Сценарий беседы о петре и февронии муромских. Классный час «Святые Пётр и Февронья

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

День семьи, любви и верности - именно так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака.

Что Бог сочетал, человек да не разлучает

Еще в прошлом году меня заинтересовала история Петра и Февронии, но блог написать я не успела. Со времен учебы в музыкальном училище и институте культуры, где большое внимание уделялось истории культуры, в том числе и живописи, и до сих пор мне очень нравятся картины, особенно, русских художников, например, Всеволода Иванова из серии "Ведическая Русь", и многое, что связано с Русью: ее история, фольклор, этнография... Во время подготовки блога, я нашла в интернете замечательные картины Петербургского художника Александра Простева из серии "Житие Петра и Февронии", которые гармонично вписались в моем блоге.


Юный князь Петр


Юная Феврония


Князь Петр


Святая Феврония

По легенде за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Во сне ему привиделось, что исцелить его может только дочь пасечника Феврония. Она вылечила Петра и попросила князя в качестве вознаграждения жениться на ней. Однако он не сдержал слова, поскольку Феврония была простолюдинкой, и болезнь вернулась снова. Тогда он все же женился на девушке, но унаследовав княжение после брата, столкнулся с сопротивлением бояр. Они не хотели княгиню-крестьянку и потребовали прогнать ее, либо покинуть Муром вместе с ней.



Сон князя Петра


Встреча Петра и Февронии


Обман князя Петра. Феврония уходит


Раскаяние князя Петра


Сон князя Петра


Прощение


Феврония невеста


Венчание князя Петра и Февронии


Единение душ


Зависть боярских жен


Нашептывание бояр

Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В городе же начались смута, борьба за престол и убийства. Бояре попросили князя и княгиню вернуться, они согласились, и в дальнейшем Феврония сумела заслужить любовь и уважение горожан.


Изгнание князя Петра и княгини Февронии


Княгиня Феврония утешает князя Петра


Возвращение в Муром

Петр и Феврония стали образцом супружеской любви и верности. Согласно преданию они жили долго и счастливо и умерли в один день – 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года. Их тела, положенные порознь, оказались в одном гробу, что сочли чудом. В ХVI веке Петр и Феврония были причислены к лику святых и с тех пор считаются православными покровителями семьи. Их мощи хранятся в Свято-Троицком храме в Муроме.


Святые супруги

Предлагаю вашему вниманию мультфильм "Сказание о Петре и Февронии" Студия ВГИК, Режиссер: Надежда Михайлова. Текст читает Глеб Дерябкин. Продолжительность - 13 мин. 2008 г. Посмотрите не пожалеете!

Сюжет основан на житие русских святых Петра и Февронии Муромских. Свет их любви и верности доходит до нас и поныне. Святые супруги прошли свой земной путь, никогда не разлучаясь, кротостью, терпением и мудростью преодолевая все трудные испытания, выпавшие на их долю.

Символом праздника является ромашка. На Руси многие века существовала традиция устраивать помолвку 8 июля. В современной России День семьи стал широко отмечаться совсем недавно, с 2008 года, но у него тоже уже появились свои обычаи: например, праздновать в этот день свадьбы.

Поздравляю всех с праздником семьи, любви и верности! Цените семью, любите и берегите самое святое, что есть в нашей жизни - своих близких!

Новые записи: (0)
(0)

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Июль - месяц, богатый на праздники святых, которые являются покровителями семьи, верности, образцом супружества, - это святые Петр и Феврония, Евфросиния Московская и т. д. День памяти святых Петра и Февронии считается теперь Днем семьи, любви и верности. Это удивительно, когда праздник святых совмещается с праздником светским.

Их житие взято за образец. Сложно в современном мире кого-то считать идеалом для подражания, поэтому именно святые стали образцом. Многие молодые люди говорят: «Они женились, прожили счастливую жизнь и умерли в один день. И мы бы хотели так же». Так говорят многие пары, которые создают семью. Но они не знают, откуда эта история. А это история святых Петра и Февронии, которые прожили счастливую жизнь и умерли в один день. Это удивительно. Если чуть-чуть коснуться их жития, какой все-таки образец для современного человека! Сегодняшняя российская статистика за этот год показывает такие цифры: на тысячу браков семьсот разводов. До революции было на тысячу браков три развода. Чувствуете разницу? Вот ответ на вопрос, до чего довела свобода, жизнь без заповедей Божиих. На днях перечитал «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина…

- А я недавно посмотрела фильм 1958 года «Капитанская дочка». Прекрасный фильм.

Но он был потрясающе политизирован. Там Пугачев - борец с царизмом, и он же покровитель семейного счастья. И какие слова у Александра Сергеевича! «Любовь - пылкое чувство». А знакомство? Герои долгое время были вместе в этой крепости, и вдруг он делает ей предложение: «Давайте обвенчаемся. Ваши родители нас благословят. А потом уговорим моих родителей. Маменька покладистая, но… с отцом будут проблемы». Он пишет письма, отец не благословляет, потому что сын молод, дуэлянт, чуть не лишил жизни другого человека - Швабрина. Когда он и Марья Ивановна читают это письмо, она говорит: «А без родительского благословения счастья нам не будет. Покоримся воле Божией. И пусть Вам Господь пошлет счастливого, доброго человека, а я Вам, видно, не пара». Интересно, в этом фильме 1958 года полностью передается дух повести Александра Сергеевича… Вот какой взгляд на жизнь! Сейчас это такая архаика. Молодые люди сами все решают. И что получается? На тысячу браков семьсот разводов, а раньше только три.

Какой-то особый промысл, особое благословение, скрепа была, когда старались делать все по совету, рассуждению и, самое главное, по заповеди Божией. Кстати, интересно: отец Павел Груздев однажды венчал одну пару, и ему было что-то открыто. Он этих людей видел первый раз, но сказал: «Надо же, в белой фате и называется невеста. Да какая она невеста, она уже раз пять все знала». Оказывается, «невеста» от глагола «ведать» - «незнающая». А чего не знающая? Не знающая никаких супружеских отношений, потому что только сейчас, с благословения Божия, благословения родителей, Церкви начнется эта счастливая жизнь. Поэтому она в белой фате, белый цвет - символ чистоты. Она невеста - незнающая.

В Церкви есть такой обычай: когда совершается Таинство Венчания, жених встает в одном углу, а невеста - в другом; священник приводит и ставит их на коврик, дает им по свече, и с этого начинается обручение. Оно предваряет Таинство Венчания. Это символ: они сейчас вот так тесно встречаются в церкви - она стояла в одном углу, а он - в другом. У них был период жениховства, но никакой близости еще не было. Вот они по углам стоят, даже в храм не вместе пришли. Сначала пришел жених, а потом приходит невеста. Когда я был в Италии, я видел потрясающий обычай в церкви западного обряда. Стоит жених, дожидается в церкви. Дорожка в храм, устланная цветами… И в храм вводит невесту отец - в черном пиджаке, в белой рубашке. Он подводит свою дочь к алтарю и вкладывает ее руку в руку жениха; выходит священник, и начинается Таинство Венчания. Отец приводит - не вместе молодые пришли. Тесная семейная жизнь, личные отношения, супружеские, начнутся только сейчас, с Таинства Брака. То же самое было у Петра и Февронии.

Расскажу тоже одну интересную историю. Я недавно снимала фильм о замечательном Спасском храме в селе Дворы по Успенскому шоссе. Его построил знаменитый зодчий Яков Бухвостов, крепостной, который был гениальнейшим архитектором. Он нигде не учился, самоучка. Он построил храм в Филях невероятнейшей красоты, глаз оторвать невозможно. И есть несколько версий, почему он Спасский. Одна из наиболее достоверных версий: Петр Шереметьев назвал так храм в память о своем венчании, когда отец благословлял его и невесту иконой Спаса Нерукотворного и на этой иконе написал молитву. Она до сих пор сохранилась. Целую молитву отец написал, обращенную к Спасу, о сохранении супружеской жизни Шереметьева и его невесты. И храм посвящен воспоминанию о той иконе, которой отец благословил.

Потому что это принесло им счастье. Так как была сохранена верность заповеди отца, заповедям Церкви. Получается, это храм благодарности Богу за счастливо прожитую семейную жизнь. А если вернуться к житию святых Петра и Февронии, надо сказать, был потрясающий момент. Возникла дилемма: она была крестьянка, дочь древолаза, собирателя дикого меда (кстати, об этом меде говорят, что у него прекрасные целебные свойства, у нас он называется бортный; мед редкий, но, если у кого-то будет возможность, приобретите). А на самом деле такая была у него профессия, этим он зарабатывал себе на хлеб. У Петра была болезнь, почти проказа. Ему было видение, что его может исцелить только девушка по имени Феврония, дочь собирателя меда. В конце концов она его исцеляет.

Это длинная история. Он на ней женится, хотя сомневался: он - князь, а она - простая крестьянка. Но была масса откровений, видений. Когда она исцелила его, он сначала не послушался, обманул, не стал жениться, и проказа возобновилась. Только потом, по ее молитве, окончательно исцелился и решается жениться: было явное свидетельство помощи Божией, что она ему послана от Бога. Они какое-то время живут, но им позавидовали, что простая крестьянка - княгиня: зависть человеческая, черная зависть, неблагодарность. Ставят его перед выбором: или ты остаешься князем, но без нее (пусть она возьмет сколько угодно денег), а ты себе возьми в жены любую другую. Вот какой взгляд на жизнь: как будто взяли и поменяли одежду - взгляд не евангельский. Как можно: «Возьми другую»?

Муж и жена - одна душа, одно тело, один дух. Что такое идеал семьи? Человек трехсоставен - у него дух, душа, тело. Хотя первое, что привлекает, - это внешние качества человека: образ, эстетика, красота и прочее. Соединиться по телу - дело нехитрое, никакого ума здесь не надо. А стать одной душой, знать характер другого человека, уметь его понимать, любить, принимать не только одни достоинства, но и недостатки любимого человека - это очень важно. И не только быть друзьями, но жить душа в душу. Петр и Феврония и жили душа в душу, а есть еще высшая степень соединения - когда люди в одном духе. Мы знаем прекрасно, что есть масса людей, которые друг друга понимают, друг друга любят, но один имеет веру, а другой - нет. Единства в духе нет, и по душе они могут иметь прекрасное взаимопонимание, в телесном отношении тоже все благополучно, а в духе - нет.

Единство у Февронии и Петра было телом, душой и духом. И ему говорят: «режь» себя пополам. Но супруги - две половинки одного целого. На что решается Петр? Он оставляет княжение. Что получилось дальше? Господь все восполнил… Они уходят, плывут по Оке, неизвестно, в каком месте окажутся. Проходит совсем немного времени: те, кто к этому был причастен, за власть передрались, пролили кровь и поняли, что они будут жить в страшной вражде, потому что справедливости нет, авторитета нет, власть незаконная. И они возвращают Петра, просят вернуться на княжение в Муром. Он поступает по любви, по заповеди, а Бог его вознаграждает сторицею.

Люди думают порой: «Я что-то могу потерять, лишиться чего-то». Ничего подобного: человек, который в жизни идет до конца в своих принципах, убеждениях, нравственности, чего бы это ему ни стоило, не будет забыт у Бога.

Удивительное повествование жития этих святых. Когда такое церковное повествование сопряжено с народным фольклором - это, пожалуй, единственный случай, когда параллельно идут два жизнеописания: церковное и народно-фольклорное. Это говорит о том, что, видимо, настолько был яркий образ Петра и Февронии, что народ даже целую сказку сложил об этом.

Священник Еразм составил их жизнеописание, и с общим повествованием их разделяло три столетия. За 300 лет много чего утекло из памяти, и в этом сказочном житии тоже многое идеализировано. Ну, пусть будет так. Каждый из нас должен стремиться к идеалу. Кто-то из мудрых людей сказал: «Фантазия начинается с фантазера». Человек придумал идею, цель и начинает к ней стремиться. Попутный ветер не дует тому, кто никуда не плывет. Всегда надо брать планку выше, и тогда будешь из себя что-то представлять. Кстати, есть закон шахматной игры - надо всегда играть с теми людьми, кто играет лучше тебя. Это тебя сделает опытнее. Не надо играть с теми, кто слабее. Тут тоже совершенно конкретная наука об этом спортивном шахматном искусстве. Надо все время выше и выше брать планку. Даже если она во многом идеализирована... Кстати, в Муроме до сих пор Петр и Феврония в раке вместе.

Это удивляет всегда, и многие люди, которые воцерковляются, спрашивают: «Они правда оказались в одном гробу?» Поверить нашему рациональному, холодному современному уму в то, что может произойти такое божественное чудо, сложно. Удивляет не то, что он был верен, а то, что они остались в одном гробу, когда их разделяли.

Это является наглядным свидетельством - «прииди и виждь». Многие молодые люди из нашего молодежного движения «Покров» обязательно перед браком едут в поездку в Дивеево через Муром или, наоборот, через Муром в Дивеево. То есть едут помолиться и своими глазами видят: два человека вместе. Нетленные мощи одного и другого, и они вместе. Слово «вместе» - это та самая планка, к которой надо стремиться: вместе телом, вместе душой и вместе духом. Это, конечно, для нас, светских людей, которые живут семейной жизнью, - идеал и стремление.

Но не все так просто было. Вот момент: у нее крестьянское воспитание, у него - княжеское. Ему нашептали бояре, что она после обеда по крестьянскому обычаю сметает крошки со стола, как будто голодная. А это священное отношение к хлебу: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это отношение: хлеб и еда - Божий дар. Мне один священник как-то сказал: «Мне однажды мысль пришла в голову, что еда - это выражение Божественной любви к нам. Лошади, быки жуют одну траву, они понять не могут, что такое бананы, яблоки, молоко, конфеты... Только человек может оценить разнообразие, которое дает Бог». Феврония относилась к хлебу как к дару Божиему. Князья нашептали; он увидел это за столом: она начала сметать крошки, собрала их в кулак. Он подходит, взял ее за руку и попросил, чтобы она ее разжала. И был потрясен: не крошки хлеба были, а ладан в руке. И он, может быть, заготовил ей какую-то речь, наставление, нравоучение, назидание, но вдруг в руке ее вместо крошек ладан! А что это такое? Дар Божий. Человек с благодарностью отнесся даже к этим крошкам, чтобы они не были попраны.

- Во Введенском Владычном монастыре до сих пор сохраняется обычай благословения укрух. Когда монастырь строился, я видела, с чего там начинали. Не хватало хлеба, пищи монахиням, и они сметали крошки и доедали. Настолько было голодно. Этот обычай - воспоминание о том, как было голодно. Сейчас уже все хорошо, но по- прежнему все собирают и благословляют эту пищу, которую давал Господь даже в виде крошек.

И мне мама все время говорила: «Бери из общей тарелки или кастрюли столько, сколько ты съешь. А если ты в гостях, то надо доедать все». Почему? Во-первых, чтобы не показать неуважение, как будто это было невкусно. И надо все время предупреждать, сколько положить, чтобы не оставлять, чтобы ничего не выкидывать. Все складывается из мелочей, это уважение к дару Божиему, который Господь послал. Если ты не взял - достанется другому, но нельзя выбрасывать. Многие на исповеди говорят: «Выбрасываю продукты». Это на самом деле грех. Вы с невнимательностью, нерассудительностью так поступаете.

- Люди работали в поте лица…

Бог послал деньги, ты их заработал, тоже не без помощи Божией. Ты поменял деньги на продукты, а потом они у тебя прокисли…

Мы немножко отошли в сторону. Это интересная тема - потребление, к которому подталкивают СМИ и супермаркеты.

Почему у Февронии был такой богодухновенный дар молитвы за свою семью, чтобы он остался верным, она осталась верной? Она была благочестивой жизни. А здесь через этот маленький шаг приоткрывается следующее: «Будь верным в малом, над многим тебя поставлю». Верность в малом сделала ее святой, она сохранила эту святость - и не только в мелочах, но и в еще большем. Кстати, Высоцкому, наверно, бабушка его или его родственники все-таки это житие читали и он каким-то образом об этом знал. Я однажды столкнулся с его воспоминаниями. И там есть такая зарисовка. У него спрашивают: «Какое качество вы цените в людях?» - «Больше всего в людях я ценю верность, потому что, если ты не верен, ты - никто и у тебя никого». Потрясающе. Верность, которая даже затронула ум такого человека, как Высоцкий, достойна внимания, достойна подражания, достойна того, чтобы это стало содержанием нашей повседневной жизни. И необязательно только супружеской жизни; верность своему долгу, Отчизне, Церкви, верность тому братству, в котором ты живешь, тому делу, в котором ты живешь… Это то чувство, которое должно быть присуще всем нам.

Ведущая Любовь Акелина
Расшифровка: Наталья Маслова

Давным-давно, в 12 веке, городом Муромом правил благочестивый князь Павел. Однажды в его семье случилась беда: к его жене стал прилетать демон, как крылатый змей. Горестная женщина, уступившая вражеской силе, обо всем поведала мужу. Князь посоветовал жене выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостоту "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча".

Петр - младший брат князя Павла - тотчас решил убить злого змея, положившись на помощь Божию. На молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело Петра покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, нашел в одном из домов девушку, по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на брак с простой девушкой. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного.

Зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, мудрая девица назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня - образ крещения и очищения грехов (Еф. 5, 26), закваске же Сам Господь уподобил Царство Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13, 21). Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, поэтому она и велела ему оставить несмазанным один струп, как свидетельство греха.

Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякую неправду пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, Петр предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, Феврония благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить мужа, провидя их судьбу. Ведь коли "для деревьев есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14, 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье, 25 июня 1228 года. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших. Тело блаженного Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, блаженную же Февронию - в загородном женском монастыре в Крестовоздвиженской церкви. На утро люди увидели, что их гробы пусты, а святые тела лежат в общем каменном гробе, стоявшем в соборной церкви. То же произошло и во второй раз. Увидев в этом волю Божию, святых похоронили вместе, по их завещанию. В настоящее время святые мощи Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

"Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак." (Святитель Филарет). Издавна святым Петру и Февронии Муромским молились о даровании семейного счастья. День памяти святых - 8 июля - стал в нашей стране государственным праздником: днем семьи, любви и верности.

Использованы материалы книги: Православный календарь для семейного чтения. СПб, 1994.

Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя - Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках.

Герой такой сказки, выдержав серьезное испытание, получает чудесного помощника, вступает в борьбу со змеем, одерживает победу и становится, как правило, мужем царевны. Победа героя над змеем - это награда за его доброту, за помощь попавшим в беду (зверям, птицам, неизвестному человеку).8 И князь Петр в «Повести» ведет себя как истинный сказочный герой. Узнав, что змей умрет «от Петрова плеча Агрикова меча», он не сомневается в том, что именно он должен убить змея. Благородному и решительному князю помогают небесные силы: во время молитвы ему открывается, где лежит Агриков меч. Петр убивает змея, но его кровь попадает на князя Петра, и его тело покрывается струпьями. Сравнив построение сюжета в «Повести о Петре и Февронии» с волшебной сказкой, Р.П. Дмитриева пришла к выводу, что в «Повести» «развитие сюжета идет самостоятельным путем, не зависящим от законов, действующих в жанре волшебной сказки».9 В частности, неожиданным с точки зрения структуры волшебной сказки является завершение борьбы со змеем: вместо того, чтобы получить вознаграждение за подвиг, Петр приобретает тяжкое заболевание. Это объясняется той функцией, которую выполняет эпизод борьбы со змеем: он служит завязкой второй части «Повести», рассказывающей историю совместной жизни князя Петра и крестьянки Февронии, начиная с женитьбы и кончая смертью. Основой повествования о житии Петра и Февронии также послужил сказочный сюжет о мудрой деве: простая девушка благодаря уму, находчивости, сообразительности выдерживает испытание и становится женой человека высокого социального положения (царя, барина, воеводы).10 Как и сказочная героиня, Феврония говорит загадками, находит достойное решение невыполнимых заданий, которые дает ей Петр, испытывая ее мудрость (соткать ему рубашку из клочка льна), увозит с собой князя из города как самое дорогое (в отличие от сказки изгоняют ее из города бояре). Сказочный характер носят и чудеса Февронии: хлебные крошки превращаются в фимиам, прорастают срубленные деревья. Развитие действия в «Повести» и отдельные ее мотивы имеют прямые параллели со сказкой о мудрой деве. Но сказочный сюжет претерпевает в «Повести» значительные преобразования, он осложняется введением новых героев, изменением конфликта, психологически сложным рисунком характеров героев (Феврония не только умна, но сдержанна, благородна), что превращает сюжет сказки о мудрой деве в новеллистическое повествование о всемогуществе любви, преодолевающей все испытания. Прожив долгую жизнь, управляя городом мудро и справедливо, Петр и Феврония умирают в один день, и после смерти их тела, погребенные в разных местах, чудесным образом соединяются вместе.

Беседа Февронии с юношей - своего рода испытание его ума, которое он не выдерживает. Функция отрока в Повести может быть сопоставлена с функцией сватов: отрок находит девушку Февронию, которая затем станет женой его князя.

Три текста об умной невесте, записанные в Псковской области и помещенные в этом сборнике, содержат ситуацию сватовства. В двух из них (№№ 55, 57) сваты появляются в доме невесты в то время, когда она занята тем же делом, что и Феврония в момент прихода к ней княжеского отрока: сидит за ткацким станом. В вариантах, представленных текстами №№ 55,56, сваты, как и княжеский посланец в древнерусской повести, застают девушку в неприбранном виде, что и обыгрывается в сюжете: «…девка ня знала, что сваты придуть. Она холстинку тке…сидить. Матка: «Протрешь! Протрешь ситцевик!» (Все по поножнам ходить и двигаешься: юбку протре!). А она спустила юбку и сидить в рубашке. И ткала… А сват пришел, а видя, что нявеста-то сидить в рубашке. А они говорить: «Что-то в вас сорока бяз хвоста?» А нявеста ответила: «В нас двор бяз уш!». ..(…собаке нет…) (№ 55). Эти же ситуации и мотивы встречаются и в тексте № 56: «Приехали сваты, застали невесту без платья: «Почему сорока без хвоста?» А в доме нет собаки. Им отвечают. «А v нас двор без ушей!». В приведенных примерах наблюдается совершенно очевидное сходство реплик невесты («В нас двор бяз уш!», «А у нас двор без ушей!») и толкований («собаке нет», «А в доме нет собаки») с загадочными словами героини («Плохо, когда дом без ушей») и разъяснениями их смысла («пес.. .это уши дома») в «Повести о Петре и Февронии».

…Многим «Повесть о Петре и Февронии» знакома еще из школьных хрестоматий. Это история крестьянки, которая вышла замуж за князя. Простой сюжет, русский вариант «Золушки», содержащий колоссальный внутренний смысл. Тут есть место и состязанию в мудрости, и догадливости, и чудесам, и борьбе с нечистой силой. И все это на фоне того, как нашли друг друга два некогда очень далеких человека.

Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же помогло ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.

Кровь змея обрызгала Петра, и его тело покрылось язвами и струпьями. Ни один врач не мог исцелить княжеского брата, пока один из его слуг не нашел в селе Ласково (Рязанская область) дочь древолаза Февронию. Феврония говорила мудреные и мудрые речи. Она согласилась исцелить Петра при условии, что он возьмет ее замуж. Что это? Честолюбивое желание крестьянки стать княгиней? В повести (по крайней мере, в ее основном варианте) на это нет даже намека. Феврония, говорящая загадками (почти как княгиня Ольга в «Повести временных лет»), знает и видит больше, чем князь Петр и его слуги. Она вещая дева, которой, возможно, было открыто, что ей суждено стать женой Петра, потому что только она может его исцелить. Те, кто анализировали текст повести, обращают внимание на то, что употреблен глагол «исцелить», а не «уврачевать». Можно предположить, что речь идет не только о телесной болезни Петра, но и о его душе. «Неверующий муж освящается женою верующею».

Феврония - образец кротости, смирения, скромности. Она мудра, но не кичится своей мудростью. Петр же совсем другой. Приняв от Февронии закваску, которой следует намазать язвы и струпья, он решает испытать девушку в мудрости. Неужели чтобы узнать, достойна ли она стать его женой? Он посылает ей маленький пучок льна, с тем чтобы, пока он будет мыться в бане и намазывать струпья, она соткала ему из него рубашку, штаны и пояс (или полотенце). Феврония могла бы огорчиться, посмеяться, долго объяснять, что это невозможно... А она в ответ посылает княжескому брату свое задание - из небольшого поленца сделать для нее (простой крестьянки!) ткацкий станок и прочие инструменты. Петр как будто забыл о своем задании. «Это невозможно! » - отвечает князь. «Конечно, - говорит Феврония. - И из маленького кусочка льна соткать одежду взрослому мужчине тоже невозможно». Ни упрека, ни гнева. Простой и разумный ответ.

И возникает вопрос: кто из них кого испытывает? Кто выбирает? Создается впечатление, что Феврония идет по прямой дороге: суждено выйти за Петра - хорошо, взять на себя заботу о его исцелении - хорошо, наставлять его на путь истинный - хорошо. Это пример послушания. Петр же хочет, чтобы все было, как ему угодно. Может крестьянка исцелить его - а мы еще посмотрим, достойна ли она этого. Условие исцеления - брак, а мы еще поглядим, годится ли она на роль княгини. Другим он был в начале повести. Когда в храме отрок предложил ему указать место, где лежит Агриков меч (только им можно было убить змея), то сказал князю: «Следуй за мной». И князь смиренно пошел, сделал, что ему было велено, - и все получилось.

Исцелившись, Петр не женился на Февронии. Он решил от нее откупиться подарками. Подарков девушка не взяла: она знала, что должна стать женой. Тут есть щекотливый момент: когда она лечила Петра в первый раз, то один струп наказала не мазать лекарством. Что же получается - она сама хотела испытать Петра? Убедиться, что он ее достоин? У нас нет четкого ответа. Думается, что, если Феврония была мудра, она предполагала (или наверняка знала), что сразу Петр на ней не женится. Но если этот брак предопределен, надо было каким-либо образом заставить Петра снова обратиться к ней за лечением. Так и произошло. На этот раз свадьба состоялась.

Когда старший брат Павел умер, Петр стал муромским князем. По наущению жен бояре стали наговаривать князю на Февронию: дескать, не соблюдает она этикет, крошки со стола собирает, будто голодная. Придирка бояр ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе)? Раньше считалось, что в животных могут жить бесы. Не обвиняли ли бояре Февронию в колдовстве?

Князь Петр решает убедиться в невиновности жены. Он специально обедает с ней и, когда та собрала в пригоршни крошки, разжимает ей руки. Что же он видит? - Чудо: крошки превратились в фимиам. Это чудо еще раз доказало ему, что Феврония достойна быть его женой (и сколько раз еще придется доказывать это право?). С тех пор, говорится в повести, князь не сомневался в Февронии.

Теперь бояре приходят к Февронии. «Отдай нам то, что мы у тебя просим! » - «Берите. Но и мне дайте то же» («то же» в смысле «то, что я попрошу» или «то же» в смысле «то, что вы у меня просите»?). Феврония говорит мудрее бояр. Они просят у нее князя Петра (в смысле - отпусти его, разведись с ним), она же у них - своего мужа. Бояре приходят к Петру, перед князем стоит выбор: или жена, или княжество. Что перевесит: любовь или власть? Для христианина ответ однозначный: живой человек (тем более супруга) дороже богатства и власти. Кроме того, разведись Петр с Февронией, он бы поступил не по-христиански. Ведь тот, кто разведется с женой, толкает ее на прелюбодейство.

Петр и Феврония уходят из Мурома. Они плывут по озеру. И в лодке один человек, вместе с которым едет и его жена, засматривается на Февронию, имея нечистые помыслы. Феврония угадала это и преподнесла мужчине урок. «Зачерпни воды с одного борта лодки и с другого и отпей. Одинакова ли вода?» - «Одинакова, госпожа моя». - «Вот и женское естество одинаково». Не думай, мол, помышлять об измене. В нескольких словах, снова просто и разумно, Феврония объяснила нелепость и ненужность измены. Это тоже обращение к теме брака.

На берегу, вдалеке от города, князь Петр сокрушается и размышляет: а верно ли, что он оставил город ради Февронии? Неужели он снова будет ее испытывать? Феврония и сама угадала это. Она сотворила чудо - благословила срубленные для костра ветви, и наутро они выросли большими деревьями. Она не прельщала Петра своими чудесами - она просто давала ему понять, что с ними Бог, ведь это Он через нее творил чудеса. Значит, все будет хорошо.

Наутро же бояре пришли с повинной: в городе разразилась настоящая война за право быть князем, поэтому они просят Петра и Февронию вернуться в Муром и править ими. Так супруги и сделали.

Они правили разумно, были своим подданным как отец и мать и вели праведную жизнь. Незадолго до смерти они приняли монашество. Петр - под именем Давид («возлюбленный», вероятно, и Богом, и женой), Феврония - под именем Евфросинья («радость»). Они решили умереть в один день, и ради этого Феврония-Евфросинья даже оставила недоделанным покров - воздух, который она вышивала для храма. Покров мог дошить кто-то другой, а исполнить обет и умереть одновременно с мужем могла только она.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных. Дескать, они монахи, негоже им лежать вместе. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.

Повесть о Петре и Февронии неоднократно пытались отредактировать в XVI, XVII и XVIII веке. Одним из редакторов был даже патриарх Гермоген. Казалось, что в повести недостаточно подробностей и деталей. Была даже попытка ввести в повесть элемент политической пропаганды. В тот месте, где Петр и Феврония возвращаются в Муром, было вставлено описание радости народа при встрече законных правителей. Во времена Ивана Грозного (который в 1552 году, когда ехал брать Казань, заезжал в Муром, чтобы помолиться святым супругам) шло собирание земель вокруг Москвы. Укрепляя свою власть, царь чувствовал сопротивление бояр, которые не желали потерять влияние в обществе. Поэтому повесть должна была быть им образцом: пока не было князей, в городе началась смута. И только князь смог восстановить порядок.

Главные усилия редакторов были направлены на то, чтобы придать повести форму канонического жития (ведь она не была включена в Четьи Минеи). Такая правка ограничивалась, как правило, добавлением эпитетов «праведный», «благочестивый» и т. п. к главным героям и некоторыми фразами, содержащими христианскую мораль. Например, вставкой о том, что Петр почитал старшего брата Павла, послушно исполнял его повеления и каждый день приходил к нему на поклон.

Но эти редакции не очень прижились, и люди по-прежнему воспринимали «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как историю удивительной любви. Сегодня можно услышать, что это «православный день святого Валентина» (в смысле праздник влюбленных). Это не совсем верно. В народе день памяти святых супругов был (и эта традиция возвращается сейчас) праздником любви, прежде всего, супружеской. Не забудем, что он приходится на период Петровского поста. В этот день принято молить Господа о даровании мира, гармонии и любви в семье и о сохранении Русской земли.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»