Обзор Vanquish. Железные русские атакуют

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Давно уже не выходило по правде хороших шутеров от третьего лица, но японские разработчики из компании Platinum Games , ответственные за создание шедевральной Bayonetta , решили нарушить застой в этом жанре и выпустили свое детище под названием Vanquish . Игра сочетает в себе лучшие идеи западных разработчиков и умение японских геймдизайнеров создавать колоритных персонажей и огромных смертоносных боссов.

Оружие массового поражения будущего

Не смотря на все плюсы графики и игрового процесса, сюжет Vanquish получился довольно банальным. События игры развиваются в недалеком будущем, где человечество борется за незначительный остаток ресурсов истощенной за многие годы планеты. Дабы хоть как-то бороться с этой проблемой, США создали орбитальную станцию с генератором, питающимся от солнечной энергии.
Главными злодеями разработчики решили сделать Российскую Федерацию, а точнее военизированную группировку под названием Порядок Русской Звезды (Order of the Russian Star), во главе которой стоит Виктор Зайцев. Террористы захватывают орбитальную станцию, и превращают собранную энергию Солнца в энергетический луч, используя который полностью уничтожают Сан-Франциско. Кстати, сцена по уничтожению города в Vanquish сделана очень детально и кроваво – крупным планом показано, как кровь буквально закипает в телах беспомощно мечущихся в поисках спасения мирных жителях. Понятное дело, все это сопровождается невероятными разрушениями.

Выстрел из такого орудия способен в буквальном смысле зажарить целый город.

После демонстрации своей силы и решительности, Зайцев выходит на связь с президентом США и предлагает тем немедленно сдаться, или следующей целью луча станет Нью-Йорк. Понятное дело, такой расклад нисколько не устраивает американцев, так что на орбитальную станцию посылают специальный отряд Браво во главе с подполковником Робертом Бернсом. Именно в составе этого подразделения и будет действовать главный герой игры, Сэм Гидеон. Только в отличие от других воинов, он является не военным, а ученым из Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и использует ультра современный роботизированный боевой костюм Augmented Reaction Suit (ARS) . Он имеет огромное количество различных функций, а также несколько реактивных ускорителей, установленных как на ногах, так и руках. Оружием Сэма является специальная разработка под названием BLADE .
Конфликт с Русскими стал идеальной возможностью протестировать костюм в реальном бою. Перед отправлением на миссию, Сэм получает секретное задание от президента, согласно которому ему необходимо спасти ученого по имени Франсис Кандид, который работал на станции во время захвата. Однако доктор решает взять ситуацию в свои руки и самостоятельно предотвратить уничтожение Нью-Йорка.

Серый металл и вечнозеленые деревья в космосе

Все события Vanquish развиваются на огромной орбитальной станции, так что особого различия в пейзажах не может быть в принципе, однако и при этом разработчики смогли сделать все очень красивым и ненадоедливым. Вначале вы пробираетесь через огромную площадь, потом едите на платформе, отстреливая противников со стационарных орудий, а через некоторое время оказываетесь в парковой зоне, где главного героя со всех сторон окружают деревья. Заскучать точно не дадут.
Визуально все эти футуристические пейзажи выглядят просто шикарно. Иногда просто поражаешься, насколько все продумано и умело сделано – везде мигают какие-то огоньки, на консолях отображается какая-то информация, даже костюм главного героя постоянно находится в движении. Если сильно присматриваться, можно, конечно, найти и некоторые низкокачественные текстуры, а также низкополигональные модели, однако все это настолько мастерски завуалировано всяческими эффектами постобработки, что во время самой игры не замечается ни одного изъяна.
Эффекты от выстрелов и взрывов также сделаны на высоком уровне, как и окружающая среда. Во время ожесточенных перестрелок по всему полю боя видны взрывы гранат, ракет, случайно (или нарочно) подстреленной бочки с топливом, а трассирующие пули над головой главного героя во время передышки в укрытии, заставляют задумать о том, стоит ли вообще высовывать голову.
Все это визуальное богатство красок гармонично дополняет соответствующая атмосфере музыка и качественно сделанные звуковые эффекты. Иногда, правда, надоедают постоянные выкрики союзников типа «РАКЕТА!!!», но в остальном озвучка нареканий не вызывает.


Иногда буквально весь экран заполняется вражескими снарядами.

Человек молния

Одна из главных особенностей игрового процесса Vanquish – огромная динамичность и необходимость практически постоянно находиться в движении на поле боя. Благо в этом помогают уникальные способности боевого костюма главного героя, да и в самых критических ситуациях, когда Сэму уже практически пора заказывать гроб, автоматически включается система замедления времени и чувствуешь себя настоящим Нео в Матрице. Сделан этот режим очень красиво и эффектно – пули врагов, но не нашего героя, медленно пролетают, оставляя в воздухе характерный шлейф, хватает времени даже на то, чтобы прицелиться по летящей в вас ракете или снести голову нескольким надоедливым роботам. Включать замедление можно и по своей инициативе, однако делается это не нажатием одной кнопки, как во множестве игр с подобной функцией. Для того чтобы довести это действие до автоматизма, все-таки понадобится некоторое время, ведь нужно успеть осуществить уклонение в каком-либо направлении и во время его выполнения успеть зажать левый триггер на геймпаде. Но через несколько неудачных попыток остаться в живых посреди толпы противников, расстреливающих вас со всех сторон, этому приему просто приходится научиться.
Еще одной удобной возможностью Сэма является использование реактивных ускорителей. Они позволяют буквально скользить на огромной скорости по местности, не давая врагам ни одного шанса попасть по вам, пока вы маневрируете от одной точки укрытия к другой. В некоторых битвах, особенно во второй половине игры, без использования этой способности просто не выжить – не успеешь отойти с линии огня «большой пушки», и к главному герою приходит злая тетка с косой через плечо.


Способность быстро перемещаться не раз спасет шкуру главному герою.

Одна пушка хорошо, а три – лучше

Кроме невероятных возможностей костюма главного героя, разработчики Vanquish решили предоставить игрокам еще одно незаменимое устройство под названием BLADE. Оно способно сканировать любое оружие прямо на поле боя и трансформироваться в него. К сожалению, его память ограничена и может хранить информацию только о трех видах оружия, но этого, чаще всего, вполне достаточно для эффективного противостояния любым типам врагов.
Как и в большинстве шутеров, нам будет предложен выбор из легкого и тяжелого пулеметов, дробовика, снайперской винтовки и ракетницы. Также есть и несколько видов более экзотического оружия, как, например, дискомет, самонаводящийся лазер и энергетическая пушка. Каждое оружие имеет свои характеристики, которые можно просмотреть в специальном меню при вызове паузы, и оно может быть улучшено по мере прохождения. При неполном запасе амуниции и «изучении» пушки, которая есть в памяти BLADE, просто восстанавливается ее боезапас до максимума. Если же патроны не нужны, происходит постепенное улучшение характеристик данного оружия. Кроме этого иногда с врагов выпадают специальные бонусы улучшения, сразу поднимающие характеристики выбранной на данный момент пушки. Причем такие апгрейды значительно повышают боевую мощь, позволяя выносить врагов более быстро и эффективно. Кстати, при смерти главного героя, оружие будет немного деградировать, так что надо стараться умирать на поле боя реже.
Конечно, кроме стандартных пушек, в распоряжении протагониста есть и гранаты двух типов – стандартные осколочные и энергетические, которые на некоторое время выводят из строя всех находящихся неподалеку роботов. Научившись их бросать, вы сможете с легкостью выкуривать из укрытий самых наглых врагов, решивших отсидеться за баррикадой и отстреливать вас и ваших союзников с безопасного убежища. Кстати, раненых товарищей можно и нужно лечить прямо на поле боя, вкалывая дозу стимуляторов. Они не только вернутся в строй и начнут отстреливать неприятелей, но и дадут подарок в виде случайного вида оружия.
Разработчики Vanquish решили пойти еще немного дальше в своей боевой системе и наделили главного героя способностью довольно неплохо каутировать врагов в рукопашном бою. Причем от того, какое оружие находится в руках у Сэма, будет зависеть и тип рукопашной атаки. Но и махать кулаками надо осторожно – это занятие очень быстро перегревает костюм, и вы можете оказаться в окружении врага с перегретым реактором без возможности замедлить время и страдая из-за понижения скорости передвижения.


В ближнем бою главный герой просто «рвет» противников на части.

Футуристические титаны

Одним из самых красиво и эффектно реализованных моментов в Vanquish являются битвы с боссами. Они, зачастую, представлены в виде огромных роботов, несущих толстенную броню и обладающие способностью вести шквальный огонь практически без перерывов. Все это вместе взятое делает их непростыми соперниками и к каждому из них необходимо искать свой собственный подход.
Чаще всего нужно отыскать на громадине уязвимые точки, которые горе-инженеры просто поленились закрыть листами брони, оставляя своих титанов уязвимыми перед прицельным огнем. Найдя такие точки, остается не попадать под выстрелы громилы и стараться как можно более точно всаживать обойму за обоймой в Ахиллесовы пяты босса.
Нескольких минут напряженной игры в постоянных перебежках от укрытия к укрытию, использования замедления времени и отстрелу летящих в вас ракет обычно вполне достаточно для получения победы. Но зачастую совершить такой подвиг с первой попытки не получается, и приходится начинать уничтожение врага с начала, или определенной фазы, если бой поделен на несколько этапов. Но это даже к лучшему, ведь игра настолько короткая, что даже на среднем уровне сложности проходится часов за семь-восемь. Для желающих хоть немного продлить игровой процесс есть возможность попробовать заново пройти любую из миссий, заработав больше очков или найдя бонусные статуэтки, а также специальные испытания, в которых главный герой противостоит надвигающимся волнам противников.


Некоторые боссы не такие уж и большие, однако справится с ними от этого не легче.

Vanquish получилась хорошей практически во всем, за исключением короткой кампании, глупых и зачастую не совсем уместных фраз в диалогах, а также банального сюжета. Все остальное разработчиками из Platinum Games сделано на высшем уровне и заслуживает похвалы. Даже обычно скучные титры сделаны в виде небольшой мини-игры, за которую, кстати, также начисляются игровые очки.

Давно уже не выходило по правде хороших шутеров от третьего лица, но японские разработчики из компании Platinum Games , ответственные за создание шедевральной Bayonetta , решили нарушить застой в этом жанре и выпустили свое детище под названием Vanquish . Игра сочетает в себе лучшие идеи западных разработчиков и умение японских геймдизайнеров создавать колоритных персонажей и огромных смертоносных боссов.

Оружие массового поражения будущего

Не смотря на все плюсы графики и игрового процесса, сюжет Vanquish получился довольно банальным. События игры развиваются в недалеком будущем, где человечество борется за незначительный остаток ресурсов истощенной за многие годы планеты. Дабы хоть как-то бороться с этой проблемой, США создали орбитальную станцию с генератором, питающимся от солнечной энергии.

Главными злодеями разработчики решили сделать Российскую Федерацию, а точнее военизированную группировку под названием Порядок Русской Звезды (Order of the Russian Star), во главе которой стоит Виктор Зайцев. Террористы захватывают орбитальную станцию, и превращают собранную энергию Солнца в энергетический луч, используя который полностью уничтожают Сан-Франциско. Кстати, сцена по уничтожению города в Vanquish сделана очень детально и кроваво – крупным планом показано, как кровь буквально закипает в телах беспомощно мечущихся в поисках спасения мирных жителях. Понятное дело, все это сопровождается невероятными разрушениями.

После демонстрации своей силы и решительности, Зайцев выходит на связь с президентом США и предлагает тем немедленно сдаться, или следующей целью луча станет Нью-Йорк. Понятное дело, такой расклад нисколько не устраивает американцев, так что на орбитальную станцию посылают специальный отряд Браво во главе с подполковником Робертом Бернсом. Именно в составе этого подразделения и будет действовать главный герой игры, Сэм Гидеон. Только в отличие от других воинов, он является не военным, а ученым из Defense Advanced Research Projects Agency (DARPA) и использует ультра современный роботизированный боевой костюм Augmented Reaction Suit (ARS) . Он имеет огромное количество различных функций, а также несколько реактивных ускорителей, установленных как на ногах, так и руках. Оружием Сэма является специальная разработка под названием BLADE .

Конфликт с Русскими стал идеальной возможностью протестировать костюм в реальном бою. Перед отправлением на миссию, Сэм получает секретное задание от президента, согласно которому ему необходимо спасти ученого по имени Франсис Кандид, который работал на станции во время захвата. Однако доктор решает взять ситуацию в свои руки и самостоятельно предотвратить уничтожение Нью-Йорка.

Серый металл и вечнозеленые деревья в космосе

Все события Vanquish развиваются на огромной орбитальной станции, так что особого различия в пейзажах не может быть в принципе, однако и при этом разработчики смогли сделать все очень красивым и ненадоедливым. Вначале вы пробираетесь через огромную площадь, потом едите на платформе, отстреливая противников со стационарных орудий, а через некоторое время оказываетесь в парковой зоне, где главного героя со всех сторон окружают деревья. Заскучать точно не дадут.

Визуально все эти футуристические пейзажи выглядят просто шикарно. Иногда просто поражаешься, насколько все продумано и умело сделано – везде мигают какие-то огоньки, на консолях отображается какая-то информация, даже костюм главного героя постоянно находится в движении. Если сильно присматриваться, можно, конечно, найти и некоторые низкокачественные текстуры, а также низкополигональные модели, однако все это настолько мастерски завуалировано всяческими эффектами постобработки, что во время самой игры не замечается ни одного изъяна.

Эффекты от выстрелов и взрывов также сделаны на высоком уровне, как и окружающая среда. Во время ожесточенных перестрелок по всему полю боя видны взрывы гранат, ракет, случайно (или нарочно) подстреленной бочки с топливом, а трассирующие пули над головой главного героя во время передышки в укрытии, заставляют задумать о том, стоит ли вообще высовывать голову.

Все это визуальное богатство красок гармонично дополняет соответствующая атмосфере музыка и качественно сделанные звуковые эффекты. Иногда, правда, надоедают постоянные выкрики союзников типа «РАКЕТА!!!», но в остальном озвучка нареканий не вызывает.

Человек молния

Одна из главных особенностей игрового процесса Vanquish – огромная динамичность и необходимость практически постоянно находиться в движении на поле боя. Благо в этом помогают уникальные способности боевого костюма главного героя, да и в самых критических ситуациях, когда Сэму уже практически пора заказывать гроб, автоматически включается система замедления времени и чувствуешь себя настоящим Нео в Матрице. Сделан этот режим очень красиво и эффектно – пули врагов, но не нашего героя, медленно пролетают, оставляя в воздухе характерный шлейф, хватает времени даже на то, чтобы прицелиться по летящей в вас ракете или снести голову нескольким надоедливым роботам. Включать замедление можно и по своей инициативе, однако делается это не нажатием одной кнопки, как во множестве игр с подобной функцией. Для того чтобы довести это действие до автоматизма, все-таки понадобится некоторое время, ведь нужно успеть осуществить уклонение в каком-либо направлении и во время его выполнения успеть зажать левый триггер на геймпаде. Но через несколько неудачных попыток остаться в живых посреди толпы противников, расстреливающих вас со всех сторон, этому приему просто приходится научиться.

Еще одной удобной возможностью Сэма является использование реактивных ускорителей. Они позволяют буквально скользить на огромной скорости по местности, не давая врагам ни одного шанса попасть по вам, пока вы маневрируете от одной точки укрытия к другой. В некоторых битвах, особенно во второй половине игры, без использования этой способности просто не выжить – не успеешь отойти с линии огня «большой пушки», и к главному герою приходит злая тетка с косой через плечо.

Одна пушка хорошо, а три - лучше

Кроме невероятных возможностей костюма главного героя, разработчики Vanquish решили предоставить игрокам еще одно незаменимое устройство под названием BLADE. Оно способно сканировать любое оружие прямо на поле боя и трансформироваться в него. К сожалению, его память ограничена и может хранить информацию только о трех видах оружия, но этого, чаще всего, вполне достаточно для эффективного противостояния любым типам врагов.

Как и в большинстве шутеров, нам будет предложен выбор из легкого и тяжелого пулеметов, дробовика, снайперской винтовки и ракетницы. Также есть и несколько видов более экзотического оружия, как, например, дискомет, самонаводящийся лазер и энергетическая пушка. Каждое оружие имеет свои характеристики, которые можно просмотреть в специальном меню при вызове паузы, и оно может быть улучшено по мере прохождения. При неполном запасе амуниции и «изучении» пушки, которая есть в памяти BLADE, просто восстанавливается ее боезапас до максимума. Если же патроны не нужны, происходит постепенное улучшение характеристик данного оружия. Кроме этого иногда с врагов выпадают специальные бонусы улучшения, сразу поднимающие характеристики выбранной на данный момент пушки. Причем такие апгрейды значительно повышают боевую мощь, позволяя выносить врагов более быстро и эффективно. Кстати, при смерти главного героя, оружие будет немного деградировать, так что надо стараться умирать на поле боя реже.

Конечно, кроме стандартных пушек, в распоряжении протагониста есть и гранаты двух типов – стандартные осколочные и энергетические, которые на некоторое время выводят из строя всех находящихся неподалеку роботов. Научившись их бросать, вы сможете с легкостью выкуривать из укрытий самых наглых врагов, решивших отсидеться за баррикадой и отстреливать вас и ваших союзников с безопасного убежища. Кстати, раненых товарищей можно и нужно лечить прямо на поле боя, вкалывая дозу стимуляторов. Они не только вернутся в строй и начнут отстреливать неприятелей, но и дадут подарок в виде случайного вида оружия.

Разработчики Vanquish решили пойти еще немного дальше в своей боевой системе и наделили главного героя способностью довольно неплохо каутировать врагов в рукопашном бою. Причем от того, какое оружие находится в руках у Сэма, будет зависеть и тип рукопашной атаки. Но и махать кулаками надо осторожно – это занятие очень быстро перегревает костюм, и вы можете оказаться в окружении врага с перегретым реактором без возможности замедлить время и страдая из-за понижения скорости передвижения.

Футуристические титаны

Одним из самых красиво и эффектно реализованных моментов в Vanquish являются битвы с боссами. Они, зачастую, представлены в виде огромных роботов, несущих толстенную броню и обладающие способностью вести шквальный огонь практически без перерывов. Все это вместе взятое делает их непростыми соперниками и к каждому из них необходимо искать свой собственный подход.

Чаще всего нужно отыскать на громадине уязвимые точки, которые горе-инженеры просто поленились закрыть листами брони, оставляя своих титанов уязвимыми перед прицельным огнем. Найдя такие точки, остается не попадать под выстрелы громилы и стараться как можно более точно всаживать обойму за обоймой в Ахиллесовы пяты босса.

Нескольких минут напряженной игры в постоянных перебежках от укрытия к укрытию, использования замедления времени и отстрелу летящих в вас ракет обычно вполне достаточно для получения победы. Но зачастую совершить такой подвиг с первой попытки не получается, и приходится начинать уничтожение врага с начала, или определенной фазы, если бой поделен на несколько этапов. Но это даже к лучшему, ведь игра настолько короткая, что даже на среднем уровне сложности проходится часов за семь-восемь. Для желающих хоть немного продлить игровой процесс есть возможность попробовать заново пройти любую из миссий, заработав больше очков или найдя бонусные статуэтки, а также специальные испытания, в которых главный герой противостоит надвигающимся волнам противников.

Vanquish получилась хорошей практически во всем, за исключением короткой кампании, глупых и зачастую не совсем уместных фраз в диалогах, а также банального сюжета. Все остальное разработчиками из Platinum Games сделано на высшем уровне и заслуживает похвалы. Даже обычно скучные титры сделаны в виде небольшой мини-игры, за которую, кстати, также начисляются игровые очки.

Графика: 4.8
Геймплей: 4.8
Звук и музыка: 4.5
Сюжет: 3.9

Наверное, дело в принципах работы команды Platinum Games , которые ломают стереотипы. Ведь как обычно пишут о японских студиях? В основном, что это плетущиеся в хвосте своих американских конкурентов ребята. А вот Шиндзи Миками даже и не пытался продвинуть свой дебютный шутер, вежливо спрашивая своего места у западных коллег. Этот способ просто не подходит Platinum Games .

Какой подходит? Взять Мастера Чифа, по совместительству - икону западного шутеростроения, раздеть его и… выбросить обратно в открытый космос, оставив себе его костюм. Почему только костюм? Потому что сам по себе он даром не нужен. Его броня - вот, что составляет магический образ известного Спартанца.

А когда на руках есть броня, то можно делать то, что у японцев получается лучше всего. Стилизовать!

Когда Сэм Гидеон появляется в своем боевом костюме усиленного реагирования ARS восемнадцатью месяцами спустя, становится ясно, что combat, собственно говоря, снова evolved*. Закругленные края от Halo еще остаются узнаваемыми, но теперь экзоскелет украшают пятьдесят аэродинамических крыльев, жужжащие транзисторы и прочие электронные штуковины.

Ну да, в Halo: Reach вам дают реактивный ранец. Зато Vanquish дает вам проскользить на коленях двести метров под ногами гигантского робота, обсыпая при этом смертоносной ракетной очередью его промежность. Vanquish дает вам отстреливать вражеские боеголовки в воздухе, словно яблоки с дерева. Vanquish дает ускорение и замедление времени по нажатию кнопки, позволяя руководить темпом боя, словно дирижер руководит симфоническим оркестром. Только вместо музыки здесь проливной дождь из амуниции.

Не подумайте, что Vanquish делает что-то из ряда вон выходящее. Напротив, Platinum выжали лучшие составляющие западных флагманов жанра: механика укрытий из Gears of War , командный бой из Modern Warfare , разрушаемое окружение из Bad Company и замешанные на физике оружия из Half-Life .

Все это перемешивают уже, приправляя не столь очевидными ингредиентами. Град из трассирующих снарядов из старых добрых shoot-em up’ов, битвы с гигантскими боссами из Metal Gear Solid , начисляемые за ведение боя очки по принципу Geometry Wars . Сверху коктейля - эпизоды, тщательно припрятанные в глубинах творческого сознания Кристофера Нолана .

Некоторые из них действительно напоминают то, что мы уже видели. Множество уровней из пяти актов игры проходят на изгибе гигантского кольцевидного мира, сотни километров города растягиваются высоко в небо в гравитационном эпизоде, взятом прямиком из «Начала» . Однако это далеко не означает, что Миками со своей командой сами не поигрались с этой идеей. На половине второго акта, например, вы мчитесь на платформе по рельсам, проходящим внутри кольца, выгибающимся вверх, словно гигантские американские горки, пока вражеский поезд кружит сверху и снизу(!) на тех же бешеных скоростях.

Другие сцены так вообще ни на что не похожи, генерируются буквально на лету, и по креативности при этом не уступают лучшим голливудским эпизодам. Проскользить к громадному механоиду, снять пилота в bullet-time за секунду до картинного кульбита в его кабину, захватить управление и направить его против своих же. Время исполнения - 2,2 секунды.

Опять же, безусловно, идея захвата вражеского транспорта не нова. Но стиль, в котором она реализована в Vanquish просто непревзойденный. Если смотреть на игры как на юношеские фантазии, дающие нам шанс стать круче, атлетичнее, точнее и чуть менее неуклюжими, то в Vanquish разработчики достигли этих амбиций в полном развороте.

В своем сердце это шутер, основывающийся на уже привычной механике укрытий. Вы передвигаетесь от столба к другому, делая по нескольку выстрелов, по ситуации переключаясь между оружиями. Однако играя строго по канонам Gears of War , можно пропустить львиную долю всех вкусностей.

Зажмите левый курок и Сэм заскользит на коленках вперед, словно в фильмах Джона Ву , только на бешеной скорости с реактивным ускорением, да еще с заносами, достойными дрифтового трека. Отпустите курок - и он сделает брейкдансерский кульбит, принимая боевую готовность за полсекунды. Эта способность дает вам быстро сокращать дистанции на гигантских уровнях и обходить врагов, проскакивая у них прямо под носом.

Вдобавок в этом режиме можно включить bullet-time - поотстреливать врагов по-отдельности и «подрифтовать» под свинцово-ракетным шквалом. Сколько разновидностей замедления времени мы уже повидали в играх, но грациознее, чем в Vanquish , не было еще нигде.

Как скользящий рывок, так и замедленное действие расходуют энергию костюма, которая восстанавливается автоматически за короткое время. Энергии хватает, чтобы использовать способности практически постоянно, так, что с течением времени в игре творится черт знает что: затихая на секунду, оно начинает лихорадкой мчаться следующие две, и снова заново. С такой же скоростью меняется геймплей: слепой огонь по своре роботов переходит в прицельные хэдшоты.

Эта динамика интересна сама по себе, а в контексте мира Vanquish вообще захватывает дух. В дизайн врагов вложен максимальный художественный потенциал: «танки-черепашки», на глазах трансформирующиеся в гуманоидов-пехотинцев; портативные укрытия, отращивающие ножки и семенящие по полю битвы перед тем, как пустить корни перед отрядом солдат; крошечные сферические создания, притягивающие любой металлический мусор и в буквальном смысле строящие из себя механических тигров.

Такие вот изобретения восточной архитектуры. То, что они пришли от японского разработчика, впервые взявшегося за шутер, поразительно. Поведение врагов также изумляет своей достоверностью. Отстрелите роботу ноги и он начнет карабкаться к вам. Не в голливудской эпично-предсмертной манере, а в порыве отчаянного такого наступления.

Смешайте это с архитектурным творчеством Platinum Games и получите колдовской эффект. В одном уровне вы взбираетесь на гору, и на вас рушится вся каменная кладка вперемешку с кусками бетона, поднимая вверх клубы пыли. В другом - деретесь с роботами на космической станции при нулевой гравитации, когда вокруг парят остатки мебели и другие обломки, - все это в гигантском холле с гигантскими окнами, откуда виден звездный пейзаж.

Движок выдает спецэффекты на миллионы и миллионы долларов. Бесчисленный рой ракет, с трассирующим следом взмывающий вверх и образующий дугу под потолком, а затем делающий смертоносный заход прямо к вашим ногам - такое здесь ежесекундно.

Vanquish честно ничего к этому спектаклю и не добавляет. История - нестарательный закос под Кодзиму. Разберите драки с боссами по деталям и увидите, что тут действуют каноны десятилетней давности: найти слабую точку, открыть на мгновение центральное ядро, повторить процесс.

Но пышная подача делает каждое такое столкновение свежим, словно бы оно было здесь изобретено впервые. Сэм делает прыжок, камера начинает плясать и кружить, и тут вас в экстренном порядке заставляют собрать челюсть с пола внезапные quick-time events . Игра отлично справляется с задачей держать вас на пределе в любой момент.

Здесь нет мультиплеера, который обычно отвечает за реиграбельность, но по японской традиции есть табло с вашим счетом. Каждое ваше действие прибавляет к общему счету, а за возврат к контрольной точке, соответственно, штрафуют.

*Combat Evolved - слоган к самому первому Halo.

Талант Синдзи Миками как геймдизайнера тяжело поставить под сомнение. Если кто-то вдруг не знаком с его творческим прошлым, напоминаем: этот человек виноват в рождении серии Resident Evil , не без его участия на свет появилась Devil May Cry . Над Vanquish Миками трудился в студии Platinum Games , а она, в свою очередь, может похвастаться Bayonetta — истерическим слэшером о ведьме с пистолетами на ногах.

Все эти игры обладают чисто японскими чертами. В них неадекватные системы сохранений, яростный подсчет очков, повторяющиеся из уровня в уровень боссы и абсолютно кретинские сюжеты. Но все их любят. И просят еще. Потому что японцы по мелочам не размениваются: на экране таких творений будет происходить столько интересного, и так сильно будет распирать гордость за ваше непосредственное участие в этой красоте, что все придирки быстро забываются.

В Vanquish проявляются элементы всех значимых работ Миками и студии Platinum Games, вместе взятых. Однако одними лишь внутренними заимствованиями дело не ограничивается - ингредиенты для Vanquish поставлялись со всех концов индустрии. Пока Microsoft выжимала последние соки из торговой марки Halo , пока Клифф Блежински в очередной раз отправлял военнообязанные шестеренки крошить саранчу, а либерал-демократы клеймили позором ужасные антипатриотические сцены из Modern Warfare 2 , где-то в Осаке делали игру о войне США с Россией. В ней наши соотечественники наряжаются механическими архангелами и, что характерно, атакуют из космоса, выстрелом гигантской микроволновой пушки.

Курение убивает

Традиционная для японской игровой индустрии идиотия начинается сразу же, беспощадно разворачиваясь во всю ширь еще в завязке. Недалекое, разумеется, будущее. США плюнули наконец-то на нефть и построили в точке Лагранжа между Землей и Луной колоссальных размеров космическую станцию. Явное преимущество станции перед старыми методами экспансии - энергию она берет из солнечного света, а не из территорий мусульманских стран. Плюс на ней можно жить, кататься на монорельсе и пялиться на лесопарковую зону, развернутую где-то на высоком потолке этого цилиндрического сооружения. Мир, дружба, жвачка, но есть нюанс - власть в Российской Федерации будто давным-давно захватил кто-то из ближайших союзников Эдуарда Лимонова, и теперь ультранационалисты жаждут американской крови. Станцию втихомолку оккупировали и конвертировали в адский гиперболоид: Сан-Франциско стерт с лица земли, на очереди Нью-Йорк.

Руководит направленным тепловым ударом некто Виктор Зайцев. Он, подобно Ксерксу, наблюдает за операцией из своего логова, сверкает лысиной с розетками в стиле Нео и чем-то отдаленно напоминает вечно живого лидера братства NOD. Условие у него одно - полная капитуляция США. Президент всея Америки (на этот раз не чернокожий, но женского пола) эту идею не поддерживает и отправляет на станцию десант.

Здесь-то и появляется наш герой - Сэм Гидеон, комок тестостерона в экспериментальном суперкостюме. Стремительная реакция, железные нервы, нечеловеческая ловкость и безнадежно прокуренный голос - обязательные атрибуты. Табакокурение для Сэма вообще отдельная функция - есть даже специальная кнопка. Нажимаем, и Сэм, сидя в укрытии и игнорируя порхающие вокруг ракеты класса «земля - земля», делает пару стремительных затяжек. Из других отличительных черт: реактивные двигатели на руках и ногах, сверхпрочная броня модного дизайна и опять же сугубо экспериментальная система BLADE - все оружие эффектно вырастает у Сэма буквально из рукава. Получился некий Франкенштейн из Мастер Чифа, Тони Старка, Гайвера и айфона.

Из командного центра нашпигованному высокими технологиями Сэму помогает гениальная советская женщина Елена Иванова. Коэффициент интеллекта 183, почти как у рекордсменки Мэрилин вос Савант, не мешает Елене носить мини-юбку, томно вздыхать в драматические моменты и во всем беспрекословно подчиняться Сэму. Другой персонаж второго плана - командир операции, ветеран десантных войск Роберт Бёрнс, полный тезка шотландского поэта XVIII века. У него, как у Сэма, очень прокуренный голос (в мире Vanquish это такой признак крутости), металлический протез вместо правой руки, здоровенный шестиствольный пулемет и маниакальное стремление жертвовать своими солдатами даже там, где это в общем-то и не обязательно делать.

В такой вот веселой компании игроку предстоит десантироваться на космическую станцию и отбить массивное наступление русских роботов. Человекоподобных, гигантских. Каких же еще?

Солид Снейк - один из самых известных курильщиков в игровой индустрии. В Metal Gear Solid сигареты - это не только вредный пример для молодежи, но и ценный с точки зрения геймплея предмет: с помощью сигаретного дыма Снейк может обнаружить лазерные ловушки.

Безымянный герой из Gothic тоже не прочь покурить. Но этот предпочитает вовсе не сигареты, а болотник, что выращивают в Братстве Спящего. Эффект от курения небогат, но интересен. Игрок может делать то же, что и обычно, но быстро понимает, что гораздо веселее бегать кругами и наслаждаться смешно вытянутым изображением.

Оружие - причина смертельных ранений

Роботов здесь навалом, самых разнообразных. Есть маленькие, очень маленькие, большие, легендарные гигантские, колоссальные - все при этом русские, и всех надо изрешетить. Размеры некоторых так велики, что их приходится уничтожать изнутри. Выглядит все это разнообразие, сами понимаете, эпически. Многие из боссов трансформируются, некоторые на лету. Пока Сэм расправляется с выкрашенной в красный цвет русской робототехникой (которая своей угловатостью напоминает ковенантов из Halo), сверху падает гигантский космический корабль. Сцена напоминает нечто среднее между обороной Зиона из пресловутой «Матрицы» и посадкой корабля графа Дуку из пресловутых «Звездных войн».

Естественно, герой в таких декорациях ведет себя подобающим образом. Гранату Сэм бросит не просто так - он прыгнет в балетном па, крайне неудобном для прицеливания. Самый банальный прием в его арсенале - дать пяткой в нос, сделать сальто, включить сло-мо и расстрелять оглушенного врага, неспешно опускаясь на землю, прямо как в японском слэшере Devil May Cry.

Воевать в Vanquish чертовски приятно. Шутка ли - даже главный положительный герой испытывает от всего происходящего неподдельный энтузиазм. Сэму все мало, он получает удовольствие от каждой стычки, постоянно повторяет фразу «It’s gonna be fun» и вообще в детстве явно мечтал убивать русских роботов. Примерно так же чувствует себя игрок. Красота вокруг творится неописуемая: пули и ракеты летают, словно рои насекомых, которых кто-то потревожил. Скорее всего, это были вы, потому что летят в основном в вашу сторону, но от всего этого буйства можно увернуться. Ракеты можно сбить еще на подлете - или вовсе проскользнуть прямо под ними в подкате. Затем вы пролетаете между ног огромного робота и расстреливаете его в спину. Все это в красивом танце, в замедленной съемке, со снопами искр из всех щелей, под надоедливый, но подходящий ситуации хаус. Это настолько по-японски, что сразу после продолжительного сеанса Vanquish непроизвольно хочется нацепить кимоно.

Vanquish приводит к превращению в японца

От всех этих умопомрачительных трюков костюм главного героя перегревается, на спине открывается сопло ракетного двигателя, и некоторое время приходится ждать его полного охлаждения. До того момента Сэм не может размахивать кулаками, кататься на коленках подобно рок-звезде с моторчиком и уходить в сло-мо. А включается оно как раз из того самого подката (надо просто начать стрелять), после кувырка в сторону или автоматически, когда в теле Сэма оказывается слишком много свинца. По этой же причине сильно перегретый герой становится куда уязвимее охлажденного. Внешне все происходящее напоминает аниме-сериал Robotech или что-то близкое по духу, что-то страшно технологичное и японское.

Даже сама игра в этот момент намекает на то, что мы попали в Gears of War про умалишенных японских роботов. Мы все это время прячемся в укрытиях, бегаем, стреляем; отдельная кнопка для рукопашной, отдельная - для броска гранаты. Механика, в принципе, та же, но ускоренная в три-четыре раза. Весь арсенал Сэма традиционно для таких шутеров разбросан по крестовине и подвержен примитивным апгрейдам: если мы подбираем патроны, а их и так максимальное количество, пушка получает повышение и магазин увеличивается (к концу игры - и урон тоже).

Помимо традиционных способов пополнения арсенала есть интересный - радикально японский. Братья по оружию нередко падают, подкошенные вражеской пулей, и начинают отчаянно ползать, как в Gears of War. Сэм же может подойти и помочь, воткнув в спину коллеге вакцину от всех болезней. Дальше происходит удивительное: из недр спасенного бойца выскакивает гранатомет/тяжелый пулемет/штурмовая винтовка. Ничуть не смущенный, боец убегает по своим делам, а Сэму остается лишь аккуратно подобрать трофеи.

Такие простые и порой условные правила отлично работают. Единственная по-настоящему серьезная проблема игры - через некоторое время даже все вышеописанные красоты, неистовства и апгрейды с гранатами могут наскучить. Новых боссов ждать приходится мучительно долго, здесь легче попасть на двойную порцию старых. А если на экране появляется чудо, похожее на конвейерного робота из клипа The Chemical Brothers, можно быть уверенным - встреча не последняя. Такие проблемы не в новинку: то же самое было в Resident Evil, в Devil May Cry и сотне других исконно японских игр.

Намного сильнее надоедают стальные декорации в стиле японского техно, ведь что-то новое ненадолго появляется только лишь в середине игры. Сэм непродолжительное время бегает по какому-то парку, а потом возвращается в знакомое окружение, сменив деревья и живописно разбросанные камни на железобетон и стекло. Радоваться остается только масштабности построек - гигантомания в дизайне уровней наблюдается примерно такая же, как в Bayonetta или God of War . Японская.

* * *

Игра вроде Vanquish могла родиться только и только в Ниппоне. Именно из национальных особенностей вырастают не только все достоинства игры, но и ее немногочисленные недостатки. Игра могла бы сохраняться чаще и в более удобных местах, а повторение боссов и игровых ситуаций европейцу не то чтобы неприятно, но как минимум непонятно. В то же время размытые грани адекватного в творческом сознании Синдзи Миками позволили ему и его команде выдать такой мощный, интенсивный и красивый шутер, что его однообразные боевые сцены хочется переигрывать вновь и вновь. Отдышаться, закурить сигарету (виртуальную) - и снова крошить русских роботов. Долго и беспощадно, пока Курильские острова назад не отдадут.

Реиграбельность - да

Классный сюжет - нет

Оригинальность - нет

Легко освоить - да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Стремительный, впитавший лучшие качества признанных столпов жанра шутер с хореографией боев уровня достойной аниме-мехи. Сюжет, к сожалению, уровня недостойной.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»