Евреи — народ? Исторические корни евреев. В Римской империи и Византии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Какой народ имеет самые крепкие корни на нашей планете? Пожалуй, этот вопрос является актуальным для любого историка. И практически каждый из них с уверенностью ответит - еврейский народ. Несмотря на то что человечество населяет Землю уже сотни тысяч лет, свою историю мы знаем в лучшем случае за последние двадцать веков нашей эры и приблизительно столько же до н. э.

Но история еврейского народа берет свое начало значительно раньше. Все события в ней тесно переплетены с религией и заключаются в постоянных гонениях.

Первые упоминания

Несмотря на их немалый возраст, первые упоминания о евреях берут свое начало со времен построек пирамид египетских фараонов. Что же касается записей их самих, то история еврейского народа с древнейших времен начинается с его первого представителя - Авраама. Сын Сима (который, в свою очередь, приходится он родился на просторах Месопотамии.

Будучи взрослым человеком, Авраам переселяется в Ханаан, где знакомится с местным населением, подверженным духовному разложению. Именно здесь Бог берет под свое покровительство сего мужа и заключает с ним договор, тем самым ставя свою метку на него и его потомков. Именно с этого момента и начинаются события, описанные в евангельских рассказах, которыми так богата история еврейского народа. Кратко она заключается в следующих периодах:

  • библейском;
  • древнем;
  • античном;
  • средневековом;
  • новом времени (включая холокост и возвращение евреям Израиля).

Перемещение в Египет

В Авраам заводит семью, у него появляется сын Исаак, а от него - Иаков. У последнего, в свою очередь, рождается Иосиф - новая яркая фигура в евангельских рассказах. Преданный своими братьями, он попадает в Египет в качестве раба. Но все-таки ему удается освободиться от рабства и, более того, стать приближенным самого фараона. Этому явлению (нахождению жалкого раба в свите верховного правителя) способствует недалекость самого рода фараона (гиксосы), который попал на трон ввиду гнусных и жестоких действий, повлекших свержение предыдущей династии. Этот род также известен как фараоны-пастухи. Оказавшись у власти, Иосиф перевозит в Египет своего отца с его семьей. Так начинается укрепление евреев на определенной местности, что способствует их быстрому размножению.

Начало гонений

История еврейского народа из Библии показывает их как мирных пастухов, занимающихся исключительно своим делом и не встревающих в политику, несмотря на то, что династия гиксосов видит в них достойного союзника, выдавая им лучшие земли и остальные необходимые для хозяйства условия. До входа в Египет род Иакова насчитывал двенадцать племен (двенадцать колен), которые под покровительством фараонов-пастухов разрослись до целого этноса со своей культурой.

Далее история еврейского народа повествует о плачевных для него временах. Из Фив в выходит армия с целью свергнуть самозваного фараона и установить власть истинной династии. Это у нее в скором времени и получается. От расправы над фаворитами гиксосов они все-таки воздерживаются, но при этом превращают их в рабов. Долгие годы рабства и унижения терпят евреи (210 лет рабства в Египте) до прихода Моисея.

Моисей и вывод евреев из Египта

История еврейского народа в показывает Моисея как выходца из обычной семьи. На то время власти Египта не на шутку встревожились ростом еврейского населения, и был издан указ - убивать каждого рожденного в семье рабов мальчика. Чудом оставшийся в живых, Моисей попадает к дочери фараона, которая усыновляет его. Так молодой человек оказывается в правящуей семье, где ему открываются все тайны правления. Тем не менее он помнит свои корни, что начинает мучить его. Ему становится невыносимо от того, как египтяне обращаются с его собратьями. В один из прогулочных дней Моисей убивает надзирателя, который жестоко избивал раба. Но оказывается преданным тем же рабом, что приводит к его бегству и сорокалетнему отшельничеству в горах. Именно там к нему обращается Бог с указом вывести его народ из земель египетских, при этом наделяя Моисея невиданными способностями.

Дальнейшие события включают в себя различные чудеса, которые Моисей демонстрирует фараону, требуя освободить свой народ. Не заканчиваются они и после выхода евреев из еврейского народа для детей (евангельские рассказы) показывает их как:

  • десять казней Египта;
  • расход реки перед Моисеем;
  • выпадение манны небесной;
  • раскол скалы и образование в ней водопада и многое другое.

После выхода евреев из-под власти фараона, их целью становятся земли Ханаана, которые отведены им самим Богом. Именно туда и направляется Моисей со своими последователями.

Образование Израиля

Спустя сорок лет Моисей умирает. Прямо перед стенами Ханаана, где отдает свою власть Иисусу Навину. Тот в течение семи лет завоевывает одно ханаанское княжество за другим. На захваченной земле и образуется Израиль (в переводе с иврита «богоборец»). Далее история еврейского народа повествует о становлении города - как столицы еврейских земель, так и центра мира. На его троне появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и многие другие. В нем воздвигается огромный храм, который рушат вавилоняне и который восстанавливается вновь после освобождения евреев мудрым персидским царем Критом.

Израиль делится на два государства: Иудею и Израиль, которые впоследствии захватывают и рушат ассирийцы и вавилоняне.

В итоге спустя несколько веков после завоевания Иисусом Навином Ханаанских земель, еврейский народ разбредается по всей земле, потеряв свой дом.

Последующие времена

После развала иудейского и иерусалимского государств история еврейского народа имеет несколько разветвлений. И практически каждое из них доходит до наших времен. Пожалуй, нет ни одной стороны, куда бы ни отправились евреи после потери как и нет ни одной страны в наше время, где бы еврейской диаспоры.

И в каждом государстве встретили «божий народ» по-разному. Если в Америке у них автоматически появились равные с коренным населением права, то ближе к русской границе их ждали массовые гонения и унижения. История еврейского народа в России рассказывает о погромах, начиная с казачьих набегов и заканчивая холокостом во времена Второй мировой войны.

И лишь только в 1948-ом году по решению Организации Объединенных Наций евреям возвращена их «историческая родина» - Израиль.

Общины
Сегодня во всем мире насчитывается около 14 миллионов евреев. Как мы уж говорили, по обычаям и происхождению выделяют разные общины. На иврите слово “община” переводится двумя способами:

кеhила (קהילה , мн. ч. - кеhилот) - “местная община”, члены которой живут в одном месте - городе или квартале и постоянно посещают одну или несколько синагог, имеют свое управление и т. д.;

эда (עדה , мн. ч. - эдот)- общее название для группы кеhилот, которые могут жить на большом расстоянии друг от друга, но их обычаи схожи; самые крупные эдот - ашкеназы и сефарды.

Предки ашкеназов (ашкеназим - от ивритского слова Ашкеназ; так в средние века евреи называли Германию) около тысячи лет тому назад жили в немецких княжествах; еще 150 лет назад почти все ашкеназские евреи жили в России, Польше, Германии, Австрии, Румынии и Венгрии и пользовались в обиходе языком идиш. Сегодня ашкеназы составляют большую часть евреев Европы и Америки и больше половины евреев Израиля. Большинство евреев России - ашкеназы.

Сефардами (сфарадим - происходит от ивритского слова Сфарад, средневекового еврейского названия Испании) сегодня, как правило, называют евреев, которые не являются ашкеназами. Однако изначально так называли евреев, предки которых были изгнаны из Испании и Португалии около 500 лет тому назад и расселились по разным странам - главным образом, вокруг Средиземного моря: в Италии, в Греции, на Балканах, в Северной Африке, в Турции; некоторые добрались до Франции, Голландии, Англии и даже Америки и сохранили свои общины. Затем в число сефардов стали включать и другие общины, по происхождению не имеющие отношения к испанским изгнанникам, но близкие к ним по обычаям: иракские, йеменские, иранские, курдские, кочинские (индийские) и др. евреи. На территории СНГ к сефардам относят себя горские, бухарские и крымские общины. Сефарды сегодня составляют большую часть евреев Турции, Франции и Голландии. В Государстве Израиль чуть меньше половины евреев - сефарды.

Не только каждая эда, но и многие кеhилот бережно сохраняют свои обычаи в рамках общенациональной традиции; различия между эими обычаями зачастую незаметны для человека, далекого от еврейского образа жизни, но существенны для каждого, кто живет в данной общине.

Надо сказать, что различия эти не противоречат тому факту, что все евреи - один народ, а пестрота обычаев разных общин только обогащает еврейскую традицию и подчеркивает, что общим для всех них является единый источник - Тора. Более того, если бы не этот общий источник, можно было бы только удивляться тому, что за тысячелетия еврейской истории разные общины, отделенные друг от друга тысячами и десятками тысяч километров, зачастую существовавшие как маленькие островки среди гигантских и непохожих друг на друга цивилизаций, обнаруживают столь незначительные различия в традиции.

Вопросы для повторения
Какие названия существуют для обозначения еврейских общин?
На какие группы делятся еврейские общины?
Откуда произошли эти названия?
Какие еврейские общины на территории СНГ и в мире относятся к ашкеназам, а какие - к сефардам?
Есть ли разница в традициях разных еврейских общин?

Еврейские языки
Общий для всего еврейского народа - древнееврейский язык иврит (עברית). На этом языке евреи говорили много тысяч лет назад, на этом языке написана Тора и большая часть остальных книг еврейской традиции, на этом языке молились и молятся евреи всего мира. Сегодня в Израиле этот язык - государственный. Еврейская традиция называет иврит святым языком (לשון קודש - лашон-кодеш), а ивритские буквы - святыми, так как на этом языке, согласно традиции, был создан мир.

Конечно, современный иврит отличается от того языка, на котором говорили три тысячи лет назад. А произношение слов на иврите в разных общинах неодинаково. Однако и сегодня израильский школьник может читать Тору без словаря, так как разговорный язык Израиля - это продолжение древнего иврита с добавлениями некоторых современных слов и понятий и незначительным изменением синтаксиса.

2000 лет назад был разрушен Иерусалимский Храм, и евреев изгнали из Израиля. За несколько веков иврит практически утратил функции разговорного языка - на иврите писали, читали, но не говорили. Только в начале века произошел переворот: тысячи евреев, живших тогда в Эрец-Исраэль (где впоследствии появилось Государство Израиль), под влиянием группы энтузиастов из России, стали говорить на иврите. В том, что всего за 20-25 лет этот язык возродился как разговорный, многие евреи видят явное чудо, дарованное Всевышним. За всю мировую историю не было ничего подобного.

В течение долгого периода (закончившегося примерно полторы тысячи лет назад) литературным языком евреев был арамейский язык (арамит - ארמית), близкий к ивриту и использующий тот же алфавит. На арамейском языке в то время велось изучение Торы, на нем написана Гемара (см. “Главные книги еврейской традиции”); есть и некоторые молитвы на арамите; так что и сегодня изучающий Тору еврей должен неплохо разбираться в арамейском языке.

В разных еврейских общинах до сих пор пользуются другими языками, которые принято называть еврейскими. Самый известный из них - язык ашкеназских общин - идиш (ידיש), на котором говорят и пишут миллионы людей. Некоторые называют его “жаргоном” и “искаженным немецким”, но не будем забывать, что на идише писали книги в древние времена, когда почти ни на одном европейском языке литературы еще не было. Для бабушек и дедушек большинства российских евреев идиш был родным языком.

Другие известные еврейские языки - это джудезмо, называемый также ладино-спаньолит (на нем говорят потомки испанских сефардов), горско-еврейский язык (язык евреев Кавказа) и др.

Вопросы для повторения
Какие языки называются еврейскими?
Почему их так много?
Какой язык для евреев - основной? Почему?

Названия еврейского народа
У еврейского народа - несколько имен. Причин тому много, и у каждого из них - свое значение в традиции:

Еврей - на иврите иври (עברי) - слово из Торы. Это название объясняют по-разному: от ивритского слова авар (עבר) - “перешел” (или “пришел с другой стороны”), от того же корня “другой”, “отличающийся”, от имени Эвер - одного из предков еврейского народа. Легко догадаться, что само слово иврит происходит от того же корня.

Израиль - на иврите Исраэль (ישראל) - имя, которое получил Яаков, один из праотцев еврейского народа после событий, описанных в Торе, в результате которых он получил особое благословение от Всевышнего. Собственно, евреи являются потомками Израиля (Яакова), поэтому встречаются также выражения: бней-Исраэль (בני-ישראל) - сыновья (т. е. потомки) Израиля и Бней-Яаков (בני-יעקב) - сыновья (потомки) Яакова. Иногда также весь еврейский народ называют Бейт-Яаков (בני-יעקב) - “Дом Якова”.
Иудей - на иврите йеhуди - от Йеhуда, имени одного из сыновей Яакова, потомки которого - большинство современных евреев. От этого слова происходит название еврейской религии в европейских языках - иудаизм - и название языка идиш.

Вопросы для повторения
Как называют еврейский народ?
Что означают эти названия?

Еврейская земля
Несмотря на то, что на протяжении всей своей многотысячелетней истории евреи жили практически во всех уголках Земли - от Дальнего Востока до Аргентины, от Южной Африки до Скандинавии, от Австралии до Аляски - на свете есть только одна земля, которую традиция считает “еврейской”. На иврите ее называют Эрец-Исраэль () - Земля Израиля.

Эта земля, согласно традиции, была дарована Всевышним еврейскому народу. Здесь прошла большая часть жизни праотцев еврейского народа (см. следующий раздел). На этой Земле до изгнания евреев существовало еврейское государство. Еврейские общины вне Эрец-Исраэль называются еврейской диаспорой (слово диаспора в переводе с греческого - рассеяние).

Традиция говорит: придет время, и все евреи соберутся в Эрец-Исраэль (отсюда выражение - "Земля обетованная", то есть - обещанная). Поскольку Государство Израиль, в котором сегодня проживают около 5-ти миллионов евреев, существует на части территории исторической Эрец-Исраэль, многие видят в его существовании знак приближения этого времени.

Подробнее об этом мы будем говорить в разделе "Земля Израиля".

Вопросы для повторения
Какую землю традиция считает еврейской?
Что такое диаспора?

Первые евреи
Первым евреем был Авраhам (אברהם), живший около 3700 лет тому назад. Он, его сын Ицхак (יצחק) и сын Ицхака - Яаков (יעקב) называются в еврейской традиции праотцами еврейского народа. Жена Авраама Сарра (שרה), жена Ицхака - Ривка (רבקה), жены Яакова - Рахель (רחל) и Леа (לאה) - праматери евреев.
У Яакова было 12 сыновей: Реувен, Шимон, Леви, Йеhуда, Дан, Нафтали, Гад, Ашер, Иссахар, Звулун, Йосеф и Биньямин. В дальнейшем потомки каждого из этих сыновей образовали собственные большие семьи - отсюда произошло выражение Двенадцать колен (родов) Израиля. Когда-то каждый еврей знал, потомком какого из этих 12-ти родов он является - и поэтому название "Двенадцать колен Израиля" перешло на весь еврейский народ.

В то время, когда почти весь еврейский народ жил в Эрец-Исраэль, у понятия “12 колен” было и свое географическое значение. Дело в том, что при разделе Эрец-Исраэль каждый из этих родов получил свой надел.

Этот раздел мы можем видеть на карте. Однако названия наделов не идентичны списку имен сыновей Яакова: нет земли Леви и Йосефа, но есть земли Эфраима и Менаше. Почему?

Дело в том, что род Леви - левиты () - стал родом священников. Они должны были жить между всеми родами и поэтому не получили земельного надела. Род Йосефа к тому времени разделился на два: Эфраим и Менаше по именам сыновей Йосефа, так что снова получилось 12 наделов земли.

Вопросы для повторения
Перечислите праотцев и праматерей еврейского народа.
Что такое двенадцать колен Израиля?

Кто еврей?
Мы уже несколько раз употребляли слова “еврей”, “еврейский”. Но кто такие евреи?
Еврейская традиция ясно отвечает на этот вопрос.
Прежде всего, евреями были праотцы и праматери еврейского народа.
Из содержания раздела "Основные периоды еврейской истории" мы узнаем, что семьи 12-ти сыновей Яакова поселились в Египте. Примерно через два века их потомки вышли из Египта и приняли Тору. Все, стоявшие при этом у горы Синай, - евреи.
Во всех последующих поколениях еврейская традиция считает евреем каждого, у кого мать - еврейка.
Кроме того, у любого человека есть возможность стать евреем, “присоединиться” к еврейскому народу. Это делается не автоматически, так как Тора (в отличие от других религий) не призывает весь мир перейти в еврейскую религию. Для того, чтобы пройти гиюр (גיור) - процедуру перехода в еврейство - человек должен изучать Тору и доказать искренность своего желания: нельзя, например, принимать в еврейство человека, который делает это из материальных побуждений. Традиция категорически запрещает не только “насильственный гиюр”, но и миссионерство с целью гиюра добровольного. Перешедший в еврейство называется гер (גר).
Были времена, когда гиюр был опасен, так как власти карали за него смертной казнью - еще в 18-м веке это происходило в Польше и России.
История донесла до нас имена многих людей, которые перешли в еврейство, а затем они или их потомки прославились в еврейском народе.
Данное выше определение “кого считать евреем” отражено и в законодательстве Государства Израиль.

Вопросы для повторения
Кто, согласно традиции, является евреем?
Можно ли стать евреем?
Как называется процедура перехода в еврейство?

Евреи сегодня
Какова численность евреев сегодня?
На этот вопрос, как ни странно, точно трудно ответить. Причин тому несколько.
Во-первых, во многих странах - например, в США, Англии, Франции, где число евреев велико - по национальному признаку точной статистики не существует.
Во-вторых, в тех странах, где евреи подвергаются сегодня или еще недавно подвергались дискриминации и преследованиям, евреи зачастую пытались скрыть свое еврейство.
В третьих, там, где процессы ассимиляции (смешения с окружающим населением) были особенно сильны - как, например, на территории бывшего СССР - живет сегодня много людей, чьи матери (или матери их матерей) - еврейки. Эти люди по hалахе - евреи, но зарегистрированы в официальных документах неевреями.
Все это, конечно, осложняет попытки определить точное число евреев в мире. Однако это число можно примерно оценить, используя данные местных общин, переписей населения, опросов и т. д. По результатам этих данных составляются оценки численности еврейского населения каждой страны.
Так, например, выглядит карта крупнейших еврейских общин мира на 2000 г., составленная по результатам исследования, проведенного в Иерусалимском университете:
Сводка собранных данных позволяет утверждать, что сегодня на земном шаре проживают примерно 14 миллионов евреев.
Примерно 30% из них - около пяти миллионов - живут в Государстве Израиль.
Самая большая община диаспоры - в США; она насчитывает примерно пять с половиной миллионов евреев. На втором месте в диаспоре - еврейство Франции.
В республиках СНГ (в первую очередь - в России и Украине) - проживает, по имеющимся данным, около полумиллиона евреев; учитывая процесс ассимиляции, можно предположить, что на самом деле это число существенно выше.
Большие еврейские общины - в Англии, Аргентине, Канаде, Бразилии, ЮАР и Австралии.

Вопросы для повторения
Назовите приблизительное число евреев, проживающих сегодня на земном шаре.
Почему нельзя определить это число точно?
Какие большие общины диаспоры вы знаете?

Евреи - это сыновья Иакова. Как много разговоров о них! Кто-то уважает этих людей, кто-то презирает, но еврейский народ никого не оставляет равнодушным. Им присваиваются нелестные эпитеты, о них слагаются мифы и легенды, повсюду звучат анекдоты, в которых высмеивается их скаредность, мелочность и скупость. Так кто такие евреи?

Отдельное племя

Представители каждой национальности похожи друг на друга: китайцы принадлежат к единой монголоидной расе, у них схожий разрез глаз, цвет кожи, рост; итальянцы - это темпераментная и темноволосая нация; шведы отличаются светлыми глазами и волосами, а евреи абсолютно разные.

Если прогуляться по красивым и ухоженным улицам Тель-Авива, то можно заметить темнокожих мужчин в национальных одеждах, спешащих по своим делам, белокурых женщин, наряженных в роскошные восточные платья, бледных и худощавых студентов в строгих европейских костюмах. Что же объединяет всех этих людей, неужели общая история?

На вопрос о том, кто такие евреи, невозможно ответить без предисловия. Существует забавная и увлекательная легенда, гласящая, что в древности понятия «национальность» не существовало в принципе, и народы жили отдельными племенами, разговаривая при этом на одном языке. Продолжение известно даже детям: люди решили воздвигнуть высокую башню (до самого неба), чем и разгневали Всевышнего. Он разрушил незаконченное строение и в наказание разделил всех людей на национальности, говорящие на разных языках. Евреев же среди восставших против Бога не было…

Кто такие евреи? Для начала стоит развенчать самое распространенное заблуждение о том, что еврей - это национальность. На самом деле слово «еврей» очень тесно сплетено со словом «иудей», отсюда следует, что «еврей» - это религиозная принадлежность, вероисповедание. Любой человек, прошедший гиюр (процесс обращения в иудаизм), официально считается евреем.

Подведя итоги, можно ответить на вопрос о том, кто такие евреи. Ими могут стать и русские, и американцы, и немцы, и японцы, и жители любых других стран. Евреи - это те, кто принял еврейскую веру и все ее строгие законы, а также дети, рожденные от матери-еврейки, даже если впоследствии они открыто выступят против Торы и сменят вероисповедание.

Русскоязычные иудеи

Что означает понятие «русские евреи» и существуют ли такие? Безусловно, они существуют, но при этом резко отличаются от сородичей, проживающих в других странах. Прежде всего, меньшей религиозностью. Основная их масса относится к иудаизму также прохладно, как и к буддизму, к индуизму или к христианству.

В результате разделов Речи Посполитой состав Российской империи пополнили земли, на которых проживала основная часть иудеев. Уже к концу XIX века в России обитало почти 70% от всего еврейского народа. Эти люди - явление уникальное, это истина, которая не требует доказательств. Сформировалась особенная субэтническая группа, говорящая на русском языке, но при этом она принадлежала к нескольким культурам одновременно - русской и еврейской.

Русские евреи претерпели множество лишений. В 1908 году был принят указ, запрещающий им поступать в высшие учебные заведения. В офицерское звание не производились не только сами евреи, но и их потомки. Гонения, множественные запреты, ущемление прав и в конце концов холокост привели к массовой эмиграции евреев.

Сейчас в Израиле проживает одна шестая часть русских евреев. Они являются самой крупной этнической группой в стране и оказывают огромное воздействие на политическую и социальную обстановку. Интересно то, что для израильтян они русские, а для русских - евреи.

Нелюбовь к врагам

Почему евреев не любят? Евреи в России живут - этот факт не дает многим людям покоя. Возможно, дело в каких-то качествах и особенностях их нрава, присущих только этой нации? Скорее всего, нет. Что-то невидимое и незримое скрыто в них, это вызывает целую гамму чувств: от легкой и маловыраженной неприязни до откровенного отвращения. Существует предположение, что дело в зависти к их удаче, уму и богатству. Также есть более интересное и правдоподобное объяснение антисемитизму. Оно имеет духовные корни.

Даже ярые атеисты в глубине своей души не могут полностью отречься от мысли: «А вдруг Бог все же существует?», и если это действительно так, то люди не могут именовать себя хозяевами мира. Общество раздражает неистовая вера евреев в собственную богоизбранность. Антисемиты считают, что они претендуют на мировое господство, а также врожденное национальное превосходство. Иудейская концепция о мессии (мессианство) строится на том, что это не они назначили себя, а Всевышний выбрал их как хранителей и последователей учения о едином Боге (монотеизм).

Евреи в России всегда будут подвергаться нападкам, западная толерантность не приживется на этой территории. Религиозные фанатики не могут простить им сожжение Иисуса Христа; люди, для которых "Библией" является произведение Mein kampf, принадлежащее перу Адольфа Гитлера, также не поменяют своих убеждений.

Но еврейский этнос как будто полностью абстрагирован от мнений народа всего мира. И продолжает жить своей жизнью. Кстати, не забывая при этом делать акцент на собственной значимости и величине вклада в искусство, литературу, науку и т. д.

Евреи: фото

У еврейского народа есть особенности и во внешности, но не каждый человек способен отличить еврея от не еврея. С возрастом их черты становятся более выраженными. Считается, что еврея легко определить по носу - эта «выдающаяся» часть лица выдает национальную принадлежность. И действительно, тонкий, удлиненный нос с кончиком, сильно загнутым вниз - это черта, которой обладают многие евреи. Фото позволяет подробно рассмотреть этот признак.

Это характерный еврейский нос.

Была ли трагедия?

Холокост (всесожжение) - это слово, которое известно каждому человеку. История евреевхранит множество печальных фактов, но страшнее систематичного преследования и полного уничтожения не было ничего. Сколько же их погибло? В 1945 году была названа ужасающая цифра - 6 000 000 человек. Но современные исследования показали, что рассуждения о жертвах, исчисляемых миллионами, абсурдны и не подкреплены никакими доказательствами. Отрицание холокоста преследуется по закону. Почему же люди хотят скрыть правду и на чем основано утверждение, что погибло всего несколько сотен тысяч человек?

Ирвингисты (отрицатели) утверждают, что все это большая ложь и фальсификация, умышленное сокрытие исторических фактов. А делается это для того, чтобы хитрые евреи и дальше могли брать деньги у Германии, выставляя себя жертвами.

Основные аргументы ревизионистов:

  1. Отсутствие приказов об уничтожении говорит только о том, что их не существовало.
  2. Массовое исчезновение евреев - результат их переселения и депортации.
  3. Свидетельские показания евреев отличаются противоречием.
  4. Сожжение и отравление газом были экономически и технически невозможны в то время.

Люди разделились на два лагеря. Те, кто поддерживает евреев в этом вопросе, считают, что немцы, осознав, что война проиграна, начали создавать необходимую базу для отрицания холокоста. Как бы то ни было, людей погибло очень много. История евреев хранит множество свидетельств о массовых расстрелах и пытках, они сами называют все это одним коротким словом «шоа», что означает - "катастрофа, разрушение, крах".

Высший эшелон власти

Много мест заняли евреи в правительстве России. Причем они занимают самые престижные должности:

  1. Дворкович Аркадий Владимирович - заместитель председателя Правительства РФ.
  2. Шувалов Игорь Иванович - первый заместитель председателя Правительства РФ.
  3. Козак Дмитрий Николаевич - заместитель председателя Правительства РФ.
  4. Сечин Игорь Иванович - президент государственной нефтяной компании «Роснефть».
  5. Нургалиев Рашид Гумарович - министр внутренних дел РФ.
  6. Лавров Сергей Викторович - министр иностранных дел.
  7. Авдеев Александр Алексеевич - министр культуры.

Список можно продолжать очень долго. Ясно одно - евреи в правительстве России заняли практически все места. Часто можно услышать шутку о том, что Россия - это второй Израиль и огромное невспаханное поле для деятельности предприимчивых евреев. По неофициальным данным, их количество в правительстве составляет от 70-ти до 90 процентов. Причем началось это очень давно.

После царя к власти пришел Ульянов Владимир Ильич. Вождь не скрывал своей принадлежности к еврейскому народу, но не испытывал ни гордости, ни стыда по этому поводу. Его сменил Иосиф Виссарионович. Здесь мнения разделились: кто-то считает, что он - грузин, кто-то, что - осетин, кто-то, что он - еврей. Какие аргументы приводятся в пользу последней версии? Прежде всего, профессия его отца - сапожник. В те времена это являлось традиционным еврейским занятием. Ну, а главным доводом считается фамилия - Джугашвили. В переводе с грузинского «Джуга» - это "еврей". Таким образом, по-русски эта фамилия звучит как «сын еврея».

Евреи в российском шоу-бизнесе

Знаменитые евреи выступают на российской эстраде. Многие люди даже не подозревают о принадлежности любимых певцов и актеров к когорте еврейского народа. Ниже представлен их список:

  • Анжелика Варум (Варум Мария Юрьевна) - дочь композитора и театрального режиссера. Фамилия деда - Робак, он был вынужден сменить ее во время Второй мировой войны.
  • Леонид Агутин (Чижов Леонтий Николаевич) - родился в семье музыканта и учительницы. Девичья фамилия матери - Школьникова.
  • Лариса Долина (Кудельман Лариса Александровна) - родилась в Баку. Мать - Кудельман Галина Израилевна.
  • Жасмин. Родилась в еврейской семье.
  • Лолита Милявская (Горелик Лолита Марковна). Мама - русская, отец - еврей, после развода иммигрировавший на родину - в Израиль.
  • Борис Михайлович Моисеев - родился в тюрьме, мать - политическая заключенная (еврейка).
  • Михаил Захарович Шуфутинский - родился в семье евреев.
  • Музыкальная группа "Би-2" (Игорь Михайлович Бортник, Александр Николаевич Уман). Оба участника - евреи.
  • Елена Воробей (Елена Яковлевна Лебенбаум) - родилась в еврейской семье.
  • Максим Александрович Галкин - еврей по маминой линии.
  • Владимир Натанович Винокур - появился на свет в семье строителя (Натана Львовича Винокура) - еврей.
  • Леонидов Максим Леонидович - еврей.
  • Олег Михайлович Газманов. Его мать - еврейка.
  • Тамара Михайловна Гвердцители (Тамрико Гвердцители) - чистокровная еврейка.
  • Марина Арнольдовна Хлебникова - еврейка.
  • Клара Новикова - еврейка.
  • Валерий Миладович Сюткин - польский одессит с еврейскими корнями.

Знаменитые евреи снимаются и в российском кино:

  • Алика Смехова.
  • Илья Олейников.
  • Вениамин Смехов.
  • Михаил Полицеймако.
  • Иннокентий Смоктуновский.
  • Леонид Филатов.
  • Геннадий Хазанов.
  • Александр Цекало.
  • Инна Чурикова.
  • Леонид Ярмольник.

Все эти люди - лишь небольшая часть евреев, которых в России все знают и любят. Кто-то является большим почитателем их таланта, харизмы, но даже не догадывается об их еврейском происхождении.

Список евреев, носящих звание национальных героев России, включает почти 200 фамилий. Все эти люди отличились перед отечеством и заслуживают доброй памяти и вечной благодарности. Вот некоторые из них:

  1. Драгунский Давид Абрамович - полковник гвардии.
  2. Волынов Борис Валентинович - полковник.
  3. Абрамов Шетиель Семенович - капитан гвардии.
  4. Баршт Абрек Аркадьевич - майор.
  5. Березовский Ефим Матвеевич - старший лейтенант.
  6. Блувштейн Александр Абрамович - майор гвардии.
  7. Бубер Леонид Ильич - лейтенант.
  8. Вайнруб Матвей Григорьевич - генерал-майор.
  9. Гельман Полина Владимировна - старший лейтенант.
  10. Дыскин Ефим Анатольевич - красноармеец.

Характер. Черты. Нрав

Многие люди верят в то, что черты евреев имеют свои особенности и принципиальные отличия от черт характера других людей. Еврейский этнос обладает положительными и отрицательными качествами (как и у любого народа). Евреи наделены повышенной приспособляемостью, всегда с легкостью ориентируются в новом месте, не испытывают дискомфорт. Самоуверенность и наглость - на их языке эти черты называются коротким и емким словом «хуцпа».

Евреи необычайно устойчивы к любым конфликтам, жизнерадостны и очень умны. Все это позволяет им добиваться необыкновенных успехов в любой отрасли, отмечается тяга к знаниям, повышенная способность к обучению. Они всегда приходят на помощь друг другу, а также противопоставляют себя другим народам.

Значимый вклад в науку

Российские евреи заняли нишу не только в политике страны, но и в науке, искусстве.

  • Вольфкович Семен Исаакович (химик) - внес огромный вклад в развитие химии. Удостоен Сталинской премии второй степени за разработку технологического процесса комплексного использования фосфатного сырья с получением фосфорных и азотных удобрений, кремнефторида натрия и редких земель.
  • Бернштейн Сергей Натанович (математик) - его диссертация была посвящена решению проблемы Гильберта. Он нашел условия аналитичности решения уравнений второго порядка эллиптических и параболических типов.
  • Гинсбург Виталий Лазаревич (физик-теоретик) - Нобелевский лауреат, премирован за вклад в теорию сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей.
  • Канторович Леонид Витальевич (математик) - лауреат Нобелевской премии за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов.

О евреях существует один небезынтересный факт: 1/5 обладателей престижной Нобелевской премии - либо евреи, либо имеют еврейские корни. Это еще раз подтверждает силу и мощь их уникального интеллекта.

В искусстве этим людям также отведено много места:

  • Осип Эмильевич Мандельштам - это всем известный русский поэт, родившийся в еврейской семье.
  • Исаак Осипович Дунаевский - талантливый и знаменитый композитор еврейского происхождения.
  • Маршак Самуил Яковлевич - поэт, детский писатель (еврей).
  • Борис Леонидович Пастернак - выдающийся и почитаемый поэт, еврей по происхождению.

Таким образом, можно заметить, что евреи в правительстве, науке, искусстве покоряют невероятные вершины и не просто имеют успех, а производят настоящий фурор и переворот.

Гонимый и презираемый народ?

Но если они такие умные, успешные и талантливые, то неизбежно встает один вопрос: "Почему евреи - гонимый народ?" Они рассеяны буквально по всему миру, их пытались уничтожить, но вопреки всему они живы, более того, счастливы и сосредоточены на собственных великих свершениях. На самом деле вопрос носит риторический характер. Евреи, прожившие всю жизнь в России, конечно, отличаются от тех, кто родился на иудейской земле, но все же в их словах, жестах, поступках есть пренебрежение к «гоя», именно этим нелестным эпитетом награждаются люди - не евреи. Гой - это весь другой народ. И чаще всего это слово носит негативную окраску.

«Еврей - дворник»

Еврей - дворник - это короткий анекдот из далеких советских времен. Смысл шутки заключается в том, что эти люди никогда не занимались подобной «унизительной» деятельностью, они предпочитают высокооплачиваемые и престижные должности. Гордость, высокомерие и самолюбие - это неотъемлемые и основные черты евреев. Но наступил момент, когда ситуация начала меняться в худшую для них сторону. Переворотной стала знаменитая шестидневная война, в ходе которой израильские войска разгромили армии Египта, Сирии, Иордании и многих других арабских стран. Наступил период массовой эмиграции. Евреи в СССР систематично вытеснялись с руководящих постов.

Более 20 лет они получали отказы, пытаясь занять свое место под солнцем в стране Советов. Чтобы избавиться от них, принимались процентные нормы для приема в вузы. Все эти меры привели к мощнейшему движению еврейской эмиграции. В итоге сотни евреев начали спешно покидать территорию страны.

Фамилии евреев

Еврейские священнослужители имели два очень популярных титула - Леви и Коэн. Эти статусы передавались по мужской линии (от отца к сыну и т. д.). Именно эти слова послужили продуктом для образования целого ряда распространенных среди евреев фамилий:

  • Каганский;
  • Каганович;
  • Каганер;
  • Левит;
  • Левинсон;
  • Левитан;
  • Левитанский;
  • Левитин.

Более 3% еврейского населения носит фамилию Коэн, на втором месте стоит фамилия Леви (1,5%).

Многие фамилии являются производными от мужских имен. Если рассматривать это на простом примере, то можно взять русское имя Иван, добавить к нему окончание «ов» и получить широко известную фамилию Иванов. Тот же принцип действия и у евреев.

В России к имени добавляется суффикс «-ович/-евич», а в некоторых случаях «-ский/-чик». Получаются фамилии: Якубович, Беркович, Абрамович, Давидович.

Также популярны окончания «-бейн», «-штам», «-сон». (Давидсон, Якобсон, Аронштам, Гиршбейн, Мандельштам).

Фамилии могут образовываться и от женских имен. Например, фамилия Ривман произошла от имени Рива, Годельсон - от имени Голд, Цивьян - от имени Цива.

В главной еврейской книге - Торе - можно найти сравнения евреев с такими животными, как лев, осел, лань и т. д. Фамилия Йеуду отождествляется со львом, Нафтали - с ланью, Иссахара - с сильным и выносливым ослом.

Внешность тоже может стать поводом для образования фамилии. Файн - красивый, Шварцман - черный, смуглый, Штаркман обладает невероятной физической силой, встречались и забавные - Горбонос, Здоровяк, Беленький и т. д.

Называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.

На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.

Евреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме

Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм , и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).

Откуда взялись евреи?

Еврейский народ происходит от Авраама , которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.

Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э.) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13 ).

Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.

Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля) . Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком , а затем — с сыном Ицхака Яаковом .

У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим» ) еврейского народа.

Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун

— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали ;

— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер .

Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.

Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.

Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.

В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.

Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».

Кто еврей?

До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.

Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность , поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.

На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.

У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.

«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер , благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».

В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».

Еврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия

В 1948 году н. э. было создано государство Израиль , в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом в закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.

Вопрос «кто есть еврей?» является темой научных и популярных обсуждений, а также предметом жарких споров. Совсем не просто объяснить, кто такие евреи, кратко. Неопределенность вносят нечеткие грани между определениями еврейского этноса и еврейской национальной религии. И все же попытаемся найти ответ, кто есть еврей?

Что обозначает "еврей"?

Согласно еврейскому Священному писанию, Танаху, евреи вышли из Месопотамии – области в среднем течении рек Тигр и Евфрат, около 2 тыс. до н.э. Библейское слово иври дословно переводится, как “пришелец” с другого берега реки (вероятно Евфрата либо Иордана). Транслитерацией для библейского иври стало греческое х ебрайос (или эврэос) , от которого затем и образовалось русское понятие «еврей».

Еще одно русское определение «иудей», а также, cо временем принявшее отрицательную окраску, "жид " (заимствованное из итальянского giudeo ), сегодня обозначают религию евреев. А произошли они от греческого иудайос , которое было сконструировано для передачи библейского иехуди – потомок колена Иегуды. Сами же евреи в древние времена ассоциировали понятие “еврей” с национальной религией.

Можно ли стать евреем, не родившись им?

Итак, оба слова, и “еврей”, и “иудей” обозначают этнос. Но как определить этнос народа, который с давних времен живет в рассеянии и представители которого зачастую говорят на разных языках? Филон Александрийский, один из самых известных еврейских писателей древности, разделял жителей Александрии на евреев и остальных. Но как он отличал еврея от иного? Существовало ли какое-либо определение, согласно которому можно было дифференцировать людей? Можно ли было стать евреем, не родившись им?

Из библейской книги Эзра мы знаем, что браки с другими народами считались предосудительными, но, вместе с тем, достаточно распространенными. Кем считался в те далекие дни ребенок от смешанного союза? Наиболее древние из дошедших до нас источников – авторы эпохи Второго Храма – свидетельствуют, что принадлежность к еврейству определялась наличием отца-еврея. Иудаизм того времени был патрилинеальным.

Наследование еврейства по женской линии впервые стало известно лишь в талмудической литературе. По-видимому, это новация талмудических авторов, основанная на осуждении смешанных браков, которое можно найти в книге Эзра. Со временем матрилинеальный принцип стал общепринятым и вытеснил все другие формы наследственного приобретения принадлежности к еврейскому народу.

С давних пор иудаизм, не будучи миссионерской религией, был открыт для людей из иных народов. Основу этому усматривают в библейском законе, обязывающем сыновей Израиля радушно встречать пришельцев, оделять их хлебом и платьем. Со временем это трансформируется в институт прозелитизма, согласно которому прозелит – человек принявший новую веру – может войти в общину Израиля. Несмотря на то, что он сам был ограничен в возможности участвовать в некоторых храмовых церемониях, его потомки становятся равноценными израильтянами.

Для мужчин принятие еврейской веры подразумевало вступление в завет Авраама, т. е. обрезание, а иногда было необходимым и церемониальное окунание в воду. Долгое время конверсия в иудаизм не была институализирована, и человек, проживший немалое время в еврейской общине и принятый ею как свой, становился прозелитом. Со временем добавились требования, направленные на подготовку нового члена религиозной общины. Так, авторитет права 12 века, Моше Маймонид, предложил ввести предварительное принятие новообращенными всего комплекса заповедей. Процедуру конверсии начали выполнять религиозные суды, которые с переменным успехом занимаются этим и по сей день.

Сохранение этноса и религии

Унаследовав из древности проблематичность определений этноса и религии, современная еврейская культура не только сохранила ее, но даже в определенной мере усилила. Например, согласно Закону о возвращении, не только рожденный матерью еврейкой, но и происходящий от еврея по отцовской линии, а также новообращенный прозелит могут предъявить свои права на гражданство Израиля.

Древний народ, продолжая свою историю и постоянно обновляя свою самоидентификацию, нередко редуплицирует устоявшиеся структуры своих древних проблем, наполняя их новым содержанием.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»