтифик или нет, кардиналы‑ревизоры обязаны тщательно проверить бюллетени и записи скрутаторов. После проверки скрутаторы сжигают все бюллетени в специальной чугунной печи.

Если сразу следует второй тур голосования, ритуал полностью повторяется (за исключением повторного принесения торжественной присяги и избрания скрутаторов, инфирмариев и ревизоров). Бюллетени первого тура остаются до подведения следующих результатов и сжигаются вместе с бюллетенями последующих туров.
При сожжении бюллетеней с помощью специальных добавок дым окрашивают в черный или белый цвет, где последний означает успешный выбор.

Если за три дня ни один из кандидатов не наберет две трети голосов, выборы приостанавливают на день, во время которого кардиналы проводят в молитве и слушании духовного наставления старейшего кардинала‑диакона. Если после возобновления еще семь туров голосования проходят безрезультатно, выборы снова приостанавливаются и духовные упражнения проходят с напутствием старейшего кардинала‑пресвитера. В случае третьего повторения такой ситуации, выборщиков увещевает старейший кардинал‑епископ. После этого возможны еще семь туров голосования. Если вновь не достигнут положительный результат, проводится дополнительный тур, во время которого побеждает набравший большинство голосов.

Как только состоялось каноническое избрание нового понтифика, самый младший из кардиналов‑диаконов зовет в капеллу секретаря коллегии, главного церемониймейстера. Кардинал‑декан или старейший по возрасту кардинал‑епископ от имени всей коллегии выборщиков спрашивает избранного: "Принимаешь ли ты свое каноническое избрание Верховным понтификом?" Получив утвердительный ответ, он задает второй вопрос: "Как ты хочешь, чтобы тебя именовали?" Затем главный Папский церемониймейстер с помощью нотариуса и в присутствии двух помощников‑церемониймейстеров составляет документ об избрании нового понтифика и о том, какое имя тот себе выбрал.

Если избранный кандидат имеет епископский сан, он сразу же после своего согласия становится "Епископом Римской Церкви, истинным Папой и Главой Епископской коллегии; получает полную и высшую власть над вселенской Церковью". Если папой избран кардинал, не рукоположенный в епископа, его хиротонию должен совершить декан Коллегии кардиналов или (в его отсутствие) вице‑декан, либо старейший из кардиналов.

Кардиналы‑выборщики обещают новому понтифику уважение и послушание, затем возносят благодарение Богу, после чего первый кардинал‑диакон объявляет народу имя нового Епископа Рима. По традиции, на латыни объявляется вначале имя, полученное в крещении, а затем новое имя папы. После объявления новоизбранный понтифик с балкона собора Святого Петра преподает Апостольское благословение Urbi et Orbi.
Конклав прекращается сразу после того, как новоизбранный Папа Римский выразил согласие с результатами голосования.
После торжественной церемонии инаугурации понтификата папа вступает во владение патриаршей Латеранской базиликой.

(Справка подготовлена по материалам российской католической газеты "Свет Евангелия" и других открытых источников).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»