Николай некрасов.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Некрасов Николай Алексеевич, биография которого начинается 28 ноября (10 декабря) 1821 г., родился в небольшом местечке Немиров, расположенном на территории Винницкого уезда Подольской губернии (сейчас - территория Украины).

Детство поэта

Семья Некрасовых после рождения сына жила в деревне Грешневе, которая на тот момент относилась к Ярославской губернии. Детей было немало - тринадцать (правда, в живых из них остались только трое), а потому содержать их было весьма непросто. Алексей Сергеевич, глава семейства, был вынужден взять себе ещё и работу исправника. Работу эту трудно было назвать весёлой и интересной. Маленького Николая Некрасов-старший часто брал с собой на службу, а потому будущий поэт с самых ранних лет видел те проблемы, с которыми сталкивались простые люди, и учился сочувствовать им.

В возрасте 10 лет Николая отдают в ярославскую гимназию. Но по окончании 5-го класса он резко прекратил обучение. Почему? Мнения биографов в этом вопросе расходятся. Некоторые считают, что мальчик не был слишком прилежен в учёбе, и успехи его на этом поприще оставляли желать лучшего, а другие придерживаются мнения, что отец просто перестал платить за обучение. А возможно, обе эти причины имели место. Так или иначе, но далее биография Некрасова продолжается в Петербурге, куда шестнадцатилетнего юношу отправляют для поступления в военное училище (дворянский полк).

Трудные годы

У поэта были все возможности для того, чтобы стать честным служакой, однако судьбе было угодно распорядиться иначе. Прибыв в культурную столицу империи - Санкт-Петербург, - Некрасов знакомится и общается с тамошними студентами. Они пробудили в нём сильную жажду знаний, а потому будущий поэт решает пойти против воли своего отца. Николай начинает готовиться к поступлению в университет. Его постигает неудача: он не смог сдать все экзамены. Однако это его не остановило: с 1839 по 1841 гг. поэт ходит на филологический факультет вольнослушателем. В те дни Некрасов жил в ужасной нищете, ведь отец не давал ему ни единой копейки. Поэту нередко приходилось голодать, доходило и до того, что ночевал он в приютах для бездомных. Но бывали и светлые моменты: к примеру, как раз в одном из таких мест Николай заработал свои первые деньги (15 коп.) за помощь в написании прошения. Трудное материальное положение не сломило дух юноши и он поклялся себе, несмотря на какие бы то ни было препятствия, добиться признания.

Литературная деятельность Некрасова

Биография Некрасова невозможна без упоминания об этапах становления его как поэта, литератора.

Вскоре после событий, описанных выше, жизнь Николая пошла на лад. Он устроился на работу гувернёром, ему часто поручали сочинять сказки и азбуки для лубочных издателей. Неплохой подработкой стало написание небольших статей в «Литературную газету», а также «Литературное прибавление к Русскому Инвалиду». Несколько сочинённых им и опубликованных под псевдонимом «Перепельский» водевилей были даже поставлены на Александрийской сцене. Отложив немного денег, в 1840 г. Некрасов издаёт свой первый сборник стихотворений, который получил название «Мечты и звуки».

Биография Некрасова не обошлась без борьбы с критиками. Несмотря на то что они относились к нему неоднозначно, самого Николая крайне расстроил отрицательный отзыв авторитетного Белинского. Дошло даже до того, что Некрасов сам скупил большую часть тиража и уничтожил книги. Однако несколько оставшихся экземпляров позволяли увидеть Некрасова в совершенно непривычном амплуа сочинителя баллад. В дальнейшем он перешёл к иным жанрам и темам.

Сороковые годы 19 столетия Некрасов провёл, тесно сотрудничая с журналом «Отечественные записки». Сам Николай был библиографом. Поворотной точкой в его жизни можно считать близкое знакомство и начало дружбы с Белинским. Спустя совсем немного времени стихи Николая Некрасова начинают активно печататься. За довольно короткий промежуток времени в свет вышли альманахи «1 апреля», «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник», в которых стихи молодого поэта соседствовали с творениями лучших авторов того периода. Среди них, помимо всех прочих, присутствовали произведения Ф. Достоевского, Д. Григоровича, И. Тургенева.

Издательские дела шли отлично. Это позволило Некрасову с друзьями в конце 1846 г. приобрести журнал «Современник». Помимо самого поэта, в этот журнал уходит немало талантливых литераторов. А Белинский делает Некрасову необычайно щедрый подарок - передаёт для журнала огромное количество материалов, которые критик долгое время собирал для собственного издания. В период реакции содержание «Современника» контролировалось царской властью, и под влиянием цензуры в нём начинают печатать по большей части произведения приключенческого жанра. Но, тем не менее, журнал не теряет своей популярности.

Далее биография Некрасова переносит нас в солнечную Италию, куда поэт в 50-е годы уезжает лечиться от болезни горла. Поправив здоровье, он возвращается на родину. Здесь жизнь «бьёт ключом» - Николай оказывается в передовых литературных потоках, общается с людьми высокой нравственности. В это время раскрываются лучшие и доселе неизвестные стороны таланта поэта. В работе над журналом его верными помощниками и коллегами становятся Добролюбов и Чернышевский.

Несмотря на то что в 1866 г. «Современник» был закрыт, Некрасов не опустил руки. У своего давешнего «конкурента» литератор арендует «Отечественные записки», которые быстро поднимаются на ту же высоту, что и в своё время «Современник».

Работая с двумя лучшими журналами своего времени, Некрасов написал и опубликовал массу своих произведений. Среди них - поэмы («Кому на Руси жить хорошо», «Крестьянские дети», «Мороз, красный нос», «Саша», «Русские женщины»), стихотворения («Железная дорога», «Рыцарь на час», "Пророк») и множество иных. Некрасов пребывал в зените своей славы.

Последние годы жизни

В начале 1875 г. поэту ставят страшный диагноз - «рак кишечника». Его жизнь стала сплошным страданием, и только поддержка преданных читателей помогала хоть как-то держаться. Телеграммы и письма приходили Николаю даже из самых дальних уголков России. Эта поддержка очень много значила для поэта: борясь с болью, он продолжал творить. На закате своей жизни он пишет сатирическую поэму под названием «Современники», искренний и задевающий за живое цикл стихотворений «Последние песни».

Простился с этим миром талантливый поэт и активист литературного мира 27 декабря 1877 (8 января 1878) в Санкт-Петербурге, в возрасте всего лишь 56 лет.

Невзирая на лютый мороз, попрощаться с поэтом и проводить его к месту последнего упокоения (Новодевичье кладбище Санкт-Петербурга) пришли тысячи людей.

Любовь в жизни поэта

Н. А. Некрасов, биография которого - это настоящий заряд живой силы и энергии, в своей жизни встретил трёх женщин. Первой его любовью была Авдотья Панаева. Они не были официально женаты, однако прожили вместе целых пятнадцать лет. Через некоторое время Некрасов влюбился в очаровательную француженку - Селину Лефрен. Однако этот роман для поэта был неудачным: Селина бросила его, а перед этим промотала изрядную часть его состояния. И, наконец, за полгода до своей смерти Некрасов обвенчался с нежно любившей его и заботившейся о нём до последнего дня Фёклой Викторовой.

«Некрасов песня» - О проекте. Творческий вечер. Цели. Типология проекта – информационный Категория учащихся – 9 «Б» класс Предметные области – литература. Содержание УМП. Дидактические материалы Тест «А Некрасов… Автор: Смирнова Марина Андреевна – учитель литературы. В компьютерном классе. Аннотация. Основополагающий вопрос Можем ли мы услышать музыку в стихах?

«Поэт Николай Некрасов» - Не всегда у Некрасова была квартира. В начале 1875 Некрасов тяжело заболел. Операция, проведенная знаменитым хирургом Бильротом, приехавшим из Вены, результатов не дала. В 1832-1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии, доучившись до 5 класса. В 1845-1846 Некрасов жил в Поварском переулке д.13 и в д.19 на набережной реки Фонтанки.

«Творчество Некрасова урок» - Н. А. Некрасов «Пророк»,1874г. Николай Васильевич Гоголь (1809- 1852). Авдотья Яковлевна Панаева(1819-1893). А. С. Пушкин. Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848). Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Бурлаки на Волге. «Я бескорыстно люблю твой талант, твою литературную известность…» Н. Некрасов.

«Некрасов 10 класс» - Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Тупик, в который приходят чувства. В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова.

«Литература Некрасов» - Ненужное вычеркните. К кому в Грешнёво завязалась сердечная привязанность Некрасова? Чувство гордости за простых тружеников. 2. Проверка домашнего задания. Мозговой штурм. 4. Вопросы по презентации «Тернистый жизненный путь Н.А.Некрасова. (до1847г.). Лиричность, любовь к чтению, отзывчивость и всепрощение, чуткость и стремление помочь нуждающимся.

«Любовная лирика Некрасова» - Стоишь передо мной... Ни гордости, ни веры благодатной Постыдное бессилие раба! Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу: Истерзана, озлоблена борьбой... Страдалица! Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки “не пощадила”. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности.

В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он пристрастился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и серьезные книги. Большое впечатление на него произвела революционная ода Пушкина «Вольность». В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк - так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в ямщицкой телеге он приехал в Петербург. «За славой я в столицу торопился» - шутя, вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел стать поэтом. В Петербурге Некрасов нашел земляков, учившихся с ним вместе в гимназии. Они помогали ему устроится, и он стал готовиться к вступительным экзаменам. Отец узнал, что его сын не поступил в Училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом, а когда хозяйка пригрозилась его выгнать, переселился к художнику Дананбергу, такому - же бедняку, как и он сам. В июле 1839 года пытается сдать вступительные экзамены на факультет восточных языков Петербургского университета, но потерпел неудачу. Однако в сентябре того же года он поступил «вольным слушателем» по первому отделению философского факультета. Первые стихи поэта хоть и были напечатаны, но за них он почти ничего не получил и продолжал голодать.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник.

Некрасов вспоминал: «Белинский тоже обругал мою книгу. Я роздал на комиссию экземпляры, - ни одного не продалось. Это был лучший урок». Поэт скупил почти весь тираж своей книги и уничтожил его. Неуспех книги не остановил поэта. В 40-е годы было написано огромное количество стихов, пьес, фельетонов, водевилей, сказок, критических статей, рецензий, комедий, и все под псевдонимами. Но так мало платили поэту за его титаническую работу. Он продолжал испытывать нужду еще пять лет. Именно в этот момент жизни он научился смотреть на жизни иначе, найти свое предназначение в литературе. Он видел, каково живется бедноте в условиях рабства, навсегда возненавидел притеснителей трудового народа.

«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной…», «Псовая охота». «Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему стихотворение «Родина», напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг…» «Родина» - автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм. «Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема была ему близка. В нем обличается деспотизм помещиков на примере псовой охоты. У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям, среди них «Блажен незлобивый поэт», написанное на смерть Гоголя. Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы «чистого искусства». Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт расспрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели - крестьяне.

Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. «Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей - о свободе. Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев - купцов («Секрет»). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы.

Очерк является частью большого романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.

Текст стихотворения Некрасова «Школьник» был создан в 1856 году, когда его автор находился на родине Ломоносова под Ораниенбаумом. Эти места невольно ассоциируются с Ломоносовым, который по своему рождению был обычным простым русским мужиком. Однако благодаря своему стремлению к знаниям сумел выбиться в люди и стал великим ученым. Именно эту идею и заложил в свое стихотворение Некрасов. Для того, чтобы ученикам в классе было интересно читать стих «Школьник» Некрасова Николая Алексеевича, а потом и учить произведение наизусть, необходимо раскрыть тему.

Поэта очень глубоко волновали вопросы образования простых крестьянских детей, когда далеко не каждая семья могла позволить себе выучить своего отпрыска в школе. Композиция стихотворения состоит из трех частей. В начале произведения автор описывает встречу лирического героя с бедно одетым крестьянским мальчиком. У него в котомке лежит книга, поэтому поэт предполагает, что тот идет учиться в школу. Автору интересно происхождение мальчика, из каких крестьян он, из дворовых или из отпускных. Далее он начинает рассуждать о том, какие преимущество дает образование, что если приложить труд, то можно выбиться в большие люди, как это получилось у Ломоносова. Если стихотворение задали на уроке по литературе, то его скачать онлайн можно на нашем сайте.

– Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения «Школьник» Некрасова

Некрасов прославился своей неустанной заботой о судьбе простого русского народа. Критика поэта была постоянно направлена на обличение позорного крепостного строя. При этом он старался не только показать все отрицательные стороны крестьянской жизни, но и найти в ней положительные моменты. Одним из них поэт считал стремление народа к грамотности. Этому он посвятил стихотворение «Школьник» (1856 г.).

Произведение построено в форме монолога автора, обращающегося к идущему пешком на учебу крестьянскому мальчику. Главный герой приглашает ребенка в свой экипаж и начинает с ним разговор. Некрасов обращает внимание на то, что школьник очень беден и грязен. Он призывает его не стыдиться своего положения, так как высокая цель ребенка окупится в будущем. Автор предполагает, что на обучение школьника были потрачены последние деньги семьи.

Некрасов вспоминает о непростой судьбе и сравнивает мальчика с ним. В мечтах он искренне желает ребенку повторить судьбу знаменитого крестьянина. Размышления автора приводят его к чувству гордости за свой народ, который никогда не оскудеет на таланты. Господствующий класс считал крестьянство темной неорганизованной массой, которой совершенно не нужно образование. Закоренелые крепостники могли допустить только обучение закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. Некрасов же понимает, что в глубине народа таятся настоящие гении. Только существующий строй не позволяет им применить свои силы.

Автор резко отвергает теорию о врожденном умственном и физическом превосходстве дворянского класса. Все люди равны от рождения, и никто не знает, где может появиться человек, которому суждено прославить Россию. Некрасов заявляет, что среди дворян намного больше «тупых, холодных» людей, которые стали такими под влиянием чрезмерной гордыни.

Стихотворение «Школьник» несет в себе самые передовые взгляды эпохи Некрасова. В наше время кажется невероятным, что безграмотные крестьяне не жалели последних средств к существованию ради обучения своих детей. Простой народ, который традиционно считали тупым и темным, сам стремился пробиться к просвещению. Некрасов горячо поддерживал это стремление, так как понимал, что образованные люди не будут вечно терпеть свое рабское положение. Во всеобщей грамотности он видел залог к спасению России и ее выходу из положения отсталой страны.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»