Появление монашества. Возникновение монашества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Как молиться за некрещеных?

Предание Церкви доносит до нас немало свидетельств о действенности молитвы за людей некрещеных, не принадлежащих к Церкви.

Однажды преп. Макарий Египетский шел по пустыне и увидел лежащий на земле человеческий череп. Когда преподобный прикоснулся к нему пальмовой палкой, череп подал голос. Старец спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был языческим жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте». Он также сказал, что, когда св. Макарий, умилосердясь над теми, кто находятся в вечной муке, молится за них, то они получают некоторое утешение. «Сколько отстоит небо от земли, на столько огня под ногами нашими и над нашими головами», — вновь сказал череп, — «Мы стоим посреде огня, и никто из нас не поставлен так, чтобы видеть ближнего своего. Но когда ты молишься о нас, то каждый несколько видит лицо другого. Вот в чем наша отрада». После беседы старец предал череп земле.

За людей, которые умерли без святаго крещения или принадлежали к другой конфессии или вере, мы не можем молиться на Божественной Литургии и совершать за них заупокойные службы в Церкви, но никто не возбраняет нам молиться за них в наших личных домашних молитвах.

Преподобный Лев Оптинский, утешая своего духовного сына Павла Тамбовцева, отец которого трагически умер вне Церкви, сказал: «Ты не должен чрезмерно печалиться. Бог без сравнения более, чем ты, любил и любит его. Значит, тебе остается предоставить вечную участь родителя твоего благости и милосердию Бога, Который, если соблагоизволит помиловать, то кто может противиться Ему». Великий старец дал Павлу Тамбовцеву молитву, которую, несколько изменив, можно произносить и за некрещеных: «Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Эту молитву вполне можно употреблять при чтении Псалтири за усопших, читая ее на каждой «Славе».

Другой святой Оптинский старец, преподобный Иосиф, позже говорил, что имеются свидетельства о плодах этой молитвы. Ее можно читать в любое время (в течение дня неоднократно). Мысленно можно творить ее и в храме. Помогает посильная милостыня, подаваемая за умершего нуждающимся. Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

У близких покойного (особенно у детей и внуков - прямых потомков) есть большая возможность повлиять на загробную участь покойного. А именно: явить плоды духовной жизни (жить в молитвенном опыте Церкви, участвовать в Святых Таинствах, жить по заповедям Христовым). Хотя отошедший некрещеным не сам явил эти плоды, а его дети и внуки, но и он причастен к ним как корень или ствол.

И еще хочется сказать: близкие должны не унывать, а делать все возможное, чтобы помочь, помня милосердие Господа и зная, что все окончательно определится на Суде Божием.

(1 голос : 5 из 5 )

Ни один священник его отпевать не хотел - Как, самоубийца, да еще некрещеный? А этот, про которого прослышала Анна, подумал-подумал и согласился. Ничего, говорит, что некрещеный. Мы его заочно покрестим и заодно сразу же и отпоем.
Олеся Николаева. «Мене, текел, фарес»

Протоиерей Константин Буфеев

О неуставной службе мученику Уару

В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению»

Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.

Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ().

Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней .

Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару - уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).

Вторая же служба - о которой Типикон вовсе не упоминает - начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» .

По поводу такого названия следует заметить следующее.

Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей» .

Для сравнения предположим, что некто захотел бы составить новую альтернативную службу «празднику Усекновения честной главы Иоанна Крестителя, емуже дана бысть благодать исцеляти от головной боли» - на том основании, что, дескать, молитва Предтече помогает при боли в голове. Либо кто-то составил бы новую службу «святителю Николаю, емуже дана бысть благодать избавление даровати воеводам неправедную смерть прияти имущим». Хотя Церковь такими словами и воспевает (Акафист, икос 6-й) Мирликийского чудотворца, это не дает оснований данный один-единственный эпизод из жизни святителя Николы делать определяющим в содержании и названии службы святому. Точно так же не следовало бы уже в названии службы обеднять обилие дарований славного мученика и чудотворца Уара.

Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.

Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» . Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» .

В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя ().

Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя» .

Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.

Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее .

Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» . «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» .

Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» .

На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия , помиловати оных и спасти души наша» .

В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления» : «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» .

Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».

«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя , и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» .

«Еже за неправославных умоление , умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя , ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» .

В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя …испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» .

В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» .

В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.

«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).

«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).

Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.

В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:

«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия , ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия » (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).

Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? ().

Митрополит писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием , т.е. в общении с Церковью и с Господом Иисусом: потому что в сем случае, несмотря на видимое удаление от нас, они продолжают вместе с нами принадлежать к одному и тому же телу Христову» . Он приводит выдержку из 5 Правила VII Вселенского Собора: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают, и… жестоковыйно возстают на благочестие и истину… в таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения ». В этой связи владыка Макарий замечает: «Умершие в смерт­ных грехах, в нераскаянности и вне общения с Церковью не удостоиваются ея молитв, по этой заповеди апостольской» .

Постановления Лаодикийского Поместного Собора однозначно запрещают молитву за живых еретиков: «Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем » (Правило 33). «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними » (Правило 37). Тот же Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах: «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время » (Правило 9). В толковании на это Правило епископ отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному или, как сказано в тексте “церковным”, каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению» .

В свете этого становится понятной древняя и повсеместная традиция отделять православные кладбища от прочих - немецких, татарских, еврейских, армянских. Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных » . За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится.

Подобным образом Церковь не молится и за самоубийц. Правило святого Тимофея Александрийского, приведенное в Книге правил, запрещает церковное поминовение тех лиц, кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» (Ответ 14). Святитель Тимофей даже предостерегает пресвитера, который подобные случаи «непременно должен со всяким тщанием испытывати, да не подпадет осуждению» .

Примечательно, что в то время, как Святые Отцы запрещают молиться за живых и мертвых еретиков, они положительно решают вопрос о возможности церковной молитвы за отступников, по немощи и малодушию не выдержавших испытания во время гонений: «или пострадавших в темнице и побежденных гладом и жаждею, или вне темницы на судилище измученных, строганием и биением и напоследок преодоленных немощию плоти». «За таковых, - постановляет святитель , - когда некоторые по вере просят приношения молитв и прошений - праведно есть согласитися с ним» (см.: Книга правил, правило 11). Мотивируется это тем, что «сострадати и соболезновати плачущим и стенящим о преодоленных в подвиге… нимало не вредно ни для кого» [Там же].

Церковные канонические Правила не допускают возможности молиться за еретиков и язычников, но объявляют им анафему и тем самым лишают как при жизни, так и после смерти молитвенного общения с Соборной Апостольской Церковью.

Единственный случай литургического предстательства за некрещеных - молитвы и ектеньи за оглашенных. Но это исключение лишь подтверждает правило, так как оглашенные - это как раз те люди, которых Церковь не считает чужими по вере, поскольку они выразили сознательное желание стать православными христианами и готовятся к святому Крещению. При этом содержание молитв об оглашенных, очевидно, относится только к живым. Молитвенных чинов об умерших оглашенных не встречается.

Писал: «Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным . Ибо для отшедших без веры , споспешествуемой любовию, и без общения в таинствах напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь, не приемля или всуе приемля благодать Божию и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак, не новыя заслуги приобретают для умерших, когда совершают за них что-либо доброе знаемые, а только извлекают последствия из прежде положенных ими начал» .

В Русской Православной Церкви Святейший Синод впервые разрешил в 1797 году православным священникам при сопровождении в известных случаях тела усопшего неправославного ограничиваться только пением Трисвятого . В «Настольной книге священно-церковнослужителей» указывается: «Запрещается погребение иноверцев по обряду Православной Церкви ; но если умрет иноверец христианского исповедания и не „будет священника или пастора ни того исповедания, к которому умерший принадлежал, ни иного, то проводить труп с места до кладбища обязан священник православного исповедания по правилам, в своде церковных законов означенным», согласно которым священнику следует усопшего „«провождать с места до кладбища в ризах и епитрахили и опускать в землю при пении стиха: Святый Боже » (Указ Святейшего Синода от 24 августа 1797 г.)» .

Святитель в этой связи замечает: «По правилам церковным было бы справедливо, если бы Св. Синод и сего не разрешил. Разрешая сие, он употребил снисхождение и оказал уважение душе, имеющей на себе печать крещения во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Более требовать нет права» .

Настольная книга поясняет также следующее: «Обязательность для православного священника погребения иноверца христианского исповедания обусловливается отсутствием духовнаго лица других христианских исповеданий, в чем православный священник и должен убедиться, прежде чем исполнит просьбу о погребении им иноверца (Церковный вестник. 1906, 20).

Святейшим Синодом в определении от 10–15 марта 1847 года было постановлено: 1) при погребении военных чинов римско-католическаго, лютеранскаго и реформатскаго исповеданий православное духовенство может, по приглашению, исполнять только то , что сказано в указе Св. Синода 24 авг. 1797 г. (провожать до кладбища с пением Трисвятого. - свящ. К.Б. ); 2) православное духовенство не имеет права отпевать таковых умерших по чиноположению Православной Церкви; 3) тело умершаго иноверца христианскаго исповедания не может быть вносимо пред погребением в православную церковь ; 4) полковое православное духовенство по таковым чинам не может совершать домовых панихид и включать их в церковное поминовение (Дело Архива Св. Синода 1847 г., 2513)» .

Такая норма благочестия, запрещающая отпевать инославных, соблюдалась повсеместно во всех поместных Православных Церквах. Однако в середине XIX века это положение было нарушено.»Константинопольский патриарх Григорий VI в 1869 году установил особый чин погребения усопших неправославных, принятый и Еллинским Синодом. Чин этот состоит из Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста» .

В самом принятии этого чина нельзя не усмотреть отступления от святоотеческой традиции. Данное нововведение проводилось у греков параллельно с принятием нового, изданного в Афинах в 1864 году так называемого «Типикона Великой Константинопольской Церкви», суть которого сводилась к реформированию и сокращению уставного богослужения. Дух модернизма, расшатывающий устои Православия, подвигал составлять подобные чинопоследования и в Русской Православной Церкви. Как отмечал протоиерей ,»перед самой революцией в петроградской Синодальной типографии было напечатано особой брошюрой славянским шрифтом “Чинопоследование над усопшим неправославным”. Этот чин указывается совершать и вместо панихиды, с опущением прокимна, Апостола и Евангелия» .

Само это «Чинопоследование над усопшим неправославным» появилось в нашей Церкви как проявление революционно-демократических и обновленческих умонастроений, пленявших в начале XX века умы иных богословов и священнослужителей. Его текст совершенно не может быть оправдан с позиции церковно-канонической. Текст этого «Чинопоследования» в Требнике содержит ряд нелепостей.

Так, например, в начале «Чинопоследования» сказано: «Аще некия ради благословныя вины , прилучится священнику православному совершати погребение тела усопшаго неправославного » . Выше мы уже показали, что церковные каноны никакой «благословныя вины» здесь не допускают.

После обычного молитвенного начала «Чинопоследование» приводит Псалом 87, в котором содержатся, в частности, такие слова: Еда повесть кто во гробе милость Твою, и истину Твою в погибели; еда познана будут во тьме чудеса Твоя, и правда Твоя в земли забвенней (). Если уточнить, что церковно-славянское слово еда означает «разве, неужели», Псалом станет обличением читающим его над неправославным умершим.

После этого приводится Псалом 118, воспевающий ходящих в Законе Господнем (). Святитель в толковании на этот Псалом приводит святоотеческое суждение: «Не те блаженные, которые пятнают себя грехом в развращении века, но те, которые непорочни в пути и ходят в Законе Господни» .

Справедливости ради следует отметить, что в изданиях Требника последних десяти-пятнадцати лет это «Чинопоследование» уже не печатается.

Правильной с точки зрения православного традиционного отношения к рассматриваемому вопросу следует считать позицию монаха Митрофана, издавшего в 1897 году книгу «Загробная жизнь». Приведем из нее несколько цитат.

«Наша св. Церковь об усопших молится так: “Упокой, Господи, души рабов Твоих, преставившихся в вере и надежде воскресения. Упокой, Господи, всех православных христиан”. Вот о ком молится Церковь и с кем она в неразрывном союзе и общении. Следовательно, нет союза и общения с умершими нехристианами и с неправославными … Для истинного христианина, кроме самоубийства, никакой род смерти не расторгает союза и общения с живым - с Церковью… О нем молятся святые, молятся и живые, как о живом члене единого живого тела».

«Испросим, все ли находящиеся в аде могут через наши молитвы получить освобождение? Церковь молится о всех умерших, но только умершие в истинной вере непременно получат освобождение от адских мук. Душа, пребывая в теле, обязана и сама заранее позаботиться о будущей своей жизни, должна заслужить, чтобы по переходе в загробную жизнь ходатайство живых могло доставить ей облегчение и спасение».

«Грехи, составляющие хулу на Духа Святого, то есть неверие , ожесточение, отступничество , нераскаяние и им подобные, делают человека вечно погибшим, и таким умершим ходатайства Церкви и живых нисколько не помогут, потому что они жили и умерли вне общения с Церковью . Да о таковых Церковь уже и не молится » .

Здесь автор, очевидно, имеет в виду слова Евангелия: Иже аще речет слово на Сына человеческаго, отпустится ему; а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий (). Из этих слов Спасителя многие естественно заключали, что в принципе отпущение грехов возможно и по смерти грешника. Митрополит в этой связи замечает: «О скончавшихся с хулою на Духа Святаго , или, что то же, в смертном грехе, и не раскаявшихся Церковь не молится , и вот потому-то, как сказал Спаситель, хула на Духа Святаго не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий» .

Преподобный не допускал открытогопоминовения на литургии усопших еретиков-иконоборцев .

Приведем ряд высказываний Святых Отцов, в которых они, призывая к молитве за умерших, не допускали ее церковного совершения за скончавшихся вне церковного общения - еретиков и некрещеных.

: «Вся Церковь соблюдает это, как преданное от Отцев, чтобы за скончавшихся в общении тела и крови Христовой молиться , когда воспоминаются они в свое время при самом жертвоприношении» .

Святитель : «Это есть дело весьма богоугодное и полезное - при божественном и преславном таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере » .

Преподобный : «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших » .

Святитель Иоанн Златоуст : «Когда весь народ и священный собор стоят с простертыми к небу руками, и когда предлежит страшная жертва: как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли » .

О поминовении неправославных в домашней молитве

В приведенных нами вначале словах Святейшего Патриарха Алексия на Московском епархиальном собрании 2003 года отмечалось, что лишь частная, домашняя молитва допускается и всегда допускалась за некрещеных, но «за богослужением мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения» . Это разделение на церковную и частную молитву существенно.

Капитальный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» составил новомученик , епископ Ковров­ский. В разделе «Канон мученику Уару об избавлении от муки в иноверии умерших» он пишет: «Древняя Русь при всей строгости своего отношения к умершим, находила возможным молиться не только об обращении живых к истинной вере, но и об избавлении от мук в иноверии умерших. При этом она прибегала к предстательству святого мученика Уара. В старинных канонах имеется специальный канон на сей случай, совершенно отличный от канона, помещающегося в октябрьской Минее под 19 числом» .

Однако этот раздел, равно как и разделы «Молитва о некрещеных и мертворожденных младенцах» и «Молитва о самоубийцах», владыка Афанасий помещает в главе IV - «Поминовение усопших на домашней молитве ». Он справедливо пишет: «На домашней молитве по благословению отца духовного может быть совершено поминовение даже и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении». «Поминовение усопших, по смирению и за послушание Святой Церкви, перенесенное на нашу домашнюю келейную молитву, будет ценнее в очах Божиих и отраднее для усопших, чем совершенное в храме, но с нарушением и пренебрежением уставов Церковных» .

При этом об уставном общественном богослужении он замечает: «Все заупокойные последования точно определены в своем составе, точно назначено и время, когда они могут или не могут быть совершаемы. И этих установленных Святою Церковью пределов никто не имеет права преступать» .

Итак, в церковном собрании, возглавляемом священником или епископом, нет никакой возможности легально молиться за некрещеных (равно как за неправославных и самоубийц). Отметим, что в трактате епископа Афанасия разбирается как уставное богослужение, так и службы по Требнику (чинопоследование отпевания, панихиды). При этом в первых трех главах никаких упоминаний о службе мученику Уару нет. Примечательно, что сам Владыка пишет в начале IV главы: «Мы коснулись всех разнообразных случаев, когда Святая Церковь разрешает или сама призывает, иногда усиленно призывает к молитве об усопших. Но все доселе перечисленные случаи поминовения усопших совершаются с иереем» . Таким образом, рассмотренное нами чинопоследование бденной неуставной службы мученику Уару не может быть признано ни православным богослужебным текстом, ни чином Православного Требника.

О возможности частного поминовения в домашней молитве тех умерших, кто не может быть помянут в церковном собрании, высказывались многие Святые Отцы.

Преподобный находил возможным за таковых поминовение лишь тайное: «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню» .

Преподобный старец , не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» .

Преподобный старец писал одной монахине: «По церковным правилам поминать самоубийцу в церкви не следует , а сестра и родные могут молиться о нем келейно , как старец Леонид разрешил Павлу Тамбовцеву молиться о родителе его. Выпиши эту молитву… и дай ее родным несчастного. Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом» .

Приведенные нами свидетельства Святых Отцов заставляют, в полном согласии со словом Святейшего Патриарха Алексия II, ставить в нашей Церкви вопрос об упразднении из годового богослужебного круга не предусмотренной Типиконом неуставной бденной службы мученику Уару, как противоречащей каноническим церковным нормам.

По всей вероятности, только канон мученику Уару (но, разумеется, не последование «Всенощного бдения») можно в частных случаях «некия ради благословныя вины» рекомендовать для домашней келейной молитвы за умерших неправославных сродников с обязательным запрещением читать этот канон в православных храмах и часовнях на общественных богослужениях и требах.

Литература

1. , преп. Собрание писем к монашествующим. Вып. II. Сергиев Посад, 1909.

2. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995.

3. Булгаков С.Н. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М.: 1993.

4. , свят. Жития святых. Октябрь. 1993.

5. Журнал Московской Патриархии. 2004, № 2.

6. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб., 1857.

7. Минея. Октябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1980.

8. Митрофан, монах . Загробная жизнь. СПб., 1897; Киев, 1992.

9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. Ч. 4. М., 1992.

10. , епископ. Правила Православной Церкви с толкованиями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.

11. Служебник. М.: Изд. Московской Патриархии, 1977.

12. Требник. Ч. 3. М.: Изд. Московской Патриархии, 1984.

13. Феодор Студит, преп. Творения. Т. II. СПб., 1908.

14. , свят. Толкование на 118 Псалом. М., 1891.

15. , прот. Церковное право. М., 1996.

Монашество. От этого слова веет стариной. История этого явления уходит своими корнями глубоко в древность. Первые монахи и монастыри Египта — это интересная и даже несколько жуткая история. Заглянем под завесу истории и узнаем, где и как появилось монашество в православии (вернее, сказать, тогда еще просто — в христианстве), что этому способствовало.

Зародилось монашество внутри церкви в конце III века. Слово монах произошло от греческого слова – «monachos» — одиночество, один, «уединение», это обет бедности, послушания и целомудрия. Основной предпосылкой для его возникновения явился дефицит святости, формальная вера.

Если до III века ранняя церковь подвергалась жестоким гонениям, то начиная с конца III века, когда император Константин сделал христианство официальной религией, церковь покоилась и почивала на лаврах победителя. Христианская вера, как никогда, стала популярной. В нее обращались все без исключения, и зачастую для того, чтобы продвинуться по служебной лестнице, сделать карьеру.

Церковь вдруг стала похожа на модный клуб, членами которого было престижно быть. Мало кого интересовала святость. Поэтому некоторые группы людей, видя эту проблему, стали отделяться от общей массы, ища Бога, желая проявить непритворную веру.

Причины возникновения монашества

Раньше подобные люди шли на смерть за Христа, их сжигали, бросали диким животным на растерзание, распинали, но теперь возможности проявить свою веру не было, и они нашли выход в монашестве.

Следующей, довольно весомой предпосылкой для возникновения монашества явилась буквальная трактовка мест Писания, в которых говорится о противостоянии мирским ценностям, призыв не любить мира.

Большую роль сыграла также греческая философия, учение которой состояло в подавлении желаний плоти, позднее это выразилось в аскетизме – удаление всех плотских желаний, затворнический образ жизни, полное самоотречение.

Первый монах Антоний

Первым монахом и основателем монашества стал Антоний (251 – 356). Уроженец Египта, выросший в богатой семье, в 20 лет он прочитал Евангелие и был потрясен разговором Иисуса с богатым юношей. После чего слова Иисуса «продай имение и раздай нищим» отнес к себе лично. Впоследствии так и поступив, стал отшельником, скитающимся в пустыне. Он проводил жизнь свою в молитве, работа и изучении Писания.

Некоторые жаждущие духовного Богопознания стали приходить к жилищу монаха и подражать ему, чем очень мешали Антонию, вынудив его нарушить уединение. И, в конце концов, в 285 году он решил организовать их в группу и наставлять в аскетизме. Каждый монах жил в отдельной хижине, не сообщаясь с другими, с руководителем (аббат) во главе.

Первый монастырь в Египте

Однако такая аскетическая жизнь подходила не всем, поэтому в 320 году Пахомий организовал первый монастырь в Египте по типу общежительного монашества (киновии). Здесь был сделан упор на совместную жизнь и деятельность (ручной труд). Был составлен свод особых правил — «Устав Пахомия». Обязательными стали обеты бедности, безбрачия, послушания аббату. Монахи трудились совместно, сами обеспечивали себя всем необходимым для проживания. После смерти Пахомия осталось 9 мужских и 2 женских монастыря.

Изощренные самобичевания

Некоторые отшельники придумывали все новые и новые способы подавлять свои плотские желания. Одни простаивали десятки часов в холодной воде, другие отказывали себе в еде неделями, третьи стоя спали, четвертые рыли узкие норы или делали такие кельи, в которых нельзя было даже разогнуться.

В истории монашества описан пример одного такого монаха, который довольно много времени прожил в такой келье и нажил себе огромный горб. Однажды, увидев его в поле, испуганный крестьянин, приняв его за волка, убил его. Другой монах, некогда занимавший в мирской жизни высокий пост судьи, плел корзины из тростника, воду для размачивания которого он менял 1 раза в году. Невыносимая вонь протухшей воды была ему наказанием за годы работы в суде, где он вдыхал сладкие ароматы духов. Так эти монахи старались избавиться от грехов и приблизиться к Богу, терзая свою плоть и не поддаваясь мирским страстям.

Монах Симеон Столпник

Пожалуй, самым известным монахом считается Симеон Столпник. В 23 года он стал монахом, живущим в пещере с прикованной ногой к камню. Когда сняли цепь с его щиколотки, то обнаружили под оковой около 20 крупных червей, которых Симеон так и оставил в ране в качестве наказания для себя.

Позже он закапывал себя в землю по шею на весь день. В 33 года он выстроил для себя высокий столб, на котором жил. Он не сходил со столба, не мылся. Этот монах привлек огромное количество поклонников и последователей, которые позже тоже жили на столбах даже стоя на одной ноге.

Монастыри с новыми правилами

Некоторых людей беспокоили участившиеся случаи экстремизма и соревнований среди монахов, и они искали более приемлемого монашества. В их числе был епископ из Кесарии Василий. Он организовал монастыри с новыми правилами, изучив изначально египетские первоистоки. Василий перевел монастыри из пустынь в города, ввел ограниченное время для молитвы (7 раз в день), ввел общественно-полезный труд. Теперь монахи помогали в сборе урожая, ухаживали за больными в больницах. Василий Великий старался, чтобы монашество не стало отдельной, опозиционной ветвью, а соединилось с церковью и укрепило ее. Монастыри возвращались в города, монахи стали участвовать в жизни городов, наставлять мирян, оказывать духовное руководство, превращаясь постепенно в просветительские центры.

Такие монастыри распространились по всем славянским странам и Греции. То, что сделал на востоке Василий, на западе сделал Бенедикт из Нурсии. Он также организовал монастыри, составив устав.

Появление монастырских образовательных центров

Кассиодор (485 – 580). влиятельный монах, увлекавшийся книгами, научил своих монахов переписывать старинные тексты, что впоследствии сделало монастыри крупнейшими образовательными центрами, библиотеками, до возникновения первых университетов (до XIII века). Появилось «ученое» монашество, когда окончив духовное заведение, человек стригся в монахи с целью занятий именно церковно-административной деятельностью, так епископат получил образованных и опытных архиереев, таких как Филарет Московский, Игнатий Брянчанинов, Макарий Булгаков, Феофан Затворник и др.

Появилось «старчество», образовав как бы неофициальную вторую ветвь апостольского приемства. Во времена иконоборчества, когда многие из священства повернули в сторону иконоборцев, народ пошел в монастыри к старцам за духовным руководством, видя в монахах защитников православия. Прошел иконоборческий период, монахи стали «нервом и опорой церкви», как выразился Феодор Студит, из монахов же стали избирать епископов, монашеская аскеза стала переходить к мирянам. Ближе к идеалу был тот монастырь, в котором, как сказал Патриарх Кирилл, было больше любви в служении, а не строгости и воздержания.

Христианство среди кельтов привнесло в церковь и монашество такое понятие как «епитимьи» — наказание за совершенный грех. Существовала шкала епитимий за каждый грех, в зависимости от того кто его совершил — монах, мирянин или духовник. Установились различия между монахами-кельтами и римскими, что привело к некоторым трениям. Со временем кельтские монастыри были распущены, а «епитимьи» были позаимствованы римскими монахами.

Так или иначе, монашество является неотъемлемой частью истории церкви. Для одних оно было выходом в борьбе со своими плотскими желаниями, для других соревнованием, для третьих непосильной ношей.

Наполова Наталья

1. Причины возникновения монашества

Появлению монашества способствовало несколько причин. Через гностицизм и неоплатонизм на христианство влиял свойственный Востоку дуалистический взгляд на дух и тело, причем тело считалось грешным, а дух праведным. Как полагали в то время, удаление от мира помогает человеку распять свою плоть и начать духовную жизнь путем медитации и аскетизма.

Следует также помнить, что некоторые книги Писаний, казалось бы, оправдывают уход из мира. Пример тому - защита Павлом безбрачия в Первом послании к Коринфянам (стих 7). Отцы ранней Церкви Ориген, Киприан, Тертуллиан и Иероним призывали к безбрачию, считая его верным истолкованием подобных мест Писания.

Определенные психологические качества человека усиливали тягу к монашеству. В периоды кризисов всегда существует тенденция удаляться от жестокой реальности и жить в одиночестве. А в конце II–III веков начались общественные беспорядки, которые в более поздние периоды империи продолжали усиливаться. Пытаясь избежать падения нравов, многие покидали общество и уходили в монастырь. С образованием союза между Церковью и государством уменьшилась возможность стать мучеником, однако люди желали мученичества, служившего, по их мнению, доказательством веры, и находили ему психологическую замену в виде аскетического образа жизни монастырей. Монашество предлагало также более индивидуальный подход к построению отношений с Богом и к спасению, чем формальное, «телесное» поклонение в те времена.

На решение уйти в монастырь влиял и ход исторического развития. Варвары, начавшие заполнять церкви, принесли с собой многие полуязыческие обряды, которым противились пуритански настроенные души. Углубление морального разложения, особенно в высших слоях римского общества, приводило людей к мнению, что моральные реформы не принесут желательного результата. Монастыри были укрытием для людей, восстававших против кризисов того времени, и живым укором обществу.

Появлению монастырей содействовали и климатические условия. Трудно представить, что монашество возникло не в Египте, а в районах с более суровым климатом. Теплый сухой климат и большое количество пещер в горах по берегам Нила привлекали людей, пытавшихся отделиться от общества. Плодовые деревья, а также Нил, предосталявший возможности рыболовства, делали относительно легким добывание пищи. Медитации, уходу в себя помогала и близость к заброшенным, пустынным районам.

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Византийские Отцы V-VIII веков автора Флоровский Георгий Васильевич

I. Начало монашества 1. Монашеское движение развивается с начала ІV-го века. Отдельные отшельники уходят из городов и раньше, еще во времена Декия, скрываются от гонения, и превращают свое вынужденное бегство в добровольный подвиг, - скитаются в пустынях, и пещерах, и

Из книги Основы здорового питания автора Уайт Елена

Причины возникновения рака, туберкулеза, опухолей Рукопись 3, 1897:675. Должны ли люди употреблять в пищу мясо? Нет, ни в коем случае не должны. Только так можно ответить на этот серьезный вопрос на основании света, полученного от Бога. В наших медицинских учреждениях

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Заключение Причины распространения культов. выводы Причины развития культов Многие культы или малые агрессивные еретические движения имеют успех в приобщении новых членов. Некоторые из них активно работают по распространению своего учения и конкурируют с известными

Из книги Дорогами христианства автора Кернс Эрл Е

2. Распространение монашества Процесс появления монастырей в западной цивилизации можно разделить на четыре основные стадии. На первой стадии к аскетическому образу жизни переходили люди внутри самой Церкви. Позже многие из них покинули общество и стали жить

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

3. Оценка монашества Люди, невнимательно изучающие историю Церкви, очень часто принижают значение монашества, считая, что оно несло в себе мало ценного, либо даже отрицательно к нему относятся. Они не учитывают вклада монашества в жизнь того времени и влияния, которое оно

Из книги Православная энциклопедия "Домашний доктор" в вопросах и ответах автора Авдеев Дмитрий Александрович

Из истории возникновения В 1805 г. в г. Шарон округа Виндзор, штата Вермонт, США, родился Иосиф Смит.В 1815–1820 годах начали происходить большие религиозные волнения повсеместно на континенте. Начавшись в секте методистов, они скоро распространились среди и других

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

29. Вопрос: Поясните духовные причины возникновения неврозов. Безудержный рост неврозов в двадцатом веке порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками (на что неоднократно указывали исследователи), но прежде всего

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Творений. Книга I. Статьи и заметки автора (Никольский) Андроник

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

1. Причины возникновения и роста «Союза Русского Народа» Целых три годовщины исполнилось с тех пор, как мы увидали расхаживающих по стогнам градов богоспасаемой Святой России толпы революционеров с красными тряпками на палках и шестах. Руководимые обнаглевшими тогда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

§29. Формирование монашества В постепенном формировании монашества как института выделяются четыре этапа. Первые три завершились в IV веке, последний - в Латинской церкви Средних веков.Первый этап аскетической жизни еще не организован и не отделен от церкви. Он, как мы уже

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

§34. Влияние и следствия возникновения монашества Влияние монашества на мир, от Антония и Бенедикта до Лютера и Лойолы, оставило глубокий след на всех сторонах церковной истории. Здесь мы также должны различать светлую и теневую стороны. Влияние монашества как института

Из книги Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала автора Эрман Барт Д.

Из книги автора

Чаша спасения. Причины, по коим многие не принимают монашества Но или по причине союза с женою, или присмотра над детьми, или по плотской дружбе, мирской славе, или обилию денег, греховному предпочтению, трусости душевной, или отсутствию руководительства, или недостатку

Из книги автора

ГЛАВА 7 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОШИБОК ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТЕКСТА НОВОГО ЗАВЕТА Подобно врачу, который, прежде чем начать лечение, должен точно диагностировать болезнь, текстологу, прежде чем он сможет приступить к исправлению ошибок, необходимо знать о различных видах

Международная библейская онлайн-школа «Снаряжение»

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА


Письменная работа

Монашество в христианстве IV век.


Преподаватель:

Сергей Санников

Татьяна Бедняк


Сентябрь 2012 г


План


1.Введение монашество в христианстве IV века.

2.Краткая история монашества IV века.

Причины возникновения монашества

Цель существования монашества IV века

Влияние монашества на современное общество

Заключение

Литература


1. Введение монашество в христианстве IV века


Каждое историческое событие имеет начало и имеет конец, переходя от одной эпохи в другую. Так же и история христианства не стала исключением, которая имеет начало, но не имеет конца. Христианство зародилось много веков назад в маленькой стране Иудее, в одной из колон, могучей на то время Римской империи. Все начиналось с одного человека Иисуса Христа. За короткое время христианство стало известно во всех уголках этой страны, что вызвало много споров и волнений, как среди простого народа, так и среди правителей. Но, не смотря ни на что, христианство набирало силу и вышло за рамки Иудеи и начало распространение на другие территории Римской империи.

За эти века христианская история пережила очень много периодов. Гонения, процветания, реформации, и расколы и в этом во всем были свои плюсы и минусы. Появилось много движений, которые считали, что только они правильно понимают Божьи истины. И одно из таких движений - это монашество, которое имело начало много веков назад, и до сего дня не прекратило свое существование. Как и вся история христианства имела свои периоды, так и монашество переходило из одного периода к другому, при этом что-то добавлялось, и что-то изменялось. В этой письменной работе я хотела бы рассмотреть начало, то есть зарождение монашества в IV веке, как движение, которое в тот период, как считали сами монахи, просто был необходим для сохранения истинного учения первых христиан.


2. Краткая история христианского монашества IV века


Слова монахи, монастыри произошли от греческого слова????? - один, одинокийили «???????? - быть одному, жить уединённо, ???????, ???????? - живущий уединённо, ??????????? - уединённое жилище), также и?ночество - буквально уединённое, одинокое жительство. Термин монашество применяется не только к отдельным лицам, но и к сообществам, обрекающим себя на безбрачие и отречение от всех благ мира, подчиняющимся обычно определённому уставу и имеющим своей целью служение идеалам, достижимым лишь путём самоотречения и удаления от мира»1.

Корни монашества можно проследить во времена Иисуса Христа, т.е. Иоанн Креститель принадлежал к одной из групп иудейского монашества (ессеи). Его обличье - физическое и жизнь-духовная были скопированы монашеским движением поздних периодов. «Он жил в пустыне в посте и безбрачии, его призыв к покаянию и провозглашение близости Царствия Божия представляют собой типично монашескую тему эсхатологического ожидания, которую мы впоследствии находим и в учении Иисуса Христа.»2. Однако это движение не было массовым, и это объяснялось тем, что ранние церкви и так были изолированы от мира и ничего мирского, не имело места в внутри церкви. Затем отшельничество упоминается при правлении императора Деция. В III веке при жестоком гонении многие христиане бежали в пустыню, таким образом, спасались от смерти. Среди таких беглецов был александрийский юноша Павел Фивский, «который поселился в пустыне, в Верхнем Египте. Постепенно он полюбил отшельнический образ жизни, начатый им по необходимости. Этот Павел и стал первым христианином-пустынником»6.

Массовый характер монашеское движение приобретает в IV веке. Некоторые христиане стали уединяться и уходить в пустынные места. Монашеское движение имеет несколько основных наиболее распространенных форм. Например; отшельничество (анахоресис) и общежитие (киновия). монашество анахоресис киновия обет

Известным основоположниками отшельнического (анахоресис) монашеской формы движения считается Святой Антоний Великий (251-356г.г.). Он родился в богатой христианской семье, был научен христианской жизни, хотя сам не был научен грамоте. Однажды он услышал проповедь Евангелия «Разговор Иисуса Христа с богатым юношей: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» Мтф. 19, 2. Что он и сделал, продал свое имение и раздал нищим. Затем он услышал другие слова Иисуса: «Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы» Мтф. 6, 34. Антоний раздал все остальное свое имущество, и ушел в пустыню. Несколько раз он менял место жительства в пустыни. Сначала жил недалеко от своего селения в гробах, а затем все дальше уходил вглубь пустыни. Антоний имел большое количество последователей. Он помогал им в обустройстве своей жизни в пустыне, таким образом, появились первые колонии отшельников. Умер Антоний в преклонном возрасте, на 105 году жизни на горе Кальцим возле Красного моря.

Следующий вид монашества общежительный (киновия). Отцом такого монашества считается преподобный Пахомий Великий (ок.292-ок.346) - египетский монах, выходец из Фив. Бывший языческий жрец бога Сераписа (Сараписа). Будучи еще язычником, поступил в армию Константина Великого солдатом. В ходе военных действий в 312 г. его подразделение было тепло встречено христианами, сохранявшими нейтралитет. Там Пахомий познакомился с Христианством, и именно с той поры постепенно стал склоняться к этой религии. После окончания военных действий крестился.»5.

Он начал подвиг с отшельничества, но затем посчитал, что такой образ подвига для новичков не посилен и не полезен. Он образует в Таввенисси общежитие на началах строго послушания. Пахомий первый кто оградил стеною хижины разделенных монахов и установил строгий устав. В устав входил распорядок дня, и правила проживания в отшельников в общине, т.е. каждый из них должен: « отказаться от брачной жизни, жить вдали от мира, от людей, проявлять строгое воздержание в пище, держа свою плоть в постоянном изнурении»6, при этом разделил равномерно труд и молитву. «Пахомий не был создателем монастыря в современном понятии слова. Киновия отличается от монастыря тем, что монахи там, хотя и проводят часть дня вместе, живут каждый по отдельности, каждый в небольшой хижине и часть дня проводят наедине с собой, всё это является лишь приготовлением для тех, кто сможет потом перейти на более высокий аскетический уровень»5. В IV веке Василий Великий дает основание общежитию. Его общежительный устав оказал влияние на всю историю монашества, как в Византии, так и на Западе.

Чуть позже появилась еще одна форма монашества, «Сполпничество». Она не была такой распространенной как две первые, но я думаю о ней нужно вспомнить, так как эта форма была очень необычного направления по отношению к своему телу. Основатель такой формы Святой аскет Семион Столпник (390-459г.г.). В молодом возрасте он удалился в пещеру и прожил там сорок дней. Он приковал свою правую ногу цепью к камню. Летом он закапывал себя в землю по шею на целый день и только при наступлении ночи он позволял себя выкапывать, так продолжалось несколько месяцев.

Когда ему было 33 года, Семион построил себе колону (столп) постепенно увеличил высоту столпа до восемнадцати метров над уровнем земли. На маленьком квадрате он прожил тридцать пять лет (до конца жизни). Он никогда не мылся, постоянно наносил себе бесчисленные раны, не давая старым заживать, от этого всего его тело издавало зловонный запах. Черви питались его телом: «Однажды, когда один червяк вывалился из раны, он положил его на место, сказав: «Ешь то, что тебе дает Бог». Одним из его религиозных упражнений было касание лбом ноги; его поклонник сосчитал 1244 касания, но потом сбился со счета»6. И этот подвиг сделал Семеона знаменитым до наших дней. Своим подвигом он привлекал много последователей и поклонников, среди которых были высокопоставленные люди - цари и императоры.

История монашества очень обширная. За короткое время египетская пустыня превратилась в жилье для отшельников. Затем из Египта переходит в Палестину. В начале IV века около Газы образуется первый отшельнический монастырь вокруг кельи преподобного Иллариона, ученика Антония Великого.

В Сирии началось монашеское движение не зависимо от египетского. Большинство монастырей создаются вокруг больших городов. Особенность сирийского монашества являются подвиги самоумершвление. Среди сирийских подвижников IV века был очень известный преподобный Ефрем -«пророк, и ученный писатель. Вместе с тем он обладал выдающемся лирическим дарованием. Всем известна молитва его: «Господи и Владыко живота моего»»9.


3. Причины возникновения монашества


Хотя Павел и Антоний ушли в пустыню до правления Константина, считается одна из причин возникновения массового монашеского движения начало Константиновского периода IV века. Надо сказать, что в Константиновский период началось процветание христианства, т.е. прекратились гонения, христианская религия стала общегосударственной, началось строительство христианских храмов и т.д. Казалось бы, христианство победило грешный мир, но во - всем этом положительном, были и отрицательные стороны. Когда церковь пошла в мир, что бы победить грех, мир вошел в церковь со всеми своими грехами и соблазнами. Император обещал всем тем, кто примет христианство почетные должности. Ради выгоды многие стали христианами, но в сердце остались язычниками. Император Константин практически руководил всеми епископами и решал церковные вопросы. Хотя численность церквей росла, духовный уровень в церквях стал падать. Постепенно церковь потеряла ту первоначальную истину, которую преподавали апостолы.

В протест всему этому, чтобы сохранить истинную веру многие христиане стали уходить в пустыню. Они строго придерживались библейского и ране пророческого учения. « Протестовали монахи и против церковной иерархии. Когда ученик спросил одного из египетских старцев, чего монаху следует бояться более всего, тот ответил: «Женщин и епископов». Ибо и те, и другие отвлекают от аскетизма и монашеской жизни.»2.

Как считают богословы, была и другая причина возникновения монашеского движения. За много веков гонения церкви, христиане подвергались мученической смерти во имя веры в Иисуса Христа. Во времена гонений было, все понятно есть гонители, и есть гонимые. Когда прекратилось гонение, прекратились мученические подвиги христиан. Церковь вышла из катакомб и стала общепринятой. Христиане привыкли к мученичеству и решили сами, искусственно подвергать свое тело мученичеству, при этом ища мученической смерти.


4. Цель существования монашества


Монашеское движение IV века, в начале своего существования имело свою определенную цель в истории христианства. Монашество в христианской жизни было явлением не случайным или стихийным. В сущности, монашество являлось протестом, против какой бы то ни было связи, церкви с миром и мирской культурой. Христиане хотели решительно отказаться от «плотских» идеалов, которые они считали мирскими. «Цель монашества - возвращение к первоначальному состоянию чистоты и безгрешности, которыми обладали Адам и Ева в раю. Отцы Церкви называли монашество «евангельской жизнью» и «истинной философией». Как философы стремились к совершенству на путях интеллектуального познания, так и монах ищет совершенства на путях духовного подвига и подражания Христу».10 Еще одна из целей монашества, это умертвить своего внутреннего человека путем стяжаний своего физического тела не человеческими пытками, если можно так назвать искания «тесного пути». Монашество придерживалось местами из Писания «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою тот ради Меня, тот обретет ее». Мф. 16:24-25. Монашество имело обеты, которые сводятся к трем основным: послушания, нестяжания и целомудрия. Послушание - это добровольное отречение своей воли перед Богом, перед старшими, перед всем человечеством. Нестяжания - это добровольная нищета, отказ от всего земного имущества. Целомудрие это воздержание от похотей плоти. Брак входит в похоть плоти. Безбрачие в монашеском контексте есть состояние вышеестественного.


5. Влияние монашества на современное общество


ВIV веке монашество не имело враждебных отношений с церковью. Хотя монашество и протестовало против церковных отношений с миром, но это были мирные протесты. Христиане, которые были не согласны с церковью они тихо - мирно уходили в пустыню, и там жили своею отшельническою жизнью, стараясь не поддерживать связь с миром. Этот период монашества характеризуется полной независимостью от иерархии, например и в уставе Пахомия Великого запрещается монахам быть служителями.

Хотя монашество имело очень строгий образ жизни, оно развивалось и имело много последователей, многие христиане оставляли свои дома и уходили в пустыню, становясь учениками преподобных Антония, Пахомия и. т.д. За короткое время пустыня расцвела новыми «городами» в которых жили отшельники. Такие преподобные били образцами христианской жизни IV века. Даже последователи учения аринства хотели иметь в своих рядах преподобного Антония Великого. Как написано в истории из жизни Антония Великого после его выступления против ариан: «массы народа тянулись к нему и ждали, от него чудесь». Массы народа приходили к монахам за исцелением, за советами. Монашество для общества того времени был как бы «свет в темном царстве».


Заключение


Монашество это новый виток в истории христианства. И это было не случайно, у Бога есть на каждое историческое событие, Свои планы. Церковь имела размытые границы с миром, оставив христианство апостольского периода. Для сохранения истины святости и чистоты учения многие христиане шли на такие жертвы, как отшельничество, удаляясь от всех мирских удовольствий и принимая добровольно на себя мученичество. Хотя монахи имели любящие сердца к Богу, и хотя монашеское движение имело положительное влияние на общество, и пустыня «дала» очень много философов и богословов. Труды, которых мы читаем и сегодня. Например: Ориген, Иоанн Златоуст Григорий Богослов и т.д. Но монашеское движение имело заблуждения и входило в крайности, были и излишества по «умерщвлению» своего внутреннего человека через наказания плоти. Они доводили себя до истощения и таким образом подрывали свое здоровье. Бог даровал нам тело, чтобы мы заботились о нем, а не уничтожали как врага. Мы должны быть «светильниками» среди людей при этом удалиться духовно от грешного мира, а не уходить в пустыню и таким образом удаляться от физического мира. По поводу безбрачья Бог сказал в Писании: «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…» Быт.1:22, и после потопа Бог снова сказа Ною и его семье: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» Быт.9:1. Последователи Иисуса Христа апостолы, Слава Богу, не ушли в пустыню, а пошли в мир как учил их Иисус, и несли Евангелие всему человечеству. Да, мы должны удаляться в «пустыню» для общения с нашим Господом, но затем вновь идти в мир и нашей жизнью показывать Иисуса Христа, который живет в каждом из нас. Может тяжело отставить все и уйти в монашество, но, на мой взгляд, тяжелее остаться в грешном мире и сохранять верность Иисусу Христу, при этом нести молитвенную нужду за не спасенных детей, мужей, жен и родных.

Литература


1.Материал из Википедии - свободной энциклопедии « МОНАШЕСТВО» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

2.Учебные материалы. Патрология. Глава 5. Монашеская литература в IV веке Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/895

3.Материал из Википедии - свободной энциклопедии «Антоний Велики».

4.Библиотека Якова Кротова «Житье преподобного отца нашего Антония».

5.Материал из Википедии - свободной энциклопедии Пахомий Великий. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F5%EE%EC%E8%E9_%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E9

6.Статьи Игорь Петров «История христианства: от зарождения до наших веков». Ст.3. «Появление монашества» http://www.uralcoc.ru/library-articles-10.html

7.Хусто Л.Гонсалес история христианства том.1 «Основания Церкви до эпохи реформации» «Библия для всех» Санкт-Петербург 2001.

8.Эдвард Гиббон Упадок т разрушение римской империи (сокращенный вариант) гл.37. Появление первых монахов. Причины быстрого распространения монашества. Святой Симеон столпник. Обращение варваров в христианство

9.И.М. Концевич Древне Восточное Монашество. Краткий обзор истории Древне Восточного Монашества. http://azbyka.ru/library/kontsevich_styazhanie_svyatogo_duha_23-all.shtml

10.Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Игумен Иларион (Алфеев). Монашество. http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_54g-all.shtml

11.Библиотека Якова Кротова. А.В. Карев, К.В. Сомов История христианства. Лекция 1. Прообразы христианской истории на страницах Библии.

12. С.Санников. Лекции История Христианства.

13.Библия.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»