Все древние мифы. Почему древнегреческая мифология самая-самая? Чтоб луч вдохновенья в душе не погас

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Беллерофонт – сын коринфского царя Главка, – убив одного коринфянина, вынужден был бежать из родного города к царю Тиринфа Пройту. Но, к несчастью, жена Пройта, Антея, влюбилась в Беллерофоита. Когда он отверг ее, она пришла в ярость и сказала мужу, что Беллерофонт якобы домогался ее. В гневе Пройт хотел убить Беллерофонта, но не посмел поднять руку на гостя. Пройт отправил его с письмом к царю Ликии Иобату в котором просил отомстить юноше за нанесенное оскорбление. Иобат, прочитав письмо, послал Беллерофонта на верную гибель, велев убить Химеру – огнедышащее чудовище с головой льва, телом козы и змеей вместо хвоста.

Раз в 9 лет афиняне выплачивали Миносу тяжкую дань – 14 юношей и девушек отправлялись на Крит, где их пожирал Минотавр – чудовище, заточенное в построенном Дедалом Лабиринте. Тесей, сын афинского царя Эгея. решил плыть на Крит вместе с обреченными афинянами, чтобы убить Минотавра. Он сказал отцу, что если они добьются успеха, то на пути домой на их корабле будут белые паруса. Обычные же черные паруса станут сигналом, что Тесей погиб. На Крите дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея. Она дала ему меч, чтобы убить Минотавра, и клубок ниток, чтобы найти дорогу из

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

Миф по своей сути - одна из форм истории, удовлетворяющая присущую человеческому роду потребность в собственной идентификации и отвечающая на возникающие вопросы о происхождении жизни, культуры, отношений людей и природы. Так, греческая мифология оказала достаточно сильное воздействие на развитие античной культуры и в целом на формирование Мифы и легенды Древней Греции хранят прошлое человечества, являясь его историей во всех проявлениях.

Издревле у греков сформировалось представление о вечном, безграничном и гармонически едином Космосе. Их основывалось на эмоциональном и интуитивном проникновениях в таинство этого безграничного Хаоса, источника жизни мира, а человек воспринимался как часть космического единства. На ранних этапах истории легенды и мифы Древней Греции отражали представления об окружающей действительности, играли роль ориентира в повседневной жизни. Данное фантастическое отражение действительности, являясь первоисточником формирования мировоззрения, выражало бессилие человека перед природой, ее стихийными силами. Однако древние не боялись познавать мир, заполненный вселяющими страх Мифы и легенды Древней Греции свидетельствуют о том, что безграничная жажда познания окружающего мира взяла верх над страхом перед неизвестной опасностью. Достаточно вспомнить многочисленные подвиги мифических героев, бесстрашные приключения аргонавтов, Одиссея и его команды.

Мифы и легенды Древней Греции представляют собой древнейшую форму осмысления естественных явлений. Облик непокорной и дикой природы олицетворялся в виде одушевленных и вполне реальных существ. Фантазия населила мир добрыми и злыми мифическими существами. Так, в живописных рощах поселились дриады, сатиры, кентавры, в горах - ореады, в реках жили нимфы, а в морях и океанах - океаниды.

Мифы и легенды Древней Греции от сказаний других народов отличает характерная особенность, заключающаяся в очеловечивании божественных существ. Это делало их более близкими и понятными обычным людям, большинство из которых воспринимало данные предания как свою древнейшую историю. Таинственные, неподвластные пониманию и влиянию простого обывателя силы природы становились более объяснимыми для воображения простого человека.

Народ Древней Греции стал творцом неповторимых и красочных легенд о жизни людей, бессмертных богов и героев. В мифах гармонично сплелись воспоминания о далеком и малоизвестном прошлом и поэтический вымысел. Ни одно другое творение человека не отличается таким богатством и полнотой образов. Этим объясняется их незабвенность. Мифы и легенды Древней Греции подарили образы, часто используемые искусствомв различном осмыслении. Неисчерпаемые легендарные сюжеты часто использовались и до сих пор пользуются популярностью среди историков и философов, скульпторов и художников, поэтов и писателей. В мифах они черпают идеи для собственных произведений и нередко привносят в них какое-то новое соответствующее определенному историческому периоду.

отражая нравственные взгляды человека, его эстетическое отношение к действительности, помогли пролить свет на политические и религиозные институты того времени, понять природу мифотворчества.

Признана фундаментальным явлением всемирной истории. Она послужила основой для культуры всей Европы. Многие образы греческой мифологии прочно зафиксированы в языке, сознании, художественных образах, философии. Всем понятны и привычны такие понятия, как «ахиллесова пята», «узы Гименея», «рог изобилия», «Авгиевы конюшни», «Дамоклов меч», «нить Ариадны», «яблоко раздора» и многие другие. Но нередко, употребляя в речи данные крылатые выражения, люди не задумываются над их подлинным смыслом и историей возникновения.

Древнегреческая мифология сыграла немаловажную роль в развитии истории современности. Ее исследования позволили почерпнуть важную информацию о жизни древних цивилизаций и формировании религии.

Стимфальские птицы были последним порождением чудовищ в Пелопонесе, а так как власть Эврисфея дальше пределов Пелопонеса не распространялась, Геракл решил, что его служба царю окончена.

Но могучая сила Геракла не позволяла ему жить в праздности. Он жаждал подвигов и даже обрадовался, когда к нему явился Копрей.

"Эврисфей,- сказал глашатай,- повелевает тебе за один день очистить от навоза конюшни элидского царя Авгия".

Долго и славно правил златообильными Микенами царь Персей с царицей Андромедой, и детей боги послали им немало. Старшего из сыновей звали Электрионом. Был Электрион уже немолод, когда ему пришлось занять престол отца. Не обидели боги Электриона потомством: сыновей было у Электриона много, один лучше другого, а дочь только одна - красавица Алкмена.

Казалось, что нет во всей Элладе царства благополучнее, чем царство Микенское. Но напали однажды на страну тафийцы - свирепые морские разбойники, жившие на островах у самого входа в Коринфский залив, где река Ахелой вливается в море.

Широкошумным гулом дохнуло им в лицо это новое для них, неведомое грекам море. Синей пустыней простёрлось оно перед ними, таинственное и грозное, безлюдное и суровое.

Они знали: где-то там, на той стороне его бурливой бездны, лежат таинственные земли, населённые дикими народами; обычаи их жестоки, обличье ужасно. Там где-то лают по берегам полноводного Истра страшные люди с собачьими мордами - кинокефалы, псоглавые. Там носятся по вольным степям прекрасные и свирепые воительницы-амазонки. Там дальше густится вечная тьма, а в ней бродят, похожие на диких зверей, жители ночи и холода - гипербореи. Но где это всё?

Много злоключений ожидало в дороге смелых путников, но из всех им было суждено выходить со славой.

В Вифинии, стране бебриков, задержал их непобедимый кулачный боец, царь Амик, страшный убийца; без жалости и стыда он повергал ударом кулака на землю каждого чужеземца. Вызвал он на бой и этих новых пришельцев, но юный Полидевк, брат Кастора, сын Леды, сразил могучего, проломив ему висок в честной схватке.

Удалившись от знакомых берегов, корабль «Арго» много дней разрезал волны спокойной Пропонтиды, того моря, которое сейчас люди зовут Мраморным.

Наступило уже новолуние, и ночи стали чёрными, как вар, которым смолят корабельные борта, когда зоркий Линкей первый указал товарищам на возвышающуюся впереди гору. Скоро забрезжил в тумане низкий берег, показались рыбачьи сети на берегу, городок у входа в бухту. Решив отдохнуть на пути, Тифий направил судно к городу, и немного спустя аргонавты стояли на твёрдой земле.

На этом острове ждал аргонавтов заслуженный отдых. «Арго» вошёл в Феакийскую гавань. Всюду бесчисленными рядами стояли высокие корабли. Бросив якорь у пристани, герои пошли во дворец к Алкиною.

Глядя на аргонавтов, на их тяжёлые шлемы, на крепкие мускулы ног в блестящих поножах и на загар коричневых лиц, миролюбивые феакийцы шептали друг другу:

Должно быть, это Арес со своей воинственной свитой шествует в дом Алкиноя.

Сыновьями великого героя Пелопса были Атрей и Фиест. Проклял некогда Пелопса возничий царя Эномая Миртил, предательски убитый Пелопсом, и обрек своим проклятием на великие злодеяния и гибель весь род Пелопса. Тяготило проклятие Миртила и над Атреем и Фиестом. Ряд злодеяний совершили они. Погубили Атрей и Фиест Хрисиппа, сына нимфы Аксионы и отца их Пелопса. Это мать Атрея и Фиеста Гипподамия уговорила убить Хрисиппа. Совершив это злодеяние, бежали они из царства отца, боясь его гнева, и укрылись у царя Микен Сфенела, сына Персея, который женат был на сестре их Никиппе. Когда же умер Сфенел и сын его Эврисфей, захваченный в плен Иолаем, погиб от руки матери Геракла Алкмены, стал властвовать над Микенским царством Атрей, так как Эврисфей не оставил после себя наследников. Завидовал Атрею брат его Фиест и решил каким бы то ни было способом отнять у него власть.

У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Беллерофонта, когда он был еще юношей, постигло несчастье: он убил нечаянно одного гражданина Коринфа и должен был бежать из родного города. Он бежал к царю Тиринфа, Пройту. С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя. Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему:

О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!

Грозен Борей, бог неукротимого, бурного северного ветра. Неистовый носится он над землями и морями, вызывая полетом своим всесокрушающие бури. Увидал однажды Борей, проносясь над Аттикой, дочь Эрехтея Орифию и полюбил ее. Молил Борей Орифию стать его женой и позволить ему унести ее с собой в свое царство на далекий север. Не соглашалась Орифия, боялась она грозного, сурового бога. Отказал Борею и отец Орифии, Эрехтей. Не помогали никакие просьбы, никакие мольбы Борея. Разгневался грозный бог и воскликнул:

Я заслужил сам такое унижение! Я забыл о моей грозной, неистовой силе! Разве подобает мне смиренно умолять кого-либо? Лишь силой должен я действовать! Я гоню по небу грозовые тучи, я вздымаю на море, словно горы, волны, я с корнем вырываю, как сухие былинки, вековые дубы, я бичую градом землю и в твердый, как камень, лед превращаю воду -- и я молю, словно бессильный смертный. Когда я несусь в неистовом полете над землей, вся земля колеблется и содрогается даже подземное царство Аида. И я молю Эрехтея, словно я его слуга. Я должен не молить отдать мне в жены Орифию, а отнять ее силой!

Освободившись от службы царю Эврисфею, Геракл вернулся в Фивы. Здесь он отдал свою жену Мегару верному другу Иолаю, объяснив свой поступок тем, что его браку с Мегарой сопутствовали неблагоприятные предзнаменования. На самом деле причина, побудившая Геракла расстаться с Мегарой, была иной: между супругами стояли тени их общих детей, которых Геракл убил много лет назад в припадке умопомрачения.

В надежде обрести семейное счастье, стал Геракл подыскивать себе новую жену. Услыхал он, что Эврит, тот самый, который учил молодого Геракла искусству владения луком, предлагает в жены свою дочь Иолу тому, кто превзойдет его самого в меткости.

Отправился Геракл к Эвриту и без труда победил его в состязании. Такой исход безмерно раздосадовал Эврита. Выпив для большей уверенности изрядное количество вина, он сказал Гераклу: "Свою дочь такому злодею, как ты, я не доверю. Или не ты убил своих детей от Мегары? Кроме того, ты раб Эврисфея и заслуживаешь лишь побоев от свободного человека".

Произведения разбиты на страницы

Древние мифы и легенды Древней Греции

Они были созданы более двух тысяч веков назад и знаменитый ученый Николай Кун адаптировал их в начале 20 века, но внимание юных читателей со всего мира не угасает даже сейчас. И не важно в 4, 5 или 6 классе изучают мифы древней Греции - эти произведения древнего фольклора считаются культурным наследием всего мира. Нравоучительные и яркие истории про древнегреческих богов были изучены вдоль и поперёк. А теперь мы читаем онлайн нашим детям о том, кто были герои легенд и мифов Древней Греции и пытаемся выразить в краткое содержание смысла их поступков.

Этот фантастический мир, удивителен тем, что, невзирая на ужас обычного смертного перед богами горы Олимп, порой обычные жители Греции могли втупить в спор или даже в бой с ними. Подчас короткие и простые мифы выражают в себе очень глубокий смысл и могут доступно объяснить ребёнку правила жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»