Шмелева е в талант и успех. Из школы в помощники Абрамовича

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ЕЛЕНА ШМЕЛЁВА: Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают. Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

Д.НАДИНА: Сегодня весь день мы обсуждаем обращение Владимира Путина к Федеральному собранию. Львиная доля выступления была посвящена проблемам внутренним, про внешние только в конце президент вспомнил, когда говорил о сотрудничестве с другими странами, в частности с США. Ну а в целом поднимались вопросы, связанные с образованием, с медициной, в частности с телемедициной, с гражданским обществом.

Я бы хотела на образовании остановиться, потому что кроме прочего президент здесь говорил о том, что необходимо ликвидировать третью смену, создать комфортную среду для учащихся, открывать больше кружков и секций - это всё понятно, но в частности президент упомянул центр "Сириус" - образовательный центр для талантливых детей, который работает в Сочи. Он упомянул его и сказал, что нужно подумать о формировании центров подобных в других регионах страны. В общем, немножко поговорить об этом интересном месте хотелось бы с Еленой Шмелёвой, руководителем Образовательного центра "Сириус". Елена Владимировна, здравствуйте.

Е.ШМЕЛЁВА: Здравствуйте.

Д.Н.: У вас совершенно необыкновенный какой-то образовательный центр. С одной стороны, многие говорят, что это была идея, в принципе, Владимира Путина, и вот он был создан. С другой стороны, туда действительно привлечены какие-то безумные просто деньги, и богатейшие люди страны вкачивают туда и делятся частью своих ресурсов для того, чтобы центр существовал. Ну, уж, к сожалению, так получилось, что такой вот центр действительно один в стране. Какое финансирование у вашего центра, если говорить в год?

Е.Ш.: Может быть, вы сначала поймёте, в чём состоит центр? И как там всё устроено?

Д.Н.: Про это мы поговорим. Просто, понимаете, про деньги всегда всем интересно. Это же на самом деле какая-то очень внушительная сумма.

Центр расположен на объектах сочинской Олимпиады. Объекты переданы под образовательные нужды

Елена Шмелёва

И это, наверное, совершенно уникальная ситуация. У нас бывший отель четыре звезды со своим выходом к морю в распоряжении детей. У них уникальные совершенно условия для занятия на льду. К нам приезжает очень много хоккеистов - 150 человек, фигуристов - 50 человек ежемесячно, к нам приезжают шахматисты, приезжают дети, которые занимаются балетом. И олимпийская инфраструктура построена была с большим запасом, и у нас есть совершенно уникальные классы - три класса для занятий балетом. У нас есть студии живописи. К нам приезжают музыканты, и у нас есть уникальные возможности для занятий у этих музыкантов.

И к нам приезжают дети, которые занимаются естественнонаучными, точными дисциплинами и себя проявили в них. Под них мы создали научный парк. Соответственно, достаточно уникальные лаборатории созданы, потому что в этих лабораториях школьники - самые одарённые школьники России - работают уже с будущими их партнёрами по развитию, я имею в виду вузы, предприятия, научные институты. В этом плане мы видим, что, конечно, у нас появилась инфраструктура, соответствующая вот этим новым программам, которые позволяют школьникам рано определиться, и причём школьнику, хорошо подготовленному в академическом плане, потому что такой принцип отбора в наш центр: туда приезжают дети, только победившие в олимпиадах всероссийских, те, которые готовятся к международным олимпиадам. И за полтора года работы на олимпийских объектах мы их усилили не только спортивными медалями, но и медалями по математике, по физике международными, самой высокой пробы, в шахматах. И наши дети уже, некоторые из них, приглашены в сборные по фигурному катанию и хоккею.

Поэтому этот центр действительно топовый и федерального уровня. Он находится в Краснодарском крае, принимает детей абсолютно из всех регионов. И проезд этих детей, обучение, которое длится 24 дня, и по профилю оно может занимать у нас до 100 академических часов - вот это всё для детей бесплатно. Поэтому, конечно, мы сегодня получаем для детей в том числе субсидию от трёх министерств: это министерства образования, спорта и культуры, но мы тратим значительные средства на содержание этих объектов.

Д.Н.: Я просто к тому, что, ну, вот президент говорит о том, что нужно создавать такие центры по всей стране, но объективно такой инфраструктуры как-то вот не сразу-то найдёшь, если говорить про масштабы всей страны - это во-первых. Во-вторых, опять-таки, попробуй уговори Абрамовича на 10 "Сириусов" денег дать или кого-то ещё. То есть чисто технически ведь это, наверное, действительно нереально просто организовать...

Е. Ш.: Ну, понимаете, для того чтобы работать с детьми, которые себя проявили, нужен педагог в первую очередь. Если глаза гореть не будут, то и соответственно программа бессмысленная в данном случае. Поэтому речь идёт, конечно же, о системной работе - системная работа, которая позволит объединить ресурсы, которые есть у регионов. На сегодняшний день у нас большое количество регионов. Мы сейчас стали работать в первую очередь с регионами - лидерами инвестиционного развития по итогам прошлого года, которые заинтересованы в кадрах, у которых развиваются кластеры и определённые тематики. И вот тех партнёров, которых вы сегодня упомянули, почти у каждой сегодня большой корпорации есть программы, связные с развитием образования, и это образование давно уже не ограничивается только студентами.

Все корпорации практически сегодня идут уже на уровень школьников и даже в школы и системно с ними работают

Елена Шмелёва

Другое дело, мы, наверное, сейчас уже можем позволить себе заявлять системные большие проекты, то есть когда у ребёнка всё-таки есть возможность повысить свои академические знания и уже получить какую-то специализацию, потому что нельзя давать специализацию, не дав базу. В этом плане, конечно, надо объединять ресурсы, которые есть в регионе, потому что в Сочи мы видим некие идеальные условия. Но в этом огромный смысл, когда ресурсы Олимпиады работают в интересах абсолютно всех регионов. У нас нет региона, откуда к нам не приезжали дети за полтора года работы и педагоги, потому что у нас сегодня 10,5 тысячи выпускников и 2,5 тысячи педагогов, которые прошли повышение квалификации в "Сириусе".

Д.Н.: А как можно дать специализацию ребёнку за 24 дня?

Е.Ш.: Я имею в виду глобально. Мы говорим о партнёрах, мы говорили об их программах, которые они развивают. Да, каждая, наверное, корпорация может рассказать про свои профессии. И в этом тоже много смысла - включать в образовательные программы не только педагогов, но и учёных, как у нас в "Сириусе", потому что, знаете, одна из визитных карточек центра, когда приезжает ведущий учёный и рассказывает об открытиях. И если мы сегодня не расскажем школьникам о том, как будут развиваться технологии, они не смогут сделать выбор даже в рамках предметов. А это очень важно, потому что подготовка высококвалифицированных специалистов начинается рано, так же как и спортсменов. Мы видим, что у нас на площадки приезжают дети от 10 до 17 лет. И фактически подготовка к сборной начинается за шесть-семь лет до её поступления.

Д.Н.: Как отбирают всех этих детей? Вот все эти 600 детей - они откуда берутся? Вы говорили, победители олимпиад. Но просто у нас олимпиад вроде меньше проводится в стране каждый месяц.

Е.Ш.: Нет, вы знаете, у нас олимпиад очень много проводится. Всероссийские олимпиады школьников по 22 предметам проводятся, есть очень много серьёзных конкурсов, которые организуют и вузы, и те же корпорации, которые мы сегодня уже неоднократно упоминали. Дети приезжают по результативному участию в существующих конкурсах. Если говорить про спортсменов, то это командное участие. Если говорить про всех остальных, то это индивидуальный зачёт в данном случае. Конкурс у нас высокий, но мы приглашаем детей и без таких подтверждённых на всероссийском уровне мероприятий, мы отбираем их и по регионам, в том числе и через систему олимпиад и конкурсов. И в том числе они приезжают к нам на итоговую смену. Вот в июле, как раз когда вы вспоминали, когда у нас был Владимир Владимирович в гостях, это был год работы "Сириуса". И приезжали дети как раз на проектную смену, когда очень много приезжало партнёров со стороны отраслей. И эти партнёры фактически рассказывали и создавали лаборатории вместе со школьниками, которые помогают им фактически попробовать себя в исследовательской деятельности, а большинство, наверное, наших выпускников по направлению "Наука" будут работать в науке; попробовать себя в каких-то межпредметных командах в том числе. И это как раз то, о чём сегодня говорил Владимир Владимирович, что успех приходит к тем, кто научился работать в команде, кто может поставить задачу, распределить ресурсы и получить результат, научный или научно-практический, потому что опознать, где можно применить свои таланты, очень важно. Ведь, к сожалению, мы говорим о том, что у нас действительно очень хорошая педагогическая школа, но пока мы славимся как страна-донор кадров для высокотехнологичных отраслей других стран.

Д.Н.: Тут вот вопросов много поступает от слушателей. Спрашивает: "Существуют ли подобные центры за рубежом, например в США?"

Е.Ш.: Спасибо за вопрос.

Мы анализировали лучший опыт не только советский и российский, смотрели программы и Стэнфорда, и MIT, и Сингапура и создали свои программы

Елена Шмелёва

Поэтому мы тут, может быть, подвижники, потому что точно таких центров пока не было, но в этом году правительство Таиланда приняло постановление создать точно такой же центр с программами 24 дня. И мы ждём делегацию из Таиланда в ближайшее время в Сочи. Только вместо хоккеистов там будут заниматься футболисты. Поэтому в этом плане мы считаем это признанием.

Д.Н.: Спрашивает слушатель: "А сколько детей к вам попадает по рекомендации?"

Е.Ш.: Хороший вопрос. Нисколько. У нас есть рекомендации только нашего экспертного совета, который фактически использует многоуровневый отбор детей. Они подают свои заявки на сайте sochisirius.ru. Соответственно, экспертный совет оценивает - в первую очередь оценивается результативное участие в олимпиадах и конкурсах всероссийского уровня, международного. И дальше можно ещё подать описание своего научно-технического проекта, можно подать свои остальные заслуги, которые тоже будут рассматриваться экспертным советом при зачислении на смены, на образовательные программы. Поэтому можно подавать заявки, можно подавать их неоднократно и ждать. Я думаю, что есть шанс у каждого.

Д.Н.: Тут спрашивают вас: "А предполагается ли стипендия для детей?"

Е.Ш.: Стипендии существуют, их получают как раз победители тех мероприятий, которые утверждает федеральный орган исполнительной власти как мероприятия, выявляющие в их отраслях перспективных школьников, которые становятся студентами. И соответственно, сейчас мы являемся операторами по выплате грантов РФ студентам, которые как раз, являясь победителями, в некоторых случаях победителями и призёрами всероссийских олимпиад, школьникам, а также в других конкурсах, которые содержатся в реестре одарённых детей. И они должны выполнять ещё два условия: поступить на очную форму обучения и продекларировать уже сегодня желание отработать не менее трёх лет в РФ после окончания обучения. Грант составляет 20 тысяч рублей ежемесячно до окончания срока обучения. Это очень серьёзные деньги. И я думаю, что они помогут максимально полно освоить образовательную программу, пройти все необходимые стажировки и, конечно, прийти уже тем нужным, подготовленным специалистом, которого, в общем-то, ждут на нашем предприятии сегодня.

Д.Н.: Наверняка вы знаете, во времена моей-то молодости утром учишься, ночью работаешь, вечером тоже работаешь, спишь по выходным. Примем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я вот хочу сказать, что в советское время были Станции юных техников. Я, благодаря этой СЮТ, обрёл будущую работу, я её увидел - это в авиации. Вот я сейчас работаю инженером. Мне нравилось конструирование самолётов, проектирование...

Е.Ш.: Очевидно, что надо восстанавливать такие формы работы. И опять же, если возвращаться к примеру "Сириуса", те 600 детей, о которых я говорила, - это равные доли детей из спорта, науки и искусства. То есть по 200 человек дети приезжают, они живут и находятся вместе, и это, конечно, очень важный опыт для них, потому что то, о чём мы сейчас вспоминаем - большое спасибо слушателю за комментарий - это действительно знакомо каждому из нас, потому что в то, ещё советское и постсоветское, время очень многие, проявив себя в одном направлении, например в математике или физике, занимались либо спортом, либо музыкальными какими-то специальностями. Это было нормально, потому что была возможность пойти и попробовать себя, остаться. Всё зависело от педагога и от некоторых возможностей, которые были в том или ином доме пионеров, как они тогда назывались. И конечно же, мы видим, что это уникальная среда создаётся, потому что ещё, знаете, очень важны программы, когда дети учат детей.

У нас есть программа "Первый лёд олимпийский", когда, например, спортсмены – фигуристы и хоккеисты – ставят на лёд математиков и учат, позволяют им попробовать покататься на олимпийском льду

Елена Шмелёва

Это, конечно, очень важный и нужный опыт. И мы говорим о том, что вот это сочетание и равное внимание ко всем трём сферам - спортивной, искусству и математике - это очень важно. И нам бы хотелось, чтобы те опорные площадки, о которых сегодня говорил Владимир Владимирович, о которых мы уже фактически ведём переговоры с некоторыми регионами, развивались бы по такому же принципу, чтобы была возможность у детей увидеть и посмотреть творчество друг друга, потому что они все на одной волне. Дети, которые с шести-семи лет занимаются по шесть - по восемь часов уже какой-то своей профилирующей деятельностью, - это дети, которые с большим уважением относятся к таким же занятиям, но по другому направлению.

Д.Н.: Тут спрашивают: "А почему только хоккей, фигурное катание, шахматы? Почему не развиваете другие виды спорта?"

Е.Ш.: Это связано просто с особенностью тех объектов, которые достались нам как наследникам Олимпиады зимней, поэтому мы развиваем эти направления. Но, конечно же, мы ожидаем, что, когда мы будем формировать сеть из опорных площадок в регионе, мы будем развивать те виды спорта, которые как-то органично связаны с этим регионом. То, что мы сможем развивать эти площадки, мы уверены, потому что мы накопили методический уже багаж, то есть полтора года работы, программы состоялись, создана уникальная сеть педагогов, которые приезжают в Сочи и реализуют эти программы. И конечно же, мы надеемся, что мы станем полноценным образовательным центром не только для школьников, для их педагогов, но ещё и для молодых педагогов. Сегодня тоже много говорилось про развитие педагогического образования. Так вот, центр "Сириус" за эти полтора года стал такой серьёзной площадкой для повышения квалификации ещё тех педагогов, которые, может быть, диплом не получили. К нам приезжают МС, они работают с детьми, работают с нашими мэтрами, которые приезжают на программы. И конечно, если ты смог стать ассистентом Жореса Ивановича Алфёрова и проработать с детьми, у нас приезжают и нобелевские лауреаты, приезжают очень высокого уровня исследователи, конечно, я думаю, что это большое подспорье для вот системы нашего педагогического образования.

Д.Н.: Цинично, конечно, говорить, но тем не менее, ведь одарённых детей не бесконечное число. 600 человек каждый месяц приезжает - это больше семи тысяч в год. В какой-то момент одарённые дети кончатся. И получается, что вы будете привозить всех остальных.

Е.Ш.: Я хочу сказать, что дети, во-первых, очень быстро растут. Во-вторых, одарённые дети кончиться не могут, особенно в России. Ещё раз спасибо за пример нашего слушателя - это проявленная одарённость. Владимир Владимирович сегодня говорил о том, что каждый человек талантлив. Наша задача - создать возможности для того, чтобы он мог себя проявить. Соответственно, чем раньше он сможет попробовать, чем раньше он сможет увлечься чем-то, тем больше шансов проявить себя. Понятно, что мы, как федеральный центр, можем работать только с детьми, которые действительно уже подтвердили какие-то свои успехи, это ровно потому, что мы для них создаём такого уровня программы.

Дмитрий ЗАХАРОВ: “Терпеть не могу стадность”

Ведущий программы “Их нравы” Дмитрий Захаров, запомнившийся телезрителям еще с 80-х годов как “самый интеллигентный” во “Взгляде”, заново осваивает роль молодого отца. Десять месяцев назад у него родилась дочка Вера, и Дмитрий со всей накопившейся за 50 лет сознательностью ее растит. А старшую дочь, двадцатилетнюю Анну, тоже держит под присмотром - отправил на курсы вождения автомобиля. Через “не хочу” ребенок учится ездить по московским дорогам на купленной папой “корейке”. Отца это явно радует. О том, что его еще радует и заодно о нравах собственных, ведущий рассказал нашему корреспонденту.

Суррогатная няня

Ваша старшая дочь учится на третьем курсе журфака. К какой-то специальности она уже тяготеет: скажем, телевидение или глянец?

Она не тяготеет к глянцу, она нормальная девочка… В интеллигентской прослойке четко сформировано: не быть помешанным на вещах, на деньгах и даже, в конце концов, не быть помешанным на том, чем вы занимаетесь.

- Замуж еще не собирается?

Я думаю, это не скоро произойдет. Она слишком умная.

- И самостоятельная?

Да, ей около двадцати лет, и она абсолютно независимый человек. А живет с бабушкой - моей мамой, которую очень любит и о которой очень заботится.

- У вас недавно родилась еще одна дочка, Вера.

Маленькой скоро 10 месяцев. Этим летом она первый раз плавала в море: ныряла под водой. Сначала очень боялась, потом втянулась. Мы ее с трех месяцев с врачом-специалистом по плаванию стали учить плавать. Так ребенок быстрее развивается, поэтому она очень быстро встала, и она очень сильная.

- Кто занимается воспитанием?

Жена. Мы наняли няню на какое-то время, но потом жена поняла, что это все-таки - суррогат. Она через две недели после родов вышла на работу, но потом решила, что лучше побыть с ребенком.

- Вы дочку так рано учите плавать. А еще каких-нибудь методик воспитания придерживаетесь?

Я не очень верю во все эти методики. Понимаете, когда в тридцать лет появляется ребенок - это воспринимается как само собой разумеющееся. А здесь, когда тебе пятьдесят, ты уже знаешь, что хочешь вложить в этого человека, замечаешь мельчайшие реакции. Я никогда не подойду к ней без улыбки, равно как и жена.

В таких же условиях рос я сам. Мои родители никогда не ссорились, за почти тридцать лет совместной жизни я не слышал, чтобы кто-то дома кричал или топал ногами. Это очень важно, потому что формируется хорошая психика.

“Здравствуйте, я - Лена Шмелева!”

- Ваш нынешний брак похож на брак ваших родителей?

Думаю, да. Лена - моя вторая жена. Мы с ней вместе с 1993 года. А в следующем году будет десять лет, как расписались. И за это время ни разу не поссорились.

- Как вы познакомились?

Она вела программу, которую я продюсировал, - “Автомиг”, и она говорила: “Здравствуйте, я - Лена Шмелева!” Это была маленькая такая передачка…

- Отлично помню этот “слоган”!

Нас, наверное, сблизило то, что, равно как и я, она совершенно не хотела работать в кадре. Ну и потом - она очень эрудированный, разносторонне образованный человек. В плане искусствоведения она, допустим, даст мне 20 очков вперед.

Она хотела поступить на высшие режиссерские курсы, потом - на искусствоведческие... Но работа в ежедневной программе - написание текстов ведущим, когда нужно писать 40 страниц в день, - это отнимает очень много сил. Поэтому я надеюсь, что она угомонится написанием сценариев к фильмам. И никакой ежедневной работы!

Черные-черные тарелки

- Раз супруга сидит с ребенком, значит, домашней едой вы всегда обеспечены?

Мы читаем всякую гастрономическую литературу и стараемся делать что-то такое, чтоб было не просто вкусно, но и красиво.

У меня дома черные тарелки, потому что еда на них выглядят более элегантно, нежели на белой или на какой-то другой. А стены кухни у меня - оранжевые, потому что это стимулирует аппетит.

- Это, видимо, в какой-нибудь традиции?

Нет, это просто очень уютно - за окном очень холодно, а на кухне говорит маленький свет, и она вся такая… цвета марокканского апельсина. Очень симпатично. Но все остальные комнаты абсолютно обычные.

- А где вы живете?

(Показывает за плечо на Ленинградский проспект - мы сидим в кофейне недалеко от Белорусского вокзала.)

Обычный сталинский дом. Трехкомнатная квартира. Никакой безумной мебели, статуй, ваз, все спокойно. Очень много книг.

- Что читаете?

По большей части специальную литературу и историческую, но и всю так называемую “гламурную прессу” тоже. Поскольку об этом говорят - я должен быть в курсе.

Сейчас надо бы прочитать Поттера, чтобы отчетность не нарушать. Я прочитал шесть томов. Там абсолютно английский школьный юмор, и, поскольку я провел детство в Англии, я понимаю очень много того, что для наших читателей оказывается недоступным. И стиль Джоан Роулинг очень хороший, но перевод - ужасающий.

“Подделывал” подлинники

- Кроме семьи, истории, работы, книг вас еще что-то увлекает?

Когда я был моложе, я хорошо рисовал, сейчас обленился. И картины свои по большей части раздал. Достаточно широкий диапазон работы был: от пейзажей до портретов. Копировал подлинники. Даже замахнулся на “Троицу” Рублева. Живопись - такая штука, что только через это ты можешь понять, чего создатель хотел, чего он думал и многое другое.

- А собственные художественные амбиции у вас отсутствуют?

У меня достаточно заурядные к этому способности - какие вы можете наблюдать в изобилии в любом художественном салоне и на Крымском Валу. А не можешь привнести что-то такого яркого - ну и за ради чего?

- Насколько вы подвержены мужским увлечениям - баня, футбол?

Вообще все, что стадно, мне не нравится. Я кошка, которая гуляет сама по себе. Мне нравятся те виды спорта, в которых ты сам за себя, - теннис, фехтование, гонки, то, за что ты отвечаешь сам, где все продумываешь до мельчайших деталей. В гонках ты должен чувствовать дорогу, как собственную кожу, и машину, соответственно, как перчатку.

- Вы так красиво сказали про гоночные машины, у вас есть какой-то опыт?

Я очень люблю машины. У меня сейчас Subaru Impreza с очень сильно переделанным двигателем. Потому что иногда душа требует ткнуть тапкой в пол, но это на пустых дорогах, когда ты не представляешь ни для кого угрозы. Просто ради ощущения скорости и безумной мощности машины.

В молодости я освоил то, что мне хотелось - карате и теннис. Если бы мне было лет тридцать, я бы с удовольствием освоил спортивное вождение.

(В это время за стеклом кафе страшный грохот, Захаров с улыбкой комментирует.)

Это вот смешно, когда к “Жигулям” приделывается прямоточная труба, они производят много шума, но при этом едут все равно как “Жигули”. Моя машина производит тоже много шума, но она ускоряется, как спортивный мотоцикл, то есть из серьезных конкурентов на дороге только “Порше Турбо” или “Ламборджини”.

Знаете, с машинами так же, как с живописью: чтобы понять создателя, нужно попробовать это сделать самому. Когда ты понимаешь внутреннюю механику и как это работает, ты испытываешь какое-то удовлетворение от содеянного.

Институт сопредседателей штаба введен впервые. В 2000 году избирательной кампанией Владимира Путина руководил Дмитрий Медведев, который на тот момент занимал должность заместителя руководителя Администрации президента РФ. В 2004-м главой штаба был замруководителя Администрации президента Дмитрий Козак, в 2012-м — сопредседатель центрального штаба Общероссийского народного фронта, депутат Госдумы, кинорежиссер Станислав Говорухин.

Карьерный лифт Елены Шмелевой: от НИИ до «Сириуса» | Краснодарский край | ФедералПресс

СОЧИ, 7 декабря, РИА ФедералПресс. В послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин впервые заговорил об одаренных детях и упомянул образовательный центр для выдающихся представителей подрастающего поколения «Сириус». Известно, что одним из его попечителей является Сергей Ролдугин – музыкант и близкий друг главы государства. Другая фигура из числа причастных к появлению «Сириуса» – Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех», который и создал «Сириус». Биография Шмелевой являет собой пример удивительного карьерного лифта.

Штаб Путина возглавят куратор одаренных детей, врач и машиностроитель

Кто будет главой предвыборного штаба Владимира Путина, до недавнего времени было неизвестно. Об этом президента спросили во время Большой пресс-конференции в декабре, и тогда он сказал, что решения пока нет. — Я бы хотел, чтобы это были люди авторитетные, известные в стране, — подчеркнул тогда президент.

Елена Шмелева Сириус сестра Путина? — Ваши Вопросы & Наши…

45-летняя Елена Шмелева родилась «под счастливой звездой» и сделала головокружительную карьеру, оказавшись в нужное время рупором востребованной идеи государственных вложений в интеллектуальные ресурсы страны: одаренных детей. Так складывалось, что она все время была вблизи высших чинов правительства и самого Путина.

Елена Шмелева: в "Сириусе" сложилась атмосфера живого знания

21 июля Владимир Путин посетит сочинский центр для одаренных детей «Сириус». Воспитанники центра смогут лично задать ему свои вопросы. О работе самого центра рассказала с руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева. Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое.

Руководители штаба Путина оказались связаны с Ролдугиным

Для того, чтобы вставить материал в Живой Журнал или другой блог, скопируйте код. Другие новости по теме:Фонд Ролдугина получит из бюджета 5,6 миллиардаBloomberg: предвыборный штаб Путина возглавит КириенкоРодственников Путина нашли в офшорахЖурналисты нашли у Путина 2 миллиарда в офшорахС Путиным не хотят заключать общественный договор

Елена Шмелева Сириус сестра Путина? — Ваши Вопросы & Наши Ответы

Чем известна Елена Шмелева

Елена Владимировна Шмелева родилась в 1971 году в Ленинграде. Окончила факультет социологии СПбГУ (1995). В 1993–1999 годах работала в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ. В 1999–2006 годах возглавляла российский филиал исследовательского института «Медиа Тенор». В 2006–2007 годах - эксперт фонда «Центр стратегических разработок», руководитель аналитического управления центрального исполнительного комитета «Единой России». В 2007–2011 годах - заведующая одной из кафедр на факультете журналистики СПбГУ.

Фонд Ролдугина оказался крупным владельцем недвижимости в Сочи

Продолжение Строительная компания через суд потребовала 50 миллионов от фонда Ролдугина Детский центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», одним из основателей которого является виолончелист Сергей Ролдугин, является крупным владельцем недвижимости в Сочи, пишут «Ведомости».

Биография Елены Шмелевой — РИА Новости, 10.01.2018

Шмелева отметила, что Владимир Путин давно занимается центром «Сириус», считает его важным и системным проектом. Несколько рабочих встреч с президентом России у руководителя центра было в конце прошлого года, но тогда Владимир Путин еще не решил баллотироваться. Пожелание президента видеть Шмелеву в качестве сопредседателя предвыборного штаба поступило позже.

«Комсомолка», педагог и хоккеист: почему Путин выбрал таких начальников своей кампании

Шмелева давно пользуется расположением Путина. Фонд «Талант и успех» учрежден другом президента, виолончелистом Сергеем Ролдугиным. Фонд управляет образовательным центром «Сириус» в Сочи. Путин не раз бывал в «Сириусе», последний раз летом он встречался там с детьми на фоне протестных акций, в которых участвовало много молодежи.

Руководитель сочинского центра «Сириус» стала сопредседателем избирательного штаба Путина. Полная биография

— Хотел бы попросить вас и всех, кто будет заниматься этой работой штабной, - действовать исключительно в рамках закона, ничего не нарушая, — обратился Владимир Путин к сотрудницам штаба. — И что касается сбора подписей, чтобы было все корректно, без нарушений.

Биография Елены Шмелевой

Руководитель Фонда «Талант и успех» Eлена Владимировна Шмелева родилась в 1971 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). В 1995 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии. Кандидат социологических наук (2005).

Еще одну блистательную победу принес России декабрь. Все российские школьники, принявшие участие в Международной естественно-научной олимпиаде юниоров (IJSO), которая проходила в Амстердаме, золотые медали, а один из участников команды стал абсолютным чемпионом. Все шестеро победителей - выпускники Образовательного центра "Сириус" в Сочи, где работают с одаренным и талантливыми детьми. Что такое талант? Как его выявить? Почему именно сегодня государство должно поддерживать талантливых детей? Чего мы от них ждем? На вопросы "РГ" отвечает Елена Шмелева, директор Фонда "Талант и успех", учредивший "Сириус".

Елена Владимировна, два года назад в Сочи открылся Всероссийский центр по работе с одаренными детьми. Сегодня у "Сириуса" уже более 18 тысяч выпускников. Что надо сделать, чтобы попасть в "Сириус"? Победить в олимпиаде, учиться на одни пятерки, подготовить в школе блестящий научный проект?

Елена Шмелева: К нам приезжают ребята, которые уже очень ярко проявили себя в одном из наших направлений (математика, физика, химия, биология, информатика, хоккей, фигурное катание, шахматы, академическая музыка, балет, живопись, литературное творчество). Подать заявку на обучение по этим программам может любой российский школьник. Решение о зачислении принимает экспертный совет центра. В его состав входят всемирно известные ученые, артисты, спортсмены, писатели, учителя - прима-балерина Большого театра и миланского театра "Ла Скала" Светлана Захарова, математик, филдсовский лауреат Станислав Смирнов, художник Сергей Андрияка, ректор Московской консерватории Александр Соколов, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, директор одной из лучших школ России Максим Пратусевич, олимпийский чемпион Алексей Урманов, шахматист Владимир Крамник и другие очень известные и успешные люди. Идея президента, создавшего центр "Сириус" - укреплять позиции России в области науки, искусства и спорта, приглашая в Сочи, на бывшие олимпийские объекты лучших педагогов для работы с юными талантами со всей России. Это уникальный не только для России, но и во всем мире центр.

У нас нет региональных квот для школьников, но на каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов.

Мы принимаем победителей олимпиад, международных и всероссийских конкурсов, авторов успешных технологических проектов и тех, у кого есть научные статьи. Наша задача - дать возможность учиться у нас самым целеустремленным школьникам, независимо от региона проживания и достатка семьи - обучение, питание, дорога, все полностью бесплатно для детей.

18 тысяч талантливых школьников со всей России уже побывали в образовательном центре "Сириус"

А можно приехать в "Сириус" несколько раз?

Елена Шмелева: Да, ребят, которые были в "Сириусе" два или даже три раза почти 20 процентов. Это те, кто добился очередных значимых побед уже после выпуска из "Сириуса".

Очень скоро у "Сириуса" появятся настоящие научные лаборатории, в перспективе - технопарк. Зачем он нужен школьникам?

Елена Шмелева: "Сириус" - не только образовательный проект, но и проект инфраструктурный: он дает детям возможность увидеть новые горизонты. Познакомиться со сверстниками. И не просто, а в профессиональном смысле, на почве профессиональных интересов, в будущем, я уверена, на почве совместных проектов. Познакомиться с другими учителями и школами, чтобы потом найти правильный вуз, определиться со следующими шагами в своем развитии.

С нашими учениками часто разговаривают очень значимые взрослые - руководители крупных компаний и институтов развития, инженеры, ученые, писатели, режиссеры, тренеры. Они приезжают в "Сириус" поговорить с ребятами о том, что интересует их самих.

В "Сириус" часто приезжает Владимир Владимирович и всегда с детьми. Это всегда серьезные интонации, вопросы и серьезное отношение к их еще школьным успехам. "Недетский" разговор президента с нашими учениками, который состоялся этим летом, длился три часа!

И это очень расширяет их восприятие о мире, формирует комплексное представление о том, какой станет Россия в будущем и какую роль каждый из них выбирает для себя, какую задачу перед собой поставит.

Поэтому наши научные лаборатории станут "местом встречи" ученых и профессионалов для решения сложных максимально актуальных сегодня мультидисциплинарных задач. Конечно, с участием наших выпускников - студентов и молодых ученых.

Сюда будут приезжать временные научные коллективы, чтобы выполнить свою часть большой исследовательской задачи под руководством всемирно известных ученых. Появятся патенты и заявки на изобретение.

В технопарке будут развиваться высокотехнологичные стартапы по трем приоритетным для "Сириуса" направлениям - генетике и наукам о жизни, информационным технологиям, когнитивным исследованиям в образовании.

Научный парк "Сириуса" станет кузницей кадров для российских научных коллективов и высокотехнологичных предприятий.

На каждую программу, как правило, приезжают ребята из 50-60 регионов

Недавно на встрече министра образования и науки Ольги Васильевой с победителями международной естественно-научной олимпиады речь зашла о том, что начинать работу с одаренными надо как можно раньше. Ваше мнение?

Елена Шмелева: Все эти шестеро победителей олимпиады, к слову, выпускники августовской программы "Сириуса", когда они готовились к этой олимпиаде. Один из участников команды стал абсолютным чемпионом! Еще раз поздравляю ребят и их педагогов!

Конечно, вовлекать в творческую, исследовательскую работу детей надо как можно раньше. У нас сейчас в олимпиадах школьники участвуют с 7-го класса, но доходят только до муниципального этапа. Региональные победители и победители заключительного этапа определяются с 8-го класса. Получается, средняя школа выпадает из этой состязательности. Но и в целом мало конкурсов научно-технической направленности, мало творческих конкурсов, а это возможность показать себя, понять, над чем именно нужно работать, найти интересных партнеров и задачи. Уже с 5-го класса нужно обеспечить возможность для всех детей пробовать себя в разных направлениях, активно вовлекать их в научно-технологическую и межпредметную деятельность, развивать программы для тех, кто выходит за рамки только школьной программы, поддерживать их интерес, делать это модным, создавать все условия для проявления себя. И кроме "Сириуса" появляются новые школы и новые образовательные среды, где можно работать и индивидуально, и в группах, по смешанным очно-заочным программам и в итоге развиваться намного быстрее. А значит, правильно выбирать себе профессию в будущем и добиваться большего, став взрослым. Нужно эти успешные опыты тиражировать, обязательно повышать квалификацию педагогов.

Но важно ведь не только выявить талант, надо его поддержать. А как?

Елена Шмелева: Центр "Сириус" был создан для решения только этой задачи. Сегодня работа с одаренными школьниками, поддержка их педагогов - главный государственный приоритет. Только так можно выполнить задачи, заложенные в Стратегии научно-технологического развития страны, которая приравнена к стратегии национальной безопасности.

Развитие математических способностей - это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, у нас не будет перспектив развития.

В России давно сложилась система сильных специализированных школ, интернатов при вузах, но мы предлагаем другую форму работы. Особенность "Сириуса" в интенсивных программах, что связано и с размерами России, и с задачей дотянуться до каждого сильного школьника и поддержать его в том, что удается ему лучше других.

Благодаря идее именно так использовать олимпийское наследие в России быстро увеличивается сообщество талантливых подростков - выпускников "Сириуса". И все время расширяется число партнеров по их сопровождению - это ведущие вузы, научные институты, крупные компании, которые открывают профильные программы по работе с одаренной молодежью.

Благодаря интенсивным программам "Сириуса" и его партнерам у таких ребят появляются разные способы продолжать движение вперед - у нас есть экстернаты, ранние поступления в университет, контракты и стажировки в крупных компаниях, наши выпускники становятся преподавателями в "Сириусе", открывают математические и естественно-научные кружки в своих школах. Многие из наших выпускников становятся получателями грантов президента России - для этого им нужно, кроме побед в олимпиадах в школе, хорошо учиться, вести научно-исследовательскую работу в вузах, ориентироваться на применение своего таланта в России.

То есть задача "Сириуса" продолжать развивать постоянно действующую систему выявления, развития и применения во благо России их талантов.

Может быть, и в обычных школах надо пересмотреть расписание и подходы к преподаванию?

Елена Шмелева: Подготовить программы, которые лежат на стыке дисциплин, очень сложно. И совсем не так много педагогов, особенно в нестоличных регионах, которые готовят своих учеников к олимпиадам высокого уровня, дают свой предмет углубленно и интересно.

Но региональным Центрам для выявления и развития одаренных детей, которые создаются по модели программ "Сириуса", это будет под силу. В этом году такие программы уже открылись в Свердловской, Ленинградской, Воронежской, Мурманской, Орловской областях, Дагестане, Коми, Мордовии, Татарстане, Хакассии, в Томске, Ульяновске. В следующем году присоединятся Магаданская, Белгородская, Владимирская, Новосибирская и Тюменская области, Республика Северная Осетия -Алания. Будут открываться центры и в других регионах. За два года работы нам удалось объединить вокруг "Сириуса" всех тех, кто эффективно занимается выявлением и развитием талантов.

Там что, есть здания, кадры?

Елена Шмелева : Все очень по-разному. Главное не начинать с решения исключительно инфраструктурных вопросов, можно сначала использовать то, что есть. Например, возможности региональных университетов. Только надо, чтобы они открыли двери для школьников. Всю необходимую методическую помощьколлегам мы оказываем, наши педагоги и руководители смен выезжают в эти регионы. Самое главное - опираться на самые сильные педагогические коллективы, повышать квалификацию школьных педагогов, тиражировать опыт лучших из них. "Сириус" с марта 2018 года запускает программу профессиональной переподготовки для 500 педагогов, которые будут работать в региональных центрах по нашим программам. С января начинается набор педагогов на эту программу.

Тоже по конкурсу?

Елена Шмелева: Обязательно. Будем учитывать их опыт работы с одаренными детьми - победы учеников на олимпиадах, обязательно - проектные, творческие, исследовательские работы их учеников. Значение для зачисления будут иметь авторские разработки, статьи претендентов.

Сама программа состоит из четырех модулей. Первый посвящен изучению феномена одаренности, проблемам выявления и развития талантов. А также запросам общества и рынка труда согласно приоритетам научно-технологического развития России. Второй знакомит с опытом работы ведущих специализированных профильных школ по подготовке учащихся к участию в высокорейтинговых состязаниях и олимпиадах, по организации проектной и исследовательской работы.

Третий представит технологии работы с одаренными школьниками в дистанционных средах, научит создавать современные образовательные программы с использованием новых технологий, новых образовательных сред. И четвертый, самый важный, сосредоточен на том, как воспитать ответственность за свой талант, дело, которое выбирает юный талант. Как помочь ему повысить свою эффективность, научить работать в команде.

В финале каждый педагог защитит свою программу по работе с одаренными детьми, создав ее именно для своего региона. Ведь у каждого региона есть свои промышленные предприятия, приоритетные проекты, они и будут обязательно отражаться в работе Центров развития одаренных детей.

С марта 2018 года мы запускаем программу переподготовки для 500 педагогов

Правда, что студенты теперь тоже могут приехать в "Сириус"?

Елена Шмелева: В этом году мы открыли научно-технологические школы-конференции для студентов - выпускников "Сириуса" и получателей грантов президента РФ. Такие школы нужны для того, чтобы сориентировать их на области технологического прорыва. Чтобы самые сильные российские студенты смогли подготовиться к будущим конкурсным отборам наших партнеров - на стажировки в ходе обучения и трудоустройство после его завершения. Уверена, что эти же ребята будут в числе первых резидентов в научных лабораториях и технопарке.

У нас есть еще одна группа студентов, правда только магистрантов, с которыми мы работаем очень интенсивно. Это молодые педагоги, которые приезжают к нам в качестве кураторов смен. По сути, на нашей площадке они повышают свою квалификацию. Мы видим, как много надо сейчас поменять в системе педагогического образования, которая мало учитывает потребности современной экономики. Перед обществом стоят новые и очень серьезные задачи, но они мало учитываются при подготовке учителей, разработке учебников. Есть идея привлечь наших руководителей смен к работе со студентами в педвузах на базе региональных центров. "Сириус" готов стать постоянным партнером педагогических университетов.

Может, в педвузах нужно открывать больше смежных факультетов и специальностей, делать упор на проектную работу?

Елена Шмелева: Может быть. Мы проводим в "Сириусе" научно-технологические, мультидисциплинарные проектные смены с участием наших партнеров - вузов, компаний, научных институтов, и видим, как это полезно и важно для детей. Направления - серьезные и перспективные, соответствуют Большим вызовам, стоящим перед Россией и миром, на которые пока нет ответов, но именно там ожидаются прорывы. Технологии больших данных, безопасность, современная энергетика, беспилотный транспорт и логистические системы, космические технологии, новые материалы, освоение Арктики. На работу над проектом отводится до 150 часов, в качестве результатов есть уже и контракты на разработки с компаниями-партнерами, стажировки и целевое обучение, научные статьи, патенты.

Министр образования и науки пообещала, что изменится экспертиза школьных учебников и, видимо, они сами. Нужны ли особые учебники для одаренных детей?

Елена Шмелева: Учебник должен быть интересным. Мы начали создавать дополнительные материалы к учебникам 7-9-х классов, выходящие за рамки школьной программы. Сначала - по математике и физике, информатике, в планах - по химии и биологии. Они покажут учителям, как увлечь, заинтересовать, дать больше не только по "своему" предмету - на уроке, в кружке, в центре дополнительного обучения, показать, где сегодня в России ведутся самые передовые исследования, создаются технологии.

Но дело не только в учебниках. Сильные школы, вузы должны стремиться создавать вокруг себя атмосферу, как бы это назвать... просветительских клубов, развивающих сред для школьников (очно и в социальных сетях) по обсуждению задач, заложенных в стратегию научно-технологического развития России.

Свои разработки мы используем в "СириусОнлайн" - дистанционной среде, где дети проходят отбор на смены по науке, готовятся к программе и после очного обучения могут остаться у своего преподавателя до шести месяцев учиться заочно.

Интересно, вы своих лучших учителей помните?

Елена Шмелева: Я училась в Ленинграде, в 71-й школе при политехническом университете. И думала, что обязательно стану инженером, но дала мне больше всего Галина Васильевна Сердюк - учительница русского языка и литературы.

Чтобы достичь результата, нужно учиться минимум 5-6 лет у одного педагога. Мне повезло, Галина Васильевна вела нас со средней школы, была нашим классным руководителем. В итоге у меня были победы на олимпиадах по литературе. Но дело не в победах. Любые занятия, разговоры с ней накладывались на мое личное отношение к жизни, к тому, что ты делаешь и зачем. Такие вопросы нельзя задать чужому человеку. Она всегда была для нас конкретным примером того, что такое добро, наука, искусство, как нужно относиться к делу, которое ты делаешь и друг к другу.

Хорошо помню Зою Федоровну Марочкину, преподавателя физкультуры, учившую не сходить с дистанции, несмотря ни на что, и Веру Евгеньевну Малышеву, благодаря которой я очень любила математику, статистику и вычислительную социологию в университете, в итоге это и стало моей специализацией.

В Образовательном центре три направления - наука, спорт и искусство. Что их объединяет?

Елена Шмелева: Каждое направление открывает программы для других ребят. У нас математики встают на коньки, спортсмены делают большие успехи в создании 3d-моделей, два раза в неделю все желающие могут посетить открытый мастер-класс по живописи. И все вместе ходят на концерты классической музыки, балет, выступления фигуристов и хоккейные матчи. Но есть еще и программа, своеобразный интегратор - Литературное творчество. К ней все проявляют огромный интерес. И это меня не удивляет. Ведь слово объединяет и ученого, и художника, и спортсмена. Мы не сможем развивать науку и технологии, не обсуждая их эффект и последствия. И тут на первый план выходит межпредметная коммуникация. И мы приглашаем журналистов "Российской газеты" вести мастер-классы для наших учеников, а также принимать на стажировки наших выпускников.

СОЧИ, 7 декабря, РИА ФедералПресс. В послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин впервые заговорил об одаренных детях и упомянул образовательный центр для выдающихся представителей подрастающего поколения «Сириус». Известно, что одним из его попечителей является Сергей Ролдугин – музыкант и близкий друг главы государства. Другая фигура из числа причастных к появлению «Сириуса» – Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех», который и создал «Сириус». Биография Шмелевой являет собой пример удивительного карьерного лифта.

Шмелевой 45 лет, она родилась в Санкт-Петербурге в семье строителя и экономиста. В 1995 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет, факультет социологии, а 10 лет спустя стала кандидатом социологических наук.

Шмелеву называют проектом политтехнолога Дмитрия Гавры, у которого она училась и защищала диссертацию. Сам Гавра еще с 90-х годов работал с командой Анатолия Собчака. Он знаком с Владимиром Путиным и Алексеем Кудриным.

В 1993 году она начала работать в НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. В 1999 году Шмелева занимала посты директора исследовательского агентства и руководителя российского филиала международного исследовательского института «Медиа Тенор».

В 2006 году она стала экспертом фонда «Центр стратегических разработок», а также руководителем аналитического управления Центрального исполнительного комитета политической партии «Единая Россия». Год спустя Елена Шмелева стала заведующей кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета на факультете журналистики.

С 2011 по 2014 годы работала на посту вице-президента благотворительного фонда АФК «Система» (который консультирует Гавра), после чего возглавила Некоммерческое партнерство содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее».

С 2012 года Шмелева начала сотрудничать с созданным по инициативе президента Агентством стратегических инициатив (АСИ), также занимавшимся поддержкой молодых талантов. Именно во время работы в АСИ Шмелева попала в поле зрения кремлевских чиновников, считает ее бывший коллега.

С 2012 по 2014 годы Елена Шмелева также была и.о. декана Высшей школы управления и инноваций Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 2015 году она возглавила фонд «Талант и успех», а также вошла в Совет при президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Как отмечают «Ведомости» , в июле 2016 года, когда Путин собрал благотворителей фонда «Талант и успех» в здании бывшего медиацентра Олимпиады, Елена Шмелева сидела по левую руку от президента. Позже в беседе с журналистами она сообщила, что на работу в «Сириус» ее пригласил именно Путин. Но сначала она пообщалась с ключевыми сотрудниками администрации президента, говорит близкий к структуре источник.

«Конечно, я очень волновалась, – вспоминает Шмелева о встрече с Путиным в Ново-Огареве. – Президент рассказывал, что, по его видению, фонд должен стать местом, где вовлекаются в науку, в профессиональный спорт и искусство самые талантливые, мотивированные дети из всех регионов России, независимо от достатка их семей. И дальше их поддерживают, сопровождают, чтоб они оставались и работали в интересах развития России».

Отмечается, что влияние Елены Шмелевой поражает воображение: к ней на совещания в Сочи по первому приглашению приезжают министры, руководители крупнейших компаний.

«Мне известна только одна другая организация с подобным ресурсом – «Иннопрактика» при МГУ, возглавляемая Катериной Тихоновой», – говорит один из собеседников «Ведомостей». Напомним, что Тихонову называют предполагаемой дочерью Путина. А возможное родство Шмелевой с президентом уже опроверг пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Тем не менее, работая в фонде «Система», она познакомилась с Тихоновой.

Сегодня Шмелева живет в Сочи, но бывает в Москве часто. В здании администрации президента на Старой площади у нее есть свой кабинет. «Это мое рабочее место, там удобно проводить встречи», – говорит она.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»