Игры самостоятельная деятельность детей. Самостоятельные игры детей

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, а следовательно – деятельность развивающая.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство и умение, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства.

Воспроизводя различные события жизни, через игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника, способности ребенка.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником.

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива. Столь же много оттенков появляется в ходе использования игры в педагогическом руководстве воспитательного процесса.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая, друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Главное внимание в работах ведущих педагогов-дидактов обращается на сюжетно ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Игры, придуманные детьми обозначаются в дошкольной педагогике как творческие, сюжетно-ролевые, сюжетно-ролевые творческие. Д.В. Меджерицкая последовательно отстаивала название «творческие игры», опираясь на Л.С. Выготского, отмечавшего появление в игровой деятельности детей дошкольного возраста замысла, реализуя который ребенок отражает социальную действительность, но не копирует ее, а комбинирует свои представления о ней, передает свое отношение к изображаемому, т.е. творит. Отстаивая правомерность понятия «творческая игра», Меджерицкая обращала внимание на то, что термин «сюжетно-ролевая» ведет к неточности характеристики, ибо многие подвижные и дидактические игры также имеют сюжет и роли. Именно с этих позиций она изучала педагогические условия, способствующие развитию у дошкольника игрового замысла, творчества, фантазии.

Она не переставала доказывать, что именно в тесной связи с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, что с первых лет жизни ребенок не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения. Поэтому ее интересовали игры, отражающие современность.

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

28 11.2016

Здравствуйте, друзья! Очень рада нашей встрече. Сегодняшняя тема, я думаю, не оставит равнодушным никого из вас. Сначала мы поиграем. Согласны?

Итак, наденьте маски козлят и овечек, 2 козленка и 2 овечки. Начинаем играть:

«Два сереньких козленка пошли гулять у речки.

К ним прискакали две белые овечки.

А теперь нам нужно знать,

Сколько зверят пришли гулять?

Раз, два, три, четыре, никого мы не забыли –

Двух овечек, двух козлят, всего четверо зверят!»

А сейчас поговорим. Скажите, пожалуйста, сколько будет два плюс два? Ваш ответ – четыре. Правильно.

Какой из вариантов вам понравился больше? Играть с масками или решать примеры?

А теперь вспомните, часто ли ваш ребенок пристает к вам с просьбой поиграть с ним во что-нибудь? А если не пристает, то чем он занят в течение дня? Рисует, играет самостоятельно или смотрит мультики?


Игра как основная деятельность присуща всем детям дошкольного возраста. Игры детей раннего возраста, конечно, будут отличаться от игры старших дошкольников по структуре, по форме, по содержанию. Чтобы знать, во что играть с детьми разного возраста, психологи выделяют виды игровой деятельности дошкольников.

N . B . Дорогие родители! Постарайтесь быть для своих малышей не только наставником, но и первым другом в играх. Во-первых, вы все равно проводите с ним большую часть времени. Во-вторых, играть ребенку необходимо для получения опыта и развития.

В-третьих, играя с ребенком, вы будете уверены, что его развлечения не носят агрессивный характер, не воплощают негативные события и не оказывают на психику малыша травмирующего влияния.

Игра как необходимость

Играть малыш начинает практически сразу после появления на свет. Уже в возрасте 1-2 месяцев кроха пытается дотянуться до погремушки, поймать мамин палец или попасть по резиновой игрушке. Малыши активно познают окружающий мир через игровую деятельность, которую принято называть ведущей.

Каждому этапу жизни и развития соответствует свой вид ведущей деятельности:

  • Игровая – ребенок дошкольного возраста
  • Учебная – школьник и студент
  • Трудовая – после окончания обучения в юношеском возрасте

Игра меняет свое содержание, но всегда придерживается единой цели – развитие. Нам не понять, почему малыш так трудно и безрадостно воспринимает наши просьбы сесть и писать палочки и крючки. И с каким воодушевлением берется за те же палочки, если мама обыграла задачу интересно и весело.

Но не думайте, что этот процесс дается ребенку легко. Всему нужно учиться, и игре в том числе.

Как и любой другой процесс развития и познания, игровая деятельность нуждается в основе, базе. Для этого создается предметная среда для развития игровой деятельности. Это похоже на организацию совместной или самостоятельной деятельности посредством использования необходимых пособий и материалов.

Что же, давайте рассмотрим, какие бывают виды игр. Классификация их весьма обширна, так что попробуем двигаться от больших частей к их составляющим. Условно их можно поделить на четыре группы:

  1. Сюжетно-ролевые
  2. Подвижные
  3. Театрализованные или постановочные
  4. Дидактические

Теперь познакомимся с каждой из этих групп более подробно.

Есть сюжет, возьмите роли

Сюжетно-ролевая игра говорит сама за себя. Но к ней ребенок может перейти после освоения более простых ее видов. Сначала это действия с предметами, направленные на ознакомление с ними, изучение их свойств. Затем наступает период игры-манипуляции, когда предмет выступает в роли заместителя чего-то из мира взрослых, то есть малыш отображает окружающую его действительность.

К сюжетно-ролевой игре дошкольники приходят к 5-6 годам , хотя зачатки ее можно заметить уже в возрасте около 3 лет. К началу 4 года жизни у малышей наблюдается увеличение активности, тяги к познанию и социализации, к совместной деятельности и творчеству.

Малыши младшего дошкольного возраста еще не могут играть долго, и сюжеты их незатейливы. Но уже в таком маленьком возрасте мы можем оценить инициативность, фантазию, усвоение моральных норм и правил поведения.

Для удобства все сюжетно-ролевые игры подразделяются по подгруппы по тематике:

  • Игры с природными материалами. Они направлены на непосредственное ознакомление с миром природы, изучение свойств и состояний воды, песка, глины. Такая игра способна увлечь даже самого непоседливого карапуза, она развивает бережное отношение к природе, пытливость, мышление.
  • «Бытовые» игры. Они как нельзя лучше отображают межличностные отношения в семье ребенка, в них проигрываются события и ситуации, которые произошли с ребенком, закрепляются статусные отношения между членами семьи.

N . B . Если внимательно проследить за детскими играми в «семью», можно иногда заметить, как дети в игре пытаются воплотить свои желания. Например, в игре «День рождения» вы можете понять, как малыш видит праздник, о каком подарке он мечтает, кого хочет пригласить и т.д. Это может послужить нам подсказкой для лучшего понимания собственных детей.

  • «Профессиональные» игры. В них малыши отображают свое видение представителей разных профессий. Чаще всего дети играют в «Больницу», «Школу», «Магазин». Более инициативные берут на себя роли, которые требуют активных действий и речевого воплощения. Они часто выступают врачами, учителями и продавцами.
  • Игры с патриотическим смыслом. В них играть детям интересно, но сложно, если у них мало информации. Здесь придут на помощь рассказы дома и в детском саду о героических периодах страны, о событиях и героях того времени. Это могут быть отражения космической или военной темы.
  • Игры-воплощения сюжетов литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов или историй. Дети могут играть в «Ну, погоди!», «Винни-Пуха» или в «Спасателей Малибу»

Салочки – скакалочки

Подвижные игры занимают тоже очень большую часть времени у малыша-дошкольника. Сначала подвижные игры носят характер беспорядочных хаотичных движений руками и ногами, малышу до момента, пока он научится стоять, проводят массаж и гимнастику. У «ползунков» уже есть любимая подвижная игра – в догонялки.

Когда ребенок уже умеет ходить и передвигаться самостоятельно, вот здесь и начинается эпоха подвижных игр. В ход идут каталки и качалки, машинки и мячи, палочки и кубики. Подвижными играми можно не только укреплять здоровье и развиваться физически, они также способствуют воспитанию силы воли, выработке характера, действий по правилам.

Малыши все очень разные, поэтому с ними нужно играть в игры, которые направлены на различные направления развития.

После шумной игры в «Кошки-мышки», где мышка не всегда может убежать от кота, можно переключить внимание детей на коллективное движение. В таком случае бедной «мышке» не придется оставаться один на один с быстрым и ловким «котом», и она сможет затеряться в толпе.

N . B . Бывает, что слабо развитый физически малыш после игры расстраивается и отказывается играть дальше. Для ребенка, чьи особенности развития вы хорошо знаете, постарайтесь подбирать игры с такими движениями, в которых он сможет себя показать.

Может, у него хорошо и долго получается висеть на турнике, тогда игра «Выше ноги от земли» подойдет как нельзя лучше. Или он умеет отлично кувыркаться, тогда предложите ему измерять минуты в медвежатах в игре «Зайчик, Зайчик, сколько время?»

Особенностью подвижных игр в любом возрасте можно читать их положительное влияние на настроение и самочувствие детей. Но не стоит включать живые и шумные игры в режим дня ребенка после ужина. Перевозбуждение нервной системы может помешать малышу быстро уснуть и хорошо выспаться.

Психологи даже отмечают нарушение сна у малышей с началом периода активного физического развития до года и во время освоения навыка ходьбы. А чем старше ребенок, тем разнообразнее его движения.

Станиславскому бы понравилось…

Постановка и инсценировка в дошкольном возрасте занимают свое почетное место в ряду игр. Театральное искусство оказывает огромное влияние на психику малышей, они при постановке так вживаются в образ, что начинают даже переживать за своего героя.

Дошкольники обычно любят театрализованные представления, когда они являются главными исполнителями,

Основным условием для проведения театрализованных игр, драматизаций по теме литературного произведения, является работа режиссера (взрослого), которому нужно организовать детей так, чтобы не было скучно, распределить роли и воплотить в жизнь.

Кроме этого, режиссер следит за взаимоотношениями героев и должен быть готов вмешаться, если вдруг намечается конфликт.

Обычно для игры-драматизации берут произведение, имеющее воспитательный характер. В процессе игры дети легче и глубже понимают суть и идею произведения, проникаются смыслом и моралью. А для этого огромное значение имеет отношение самого взрослого к произведению и то, как оно было представлено детям первоначально, какими интонациями и художественными приемами было наполнено.

Приблизиться к образу своего героя детям помогают костюмы. Даже если это не целый костюм, а только небольшой атрибут, этого может быть достаточно для маленького актера.

Игры-драматизации и театральные постановки проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В 5-6 лет ребенок уже сумеет работать в коллективе, учитывая значение и важность каждой роли в общей деятельности.

«Правильные» правила

Еще одна большая группа игр для дошкольников. Это игра, в которой ребенок постигает определенные знания, умения и закрепляет навыки. Это игра, в которой есть четкие границы деятельности каждого участника, есть строгие правила, есть цель и обязательный конечный результат. Я думаю, вы догадались, что в этом разделе рассматриваются дидактические игры.

В такие игры можно начинать играть с раннего возраста. По мере взросления малыша, дидактическая игра будет преобразовываться, усложняться, будут добавляться новые цели.

Самым важным критерием отбора и постановки цели для дидактической игры должен выступать уровень развития ребенка в данный момент времени. Взрослый, руководящий процессом, должен быть хотя бы на полшага впереди, чтобы дать ребенку возможность проявить усилие, смекалку, творческие и умственные способности для решения поставленной задачи.

Дидактические игры всегда несут в себе зерно обучения или закрепления. Для успешного овладения новыми знаниями ребенку необходим старт, удачное начало. Это поможет ему в дальнейшем.

N . B . Опираясь на собственный опыт педагога, психолога и просто мамы, я каждый раз поражаюсь, насколько меняется ребенок, его поведение и восприятие слов взрослого, стоит только взять в руки игрушку, которая вдруг обращается к малышу.

То, чего мы не можем добиться простыми просьбами, легко достигается по просьбе любимой игрушки или сказочного персонажа. И всякий раз убеждаешься, что лучшего способа воздействия на ребенка, чем игра, нет и быть не может. Это точно))

Детям создают определенные условия, в которых им нужно принимать решения, уступать друг другу, действовать сообща, или, наоборот, от действий каждого будет зависеть результат.

С помощью дидактической игры мы можем посвящать детей в тайны физических явлений, говоря с ними на простом доступном языке, регулировать проявления характера или корректировать поведение.

Как правило, они приветствуются ребятишками, им нравится видеть результаты своей деятельности. Тем более что радоваться результату малыш сможет уже с самого начала введения дидактической игры в его режим.

Как видите, игровая деятельность просто необходима ребенку в дошкольном детстве, для него это его жизнь, его будни. И в наших силах сделать эти будни не просто наполненными различными заданиями, а заданиями-играми, веселыми, познавательными, шумными и яркими. Ведь все мы знаем, что малышам нравится все яркое и запоминающееся.

Играющий ребенок – счастливый ребенок, который проживает свое детство, вдыхая полной грудью аромат любви, развлечений, приключений и новых интересных знаний.

В заключение хочется привести слова знаменитого советского педагога и писателя Василия Сухомлинского . Вы вслушайтесь в них и поймете, что на самом деле значит игра для ребенка.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Добавить нечего.

Предлагаем только посмотреть семинар д.п.н. Смирновой Е.О., и вы точно убедитесь, насколько игра важна в жизни каждого ребенка:

Ждем вас на страницах блога. Не забывайте заглядывать в раздел «Обновлений» и делиться своими впечатлениями в комментариях.

Спасибо, что вы с нами. До свидания!

Воспитатель ГБ ДОУ № 6 Колпинского района Санкт-Петербурга

Смирнова М.Н.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» .

А.М. Горький

Поддержка инициативы детей, равно как и индивидуализация дошкольного образования – одни из ведущих принципов согласно ФГОС, помогают интегрированному развитию личности детей. Поэтому детская инициатива рассматривается, как основа развития познания, деятельности, коммуникации. Всё это как раз и находит отражение в детской игровой деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется его потребность воздействия на мир.

Взрослый – педагог, родитель-посредник между детьми и культурой - должен и способен поддержать самоопределение ребёнка в игре, как и в других видах деятельности.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Важным аспектом при этом является развитие творческого потенциала детей, что особенно проявляется при обучении детей сюжетно-ролевой игре, творческим играм.

Всё это способствует развитию творческого воображения ребят, работает при создании игрового замысла, формирования культуры их взаимоотношений, влияния окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образной игрушки, различных наблюдений. В значительной степени вышеперечисленные моменты определяют выбор и предпочтение тематики игр, ролей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, т.к. в этих играх дети воспроизводят в ролях то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Поэтому творческая игра является важным средством воспитания.

Руководство творческими играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, ведь игра - это всегда импровизация, и как они будут себя вести в игре. Своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приёмов управления.

Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить ними контакт.

Основной путь воспитания в игре – влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Важно, чтобы педагог умел, не нарушая замыслов детей, успешно вмешиваться в ход игры, чтобы сделать игру увлекательной и полезной.

Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет свои личные качества. Поэтому роли могут быть одинаковые, но игровые персонажи всегда индивидуальны.

Например, игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена, естественно, ведь семья даёт ребёнку первые впечатления об окружающей жизни, родителям дети подражают в первую очередь. Наблюдая ребёнка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в его семье, об их обращении с детьми. В игре ребёнка получает отражение и жизнь детского сада, разные радостные события – спектакли, праздники.

Через игру проявляется интерес детей к разным профессиям. При этом воспитатель младшей группы прямо организует игры, ведь дети должны учиться комбинировать имеющиеся у них представления, чтобы выразить свои мысли и чувства. Воспитатель принимает участие в игре, чтобы влиять своим примером на детей, прививать им навыки совместной игры, общения с игрушками. Предлагать готовые планы игр – значит подавлять творческое воображение детей, их воображение, самостоятельность, непосредственность. И К.Д. Ушинский, и А.С. Макаренко рассматривали игру, как самостоятельную творческую деятельность детей.

Единственно правильный способ влияния взрослых на игру – создание интереса к тому или иному событию жизни через воображение и чувства детей.

Опыт показывает, что уже на четвёртом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определённую цель. Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то, чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам.

Немало, однако, трудностей могут возникнуть у педагога с робкими, нерешительными детьми – важно помочь детям найти «свою» роль, помочь раскрыть их творческий потенциал. Важно, также уметь предостеречь детей от подражания дурному, случайно увиденному. В равной степени сложно бывает педагогу и с чересчур активными, возбудимыми воспитанниками. Часто ему приходится решать в игре спорные моменты, приводить к взаимному согласию стороны ролевые, предлагая варианты приемлемых для всех решений: вариантность ролей, например. Привлечение детей к коллективным играм не должно исключать давать детям возможность играть в одиночку. Ведь возбудимые дети, например, устают часто от общества сверстников.

Для развития самостоятельной творческой инициативы очень важно приобщить детей к совместной деятельности по созданию предметно-развивающей среды. У нас в группе с этой целью был реализован проект «Создание игрушки из бросового материала» .

Целью проекта было: в первую очередь, развитие художественно-эстетической деятельности, обогащение предметно-игровой среды группы, приобщение родителей к поддержке детской творческой инициативы в виде выполнения домашнего задания с детьми по созданию игрушки из бросового материала. В качестве предварительной работы было чтение русских народных сказок «Кот, петух и лиса» , «Рукавичка» , последующее описание характеров персонажей сказок с элементами театрализации, обсуждение сюжетных моментов сказки.

Дети с удовольствием делали своих заек (индивидуальные работы) и лисичек и других зверюшек (по своей инициативе в свободное время вместе с воспитателем) на основе предложенных заготовок в технике аппликации, затем подрисовывали им детали мордочек – глазки, рот и усы. Им хотелось, в том числе, подчеркнуть половую принадлежность игрушки. Так, мальчики клеили бантики-бабочки на свои игрушки, а девочки – бантики-хвостики – на свои.

Недостающих к сказкам героев зверюшек дети мастерили с родителями дома.

В принципе не было заявлено ограничение на самодеятельность родителей в этом проекте. Поэтому на выставке итоговых работ оказались и связанные из ниток игрушки, и игрушки на основе рулончиков от туалетной бумаги. Основное условие было – создание персонажей для театрализованной деятельности, для сюжетно-ролевых игр – в данном случае, в первую очередь для игры в «Магазин игрушек» .

Нельзя забыть и о том, что совместное творчество с родителями наверняка доставило детям громадное удовольствие, а родителям дало чувство сопричастности к творческой деятельности ребёнка, c передачей опыта малышам, эмоциональной поддержки их и психологической стабильности в семье.

Безусловное поощрение всех работ и участников – обязательное завершение проектного процесса. Теперь можно было быть уверенным, что дети будут бережно относиться к новым сделанным игрушкам, потому что это результат, в первую очередь, их труда и стараний. Такие игрушки будут желанны и востребованы. И, кроме того, они принесут пользу – будут незаменимы в игре.

Итоговая и долгожданная сюжетно-ролевая игра в «Магазин игрушек» также внесла разнообразие в игровую свободную деятельность детей. Дети старались покупать именно свои игрушки, сделанные лично. При этом каждый старался побыть продавцом, постоять за окошком кассы.

Кроме того, со своей личной игрушкой теперь можно было спокойно находиться в группе, привнося её в любую игру или делая её спутником своим в течение всего игрового времени. А это оказывало ещё и положительный психологический эффект на детей.

Для каждой лексической темы в своей работе мы пытаемся предложить для детей творческое задание, в том числе домашнее, активнее подключая родителей к учебному процессу. Так взрослые воочию сами узнают на практике возможности своего ребёнка, обращая внимание на его сильные качества, опираясь на которые, можно успешнее реализовывать учебный процесс, как в самостоятельной, так и в коллективной деятельности в группе. Тем более, что задействовать творческую составляющую характера детей можно в любом виде деятельности. Можно помочь в этом плане и родителям, подсказывая и предлагая игры дома и на прогулке, во время поездки в транспорте, когда, например, дети вынужденно статичны, чтобы любое времяпровождение сделать занимательным и полезным. Очень интересными в этом плане мне показались подсказки для родителей издательского дома «Карапуз» серии «Человечек» («Игры на прогулке» , «Я люблю Монтессори» и др.) .

Необходимо помнить также, что неоценимо значение творческих игр и для подготовки детей к школе, для закладки фундамента личных качеств, необходимых каждому успешному члену социума.

Литература:

  1. ФГОС ДО Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации. – Ст. Т. Алиевой, Г. Урадовских – ж -л «Дошкольное воспитание» , № 9. – М.: Изд. Дом «Воспитание дошкольника» , 2015.
  3. Игры, которые лечат - А. Галанов – М.: ТЦ «Сфера» , 2001.
  4. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – А.Э. Симановский. - Ярославль: Гринго, 1996.
  5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы. Сост. Н. В. Нищева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.
  6. 400 способов занять ребёнка от 2 до 8 лет. – Фельдчер Ш., Либерман С. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  7. Я иду, гуляю. Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011.
  8. Я люблю Монтессори. Пособие для родителей. - М.: Карапуз, 2011.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Самостоятельная игровая деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

~ ~

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

Кафедра дошкольного образования

Самостоятельная игровая деятельность детей

дошкольного возраста

Методическая разработка

Выполнила:

Авдеева

Галина Васильевна,

слушатель КПК № 26/1

Новокузнецк

2013

Введение

I. Игра и игровая деятельность дошкольников

1.1.

Общая характеристика игровой деятельности

1.2.

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

II. Формирование самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста

2.1.

Роль воспитателя в формировании самостоятельной игровой деятельности

2.2.

Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно. Почти все, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

  1. Игра и игровая деятельность дошкольников

I.1.Общая характеристика игровой деятельности

Что же такое – «игра»? По определению большой советской энциклопедии, игра́ - это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе . Так же термин «Игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры .

Создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений является стандартным для теории управления (деловые игры - моделирование производственной ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений и профессиональных навыков) и военного дела (военные игры - решение практических задач на местности и по топографическим картам).Игра - основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Центральным вопросом теории детской игры является вопрос об ее историческом происхождении. Необходимость исторического исследования для построения теории игры отмечал Е. А. Аркин. Д. Б. Эльконин показал, что игра и, прежде всего игра ролевая, возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Возникновение игры происходит в результате появления сложных форм разделения труда, сделавших невозможным включение ребенка в производительный труд. С возникновением ролевой игры начинается и новый, дошкольный период в развитии ребенка. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка разрабатывали Л. С. Выготский, Леонтьев, Эльконин, Н. Я. Михайленко и др.

Игра – важнейший источник развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особая форма моделирования им отношений между взрослыми. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:

  • как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитывать заранее намеченные качества и способности;
  • как форма организации жизни и деятельности детей – дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии - социальные отношения .

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

I.2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений. Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце XIXв. предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин трактует ее как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых.

Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества, как нет и последующей социализации».

В дошкольном возрасте активность ребенка не только нарастает, но и приобретает форму и структуру человеческих видов деятельности. Достаточно четко выделяются игра, труд, учение, продуктивная деятельность в виде конструирования и рисования.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

Теории игры появились в конце XIX века. Философы Ф. Шиллер, Г. Спенсер видели причину возникновения игры в том, что после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы сам побуждает к деятельности». В этом смысле игра есть эстетическая деятельность, поскольку не служит практическим целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство одного и другого.

Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка». Основные его идеи сводятся к следующему.

Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры - создание мнимой ситуации. В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации.

Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.

Это могут быть правила, преподанные взрослыми, и правила, устанавливаемые самими детьми (Пиаже их называет правилами внутреннего самоограничения и самоопределения). Мнимая ситуация позволяет ребенку действовать в познаваемой, мыслимой, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на воздействия окружающих предметов; начинается действие от мысли, а не от вещи.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:

1) роль,

2) игровые действия по реализации роли,

3) игровое замещение предметов,

4) реальные отношения между играющими детьми.

Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры.

Замысел и развитие сюжета приходится постоянно согласовывать друг с другом. Девочки играют в детский сад, собрав из кукол группу. Одна говорит: «Ты с детками позанимайся, а я завтрак приготовлю». Чуть позже - другая: «Теперь пока ты покормишь, а я к рисованию им все приготовлю» и т. д.

Зачастую приходится перестраиваться на ходу, чтобы не разрушилась игра. Девочка приглашает: «Давай, я буду мама, ты - папа, а Катя - наша дочка». - «Я не хочу папой, я буду сыночек», - отвечает партнер. «Так что же, у нас папы не будет? Давай, будешь папа». - «Не буду!» - мальчик уходит. Девочка вслед ему: «Сынок! Сынок, иди, я тебе сейчас кушать приготовлю». Он возвращается. Игра продолжается в новом русле.

Игровое общение шлифует характеры, создает деловую направленность личности, когда ради развития сюжета можно договориться и в чем-то уступить партнеру.

Сюжетно-ролевая игра развивается в разных направлениях; сюжеты отражают все более далекие сферы действительности: путешествия, почту, скорую помощь, ателье, космодром, службу 911, концерт и т. п. Сюжеты становятся развернутыми, разноплановыми, согласуются действия разных бригад или подразделений: поликлиника с разными специалистами, аптека, физиолечение, патронаж на дому и т. п. Чем богаче игра, тем жестче правила, иначе сюжет распадется.

Итак, игра - язык ребенка, форма выражения жизненных впечатлений. Это социально-принятый способ вхождения ребенка в мир взрослых, его модель социальных отношений. Мнимая ситуация игры и роль позволяют строить поведение свободно, по своему замыслу и в то же время подчиняться нормам и правилам, диктуемым ролью. Высшей формой игры является сюжетно-ролевая групповая игра, требующая планирования, согласования действий, развития отношений как в сюжетном, так и в реальном плане. К такой игре дети подходят в том случае, если в раннем возрасте у них сложилось игровое отношение к предметам, к их полифункциональному использованию, если они усвоили язык игры - повторение на игрушках тех действий, в каких участвуют сами в реальной жизни, если усвоены навыки общения со сверстниками, умение согласовывать замыслы.

Помимо сюжетной игры, большое положительное влияние на детей оказывают подвижные игры с правилами, - развивают волю к победе, состязательность, саморегуляцию поведения.

Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"

Дети очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель формирует взаимоотношение детей к игре. Одним из крупнейших отечественных педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок".

Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

  1. Формирование самостоятельной игровой деятельности

дошкольников

II.1. Роль воспитателя в формировании самостоятельной игровой деятельности дошкольников

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть – это не автоматический перенос в игру усвоенных в повседневной жизни знаний и умений.

Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.

Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего его интеллектуальная сфера, которая является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

Что такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Кто-то скажет, что самостоятельность – это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи. Кто-то решит, что это независимость от мнений окружающих и свобода выражения своих чувств. А для некоторых, самостоятельность – это умение распоряжаться своим временем и своей жизнью.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Она может быть разной при оценке одного и того же действия. Если, например, 3-летний малыш вознамерился сам завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться сыном-подростком только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству. Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения.

Развернутая игра требует квалифицированного руководства. В прежние времена, когда у детей были разновозрастные дворовые компании, игровой опыт усваивался от старших, сюжеты транслировались из поколения в поколение. Теперь, когда семьи немногочисленны и дворовых сообществ почти не осталось, руководство игрой берут на себя взрослые. Конечно, игра не терпит директивных указаний. Но взрослый может обогащать впечатления детей путем экскурсий, чтения книг, рассказа об увиденном, расспросов. Надо помочь осознать и детализировать персонажи, уточнить их отношения, действия, реплики. Подготовить атрибуты, чтобы каждый определил свою роль. Но самое главное - подключиться к игре на равных, подавать идеи и предлагать варианты развития сюжета от роли, вопросами уточнять действия детей, давать образец ролевых реплик. Играть как дети, только изобретательнее, и, поддерживая их инициативу, сохранять свое присутствие. Показать роль в действии и передавать ее ребенку. Без руководства взрослого игра остается бедной и однообразной: изо дня в день поят кукол чаем или делают уколы стереотипно, всем подряд.

Самостоятельная деятельность в ДОУ детей старшего дошкольного возраста – это самостоятельная игровая деятельность в группе и на прогулке, продуктивная деятельность (изобразительная, конструирование, лепка, труд).

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, когда ребенок один играет, рисует или конструирует. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру, строят из строительного конструктора город, самолет. Признаками самостоятельной деятельности являются то, что ребенок самостоятельно переносит усвоенное на занятиях, в общении с педагогом в собственную новую деятельность, применяет для решения новых задач. Особенно это характерно для старшего дошкольного возраста, когда все больше времени ребенок проводит в самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность дошкольников возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения и сопровождается положительными эмоциями. Педагог, не нарушая замысла ребенка, может помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Формирование самостоятельности наиболее эффективно происходит в сюжетно-ролевой игре среди сверстников. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем фантазирования, определенных действий, а также логических, аргументированных рассуждений.

Формирование самостоятельной деятельности с помощью сюжетно-ролевых игр ведет к более гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на всю последующую деятельность человека в обществе. Игра учит ребенка мыслить, воспитывает целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность.

Воспитатель должен помнить, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Бывает в практике и так, воспитатель не понимая значения обобщенных игровых действий мышления детей, требует от них действий коллективных максимально сходных с практическими. Во – первых, если все, что происходит с ребенком в повседневной жизни, перенести в игру, то она попросту исчезнет, ибо исчезнет ее главная особенность - воображаемая ситуация. Во – вторых, игра, отображая хорошо знакомую, но мало обобщенную жизненную ситуацию, невольно заходит в тупик. Вместе с тем известно, что в повседневной жизни дети получают не только четкие, конкретные знания, но и не ясные, гипотетические. Например ребенок знает кто такой моряк, но ему не понятно, чем он занимается. Чтобы уточнить свои представления, в ходе игры он задает вопросы и получив ответ, приобретает вполне ясные знания.

Сформированность сюжетной игры у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

Перспективные знания, систематизируя конкретные и общие, приводят к тому, что в игре на базе исходного сюжета возникают новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем логических, аргументированных рассуждений.

Одним из важных факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Предметно-развивающая среда в детском саду должна представлять условия для самостоятельной осмысленной и полезной деятельности детей.

II.2.Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.

Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики .

Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды . Построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка.

В настоящее время главная педагогическая задача в дошкольном учреждении создать условия для самостоятельной деятельности, которые отражаются в предметно-развивающей среде. При этом для создания предметно-развивающей среды нужно придерживаться определенных программных требований, особенности психофизического развития детей определенного возраста, материальных и архитектурно-пространственных условий и общих принципов построения предметно-пространственной среды. Несмотря на то, что существуют общие требования к предметно-развивающей среде, условия каждого ДОУ отличаются своеобразием.

Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени. К наполнению развивающей среды относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.

Следует отметить, что в настоящее время промышленность выпускает большое количество разнообразного и качественного оборудования, которое привлекает современных дошкольников, педагогов и родителей. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.

Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. Наполнение и расположение данных материалов должно варьироваться в зависимости от возраста и опыта детей.

Желательно предусмотреть возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре по мере необходимости с помощью применения раздвижных перегородок-ширм, переносных матов, легко передвигаемой трансформируемой мебели, использования пространство-образующих материалов. Для создания индивидуального комфорта каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кроватка со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка или коврик на полу. Для активизации субъектных проявлений, создания условий для проявления собственного "Я", развития рефлексии и самооценки следует обеспечить возможность демонстрации собственных детских успехов.

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные "неожиданные" материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что самостоятельная игровая деятельность дошкольника не имеет ничего общего со стихийным, хаотическим поведением. За ней всегда стоит руководящая роль и требования взрослого человека. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек – сложившихся стереотипов – отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценнейшая черта личности.

В настоящее, время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, формирует основы социального поведения ребенка. Игра как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности.

Сформированность самостоятельной игровой деятельности у дошкольника позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримо более широкую сферу действительности, далеко выходящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

В игре на базе исходного сюжета возникают новые сюжетные линии, ставятся новые игровые задачи. В ходе развернутой сюжетно-ролевой игры дошкольники обнаруживают способность решать поставленные задачи не только путем действий с игрушками или отдельных ролевых высказываний, но и путем логических, аргументированных рассуждений.

Литература

1. Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение.-1985.- 190 с.

3. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

4. Гаспарова Е. М. Режиссерские игры // Игры дошкольника. - М., 1989.

5. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966

6. Запорожец А.В. Проблемы педагогики детской игры в трудах А.П. Усовой. - М., 1976.

7. Игра дошкольника/Под ред. С.П. Новоселовой. - М., 1989.

8. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/Под ред. Н.Я. Михайленко. - М., 1978.

9. Игрушки и пособия для детского сада/Под ред. В.М. Изгаршевой. - М., 1987.

10. Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.

11. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. М.:Просвещение.- 1990.

12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. ЛЕКЦИЯ 6. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ) (рус.). - Возрастная психология: Курс лекций.

13. Лакуцневская Г.Г. К вопросу об игрушках и для детских игр. - М., 1978.

14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. – М., 1983

15. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

16. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 59 с.

17. Общая психология. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2008 - 352с.

18. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология

19.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.:Педагогика.- 1982

20. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.:Педагогика.-1976.-180 с.

22.Уронтаева Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992

23.Флерина Е.А. Игра и игрушка. - М., 1973.

24.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.:Педагогика.-1978.-304 с.

25. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – М., 1978 г

Электронные ресурсы

26. Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978 Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/игра/БСЭ/Игра

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

  • Экскурсия в библиотеку (наблюдение за библиотекарем и читателями).
  • Рассказ воспитателя о работе библиотекаря.
  • Показать детям как играть в «Библиотеку».
  • Рассматривание:

Фотографий и репродукций картин на тему: «Дети и книга»

Иллюстраций к книгам Знакомство детей с произведениями детских писателей и поэтов.

Занятие «Роль книги в нравственном воспитании по произведениям В.Осеевой»Воспитывать любовь к литературе. Побуждать интерес к моральному облику героев литературных произведений и вызвать активность мышления.

Занятие «Путешествие в мир сказок К.И. Чуковского» Закрепить знание произведений. Приучить детей чувствовать красоту и смысл образных выражений. Воспитывать у детей любовь к литературе. На примере произведений воспитывать смелость и находчивость.

Викторина: «Откуда эти строчки» по произведения В Сутеева

Конкурс загадок (развивать сообразительность и мышление) (1000 загадок, Мамина книга.).

Беседы с детьми на тему:

- «Мои любимые книги»;

- «Откуда пришла книга?».

  • Показать детям как можно отремонтировать книгу;
  • Изготовление формуляров;
  • Оформление полок для книг по тематике.

Образовательная область « Художественная литература»

  • Конкурсы на лучшее стихотворение исполнение:
    – «Осень – славная пора»,
    – «Зимушка-зима»,
    – «Новый год у ворот»,
    – «Мама и бабушка – мои друзья»,
    – «23 февраля – красный день календаря»,
    – «Я иду в школу».

А.Усачев «О чтении»

В.Радин «Дети и книга»

Г.Кублицкий «Какую книжку прочитали больше всего людей на свете»

Л.Крутько «Замечательные книги»

Н. Разак «Спасибо букварь»

С.Ильин «Две книжки»

С. Маршак «Книжек первые страницы»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Образовательная область «Социализация»

Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Выставка кукольной одежды» (уточнить представление о работе закройщика и приемщика, обогащать навыки общения, воспитывать умение составлять описательные рассказы, задавать вопросы) - Гербова стр. 91.

Игра «Учусь вышивать» (выполнение узора с помощью цветных ниток).

Игра «Мы модельеры» (вырезание кукол и одежды для них).

Игры с созданием ситуаций:
– у тебя порвалось платье,
– тебя пригласила подруга поиграть в куклы, а у куклы нет нового платья,
– что было бы, если у человека не было бы одежды.

Экскурсия в кабинет костелянши.

Показать способы раскроя ткани;

Наблюдение за работой на швейной машинке.

Образовательная область «Коммуникация»

Занятие по развитию речи с детьми 4-6 лет стр. 75. Сюжетно-ролевая игра «Магазин тканей» (совершенствовать навыки речевого общения, обогащать обязанности работника отдела раскроя одежды в магазине «Ткани») - Гербова

Занятие составление рассказов на тему «Одежда» (учить составлять описание одежды, пользуясь планом, поощрять попытку доводить до конца роль, взятую на себя, развивать воображение) - Гербова стр. 76.

Образовательная область «Труд»

– выполнение различных швов.

– изготовление выкроек по шаблонам (учить вырезать из ткани),
– швея за работой (умение работать с иголкой),
– учись пришивать пуговицу.

работа с бисером (вышивание).

Конкурс «Мода в детском саду».

Рисование моделей платьев для кукол

Образовательная область « Художественная литература»

Б.Заходер «Портниха»

М.Михальчик «Заяц и портной»

Т.Гусарова «Осень швея»

Иголка с ниткой

Разучить стихотворение «Ты портной, такой умелый, сшей для кукол фартук белый. Я сама бы сшить могла, но пока еще мала».

Знакомство с загадками:

Держится подружка за мое за ушко,
Стежкою одною век бежит за мною. (О. Тарнопольская)

Маленького роста я, тонкая и острая
Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (А. Рождественская).

Занятие «Ознакомление со свойствами ткани». Дидактическая игра «Ателье» (Гербова). (Активизировать в речи детей слова, обозначающие названия и свойства тканей, учить подбирать ткань для одежды разных видов, различать и правильно называть детям одежду).

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Образовательная область «Социализация»

  • Игры с использованием разных ситуаций:
    – ты забыл поздравить друга с Днем рождения,
    – из ящика пропадают газеты,
    – ты забыл подписаться на газеты и журналы.
  • Показать детям, как играть в «Почту»:
    – как отправить ценную бандероль,
    – тебе пришла посылка,
    – поздравь маму с праздником,
    – ты отправляешь перевод,
    – почтальон работает,
    – как правильно написать письмо.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Беседа «Почта» (Гербова стр. 121). Цель - уточнить знание детей о почте (в почтовом отделении можно купить конверты, марки, отослать и получить письмо, бандероль, посылку), проследить путь письма от почтового ящика до адресата, помочь осознать, как важна и нужна людям профессия почтальона.

Образовательная область «Труд»

  • изготовление конвертов;
  • изготовление бандеролей;
  • изготовление почтовых ящиков из бросового материала.

Образовательная область «Познание»

Экскурсия на почту (познакомить с работой почты: прием и выдача посылок, бандеролей, писем)

Образовательная область «Художественное творчество»

  • рисование открыток;

Образовательная область « Художественная литература»

Чтение

  • С.Я.Маршак«Почта» (хрестоматия по детской литературе, стр. 203).
  • «Наши мамы, наши папы» (хрестоматия для детей старшего возраста, стр. 221).
  • Знакомство со стихотворением: Почтовый ящик на стене, на видном месте

Собирает вести вместе а потом его жильцы полетят во все концы.

Сюжетно-ролевая игра «Гаи»

Образовательная область «Социализация»

Игра «Такси» - учить детей обращаться вежливо с пассажирами.

Показ игры «Автобус» с использованием ситуаций « А как поступили бы вы?»:

  • автобус останавливается на остановке,
  • шофер, пассажиры взаимно вежливы,
  • шофер объявил остановку,
  • в автобус вошла женщина с ребенком.

Игры с созданием ситуаций:

  • что будет, если на ходу выпрыгнут из автобуса,
  • у шофера сломалась машина,
  • в автобусе кончился бензин,
  • тебе наступили на ногу,
  • ты толкнул человека.

Сюжетно-ролевая игра «Выставка машин»

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый, зеленый».

Образовательная область «Коммуникация»

  • Беседа о транспорте и труде водителя (уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить активный словарь за счет названий автомашин, уточнить представление дошкольников и грузовом и пассажирском транспорте, о труде водителя).
  • Беседа о транспорте (уточнить представления о транспорте, подчеркнуть общественную значимость труда шофера, водителя, механика, закрепить представление о грузовом и пассажирском транспорте. Учить подбирать родственные слова к словам груз, такси, пассажир, автобус).
  • Конкурс загадок «Угадай машину» (Мамина книга, стр. 276 - 277. 1000 загадок).
  • Конкурс машин. (Назвать марку машины, к какому виду транспорта она относится, какую работу выполняет).
  • Занятие. Обучение рассказу: (Гербова стр. 91). Учить детей составлять рассказы - описание различных автомашин, задавать вопросы и отвечать на них, обогащать словами, необходимыми для общения с окружающими, учить держаться в соответствии с ролью, взятой на себя в игре.

Образовательная область «Познание»

  • Экскурсия по улицам города (знакомить с грузовым и легковым транспортом)
  • Экскурсия к автобусной остановке (наблюдение за работой шофера).
  • Наблюдение за разгрузкой машины с продуктами для детского сада.
  • Коллективные строительные игры с деревянным конструктором «Постройка гаража».

Образовательная область «Труд»

Изготовление машин для игры «Улицы нашего города».

Изготовление макета микрорайона для настольной игры.

Образовательная область «Художественное творчество»

  • Рисование «Я и дорога», «Машины города».
  • Аппликация «Твоя любимая машина».

Рассматривание иллюстраций из художественных книг.

Образовательная область « Художественная литература»

С.Михалков «Дядя Степа- милиционер»

С. Прокофьев "Мой приятель- светофор"

И.Пляцковский "Светофор"

Я. Пишумов "Посмотрите, постовой"

А. Дорохов "Пассажир", "Перекресток"

А. Иванов "Как неразлучные друзья дорогу переходили"


Задачи. Формировать у детей коммуникативные компетенции: способ­ствовать овладению эффективными способами взаимодействия с окру­жающими людьми, совместной деятельности в группе, разными видами речевой деятельности в ситуациях общения. Учить задавать вопросы, кор­ректно вести диалог, искать и находить компромиссы.

Дежурство в уголке природы.

Задачи. Актуализировать и учить детей использовать на практике зна­ния об уходе за комнатными растениями. Учить замечать изменения, про­исходящие с растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям, вызывать желание ухаживать за ними, наблюдать за их развитием.

Беседа о волшебнице - воде.

Задачи. Предложить детям рассказать о значении воды в нашей жиз­ни, обобщить, конкретизировать и дополнить ответы ребят. Рассказать, где и в каком виде существует вода.

Формирование культурно-гигиенических навыков: упражне­ние «Салфеточки».

Задачи. Учить детей осознанно выполнять правила поведения за сто­лом, соблюдать нормы этикета, учить пользоваться столовым ножом, салфеткой. Воспитывать культуру поведения за столом.

№ 6. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Библио­тека»; выучить отрывок стихотворения Б. Заходера «Про книжки». В часы досуга читать детям любимые книги, организовывать раз­личные виды самостоятельной деятельности с книгой: рассматрива­ние иллюстраций, обмен мнениями по прочитанному тексту, пере­сказ любимых произведений и др.

Задачи. Способствовать обогащению знакомой игры новыми решени­ями (участие взрослого, изменение атрибутики, внесение предметов-за­местителей или введение новой роли). Создавать условия для творческо­го самовыражения играющих, для возникновения новых игр и их развития.

№ 7. Песенное творчество: учимся находить песенные интонации на заданный текст: упражнение «Сказка про кота».

Задачи. Учить детей импровизировать, создавать песни по тексту сказ­ки, используя динамические оттенки.

Дидактическая игра «Громко-тихо запоем».

Задачи. Напомнить детям знакомые им песни; формировать потреб­ность в музыке; учить сопровождать пением выполнение несложной ра­боты; использовать полюбившиеся песни в игровой деятельности, устраи­вать мини-концерты.

Прогулка

Виды деятельности

Наблюдение: появление первоцветов.

Задачи. Предложить детям рассмотреть растение мать-и-мачеха, об­ратить внимание на то, что у растения сначала появляются цветы и только потом - листья. Помочь детям сделать вывод о том, на каких участках раньше всего появляются первые цветы.

Игры с мячом «Мяч вдогонку».

Задачи. Учить детей соблюдать правила игры, точно и быстро выпол­нять игровые действия. Развивать ловкость, координацию движений.

Труд в природе: подготовка огорода к посадке растений.

Задачи. Уточнить представления детей о том, как нужно готовить ого­род к посадке растений, предложить выбрать и выполнить посильную ра­боту (убрать прошлогоднюю листву, мусор, перекопать землю на грядках). Поощрять желание трудиться, приносить пользу.

Оздоровительная пробежка по территории детского сада «Най­ди свой домик».

Задачи. Совершенствовать технику выполнения основных движений при беге, упражнять в ориентировании на территории детского сада, раз­вивать сердечно-сосудистую систему детского организма. Формировать привычку вести здоровый образ жизни.

Самостоятельная деятельность детей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»