Внеклассный урок по русскому языку. Внеклассные занятия по русскому языку

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Липовская Ирина Васильевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

С углубленным изучением отдельных предметов»

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« РИФМОПЛЕТ » ОТ НЕЗНАЙКИ

И « СЛОВОЛЛЕТ » ОТ ЗНАЙКИ »

Из опыта работы

Липовской Ирины Васильевны,

Учителя начальных классов

г. Губкин

Конкурсная программа знатоков русского языка

Незнайка. Ребята, я Незнайка, герой сказки Н. Носова. Я однажды захотел стать поэтом. Но, как ни старался, не смог подобрать рифму к слову «пакля». Потом выяснилось, что к этому слову вообще нет рифмы. А для вас от меня будет тоже непростое задание.

Конкурс «Трудная рифма»

Попробуйте сделать то, что не удалось Незнайке, и подберите рифмы к словам: чайник, ковер, люстра, кресло, портфель. Попробуйте сочинить с полученными рифмами двустишия. У кого получится правильно, остроумно и интересно?

Знайка. И ты здесь, Незнайка! Ты так и не выполнил мое задание, неправильно составил предложение. Ведь в каждом предложении слова располагаются в определенном порядке. Если этот порядок изменится, предложение может потерять смысл.

Конкурс «Перепутавшееся предложение»

Представьте, что в некоторых предложениях слова поиграли в чехарду и перепутались. Помогите предложениям вернуть свой первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке. Вот эти предложения:

  • чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький,
    двор, и, гулял;
  • дедушка, молоток, цветной, старый, помощь, телевизор, с, ремонтировал, и, отвертка;

Дочь, день, сварила, из, целый, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;

  • кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
  • сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый,
    розовый, большой.

Внимание: нельзя использовать дополнительные слова и нельзя оставлять «лишние» слова. Для того чтобы предложение получилось грамотным, в некоторых словах можно изменить окончания. У кого получится правильно?

Незнайка. Однажды один поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шел мальчишка с бородой,

Помидор ел голубой.

С ним старик шел молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

Ребята, как вы заметили, в этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - ой.

Конкурс «Повторяющаяся рифма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение из десяти строчек, и чтобы при этом все строчки оканчивались рифмой: -ла, -ре, -ый, -ка, -ил.

Знайка. Слова состоят из букв. Очень часто из букв, составляющих одно слово, можно собрать много других слов. Например, из слова «история» можно составить слова «три», «рот», «рис», «рост», «сито» и др. Вам предстоит выполнить такое же задание.

Конкурс «Спрятавшиеся слова»

Попробуйте составить не менее семи слов из букв, входящих в слова: математика, литература, география, риторика, астрономия. Попробуйте также сочинить какую-нибудь небылицу, в которую обязательно вошли бы все 7 найденных слов.

Незнайка. Один начинающий поэт как-то решил сочинить короткие стихотворения про героев мультфильмов. Но, видимо, в этот день у поэта не было вдохновения, и он не смог закончить ни одного четверостишия. Он смог сочинить лишь первые две строчки.

Конкурс «Недописанное четверостишие»

Попробуйте завершить ту работу, с которой не справился начинающий поэт, и придумайте последние две строчки в четверостишиях. А первые строчки звучат так:

Винни Пух сказал однажды: «Больше мед не буду есть...

Леопольд глядел в окошко

И мечтал иметь друзей...

Как-то Гена с Чебурашкой

Отдыхать на речку шли...

Волк на Зайца очень злится;

Говорит: «Ну, погоди!»...

Карлсон в гости к Малышу

Прилетел под вечер...

Знайка. Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. А справитесь ли вы с этим заданием?

Конкурс «Перевод с русского на русский»

Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл, следующие фразы:

  1. Муха села на варенье.
  2. На столе стоит стакан.
  3. Бьют часы 12 раз.
  4. Воробей влетел в окно.
  5. Шел отряд по берегу.

Незнайка. Знаете ли вы, что такое буриме? Это игра, которой уже много-много лет. Играющий в нее должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Хотите поиграть в буриме?

Конкурс «буриме»

Попробуйте поиграть в эту игру и сочините четверостишие, строчки которого заканчиваются такими словами:

  • кошка, ложка, окошко, немножко;
  • стакан, банан, карман, обман;
  • бег, снег, век, человек;
  • кружка, подружка, лягушка, частушка;
  • конь, гармонь, огонь, ладонь.

Знайка. Сейчас я прочитаю предложение, а вы что-то должны заметить. Итак, слушайте внимательно: «Я и мой ДОг ДОбирались ДО ДОма под проливным ДОждем». Правильно, в этом предложении пять раз встречаются название ноты «ДО». Эта нота спряталась в словах «дом», «дождь», «дог», «добираться», «до».

Конкурс «Спрятавшиеся ноты»

Попробуйте составить предложение, в котором спрятались бы следующие ноты: ля, ми, ре, фа, си.

Незнайка. А сейчас затронем метаграммы. Мета-грамма - это такая загадка-стихотворение, в которой загадывают слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой. Например:

С буквой С живу в пруду,

Все рыболовы меня знают.

С буквой Ф за красоту

Меня жар-птицей называют.

(Ответом в этой загадке являются слова «сазан» и «фазан».) Конкурс «Метаграмма»

Попробуйте сочинить такое же стихотворение-мета-грамму, в котором были бы загаданы слова:

  • палач и калач;
  • халат и салат;
  • баран и банан;
  • лапта и лапша;
  • печать и печаль.

Знайка. Сейчас маленькая история из современной жизни: «Авантюрист Андрей Аркадьевич Антошкин арендовал автомобиль, акционировал амбар арбузов, а Андрея арестовал атаман аборигенов». В этом рассказе немного смысла, но зато все слова начинаются на одну букву - А.

Конкурс «Но одну букву»

Попробуйте сочинить такой же короткий рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву, а именно на букву: К, М, О, П, С.

Незнайка. Знаете ли вы анаграммы? Анаграмма -это такая загадка (обычно в стихах), в которой загадываются два слова, состоящие из одних и тех же букв, но отличающиеся порядком этих букв. Например: Я застываю на сосне, Бываю и на ели. Смените буквы вы во мне, Чтоб вы меня с картошкой ели. (Ответом являются слова «смола» и «масло».)

Конкурс «Анаграмма»

Попробуйте сочинить стихотворение-анаграмму и загадайте в нем слова:

  • каприз и приказ;
  • терка и актер;
  • карп и парк;
  • кулак и кукла;
  • плюшка и шлюпка.

Земли не видно - снег кругом,

И спит медведь в берлоге,

Мороз сковал все речки льдом.

Ах, как замерзли ноги!

Конкурс «Акростих»

Попробуйте сочинить акростих, в котором были бы зашифрованы слова: баня, клад, пляж, врач, зной.

Знайка. Более ста лет назад И. С. Тургенев высказал мысль о том, что «богат и могуч» русский язык. Если задуматься, а чем же богат русский язык, то можно обнаружить целый ряд достоинств. Например, в нашем языке очень много синонимов: почти к каждому глаголу можно найти десяток близких по значению слов. Так, вместо «глядеть» можно сказать «смотреть», «распахнуть глаза», «вперить очи», «выпучить зенки», «сверлить взглядом» и т. д.

Конкурс «Синоним к глаголу»

Попробуйте найти не менее десяти синонимов к глаголам: есть (кушать), упасть, говорить, отдыхать, идти.

Незнайка. Логогриф - это такая загадка, в которой к одному слову добавляется (отнимается) буква, и в результате получается новое слово. Например:

С буквой О - арктический и антарктический,

Без нее я знак математический.

В этом четверостишии-логогрифе загаданы слова «полюс» и «плюс».

Конкурс «Логогриф»

Попробуйте сочинить логогрифы на такие слова:

  • ель и мель;
  • тир и тире;
  • дар и удар;
  • рот и рота;
  • тес и утес.

Знайка. Речь человека состоит из предложений. В свою очередь, предложения состоят из глаголов, существительных, прилагательных, наречий, союзов, предлогов и т. д. Как трудно было бы человеку рассказать о чем-либо, если бы не существовали разнообразные части речи! Конкурс «Рассказ из глаголов»

Попробуйте составить рассказ, используя только одну часть речи - глаголы. С помощью одних глаголов рас-. скажите о том, что будто бы с вами случилось. Рассказ может называться: «О том, как я встретился с инопланетянином»; «О том, как я нашел клад»; «О том, как я летал на

воздушном шаре»; «О том, как я выращивал ананас»; «О том, как я охотился на льва».

Незнайка. А как называется загадка, в которой зага-дывается какое-нибудь слово, но не все сразу, а по частям? При этом каждая часть может быть самостоятельным словом. Правильно, это шарада. Например: Три буквы - термин при игре, Другие три - победный крик, А в целом - встретишь во дворе, Услышав вдруг собачий рык. (Ответ: кон + ура = конура.) Незнайка. Шарады, как правило, сочиняют в стихах.

Конкурс «Шарада» Попробуйте сочинить стихотворение-шараду и загадайте в нем слова:

  • пар + ус = парус;
  • гимн + азия = гимназия;
  • ком + пас = компас;
  • пуд + ель = пудель;
  • фа + сад = фасад.

Знайка. Этимология - это наука о происхождении слов. Если открыть этимологический словарь (показывает), можно узнать о том, как в нашем языке появилось то или иное слово. Например, как возникло слово «медведь»? Оказывается, оно появилось путем слияния двух слов: «мед» и «есть» (принимать пищу). Первоначально «медведь» произносилось как «медоед» и обозначало «животное, которое любит лакомиться медом». Но можно объяснять происхождение слов, не прибегая к помощи словаря. Когда люди объясняют значение или происхождение слов, не опираясь на научный анализ, это называется «народная этимология». Давайте займемся ею.

Конкурс «Народная этимология»

Попробуйте без словарей, лишь прислушиваясь к звучанию слова, объяснить, как возникли слова: выдра, смородина, стрекоза, ромашка, тюлень.


Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.

На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие” (Рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).
  3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.

Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.

Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.

Управление презентацией осуществляется по щелчку мышки

2. Вводная часть

Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

(смотри слайд №3)

Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

3. Основная часть

Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

(смотри слайд №5, раздаточный материал “Фонетика” - иллюстрация бабочки)

На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной
  2. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  3. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
  4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
  5. И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

  6. Далеко мой стук слышится вокруг,
    Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Проверим ваши ответы (смотри слайд №5)

Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “шли”, используя иллюстрацию (смотри слайд №7, раздаточный материал “Словообразование”)

Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли

Назовите способ образования слов.

Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

Отгадайте шарады “Из волшебного короба” (смотри слайд №9)

Учитель читает шарады:

1 команда

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)

2 команда

Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)

4 команда

Начало деревом зовется, конец – местоимение.

Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)

Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

Конкурс капитанов “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” (смотри слайды №11, №12, №13, №14)

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит

Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

Игра “Третий лишний”. Вставьте пропущенную орфограмму “Правописание приставок пре-, при-”, найдите лишнее слово и объясните свой выбор. (смотри слайд №16, раздаточный материал “Орфография”)

Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.

Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Отгадайте кроссворд (смотри слайды №18, №19, раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

Соберите предложение, выполнив ряд действий (смотри слайд №21, раздаточный материал “Синтаксис”)

1. Из предложения

Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы

возьмите определение, выраженное причастием, и согласуйте его с существительным листья.

2. Из предложения

Пушкин очень любил осень

возьмите дополнение.

3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения

Осень щедро одаривает леса краской.

4. Добавьте сказуемое из предложения

Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.

5. Из предложения

Куда ведете нас, дороги?

возьмите имя существительное, которое является обращением.

Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.

Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Игра “Шифровальщик” (смотри слайд №23, раздаточный материал “Пунктуация”)

Расставьте знаки препинания в схемах.

Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

4. Заключительная часть

Подведение итогов игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение команд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №6»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Внеклассное мероприятие,

посвящённое

« Дню русского языка»

Учитель: Колпакова Ирина Ивановна

2014 г

КВН по русскому языку

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно- певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка,

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Цель: - создать условия для определения учащимися своих достижений и успехов в русском языке;

Способствовать формированию творческих способностей: смекалки, сообразительности, мышления, воображения, речи;

Содействовать сплочённости коллектива, воспитанию ответственности за результативность ответов команды, способности сопереживать, поддерживать товарищей.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дорогие друзья, наш КВН посвящён нашему родному языку – русскому языку. В нашей игре примут участие 2 команды.

1 команда – «Всезнайки»

2 команда – « Угадайки»

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает жетон. Команда, набравшая больше жетонов, становится победительницей.

2.Приветствие команд.

Команда «Всезнайка» - Мы весёлые всезнайки

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

Команда «Угадайки» - Мы угадайки отвечаем дружно

И у нас сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Разминка.

« Загадки – шутки»

Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (сто-л, сто-г, сто-к)

Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

Что стоит посредине Волги? (буква Л)

Какое слово имеет 5 букв О? (о-пять)

Как Каплю превратить в ЦАПЛЮ? (поменять букву К на Ц)

Как написать СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами? (сено)

4. Конкурс «Шифровщик»

Расшифруйте слова, найдите среди них лишнее слово:

Ланпе (пенал) Чкару (ручка)

Тарпа (парта) Кисарк (краски)

Ганик (книга) Вонзок (звонок)

5.Конкурс « СЛОВА ИГРАЮТ В ПРЯТКИ»

Стол накрыли к обеду. Догадайтесь, что стоит на столе. Слова-названия блюд «спрятались» в предложениях.

(Каждой команде предлагается по 1 предложению.)

Пока ша кал где-то рыскал, волки выли на луну.

Я твою машинку не трогал, она сама сло малась.

6.Конкурс «КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Объяснить крылатые выражения:

Вылетело из головы Прикусить язык

Надуть губы Рукой подать

7.Конкурс «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

Командам предлагаются разрезанные пословицы:

1 команда:

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

2 команда:

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Труд человека кормит, а лень портит.

8.Конкурс «РАЗГАДАЙ РЕБУСЫ»

1 Команда

Запятая Передача

2 Команда

Стрижка Курорт

9.Конкурс «КТО БОЛЬШЕ?».

Перед командами ставится слово ГРАММАТИКА. За 2 минуты команды должны составить как можно больше коротких слов из данного. При проверке каждая команда читает по 1 слову. Если это слово есть и у других команд, то оно вычёркивается. Например – грамм, мама,кит, мак, кара, карат, тир, тик, гамма, рама,рак.

10. Конкурс «Расшифруй».

Какая команда быстрее расшифрует предложение.

Акк сивкра скийрус якыз!

(Как красив русский язык!)

11. Конкурс «Грамматическая арифметика».

Кабан- ан + лук = (каблук) Корь – ь + идол – л +р = (коридор)

Ква + рак – ак + тира = (квартира) Лоп + ак – к + тар – р = (лопата)

12. Конкурс «Закончи пословицу»

Я начинаю, а вы заканчиваете.

1 команда:

Труд кормит, а лень…………………(портит)

Семь раз отмерь, один раз…………..(отрежь)

Смелый побеждает, а трус…………..(погибает)

Мир строит, а война …………………(разрушает)

2 команда:

Как аукнется, так и…………………...(откликнется)

Нет друга – ищи, а нашёл……………(береги)

Сам погибай, а товарища…………….(выручай)

Человек от лени болеет, а от труда….(здоровеет)

13. Конкурс «Загадка в загадке».

Какая команда сделает это быстрее.

1 команда По Полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывёт парохо…,

То наза…, то вперё…,

А за ним такая гла…ь,

Что и зыби не видать.

(Утюг)

2 команда Через поле и л…сок

Подаётся г…л…сок,

Он б…жит по пр…в…дам -

Скажешь здесь,

А слышно там.

(Телефон)

14. Конкурс « Восстанови справедливость»

Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:

1 команда 2 команда

Неуклюжий как крот - Верный как слон

Неповоротливый как собака - Хитрый как бык

Слепой как пёс - Длинный как заяц

Трусливый как медведь - Вороватый как жираф

Злой как лиса - Упрямый как сорока

Восстанови справедливость – верните определения своим владельцам.

15. Итог.

Заканчивается наша игра, и прежде чем мы подведём итоги, хочется сказать:

Учите русский язык – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом.

Подсчёт жетонов. Награждение команд.

Закончить нашу игру я предлагаю песней «Чему учат в школе».

МОЛОДЦЫ!!!

Цели:

  • познакомить с понятиями омонимы, синонимы, антонимы;
  • расширить знания детей о русском языке;
  • прививать интерес к изучению русского языка.

– Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие, навестим слова – близнецы, слова – братья и слова, которые имеют противоположное значение и разное звучание. Как называются эти слова, вы узнаете из нашего путешествия.

– Сейчас мы перенесёмся на лесную полянку. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор,

– Кто вы?
– Мы лисички
Дружные сестрички.
Ну, а вы-то кто же?
– Мы лисички тоже!
– Как, с одной-то лапкой?
Нет, ещё – со шляпкой…
(А.Шибаев)

– Чей разговор мы подслушали?

Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные.)

– А теперь послушайте ещё стихотворение Б.Гильберга и скажите, какое многозначное слово услышите.

В море суши полоса
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос
Сколько есть на свете кос?

(После ответа учащиеся выполняют задание в тетрадях для внеклассных занятий.)

пеночка – птица

норка – животное

пеночка – …

норка – …

овсянка – каша

бокс – стрижка

овсянка – …

бокс – …

– А теперь отгадайте загадку и скажите, какие значения ещё есть у слов – отгадок?

Кто самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)

Два стекла, два ободка,
Крутая дужка и две, как клюшка. (Очки)

– А сейчас послушайте рассказ Н. Сладкова “Овсянка”.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела? – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? –

– Айда ко мне – мою овсянку слушать!

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

– Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Посмотрите на рисунок, это овсянка, которая жила у Сашки дома.

– Вот, ребята, все эти слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют несколько значений, называются омонимы.

В русском языке есть много слов разных по звучанию, но обозначающих одно и то же.

Попробуйте сами отыскать такие слова в стихотворениях И.Токмаковой.

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зелёный,
Значит, дуб выносливый,
Значит закалённый.

(На доске записаны в два столбика слова. Детям предлагается к каждому слову первого столбика подобрать близкие по смыслу слова из второго столбика и записать пары).

– Слова близкие по значению, но различные по звучанию, называются синонимы.

Я прочитаю вам четверостишия, где последнее слово заменено синонимом, а вы постарайтесь восстановить авторский текст, указав нужное слово.

Весёлый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
(Н.Рыленков)

Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
(И.Демьянов)

– Погостив у слов-друзей – синонимов мы отправляемся дальше. Познакомимся с третьей группой слов – антонимами.

Это, ребята, слова, которые разные по звучанию с противоположным значением.

Например:

враг – друг

жара – стужа

конец – начало

– Придумайте сами такие слова.

– А сейчас послушайте стихотворение Г.Сапгира “Яблоко” и определите слова – антонимы.

У прохожих на виду
Весело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок – озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
– Кислое – зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет Червячок, –
Сладкий у него бочок.

(После ответа учеников проводится игра “Наоборот”.)

Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь?

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь?

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты

Теперь начало
Я скажу, –
Ну, отвечай:

– Вот и закончилось наше путешествие.

У каких слов мы сегодня гостили?

Внеклассное занятие по русскому языку

«Веселый урок в «Школе грамотных детей»

1 класса

Цели:

    Привитие интереса к изучению русского языка.

    Развитие творческих способностей, любознательности.

    Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность

    Расширение кругозора, развитие речи детей.

5. Воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы.

Оборудование: презентация, карточки с ролями, медали.

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа

Ребята, внеклассное занятие по русскому языку проведу у вас я, зовут меня...

Слайд 1: -Уважаемые знатоки русского языка! Сегодня у вас необычный урок, а веселое занятие в «Школе грамотеев», которую посещают самые любознательные учащиеся первых классов. Я приглашаю всех в Страну слов, которые являются строительным материалом нашего языка.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь,

И там, на улице и дома,

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова, слова….

И это так прекрасно –

В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно!

Ребята, назовите любимое занятие детей. (ответы детей)

Ответ очевиден – это игра.Вы, хотя, и ученики, но тоже любите играть. Давайте, играя, изучать русский язык. Угадайте слова, значения которых будут вам названы.

1. Третий день недели. (среда)
2. Предмет, при помощи которого режут хлеб. (нож)
3. Лиственное дерево с белой корой. (береза)
4. Домашнее животное, которое дает молоко. (корова, коза)
5. Предмет, который надевают зимой, чтобы стало теплее. (шапка, варежки)
6. Время года, когда вокруг все бело. (зима)

– Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)

Приведите примеры многозначных слов. (ответы детей)

Слайд 2: работа с рисунками

(плитка электрическая, плитка шоколада, плитка строительная)

– Каким общим словом назовём все эти предметы?

Составьте предложение с каждым словом. (ответы детей) (Мама купила плитку шоколада. У нас на кухне стоит электрическая плитка. В магазине продается строительная плитка)

– Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.

Слайд 3: Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь)

Какое здесь многозначное слово? (идет)

Слайд 4:

- Ребята, посмотрите на доску, замените слово «идет» подходящими по смыслу словами.

Слайд 5:

Мальчик идет (шагает ).

Дождь идет (льет ).

Машина идет (едет ).

– Какие значения имеет слово «идет»?

- Делаем вывод: слово «идет» – многозначное, так как оно имеет три значения.

Надо различать и понимать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.

Любой из вас знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Рассмотрим словосочетание «намылить голову» в предложении «Отец намылил сыну голову ».

Слайд 6: иллюстрация

А для того чтобы лучше понять это словосочетание, мы разыграем сценку. Кто будет играть1 ученика, а 2-ого и самая главная роль учителя- кто будет им? (распределение ролей)

Сценка:

1 ученик: - Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я- то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! А я-то, по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают устойчивые сочетания слов.

Молодцы, садитесь.

- Итак, ребята, давайте объясним значение этих фразеологизмов:

Слайд 7:

Человек с головой – умный рассудительный человек.

Слайд 8:

В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек.

Слайд 9:

Ворон ловить – не слушать.

Итак, ребята, из чего состоят все слова? (из звуков)

Слайд 10:

Найдите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, ёлка).

Слайд 11:

Игра “В зоопарке”

Назовите животных зоопарка, в названии которых есть буква «л».

(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.) слайд 12.

Ребята, а теперь я предлагаю вам игру «Буква заблудилась» .

Я читаю вам стихотворение, а в одном слове автор перепутал букву, ваша задача понять где буква заблудилась и исправить на правильное слово.

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол (кол).

На виду у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Врач напомнил дяде Мише: - Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель (капель) перед сном.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет огромный лук (жук) С длинными усами.

Говорят один чудак, В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).

Слайд 13:

Игра “Найди лишнее слово”

На доске: круг, друг, волк, тигр, грач (лишнее слово волк, там нет буквы г )

Слайд 14:

« Грамматическая арифметика»

кабан – ан + лук = ? (каблук)

ква + рак – ак + тира = ? (квартира)

череп – п + муха = ? (черемуха)

корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)

Молодцы.

– Ребята, я вижу, что наше путешествие по Стране слов вам понравилось. На уроках вы продолжите это путешествие, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по огромному океану Знаний, где вас ждут новые знания, новые открытия.

Игра «Наоборот»:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “наоборот”

Скажу я слово ВЫСОКО

А ты ответишь …(НИЗКО)

Скажу я слово ДАЛЕКО

А ты ответишь …(БЛИЗКО)

Скажу я слово ПОТОЛОК

А ты ответишь …(ПОЛ)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ

И скажешь ты …(НАШЕЛ)

Скажу тебе я слово ТРУС

Ответишь ты …(ХРАБРЕЦ)

Теперь НАЧАЛО я скажу

Ну, отвечай, …(КОНЕЦ)!

Спасибо, ребята, за хорошую работу! Жду Вас на новых занятиях в «Школе грамотных детей».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»