Монтаж строительных конструкций е современном строительстве. В индустриальном строительстве России монтаж строительных конструкций является ведущим технологическим процессом.Этому способствуют развитая промышленность по производству конструкций и деталей для сборного строительства, наличие эффективных средств механизации, возможность осуществлять монтаж поточными методами, включая совмещенное ведение строительных процессов, крупноблочную сборку, конвейеризацию.
Мы представляем вам новый метод строительства. Это строительная система, использующая новейшие технологии холоднокатаного профиля. Готовые профили изготавливаются сборной системой, они могут поставляться индивидуально или монтироваться в необходимых формах. Подключение определенных форм осуществляется с помощью винтов или заклепок. Система разработана в соответствии с принципом «сделай сам» - сухое строительство. Все здания могут быть покрыты различными материалами.
Коэффициенты температурной переходности для низкоэнергетических и пассивных зданий могут быть достигнуты в зависимости от типа и толщины изоляции. Можно построить семейные дома, коммерческие и хозяйственные постройки до четырехэтажной высоты. Прочность здания составляет 150 лет. Эта система строительства используется более 20 лет во всем мире.
Монтаж строительных конструкций осуществляется при возведении не только полносборных, но и неполносборных зданий. Например, при строительстве здания с кирпичными стенами монтируются фундаментные блоки, элементы каркаса, плиты перекрытий и покрытия, лестничные марши и т. д.
Удельный вес монтажных работ в строительстве увеличивается с каждым годом. Наряду со снижением массы отдельных конструкций происходит их укрупнение с доведением до максимальной заводской и технологической готовности.
Во время монтажа здания не требуется больших кранов. Для установки не требуются квалифицированные рабочие. Производятся контролируемые и точные компоненты для установки на месте. Отделочные работы не представляют проблемы, так как имеются монтажные отверстия для монтажа.
Цена этого метода строительства ниже, чем классическая цена метода, и это намного лучше с точки зрения изоляции и стабильности зданий. Улучшение качества жизни на построенных объектах достигается за счет энергоэффективности и в то же время увеличивается стоимость зданий.
Дтя нужд строительства созданы мощные краны, обладающие повышенной грузоподъемностью и мобильностью. Одновременно с этим применяют бескрановые методы монтажа, основанные на использовании домкратов и электромеханических подъемников. Осваиваются методы монтажа с использованием летательных аппаратов: вертолетов и дирижаблей. Все шире применяют средства дистанционного управления монтажным процессом на базе теле- и радиосвязи, вступает в промышленное освоение роботизация монтажных операций.
Чтобы лучше понять энергоэффективность, необходимо подключить несколько эффектов. Во многих отношениях энергоэффективность способствует улучшению состояния здоровья людей посредством контроля качества внутренней температуры, снижения влажности в помещении и плесени, и все это связано с сокращением респираторных заболеваний.
В качестве «шкива» называется только действительная роль. Барабан изготовлен из дерева, подшипник облицован медью, так что катушка может легко поворачиваться и, конечно же, хорошо смазываться. Шкив использует принцип простого отклонения или преобразования напряжения без перевода. Это не шкив, а простая кабельная направляющая для подвижного кросс-дерева, только шкив, и поэтому не использует принцип колеса с осью, что египтяне не знали в то время.
В дальнейшем по мере совершенствования и внедрения в строительное производство прогрессивных технологическо-организационных факторов индустриализации будут возрастать объемы и роль монтажа строительных конструкций, обеспечивая сокращение себестоимости и сроков возведения зданий и сооружений.
Состав и структура процесса монтажа. Под комплексным технологическим процессом монтажа строительных конструкций понимают совокупность всех процессов и операций, в результате выполнения которых получают каркас, часть здания или сооружения, либо сами здания и сооружения. Данные процессы и операции, позволяющие получить готовую продукцию, подразделяют на транспортные, подготовительные и собственно монтажные процессы (рис. 13).
Охотники всегда использовали эту технику, когда хотели заправить свою пищу в мешке высоко в ветвях дерева, чтобы дикие животные не могли есть содержимое мешка. Канат перебрасывается через ветку, и мешок тянется вверх, пробегая на короткое расстояние и тянет веревку. Требуется меньше энергии, чем тянуть веревку.
Как была построена пирамида Хеопса?
Применение принципа отклоняющего шкива на наклонной плоскости: вы можете тянуть камень вверх, бегая под гору. То, что египтяне хорошо знали эту технику, доказывает сложную технику подвески, которая была применена к замкам в преддверии королевской палаты. Здесь осенние камни прикреплены канатами над лучом. Нажмите здесь, чтобы получить изображение с применением этого принципа на фланге пирамиды. Критические вопросы о методах Лёнера обобщены. Преобладающее мнение заключается в том, что огромные строительные пандусы на нескольких сторонах боков пирамиды подхватили, и на них навалились блоки камня.
К транспортным процессам относятдоставку, разгрузку, складирование и приемку конструкций. При складировании конструкций проверяют их качество, размеры, маркировку и комплектность.
Подготовительные процессывключают укрупнительную сборку, временное (монтажное) усиление конструкций, обустройство и подачу конструкций в виде монтажной единицы на монтаж.
Однако, изучая эти модели для их практичности, можно видеть, что каждая из этих моделей рампы представляет собой ряд серьезных проблем. Различные попытки практически реализовать такие теоретические модели построения пирамиды потерпели неудачу. Через три недели известный египтолог просто сумел построить пирамиду высотой 6 м из 186 кирпичей с использованием железных инструментов, грузовиков и 44 рабочих, а это означало, что через три недели они составили чуть более половины камней, которые ежедневно пирамиды!
Подробные расчеты работы строителей пирамид. Нет - были небольшие вспомогательные пандусы, которые использовались, например, для транспортировки камней из карьеров на Плато Гизы и которые они также выкапывали. Эти вспомогательные пандусы, которые имели небольшой уклон, вывезли на несколько сотен метров в конструкцию - но не вверх по зданию, и они не покрывали его.
Собственно монтажные процессы включают строповку (захват), подъем (перемещение), наводку, ориентирование и установку с временным креплением, расстроповку, выверку, окончательное закрепление конструкций в проектном положении и снятие временных креплений.
■* НПОДЯ»
И кто юм 1 mww Не нужно было строить пандусы, которые охватывали сотни тысяч кубических метров и приходилось преодолевать более 100 вертикальных метров. Транспортная проблема решила египтян с помощью простого блока шкивов. Рельсы установлены на вспомогательных рампах, катаные круглые бревна не подходят, потому что транспортировка камней должна проводиться с минимальными усилиями. Каждое проскальзывание, каждая нерегулярность, даже каждый камень на буксирной полосе, приводит к более высокому трению, что, в свою очередь, требует больших усилий или больше буксиров. | |||
ПрСНДОСМ |
|||
Псдг о1ов ч! мест ушрвеад |
|||
ОбчтрйСЧб Применение методов Франца Лёнера по построению пирамиды ХеопсаИзвестные модели рампы опровергнуты. Являются ли методы Франца Лёнера полезными на самой большой пирамиде в Египте, измеряется 59-метровая пирамида Хеопса. Выращивание каменных слоев во время строительства пирамиды Хеопса и создание коридоров и камер внутри. Пирамида Хеопса - одно из классических семи чудес света и уникальное по размеру. Размер пирамиды Хеопса, строительные работы, материалы. Шаг за шагом от карьера до высоты пирамиды всех каменных слоев пирамиды Хеопса. Гранит был впервые использован в большом масштабе в строительстве Пирамиды Хеопса - коридоры и внутренние пространства выложены с ним. Эти гранитные блоки являются не только проблемой конструкции пирамиды из-за их размера и веса, но также и потому, что гранит значительно сложнее, чем известняк. |
УеымйР! с ■ре wtumw «{КЯДОнЖМ |
||
| rbiUUU"h* нопкшч |
1 0ч»«цй1|пиия 1 м«доммчс- |
Т(Ын.[Лн{] Р«|н? Операции
Вот почему взлом и механическая обработка - это вызов. В доктрине говорится, что даже твердый гранит работал с инструментами из меди. Франц Лёнер практически попробовал это и подтвердил свое подозрение в более длинных сериях экспериментов, что это невозможно, поскольку медные инструменты практически ничего не могут сделать против твердого гранита, они чрезвычайно быстро изношены. Итак, как можно было сломать и обработать гранитные каменные блоки? Франц Лёнер показывает, что это было возможно только с помощью железа, и сообщалось, что они знают о его производстве и использовании.
МСН-ГГА* СТРОИТЕЛЬНЫ* KOHCTW КЦИЙ
Рис. 13. Состав и структура процесса монтажа
Приведенная структура процесса монтажа строительных конструкций является обобщающей и в каждом конкретном случае может быть уточнена в сторону увеличения или уменьшения подлежащих выполнению отдельных операций и процессов.
Организационно монтаж строительных конструкций может быть осуществлен по двум схемам: монтаж «со склада» и монтаж «с транспортных средств».
Франц Лёнер не утверждает, что сами египтяне знали сложный процесс, необходимый для производства ковкого железа, но что они приобрели ценное кованое железо через торговлю. Египетские кузнецы сделали из них инструменты, а также смогли их восстановить. Каменные разрушения и каменные работы с медными или железными инструментами?
В дополнение к методам построения пирамиды в этой книге также рассматриваются различные теории строительства пирамиды, цель строительства, период строительства и хронология четвертой династии. Выдержки из книги были любезны д-ром. На этом этапе мы хотели бы поблагодарить его за поддержку этого сайта! Хериберт Иллиг и Франц Лёнер.
При организации монтажа со склада все вышеуказанные технологические процессы и операции выполняются непосредственно на строительной площадке.
При организации монтажа с транспортных средств на строительной площадке выполняют только собственно монтажные процессы. В этом случае полностью подготовленные к монтажу конструкции поставляют на сборочную площадку с заводов-изготовителей в точно назначенное время и непосредственно с транспорта подают к месту уста
Рекомендуемая книга о хронологии Египта. Хериберт Иллиг и Гуннар Хейнсон. Археологические и технологические основы для переписывания истории Египта и остального мира. На даты использовалась обычная египетская хронология четвертой династии. Есть и другие король-списки, такие как Абидос, Карнак или Тенера Саккара.
Многие египтологи пытались определить начало первой династии. Культурное развитие Египта также содержит так много пробелов, несоответствий и противоречий. Хейнсона «Когда жили фараоны?». Ли пирамида регулярно росла во всех местах, столь же быстро до сих пор не может быть определена. Тем не менее, особенно в коридорах внутри пирамиды, процесс строительства должен был быть запланирован и скоординирован через минуту. Фазы строительства на строительной площадке пирамиды.
новки в проектное положение. При этом должна быть соблюдена комплектная и ритмичная доставка только тех конструкций, которые намечены к монтажу в данный день, час, минуту. Метод прогрессивен, так как отпадает необходимость в приобъектных складах; исключаются промежуточные перегрузки сборных элементов; создаются благоприятные условия для производства работ на стесненных территориях; организация труда приближается к заводской технологии сборочного процесса, обеспечивающей устойчивость потока в строительстве.
Лёнер Строительство пирамиды Хеопса. Более старые исследования в значительной степени предполагали измерение древних зданий соответствующего культурного периода в определении древних единиц. Однако этот исходный жанр является приемлемым, если нет других источников. Причины этого следующие.
Даже сегодня строительство не обрабатывается подробно. Если принять лишь несколько мер по структуре, совпадение или совпадение может привести к неверному истолкованию; Например, длина фронта храма обычно может быть четко выражена в нескольких древних единицах. Это приводит к далеко идущим ошибкам, если археолог не разбирается в древней метрологии.
Методы монтажа строительных конструкций. Методы монтажа элементов конструкций находятся в прямой зависимости от степени укрупнения монтажных элементов, последовательности установки, способа наводки конструкций на опоры, средств временного крепления и выверки и других признаков.
В зависимости от степени укрупнения различают:
Тем не менее, были учтены измеренные размеры более 200 объектов, причем каждый объект, способствующий, по меньшей мере, двум мерам, часто больше. Оценка проводилась в соответствии с методами научной статистики. Сегодня существует пять математических процедур для изучения измеренных данных, которые установлены на компьютерах, и каждый из них придерживается другого математического подхода.
Для набора данных всегда необходимо использовать несколько процедур для взаимного контроля. Всегда регистрируйте не менее 20 измеренных расстояний. Сегодня эти методы больше не используются для создания новых единиц измерения, но для определения уже известных древних или. Предварительная метрическая единица использовалась на здании.
мелкоэлементный монтаж из отдельных конструктивных элементов, характеризующийся значительной трудоемкостью и неполной загруженностью кранового оборудования из-за большой разницы в массах различных элементов;
поэлементный монтаж из отдельных крупных конструктивных элементов (панели, колонны, плиты, рамы и т. д.), требующий минимума затрат на подготовительные работы, широко применяющийся при возведении промышленных и гражданских зданий и монтаже «с транспортных средств»;
Более поздние метрологические исследования привели к осознанию того, что, поскольку Среднее Королевство Египет, как правило, структуры были спроектированы на основе сетки квадратов или равносторонних треугольников. В то время как в первые дни метрологии строительных исследований были получены или выведены длины единиц измерения, сегодня установленная метрология может использоваться в исследованиях строительства для выявления старой единицы измерения и разделения фаз строительства, как и на этапах строительства, как это часто наблюдается Меняется Маяйнхеит.
блочный монтаж из геометрически неизменяемых плоских или пространственных блоков, предварительно собранных из отдельных элементов. Массу блоков доводят до максимально возможной грузоподъемности монтажных механизмов. При этом снижается число монтажных подъемов, наиболее полно используется грузоподъемность монтажных кранов, исключается выполнение на высоте большинства монтажных операций.
Конструкций полносборных зданий
Здесь излагаются основные математические термины и методы, от базовых знаний до дифференциальных и интегральных исчислений. На основе практико-ориентированных задач можно изучать применение математических методов. Техническое строительство зданий: правильный выбор материалов и детальная подготовка от фундаментов до кровель, от дизайна интерьера до установки. В здании рассматриваются законы, нормы, правила кустарного промысла, экономическая эффективность, целесообразность, безопасность, стабильность, экологические аспекты, физика строения, уход и продолжительность жизни, а также оптический эффект компонентов.
Примером плоских блоков могут служить рамы многоэтажного здания, элементы фахверка из металлических конструкций, блоки оболочек и т. д. Пространственными блоками являются элементы покрытия промышленных зданий на ячейку.
В зависимости от последовательности установки отдельных монтажных элементовразличают:
раздельный (дифференцированный) монтаж , который выполняют путем установки, временного и окончательного закрепления однотипных конструктивных элементов, например колонн, ригелей, плит и т. п.;
комплексный монтаж , который предусматривает установку и окончательное закрепление всех конструктивных элементов одной ячейки здания;
комбинированный (смешанный) монтаж , представляющий сочетание раздельного и комплексного методов. Например, отдельный монтажный поток устанавливает колонны, а затем со смещением во времени параллельно следующий монтажный поток устанавливает все остальные элементы. Способ эффективен при наличии различных монтажных средств, обеспечивающих работу полного монтажного потока.
В зависимости от способа установки в проектное положение различают следующие виды монтажных процессов:
свободный монтаж, выполняемый наращиванием; при этом монтируемый элемент без каких-либо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Недостатками данного способа являются повышенная сложность и высокая трудоемкость работ, возникающих из-за необходимости выполнения выверочных, крепежных и других операций на высоте;
ограниченно-свободный монтаж , при котором монтируемая конструкция устанавливается в направляющие ориентиры, упоры, фиксаторы и другие приспособления, частично ограничивающие свободу перемещения конструкций и обеспечивающие снижение трудозатрат на временное крепление и выверку. Достигается повышение производительности кранового оборудования за счет снижения монтажного цикла;
принудительный способ монтажа конструкций, основанный на использовании кондукторов, манипуляторов, индикаторов и других средств, обеспечивающих полное и заданное ограничение перемещений конструкций от действия собственной массы и внешних нагрузок. Способ обеспечивает повышение точности монтажа и снижение трудозатрат, обеспечивает переход на безвыверочный монтаж.
Способы установки элементов являются неотъемлемой частью проекта производства работ. Оптимизация методов монтажа производится путем технико-экономического анализа с учетом определяющих факторов: конструктивных особенностей здания, массы элементов, рельефа площадки и требуемых площадей, наличия монтажного оборудования, нормативных сроков строительства.
Подготовка элементов к монтажу предусматривает укрупни-тель- ную сборку в плоские или объемные блоки; временное усиление элементов для обеспечения их устойчивости; обустройство подмостями, лестницами, ограждениями и другими временными приспособлениями для безопасного и удобного ведения работ; закрепление страховочных канатов, расчалок, оттяжек и др.
Укрупнительная сборка конструкций. Укрупнительную сборку конструкций применяют в тех случаях, когда элементы конструкций из- за их габаритных размеров или массы не могут доставляться с заводов- изготовителей в целом виде. При этом на объектах части элементов (отправочные марки) перед монтажом укрупняют до целого элемента. Из сборных железобетонных конструкций производят укрупнительную сборку ферм пролетом 24 м и более и высоких колонн. Кроме того, приходится укрупнять металлические подкрановые балки, имеющие пролет более 13,77 м (длина четырехосной железнодорожной платформы). Укрупняют и фермы покрытий с фермами световых и аэрационных фонарей.
В последние годы широко распространено укрупнение конструкций в монтажные и монтажно-технологические блоки. В этом случае сборку ведут на нижнем уровне строительной площадки, т. е. в более благоприятных условиях. Кроме того, укрупнение конструкций в блоки существенно сокращает сроки строительства, так как ведется параллельно с возведением здания или с опережением.
Укрупнение в блоки наиболее часто осуществляют при монтаже покрытий одноэтажных зданий по металлическим фермам и балкам. Блоки размером на ячейку здания укрупняют из ферм попарно с соединением их связями, прогонами, а в отдельных случаях укладывают и штампованные металлические настилы или щиты из легких материалов. Известны примеры укрупнения металлических конструкций покрытий в блоки, состоящие из двух подстропильных ферм, трех стропильных и фонарных ферм, прогонов по фермам и фонарям и штампованного металлического настила.
Железобетонные фермы и колонны обычно укрупняют на складах и оттуда подают на монтаж в укрупненном виде. При завозе отправочных марок ферм и колонн непосредственно в зону монтажа укрупнение производят у мест установки (в зоне действия монтажного крана).
Железобетонные фермы укрупняют в вертикальном положении в специальных стеллажах кассетного типа. Положение стыка регулиру-
ют с помощью механических или гидравлических домкратов. Железобетонные колонны укрупняют в горизонтальном положении. Механизированную выверку стыкуемых элементов обеспечивают специальными кондукторами.
Укрупнительную сборку металлических конструкций выполняют преимущественно на складах и специальных площадках возле строящихся объектов, так как для такой сборки требуется устройство стационарных стеллажей.
Металлические фермы и подкрановые балки из-за их большой поперечной гибкости укрупняют преимущественно в горизонтальном положении. В вертикальном положении иногда укрупняют фермы пролетом 24 м и более и с фонарями, чтобы при их кантовке не приходилось применять специальных приспособлений или производить временное усиление.
Укрупнение конструкций в блоки размером на ячейку при больших объемах работ осуществляется на конвейерных линиях. Конвейерная линия размещается на рельсовых путях, по которым на специальных тележках перемещаются укрупняемые блоки. На каждом посту выполняется только один вид работ по укрупнению. Блоки укрупняют из ферм, объединенных связями и прогонами, с устройством кровли в виде профилированного утепленного настила. Каждый пост оснащают необходимыми монтажными приспособлениями и механизмами, количество которых колеблется от 4 до 16. Для удобства работы посты выполняют открытыми и закрытыми (в тепляках), что дает возможность выполнять ряд строительных процессов независимо от погодных условий.
Монтажное усшение конструкций. Временное усиление элементов конструкций при монтаже выполняют в тех случаях, когда применяемые способы строповки не могут обеспечить прочности и устойчивости монтируемых элементов в целом или их отдельных частей при подъеме. В основном это относится к монтажу металлических ферм, пояса которых при большой свободной длине могут оказаться недостаточно устойчивыми в направлении из плоскости ферм.
Металлические фермы обычно поднимают за 2-4 узла верхнего пояса. При строповке за узлы, расположенные близко к середине фермы, в нижнем поясе, рассчитанном на растяжение, возникает усилие сжатия и из-за большой гибкости из плоскости фермы он может потерять устойчивость. При строповке за узлы, расположенные у опорных концов фермы, хотя изменения знаков усилий в поясах и не происходит, верхний сжатый пояс при большой его свободной длине также может оказаться недостаточно устойчивым. Кроме того, такая строповка требует применения длинных тяжелых траверс или монтажа ферм при помощи двух кранов, поэтому для выбора места строповки металлических ферм необходимо рассчитывать их и на устойчивость при монтаже. Если по каким- либо причинам нельзя применять строповку, обеспечивающую устойчивость поясов ферм, то временно усиливают один из поясов. Для этого к нижнему или верхнему поясу ферм на расстоянии 0,8-1 м друг от друга закрепляют болтами или хомутами пластины, трубы или швеллеры.
В двухветвевых колоннах, которые в процессе монтажа поворачивают, опирая на нижний конец одной ветви, устанавливают временную распорку между ветвями для предотвращения деформаций в раскосах решетки.
В элементах железобетонных цилиндрических оболочек, армоце- ментных сводов и некоторых других элементов на период монтажа устанавливают временные затяжки и схватки, предотвращающие появление чрезмерных усилий.
Обустройство конструкций. Для обеспечения безопасных условий труда монтажников на высоте сборные конструкции обустраивают подмостями, люльками, лестницами и другими временными приспособлениями. Инвентарные навесные подмости, площадки и лестницы крепятся к монтируемым элементам у мест их установки.
Ддя подъема рабочих на подмости на колонны навешивают лестницы. Такие лестницы изготовляют отдельными звеньями длиной до 4 м. Их навешивают верхними крючьями на колонну. При отсутствии в железобетонных колоннах закладных деталей для крепления лестниц используют хомуты.
Обработку стыков балочных конструкций осуществляют с навесных подмостей. При работе на балках и фермах большой высоты применяют люльки, совмещенные с лестницей. Лестница верхним концом навешивается на необходимой высоте.
Ддя безопасной работы монтажников у поясов стропильных и подстропильных ферм и подкрановых балок натягивают страховочные канаты. При укладке крайних плит покрытий до их подъема закрепляют струбцинами элементы временного ограждения.
Помимо перечисленных средств на конструкции навешиваются канаты, оттяжки, тросы для расстроповки и другие элементы, предназначенные для предотвращения раскачивания элементов, плавной наводки на проектную отметку, дистанционной расстроповки и выполнения других операций.
Монтажные краны и механизмы. На монтаже строительных конструкций применяют самоходные стреловые, башенные, козловые, специальные краны, а также грузоподъемные механизмы: мачты, шевры и порталы (рис. 14).
Рис. 14. Классификационная схема монтажных кранов
Самоходные стреловые краны благодаря их мобильности и маневренности широко применяют на монтажных работах. Большинство таких кранов оснащено оборудованием в виде вставок для увеличения длины стрелы, а также гуськами, позволяющими увеличить вылет крюка при небольшом наклоне стрелы. Это придает стреловым кранам универсальность, так как позволяет монтировать здания различной высоты, поднимать элементы различной массы при различных вылетах крюка. Имеются краны и с телескопическими стрелами.
Значительно расширена область применения стреловых кранов в связи с оснащением их башенно-стреловым оборудованием. Такое оборудование позволяет применять краны на монтаже конструкций высоких и объемных зданий, осуществлять монтаж элементов через ранее смонтированные конструкции и вести монтаж, не заходя в монтируемый пролет здания. Последнее обстоятельство имеет существенное значение при наличии в монтируемом пролете ранее выполненных фундаментов под оборудование, туннелей, каналов и других подземных сооружений.
В качестве стреловых кранов на монтажных и погрузочно-разгрузочных работах применяют также экскаваторы с крановым оборудованием.
Стреловые краны на гусеничном ходу широко применяют при монтаже конструкций промышленных и гражданских зданий (монтаж конструкций нулевого и надземного цикла). Обладая гусеничным ходом, такие краны оказывают малое удельное давление на грунт (до 0,15 МПа), что позволяет использовать их при перемещении по спланированному и уплотненному грунту. Краны можно легко перебазировать с объекта на объект.
Стреловые краны на пневмоколесном ходу мобильнее гусеничных. Применяют их в основном на монтаже фундаментов и конструкций промышленных и гражданских зданий, а также при обслуживании складов конструкций и площадок укрупнительной сборки.
Стреловые автомобильные краны характеризуются высокой мобильностью при перебазировке с одной строительной площадки на другую и высокой маневренностью на строительных площадках при хороших дорожных условиях. Недостатками автомобильных кранов являются невозможность управлять механизмом подъема и передвижения крана с одного рабочего места (из одной кабины) и необходимость в большинстве случаев вести работу при постановке крана на выносные опоры.
Автомобильные краны используют в основном на погрузочно-разгрузочных работах и на монтаже зданий небольшой высоты и из элементов небольшой массы. Целесообразно применять их при рассредоточенном расположении объектов и в сельском строительстве.
Стреловые железнодорожные краны применяют в строительстве в ограниченном количестве, преимущественно при погрузочно-разгрузочных работах и при обслуживании площадок укрупнительной сборки на складах, имеющих железнодорожные пути. Реже их используют на монтаже конструкций промышленных зданий.
Башенные краны широко применяют в гражданском многоэтажном строительстве и в промышленном строительстве при возведении крупных инженерных сооружений: доменных цехов и других тяжелых промышленных зданий и ТЭЦ, элементы сборных конструкций которых имеют большую массу и монтировать которые приходится на большой высоте. В основном самоходные башенные краны перемещаются по подкрановым путям. В особых случаях применяют стационарные (приставные) башенные краны и самоподъемные краны башенного типа.
Козловые краны используют на погрузочно-разгрузочных работах на складах и площадках укрупнительной сборки, при возведении одноэтажных промышленных зданий, в пролетах которых устраиваются большого объема фундаменты под оборудование и выполняются другие подземные сооружения, а также монтируется сложное оборудование. В гражданском строительстве такие краны применяют при монтаже зданий из объемных элементов.
Специальные краны используют для монтажа элементов конструкций некоторых сооружений. Например, высотные сооружения монтируют с помощью переставных кранов. Дтя монтажа радиомачт и башен применяют самоподъемные (ползучие) краны. Тяжелые конструкции поднимают в проектное положение ленточными или стоечными подъемниками, оборудованными гидравлическими домкратами. В некоторых случаях на монтаже строительных конструкций используют специальные вертолеты-краны.
Мачты, шевры и порталы в связи с обеспеченностью современного строительства самоходными и башенными кранами в настоящее время применяют все реже. Иногда их используют для подъема конструкций большой массы, устанавливаемых в небольших количествах, а также в особых условиях монтажа, когда краны не могут быть применены.
Производительность крана зависит от следующих факторов: технических параметров машины - грузоподъемности, скорости подъема и перемещения груза, поворота и передвижения; подготовленности фронта работ - наличия конструкций, крепежных деталей, подъездных путей и т. и.; надежности работы машины, а также качества монтируемых конструкций; массы элементов монтируемых конструкций; мастерства рабочих - крановщика, такелажников и монтажников.
Различают расчетную, техническую и эксплуатационную производительность крана.
Расчетная производительность крана определяется количеством работы, которую может выполнить кран за 1 ч непрерывной работы при самом выгодном режиме и обеспечении всем необходимым.
Техническая производительность (нормативная) помимо этого учитывает время на необходимые вспомогательные операции (строповку и расстроповку груза, установку и выверку конструкций).
Эксплуатационная производительность определяется количеством работы, которую может выполнить машина при условии правильной организации труда и ее нормальной эксплуатации.
Если окажется возможным осуществлять монтаж конструкций кранами нескольких марок и даже типов, то находят экономическую эффективность использования подобранных кранов в условиях данного строительства. Экономическую эффективность использования того или иного типа крана (или комплекта кранов) устанавливают сравнением техникоэкономических показателей, основными из которых являются продолжительность монтажа, его трудоемкость и стоимость монтажных работ на единицу конструкции.
В указанных показателях отражаются факторы, характеризующие конструктивные особенности кранов (производительность, число обслуживающего персонала и др.), степень охвата краном монтажных работ и использования его по времени и грузоподъемности, производительность труда рабочих, эксплуатационные затраты на транспортирование, монтаж и демонтаж, а также расход электроэнергии, топлива, горючего, смазочных материалов и пр.
Методы монтажа . При монтаже строительных конструкций выполняют ряд процессов: подготовку к подъему; проверку состояния конструкций; устройство подмостей для работы монтажников на высоте; строповку конструкций, подъем, установку и их временное закрепление; выверку и закрепление конструкций в проектном положении. Технология выполнения этих процессов зависит от вида монтируемых конструкций. В то же время можно выделить ряд общих принципов монтажа любых конструкций.
В зависимости от степени укрупнения монтируемых элементов различают поэлементный и крупноблочный методы монтажа.
Основной метод монтажа - поэлементный (см. схему ниже, поз. а). Это возведение зданий или сооружений из конструкций, изготовленных целиком или собранных из отдельных деталей до подъема. Таким методом устанавливают колонны, балки, фермы, стеновые панели. Поэлементно отдельными деталями монтируют конструкции лишь в тех случаях, когда нельзя поднять их целиком.
В промышленном строительстве широко применяют метод монтажа блоками - крупноблочный (см. схему ниже, поз. б), когда за один подъем устанавливают несколько конструкций, например две фермы вместе с уложенными на них плитами кровельного покрытия. Степень укрупнения конструкций в блоки зависит от грузоподъемности монтажных машин и объема блочного монтажа.
В зависимости от последовательности установки конструкций различают методы монтажа: раздельный, или дифференцированный, и комплексный. При разделном методе (см. схему ниже, поз. в) сначала в пределах здания или его части устанавливают конструкции одного вида, затем другого. Например, сначала колонны I , затем подкрановые балки II , стропильные фермы III или балки покрытия, конструкции кровли IV и стен.
При раздельном методе хотя и задерживается сдача смонтированных конструкций под смежные работы, однако упрощается организация работ и можно полнее использовать возможности кранов.
При возведении одноэтажных зданий применяют смешанный метод монтажа, который является разновидностью раздельного метода. Суть смешанного метода состоит в том, что монтаж колонн выделяется в самостоятельный поток, а после установки их монтируют вторым потоком (комплексно) остальные конструкции - фермы, плиты покрытий. Благодаря такому разделению работ на две очереди можно широко применять самоходные стреловые краны, которые при малой длине стрелы и меньшей высоте подъема имеют большую грузоподъемность, а при большой длине стрелы - меньшую грузоподъемность, но большую высоту подъема.
При комплексном методе (см. схему ниже, поз. г) монтаж ведут ячейками, т. е. сначала собирают одну ячейку здания с установкой в проектное положение всех ее элементов: колонн I , балок II , ферм III покрытия. Затем в такой же последовательности монтируют следующую ячейку и т. д. Этот метод позволяет в смонтированной части здания раньше начать другие работы и сократить продолжительность строительства. Однако при этом методе сложнее выверять и закреплять конструкции и требуется монтажный кран, способный поднимать конструкции ячейки на нужную высоту.
А - поэлементный, б - крупноблочный, в - раздельный (дифференцированный), г - комплексный; I - плоскими элементами; I - XII - последовательность монтажа.
В зависимости от направления монтажа различают продольный метод (вдоль пролета) и реже - поперечный метод монтажа (поперек пролета). Самоходные стреловые краны (кроме башенных) при монтаже колонн, подкрановых балок и подстропильных ферм, как правило, перемещаются вдоль ряда устанавливаемых конструкций, а при подъеме стропильных ферм и плит покрытий - по оси пролета.
Выбор метода монтажа зависит от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, а также их размеров. Вопрос этот решают при разработке проекта производства монтажных работ с учетом имеющихся монтажных средств и экономической эффективности в конкретных условиях.
При разработке проекта производства работ (ППР) решается также вопрос о применении монтажа непосредственно с транспортных средств, доставляющих конструкции с заводов-изготовителей. Эти методы наиболее успешно применяют при монтаже конструкций рельсовыми башенными кранами и, как правило, при возведении многоэтажных зданий. При возведении одноэтажных производственных зданий гусеничными или пневмоколесными кранами применяют метод монтажа с предварительной раскладкой конструкций у мест установки. Благодаря этому повышается выработка монтажных кранов.
При любом методе монтажа должна быть обеспечена устойчивость смонтированных конструкций и устойчивость монтируемого здания (сооружения) в целом. Конкретные мероприятия для выполнения этого требования предусматриваются в ППР с учетом конструктивной системы.
Чтобы обеспечить устойчивость здания , соблюдают следующие требования.
Монтируемые здания (сооружения) разбивают на пространственно жесткие части: секции, ярусы, ячейки. Монтаж конструкций в каждой такой части завершают комплексно до начала монтажа следующей. При этом должны быть установлены все связи, выполнены все закрепления, предусмотренные проектом.
При монтаже многоэтажных зданий каждый последующий этаж (ярус) можно монтировать только после окончательного закрепления сварных соединений, замоноличивания всех смонтированных конструкций нижележащих этажей (ярусов) и набора бетоном (раствором) замоноличивания прочности, предусмотренной проектом производства работ.
Монтаж колонн каждого ряда одноэтажного или многоэтажного здания начинают с тех колонн, между которыми расположены связи; связи устанавливают сразу после монтажа этих колонн. В последующем после установки каждой очередной вертикально стоящей конструкции (колонны, фермы, стойки, рамы и т. п.) монтируют все связи или элементы, связывающие установленную конструкцию с ранее смонтированными.
Способы монтажа . Способы монтажа, как и методы организации работ, определяются при разработке ППР. В зависимости от вида сооружений и конструкций применяют следующие способы монтажа. Подъемом с перемещением (см. схему ниже, поз. а) и установкой конструкции краном (на весу) монтируют большинство конструкций зданий: колонны, подкрановые балки, фермы, плиты (панели) покрытий и другие элементы, а также предварительно укрупненные в блоки конструкции, если их масса не превышает грузоподъемности монтажного крана.
Способом надвижки (см. схему ниже, поз. б) устанавливают предварительно собранные в крупные блоки части здания, например блоки покрытий размером на ячейку зданий 12 х 24 м, 24 х 24 м, 24 х 30 м, нередко предварительно собранные конструкции технологических агрегатов.
Способом поворота (см. схему ниже, поз. в) поднимают в проектное положение тяжелые колонны, трубы, опоры линий электропередач и многие другие конструкции мачтового типа. Для этого конструкцию собирают на месте установки таким образом, что опорная часть ее располагается непосредственно на заранее подготовленном проектном основании. За свободный конец конструкцию переводят из горизонтального положения в вертикальное, поворачивая вокруг точки опоры. Нагрузка на кран при таком монтаже вдвое меньше массы конструкции, так как половина ее приходится на постоянную опору.
Способом поворота со скольжением (см. схему ниже, поз. г) монтируют тяжелые колонны. В этом случае краном при малом вылете стрелы приподнимают верхний конец конструкции, а нижний подтягивают к фундаменту лебедкой. Для уменьшения силы трения под нижний конец конструкции подкладывают полозья.
А - подъем с перемещением, б - надвижка, в - поворот, г - поворот со скольжением; I - III - последовательность монтажа.