Епископ антипа пергамский. Священномученик антипа пергамский

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа, ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68 гг.). В то время, по повелению императора, всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос в Эгейском море святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. При этом был упомянут и святитель Антипа: И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2; 12-13).
Из этих слов Господа видно, каким верным свидетелем Христовым был Антипа и каковы были жители города Пергама. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в огненной пещи. Там и закон природы не соблюдался и царило всеобщее безрассудство, все предавались мести, сильный обижал слабого, а праведным считался тот, кто бил и умерщвлял христиан.
В то время, как неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменив естество человеческое на ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей, он часто выходил в народ и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения.
Бесы, которых эллины считали за богов, бежали прочь, и ни один из них не смел пребывать в Пергаме, где жил святой Антипа. Они являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что уже не вкушают жертв, им приносимым, и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Эллины, разгневавшись, устремились на Антипу и, схватив его, повлекли на место, где обыкновенно приносились скверные жертвы.
Правитель города сказал ему: “Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений, и других учит тому же, и до такой степени препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла нас. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве, сейчас же покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию”.
Святый Антипа ответил на это: “Одно знай, правитель, что я - христианин, и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете своими защитниками и заступниками, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными одним человеком, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя бы один город? Приняв это во внимание, вы должны хотя бы теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в конце веков воистинну придет судить всех и воздать каждому по делам его: или муку, или почесть”.
После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе: “Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегаете богопочитанием древним, которое мы приняли от предков наших по наследству. Нехорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время, и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Подчинись царским повелениям и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью, ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца”.
На это святой ответил: “Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы достигнув глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак, не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении Божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших, они явились впоследствии и не сделали ничего доброго, и пользы от них мы никакой не получили. Но как сами они были гнусные и негодные, то также и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установления, то следует подражать и Каину-братоубийце. Почему вы не хотите последовать тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения со своими сестрами, за что и были истреблены потопом? Если вы будете подражать подобным беззакониям ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь”.
После этих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды, где находился медный вол. Раскалив вола, мучители бросили в него святого. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу взывая: “Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и даруй мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай причастниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь!”
Этими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцом. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого во веки. Аминь.


Свя-щен-но-му-че-ник Ан-ти-па - уче-ник свя-то-го апо-сто-ла Иоан-на Бо-го-сло-ва , был епи-ско-пом Пер-гам-ской Церк-ви в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Неро-на (54-68).

В то вре-мя по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра всех, кто не при-но-сил жерт-вы идо-лам, под-вер-га-ли каз-ни или из-гна-нию. То-гда был за-то-чен на ост-ров Пат-мос в Эгей-ском мо-ре свя-той апо-стол Иоанн Бо-го-слов, ко-то-ро-му Гос-подь от-крыл бу-ду-щие судь-бы ми-ра и Свя-той Церк-ви.

«И Ан-ге-лу Пер-гам-ской Церк-ви на-пи-ши: так го-во-рит Име-ю-щий ост-рый с обе-их сто-рон меч: знаю твои де-ла, и что ты жи-вешь там, где пре-стол са-та-ны, и что со-дер-жишь Имя Мое, и не от-рек-ся от ве-ры Мо-ей да-же в те дни, в ко-то-рые у вас, где жи-вет са-та-на, умерщ-влен вер-ный сви-де-тель Мой Ан-ти-па» .Так сказано в книге Апакалипсис.

Свя-ти-тель Ан-ти-па сво-им при-ме-ром, твер-дой ве-рой и неустан-ной про-по-ве-дью о Хри-сте до-стиг то-го, что жи-те-ли Пер-га-ма на-ча-ли укло-нять-ся от жерт-во-при-но-ше-ний идо-лам. Язы-че-ские жре-цы упре-ка-ли епи-ско-па в том, что он от-вра-ща-ет на-род от по-кло-не-ния оте-че-ствен-ным бо-гам, и тре-бо-ва-ли пре-кра-тить про-по-ведь о Хри-сте и при-не-сти жерт-ву идо-лам.

Свя-ти-тель Ан-ти-па спо-кой-но от-ве-тил, что не станет слу-жить бо-гам-бе-сам, ко-то-рые бе-гут от него, смерт-но-го че-ло-ве-ка, что он по-кло-ня-ет-ся и бу-дет по-кло-нять-ся Гос-по-ду Все-дер-жи-те-лю, со-здав-ше-му все, и Его Еди-но-род-но-му и Еди-но-сущ-но-му Сы-ну и Свя-то-му Ду-ху. Жре-цы воз-ра-зи-ли, что их бо-ги су-ще-ству-ют из-дав-на, а Хри-стос по-явил-ся недав-но и был рас-пят при Пи-ла-те как зло-дей. Свя-ти-тель от-ве-тил, что язы-че-ские бо-ги со-зда-ны ру-ка-ми лю-дей и все ска-за-ния о них ис-пол-не-ны без-за-ко-ний и по-ро-ков. Он твер-до ис-по-ве-до-вал ве-ру в Сы-на Бо-жия, во-пло-тив-ше-го-ся от Пре-свя-той Де-вы.


Разъ-ярен-ные жре-цы по-влек-ли свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пу в храм Ар-те-ми-ды и бро-си-ли его в рас-ка-лен-но-го мед-но-го во-ла, ку-да обыч-но бро-са-ли жерт-вы идо-лам. Свя-щен-но-му-че-ник в рас-ка-лен-ной пе-чи гром-ко мо-лил-ся Бо-гу, про-ся при-нять его ду-шу и укре-пить ве-ру хри-сти-ан. Он ото-шел ко Гос-по-ду спо-кой-но, как бы уснув († ок. 68).

Но-чью хри-сти-ане взя-ли не тро-ну-тое ог-нем те-ло свя-щен-но-му-че-ни-ка Ан-ти-пы и с че-стью по-хо-ро-ни-ли в Пер-га-ме . Гроб-ни-ца свя-щен-но-му-че-ни-ка ста-ла ис-точ-ни-ком чу-дес и ис-це-ле-ний от раз-лич-ных бо-лез-ней. Осо-бен-но при-бе-га-ют к свя-щен-но-му-че-ни-ку Ан-ти-пе при зуб-ных бо-лях .



Город Пергам , в котором жил Святой Антипа. Находится на территории современной Турции. Ныне это окраина города Бергам .

В античности к северо-западу от современного города был расположен Пергам , крупнейший город региона. В римскую эпоху Пергам достиг своего расцвета, его населяло 150 000 жителей.


При Атталидах в Пергаме была собрана вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским , изобретение пергамента состоялось в Пергаме вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса. Насчитывавшая в своё время 200 000 книг, библиотека была захвачена и вывезена в Римский Египет Марком Антонием.


В 1912 году здесь проживали: греки — 25 277 чел., турки — 22 735 чел., армяне — 1500 чел.

В настоящее время глава Св. Антипы покоятся на острове Патмос в монастыре Св. апостола Иоанна Богослова. На месте, где пребывал в изгнании Иоанн Богослов и написал Апокалипсис.



Церкви Святому Антипе посвещены в Суздале, Вологде и Москве (на фото).

Молитва священномученику Антипе

О преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз, немощный, прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Ббжия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да, тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, спрдоблюся со всеми святыми славити всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва первая

О, преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия исцеляти, недугующия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему, исцеление от удручающия мя зубныя болезни. Аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, просити, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение, и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

Архиерею Божий, священномучениче Христов, Антипо преблаженне, иже апостолом сопрестольник и святителем слава, ты еси, архиерею, церковное светило и утверждение веры, пред противными богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси и принеслся еси Тому в жертву, яко кадило благовонно и яко агнец незлобив и мученик праведен, в вол медян разжжен ввержен, святителю, и молитвы благодарственныя в нем Богу и Отцу возсылая, яко солнце возсиял еси и мучением своим томителя велира до конца сокрушил еси. Сего ради Христос тя прослави на небеси и на земли; всю вселенную осияваеши данною ти благодатию, страждущим от неутишимыя зубныя болезни цельбы подаеши, непрестанно призывающим тя с верою. И ныне, услыши мя, грешнаго и недостойнаго раба Твоего (имя), в час сей с верою призывающаго тя, в оньже тебе молебное пение приношу, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу об отпущении грехов моих, и нестерпимыя и неутишимыя зубныя болезни избави мя молитвами твоими, святе. Аминь.

Акафист священномученику Антипе, епископу Пергамскому

Возбранный чудотворче и изрядный недугов целебниче, по данней ти от Господа благодати, яко имеяй дерзновение к Подателю здравия, от всяких нас бед и недугов свободи, да зовем ти: радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Ангелов и всея твари Содетель, явивый тя Церкве Святей всесветлаго светильника веры и за веру твердейшаго адаманта священномученика, научает нас восхваляти подвиги твоя и воспевати тя, священномучениче Антипо, сице: Радуйся, богомудрый наставниче православныя веры; радуйся, яко источил еси peки учения, верных напаяющия. Радуйся, яко мутныя воды многобожия потребил еси; радуйся, яко демоном служащия чествовати Бога Истиннаго научил еси. Радуйся, яко из глубины безбожия извлекл еси заблуждшия человеки и наставил еси их на путь спасения; радуйся, яко дреманием нечестия одержимыя возбудил еси к разуму истиннаго Боговедения. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Видя лютое гонение неправедных на благочестивыя христианы, не убоялся еси прещения их и мучительства, богоизбранне, но дерзновенно пред лицем их истиннаго Бога исповедал еси, вразумляя тех обратитися от суетных идол ко Христу Спасителю и выну пети Ему: Аллилуиа.

Среди язык, сидящих во тьме и сени смертней, сохранив непорочность жития твоего, святе Антипо, Ангелом сожитель быти сподобился еси и с ними воспевати Троическую песнь Богу на Небеси. Услыши нас, поющих ти на земли похвальная пения сия: Радуйся, житию безплотных поревновавый; радуйся, чистотою Ангелом уподобивыйся. Радуйся, во плоти явивыйся аки бесплотен; радуйся, в теле поживый духовно, на земли небесно. Радуйся, небесный человече; радуйся, земный Ангеле. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 3

Силою благодати Божией, еще сый в телеси возсиял еси яко солнце, всех просвещая и разгоняя глубокую нощь безбожия. Сего ради почитая тя яко сопрестольника Апостолов и целеб подателя воспеваем Богу: Аллилуиа.

Имея неусыпное попечение о спасении душ во тьме идолослужения погибающих, богомудре Антипо, не преставал еси призывати тех к Богоугодней жизни, подавая собою пример совершеннаго благочестия христианскаго; сего ради усердно приносим ти похвалы сия: Радуйся, образе жития праведнаго; радуйся, указателю неверным стези, ведущей к Небеси. Радуйся, верным ко спасению путеводителю; радуйся, прилежный вразумителю заблуждших. Радуйся, во обращении идолопоклонников к вере во Христа явивый самоотвержение всецелое; радуйся, архиерею Божий, добре упасший словесное стадо твое. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 4

Велия буря ярости Дометиана, дышущаго убийством, восшуме на храм души твоея, святе Антипо, но того не возможе поколебати, основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, богоизбранне, неподвижно пребывая, укрепляющему тя Господу Иисусу воспевал еси: Аллилуиа.

Слышавше от тебе нечестивый игемон и жрецы идольстии словеса премудрости, распыхахуся на тя злобою, паче же егда рекл еси: “Едино то веждь, о игемоне, яко христианин аз есмь, царскому же велению безумному и нечестивому повинутися отнюдь не изволяю”. Сие убо воспоминая, взываем ти сице: Радуйся, веру во Христа до смерти сохранивый добре; радуйся, силою свыше на брань противу мучителей препоясанный. Радуйся, победоносною славою от Христа Победителя облеченный; радуйся, Апостолов во исповедании Христа подражателю. Радуйся, страстем Христовым сопричастниче; радуйся, кровию своею утвердивый правоверие. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Боготочный источник дивных чудес явился еси, достославне Антипо: приял еси от Господа дар недуги врачевати, да познают неверующие Бога, яве тобою чудодействующа, и воспоют Ему: Аллилуиа.

Видевше людие града Пергама, яко дадеся ти благодать немощных исцеляти, и от всяких телесных и душевных скорбей избавляти, удивишася. Мы же за многая исцеления тобою на ны изливаемая, ублажаем тя похвалами сими: Радуйся, болящих исцеление; радуйся, расслабленных укрепление. Радуйся, недугующих врачу благодатный; радуйся, скорбящим непостыдное прибежище. Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всяких болезней с верою призывающии тя избавляются. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым Апостолом поревновав, не убоялся еси зверонравных мучителей, не ужаснулся еси прощения, но со дерзновением проповедал еси им Христа Бога, Его же ради в разжен сосуд медян ввержен был еси, да прославится тебе ради дивный во святых Господь, Емуже ты и в огни взывал еси: Аллилуиа.

Имея велию ревность о людех Божиих, ты болезновал еси о погрязших в бездне идолопоклонства, и ради спасения неверных готов был еси, якоже божественный Павел, сам отлучен быти от Христа, возлюбленнаго тобою. Сего ради со умилением взываем ти сице: Радуйся, отцу верующих Аврааму в ходатайстве о грешницех подражавый; радуйся, Боговидцу Моисею в пламенней молитве о спасении неверующих поревновавый. Радуйся, новый Самуиле, в молитве о беззаконницех глаголавый: “Не буди мне, еже не вопити о вас с молением ко Господу”; радуйся, подражателю архидиакона Стефана, во время страдания в медяном воле о мучителех сотворивый сицевую молитву: “Господи! не постави им греха сего”. Радуйся, яко незлобив сый, за убивающих тя молился еси, яко за благотворцев; радуйся, пастырю любвеобильный, положивый душу свою за словесныя овцы твоя. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Хотящу беззаконному мучителю лестными словесы отвратити тя, Антипо, от Истиннаго Бога ко идолом бездушным, ты, богомудре, отвещал еси: пришед в последнюю старость и к смерти приближився, не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога моего, Емуже со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки веков имам пети: Аллилуиа.

Новое чудо показа Господь тобою, егда ты по велению злочестиваго мучителя ввержен был еси в разжен медян коноб, в немже яко хлеб сладкий испеклся еси и в воню благоухания Святей Троице принеслся еси. Благоговейне убо воспоминая сие превелие терпение твое, блажим тя похвалами сими: Радуйся, позорищным ввержением в разженный сосуд гордыню мучителя низложивый; радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем до конца жизни сохранивый. Радуйся, яко Христа ради огнем кончину приявый; радуйся, твердее камене в терпении явивыйся. Радуйся, яко укрепляемый Христом Богом, преславно жизнь на земли скончал еси; радуйся, пресветлому мученическому лику сопричтенный. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Странно бе видети языком, неведущим Божией силы, како в слабом старческом теле возмогл еси, святителю Антипо, претерпети за Христа лютейшия муки. Мы же, благодаря о сем Бога, даровавшаго ти таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Весь предан был еси Иисусу Пресладкому, святителю Антипо, и сладце Его ради горькия муки в огни претерпел еси, глаголал бо еси: “Чашу страданий, юже даде ми Господь, не имам ли пити”; темже и сам показался еси аки чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе таковая: Радуйся, всею душею возлюбивый Иисуса Пресладкаго; радуйся, пастырю, словесным овцам во Святая святых путь показавый. Радуйся, реко, орошающая мир водами благодати Божией; радуйся, неисчерпаемый источниче чудесных исцелений. Радуйся, сосуде, на вся недуги врачевания неоскудно изливающий; радуйся, яко Господь сил дивная на тебе явил есть. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 9

Всякую стяжал еси чудодействия силу благодатию дивнаго во святых Своих Бога, святителю Антипо: не токмо бо молитвами твоими устрашил еси бесы, но и совершенно из града Пергама изгнал еси я. Воспоминая сию победу твою над злыми духи, благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Витийство человеческое не довлеет изрещи, коликую приял еси, святе Антипо, от Господа власть изгоняти от людей диавола с лукавыми демоны, за еже мы восхваляем тя сице: Радуйся, всяческих козней диавола разрушителю; радуйся, сатаны посрамителю. Радуйся, стужаемых от бесов свободителю; радуйся, демонов отгнателю. Радуйся, темных адских сил устрашителю; радуйся, от негоже духи злобы, якоже дым, исчезают. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 10

Спасти хотя душу твою, презрел еси плоть и не убоялся еси от убивающих тело, святе Антипо, егда бо услышал еси осуждение на сожжение в медяном воле, ты радостно приял еси оное, воспевая Господеви: Аллилуиа.

Стена еси ограждающая от всяких зол усердно тя в помощь призывающих, святе Антипо, не токмо бо во Асии живущим, но и во всех местех сущим христианом твоею действенною молитвою подаеши духовная дарования; ихже ради и мы, отче святый, ублажаем тя сице: Радуйся, сосуде, источаяй елей Божия милосердия; радуйся, живоносный источниче, струи исцелений изливающий нам. Радуйся, скорый возставителю здравия в немощи лежащих; радуйся, всех лютых болезней, паче же лютыя зубныя болезни, целителю. Радуйся, безмездный врачу болезни душевныя и телесныя; радуйся, подателю врачеваний всем, притекающим к тебе с верою. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Пение благоприятное Пресвятей Троице принесл еси, достойный преемниче Апостолов, Антипо, не точию умом, словом и духом, но живым всего себя в жертву принесением. Тем же, аще и не довольны есмы к похвалению таковых твоих подвигов, обаче благодарни сущи, поем дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Светозарный светильник, от Истиннаго Света озаряемый, сущим на земли являешися, равноапостольный Антипо, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас со умилением взывати: Радуйся, заре Божия света; радуйся, деннице Солнца Правды. Радуйся, сияние Евангельскаго учения; радуйся, светило небеснаго блистания. Радуйся, просвещаяй души верных; радуйся, озаряяй сердца ищущих правды. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога ведуще, радостно имя твое воспоминаем, святителю Антипо, и с теплым молением к всечестному образу твоему притекающе, прилежно молим тя: подаждь цельбу страждущим лютою зубною болезнию и избави всех нас от всякия нужды и печали, да поем Богу: Аллилуиа.

Славную кончину твою поюще, архиерею Божий, и теплую молитву твою к Богу о христианах воспоминающе, восхваляем Господа Сил, дивная на тебе сотворшаго; ты же услыши нас, умильно вопиющих ти: Радуйся, теплый пред Господем о нас молитвенниче; радуйся, присный пред Богом наш заступниче. Радуйся, добрый наш наставниче; радуйся, о спасении нас грешных сильный ходатаю. Радуйся, Царя Небеснаго скорый умилостивителю; радуйся, благосердый помощниче всех благочестно совершающих память твою. Радуйся, Антипо, скорый помощниче в болезнех наших.

Кондак 13

О, преславный и всехвальный священномучениче Антипо! Приими сие похвальное пение от нас недостойных во умилении тебе приносимое, и богоприятным твоим ходатайством умоли Господа даровати болящим здравие душевное и телесное, избавити всех нас от бед и напастей в жизни сей, по смертном же успении нашем, в день Страшнаго Суда одесную Праведнаго Судии стати и в Царствии Славы Ему воспевати: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Библиотека “Халкидон”

___________________

Житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Память священномученика Антипы, епископа Пергамского празднуется Православной Церковью 11/24 апреля

Священномученик Антипа, ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68 гг.). В то время, по повелению императора, всех, кто не приносил

жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос в Эгейском море святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви . При этом был упомянут и святитель Антипа: И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч : знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2; 12-13).

Из этих слов Господа видно, каким верным свидетелем Христовым был Антипа и

каковы были жители города Пергама. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в огненной пещи. Там и закон природы не соблюдался и царило всеобщее безрассудство, все предавались мести, сильный обижал слабого, а праведным считался тот, кто бил и умерщвлял христиан.

В то время, как неверные так притесняли

и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменив естество человеческое на ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей, он часто выходил в народ и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения.

Бесы, которых эллины считали за богов,

бежали прочь, и ни один из них не смел пребывать в Пергаме, где жил святой Антипа. Они являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что уже не вкушают жертв, им приносимым, и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Эллины, разгневавшись, устремились на Антипу и, схватив его, повлекли на место, где обыкновенно приносились скверные жертвы.

Правитель города сказал ему: “Ты ли тот

Антипа, который и сам не исполняет царских повелений, и других учит тому же, и до такой степени препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла нас. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве, сейчас же покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию”.

Святый Антипа ответил на это: “Одно

знай, правитель, что я - христианин, и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете своими защитниками и заступниками, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными одним человеком, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя бы один город? Приняв это во внимание, вы должны хотя бы теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в конце веков воистинну придет судить всех и воздать каждому по делам его: или муку, или почесть”.

После такого благоразумного ответа,

правитель опять начал говорить святому Антипе: “Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегаете богопочитанием древним, которое мы приняли от предков наших по наследству. Нехорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время, и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Подчинись царским повелениям и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью, ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца”.

На это святой ответил

: “Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы достигнув глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак, не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении Божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших, они явились впоследствии и не сделали ничего доброго, и пользы от них мы никакой не получили. Но как сами они были гнусные и негодные, то также и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установления, то следует подражать и Каину-братоубийце. Почему вы не хотите последовать тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения со своими сестрами, за что и были истреблены потопом? Если вы будете подражать подобным беззакониям ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь”.

После этих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды,

где находился медный вол. Раскалив вола, мучители бросили в него святого. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу взывая: “Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и даруй мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай причастниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь!”

Этими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо

Священномученик Антипа , епископ Пергамский

11 апреля по ст.ст. / 24 апреля по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

В царствование императора Домициана 1 открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос 2 и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. Сказал Господь Своему ученику "знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:13).

Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви 3 . Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: "испытал их как золото в горниле" (Прем.Сол.3:6).

Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.

Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель:

Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.

Святой Антипа ответил на это:

Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными от одного человека, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны хотя теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в скончании веков воистину придет Судия всех и воздать каждому по делам его или муку, или почесть.

После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе:

Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и которое от них по наследству дошло до нас. Не хорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.

На это святой Антипа ответил:

Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших; они явились впоследствии и никакого добра не сделали и пользы от них нам никакой не произошло; но как сами они были гнусные и негодные, то так же и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установление, то следует подражать и Каину братоубийце. Почему вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения с своими сестрами, за что они и были истреблены потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь.

После сих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды 4 , где находился медный вол: раскалив сего вола, они бросили в него святого мученика. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу, взывая:

Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, - за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, - и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь.

Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцем 5 . Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Идольския лести упразднил еси Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже со ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 4:

Апостолов сопрестольник, и святителей украшение был еси блаженне, мученически прославився, возсиял еси якоже солнце, всех просвещая Антипо священнее, разрушил еси безбожия нощь глубокую, сего ради тя почитаем яко божественнаго суща священномученика, и целеб подателя.

________________________________________________________________________

1 Римский император Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.

2 Патмос бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Ефеса, между Санопом и Наксосом

3 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи.

4 Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у греков, олецетворяла луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском.

5 Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в Царьграде, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»