Апостол любви.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1520-е годы. Ростовские земли

57,8 × 42 × 2,2. Дерево (липа), доска цельная, две врезные односторонние шпонки (утрачены), ковчег, левкас, паволока, темпера.

Происхождение не установлено. С 1970-х гг. находилась в собрании В. Г. Самсонова (1939–2001, Санкт-Петербург). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2007 г. Инв. № ЧМ-443.

Раскрыта до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.

Клеймо вырезано из створки Царских врат, видимо, еще в XIX в., причем основа была утоньшена, доска склеена по трещине и надставлена боковыми планками, с торца врезаны односторонние шпонки, теперь утраченные.

Золото фона сохранилось фрагментарно, живопись утрачена до доски по полям, большие вставки нового левкаса с записью, видимо сделанной во время выпиливания клейма из врат: на горке над Иоанном, под его табуретом, на одеждах апостола и на Евангелии. Вставки нового левкаса на свитке Прохора с текстом, в значительной степени (кроме двух последних строчек) новым; за спиной Прохора по линии склейки на всю высоту доски.

Царские врата, фрагментом которых является публикуемая икона, представляли собой наиболее распространенный к началу XVI столетия тип алтарных дверей – с четырехчастной композицией створок, где помещались образы пишущих евангелистов, и фигурным навершием с изображением сцены Благовещения. Судя по размерам сохранившегося фрагмента «Иоанн Богослов с Прохором», это были значительные по высоте царские врата (около 175 см, а с сенью – более 2 м), которые предназначались для иконостаса крупного храма.

Композиции клейм с образами пишущих евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея были относительно традиционными, однако восходили к разным изводам и отличались рядом особенностей, отражавших смысловые или художественные нюансы. Изображение Иоанна Богослова, как правило, размещалось в верхней части левой створки – симметрично образу святого апостола Матфея.

Иконография сцены с образом евангелиста Иоанна, пребывающего на острове Патмос и диктующего Евангелие юному Прохору, сложилась в византийском искусстве довольно рано. В основе ее лежит один из заключительных эпизодов апокрифического «Хождения Иоанна Богослова», составленного в V в. (славянский перевод существовал уже в XI в.) и повествующего о проповеди апостолом христианства в Эфесе и на Патмосе. Автором текста считался ученик апостола – Прохор, один из семи диаконов Иерусалимской церкви, который должен был сопровождать учителя, удалившегося от мира «в место безмолвно», чтобы записывать там («предать писанию») Божественное Откровение, виденное и слышанное Иоанном. Причем в противоположность известному и распространенному мнению о создании евангельского текста в Эфесе, а Апокалипсиса – на Патмосе, изложенному в анонимном сочинении «Деяния Иоанна» (II–III вв.), автор «Хождения…» утверждал, что богодухновенная книга также была записана им на острове, где и сохранялся ее оригинал – «хартия». В палеологовское время (видимо, в результате паломничеств и почитания святых мест на Патмосе, связанных с Иоанном Богословом) ставшая к тому времени преобладающей версия была дополнена еще одной подробностью – известием о пещере. Согласно преданию, там апостол пребывал во время своих аскетических и духовных подвигов и стал свидетелем Божественного Откровения. С этими подробностями текста связан особый, горный пейзаж сцены с черной пропастью скалистой пещеры.

Образ Иоанна Богослова – сидящего на скамье, резко обернувшись влево и прислушиваясь к исходящему с небес гласу Божьему, – сложился в палеологовском искусстве. Особенность представленной здесь сцены, также повторяющая иконографический мотив лицевых миниатюр, – в стоящем на колене апостола закрытом кодексе, как будто зримо подтверждающем создание евангельского текста. Апостол бережно поддерживает книгу левой рукой, в то время как выделенный на темном фоне гиматия благословляющий жест десницы направлен на Евангелие и пишущего под диктовку Прохора, придерживающего длинный, спускающийся по коленям свиток, – деталь, также восходящая к миниатюрам рукописных Евангелий. Сосредоточенно задумавшись и словно не обращая внимания на процесс письма, писец легко прикасается каламом к пергаменту и дописывает последнюю строчку, в которой читаются начальные слова Евангелия от Иоанна: «Въ на/чале / бе сло/во и сло/во бе к / ton h / Богъ и / ги Бга н» (Ин. 1, 1). Примечательная черта воспроизведенного текста, явно с ошибкой повторившего изображение рукописи, – сочетание славянских слов и греческих букв. Из миниатюры же заимствована замечательная подробность сцены – роговидный пенал со множеством оточенных для письма перьев или тростей, причудливо возвышающийся на высокой узкой скале внутри пещеры. Эти детали восходят к тексту «Хождения…», где говорится, что после трехдневного поста и молитвы Иоанн отправил ученика Прохора в город за «чернилами и хартией», а затем расположил писца рядом с собой («поставив одесную себе»). Выразительностью литературного описания объясняются и другие особенности: «…и по молитве рече къ мне: чадо Прохоре, яже слышиши из уст моих, и пиши на хартию. И отвръз уста свои Иоан, стоя горе и зря на небо, и рече: исконе беаше слово, и прочее к тому. Он стоя глаголаше, а аз седя писах, и сътворихом же два дни и 6 часов. Он глагола, а аз писах».

Иконографическая схема – сидящий и вполоборота развернувшийся Иоанн, обративший взор к исходящему с небес лучу (Божьему гласу) и благословляющий пишущего Прохора, – была наиболее традиционной. Различия в позах и жестах придавали изображению дополнительный смысл и подчеркивали передачу Божественного Откровения апостолом ученику. В целом композиция восходит к лицевым московским рукописям конца XV – начала XVI в., в которых встречается книга в руках апостола, заимствованная из ранних миниатюр, где изображен лишь сам Иоанн, указывающий на слова в раскрытом тексте Евангелия. Отмеченная особенность сохраняется и в московской иконописи этого времени, причем как в средниках больших икон «Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос, с хождением Иоанна Богослова», так и в клеймах Царских врат. Таковы, например, живописные киотцы первой четверти XVI в. (Череповецкий музей). Евангелие в руках апостола известно и по провинциальным по стилю алтарным дверям рубежа XV–XVI вв. из часовни собора Архистратига Михаила деревни Вахново (Череповецкий музей).

Более распространенным такой вариант изображения Иоанна Богослова оказался в ростовских землях, о чем свидетельствует самый ранний памятник, стилистически связанный с мастерами этого центра, – клеймо от Царских врат середины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря. Но самая близкая иконографическая параллель – Царские врата из деревни Паникарово близ Ростова, созданные около 1510 г. Примечательно, что отмеченная деталь изображения – книга в руках Иоанна – сохраняется и в более поздних памятниках ростовского или вологодского круга. Особенностями публикуемой иконы являются выпрямленные фигуры Иоанна, услышавшего весть о «превечном бытии Бога Слова», и Прохора, записывающего Откровение и безмолвно внимающего учителю, а также узкая горка между ними с установленными на ней принадлежностями для письма. Следует отметить и киноварные одежды Прохора, которые, хотя и отмечаются иконописными подлинниками, отнюдь не часто встречаются в искусстве конца XV – XVI в.

С искусством ростовских земель связывают икону и художественные особенности ее письма. Столь насыщенная красно-коричневая гамма, даже диссонирующая с приглушенным оттенком киновари, вспыхивающей по всей поверхности, с пятнами густых синих и зеленых цветов (а именно так были решены хитон и гиматий Иоанна, сильно пострадавшие и изменившие цвет при реставрации), встречается лишь в живописи Ростова. Для икон этого художественного центра характерны спрямленные и вытянутые, лаконичные и уплощенные фигуры с обтекаемым силуэтом, лишенным резких ракурсов и отлетающих складок, исполненный в основной тон одежд рисунок драпировок, а также мягкое личнóе письмо с плотной розовой карнацией и коричневыми описями. Даже легкие и тонкие киноварные разделки коричневых с белильными лещадками горок известны именно по памятникам ростовского происхождения. Поэтическая выразительность и образность одухотворенных ликов, плавность линий и уверенность рисунка пространственно развернутых фигур позволяют отнести Царские врата к достаточно раннему времени, не позднее конца 1520-х гг.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 10. С. 90–93 (текст И.А. Шалиной).

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Отк.1:9-11

Па́тмос, Патм (греч. Πάτμος) - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, в 70 км от Турции, один из Южных Спорадских островов. Площадь 34,6 км², протяжённость береговой линии около 63 километров; высочайшая точка Патмоса - 269 метров над уровнем моря. Остров скалист и практически безлесен. Численность населения - около 2500 человек.

Икона Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век.

Его великолепные природные ландшафты, потрясающая дикая природа, отличные пляжи, важные исторические памятники и особенная атмосфера острова привлекают огромное количество туристов со всех уголков мира. Остров Патмос также известен и глубоко почитаем в христианском мире. Именно здесь находится монастырь Святого Иоанна Богослова и знаменитая пещера Апокалипсиса.

Средневековое поселение Хора на острове Патмос, вместе со своими главными достопримечательностями - монастырем Святого Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса, признан исключительным архитектурным образцом ортодоксального паломнического центра в Греции. Хора - это один из немногих греческих городов, который находится в стадии непрерывного развития вот уже девять веков к ряду, начиная с самого момента своего основания в XII столетии. И это делает его по-настоящему выдающимся, ибо в мире осталось считанное количество поселений, где со времен раннего христианства и до наших дней, религиозные церемонии сохранились в своем неизменном виде. В 1999 году исторический центр Хора на острове Патмос был включен в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Монастырь Иоанна Богослова (наверху) и Пещера Апоколипсиса. остров Патмос

Настоящая история Патмоса началась вовсе не с заселения его микенцами, не со строительства на нем храмов Артемиды и Аполлона в классические времена и даже не с упоминания его такими видными историками как Фукидид и Страбон. Он вошел в историю как место, где цивилизация, к которой восходят истоки современного человечества, получила пророчество о том, что ждет ее в будущем.


Особого внимания заслуживают монастырь Святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса, напоминающие о жившем здесь святом Иоанне Теологе, попавшим на остров в 95 году нашей эры в качестве политического заключенного и создавшим здесь Евангелие и Апокалипсис - две величайшие книги христианства.



У входа в пещеру Апокалипсиса белый одноэтажный домик, стоящий на скале. В нем находится монастырская лавка.


В те времена практичные римляне превратили опустевший из-за скудности почв остров в место ссылки. Среди ссыльных оказался и евангелист и Апостол Иоанн Богослов, которого Веру на остров сослал император Домициан.


По мо­лит­вам апо­сто­ла Иоан­на лю­ди ис­це­ля­лись от те­лес­ных и ду­шев­ных неду­гов, бес­плод­ные жен­щи­ны по­лу­ча­ли спо­соб­ность к де­то­рож­де­нию, неве­ру­ю­щие об­ре­та­ли ве­ру. Хра­мы Апол­ло­на и Ди­о­ни­са на Пат­мо­се рас­сы­па­лись в прах, как толь­ко апо­стол на­чал мо­лить­ся. Боль­шую часть вре­ме­ни, про­жи­то­го в из­гна­нии, он про­вел, убеж­дая лю­дей оста­вить тще­ту язы­че­ства и об­ра­тить взо­ры ко Хри­сту.
За вре­мя пре­бы­ва­ния Иоан­на на Пат­мо­се по­чти все жи­те­ли ост­ро­ва об­ра­ти­лись ко Хри­сту.


В 96 го­ду на рим­ский трон взо­шел им­пе­ра­тор Нер­ва, ко­то­рый ан­ну­ли­ро­ва­л при­го­вор Иоанну и осво­бо­ди­л Апостола. По­лу­чив сво­бо­ду, Иоанн спо­до­бил­ся ви­де­ния, в ко­то­ром Гос­подь ска­зал ему, что на­ста­ло вре­мя вер­нуть­ся в Ефес, и они с Про­хо­ром (од­ним из пер­вых се­ми диа­ко­нов, ко­то­рый стал и его пер­вым агио­гра­фом) при­го­то­ви­лись к от­плы­тию. Од­на­ко хри­сти­ане Пат­мо­са ни­как не хо­те­ли от­пус­кать их и, как ска­за­но в жи­тии свя­то­го Иоан­на, за­пи­сан­ном Про­хо­ром, про­си­ли его оста­вить им пись­мен­ное из­ло­же­ние хри­сти­ан­ской ве­ры, чтобы им не от­кло­нять­ся от ис­тин­но­го уче­ния.


Пещера расположена ниже современного уровня дороги. Лестница к входу в пещеру.

Иоан­на рас­тро­га­ла эта прось­ба. Они с Про­хо­ром, взой­дя на пус­тын­ный холм и на­ло­жив на се­бя пост, ста­ли мо­лить­ся. На тре­тий день Иоанн по­слал Про­хо­ра в го­род за чер­ни­ла­ми и бу­ма­гой и ве­лел вер­нуть­ся через два дня. Ко­гда Про­хор воз­вра­тил­ся, апо­стол по­про­сил его встать спра­ва от се­бя. Вне­зап­но раз­дал­ся рас­кат гро­ма, за­свер­ка­ла мол­ния, за­дро­жа­ла зем­ля. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю, но Иоанн под­нял его, ска­зав: «Сядь у ме­ня по пра­вую сто­ро­ну». По­сле это­го он про­дол­жил мо­лит­ву и ве­лел за­пи­сы­вать его сло­ва.


Он сто­ял, гля­дя в небо, а по­том от­верз уста и за­го­во­рил: «В на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог...». Так на­чи­на­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на. Про­хор пи­шет, что они про­ве­ли то­гда на хол­ме два дня (точнее, он записывал слова Апостола два дня и шесть часов). Вер­нув­шись в го­род, Про­хор пе­ре­пи­сал все эти свя­тые сло­ва, чтобы оста­вить од­ну ко­пию на Пат­мо­се, а вто­рую от­дать Иоан­ну, от­прав­ляв­ше­му­ся в Ефес.



Вход в пещеру.
Надпись у входа гласит: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, есть дом Божий и врата Небесные».

Свя­щен­ное Пре­да­ние и цер­ков­ные пи­са­те­ли пер­вых ве­ков – свя­той Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ори­ген, свя­той Ири­ней и Ев­се­вий – утвер­жда­ют, что Апо­ка­лип­сис, по­след­няя кни­га ка­но­ни­че­ско­го Свя­щен­но­го Пи­са­ния, так­же бы­ла на­пи­са­на свя­тым Иоан­ном на ост­ро­ве Пат­мос, и что в ро­ли пис­ца и на этот раз вы­сту­пал Про­хор. Уда­лив­шись в уеди­нен­ную пе­ще­ру, апо­стол Иоанн сна­ча­ла про­жил там де­сять дней с Про­хо­ром, а по­том де­сять дней один, в по­сте и мо­лит­ве.


Ему был глас с небес, ко­то­рый ска­зал, что при­дет­ся по­до­ждать по­след­ние де­сять дней, и то­гда он по­лу­чит от­кро­ве­ние от Бо­га. Ко­гда вер­нул­ся Про­хор, Иоанн на­чал дик­то­вать ве­ли­кое и та­ин­ствен­ное от­кро­ве­ние Апо­ка­лип­си­са, сим­во­ли­че­ски опи­сы­ва­ю­щее со­бы­тия, ко­то­рые долж­ны про­изой­ти в кон­це вре­мен.
Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, в которой раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

В пещере устроена церковь с двумя приделами. Церковь совсем небольшая. Скорее всего, здесь во время службы может одновременно разместиться не более 20-30 человек.
Слева просторный придел Агиа Анна. Он был построен прп. Христодулом во имя Св.Анны, матери Девы Марии, а также для Анны Далассини, матери императора Алексея I Комнина.
Справа - малый придел, включающий в себя пещеру Апокалипсиса,которая имеет низкий скалистый свод.

Историк А. А. Дмитриевский в своей книге «Патмосские очерки» (1894 год) дал следующее описание пещеры:

Грот Апокалипсиса находится как раз на половине дороги от пристани к монастырю, в недалеком расстоянии от самой дороги. Снаружи он покрыт постройками, посреди которых возвышается изящный купол главного храма в честь святой Анны.


Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей.


Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Откр.6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем.

В углу пещеры обнесено позолоченной загородкой небольшое углубление в скале. Здесь спал Св.Иоанн, положив голову в это углубление. А чуть подальше за пределами загородки - совсем маленькая овальная ямка в стене, оправленная в серебро.

В это место апостол упирался ладонью, поднимаясь со своего ложа. Он в это время был уже в весьма преклонных летах.
На высоте человеческого роста находится природный аналой, на котором Прохор, ученик Иоанна, записывал все, что диктовал ему учитель. А на низком скалистом своде пещеры огромная тройная расщелина, возникшая, как говорят, во время Откровения - «...и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь» (Откр., 6, 12).

На вершине горы, на склоне которой расположена пещера, монастырь. Разумеется, Святого Иоана Богослова.Монастырь куда младше пещеры, XI век, но "младше", согласитесь звучит в этом случае забавно.


В 1088 году император Алексей I дал свое согласие на возведение монастыря, посвященного канонизированному Иоанну Богослову. Комплекс монастыря, на строительство которого ушло почти двадцать лет, напоминает крепость с характерными бастионами и башнями. Большое значение имеет монастырская библиотека, которая и сегодня считается одним из самых крупных хранилищ христианских манускриптов и старопечатных книг.

По прошествии более чем ста лет, а именно в 1208 году, вокруг монастыря было основано поселение Хора. Далее, в начале XVI века, город перешел под контроль турок и, как ни странно, вошел в период своего расцвета. Позже он был разграблен венецианцами и, впоследствии, ими же и восстановлен, вернув себе статус процветающего торгового центра. Сегодня здесь до сих пор продолжают появляться новые дома, но при этом сохранились и старинные постройки, заключающие в себе огромную культурную и историческую ценность.

Прошло целое тысячелетие. Жизнь человечества, внимавшего Божьим откровениям, изменилась, а судьба Патмоса оставалась все той же. Но в 1088 году подвижник Христодул, впечатленный красотой этого пустынного места, получил у императора Алексия I Комнина хрисовул на строительство монастыря Иоанна Богослова.

Строительство заняло целых 18 лет, но творению монахов и византийских зодчих была суждена долгая жизнь. И по сей день внушительные зубчатые стены XI века с башнями и бастионами возвышаются над островом, скрывая построенный в византийском крестово-купольном стиле храм Святого Иоанна с потрясающим резным иконостасом и уникальными фресками. Одна из них изображает чудесное спасение тонущего сына рыбака-язычника, которому Иоанн Богослов наказал помолиться Господу Иисусу Христу.


«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» – возвещал Дух Божий через святого апостола Иоанна, а его ученик Прохор записывал Благовестие.

Происходило это на острове Патмос, куда апостола Иоанна сослали римские власти за горячее исповедание веры в Иисуса Христа. Предварительно власти пытались отравить Иоанна, но, выпив по приговору суда предложенную ему чашу со смертельным ядом, апостол остался жив. Тогда его отправили в котел с кипящим маслом, но и оттуда он вышел невредимым. Оставалось одно – сослать с глаз долой.

Прибыв на Патмос, Иоанн первым делом отправился на пустынную гору молиться и поститься. И вот через три дня аскетических подвигов пещера, в которой жили Иоанн и его ученик Прохор, заколебалась, грянул гром, и скала треснула от гласа Божия. Прохор в страхе упал на землю. Апостол же поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» Так появилось Евангелие от Иоанна. Оно сразу же было переписано и распространено по всему острову.

Прошло время, и апостол вновь удалился в пещеру для подвигов, он не ел десять дней и все время молился Богу, прося открыть, что ему следует делать дальше. И был голос свыше: «Иоанн, Иоанн! Потерпи еще десять дней, и будет тебе откровение многого великого». Иоанн провел еще десять дней без еды. И совершилось дивное: Ангелы от Бога сошли к нему и возвестили много неизреченного. Тогда апостол послал Прохора за чернилами в селение, а потом два дня говорил ему о бывших откровениях, которые ученик старательно записывал. Так люди узнали Откровение о конце мира.

На руинах храма Артемиды

Трещину в каменном потолке пещеры Апокалипсиса можно увидеть и сегодня. Она разделяет скалу натрое, что символизирует Святую Троицу. Сейчас здесь устроена церковь. Рядом возведен православный монастырь во имя апостола Иоанна Богослова, который был основан святым Христодулом в 1088 году. Разрешение на строительство (золотую буллу) выдал византийский император Алексей I Комнин, сейчас этот документ хранится в монастырской библиотеке.

Местом для постройки обители был выбран холм с руинами храма Артемиды. Строительство продолжалось девятнадцать лет. За эти годы вокруг монастыря образовался небольшой поселок, положивший начало городу Хора. Величественная, окруженная массивными стенами с резными зубчатыми краями обитель, с бастионами и башнями, выглядит как неприступная крепость. И неспроста – Патмос не раз подвергался набегам пиратов, и тогда монастырские стены служили надежной защитой для всех островитян.

В 1111 году святой Христодул скончался. Мощи первого игумена поместили в обители, они хранятся в часовне, названной в его честь.

Одиннадцать инкунабул

Монастырь Иоанна Богослова продолжал действовать и в период, когда Патмос попал под власть турецкого султана после 1453 года. Спустя почти два века монахи с Патмоса посетили Россию. Они встретились с царем Алексеем Михайловичем и преподнесли ему в дар дивный камень с изображением Пресвятой Богородицы, выпавший из рук Ангела, когда апостол Иоанн писал Евангелие. Святыня была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Сейчас в монастыре Иоанна Богослова проживают 37 монахов, все они уроженцы острова Патмос. Уникальность ситуации заключается в том, что монастырь и жители острова существуют как одна семья, помогая друг другу.

Обитель обладает редким и обширным собранием рукописных и старопечатных книг, первые из которых появились еще при первом игумене. В начале XII века здесь насчитывалось 330 рукописей, из которых 267 были на пергаменте. Самые ранние относятся к V веку. В наше время монастырская библиотека – одна из крупнейших христианских библиотек мира. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул (книг, изданных в Европе от начала книгопечатания до 1 января 1501 года), около 1200 печатных книг XVI– XVIII веков и несколько тысяч современных.

Тайна смерти

После длительной ссылки на Патмосе Иоанн решил вернуться в Эфес. В этом городе по выпавшему ему жребию после Успения Божией Матери он проповедовал Евангелие и захотел продолжить свою деятельность, предостерегая христиан от возникающих ересей.

В Ефесе Иоанн обратил ко Христу множество людей и сотворил неисчислимые чудеса. Здесь прошли последние годы земной жизни апостола. Однако смерть его покрыта великой тайной.

Согласно житию, изложенному святым Дмитрием Ростовским, когда апостолу исполнилось более ста лет, он пришел с семью своими учениками в некое место и, отойдя на расстояние брошенного камня, начал молиться. Потом ученики, согласно воле апостола, выкопали ему крестообразную могилу. Преподав последние наставления и поцеловав каждого, Иоанн сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ей». Ученики покрыли его сначала до колен, а когда он снова поцеловал их, покрыли его до шеи, потом положили на его лицо покрывало и, поцеловав еще, с великим плачем покрыли полностью. Узнав об этом, братия из города пришли сюда и раскопали могилу, но ничего не нашли.

С тех пор каждый год 8 мая (по старому стилю) из гроба Иоанна появлялось благовонное миро или «розовый прах», который по молитвам святого апостола подавал исцеление болящим.

Местом захоронения апостола считается холм Аясолук. В первой половине VI века по повелению императора Юстиниана I на могиле возвели базилику.

Дни памяти святого апостола и евангелиста Иоанна 21 мая, 13 июля (Собор двенадцати апостолов), 9 октября (преставление)

По мнению некоторых толкователей Апокалипсиса, перед концом мира на землю вместе с пророком Илией и праведным Енохом будет послан апостол Иоанн, который не умер, а был взят на небо живым. Указания на это можно найти в церковном Предании, а также в Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе.

В блокнот паломнику:

Монастырь св. Иоанна Богослова

Греция, о. Патмос, Хора

Храм св. Иоанна Богослова

Горный Алтай, о. Патмос, село Чемал.

Галина Черёмушкина

Апостол Иоанн Богослов, один из ближайших учеников Иисуса Христа, апостол от Двенадцати, с его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: Евангелия от Иоанна, Послания апостола Иоанна, Откровения Иоанна Богослова.

Иоанн Богослов - один из наиболее часто упоминаемых в Священном Писании апостолов, «ученик, которого любил Иисус» (Ин. 20: 2-9; 21: 7; 21: 20). Евангелие свидетельствует, что братья Иаков и Иоанн занимались рыбной ловлей вместе с отцом Зеведеем, которого они оставили, последовав за Иисусом Христом.Ап. Иоанн Богослов. Икона из деисусного чина. 60-е гг. XIV в. (мон-рь Хиландар) В синоптических Евангелиях он представляется как один из первых и ближайших учеников Христа: вместе с апостолом Петром он готовит пасхальную трапезу, вместе с ним и апостолом Иаковом становится свидетелем самых великих чудес Христа: воскрешения дочери Иаира и Преображения, вместе с ними и с апостолом Андреем участвует в беседе о разрушении храма. Иоанн Богослов возлежал на груди Христа на Тайной вечере (Ин. 13: 23), стоял у креста и взял к себе Матерь Иисуса (Ин. 19: 26-27), получил вместе с Петром от Марии Магдалины весть об исчезновении тела Христа из гробницы и поспешил туда (Ин. 20: 2-3), узнал Господа при чудесном лове рыб (Ин. 21: 3-8). Иоанн Богослов дожил до глубокой старости. В апокрифических текстах описывается жизнь Иоанна Богослова, создание Евангелия: все, у кого были записи об Иисусе Христе, передали их Иоанну Богослову в Эфес; он разделил их на три синоптических Евангелия, а сам написал четвертое - дополняющее их. Во многих преданиях сообщается о ссылке Иоанна Богослова на остров Патмос при императоре Домициане. Апокрифические «Деяния Иоанна», полные многочисленными чудесами, завершаются рассказом о его преставлении в Эфесе в воскресный день после проповеди, молитвы и Евхаристии. Гробница Иоанна Богослова находится в Эфесе. В отличие от мощей других апостолов мощи Иоанна Богослова неизвестны в христианском мире. Согласно апокрифическому сказанию, после преставления святого на небо была взята не только его душа, но и тело, так же как это произошло с пророками Илией, Енохом и Богородицей.

Наряду с единоличными изображениями Иоанна Богослова широкое распространение в миниатюрах рукописей получили композиции, где он представлен диктующим евангельский текст Прохору. В основу иконографии положен соответствующий эпизод «Хождения Иоанна Богослова», в котором описано создание Евангелия. После нескольких дней, проведенных в уединенной молитве, апостол был удостоен божественного откровения, явленного ему в виде молнии и грома; посадив Прохора на землю справа от себя, он диктовал ему текст, стоя и глядя в небо. Наиболее ранние из сохранившихся изображений этого сюжета в двух Евангелиях конца X века и начала XI века (в Париже и на Афоне). В XI - XIII веках этот тип иконографии стал одним из самых распространенных и воспроизводился почти без изменений. Различия касаются только деталей: наличия или отсутствия горок и архитектурных мотивов на фоне, а также престола, на котором может сидеть Прохор, позы Прохора, реже позы и жестов Иоанна Богослова. Особая разработка темы божественного света, характерная для XIV века, представляет получение откровения как сообщение человеку нетварной божественной энергии. События происходят в пещере или на ее фоне. В некоторых случаях пещера могла быть настолько велика, что Иоанн Богослов и Прохор оказывались внутри ее. Иоанн Богослов и Прохор могли изображаться сидящими как на горках, так и на небольших престолах, внутри же пещеры нередко помещались столик с письменными принадлежностями, корзина со свитками и т. д. С XV в. подобные иконографические схемы получили распространение и в русских миниатюрах (Евангелие Хитрово, около 1400 года - РГБ; Евангелие из Успенского собора Московского Кремля (Морозовское), 1410-е годы - ГММК). Иконописные сюжеты основывались на разработанных в книжной миниатюре композициях. Например, Иоанн Богослов на острове Патмос - средник иконы конца XV века с 44 житийными клеймами из собрания музея имени Андрея Рублева.

Память апостола Иоанна Богослова празднуется 21 мая (8 мая по старому стилю), 9 октября (26 сентября по старому стилю) - Преставление апостола, и 13 июля (30 июня по старому стилю) - в Соборе двенадцати апостолов.

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. НерсесянЛ. В. Иоанн Богослов. Иконография. // Православная энциклопедия. Том XXIII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 679- 731.

2. Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Каталог древнерусской живописи XIV - начала XVII веков: Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

3. Лихачёв Н. П. Хождение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: По лицевым рукописям XV и XVI вв. СПб, 1911.

4. Friend A. M. The Portraits of the Evangelists in Greek and Latin Manuscripts // Art Studies. — Camb. (Mass.), 1927. Vol. 5. P. 115-147.

5. Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи конца XV в. // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 208-221.

6. Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Великого Новгорода, XV век. М., 1994.

7. Никитина Т. Л. Церковь Иоанна Богослова в Ростове Великом. М., 2002. С. 45-55.

8. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.

9. Красилин М. М. Икона «Евангелист и апостол Иоанн Богослов в молчании» // «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV - XX вв. из собрания В. Бондаренко. М., 2003.

10. Розанова Н. В. Иоанн и Григорий Богословы в рукописных книгах московского круга последних десятилетий XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство: вторая половина XV - начало XVI в.: К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 438-450.

11. Иконы Вологды XIV - XVI вв. М., 2007.

Апостол и евангелист Иоанн, названный Богословом, был сыном галилейского рыбака Заведея и Соломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида. Родители его были люди благочестивые, жившие ожиданием Мессии, еще в отрочестве они обучили Иоанна Моисееву закону. Святой Иоанн с детства помогал отцу в его трудах по рыболовству и торговле. Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников и был не малозначительным членом иудейского общества. Мать Иоанна, Соломия, согласно преданию – дочь святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Товарищами и единомышленниками Иоанна были жители той же Вифсаиды, святые братья Петр и Андрей, впоследствии также святые Апостолы. Они вместе слушали проповедь Иоанна Крестителя и стали его учениками, хотя не оставляли еще ни своего дома, ни своих занятий. Услышав свидетельство Иоанна Крестителя о Христе, как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, Иоанн Богослов вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем (Ин. 1:35-40). Однако, постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом (Мф.4:21; Мк.1:19).

Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51), видел преображение Господа (Мф.17:1; Мк.9:2; Лк.9:28), слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (Мк.14:33). Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса (Ин. 13:25). Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус». «Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

Апостолу Иоанну Богослову были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был успокаивать их, как несогласные с духом нового учения:

Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 54 - 56)

Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес) (Мк.3:17).

Предание отождествляет с Иоанном Богословом ученика (Ин. 18:15), который вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Его твёрдость в эти часы представляет контраст робости и отчаянию других апостолов, Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем. Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь опасениями собственной безопасности. Все остальные апостолы сочли дело своего Учителя проигранным и не почтили последних минут Его земной жизни. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх. ...Боящийся несовершенен в любви», – напишет Иоанн Богослов позднее (I Ин. 4:18). Умирая, Христос завещал апостолу Иоанну сыновние обязанности по отношению к Богородице (Ин. 19:26).

Апостол Иоанн Богослов был одним из первых свидетелей Воскресения Спасителя. А после Вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви (Гал. 2:9) и большую часть времени пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее Успения начинает проповедовать в других странах.

Иоанн Богослов упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф.10:2), от Марка (Мк.3:17), от Луки (Лк.6:14), а также в Деяниях Апостолов (Деян.1:13). О жизни апостола Иоанна Богослова после Успения Богородицы известно только из церковных преданий.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури. Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём. Шли годы, все апостолы из двенадцати уже приняли мученическую смерть за свою веру, только апостол Иоанн оставался в живых и продолжал проповедовать. При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, по словам Христа перед Вознесением: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море, где он прожил много лет. Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов, исцелил многих больных.

На острове Патмос во время молитвы на пустынной горе апостолу Иоанну было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира».

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес. Епископы и пресвитеры Эфесской церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя. По мнению Иоанна Богослова необходимо было предохранить верующих от этих учений.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры - о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово» (Ин. 1:1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). Главная мысль в его посланиях - христианам надо научиться любить: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).

Являясь для окружающих примером любви, апостол Иоанн заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. Любовь является главной особенностью духовного облика апостола Иоанна Богослова. Весь жизненный путь апостола - служение Любви.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Апостол Иоанн Богослов пережил всех своих собратьев апостолов и скончался уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. До последних дней своей жизни он собирал вокруг себя учеников и передавал им основы учения Христова. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны. По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!»

Когда остальные ученики услышали эту историю, и решили раскопать место захоронения учителя, могила оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того, ты иди за Мной». Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: «И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет» (Иоан. 21:22-23).

Несмотря на то, что тело апостола Иоанна не было обнаружено, каждый год на могиле святого апостола 8/21 мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных. Предполагаемая гробница Иоанна в Эфесе до настоящего времени привлекает к себе паломников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»