Суракат Асиятилов – Горец из Гидатля. Суракат асиятилов- горец из гидатля

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

БОГАТЫРЬ ИЗ ГИДАТЛЯ

Суракат Асиятилов. Спортсмен, учёный, политик. А еще философ, истинный горец, подлинный патриот своей Родины, настоящий мудрец и народный трибун. Его имя стало неотъемлемой частью истории Дагестана. Истории, которую Суракат Хавалович очень любил, изучал, а затем и сам творил. Для Дагестана фигура Асиятилова была знаковой. Он пришёл в политику в самое сложное время. Перестройка, раздрай в стране, беспредел криминала и разгул политиканства на заре «лихих девяностых». В этом океане лжи и несправедливости правдоруб Асиятилов выглядел, как маяк посреди бури. Такой политик в то время был необходим народу как никогда. Наверное, именно поэтому Асиятилов пять раз подряд избирался депутатом парламента Дагестана разных созывов. За его плечами были спортивные победы и научные достижения, а не деньги и сомнительное прошлое, поэтому ему верили, и на политическом небосклоне Дагестана его звезда сияла очень ярко. Люди доверяли его слову, потому что оно всегда было подкреплено делом. Асиятилов всего добивался своим трудом, и поэтому его чеканная, гортанная речь воспринималась народом как непреложная истина.

Рождённый в вольном Гидатлинском краю, Суракат Асиятилов с детства впитал в себя законы горской демократии, утверждавшиеся на земле отцов столетиями. Его родина - вольное Гидатлинское общество - союз свободолюбивых аулов, средневековая республика, веками боровшаяся с самовластием ханов. Постулаты горской демократии Асиятилов хотел внедрить и в современную дагестанскую политику.

Суракат Хавалович всегда был в центре внимания, но не потому что этого хотел, а потому что просто не могло быть иначе. Он был блестящим оратором и этот дар Всевышнего использовал на благо народа. Его правдивого и меткого слова люди ждали, как глотка свежего воздуха. На сессиях дагестанского парламента выступления Асиятилова всегда были неповторимыми и, пожалуй, самыми яркими. Он улавливал главную суть происходящего, анализировал и простым народным языком обозначал задачу и пути её решения.

Для него не существовало неразрешимых проблем. Не потому что он был всесильным, а потому что любой вопрос он пытался решить. Не было ни одного человека, который бы к нему обратился за помощью и получил отказ.

Я был учеником Сураката Асиятилова и горжусь этим. Его университетские лекции по истории Дагестана всегда становились для меня и других студентов открытием. Он вдохновенно рассказывал о национально-освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля, и в его устах события тех лет не казались сухими параграфами из учебника, а будто бы оживали. Он и сам, казалось, вышел из той героической эпохи и ненадолго заглянул в наше время, чтобы рассказать о славных подвигах своего народа. Каждый раз, видя Асиятилова, я представлял образ его знаменитого тёзки - легендарного владыки средневекового дагестанского государства Серир Сураката - непримиримого борца и грозного властителя. В Суракате Хаваловиче отразились лучшие черты его народа, и он всегда был олицетворением образа мудрого, справедливого и сильного лидера. Наверное, поэтому Кавказская война и исламская наука в Дагестане были главными и любимыми темами Асиятилова, которые он мастерски раскрывал в своих научных работах и статьях. Асиятилов называл меня и многих других усердных студентов младоаварцами по аналогии с младотурками, которые в свое время были носителями новых прогрессивных идей и пытались реформировать в начале ХХ века безнадёжно больную Османскую империю. Нам, конечно же, очень нравилось такое сравнение, было лестно, что Суракат Хавалович возлагал на нас такие надежды.

В политике Асиятилов был нравственным ориентиром и эталоном. Его эмоциональные выступления с любой трибуны неизменно притягивали внимание людей, но он не работал на публику, не заигрывал с ней, он был глашатаем мыслей своего народа, его полномочным представителем, и ему по праву и по заслугам дали звание народный депутат. Он был депутатом от народа и для народа, а не просто носителем титула.

Суракат Хавалович всегда безошибочно определял, какие проблемы сегодняшнего дня являются важнейшими. Постоянно предостерегал дагестанское общество, призывая его бороться с национализмом и экстремизмом в любых формах. Возрождение ислама и традиционных духовных ценностей горцев, приверженность высоким идеалам добра и человеколюбия, верность обычаям свободолюбивых предков он считал главным условием существования Дагестана и его стабильного развития.

Необыкновенно добрая и искренняя улыбка Сураката Хаваловича, размах его рук, широченные ладони, которыми он порой эмоционально жестикулировал на сессиях парламента, выдавали его широкую и искреннюю натуру. Он шёл по жизни с открытым забралом, не примерял какие-то маски, чтобы кому-то понравиться. Говорил то, что думал. Ходил без охраны, но говорил так, как будто за ним стоит многотысячная армия. За ним она и стояла - многочисленная армия его земляков разных национальностей и вероубеждений, доверявших его мнению, солидарных с каждым его словом, готовых подписаться под каждой его строкой. Его слова, оценки, шутки моментально входили в поговорку. Ум Асиятилова был пронизан народной мудростью. Жалею, что не записывал многие его афоризмы, которые сегодня были бы бесценными свидетельствами его искромётного ума.

Оценки Сураката Хаваловича были настолько меткими и точными, что невозможно было им не восхищаться. При встрече он всегда мог дать исчерпывающую характеристику человеку, событию, явлению. Он и сам был явлением, неповторимым и нестареющим. Его острое слово было одновременно и скальпелем хирурга и врачующим бальзамом. Дагестанцам будет очень не хватать Сураката Асиятилова, но светлая память о нём, его спортивные и научные достижения, книги и статьи - бесценное наследие, которое он подарил нам, останутся навсегда.

Мурад АХМЕДОВ

Суракат Хавалович Асиятилов – выдающийся дагестанский общественный и политический деятель, спортсмен и учёный. Родился 1 июля 1932 года в аварском селении Урада Советского (ныне Шамильского) района Дагестанской АССР.

Свою трудовую деятельность начал в 18-летнем возрасте в 1950 году учителем Урадинской семилетней школы в родном селе.

С молодых лет Суракат Хавалович Асиятилов являлся примером спортивной доблести и человеческой порядочности для дагестанской молодёжи. С 60-х годов имя борца Сураката Асиятилова стало широко известно в нашей стране. Он стал первым среди дагестанцев чемпионом СССР по самбо, абсолютным чемпионом СССР по вольной борьбе, завоевал десятки других громких спортивных титулов.

Долгие годы С.Х. Асиятилов являлся наставником молодых спортсменов. В течение сорока лет в республике проводится турнир на призы Сураката Асиятилова. За большой вклад в развитие спорта Дагестана, руководством Даггосуниверситета принято решение о присвоении дворцу спорта ДГУ имени Сураката Асиятилова.

С 1968 года С.Х. Асиятилов преподавал в Дагестанском государственном университете. Он прошёл путь от аспиранта до профессора. С.Х. Асиятилов был крупным специалистом по истории Кавказа, Дагестана и истории Ислама. Им опубликовано более ста научных статей, в том числе 5 монографий. Спецкурсы профессора С.Х. Асиятилова «Борьба горцев Дагестана и Чечни за свободу и независимость под руководством Шамиля в 20–50-х годах XIX века», «Проблемы общественного строя народов Дагестана в XIX веке в исторической науке», «Влияние ислама на общественный строй Дагестана», «Культура и наука Дагестана в XIX веке» всегда вызывали большой интерес у студентов ДГУ.

С.Х. Асиятиловым изданы книги «Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев», «Спасение Дагестана в Исламе», «Ислам и террор несовместимы», «Гидатль – талисман мой и Совесть моя», «Наркомания – зловещее и многоликое чудовище».

За высокие достижения в научно-педагогической и общественно-политической деятельности в 1998 году С.Х. Асиятилову присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», а в 2003 году указом Президента России Владимира Путина он был награждён «Орденом Дружбы».

С.Х. Асиятилов всегда пользовался большим авторитетом у дагестанского народа, был уважаемым политиком. Поэтому пять сроков подряд избирался депутатом Верховного Совета РД, Народного Собрания РД первого (1995–1999 гг.), второго (1999–2003 гг.), третьего (2003–2007гг.) и четвертого (2007–2011) созывов. По итогам социологических опросов, проводимых СМИ РД ежегодно, С.Х. Асиятилов признавался лучшим депутатом НС РД.

В Народном Собрании РД С.Х. Асиятилов с 1996 года был председателем Комитета по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций. Он является автором принятых НС РД следующих законов: «О профессиональных союзах Республики Дагестан», «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан», «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Республике Дагестан», «Об Общественной Палате в Республике Дагестан», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений в Республике Дагестан».

Суракат Асиятилов – легендарная личность, пример не только спортивной доблести, но и человеческой порядочности. В годы, когда наша страна перестала быть великой державой, в ней воцарился социально-экономический беспорядок, а в душах людей – недоверие и опустошенность, такие личности, как Суракат Асиятилов, помогали народу преодолеть трудности и с честью пройти сквозь противоречивое и сложное время перемен. В своих выступлениях, статьях, интервью он призывал сохранять целостность Дагестана, служить ему верой и правдой, объединиться во имя его свободы и экономического процветания. Своим личным примером человека и гражданина он показывал как надо любить свою родину, свой Дагестан и служить ему верно, бескорыстно и по совести.

Все законы и законопроекты, разработанные в Комитете Народного Собрания Республики Дагестан под руководством С.Х. Асиятилова, направлены на духовно-нравственное оздоровление общества, на сохранение, укрепление мира, дружбы между народами, достижение социальной гармонии.
14 апреля 2011 сердце Сураката Асиятилова остановилось. Он похоронен в селении Новая Урада.

В Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова состоялась презентация книги о Суракате Асиятилове.

Широкая общественность знает о Суракате Асиятилове, как о видном общественном деятеле, бессменном депутате дагестанского парламента, незаурядном ученом-историке, но не всем известны его спортивные заслуги. А между тем, он был одним сильнейших борцов-тяжеловесов СССР в 1950-е годы. В те времена он, горец-самоучка, в одиночку представлял Дагестан на всероссийских и всесоюзных соревнованиях, его опасались все ведущие вольники страны, ему доводилось побеждать таких легендарных борцов, как Александр Медведь и Александр Иваницкий. Асиятилову так и не удалось выйти на международный уровень, но его заслуга заключается в том, что он, войдя в историю дагестанского спорта как первый чемпион СССР по вольной борьбе и самбо, подготовил плацдарм для Али Алиева и последовавших за ним дагестанских борцов, добившихся мирового признания.

Сураката Асиятилова не стало 14 апреля прошлого года в возрасте 78 лет. Открывая презентацию книги о «Горец из Гидатля», председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов заметил: «Кому-то не хватает ушедших родных людей, верных друзей, а всем нам, дагестанцам, не хватает ставшим близким и родным Сураката Хаваловича». Со сказанным нельзя не согласиться, так как этого замечательного человека, народного трибуна, которого без преувеличения можно назвать Совестью нации, знали и уважали все жители горного края. Выступавшие предлагали увековечить память о нём в названии улицы и спортсооружения в Махачкале, установить ему памятник на родине, в Шамильском районе, проводить в честь него научные конференции по истории Дагестана.

Книга «Горец из Гидатля», написанная известным журналистом, членом союза писателей России Мурадом Ахмедовым, стала первым шагом на пути увековечивания памяти о Суракате Асиятилове. Книгу приятно держать в руках, она со вкусом оформлена и добротно исполнена полиграфически. Но главное её достоинство — содержание. Автору удалось собрать, переработать и умело подать богатый материал, рассказывающий о жизненном пути горца из Гидатля.

Под стать книге была и её презентация, хорошо организованная и изобиловавшая интересными выступлениями. Своими воспоминаниями о Суракате Асиятилове поделились вице-спикер парламента РД Сайгидахмед Ахмедов, олимпийский чемпион Загалав Абдулбеков, главврач махачкалинской поликлиники Ибрагим Магомедов, экс-министр культуры РД Абдулатип Гаджиев, заведующий кафедрой истории Дагестана Даггосуниверситета Абдулкадыр Омаров, ректор Дагмедакадемии Абдурахман Османов и другие.

Речи ораторов перемежались с показанными на экране хроникальными кадрами выступлений Сураката Асиятилова с трибуны парламента. В одном из них, он, говоря о межнациональных отношениях, напомнил, что в прежние времена в Дагестане никогда не было трений на национальной почве: «Раньше народ не делили на этносы и национальности, раньше имело значение, чей ты сын, из какого рода и из какого села».

В другом выступлении аксакал республиканского парламента убедительно и красноречиво призывал коллег поддержать инициативу о переименовании проспекта Ленина в Махачкале и назвать его именем Расула Гамзатова. Помнится, тогда предложение Сураката Асиятилова было воспринято неоднозначно, но время показало, что он был прав. И так было не раз, когда его слова, произнесенные с высокой трибуны, оказывались пророческими.

Консультант Комитета по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций Асият Пирбудакова с первых лет существования Народного Собрания, а, следовательно, и самого Комитета, воочию наблюдала деятельность Сураката Хаваловича, хорошо изучила стиль его работы. «Он никогда не заставлял посетителя ждать в приемной, а с протянутой рукой и обаятельной улыбкой направлялся к человеку, который пришел за советом и помощью. Как-то в его кабинете один именитый спортсмен решил удивить Сураката Хаваловича, показав ему прием, отключающий человека одним ударом. На это хозяин кабинета не без иронии парировал, мол, ты лучше покажи такой прием, который помог бы обнять нескольких человек одновременно…»Так же, как и Асият, я во время учебы на историческом факультете ДГУ в 70-е годы прошлого века, находился под обаянием этого неординарного человека, который, кроме всего прочего, являлся профессором кафедры истории Дагестана. Он по праву считался кумиром студенческой молодежи. Для юношей он был примером мужества и стойкости и в спорте, и в жизни, а девушки мечтали, чтобы будущие мужья хотя бы отдаленно походили на их легендарного преподавателя и старшего товарища.

Когда в 1998 году ему присудили звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», он расценил эту награду не столько как оценку своего ораторского искусства или академических знаний, а за то, что смог стать для студентов другом, тем, кто разговаривает с ними на равных.

Благодарный потомок имама Шамиля

Мы, студенты, затаив дыхание, слушали лекции Асиятилова. Он был непререкаемым специалистом по истории шамилевского движения 20–50-х годов XIX века; сотни студентов и аспирантов под его руководством написали научные работы по этой теме, стали дипломантами на конференциях и симпозиумах.

Даже иногда казалось, что он сам каким-то удивительным образом перенесся из того времени в сегодняшнюю жизнь, став ретранслятором тех ценностей, горской этики, присущих периоду борьбы горцев Дагестана и Чечни под предводительством Шамиля, – периоду дагестанской истории, которым так восхищался Суракат Асиятилов.

Суракат Хавалович был одним из тех, кто развеял миф о насильственном насаждении ислама в Дагестане. Во всем его облике, во всем его поведении, реакции на те или иные события и поступки своих земляков чувствовалось его узденское происхождение из вольного общества независимых и гордых людей.

Без духовности нет нравственности

Эти слова, вынесенные в подзаголовок, можно было бы сделать эпиграфом к жизни Асиятилова. Камил Давдиев, его преемник на посту председателя парламентского комитета, не удивлен, что именно Суракат Хавалович инициировал республиканские законы «О защите личной и общественной нравственности» и «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании». Его неравнодушной натуре претило смотреть сквозь пальцы, как внедряются в дагестанскую действительность наркомания и проституция, бездуховность и пренебрежение горским этикетом. Еще в середине 90-х годов прошлого века Суракат Хавалович вместе с муфтием Дагестана Сайид-Мухаммадом Абубакаровым и шейхом Саидом-Афанди Чиркеевским предупреждали об угрозе для республики внедрения в сознание дагестанцев радикальных идей в исламе. Он очень гордился своим детищем – законом РД «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях».

Время показало правомерность и справедливость, а самое главное, своевременность принятия в октябре 1999 года и закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности».

Когда я работал в правительственном комитете по делам религий в 2008 году, то попросил Сураката Хаваловича выступить на конференции по проблемам современного ислама в Дагестане. И не случайно он выбрал тему терпимости и миротворчества ислама. Это очень отвечало естеству самого автора. В своей статье он говорил: «Нет большего богатства, чем мудрость, нет большей нищеты, чем невежество. Только невежественные люди способны формировать представление об исламе как о фанатичном учении, пугать российскую общественность тарикатскими шейхами и их «дружинами». Тарикат призывает только к миру, согласию, терпимости, успокоению и умиротворению.

Если бы истинный ислам был ориентирован на сепаратизм и экстремизм, то шестым столпом учения ислама была бы обязанность мусульманина находиться в состоянии вечной войны с неверными. Этого нет, и не могло быть, так как Всевышним велено мусульманам постоянно в помыслах, в устах и в делах иметь салам, сабур и салят – мир, терпение и молитву.

Вечное стремление к миру и согласию вселило в ислам неистребимую, жизнеутверждающую силу, которую все больше и больше осознают друзья и боятся враги ислама…»

Хорошо помню его лекции, в которых он хотел донести до нас мысль о том, что если бы ислам утверждался силой оружия, то он бы исчезал с уходом завоевателей. Однако этого не произошло ни в одной стране мира, принявшей ислам.

Со студенческой скамьи помню слова Сураката Хаваловича о том, что основным стержнем ислама является умеренность, нацеленность на компромиссы, избегание крайностей. Истинный ислам – религия середины, ему чужды крайности: сепаратизм, экстремизм. В мусульманском халифате иноверцы получали покровительство мусульман, их защищали от внешних врагов, они имели гарантии неприкосновенности личности, имущества. Далее зороастрийцы, у которых господствовал культ огня, что по исламу считается язычеством, тоже находились под их покровительством. Для них не существовало ограничений в отправлении культа и ритуалов.

Мой преподаватель Суракат Асиятилов часто повторял: «Ислам не запрещал иноверцам заниматься любой профессией. Именно христиане и иудеи занимались наиболее доходными делами. Их было много среди банкиров, торговцев, крупных землевладельцев и врачей. В Сирии большинство финансистов были иудеи, а врачи и писцы – христиане. Жизнь иноверца перед законом была равноценна с жизнью мусульманина. По законам Абу Ханифы и Ибн Ханбала, за убийство немусульманина и мусульманина уплачивалась одинаковая цена».

Жаль, что сегодняшние события на Ближнем Востоке этому противоречат. Я думаю, а что бы сказал Суракат Хавалович, если бы узнал, как сегодняшние вандалы уничтожают памятники древней Пальмиры, которым более двух тысяч лет. Пророчески звучат сегодня слова Сураката Асиятилова о том, что глобализация способствует агрессивному распространению западного образа жизни, который с точки зрения мусульманской традиции является аморальным. «Информационный террор» навязывает такие формы поведения, как алкоголизм, проституция, однополые браки, противоречащие нормам и принципам ислама. Это также является одной из причин радикализации мусульманской общины.

Он был истинным «маслиатчиком»!

По исламу, самым дурным качеством в человеке считается возбуждение среди народа всякого рода смут, фитна (фитначи – смутьян на всех языках народов Дагестана, считается очень оскорбительным словом). Зачинщики смут и волнений, по словам пророка Мухаммеда (ствс), прокляты Всевышним, а согласно Корану, это является проступком даже более тяжелым, чем убийство. Самым тяжелейшим грехом считается восстание против власти, даже если сама власть притесняла народ и тем самым подавала повод к подобным восстаниям. Это объясняется тем, что последствия подавления таких восстаний, бунтов оказываются более тяжелыми, чем вызвавшие их причины.

В интервью Камил Давдиев как раз и отмечал высокий уровень государственного мышления Сураката Хаваловича, неоценимые заслуги своего учителя в деле разрешения различного рода спорных моментов, которые возникали в различных регионах – как республики, так и за ее пределами. Корень этих конфликтов в большей степени лежал не столько в политической и межэтнической плоскости, сколько в социально-экономической сфере. Он неоднократно бывал в Чечне, встречался с руководством тогдашней Ичкерии.

Мне приходилось часто слышать и видеть Сураката Асиятилова на разного рода конференциях и круглых столах, и всегда он отстаивал конституционный принцип свободы совести. Он нередко повторял, что отделение государства от церкви не отрицает взаимодействия государства и религиозных организаций. Оказание помощи религиозным организациям в формировании системы подготовки священнослужителей в сегодняшних условиях широкого распространения экстремистской идеологии и сектантской литературы является настоятельной необходимостью. Без консолидации усилий государства и религиозных деятелей противодействие экстремизму окажется малоэффективным.

Депутат – фигура весьма заметная. В каком бы звене представительного органа он не работал, всеми его действиями движет воля народа, воля избирателей. Именно таким депутатом до самой своей кончины был Суракат Асиятилов. Он был депутатом от народа и для народа, а не просто носителем титула. Люди знали высокие человеческие качества Сураката, его простоту и общительность, внимательное отношение к людям и постепенно превратили его как бы в посла горцев в столице. К нему постоянно обращались люди с самыми разнообразными просьбами, шли даже из самых отдаленных сел. И не было покоя Суракату, пока не найдет в кабинетах власти приемлемое для людей решение.

Он избирался депутатом Народного Собрания РД на протяжении нескольких созывов. Это результат большого доверия избирателей, свидетельство высокого авторитета и уважения, которым он пользовался среди населения. Избрание Сураката Хаваловича председателем парламентского Комитета по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций было очень точным и удачным. Именно благодаря стараниям и инициативе Сураката на знамени республики появилась зеленая полоса, символизирующая приверженность дагестанцев исламским ценностям. Он в своих лекциях, книгах, общественных выступлениях прославлял имамов, их мужество и стойкость, справедливость, верность исламской религии.

До сих пор сотрудники Аппарата Народного Собрания, да и депутаты первого созыва помнят, как он предложил своим коллегам снять с себя право депутатской неприкосновенности. Произошло это на февральской сессии 1998 года. Как и следовало ожидать, эта инициатива была отвергнута. Последовавшие затем события с захватом правительственного здания в мае 1998 года показали правоту Асиятилова и «бесхребетность» некоторых депутатов. Он был одним из первых, кто предложил внести на рассмотрение Государственной Думы проект закона, ограничивающего доступ в законодательные органы власти лиц, имеющих судимость за особо тяжкие преступления. Его инициатива была поддержана парламентами республик Адыгея, Алтая, Бурятии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Чувашии, Краснодарского и Ставропольского краев и еще 9 субъектами РФ. Будучи истинным интернационалистом, он идентифицировал себя в трех ипостасях – россиянин, дагестанец, аварец. И всегда выступал против создания национальных движений в республике.

Необыкновенно широкая и всегда искренняя улыбка Сураката Хаваловича, размах его рук, широченные ладони, которыми он порой размахивал на сессиях парламента, всегда выдавали его открытую и искреннюю натуру. Он шел по жизни с открытым забралом, не примерял какие-то маски, чтобы кому-то понравиться. Говорил то, что думал. Ходил без охраны, но говорил так, будто за ним стоит многотысячная армия. Она и стояла за ним – многочисленная армия его земляков разных национальностей и вероубеждений, доверявших его мнению, солидарных с каждым его словом, готовых подписаться под каждой его строкой. Его слова, оценки, шутки моментально становились поговорками. Ум Асиятилова был пронизан народной мудростью. Жалею, что не записывал многие его афоризмы, которые сегодня были бы бесценными свидетельствами его искрометного ума.

Оценки Сураката Хаваловича были настолько меткими и точными, что невозможно было им не восхищаться. При встрече он всегда мог дать исчерпывающую характеристику человеку, событию, явлению. Он и сам был явлением – неповторимым и нестареющим. Его острое слово было одновременно и скальпелем и врачующим бальзамом.

Много времени и энергии он затрачивал на то, чтобы улучшить жизнь своих земляков – жителей Шамильского района. Хорошо помню его депутатские запросы, с которыми он периодически выступал на сессиях парламента. По его инициативе завершено строительство Келебского моста на границе Тляратинского и Шамильского районов, на его депутатском контроле было строительство дороги от Хебда до Гидатля. А его многократные обращения в Правительство РД по поводу газификации сел. Новая Урада, в конце концов, увенчались успехом.

Ему принадлежит заслуга в том, что его родной район, носивший название «Советский район», получил название «Шамильский район». Благодарные земляки помнят добрые дела своего известного земляка и стараются следовать его заветам. Так же, как и его сын – нынешний глава района Магомед Асиятилов. Суракат Хавалович прожил достойную жизнь и мог бы гордиться своими детьми и внуками. Дагестанцам его будет очень не хватать, но вместе с этим память о нем, его спортивные и научные достижения, книги и статьи – бесценное наследие, которое он подарил нам, будет с людьми всегда.

Материал подготовлен при содействии Асият Пирбудаковой

Яркую, насыщенную событиями жизнь прожил Суракат Асиятилов. Его знали в Дагестане, как видного ученого-историка, уважаемого педагога, активного общественного и политического деятеля. Знали Асиятилова и как выдающегося борца, и хотя его спортивные достижения выглядят не столь впечатляюще на фоне побед последующих поколений дагестанских атлетов, он останется в памяти как один из тех людей, с именем которого связаны первые успехи вольников горного края, давшие толчок массовому увлечению молодежи популярным ныне в республике единоборством.

В конце 1950-х и в 60-е годы, когда Суракат Асиятилов выступал на ковре, почти не было ни одного сильнейшего в стране вольника-тяжеловеса, который хотя бы раз не познал горечи поражения в поединках с ним. Не избежал поражения от дагестанского богатыря и трехкратный олимпийский чемпион, семикратный чемпион мира Александр Медведь. Документальным свидетельством столь примечательного факта может служить этот архивный снимок, сделанный во время церемонии награждения лучших тяжеловесов на всесоюзном первенстве центрального спортивного общества «Буревестник» в 1957 году. Самый именитый вольник всех времен и народов тогда занял только третье место, пропустив вперед себя эстонца Маделвее и победителя первенства Асиятилова.

Позже, правда, знаменитый белорус возьмет реванш у своего дагестанского обидчика, и, поскольку больше их пути не пересекутся, счет в поединках между ними останется ничейным - 1:1.

Не смог превзойти в очных встречах Асиятилова и другой именитый советский борец Александр Иваницкий. Этому большому мастеру, побеждавшему на Олимпиаде и четырех чемпионатах мира, принадлежит уникальное достижение - за многие годы выступлений за сборную СССР он не потерпел ни одного поражения за рубежом. Иваницкий и Асиятилов

Побеждали друг друга по одному разу, и одна схватка между ними завершилась вничью.

«Я уступил Иваницкому на чемпионате СССР в Тбилиси в 1960 году, - рассказал Суракат Хавалович. - Он меня элементарно перехитрил. Зная, что я не сразу включаюсь в борьбу, Иваницкий на первых же секундах прошел в ноги и заставил меня, опешившего от такого начала, коснуться лопатками ковра. У моего соперника тренером был Сергей Преображенский, один из лучших специалистов вольной борьбы в СССР, и, думаю, это он подсказал своему ученику, как надо действовать против меня. Впрочем, и сам Иваницкий был умным парнем, интеллектуалом, впоследствии он занялся журналистикой, стал писать книги».

Надо заметить, что, в отличие от Александра Иваницкого и других своих соперников, Суракат Асиятилов не имел личного тренера, он был, по сути, самоучкой, за что его даже прозвали «диким борцом». Тем не менее, не имея за спиной школы и поддержки наставника, дагестанский борец добился многого. Достаточно назвать его победы на абсолютном чемпионате СССР по вольной борьбе и чемпионате страны по самбо. После Асиятилова десятки дагестанских борцов поднимались на высшую ступень пьедестала чемпионатов страны, но в этом списке чемпионов Суракат Хавалович занимает особое место, потому что он был первым, а быть первым всегда почетно и престижно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»