Жизнь страшно интересная. Беседы с мудрецами плутарх

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сергий Чернец
К «пятому-десятому», продолжение.
Пусть разум твой направляет дела
Он душу твою не допустит до зла.
Лишь в разуме счастье, беда без него,
Лишь разум – богатство, нужда без него.
Нежнейшее сердце дать человеку в удел
Замыслила, видно, природа –
Коль наделила слезами и состраданьем.
Мудрость не скажет того, что противно природе,
Мудрый, меру соблюдает и в достойных делах. Дело благой помощи бедным, к примеру, может продолжаться долго, но всем помочь ты, всё равно, не сможешь, а только сам себя разоришь. Даже во благих делах надо останавливать себя. Разум, при защите справедливости претерпевает больший вред от собственной горячности, чем от наветов своих врагов.
Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею. Со времен Соломона-умнейшего или мудрейшего известно: и в том состоит та высшая божественная мудрость, - чтобы 1) глубоко понять и изучить дела человеческие, 2) не удивляться ничему, что случилось, и 3) ничего не считать невозможным до того, как оно произойдет.
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. Мир заполнило неразумное. Мир полон дураков, да никто глупости своей не замечает, даже не подозревает. Глупцы все, - кто глупцами кажутся, и половина из тех, что не кажутся. А если же на Земле и встретим крупицу мудрости, - то, против мудрости Небесной, она будет выглядеть – как безумие. И хуже всего, что люди не признаются в своей глупости. Глупец величайший тот, кто себя таковым не считает, а только других глупцами обзывает. Чтобы быть мудрым, недостаточно мудрым казаться – тем более самому себе; ибо – знает тот, кто понимает, что не знает, и не понимает тот, кто не понимает, что другие понимают.
Сила разума в том, что он признает существование множества явлений ему непостижимых; и он бывает слаб, если не способен этого понять. Слабому разуму непостижимы бывают явления самые естественные, что уж говорить о сверхъестественных. К таким относится предвидение будущего. И предвидение будущего получается не от оракулов и экстрасенсов, а от элементарной мудрости. Видно по ходу событий бывает и их продолжение: если человек подходит по дороге к препятствию (к мосту, или к горе) – то вероятно через определенное время он его достигнет. И это может предсказать даже не умудренный человек.
Мудрец не станет из вражды к виновным уподобляться им. Не будет грубить и\или оскорблять. Беда с умом, когда у человека не хватает ума, чтобы хорошо сказать, или здравого смысла, чтобы осторожно промолчать. Нужно иметь большой ум, чтобы уметь не показывать своего умственного превосходства.
Я мыслю, следовательно, существую. – эту фразу приписывают философу Рене Декарту.
И верно было сказано. Потому что особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Для развития ума, известно с древности, нужны знания.
Знатное происхождение это благо от предков доставшееся.
Богатство почетно, – но это дело житейское.
Слава желанна, - но непостоянна.
Красота прекрасна, - но проходяща со временем.
Здоровье ценно, - но легкоразрушимо.
Сила завидна, - но разрушается старостью и болезнями.
Знания – вот что единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи самые лучшие в человеческой природе: это Разум и Речь, умение говорить.
Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться.
Однако, ум не одном только знании, но и в умении приложить его (ум свой) в практическом деле. Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения, для чего конкретно эти знания нужны.
Многие многознайки не имеют ума практичного.
Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени. И среди ученых – случайные открытия делают только подготовленные к этому умы. А мудрый человек знает, как поступать и там, где не имеет опыта; глупый же ошибается и в том, чему учился.
Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
Знания знанию рознь. И практические навыки нужны человеку. Будем же дела делать и упражнять тем самым разум свой до мудрости.
Конец.

Сегодня наш медиум вызвал дух знаменитого греческого писателя, философа, историка и общественного деятеля Плутарха (45 – 127г.г.) и вступил с ним в беседу:

Плутарх: "Или как можно короче, или как можно приятнее".

М. – Уважаемый Учитель, Вы прожили большую и славную жизнь: избирались архонтом – правителем Херонеи; были верховным жрецом храма Аполлона Пифийского в Дельфах. Ваши «Сравнительные жизнеописания» считаются вершиной античного биографического жанра. Кроме того, в Ваше наследие входит множество сочинений по самым различным отраслям знаний. Кто, как не Вы, знаете, какое благо главное для человека на его нелегком жизненном пути?

П. – Знатное происхождение есть благо, но это – благо предков. Богатство почетно, но это – дело счастья. Слава желательна, но непостоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легкоразрушимо. Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями.
Образование – единственное, что в нас божественно и бессмертно; величайшие преимущества, которыми одарена человеческая природа, это разум и речь.

М. – А величайшее достижение разума – это мудрость. В чем она проявляется?

П. – Высшая мудрость – философствуя, не казаться философствующим, и шуткой достигать серьезной цели.

М. – Опыт показывает, что не всегда даже образованный человек обладает чувством юмора и
умеет правильно пользоваться этими «основными достояниями человеческой природы – разумом и речью».

П. – Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.

М. – То есть в разговорах с людьми чаще помалкивать?

П. – Ни одно произнесенное слово не принесло столько пользы, сколько множество не сказанных.

М. – Это верно. Как говорится, «молчание – золото». А Ваш соотечественник Пифагор говорил: «Молчи или говори что-нибудь получше молчания». Так что слушать, безусловно, предпочтительней. Но иногда собеседник настолько косноязычен и болтлив, что теряешь всякое терпение.

П. – Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

М. – Вы правы. А как, по-вашему, следует говорить хорошо?

П. – Или как можно короче, или как можно приятнее.

М. – Что можно сказать о человеке, который даже в дружеском общении не может удержаться, чтобы как-нибудь не уколоть, не уязвить приятеля?

П. – Злоречивый язык выдает безрассудного.

М. – Разумный человек умеет владеть собой и не станет обижать ближних без причины, как Вы считаете?

П. – Человек здравомыслящий должен остерегаться вражды и озлобления.

М. – А если собеседник норовит перевести беседу в ссору и, якобы без злого умысла, говорит что-то оскорбительное, унижающее Ваше достоинство, как лучше ответить, не теряя лица?

П. – Подчас не без пользы бывает заткнуть обидчику рот остроумной отповедью; такая отповедь должна быть краткой и не обнаруживать ни раздражения, ни ярости, но пусть она умеет со спокойной улыбкой немного укусить, возвращая удар; как стрелы отлетают от твердого предмета обратно к тому, кто их послал, так и оскорбление словно бы летит от умного и владеющего собой оратора назад и попадет в оскорбителя.

М. – Спасибо за совет. А чем отличается речь умного человека от прочих собеседников?

П. – Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.

М. – Вы считаете болтливость серьезным недостатком?

П. – Болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, хочет оказать услугу – и становится навязчивым, хочет вызвать удивление – и делается смешным; он оскорбляет своих друзей, служит своим врагам.

М. – Да, видимо, надо следить за собой, чтобы избегать подобных неприятностей. Но как быть, если тебя расспрашивают о чем-то?

П. – Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего.

М. – Да, чувство меры – это главное. Как писал английский философ Т. Карлейль, «если человек знает меру, он знает все». Но ведь соблюдать ее непросто – все зависит от характера.
П. – Характер есть не что иное, как долговременный навык.

М. – Вы хотите сказать, что мы сами создаем свой характер, потакая дурным привычкам, или, наоборот, освобождаясь от недостатков? Однако, как бы мы ни старались, а нет людей вполне совершенных.

П. – Немного пороков достаточно, чтобы омрачить многие добродетели.

М. – Смотря какие пороки! Самое страшное, когда сталкиваешься с предательством тех, кого считаешь друзьями.

П. – Из золотой чаши пить отраву и от друга коварного совет принять – одно и то же.

М. – Мне непонятно, как можно из-за каких-то денег или других благ потерять самое дорогое на свете – истинную дружбу.

П. – Предатели предают прежде всего себя самих.

М. – Это правда. Но тяжело одновременно пережить потерю друзей и доверия к людям!

П. – Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов.

М. – А как Вы относитесь к друзьям, не имеющим своего мнения и во всем полагающимся на Вас?

П. – Мне не нужно друга, который, во всем со мной соглашаясь, меняет со мною взгляды, кивая головой, ибо тень то же делает лучше.

М. – Действительно, дружба – это прежде всего равенство и взаимная поддержка во всех делах.

П. – Если похвально благотворить друзьям, то нет постыдного и в том, чтобы принимать помощь от друзей.

М. – Конечно, кто еще может помочь человеку, если не друзья. Но есть еще семья. Хорошо, если в ней можно обрести поддержку в трудные времена. А для этого надо сделать правильный выбор. Какой совет Вы дали бы молодому человеку, думающему о вступлении в брак?

П. – Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.

М. – А что Вы посоветовали бы молодой девушке, вступающей в брак?

П. – Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.

М. – Какой брак Вы считаете удачным?

П. –Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.

М. – С этим трудно не согласиться. Однако как бы удачно ни складывались обстоятельства, со временем человек стареет, и подступают болезни. Вы прожили долгую жизнь и, наверное, знаете, как сохранить здоровье в преклонном возрасте.

П. – Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос.

М. – Значит, как можно больше двигаться?

П. – Движение – кладовая жизни.

М. – Кроме того, Вы предпочитали вегетарианство?

П. – Я удивляюсь тому, кто допустил на своем столе искаженные формы мертвых тел и потребовал для своего ежедневного питания то, что еще так недавно представляло собою существа, одаренные движением, пониманием и голосом.

М. – А что Вы скажете об алкоголе?

П. – Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его.

М. – Можно ли полагаться на достижения медицины, направленные на продление жизни?

П. – Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее.

М. – Добавлю, к тому же дороже. Но не будем о грустном. В настоящее время считается, что интеллектуальные занятия необходимы для продления жизни.

П. – Непрестанно учась, к старости я прихожу.

М. – То есть Вы почти две тысячи лет назад знали то, к чему ученые пришли сегодня. Это удивительно!
В заключение нашей беседы скажите нам, далеким потомкам, что такое жизнь человека?

П. – Жизнь есть последовательность человеческих дел, большая часть которых имеет предметом добывание и приготовление пищи.

М. – Ну, понятно: без пищи жить невозможно.

П. – Пища нам не только средство к жизни, но и средство к смерти.

М. – Конечно. Как говорил Ваш соотечественник Гиппократ, «ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы». Но такой мудрый человек, как Вы, это знаете и не злоупотребляете.

П. – Я живу в маленьком городке, и, чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь жить в нем и дальше.

На этой оптимистической ноте мы расстались, поблагодарив великого человека за беседу…

сайт учителя математики и физики

Лучше жалеть о том, что было, чем о том, чего небыло

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: организация обобщающего повторения по математике

Увлечения: разгадывание кроссвордов

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: пгт. Афипский, Северский район

Место работы: МБОУ СОШ № 6

Знатное происхождение есть благо, но это - благо предков. Богатство почетно, но это - дело счастья. Слава желательна, но непостоянна. Красота прекрасна, но преходяща. Здоровье ценно, но легко разрушимо. Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование - единственное, что божественно и бессмертно в нас; и две вещи лучшие в человеческой природе: разум и речь.

Плутарх

Красота – абсолютна. Человеческая жизнь, вся жизнь покоряется красоте. Красота уже существовала во Вселенной до человека. Красота останется во Вселенной, когда человек погибнет, но не наоборот. Красота не зависит от ничтожного человека, барахтающегося в грязи»

"Бороться с пошлостью труднее всего именно потому, что она страшно похожа на правду. Ведь как хотите, а это правда, что нет ни абсолютного немца, ни абсолютного грека и что когда я хочу определить нацию - я определяю либо какой-нибудь общественный класс ее либо какую-нибудь эпоху. Всё это правда, - но мало ли правды на свете. Важно, какую правду когда взять. Представьте себе, что явится к вам господин и прочтет реферат на такую тему: "Разделение органического мира на мир животный и растительный - фикция нашего ума"... Логика же, оторвавшаяся от народности, от этого громадного дерева, на котором она расцветала и жила с тысячью других листьев, - немедленно вянет и сохнет. Правда, ветер может занести ее под небеса, но нет уже в ней благодатных соков родного дерева - и, иссохнув, она неминуемо разлетится в прах. Такая логика - без почвы, без поддержки, без связи с народной правдой всегда измышлена, случайна, сомнительна - ибо, кроме самой себя, у нее нет никакого иного измерения истинности. Правда-справедливость в ней не сходится с правдой-истиной, и горе тому народу, который знает только эту вторую правду. Творчество духа покинет его - и голая логика, вырвавшаяся в пустоту беспочвенности - всегда создаст что-нибудь этакое вроде лающей розы и благоуханной собаки" (Корней Чуковский) "Всякий прогресс в органическом мире, всякое развитие, всякое совершенствование возможно только под условием различия, противоречия, несходства. Мы все - стихийно стремящиеся к совершенству, должны бы, кажется бессознательно благословлять в себе только различные, только обособленные, только индивидуальные стороны. Прочие - схожие, общие большинству, добытые старательной имитацией - мешают борьбе, мешают столкновению, состязанию... и вследствие этого становятся задержкой на пути к совершенству. Их - эти общие стороны, мы должны бы отметать от себя, отбрасывать, отрицать. Но необходимость диктует нам иное... Что сходство с прочими - лишая нашу энергию творчества, зато помогает нам экономизировать ее, застраховать ее от излишней и зачастую бесплодной траты. Совершенство не достигнуто, но существование - обеспечено. И вот нам волей-неволей приходится иногда, в моменты перерыва, рекреации, остановки, укрываться от окружающего под спокойную сень сходства, одинаковости, общности... Если организм не хочет гибели, он не застоится, не укроется окончательно в безличной общности, он опять благословит в себе все свое особенное, отличительное, ни с чем другим не схожее" (Корней Чуковский)

О себе

Я Шведова Светлана Николаевна родилась 29 мая 1966 года в совхозе "Никольский " Заветинского района Ростовской области в семье рабочего.

В 1973 году пошла в первый класс совхоз а "Никольский"

В 1976 году закончила начальную школу и продолжила учиться в Афипской средней школе №4 , которую закончила в 1983 году.

1983 - 1988 годах - училась в Кубанском Государственном Университете на физическом факультете .

В 1988 году была принята на работу учителем физики , в Калужскую СОШ № 23 , где прабола до 1991 года . С ейчас работаю учителем математики и физики в Афипской М БОУ

СОШ № 6 .

Знаменитый древнегреческий философ Плутарх, как мне кажется, говорит о том, что человека обогащает и возвышает его тяга к знаниям и учению. Он считает, что нельзя довольствоваться тем, что имеет недолговечность, что нажито не собственными усилиями. Человек может изменить себя и свое положение в обществе при помощи образования – одного из самых значимых социальных лифтов. Таким образом, Плутарх поднимает в своем высказывании проблему значения образования как способа получения знания и как канала социальной мобильности в обществе.

Не могу не согласиться с данным мнением мыслителя. Я считаю, что образование – это один из самых главных способов становления личности. В процесс образования человек приобретает огромное количество знаний, которые он может задействовать в различных сферах жизни. Эти знания, в отличие от некоторых материальный благ и физических характеристик, будут с человеком столько, сколько захочет он сам.

Надо сказать, что именно спустя тысячи лет после жизни Плутарха, его слова обретают большую актуальность. Это связано с тем, что часть мирового населения уже вступила или только вступает в информационное общество, где образование – главный канал социальной мобильности. Ставя собой целью приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, сохранению культурного достояния, образование позволяет человеку овладеть знаниями, умственно-познавательными и творческими способностями, которые он реализует в общественной жизни. А уже во многом от того, насколько успешна будет реализация этих умений, зависит его социальный статус.

Знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов – живой пример того, как образование возвышает человека как в прямом, так и в переносном смысле. Будучи выходцем из простой семьи помора, Михаил Васильевич стремился получить образование. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • «Знатное происхождение есть благо, но это - благо предков. Образование - единственное, что божественно и бессмертно в нас»

Это его стремление не исчезало до последних дней жизни Ломоносова. Образование подняло вверх его социальный статус, сделав из М.В. Ломоносова именитого ученого с мировым статусом, статского советника, постоянного члена Петербургской академии наук.

Некоторые литературные произведения иллюстрируют нам пример того, какое отрицательное воздействие может оказать на человеческую жизнь нежелание заниматься образованием. Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль» описывает героя по имени Митрофанушка – настоящего бездельника и лентяя, нежелающего получать знания, приобщаться к опыту поколений. В результате такого поведения из него вырастает ни к чему не приспособленный человек, чей социальный статус обречен либо на вечную неизменность, либо на неуклонное падение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование имеет огромное значение в жизни человека, особенно на данном этапе развития общества. Приобретая новые знания и умения, человек, вооружившись ими, приложив дополнительные условия, способен подняться по социальной лестнице, заработав высокий социальный статус, что также имеет огромное значение.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-08-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»