Подводить под монастырь. Значение подвести под монастырь (прост.) в справочнике по фразеологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В русском языке достаточно много выражений, о происхождении которых мы ничего не знаем. Употребляем их в обиходе, знаем или догадываемся о примерном значении, но откуда пошло - понятия не имеем.

Что значит "подвел под монастырь"? Откуда пошло это выражение? Сейчас узнаем.

Привет от горькой жизни

На первый взгляд, глупое название подраздела. Горькая жизнь и монастырь как-то не сочетаются. Монастырские насельники живут с Богом. Где тут горечи взяться?

В старину люди уходили в монастырь от тяжелой жизни. Претерпев крах в любви, сильную неудачу на своем жизненном пути или такую боль, после которой мирское существование казалось бессмысленным. Отсюда и пошло выражение Это одна из версий происхождения.

Муж и жена - одна душа?

Ой, не факт! Женщинам в старые времена вообще не везло. Мужик и поколотить мог просто так, и издевался по-всякому. А бабе только и оставалось, что терпеть.

Однако не каждая терпела. Иные, кто более смелый, родителям жаловались. А те уж находили управу на своих зятьев нехороших. В монастырь его, для исправления. На полгодика, а то и на год.

Кстати, это второй вариант происхождения выражения "подвел под монастырь". Жены строптивые своих мужичков в монастырь "сдавали" своими жалобами.

Здесь вам не туалет

Древние города еще помнят бродячих певцов. Ходили они, слепые, по их улочкам. Жалостливые песни пели. Народ раньше добрее был, давали убогим денежку.

Как же ходили они, коль слепыми были? Водили певцов мальчишки-проводники. Чаще всего из бедных семей или сироты. Сами в оборванной одежде, а своему подопечному последний кусок отдавали.

Иные бродяги были благодарными. Мальчишек-сирот не обижали, любили по-своему. Мирно они существовали, помогая друг другу. Но были и озлобленные певцы. Обделила их жизнь, судьбу крутую подарила. Видимо, такие забывали о том, что каждому дается крест по силам. Не получают люди больше, чем понести смогут. Забывали, страдали и роптали. Да еще и мальчонку-проводника побивали. Почем зря лупили, вымещая всю свою злобу на нем.

Да только и парнишечки разные встречались. Кто-то плачет себе тихонько. А кто-то мстил обидчику.

Захочет такой певец "на двор", да и попросит сопровождающего отвести его подальше от глаз людских. А тот и рад стараться. Приведет убогого к монастырской стене, заверит, что нет никого. Расположится певец со всеми удобствами, а парнишка уже в монастырские ворота постучать успеет. Выйдет монах какой или послушник. Паренек ему и покажет слепого певца. Насельник возьмет палку какую, не разобравшись, что человек незрячий. И получит певец по спине. Насилу ноги унесет.

Вот отсюда и пошло выражение "подвел под монастырь", если верить этой легенде.

Значение

Когда мы используем данное выражение в своей речи, что подразумеваем? Как правило, это упрек. Значение выражения "подвел под монастырь" следующее:

  • Крупная подстава. Человек что-то обещал, да не выполнил.

И не только в обещаниях суть. Понадеялись на человека, а он в сторону увильнул в самый ответственный момент.

Вот, что такое "подвел под монастырь".

Заключение

Итак, мы рассмотрели значение фразеологизма. Поговорили о его происхождении. И можно сделать вывод, что самая логичная и простая - первая версия.

кого . ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ кого . Разг. Экспрес. Ставить кого-либо в тяжёлое, безвыходное положение; навлекать на кого-либо беду, неприятности. Когда Ксения Петровна с заговорщическим видом вытащила и поставила на стол бутылку с водкой, майор сначала нахмурился, подняв на жену глаза: - Что ж ты, под монастырь хочешь нас подвести? - А вы по одной. Ради приезда (Н. Горбачёв. Ракеты и подснежники).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Подвести под монастырь" в других словарях:

    подвести под монастырь - прост. поставить кого л. в затруднительное, неприятное положение, подвести под наказание. Есть несколько версий происхождения оборота: 1. Возможно, оборот возник потому, что в монастырь обычно уходили люди, у которых были большие неприятности в… … Справочник по фразеологии

    Подвести под монастырь - кого. Разг. Поставить кого л. в затруднительное, трудное положение, подвести под наказание кого л. ФСРЯ, 253; Ф 1, 302; ЗС 1996, 231, 356; БТС, 554, 860; Мокиенко 1990, 129; БМС 1998, 386; Янин 2003, 223 …

    подвести под монастырь - разг. Поставить кого л. в особенно затруднительное положение, подвести под наказание … Словарь многих выражений

    Подвести дела под монастырь. - (убить короля тузом). См. ДОБРО МИЛОСТЬ ЗЛО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Подвести деда под монастырь - 1. Жарг. карт. Поставить карту под убой. ДП, 825. 2. Разг. Досадить, причинить зло кому л. ДП, 133 … Большой словарь русских поговорок

    Кого. ПОДВЕСТИ ПОД МОНАСТЫРЬ кого. Разг. Экспрес. Ставить кого либо в тяжёлое, безвыходное положение; навлекать на кого либо беду, неприятности. Когда Ксения Петровна с заговорщическим видом вытащила и поставила на стол бутылку с водкой, майор… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    подвести - См … Словарь синонимов

    подвести - веду, ведёшь; подвёл, вела, ло; подведший; подведённый; дён, дена, дено; св. 1. кого что. Ведя, направляя, приблизить к кому, чему л. П. лошадь к дому. П. гостя к хозяину дома. // Управляя судном, машиной, трактором и т.п., привести, приблизить… … Энциклопедический словарь

    МОНАСТЫРЬ - МОНАСТЫРЬ, я, муж. 1. Религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно хозяйственную организацию. Мужской м. Женский м. 2. Территория, храм и все помещения такой общины. М. на берегу озера. Ограда монастыря. В… … Толковый словарь Ожегова

    МОНАСТЫРЬ - (греч. monasterion, от monos уединенный). Общежитие братий и сестер, принявших монашество, обитель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАСТЫРЬ греч. monasterion, от monos, уединенный. Здание, в… … Словарь иностранных слов русского языка


Смысл выражения : поставить кого-либо в затруднительное, неловкое положение; подвести под наказание или какие-либо санкции.

Возникновение фразы : есть несколько очень занимательных версий возникновения, одна интереснее другой. Рассмотрим их.

1) По очень распространенной версии, возникновением фразы мы обязаны сложностям семейных отношений внутри семьи. На Руси мужья довольно часто любили поднимать руку на жен (ну что за мужики то такие?). За помощью женщинам приходилось обращаться к церковным властям. Те могли в качестве наказания извергу-супругу избрать ссылку в монастырь на определенный срок. В монастыре мужья должны были учиться смирению и миролюбию. Но про жен таких говорили, что они мужей подвели под монастырь.

2) По другой версии, выражение является усеченным вариантом словосочетания "подвести под монастырь срать".
Дело в том, что на Руси детей из очень бедных семей иногда отдавали в качестве поводырей странникам-слепцам, которые бродили по просторам Руси. Юнцам не всегда легко приходилось со слепцами, и вполне вероятно, слепцы часто награждали их физическим предупреждениями за какие-либо провинности. За и кормили поводырей, наверняка чем то подобным , не более! В обязанности поводырей также входила обязанность по поиску укромного места, где слепец мог бы справить нужду, не смущая при этом народонаселение. Тут то вот юнцы и могли отыграться за обиды по полной - говоря, что ведут слепца в укромное место, вместо этого они приводили своего подопечного под монастырские стены. А там не только всегда народу полно, да еще и по шее получить можно за такое святотатство от церковников - там и не посмотрят, что ты слепец, шею намылят по полной.

3) Еще одна версия связывает возникновение выражения с военными действиями. Агрессоров подводили под стены монастырей, которые обычно выстраивались в виде неприступных крепостей, за стенами которых могли укрыться огромное количество народу и оказать достойное сопротивление нападавшим. Подведенный под монастырские стены враг был вынужден было начинать тяжелую и часто безрезультатную осаду, либо попросту и удалиться на все четыре стороны.

4) Также есть версия, которая связывает возникновение фразы с обычаем насильственного пострижения в монахи, который получил широкое распространение на Руси с XIV века. Насильственное пострижение было излюбленным инструментом бескровного удаления мешающих противников. "Подвести под монастырь" могли неугодных персон и даже нелюбимых или опостылевших жен. Довольно часто в монастыри насильно заключали жен, которые по тем или иным причинам не могли родить детей.

Значение выражения "подвести под монастырь" трактуется сейчас, как поставить человека в неприятное положение, подставить его, создать безвыходную ситуацию, которую ему придется расхлебывать.

Происхождение оборота

Версий происхождения великое множество, вот только несколько из них.

Бывало, что человек попадал в такую ситуацию, что ему только и оставалось, что в монастырь подаваться. Например, карточный долг, преследование, совершил неблаговидный поступок, безответная любовь и т.д.

Версия, связанная с защитой славянских земель от врагов, рассказывает о том, что монастыри строились как неприступные крепости и некоторые молодцы нанимались проводниками к вражескому войску и подводили его под стены монастыря, где и было войско бито.

Вот еще одна версия - женщина частенько была бита, да нещадно, да без причины. А куда же ей обратиться - "горемыке", как к влиятельному лицу? Вот и отправлял Патриарх частенько таких "издевателей" в монастырь, что бы "усмирилися". А про женщину говаривали: "Подвела под монастырь".


Различные трактовки:

В Русском государстве для влиятельных вельмож существовало наказание, как "ссылка в монастырь". Очень нравился такой метод наказания Петру I (особенно для женщин). Тогда выражение "подвести под монастырь" трактовалось как - предпринимаемые действия в будущем могут только к монастырю и привести.

  • А если следовать некоторым советам, то можно потерять все имущество, и останется только милостыню под монастырь ходить просить.
  • В словаре Даля выражение трактуется, как ход карточной игры - убить короля тузом.

На вопрос Как произошло выражение "подвести под монастырь" ? заданный автором Елена лучший ответ это Монашество – удел избранных. Но самая глубокая мысль и возвышенная идея могут получить странное, искаженное обличье. История монастырей знает множество примеров того, как удаленность от мира использовалась либо в качестве наказания, либо для того, чтобы избавиться от неугодного человека. Насильственный постриг не следует путать с монастырскими ссылками, хотя нечто общее между ними имеется.
Обычай насильственного пострижения, развившийся на Руси в XIV веке, становится при Иване III (1462-1505) излюбленным инструментом власти. Иногда он заменял для политических противников смертную казнь, а чаще служил способом внесудебного удаления неугодных персон и нелюбимых жен. Такая участь в 1525 году постигла «не-плодную» Соломонию Сабурову. Вслед за ней в Суздальском Покровском монастыре постриг приняли жены Ивана Грозного, при котором эта мера приняла почти повальный характер. Последней узницей этой обители стала Евдокия Лопухина: Петр I расправился с постылой женой по примеру своих предшественников.
С 1722 года местом заточения знатных и неугодных женщин, в том числе жены первого прокурора Павла Ягужинского, становится Федоровский Переславль-Залесский монастырь.
Обычай использовать монастыри в качестве мест наказания и исправления преступников корнями уходит в православную традицию Византии. Термин «пенитенциарный» в переводе с латинского означает «покаянный, исправительный» . В XVII веке монастырь стал местом заточения низложенного патриарха Никона.
Церковь сохраняла за собой право наказывать преступников вплоть до конца XIX века. Большинство ссыльных направлялись в монастыри по воле духовной власти, но светские правители часто нарушали покой мирных обителей, отсылая туда преступников и опальных лиц. Практика применения монастырской ссылки в качестве формы внесудебной расправы была широко распространена в России вплоть до конца XVIII века. Кроме того, некоторые государственные учреждения (Преображенский приказ, Тайная канцелярия) могли ссылать в монастыри и без суда. Среди принудительно сосланных встречались и те, кто, безусловно, заслуживал это жестокое наказание.
Тюрьмы при некоторых монастырях существовали с давних пор. Самой древней и самой суровой была тюрьма на Соловках. Именно здесь оказывались «супротивники» властей, произносители «злохулительных слов» и «распространители воровских бредней» . 27 лет провел на Соловках моряк Никифор Куницын, который, на беду свою, обучился грамоте и от безысходности существования составил письмо не кому-нибудь, а самому дьяволу. Соловецкий монастырь стал местом ссылки и для любимца Петра и бессменного управляющего Тайной канцелярией графа Петра Андреевича Толстого.
Насильственный постриг и монастырские ссылки давно канули в прошлое. Но выражение «подвести под монастырь» бытует и поныне.
еще вариант... .
Филолог Людмила Варламова говорит, что в стародавние времена, когда слепые и нищие приходили в какой-нибудь город и подступала «нужда» , они просили первого встречного доброхота проводить их до ближайшего нужника. В ответ на просьбу вредные граждане подводили беднягу к месту, менее всего пригодному для этого дела, а именно к монастырю. Прихожане и священнослужители, естественно, возмущались. Пока объяснишь, что слепой, глядишь, и бока намнут. А проводника и след простыл, стоит в сторонке и ухмыляется. Со временем выражение «подвести под монастырь» обрело значение «подставить» , «поставить человека в неприятное положение» .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»