Обучение игре в шахматы с нуля. Как научить ребенка играть в шахматы? Фигуры в шахматах

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Научиться играть в шахматы – значит научиться стратегически мыслить. Согласитесь, полезный навык не только для полководца, но и для современного управленца или бизнесмена: человека, работающего в режиме многозадачности, самостоятельно принимающего решения и планирующего свою деятельность. Военные принципы применимы и в мирное время.

Недаром среди популярных книг о бизнесе часто значится «Искусство Войны» Сунь Цзы — древнекитайтский трактат, знакомящий читателя с азами военной стратегии. Стратегическое мышление – это то, без чего деловой успех невозможен. Именно стратегическому мышлению учат шахматы.

Выучите азы

Под азами стоит понимать общие игровые правила: какова цель игры, как ходят фигуры, как происходит взятие, чем шах отличается от мата и т.д.

Конечно, для того, чтобы научиться играть, мало выучить правила. Если вы знаете, как ходит та или иная фигура, как делается короткая или длинная рокировка, это еще не значит, что вы достойный противник. Ведь все это — лишь средства достижения цели. Если бизнесмен умеет переводить деньги со счёта на счёт, подписывать договора и устраивать встречи – делает ли только это его хорошим бизнесменом? Не стоит путать обязанности руководителя и исполнителя. Вы за шахматной доской – прежде всего руководитель, тот, кто решает поставленные задачи.

Тем не менее, обучение азам необходимо, особенно, новичку. Внимательно ознакомьтесь с правилами этой древней игры, выучите терминологию. Совет этот касается не только шахмат, а всякого дела вообще: важно на зубок знать «правовое поле», в котором предстоит работать. Знание средств открывает перспективы возможностей.

Решайте шахматные задачи

Благо, сегодня в интернете их великое множество. В век высоких технологий такие задачки способен генерировать даже ваш компьютер. Но предпочтение отдавайте авторским заданиям, разработанным живыми людьми. Они и сделаны с душой и содержат свою интересную закавыку. Начинайте с того, что проще: одноходовых и двухходовых задач. Например, «поставить мат в один ход», «ничья в два хода». Не обманывайтесь кажущейся простотой. Порой их не так уж и легко решить, особенно новичку. Позже можно будет переходить к действительно сложным трехходовым и четырехходовым задачам. Важно приучить себя во всем искать решение и принимать всякую ситуацию, разыгранную на доске, как задачу.

Стратегия важнее тактики

Человека, только начавшего играть в шахматы, от опытного игрока отличить довольно просто. Новичок не мыслит глобально, привычно решая задачи «здесь и сейчас». Он пока еще не в силах выстроить единую стратегию действия, предпочитая метаться между решениями ситуативных (т.е. тактических задач) которые друг с другом не связаны единой целью. Новичок не умеет жертвовать фигурами, организовывать ловушки и отвлекающие маневры.

После того, как азы освоены, переходите к изучению принципов шахматных стадий: дебюта, миттеншпиля, эндшпиля.

Так в начальной стадии важно обеспечить развитие фигур: в игру должны быть введены все имеющиеся у вас силы, что в дальнейшем позволило бы максимально использовать их потенциал. Кроме того, важно захватить контроль над центром, то, чему так часто не придают значения новички. Тот, кто контролирует центр — контролирует игру, а значит, диктует свои правила. Не стоит забывать и про обеспечение защиты короля, а также создание невыгодных для противника позиций. Обо всем этом вы можете узнать из так называемых «дебютных книг», практических статей и руководств – в сети их превеликое множество. Обратите внимание на книгу за авторством Г.М. Лисицина «Дебютный репертуар шахматиста», а также пособия, созданные великим гроссмейстером XX века Анатолием Карповым, но не стоит ограничиваться чем-то одним. Изучайте, сравнивайте, используйте.

Играйте регулярно

Возьмите за правило разыгрывать хотя бы одну партию в день. Без регулярных тренировок не будет опыта, без опыта – мастерства. Важно и то, с кем вы играете. Старайтесь приглашать на игру достойных противников, не нужно повышать собственную самооценку за счет слабых игроков. Шахматы должны стать вашей привычкой: хорошим завершением рабочего дня, или напротив, его началом. К счастью, развитие шахматных программ способствует удобству современных игроков: не обязательно всюду таскать с собой шахматную доску, а противника всегда можно найти онлайн.

Компьютер – самый достойный противник для новичка

Потому, что учит вас решать пролонгированные задачи. Машина – это хороший тактик, способный просчитывать каждый последующий ход вплоть до мата. Шахматная программа не страдает от невнимательности, не действует в ущерб своим интересам. Переиграть ее в ситуационных боях очень
практически невозможно. Поэтому для того, чтобы выиграть компьютер, вам нужно научиться строить по-настоящему коварные долгосрочные ловушки и реализовывать их столь незаметно, что даже глубины анализа машины не хватало бы на то, чтобы раскрыть ваши планы.

Основная задача машины – завладеть преимуществом на доске, прежде всего тактическим. Поэтому играя с машиной, вы научитесь создавать иллюзию превосходства соперника. Ваши атаки станут действительно неожиданными, а значит сокрушительными для планов соперника.

Кроме того, в основу таких программ положены базы дебютов и эндшпилей, а это еще одна возможность научиться стратегически переигрывать стандартные планы противника.

Разбирайте шахматные партии великих гроссмейстеров

Анализируйте каждый ход, прописанный в тексте. Почему игрок ходил так? Как иначе бы он мог поступить? Является ли этот ход частью сценария разыгрываемой защиты, знакомой вам, например, по книге дебютов? Или напротив, ход кажется неожиданным, если не сказать эксцентричным?

Разбор партий позволит выработать критическое отношение к игре. Вы научитесь объективно оценивать те или иные ситуации, объяснять для себя самого не только собственные действия, но и действия вашего противника.

К сожалению, сегодня уже не найдешь такого количества книг по разбору шахматных партий, как раньше. Те книги, что еще появляются на прилавках, серьезно страдают в плане качества. Часто шахматные коды прописаны в них с досадными опечатками. Порой их так много, что восстановить партию уже практически невозможно. Поэтому лучше совсем отказаться от современных печатных изданий. Они просто не стоят тех денег, за которые их продают. В интернете вы найдете все это абсолютно бесплатно.

Освоение шахмат - это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Уясните ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют - это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете ли вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4–5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед - отработать несколько распространенных дебютов:

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски - лишь 1–2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно перемещая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже необязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка - это особый ход, при котором король «перепрыгивает» через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5–6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры - вот, что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Научитесь проводить связывание. Связывание - это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра - все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2–3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь - ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10–12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3–4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4–5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель - подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1–2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле бо́льшая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур - если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Возможно, ваш оппонент пожертвовал эту фигуру, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.
  • Не рискуйте ферзем - это самая ценная фигура на доске!

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы называют мудрой игрой. Еще в далекие времена людей привлекал загадочный мир шахмат, красота этого искусства. Так как научиться играть в шахматы начинающим или детям?

Положите перед собой шахматную доску. Она разбита на квадраты. Всего 64 квадрата, половина – белые, другая половина – черные. Доска всегда располагается так, чтобы в левом нижнем углу (который ближе к вам) находился черный квадрат.

По шахматному полю ходят фигуры. Посмотрите и запомните, чтобы научиться играть, необходимо знать, как расставляются фигуры перед начинающейся игрой. В первом ряду стоят пешки, за ними фигуры: крайние – ладьи, следом кони, затем – слоны, посередине – король и ферзь. Ферзь всегда стоит на своем цвете: белый – на белом поле, черный – на черном. Это положение фигур перед началом игрой.

В шахматы всегда играют два человека. Один играет белыми фигурами, другой – черными. За один ход можно передвинуть одну фигуру. Ходят играющие по очереди.

Начинаем знакомиться с шахматными фигурами, и учимся ими ходить:

Король. Самая важная фигура, но очень слабая. Если король погиб – партия проиграна. Король ходит на любое соседнее с ним поле только на одну кленку. Главная цель игры – поставить короля противника в безвыходное положение, объявить ему мат. Если вам удалось объявить мат - вы победили и партия окончена.

Ладья. Это вторая по силе шахматная фигура. Она ходит почти так же, как ферзь, только ею нельзя ходить по диагонали.

Ферзь. Самая сильная фигура. Ее называют королевой. Она ходит как угодно: и по горизонтали, и по вертикали, и по диагоналям, вперед и назад. За один ход королева может пройти как одну клетку, так и все шахматное поле.

Пешка. Самая слабая фигура. Она ходит только вперед, и только на одну клетку, только один раз с исходной позиции пешка может сделать двойной ход (через клетку, например c2 – c4). Однако если пешке удается пройти все поле, то дойдя до последнего ряда, она может превратиться в любую шахматную фигуру, кроме короля. Не правда ли, это немного напоминает сказку про Золушку, которая превращается в принцессу?

Конь. Это очень интересная фигура. Конь ходит следующим образом: две клетки вперед, одна вбок, или две клетки вбок, одна вперед. При каждом ходи конь меняет цвет поля.

Слон. Эта фигура ходит только по диагоналям, вперед и назад. Слон ходит по клеткам только своего цвета.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной - короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» - x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход - одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу - возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру - ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход - не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация в шахматах – это обозначения фигур на доске, этому обязательно нужно научиться начинающим, а также детям, которые собирается заниматься этой игрой всерьез. Чтобы описать шахматную партию, существует своеобразный шахматный язык. Этот язык прост. Каждая клетка шахматного поля обозначается латинской буквой и цифрой. Вертикали обозначаются буквами, горизонтали - цифрами.

Счет всегда ведется от левого углового поля белых фигур. Например: a1, c2, dЗ, h5, f8. При записи фигуры обозначаются сокращенно: король - Кр, королева - Ф, ладья - Л, слон - С, конь - К, пешка - не обозначается.
Полная запись ходов включает «пункт отправления» и «пункт прибытия» фигуры.

Например:
1. e2 - e4 цифра показывает порядковый номер хода, е2 - е4 - что на поле е4 с поля е2 стала белая пешка.

Можно записывать ход сокращенно, указывая только «пункт прибытия». Например: 1. e4.

Ход черных обозначается тремя точками перед записью. Например:
1. ...e5. черная пешка прошла с e7 на e5.
Взятие фигуры обозначается «:». Например:
3. Ф: f7 - ферзь взял пешку f7.

Шахматы – это увлекательная настольная игра, которая имеет многолетнюю историю.

Перед тем, как научиться играть в шахматы, нужно узнать, какая может быть польза от этой игры для человека.

Шахматы – это вам не «Dota » и не «World of Tanks » , где нужно расслабленно сидеть и не думать, шахматы — это настольная игра, которая требует умственного обдумывания.

Большинство из нас видели эту игру, но мало, кто интересовался, как в нее играть и какая от нее польза.

Сама по себе настольная игра уже ДАВНО потеряла свою популярность в кругах молодежи, и привлечь детей и подростков к данному виду развлечения трудно, тем более в эпоху компьютерных игр.

На наш взгляд, некоторую молодежь можно привлечь к данной игре за счет объяснения им пользы шахмат для головного мозга.

Итак, что развивают шахматы у детей и взрослых?

  1. Шахматы развивают логическое мышление;
  2. Шахматы развивают интеллект.

1. Шахматы развивают логическое мышление

Шахматы развивают логику, так как во время игры вы можете находить более выгодное решение для определенных действий в будущем. Вы, в отличие от остальных, научитесь уметь просчитывать все ваши дальнейшие действия на 7-8 шагов вперед.

Логическое мышление позволит вам во всем находить причинно-следственную связь и находить суть вещей. Все это вам поможет быть дальновидным и прагматичным для политики, экономики и любой другой важной для общества деятельности.

2. Шахматы развивают интеллект

Настольная игра позволяет вам очень четко сосредоточиваться на, каких либо вещах, данное умение очень полезное для любой работы и задач.

Любые действия заставляют игрока запоминать свои ходы и местоположение фигур, и такой процесс развивает память, которая необходима успешным людям.

Обучение игры в шахматы

У некоторых читателей уже, наверняка, появилась мотивация узнать о том, как хорошо и быстро научиться играть в шахматы с нуля? Для таких людей мы попытаемся провести обучение шахматам.

Можно научиться играть в шахматы разными способами, можно пойти в шахматные секции или можно научиться играть самостоятельно.

Но, раз вы нашли эту статью, то для вас выгоднее научится играть самому и без денежных затрат.

Правила игры в шахматы

В шахматной партии, каждый игрок делает шаг своей фигурой по одному ходу поочередно.

Первым, всегда, начинает тот игрок, у которого фигурки белого цвета.

Цель игры ­– сделать мат для вражеского короля.

Шах – это нападение на короля любой вражеской фигуркой.

Мат – это нападения на короля, в котором игрок не может спасти короля от нападения.

На некоторых шахматных досках изображены вертикально цифры и горизонтально буквы напротив всех черных и белых квадратиков.

Данные цифры и буквы служат для удобства перемещения фигурок по игровому полю.

В настольной игре принимают участие ДВЕ стороны (игроки), каждый из которых имеет:

  • ВОСЕМЬ пешек;
  • ДВЕ ладьи (в углах доски);
  • ДВА коня (возле ладьи);
  • ДВА слона (возле коней);
  • ОДИН ферзь (в центре доски);
  • ОДИН король (в центре доски).

Все фигуры имеют способности уничтожать фигуры противника для того, что бы добраться до короля.

Пройдемся коротко по каждой фигурке.

Пешка – самая простая фигурка, которая может ходить на одно поле и только вперед по клеточкам (вертикально).

Пешка не может ходить горизонтально, назад, а также перепрыгивать через другие фигуры.

Ладья – фигурка, которая может двигаться прямыми линиями вперед, назад, влево и вправо на, абсолютно, любое клеточное расстояние.

Ладья не может перепрыгивать через другие фигуры.

Конь – специфическая фигурка, которая может передвигаться буквой «Г» в любом направлении.

Конь передвигается на две клетки вперед или назад, а также одной клеткой направо или налево.

Данная фигура может перепрыгивать все остальные фигуры.

Слон – ходит по диагональной плоскости в любую сторону игральной доски.

Ферзь – очень мощная фигурка, которая может передвигаться практически где угодно.

Ферзь может ходить от себя по горизонтали, вертикали и диагонали (как слон и ладья).

Король – главная фигура, которая ходит в любом направлении на любое соседнее поле.

Нюансы:

Если любая пешка дойдет до крайней горизонтали, то по правилам, пешка превращается в другую фигуру, но не в короля.

В шахматах есть особый ход, который называется рокировкой и данный ход включает в себя действие одновременно двух фигурок.

С помощью рокировки фигурка короля может передвигаться в сторону фигурки ладьи. Ладья в свою очередь может переноситься через короля и стать рядом с ним.

По правилам игроки рокировкой могут воспользоваться только один раз.

Вот такое краткое руководство и методика обучения шахматам.

Побеждайте и обучайте.

Одна из самых древних игр на планете, забава королей и знати. Прикладной инструмент, позволявший побеждать в битвах многотысячных армий задолго до того, как Чапаев взял в руки картошку. Приготовьтесь, начинается экскурсия в волшебный мир фигур и клеток.

Чем полезны шахматы

Дорогие читатели, есть ли среди ваших знакомых родители, чьи дети не отличаются спокойствием и усидчивостью. Возможно, у них плохие отметки в школе, дефицит внимания. Да и многие взрослые не всегда смогут похвастаться умением сконцентрироваться. Вместе с этим не помешало бы развить наблюдательность и отточить логическое мышление.

Скажите, кто-нибудь хотел бы улучшить эти показатели? Вы спросите: как? Ответ прост - шахматы! Научиться хорошо играть может абсолютно любой. Не сказать, что легко, однако усовершенствование мышления вам обеспечено!

Это настолько потрясающая игра, что в Медфорде (Орегон) даже поставили памятник. Кстати, второй стул пуст, может, стоит присоединиться?

Где научиться играть в шахматы

Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, это совершенно не проблема. Но к этому мы еще вернемся. Начнем с более реального и приземленного. Прогуляйтесь в выходной день по паркам вашего города в теплую погоду. Наверняка вы обнаружите несколько баталий на лавочках. Смело подходите и спрашивайте, знатоки непременно расскажут, где находится секция или кружок любителей шахмат.

Что делать, если дождь, снег, слякоть? Загляните на городской портал, задавайте вопросы на форумах. В советское время это был достаточно популярный вид спорта (да, кстати), и отголосок его вы точно обнаружите недалеко от дома.

Ну а если не судьба, как говорится, на помощь придет сеть со всей мощью виртуального мира. Здесь вы отыщите все! Даже то, как научиться играть в шахматы за 30 минут. Электронные и бумажные книги, бесплатно и на заказ, видео обучения и записи международных турниров. Всё в вашем распоряжении!

Главное желание, а найти источник знаний в наше время очень легко. Неким начальным учебником может стать и наша статья.

Расстановка фигур

Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали - цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.

На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G - кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре - король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки - ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный - на D8.

Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.

Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом - ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке - «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.


Следующая фигура - ладья. Это колесница. Она очень мощная, тяжелая, поэтому мчится только по прямой линии, правда, может очень далеко. Двигайтесь ею свободно по горизонтали и вертикали в любую сторону. На рисунке она изображена справа.

Самый сильный герой этой стратегии - ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Теория игры

Вы все еще спрашиваете, как научиться играть в шахматы? Не торопитесь. После того, как будет освоена база, переходим к более глубоким познаниям. Без них вам гарантированно обеспечен провал на этом поприще.

А теории очень много, тем более что всю ее придется прорабатывать на практике. Разделов мало, но накопленной информации - море!

Итак, существует деление партии на три части. Дебют - начало, миттельшпиль - середина и эндшпиль - конец. Каждую из них изучают отдельно, а после в игре стараются разыграть знакомую ситуацию.

Второй раздел - как взаимодействуют фигуры. От простых (атака, поддержка, ограничение, перекрытие) до сложных тактических и виртуозных стратегических сюжетов. Последние начинаются в дебюте, а понятными могут стать только в эндшпиле.

Кратко о композиции

Последнее, что стоит сегодня озвучить - это, конечно, искусство. Хотите узнать, как научиться играть в шахматы и при этом стать художником? Никак не связанные сферы?
Отнюдь! Здесь на помощь приходит такая дисциплина, как композиция.

Создавалась она вспомогательной для обучения. Разбирались отрывки партий, анализировались решения мастеров. Впоследствии она переросла в самостоятельную отрасль. Сегодня это вид деятельности, призванный развить наблюдательность, комбинаторику и логическое мышление.

Любите головоломки, а развиваетесь только с помощью судоку? Это вы не знакомы с шахматной композицией! Решите парочку этюдов, и посмотрим, не она ли станет вашим любимым способом отвлечься от рутины...

Удачи вам, дорогие читатели!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»