Место и роль социальной политики. Роль социальной политики государства в развитии современного общества

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Курсовая работа

На тему

Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе


Введение

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Глава 2. Понятие и сущность социальной политики

Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитие теории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, как известно, отставала от непосредственной практики социальной работы.

В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.

В настоящее время социальная политика рассматривается как конкретная идеология и практика формирования и реализации социальных обязательств государства и общества в целом и отдельных их структур в частности в отношении различных групп населения.

Поэтому изучение места и роли социальной политики в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.

Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.Зайнышев,И.А.Зимняя,В.А.Никитин,П.Д.Павленок,А.М.Панов,А.С.Сорвина,М.В.Фирсов,Е.И.Холостова,Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.

Активно развиваются исследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М. Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шипуновой и др.

Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).

Однако недостаточно исследовано место и роль социальной политики в теории социальной работы. Отсюда вытекает следующая проблема исследования: социальная политика как наука объективно выходит на первый план в теории социальной работы, т.к. в настоящее время представляет собой формирующийся социальный институт, значимость которого возрастает как в силу долговременных тенденций развития цивилизованного общества, так и в результате ситуативных трудностей трансформирующегося российского общества.

Объект исследования: теория социальной работы как система.

Предмет исследования: место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.

Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.

Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;

Раскрыть сущность и содержание социальной политики;

Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.


Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев , самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.

Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.

В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» .

Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.

Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях .

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации .

Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями :

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары).

4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.

5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.

Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы :

социально-политические;

организационные;

психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

На тему

Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе

Введение

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Глава 2. Понятие и сущность социальной политики

Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент социальную проблему, требующую социальной защиты, помощи и социальной поддержки. Особо примечательным является развитие теории социальной работы, которая на протяжении длительного периода, как известно, отставала от непосредственной практики социальной работы.

В условиях быстрых социальных перемен на макроуровне системы социальной работы для оптимизации ее деятельности требуется проведение эффективных социальных мероприятий и создание качественно новых программ, разрешающих и предвосхищающих проблемы конкретного общества. Главная цель этих усилий состоит в содействии нормальному функционированию социальной сферы через реализацию социальной политики.

В настоящее время социальная политика рассматривается как конкретная идеология и практика формирования и реализации социальных обязательств государства и общества в целом и отдельных их структур в частности в отношении различных групп населения.

Поэтому изучение места и роли социальной политики в теории социальной работы является актуальной проблемой на сегодняшний день.

Степень разработанности проблемы. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.

Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин,В.И.Жуков,И.Г.Зайнышев,И.А.Зимняя,В.А.Никитин,П.Д.Павленок,А.М.Панов,А.С.Сорвина,М.В.Фирсов,Е.И.Холостова,Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки.

Активно развиваются исследования теории, методики и методологии социальной работы, среди которых ведущее место принадлежит публикациям И.А.Григорьевой, Л.Г.Гусляковой, В.М. Капицина, И.К.Ларионова, В.П. Мошняги, В.А.Никитина, В.Г.Попова, Е.И.Холостовой, Т.В.Шипуновой и др.

Российские ученые также обращаются к исследованию проблем взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы (труды Н.А.Волгина, В.И.Жукова, В.В.Колкова, И.М.Лавриненко, Е.И.Холостовой и др.).

Однако недостаточно исследовано место и роль социальной политики в теории социальной работы. Отсюда вытекает следующая проблема исследования: социальная политика как наука объективно выходит на первый план в теории социальной работы, т.к. в настоящее время представляет собой формирующийся социальный институт, значимость которого возрастает как в силу долговременных тенденций развития цивилизованного общества, так и в результате ситуативных трудностей трансформирующегося российского общества.

Объект исследования: теория социальной работы как система.

Предмет исследования: место и роль социальной политики в системе теории социальной работы.

Цель исследования: обобщение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи социальной политики и теории социальной работы.

Обобщить основные теоретические аспекты теории социальной работы;

Раскрыть сущность и содержание социальной политики;

Проанализировать взаимосвязь социальной политики и теории социальной работы.

Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность

Теория социальной работы представляет собой область знаний о закономерностях организации и совершенствования социальной работы как практической деятельности. Объект и предмет, - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечает С.И. Григорьев , самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.

Если теория - это научно обоснованное объяснение факта, часть науки, имеющая дело с общими принципами и знаниями в противоположность практическим методам и умениям, то теория социальной работы - это система взглядов по объяснению социальных процессов, явлений, отношений и влияния социальных служб на них.

В широком плане теория социальной работы - это система взглядов и представлений по использованию или объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению.

В более узком, специальном смысле, теория социальной работы - это форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты населения.

Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В Словаре социальной работе отмечено: «Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе» .

Социальные явления, процессы и отношения являются объектом научного внимания других наук: философия, история, социология. Каждая конкретная наука изучает не весь объект, а лишь определенную его часть, «срез», определенного типа отношения. Предметом исследования социальной работы являются не глобальные социальные процессы, а конкретные, имеющие непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, социальной группе.

Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента, со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Часть специалистов в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях .

Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации .

Несмотря на различные формулировки объекта, и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями :

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары).

4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта.

5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника.

Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект.

Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы :

социально-политические;

организационные;

психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает :

умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

увидеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;

борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей.

Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства.

Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника .

2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности.

3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.

4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов :

1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает:

Учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов;

Учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических);

Применение всех средств и методов воздействия на клиента.

2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей.

3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства .

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. . Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер. Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки.

Специалисты выделяют три группы категорий теории социальной работы . 1. Категории, заимствованные из других социальных наук: социализация, социальная деятельность, социальная субъективность. 2. Категории, преимущественно служащие теории социальной работы, но также используемые и другими отраслями знания: социальная адаптация, психосоциальная работа, группы социального риска. 3. Собственные категории как ключевые понятия теории социальной работы: благотворительность, клиент социальных служб, трудная жизненная ситуация. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающих предметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия: социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальные отношения и объединяющая их категория - социальный процесс.

Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.

Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.

Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания . Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки. Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.

В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.

Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых социальной работой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта.

В социальной работе это : социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня; проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами; проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук - философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.; проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере; проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере; проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе; проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов; проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб; проблемы социального контроля как функции социальной работы; социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере; проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации и эффективности; проблемы социального образования и специфики процесса обучения социальной работе; проблемы управления системой социальной работы, формирования и реализации эффективной социальной политики; проблемы, связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальной помощи - благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощи общественных и религиозных организаций и пр. Кроме общетеоретических проблем на основе выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретные проблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователей социальной работы.

Это формирование условий для обеспечения успешного взаимодействия человека с окружающей средой; развитие профилактической социальной деятельности в различных подсистемах социальной сферы; обеспечение на научно-обоснованном уровне минимальных стандартов жизнедеятельности человека; сокращение социальных издержек рыночной экономики в интересах наиболее уязвимых слоев населения; актуализация человеческого потенциала и помощь субъектам в самореализации; концептуальный статус теории социальной работы; обеспечение высокого качества социального образования и др.

Многообразие и сложность проблем теории социальной работы позволяют определить ее место среди других наук, изучающих взаимоотношения человека и общества. Специалисты подчеркивают, что теория носит междисциплинарный и интегративный характер . Применение интегрального подхода к исследованию этих научных проблем позволяет поместить теорию социальной работы в центр социальных наук с точки зрения критерия оптимизации жизнедеятельности человека, возможной вследствие инициирования его жизненных сил и при помощи и поддержке социального работника. В данном ракурсе внимание науки сосредоточено на приобретении личностью социального благополучия, преодолении трудностей и улучшении социального самочувствия как цели и результате практической деятельности в социальной работе.

Поиск эффективности социальной работы в решении социальных проблем заставляет вновь обратиться к концепции социальных изменений как к основной теоретической парадигме в ее области. Изучение изменений с помощью синтеза разнообразных наук о человеке приводит к реализации триединой задачи - нахождению путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды; становлению оптимальных отношений между людьми в обществе и группе; изменению ситуации самого клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.

Выводы по первой главе:

Социальная работа как теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедеятельности в ней людей. Это позволяет практической социальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.

Исследуя социальные явления, процессы и отношения, теория социальной работы по своему объекту относится к общественным наукам, но связана с экологией, психологией, медициной, педагогикой - поэтому носит междисциплинарный характер.

Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социально-экологической сфере.

Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социально-экологической среды в системе практики социальной работы.

Глава 2. Понятие и сущность социальной политики

Социальная политика трактуется как неотъемлемая функция цивилизованного государства и модернизированного общества.

Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где конструируется желательное состояние социальной сферы, которая и выступает ее основным объектом. Это деятельность по управлению развитием социальной сферы и определению приоритетных направлений ее совершенствования в целях повышения уровня жизни всех социальных групп. Понятие «уровень жизни» характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения на основе системы индикаторов, указывающих на нормы социального обеспечения работающих и неработающих людей, уровень социальных ресурсов, поступающих из государственных источников и пр. .

Государство в лице соответствующих органов управления на федеральном и региональном уровнях на основе действия принципа социальных гарантий несет ответственность за рост уровня жизни и социальное обустройство граждан .

Следовательно, социальная политика демонстрирует, как цели и задачи, выдвигаемые базовыми социальными институтами, в конкретный период времени соотносятся с существующими у людей представлениями о необходимом уровне их социальной обеспеченности. В сферу социальной политики входит распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

Она нацелена на ограничение масштабов абсолютной бедности, обеспечение нуждающихся источниками существования, поддержание социального здоровья и т.д. Соответственно, результатом эффективной социальной политики является обеспечение более полных возможностей для удовлетворения потребностей членов общества, сохранение его стабильности, развитие системы социального страхования, активизация факторов, стимулирующих высокопроизводительный труд, дальнейшее развитие системы социального обслуживания, стимуляция занятости, формирование установки на социальную ответственность членов общества за свое социальное благополучие и пр.

Существует целый ряд определений социальной политики, причем широкие из них относят к социальной политике все, что способствует достижению целей общества, узкое же понимание сводит это явление только к поддержке социально слабых категорий населения.

Среди отечественных авторов можно выделить как наиболее полную точку зрения П.Д.Павленка , по мнению которого социальная политика государства - это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей. Это широкое определение охватывает все содержание социальной деятельности общества, однако исследователь включает в это определение также механизмы целеполагания и социального контроля.

Е.И. Холостова дает следующее определение социальной политики: «социальная политика - это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных показателей, отвечающих этим целям» .

Можно выделить пять групп подходов к пониманию социальной политики в современной науке. Во-первых, социальную политику рассматривают как деятельность по решению проблем всего общества, следовательно, с этой точки зрения она направлена на достижение его важнейших целей. Во-вторых, социальная политика рассматривается как политика стабилизации социально-трудовой сферы общества - в данном случае она направлена на регламентирование отношений труда и капитала.

В-третьих, социальная политика может быть рассмотрена как деятельность, ориентированная на социальные низы - деклассированные элементы, маргинальные группы и т.п. с тем, чтобы оградить обеспеченные классы от их притязаний путем развития государственной помощи и общественной благотворительности.

В-четвертых, социальную политику рассматривают как инструмент смягчения индивидуального и социального неравенства через систему государственных и общественных перераспределительных мероприятий. Цель социальной политики в данном подходе - удержать дифференциацию доходов в рамках децильного коэффициента (10:1) путем соответствующей налоговой политики.

В-пятых, социальная политика рассматривается с точки зрения базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства - соответственно, ее целями признается достижение справедливости и социального партнерства. В отечественной науке и практике превалирует последний из теоретических подходов к пониманию сущности социальной политики.

Согласно Конституции Российской Федерации, теоретическую и правовую основу ее социальной политики составляет концепция социального государства. В седьмой статье Основного закона страны Россия определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий достойной жизни для всех граждан и свободного развития человека.

Социальное государство выступает как одна из систем социальных отношений, позволяющих обществу достичь социальной гармонии. Социальное государство - особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности по регулированию социальной и экономической сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности .

Понятие «социальное государство» было впервые введено в середине XIX в. Л. фон Штейном. Основная идея концепции социального государства -- солидарность как общественное благо. Институционализация социального государства произошла после II мировой войны, когда это понятие было последовательно включено в конституции ФРГ, Франции, Испании, Швеции и других стран .

К концепции социального государства близки концепции «общества всеобщего благоденствия» и «государства социального благосостояния» Л.Бьюкенена, Д.Крефта, И.Миленца и др. Их авторы доказывали способность государства эффективно бороться с нищетой и социальным неравенством, что осуществляется путем его компетентного вмешательства в социально-экономические процессы в соответствии с существующим законодательством. При этом процесс формировании мощной системы социального обеспечения осуществляется на основе двух принципов - учета нуждаемости и трудового вклада.

Модель социального государства представлена тремя уровнями: на макроуровне она воплощается в социальной политике; на мезоуровне осуществляются социальные программы местного самоуправления; на микроуровне принципы социального государства

Основными характеристиками социального государства являются демократическая форма правления, правительственные субсидии на обеспечение благосостояния населения, коллективные гарантии социальной поддержки, защита рыночной системы хозяйствования, всеобщность здравоохранения, полная занятость трудоспособного населения, значительная доля расходов работодателей на социальное обеспечение, развитая система пенсий, пособий и т.п. .

В процессе формирования этих характеристик основные меры постепенно переносятся с контролирующих и ограничительных на профилактические и социально-педагогические.

Социальное государство обеспечивает необходимый минимум лишь для лиц, не имеющих заработка и других доходов. Оно призвано гарантировать набор услуг в соответствии с прожиточным минимумом, создать равенство стартовых возможностей бюджетными средствами. Одновременно большинство граждан сами создают необходимый фонд социального обеспечения через систему социального, медицинского страхования, прогрессивное налогообложение. Таким образом, путем частичного перераспределения доходов в пользу малоимущих категорий населения реализуется принцип социальной солидарности.

Зарождается социальное государство не спонтанно, а на основе целенаправленной политики. В гражданском обществе существует многосторонняя договоренность людей по вопросам достижения их прав и интересов; наличие развитой системы экономического и иного законодательства; адресная социальная защита населения через гарантированную систему выплат; солидарные отношения на основе партнерских отношений граждан и государства; широкое финансирование социальных программ . Это лишь некоторые предпосылки его возникновения.

Для эффективного функционирования социального государства количество государственных расходов на социальную сферу должно определяться объективными потребностями общества, остротой его проблем, а меры социальной помощи, при широком спектре ее форм, должны носить адресный характер.

Для социальной политики России это означает активную роль государства в экономике, социальный контроль, создание эффективной системы социальной защиты, соблюдение прав человека, т.е. усиление социальной ориентированности государства, важным показателем которой являются объем и характер финансирования с помощью различного инструментария и при широком круге лиц, пользующихся благами социальной защиты, все эти разновидности социальной политики призваны решить проблемы обеспечения экономической жизни, охраны частной собственности, взаимоотношений с социальными низами.

По мнению большинства исследователей, в современной России реализуется либеральный тип социальной политики, когда государство регулирует рынок, распределяет общественные блага, доступ к которым постепенно расширяется, и несет основные издержки, делая выбор при оказании помощи в пользу наиболее нуждающихся . Этот вариант характеризуется высокой степенью социально-экономической стратификации при минимальном обеспечении социальных льгот.

Одновременно субъекты в сфере бизнеса пользуются услугами государства - гаранта социальной политики, а гражданское общество, при умеренных издержках, имеет доступ к благам социальной защиты.

Можно выделить две основные особенности российской социальной политики. Прежде всего, она рассматривается как политика государства, вследствие чего гражданское общество не может выступать в качестве ее полноправного субъекта. Взаимодействие государства, субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов и населения в рамках социальной политики состоит в следующем. Государство на базе федерального законодательства и федеральных программ, государственного бюджета и государственных социально-страховых фондов, определяет и обеспечивает единые минимальные социальные стандарты, контролирует реализацию установленных социальных гарантий и определяет генеральное направление развития социальной политики .

Динамика преобразований российской социальной политики на протяжении последних десяти лет в условиях переходного периода была достаточно интенсивной. Можно сказать, что мы сейчас имеем дело совсем с другим государством, другой социальной политикой, другими институтами, ее обеспечивающими. Что до реципиентов государственной поддержки, то и среди них произошли значительные изменения.

В условиях нашей страны, отмечают некоторые авторы функционирование института социальной политики в значительной мере зависит от регионального фактора, от особенностей тех территорий, на которых она осуществляется. Эта специфика обусловливается природно-климатическими условиями, объемом социально-экономических ресурсов, национально-культурными традициями, менталитетом населения региона, и находит выражение в особенностях государственно-управленческого устройства в данном субъекте Федерации, отличиях в организационной и законотворческой деятельности, большем или меньшем принятии основных идеологических концепций современного социального государства.

Социальная политика может рассматриваться как институт не только общегосударственного, но также и регионального масштаба, а процессы институционализации социальной политики протекают в субъектах Федерации неравномерно, демонстрируя значительные территориальные различия.

Субъекты Федерации на основе регионального бюджета, организуют реализацию федеральной социальной политики с учетом особенностей ее проведения на местах и разрабатывают собственные социальные программы, направленные на создание условий повышения жизненных шансов людей.

Предприятия и корпорации на основе собственных финансовых средств участвуют в реализации государственных социальных программ на региональном и муниципальном уровнях и предлагают различные виды корпоративных социальных программ и дополнительных социальных гарантий работающим.

Население, опираясь на финансовые средства домохозяйств и личностную мотивацию граждан, принимает участие в реализации социальных программ или же блокирует их продвижение . Другой особенностью является то, что социальная политика в России трактуется не как политика поддержки всех граждан, а как область деятельности, направленная преимущественно на социально уязвимые слои населения.

Такой подход исключает значительную часть граждан страны из объектной сферы социальной политики, при этом они не приобретают достаточных оснований для превращения из объектов в субъекты этой деятельности. В современном российском обществе высока степень социального неравенства, вследствие чего поляризуются позиции «сильных» и «слабых» социальных слоев в экономическом, социальном и культурном пространстве.

Однако реалии современной социальной политики, проявившиеся, в частности, в принятии федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., известного как «Закон о монетизации льгот», свидетельствуют о свертывании программ социального обеспечения населения вследствие дисбаланса между индивидуальными и коллективными ожиданиями граждан и недостаточностью ресурсов государства .

Данным законом полномочия федеральных органов государственной власти по оказанию государственной помощи населению и социального обслуживания были ограничены и переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Соответственно, доступность льгот для социального большинства в связи с серьезными социально-экономическими проблемами во многих регионах значительно снизилась.

Меры помощи часто ограничиваются предоставлением социальных пособий и некоторых льгот лишь наименее обеспеченным гражданам . Федеральные органы государственной власти, согласно указанному закону, выполняют лишь методические и координационные функции. Вместо программы формирования социальных отношений и конструирования общества в интересах людей социальная политика в России все больше превращается в набор экстренных мероприятий, проведение которых в большинстве случаев запаздывает.

Таким образом, в процессе социальных изменений акценты в России переносятся с политики социального государства на субсидиарность социальной политики, которая строится на принципе самообеспечения граждан, строгом дозировании различных видов помощи, с тем, чтобы не способствовать злоупотреблениям услугами государства и общественных организаций там, где возможна самопомощь, поддержка человека семьей и ближайшим социальным окружением.

Соответственно, растет значение личного потенциала человека, его стремления действовать в изменяющемся обществе во благо себе и своих близких. Однако умение адаптироваться к быстрым социальным изменениям у большинства российских граждан пока не сформировалось.

Учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения - это сложный, несвободный от противоречий процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются .

В целом, принято считать, что социальная политика -- это система мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений.

Довольно часто эти меры, процесс их выработки и реализации рассматривают как политическую деятельность, оказывающую влияние на благополучие граждан.

Вывод по второй главе.

Социальная политика понимается и как целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения благополучия.

В современном отечественном контексте проблемы социальной политики имеют свою постсоветскую специфику, которая отчасти объясняется традиционно высокой ролью государства в различных секторах общественной жизни, а также наследием социалистических принципов управления экономикой и культурой.

К социальной политике относятся жизненный уровень, благосостояние, доходы населения; сфера труда и трудовых отношений, проблемы занятости населения; социальная защита малообеспеченных и нетрудоспособных групп населения; экологическая политика;

отдельные направления развития социальной сферы, в том числе образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта;

современная инфраструктура, включая жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание; миграционная политика, а также политика в отношении отдельных адресатов: семьи, молодежи, инвалидов, пожилых и других категорий населения.

Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

В социальной политике можно вычленить два взаимообусловленных, взаимодействующих элемента научно-познавательный и практически-организационный.

Научно-познавательный элемент - выступает как результат анализа и осмысления назревших в обществе потребностей, тенденций развития социальных процессов, как обобщенный результат и оценка предыдущего курса социальной политики государства. Он отражает уровень общественного мнения и настроения, степень социальной устойчивости различных слоев населения. Весь этот аналитический материал дает возможность органам государственного управления выработать концепцию социальной политики, сформулировать ее главные задачи и направления .

Практически-организационный элемент - связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений, стратегических задач социальной политики. И здесь большое значение приобретает разносторонняя организаторская деятельность органов государственного управления системой социальных служб и работа с населением, подчиненная задачам социальной политики государства. Всесторонне взвешенная, научно обоснованная социальная политика государства, созвучная с интересами народа, составляет важнейшую основу содержания социальной работы, обеспечивая ей целеустремленность, а организаторам уверенность в практических шагах.

Организаторская работа - это распорядительная деятельность управленческих органов по рациональному разделению труда при решении поставленной задачи, по оптимальному использованию сил и средств, способов стимулирования для качественного и своевременного выполнения задания. Организаторская работа по реализации социальной политики является организационным уровнем социальной работы и включает в себя: глубокое уяснение, вытекающих из содержания социальной политики, задач и всесторонний анализ и оценку условий для их решения; подбор и расстановку кадров, создание или изменение организационных структур в интересах решения стоящих задач; доведение до исполнителей задания, определение их функций, полномочий и ответственности, ресурсов и средств, имеющихся в распоряжении; разъяснение смысла и социальной значимости качественного и своевременного выполнения задач, способов стимулирования труда; координацию усилий и действий структурных подразделений и конкретных исполнителей, обеспечение целеустремленности их деятельности; проведение хода исполнения заданий по этапам и в целом, оценку деятельности исполнителей, извлечение уроков и формулирование выводов для последующей деятельности .

Научно-познавательная сторона, характеризуя прежде всего уровень научной обоснованности социальной политики, формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организаторской работы в этом направлении, а следовательно, выполняет важную методологическую функцию в отношении социальной работы в обществе.

В то же время методологическая функция научно-познавательного компонента социальной политики не означает односторонности ее воздействия на характер и содержание организаторской и социальной работы в обществе.

Социальная работа с ее разветвленной структурой органов управления в различных регионах общества и обширной сетью центров социальной помощи населению оказывает обратное и активное воздействие на социальную политику, поскольку играет роль обратной информационной связи в системе управления социальными процессами. Вбирая в себя практически-организационный аспект социальной политики государства, она обеспечивает реализм последней, проверяет ее жизненность. Такова диалектика взаимодействия социальной политики и социальной работы.

Социальная работа представляет собой форму, способ социальной политики. С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества. Социальная работа по своему содержанию объемней социальной политики, динамичнее, подвижнее, в то время как социальная политика сохраняет большую устойчивость, выступая определяющей стороной в отношении социальной работы .

Цель социальной политики - это регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, то есть достижение социального мира или общественного согласия. Подчеркиваем это, так как согласование интересов, с нашей точки зрения, является гораздо более важной целью, чем интересы любой, самой почтенной или самой перспективной, социально-возрастной группы.

Поскольку большинство исследователей сегодня соглашаются, что социальная политика (уровень целеполагания) определяет новую область социальной теории и практики, социальную работу и её характер (технологический уровень), то нельзя не отметить, что оба приведенных определения социальной политики говорят о неких интегративных нуждах общества, а не о помощи каким-либо социальным группам. Нельзя обойти вниманием то, что такое понимание социальной политики и социальной работы имеется как в научной литературе, так и в общественном мнении.

Так, Австрийская академия социальной работы отмечает, что «в каждом обществе могут встречаться нужды и конфликты, которые люди не могут самостоятельно преодолеть. Социальные проблемы обуславливаются как индивидуальными, так и общественными причинами. В этой связи общество несет обязательство предоставить соответствующую помощь. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа» .

Такое понимание позволяет обозначить основную функцию социальной работы как «компенсирующую» (дефицитную). И.А.Григорьева считает , что компенсирующая функция есть одна из возможных проекций социальной интеграции, поэтому определение Австрийской академии вовсе не противоречит, а как бы входит в более широкие предшествующие определения. С другой стороны, «компенсирующее» понимание делает социальную политику и социальную работу «маргинальными» социологическими дисциплинами населения, или «население группы риска». Остается непонятным, какая наука или теория занимается развитием «нормальных» групп населения.

В духе восстановительно-нормализационного подхода, который явно занимает лидирующие позиции, начиная с 1970-х годов, предпочтительнее кажется интегративный подход. Кроме того, интегративное понимание социальной политики делает акцент на двух принципах: профилактике социальных рисков и активизации человеческих ресурсов. Подчеркнем, что важность помощи жертвам социальных рисков этим не отрицается, но «во главу угла» ставится их профилактика, равно как и участие клиента в решении собственных проблем.

Выделение «компенсирующего» и «интегрирующего» понимания социальной работы близко по смыслу к сложившемуся в англоязычной литературе разделению на резидуальную и институциональную системы социальной политики (а также системы социальной защиты или социального обеспечения, так как эти понятия большинство авторов считает очень близкими) .

Резидуальную и институциональную системы можно описать следующим образом.

Резидуальная система - проблемы индивидов, групп и населения решается благодаря участию семьи, родственников и соседей обращение за помощью в государственные службы считается «аномальным» помощь оказывается после проверки обстоятельств и степени неспособности решить проблему самостоятельно помощь временная и минимальная получение помощи унижает, связано с потерей социального статуса.

Институциональная система - проблемы решаются в соответствии с установленными законами, нормами и правилами такое обращение считается «нормальным» помощь носит по возможности превентивный, профилактический характер помощь, адекватная проблеме и потребностям помощь носит универсальный характер, каждый может ее получить, не теряя самоуважения.

Из этого сравнения заметно, что резидуальная социальная политика может нести дезинтеграционный «заряд», что видно на примере США и Германии, хотя США строят социальную политику на либеральных принципах, а Германия -- на консервативных (страховых). Универсальная возможность получения помощи обеспечивает институциональной системе солидарно-интегрирующий характер.

Поэтому в США в последнее десятилетие предпринята попытка смены стратегии социальной политики в масштабах государства. Был намечен переход от welfare (благосостояния на основе пособий) к workfare (благосостоянию на основе занятости), когда получение пособий означало определенные обязательства в плане занятости (может быть, в общественном секторе) или отработок пособий .

Первые законы об отработке пособий были приняты еще в 1984 году и их применение показало, что отработки снижают степень зависимости и стимулируют поиски работы. Конечно, эффективность данной «революции» в социальной политике зависит от макроэкономических факторов, от наличия рабочих мест на рынке труда. Но даже если приходится довольствоваться общественными работами (как в данный момент, когда в США экономический спад) «возвратность» пособий через отработки способствует снижению социального иждивенчества.

Подобные документы

    Сущность и принципы социального государства. Сущноть, основные категории и принципы социальной политики. Основные приоритеты социальной политики в современной России и за рубежом. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    шпаргалка , добавлен 23.01.2007

    Сущность социальной политики, ее направления. Особенности современной социальной политики в России и опыт иностранных государств. Основные механизмы реализации социальной политики. Связь социальной политики и социальной работы. Социальные программы.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2007

    Характеристика понятия и основных проблем социальной политики. Сущность и основные направления социальной политики. Социальная защита населения. Особенности социальной политики в России. Региональные проблемы социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2007

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Понятие социальной политики как составной части общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере. Сущность и основные направления социальной политики. Прямая поддержка доходов через систему социального обеспечения. Социальная защита населения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2013

    Особенности, функции, задачи и принципы социальной политики. Административная реформа в РФ и её влияние на формирование и реализацию социальной политики государства. Социальная сплоченность общества и права человека, прогноз социальной ситуации в России.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Сущность и основные компоненты социальной политики государства. Основные цели и задачи социальной политики. Особенности, основные направления и проблемы современной социальной политики в России. Основные принципы разработки модели социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Особенности социальной работы как вида деятельности. Формирование системы социальной работы в России. Использование психологических методов в работе при взаимодействии с клиентом. Применение психологических технологий в практике социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Организационные основы Кафедры социальной работы и социальной антропологии НГТУ, направления деятельности и кадровое обеспечение. Основные клиентские группы, в отношении которых осуществляется социальная работа в организации. Технологии работы с клиентом.

    отчет по практике , добавлен 05.07.2011

    Место и роль социальных стандартов в системе социальной защиты населения. Малообеспеченные семьи как очаги социальной напряженности. Проблемы малообеспеченных семей и технологии социальной профилактики. Социальная работа по преодолению бедности.

Гражданское общество - это складывающаяся под воздействием объективных условий и субъективных факторов форма организации структурных элементов общества, социальных связей и взаимодействий в негосударственной сфере, направленная на реализацию базовых прав и свобод человека, обеспечение защиты общественных, групповых и индивидуальных интересов и ценностей, их гармоническое сочетание. В демократическом обществе гражданское общество устанавливает устойчивые долговременные и взаимовыгодные отношения с институтами государства на неантагонистической основе.

Представления о гражданском обществе, сложившиеся в Западной Европе к серединœе Х1Х века, включали в себя следующие базисные составляющие:

· Автономию и свободу слова;

· Договор как основу формирования общественных отношений;

· Собственность как крайне важное условие свободного заключения договора, а также личной и социальной свободы вообще;

· Выходящую за рамки рынка форму общественности и общественного мнения, связанных с расширением сферы критики, просвещения и эмансипации.

Трансформация этих идей в ХХ веке привела к пониманию гражданского общества, прежде всœего как рыночного, существующего в условиях правового государства, идеологией которого выступает либерализм. Его следует рассматривать, в первую очередь, не как правовой, а как социальный институт, совокупность и сложное переплетение неполитических общественных структур, взаимодействующих с политической системой и оказывающих на нее свое влияние.

Гражданское общество и государство генетически взаимосвязаны друг с другом и существуют, выполняя главную функциональную задачу, связанную с развитием человека, обеспечением его нормальной жизнедеятельности. По этой причине изменение соотношения в пользу государства или гражданского общества во многом обуславливается качеством человека, его положением в данный временной период и характером переживаемых обществом трудностей и проблем.

Существуют определœенные функции, позволяющие гражданскому обществу участвовать в реализации социальной политики:

Защитная функция, позволяющая обеспечивать прожиточный минимум человека и оградить общество от негативного воздействия со стороны внешней среды (обеспечение минимума заработной платы, пенсий, стипендий, работой, медицинской помощью, отстаивание прав граждан в борьбе с преступностью и коррупцией, борьба с загрязнением окружающей среды и т.д.);

Функция адаптации, выступающая как сущностной механизм повышения способности социальной системы к эффективному сопротивлению возмущающим воздействиям (обеспечение доступа к крайне важной информации, широкое обсуждение социальной политики государства, представление альтернативных программ действий);

Стабилизирующая функция, связанная с вопросами создания и поддержания социальной устойчивости общества, обеспечения эффективного взаимодействия данной социальной системы и внешней среды (сотрудничество, переговоры, консультации, заключение договоров и соглашений на основе идей сосуществования и сотрудничества всœех типов социальных систем, создание наднациональных структур – Европарламента͵ ООН, ОБСЕ, МАГАТЭ);

Воспитательная функция, являющаяся фактором формирования и внедрения в сознание людей нравственных норм, правил и духовных ценностей в процессе их социализации (контроль за их соблюдением, формирование уважения и преемственности к сложившимся духовным ценностям, подъем культуры народа);

Интегративная функция, заключающаяся в превращении социальных слоев, групп, индивидов из объекта социального взаимодействия и манипуляции в социальных субъектов (институты гражданского общества выступают как «охранительные барьеры» от диктата государства, а также как механизмы развития общественной системы).

В специфических условиях рыночных преобразований в России исключительное значение приобретает развитие общественной системы социальной защиты, основанной на активности граждан, различных групп и всœех слоев населœения, ее взаимодействие с государственной системой социальной защиты. Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы социальной безопасности страны определяются их социально-политической сущностью и способностью решать задачи:

· предупреждения о возникновении источников опасности и назревании угроз;

· создания условий для формирования в стране среднего класса как главного стержня и двигателя прогрессивного развития общества;

· защиты прав и свобод, потребностей и интересов гражданского общества;

· формирования общественного мнения и воздействия на него;

· общественного контроля за деятельностью органов власти, исполнением их решений;

· вовлечения широких народных масс в практическую деятельность по обеспечению общенациональной безопасности, стабилизации обстановки, по достижению общегражданского мира и согласия;

· борьбы с социальными и моральными пороками, коррупцией, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

· развития гражданского самосознания, творчества, инициативы и подвижничества.

Важную роль в укреплении российского государства играет усиление общественного контроля гражданского общества над государственными организациями, осуществляющими публичную власть: подчинœение административного аппарата представительным органам, влияние на процессы законотворчества, создание возможностей для непосредственного выражения народными массами своего отношения к тем или иным общественным решениям, связанным с обеспечением безопасности гражданского общества.

Гражданское общество должно добиваться активного участия в формировании концепций (доктрин) безопасности страны, выработке научно обоснованной социальной политики государства, создавать различные неправительственные фонды, институты, научно-исследовательские центры по анализу ситуации в стране и подготовке аналитических материалов и рекомендаций по ее укреплению. К примеру, в США и развитых странах Запада существует множество неправительственных центров и организаций, разрабатывающих доклады и рекомендации президенту страны, законодательным органам по проблемам социальной политики своих стран и по соответствующему положению в других странах мира.

Как известно, Ш.Монтескье выводил «дух законов» из «духа народа», который складывается в ходе длительной эволюции под влиянием природных и исторических факторов. Гражданские законы должны находиться в таком тесном соответствии со свойствами народа, для которого они установлены, что только в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными для другого народа, считал Гегель. Опыт развитых демократий показывает, что в основе их успехов – высокая активность граждан и их добровольных обществ и организаций, а также неформальных объединœений, что достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе.

Основная тенденция гражданского общества реализуется посредством политического действия в технологию решения социальных проблем. Гражданское общество добивается за счет развития сферы массовых движений, партий децентрализации власти государства за счет передачи ее части самоуправления.

В целом, акцент институтов гражданского общества на обеспечение качества жизни россиян, соблюдение в обществе их прав и свобод в совокупности с другими факторами позволят изменить основы демографической политики, увеличить продолжительность жизни и снизить смертность населœения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Отличие государства от гражданского общества.

3. Приоритетные направления в деятельности государства по реализации социальной политики.

4. Понятие гражданского общества.

5. Роль и место общественных структур как демократической базы и организационной основы общественной системы социальной безопасности страны.

Литература

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008

2. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

3. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

4. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

5. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целœей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

6. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

7. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

Глава 6

_____________________________________________________________________________

Рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государства означает лишь одну “ справедливость “: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов. С этой точки зрения, например, совершенно справедливым будет низкий доход лиц неквалифицированного труда, спрос на который невелик. И также справедливым будет высокий доход брокера, сумевшего предугадать динамику цен. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Тем не менее, в ХХ веке в промышленно развитых странах Запада все более распространяются концепции и доктрины, возлагающие на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния.

Особую популярность приобретает теория и практика “ социального рыночного хозяйства “, означающие широкие социальные мероприятия, проводимые государством. Таким образом, в реальной жизни распределение доходов в странах с рыночной экономикой осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.

Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества . Суть социальной политики общества государства в поддержании отношений как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Социальная политика многосубъектна и многоуровнева. Социальную политику может осуществлять не только государство, но и фирмы, предприятия, некоммерческие организации. Наличие социальной политики - признак социально – рыночного хозяйства, признак социальной направленности государства.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политики концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.


Социальная политика - сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей. В центре такой политики должен находиться человек, который одновременно выступает как её цель, предмет и субъект.
В практическом аспекте объектами социальной политики служат условия жизни и труда человека, общественные отношения (межгрупповые и межличностные)
и социальная структура в целом. До настоящего времени в России государственная социальная политика, ориентированная на социальную безопасность, не получила адекватной легализации в действующих нормативно-правовых документах. В концептуальных программных разработках предполагается, что она должна основываться на следующих принципах: гарантированности государством ее осуществления в интересах своих граждан и при их активном участии; правовой легализации социальной защищённости личности; целевого финансирования, прогнозирования и программно-информационного обеспечения целевых социальных программ; обеспечения профессионально-технического функционирования системы социальных институтов (систем здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, охраны труда, занятости и т. п.); легализации, адекватности, дифференцированности и устойчивости социальных гарантий; правовой, информационной и финансовой адресности социальной поддержки населения; профилактики социальных рисков; ориентации на выявление и ликвидацию механизмов и процессов, дегуманизирующих действительность; интеграцию человека в общество, ориентированную на оптимальную реализацию потенциальных способностей личности к самообеспечению с учётом индивидуальных и общественных интересов; равенства стартовых возможностей и реализации потенциальных способностей индивидов; системности и стабильности мер, направленных на поддержание и позитивное развитие объектов социальной политики; социальной справедливости и социального прогрессивного развития.
В реальной социальной политике эти принципы не использовались и не используются до настоящего времени в должной мере. В России к началу перестроечных процессов стало (и сохраняется по-прежнему) явным банкротство государства по своим социальным обязательствам перед своими гражданами. Обремененность государства этими непомерно большими обязательствами, ориентированными на федеральный уровень исполнения, при отсутствии ясности в распределении полномочий между центром и субъектами федерации, а также каких-либо значимых шагов по управлению социальными процессами, привели к масштабным изменениям качества жизни людей, к неудовлетворенности граждан своим социальным положением и в этой связи к социальной напряженности в обществе. Социальная политика государства и общества оказались несоответствующими ожиданиям людей. Это наряду с политическими и экономическими процессами, вызвавшими существенные изменения в привычном укладе жизни большого числа людей, привело к дисгармонии социальной жизни России и россиян, социальной трансформации с тенденциями регресса, а по оценке ряда специалистов, с явной деградацией. Дисбаланс в общественных отношениях усилен расхождением целеполагания и целеосуществления мер социальной политики. Это во многом определяет выраженную настороженность населения по отношению к любым социальным новациям.

социального развития России, которыми должны стать социальное партнерство, социальная защита и социальная интеграция населения. Данные приоритеты должны иметь четкую программу, включая цели, задачи, механизм и временные параметры реализации. Это послужит для многих людей обнадеживающим ориентиром в реальной Остановке, обусловленной сложными условиями построения социально ориентированной рыночной экономики и демократической политической системы в России. Социальная политика должна предусматривать в интересах социальной безопасности реализацию первоочередных действий по следующим направлениям: Принятие социальной хартии (декларации) России. В этом согласительном государственно-общественном документе должны быть отражены вопросы, связанные с жизнью и положением человека в обществе - труд, его условия и оплата, социальное обеспечение, отдых, духовное развитие личности, охрана жизни и здоровья людей, образование, семейные связи, воспитание детей, морально-этический прогресс. В нем должен содержаться комплекс положений, зафиксированных в отдельных законодательных актах России и субъектов Федерации, и тех, которые могут стать основой для долгосрочных Государствен- ных программ решения коренных социальных проблем, стоящих перед страной, ее гражданами, различными общественными слоями. Организация мониторинга и экспертизы социальных процессов и социальной трансформации населения России, включая: анализ социальной структуры общества; анализ социальной структуры экономики: оценку социально-экономических отношений, в том числе отношений собственности, условий, уровня и качества жизни социальных групп, трудового и экономического поведения населения; оценку поддержки различными группами проводимой экономической и социальной политики; оценку трансформации массового сознания населения. Регулярное заслушивание Советом Безопасности России вопросов, касающихся социальной безопасности. Введение в практику деятельности Правительства России регулярной подготовки Национального доклада по социальному развитию, социальной безопасности и социальной политике. Регулярное проведение научных, общественных акций (конференций, семинаров, круглых столов и т.д.) для привлечения внимания к проблемам социальной безопасности, что всегда полезно для социальной разрядки, инициирования диалога, обмена знаниями и мнениями по актуальным социальным проблемам между научными, общественными кругами и органами власти.
Ориентированная на социальную безопасность социальная политика государства и общества способствовала бы выработке на основе сотрудничества, если не единых, то компромиссных взглядов на социальное развитие страны, и на их базе разработки конструктивных решений, нацеленных на созидательные общественные процессы, в которых приоритет отдан интересам России и россиян.
Контрольные задания и задачи для самопроверки Дайте определение понятию «социальная трансформация». Назовите основные причины изменений социальной структуры общества. Каковы основные признаки социальной трансформации? Перечислите основные теории социальной трансформации и сформулируйте их основополагающие позиции. Почему индивидуальные перемещения людей не способны привести к социальной трансформации. Раскройте дефиницию понятия «социальная безопасность». Назовите субъекты социальной безопасности. Назовите объекты социальной безопасности. Перечислите основные потенциальные угрозы социальной безопасности. Почему среди причин социальной безопасности обозначены негативные демографические процессы? Какие условия необходимы для обеспечения социальной безопасности в современной России? В каких случаях социальная трансформация угрожает социальной безопасности? Какие основные явления определяют социальную напряженность в современной России? Назовите основные меры по обеспечению социальной безопасности в России. Какая основная цель достижения социальной безопасности? Литература Волгин Н.А., Карпухин Д.Н. и др. Концептуальные основы социальной политики. В кн.: Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996, - с.. 59-77. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000 г. Осипов Г.В. и др. Энциклопедический социологический словарь. М, 1995. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.: Экономика, 1993 г. Осипов Ю.М. и Шургалина И.Н. Переходы и катастрофы. - М.: Изд-во МГУ, 1994 г. Храпылина Л.П. и др. «Социально-психологическая поддержка населения Российской Федерации». М., 1995 г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»