Когда читают сорокоуст. Что такое сорокоуст и когда его заказывают? Влияние совершения сорокоуста на жизнь человека

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Регулярно совершается богослужение под названием "Сорокоуст". Существует несколько типов сорокоуста - за здравие и упокой. Какая сила скрыта в этом обряде и как его правильно заказать? После прочтения этого материала вы будете знать, что это такое - сорокоуст за здравие. Каждому православному должна быть известна эта информация.

Что такое сорокоуст?

Чтобы ответить на вопрос: "Сорокоуст за здравие - что это такое?", нужно подробно рассмотреть обряд, который совершается при богослужении сорокоуста. Фактически сорокоуст - это сорок молебнов подряд, которые производятся каждый день. Число "сорок" имеет особый смысл, ведь в православии оно встречается во всех божественных событиях. Именно в течение сорока дней Иисус находился на земле и наставлял своих учеников, пока не вознесся на небеса. Это не значит, что сорокоуст можно заказать только во время пасхальных праздников. Его можно заказать в любое удобное время.

Что такое молебен?

Так как сорокоуст состоит из сорока каждодневных молебнов, давайте разберемся, почему такая продолжительность молебнов даёт сильное Божие благословение. Молебен можно обозначить как сокращенное утреннее богослужение. Во время молебна читают следующие молитвы:

  • Евангелие;
  • тропари;
  • каноны;
  • ектении.

Молебны бывают разного типа, ими можно попросить Бога о помощи в исполнении мирских и бытовых дел, а затем заказать благодарственный молебен, чтобы воздать Всевышнему благодарность за помощь. Поэтому, если прямо отвечать на вопрос о том, сорокоуст за здравие, что это такое, то это - постоянное подношение Господу. Совершать молебен можно не только в храме, но и дома, главное иметь икону или образ того святого, которому проводишь молебен.

Проводить его можно к отдельному святому, Пресвятой Богородице или Господу Богу. Подробная «инструкция» о правильном служении молебна находится в книге православных обрядов - Требнике.

Как правильно понимать слово «здравие»?

Перед тем как заказывать сорокоуст, необходимо понимать этимологию слова «здравие». Здравие означает не только физическое здоровье, хоть эти два слова и имеют огромную схожесть. Здравие следует понимать как благополучие практически во всех сферах человеческой жизни. Такой стереотип появился из-за того, что в большинстве случаев сорокоуст заказывают о человеке, который борется с недугом. В такой момент, он имеет особую исцеляющую силу.

Как правильно заказать сорокоуст о здравии?

Для правильного заказа сорокоуста нужно отправиться в церковь. При этом одеться нужно соответственно. Это значит, что одежда не должна быть вызывающей и слишком яркой. Женщина должна покрыть голову платком. А мужчине, наоборот, необходимо снять головной убор в церкви. При входе в храм нужно повернуться к алтарю и совершить тройное крестное знамение. Можно обратиться к священнику с вопросом: «Сорокоуст за здравие - что это такое?». Многие прихожане стесняются это сделать, но напрасно. Священнослужитель понятно объяснит, как заказать сорокоуст о здравии в церкви и зачем это нужно.

В каждом храме имеется небольшая лавка, в которой прихожане могу приобрести свечи, молитвенные книги, крестики и другие церковные принадлежности. Именно там нужно взять прямоугольный лист бумаги и заполнить его следующим образом:

  • Сверху нужно озаглавить лист «О Здравии», в случае если сорокоуст заказывается об упокоении - написать «О Упокоении».
  • Под заголовком напишите имена людей, за которых необходимо совершать богослужение. Обратите внимание на то, что оплата производится за каждое отдельное имя.
  • Записывать имена нужно не в именительном падеже, а в родительном. Например, не «Андрей», а «Андрея».
  • Обычно после перечисления имён дописывают всех сродников или православных христиан.

Готовую записку отдаём служителю лавки, там же производим оплату. После этого уходить из церкви не стоит. Будет лучше, если вы останетесь до того момента, пока батюшка прочитает вашу записку.

Сорокоуст о здравии в 3 церквях

Почему именно в трех церквях? - Это тоже одно из сакральных чисел, которое несет божественный смысл. Обычно при крестном знамении произносят слова троединства - «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». Три сорокоуста о здравии заказывают для того, чтобы господь услышал молитву и помог в решении житейских проблем. К богу можно обращаться по следующим причинам:

  • Для борьбы с недугом и для улучшения здоровья родственников и близких.
  • Для достижения душевного покоя.
  • Для улучшения материального благосостояния.
  • Для достижения намеченных целей и успешного осуществления запланированных дел.
  • Об отпущении грехов.

Таинство сорокоуста

Сорокоуст, особенно служащийся одновременно в трех храмах, способствует полному очищению энергетики и освобождению от злых чар. Чтобы развеять колдовские оковы и другие неприятные вещи, не рекомендуется упоминать о том, что о вас служится сорокоуст, причем сразу в трех храмах. Это явно не то событие, о котором нужно рассказывать людям, даже хорошим знакомым. Чтобы очистится не только душой но и телом, в течении сорока дней богослужений нужно соблюдать пост, но не слишком строгий. Сорокоуст о здравии - это такой обряд, который подразумевает таинство исполнения.

Как заказать сорокоуст о здравии в трех церквях

Если хотите сами заняться этим вопросом, то определите для этого подходящий день, желательно такой, в который будет проходить богослужение. Выберите три храма, чтобы посетить каждый из них и заказать сорокоуст. Разумеется, в таком случае не нужно ожидать чтения богослужения, чтобы успеть на утреннюю молитву в каждой из церквей.

Не обязательно самому производить заказ. Можно попросить об этом родственников. Но только самых близких. Почему именно их, мы рассказывали выше. Очень сильно ценятся сорокоусты в местах силы - монастырях и там, где находятся мощи святых.

Заказ сорокоуста без посещения церкви

Новые технологии теперь применяют и в храмах, открывая онлайн-приёмные, где можно заполнить электронную «записку». Там же можно оплатить заказ и отслеживать, сколько дней осталось до завершения богослужений вашего имени.

Ошибки восприятия смысла сорокоуста

  • Обычно при появлении какой-то проблемы вы начинаете думать, что нужно заказать сорокоуст, и её как рукой снимет. В каком-то смысле вы начинаете воспринимать молитву как своеобразную валюту, которой платите за своё благополучие. Это неправильный подход. И Господь благословит вас только тогда, когда придёт нужное время. Это может продолжаться неопределенный срок. Но помните, Богу виднее.
  • Нельзя заказывать сорокоуст о некрещеном человеке. Это противоречит всем православным устоям. Ведь формально при отсутствии крещения у человека даже нет православного имени, которое нужно вписывать в записку.
  • Хоть в названии обряда и присутствует слово «сорок», заказать его можно и на больший период. На год, полтора, два и даже больше.
  • Не обязательно брать благословение у батюшки на совершение обряда.

Другой вид сорокоуста - "За упокой"

Разницы в заказе об упокоении практически нет, кроме надписи на записке. Вместо «О Здравии» нужно написать «Об Упокоении». Когда батюшка дойдет до такой записки, он произнесет другие слова, чтобы почтить память усопшего.

Прибегать к обряду за упокой следует тогда, когда вы чувствуете, что умершему нужна божья благодать.

Какую помощь следует ожидать от сорокоуста?

  1. Обычно к Богу обращаются таким образом, чтобы получить благословение на решение важных дел. Это не значит, что можно пустить всё на самотек и Бог за вас всё сделает. Это своего рода поддержка в трудные минуты. Предпринимать серьёзные шаги для освобождения себя от проблем требуется самому.
  2. Здоровье человека зависит не только от физического состояния, но и от состояния его энергетики. Существует много злых чар, которые портят биополе - порчи, сглазы и т. д. Сорокоуст помогает снять эти духовные недуги и привести в порядок общее состояние.
  3. Можно попросить святых о помощи в поиске второй половинки и создании крепкой семьи. Они охотно помогут, если вы хотите завести детей, или уже находитесь на стадии беременности и желаете, чтобы она протекала без негативных последствий. Можно помолиться и за сохранение домашнего очага.
  4. Если сорокоуст читается за упокой, то это дает усопшему Божье благословение и благодать на небесах. Также он получают блаженство, от того, что о нём заботятся родственники или близкие люди.

Эффект от сорокоуста в семи церквях

Чем больше людей молятся о вашем здравии, тем сильнее эта молитва примыкает к Господу. Только общими молениями можно достигнуть высшего Божьего благословения. Но существует миф об одновременных богослужениям в семи церквях. Мифом это можно считать только потому, что в священных писаниях ничего об этом не сказано. Поэтому тратить лишние финансы на это не стоит. Тем более, что совершить одновременный заказ в семи церквях будет очень сложно. Идеальным вариантом будет ограничиться тремя церквями и соблюдением поста в течение богослужений.

Православные люди утверждают, что Сорокоуст о здравии в трех церквях - самое действенное средство, чтобы избавиться от порчи, сглаза и болезней. В этом случае вступает в силу христианская психология, основанная на мощной энергетике, накопленной годами. Не секрет, что именно этот обряд - , чтобы вернуть здоровье тяжело больному человеку. В менее сложных случаях, когда речь идет об улучшении самочувствия или исцелении от простой болезни какого-то человека, вполне достаточно заказать Сорокоуст о здравии в одной церкви. Однако если имеет место сильная порча, недавно перенесенный серьезный недуг, необходим Сорокоуст о здравии в 3 церквях. Вспомним, что «три» - священное число и для магов, и для многих религий. Это число имеет прямую связь с Богом, творцом стихии огня. Это по-настоящему созидающее активное начало.
Выбрать церкви можно чисто интуитивно. Вы почувствуете, что именно в этих церквях вам хочется заказать службы. А можно этот выбор обосновать тем, что церкви по отношению друг к другу образуют как бы треугольник. Эта геометрическая структура сделает ещё более мощным влияние обряда, она сконцентрирует энергию в мощный поток, который будет направлен конкретно на больного человека.
Можно также заказать Сорокоуст о здравии в трех церквях одновременно и с другой целью: нейтрализовать прощением врагов и недоброжелателей, которые могли стать причиной проблем со здоровьем. Тем самым мы вернем неприятелям то, что они сами сотворили. То есть мы включим действие вселенского закона возврата посланной энергии. Люди - источники зла и всяческого негатива вдвойне, а то и втройне получат то зло, которое они сотворили по отношению к нам.
Но все не так плохо. Мы можем, заказывая Сорокоуст о здравии не наказывать кого-то, а «почистить» того человека, на которого сделали приворот, в результате чего он заболел. Эта чистка будет глубокой, перестроится вся энергетика и вся физиология.
Как правило, он хорошо помогает всем православным людям. Но если результат кажется недостаточным, можно прибегнуть к обряду исполнения желаний. Тогда наверняка восстановится положительная энергетика человека

Нужно знать: если кто-то попал под приворотное воздействие, следует помогать ему всякими средствами, в том числе и церковными.
Подробнее остановимся на том, как действует обряд, исцеляя больного человека. Через сорок дней этой службы энергетика полностью избавляется от негатива, полученного извне. Она как бы настраивается на высокие позитивные частоты, и в результате энергетические оболочки благополучно восстанавливаются. Происходит исцеление - душевное и физическое.
Все эти сорок дней человек должен соблюдать пост: отказаться от мяса, рыбы, от молочных продуктов, то есть от всего, что имеет животное происхождение. Не следует употреблять острые и сладкие блюда. Такое воздержание пойдет на пользу организму, ему будет легче справиться с болезнью и энергетически очиститься.
Заказав обряд, человек должен сам себе назначить и духовный пост: ни в коем случае не употреблять бранных слов, отказаться от праздной болтовни, посвятить как можно больше времени размышлениям о совершенных ошибках, которые тоже могли стать причиной заболевания.
И последнее. Постарайтесь, чтобы сам факт заказа Сорокоуста о здравии в трех церквях был тайной для окружающих. В таком случае действию обряда ничто не будет мешать извне.

Что такое сорокоус

– это молебен, который совершается Православной Церковью о православном христианине в течение сорока дней. Служится он на Божественной Литургии как за живых (сорокоуст о здравии ), так и за умерших (сорокоуст об упокоении ). В православной традиции сорокоуст считается сильным служением, помогающим справиться со многими трудностями Милостью Божией.


Заказывают:

  • для выздоровления болящих: как при острых, так и при долго продолжающихся хронических заболеваниях, заказывают перед операциями, при болезнях детей и родственников, а также перед родами;
  • перед важными событиями для привлечения Божией помощи
  • за врагов для разрешения вражды

Заказывают за новопреставленных в срок до сорока дней со времени смерти. Лучше всего сорокоуст об упокоении заказать в сам день смерти человека, чтобы молитвы Церкви помогали душе покойного преодолеть мытарства и обрести Царствие Небесное.

Сорокоуст можно заказать в церковной лавке любого храма, или воспользовавшись интернет-сервисом .


— одна из сильнейших треб, которую заказывают в случае болезни, опасности для жизни и здоровья. Также сорокоуст заказывают в случае, когда вы сами или другой человек вольно или невольно причинил зло, и требуется помощь Божия для исправления злых намерений и прекращения вражды.

На протяжении сорока дней Православная Церковь молится о человеке, взывая о Божией благодати для него. Сорок дней – именно тот срок, который требуется для свершения этого духовного таинства.

Сорокоуст при болезни

Заказывают, когда здоровье человека находится под угрозой, и нужна помощь Божия, чтобы преодолеть эту опасность и оградить от неё. Когда человек долго болеет, и врачи не в состоянии его вылечить, многие отмечают, что церковная молитва способствует улучшению состояния больного: стихает боль, и если состояние не начинает улучшаться, то к удивлению врачей, наступает период ремиссии.

Заказывают перед сложными операциями , когда жизнь человека оказывается полностью в руках Божьих, когда всё зависит от умения врачей и нашей молитвы Богу о нём.


Заказывают перед родами, чтобы воззвать к помощи Божией в такой важный момент жизни будущей мамы и малыша. Заказывают требу, как правило, за две-три недели перед сроком родов для того, чтобы охранить маму и ребёнка от опасностей в последние недели беременности и во время родов. Требу можно заказать в любом храме или монастыре, либо подав заказ через сервис .

Сорокоуст за врагов

Заказывают не только за близких людей, но и за врагов, за тех людей, которые причинили нам боль. Молясь о врагах, мы также просим Бога о собственном смирении и о вразумлении наших обидчиков. Божья милость не знает границ, и способна смягчать даже самые чёрствые сердца и обращать зло, сотворённое человеком в великое благо.

Огромное число людей, кто обращался к Богу и Церкви в отчаянии перед сотворённым злом, говорят о том, как чудесным образом менялась их жизнь, и с какой неожиданной стороны приходила к ним помощь от тех людей, о ком они не могли и помыслить. Великая сила церковной молитвы помогает всем, кто открывает своё сердце Богу.


Является одной из самых значительных треб о поминовении упокоившегося православного христианина. Как правило, он заказывается сразу после смерти и, желательно до похорон. Русская Православная Церковь молится в течение сорока дней о том, чтобы душа новопреставленного обрела Райские обители. Обычай о сорокадневном поминовении был принят ещё Первыми Апостолами и исполняется по сей день.

Обычно, заказывается в день самой смерти, ведь после смерти тела, душа человека изменить уже ничего не может, а только уповает на наши молитвы.

Согласно православному учению, в течение сорока дней после смерти, душа трижды является на поклон к Богу. Ей показываются райские обители и ад. Молитвы воздаются Богу, чтобы помочь душе усопшего одолеть тёмные силы перед тем, как явиться к Престолу Божиему на суд. На сороковой день душа возносится на поклонение Богу в третий раз. Именно в этот момент решается её участь и место пребывания вплоть до Судного дня.

Если в день смерти человека вы не можете посетить храм, можно подать записку через интернет-сервис .


Сорокоуст является приношением жертвы Богу. Поминовение происходит в алтаре во время подготовительной части Богослужения, Проскомидии. Из просфор извлекаются частицы за тех, о ком были поданы требы. Священник Копием, специальным ножом с треугольным лезвием, символизирующим копьё, которым стражник пронзил грудь Спасителя на кресте, изымает небольшие частицы просфоры, произносит: «Помяни, Господи…», читается каждое имя, указанное в требе. Извлечённые частицы кладутся на дискос вместе с другими частицами, вынутыми из богослужебных просфор. В конце Литургии, после Святого Причастия, частицы погружаются в потир и произносятся молитва «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Тем самым, христиане, живые и усопшие, за которых мы заказываем сорокоуст, омываются Пречистой кровью Христа и получают благодать от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Сорокоуст служится на протяжении сорока богослужебных дней подряд. Число 40 в Писании обладает сакральным значением: сорок дней и ночей продолжался ветхозаветный потоп, сорок лет иудеи странствовали по пустыне, сорок дней и ночей провёл Моисей на горе Синай прежде чем получил Скрижали Завета, сорок дней постился Спаситель после крещения в Иордане, на сороковой день вознёсся Господь на Небо после Своего Воскресения. Так, сорок дней усердной молитвы о живом человеке способны снискать Благодать Божию, а для души усопшего стать бесценной помощью в обретении Царства Божьего.

Как правильно заказать сорокоуст

Требу можно подать в любом храме или через интернет-сервис

Все требы в Русской Православной Церкви подают только за крещённых в Православной Церкви христиан. Самоубийцы в церкви не поминаются.

Принимаются требы, как правило, в церковной лавке, где они вносятся в специальную книгу, а затем служитель храма передаёт требы в алтарь.

Перечисляйте имена людей в церковной форме, данной при крещении. Имена можно дополнять уточнениями:

  • о детях до семи лет: «младенец» (мл.);
  • о детях старше семи лет: «отрок» (отр.);
  • о военнослужащих: «воин»;
  • об усопших до сорокового дня: «новопреставленный»;
  • о больном пишут «болящий» (бол.) или «страждущий» (стр.);
  • об убитом: «убиенный».

За кого нельзя заказывать сорокоуст

Так как Церковь может молиться (именно может, а не «хочет») только за своих членов, то за людей, не принадлежащих Телу Церкви заказывать поминовения нельзя. Такое ограничение распространяется как на поминовения о здравии, так на поминовения об упокоении. Таким образом, заказывать требы нельзя в следующих случаях:

  • за некрещёных людей, так как они не являются членами Церкви;
  • за самоубийц, как за людей, поправших Дар Божий — Жизнь;
  • за людей перешедших в иную веру, то есть самостоятельно покинувших Церковь;
  • за хулителей веры, воинствующих безбожников и еретиков.

За самоубийц в церкви заказывать поминовения нельзя, их можно поминать только в домашней молитве. Из письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) матери покончившего собой:

«А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя — таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ — дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином — прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой — светильники в жизни нашей. А Господь — милость и любовь. На это и надеемся».

Сорокоуст о здравии себе

Многие спрашивают, можно ли заказать сорокоуст о здравии о себе и что при этом будет. Сорокоуст за себя заказывать можно и необходимо. Заказывая требу о здравии для себя, вы взываете к благодати Божией через Церковь Его.

Если в вашей жизни происходят переломные события, либо вы сильно заболели, либо чувствуете, что сошли с пути, и вам как никогда нужна Божья помощь, подайте требу о сорокоусте о здравии, вписав в неё своё имя.

Помните, молитва к Господу должна исходить от вас. Не следует относиться к заказу требы как к магическому ритуалу. Для того, чтобы молитвы стали по-настоящему действенны, обязательно ходите в церковь, исповедуйтесь и причащайтесь. Только через любовь к Богу и Церковь приходит к нам Благодать Божия.

Сорокоуст в трёх церквях

Сорокоуст в трёх церквях или семи церквях заказывают за тяжело больных людей, чьё здоровье находится под угрозой, когда крайне необходима помощь и заступничество Божие. В народе считается, что, заказав требу в трёх церквях, мы можем призвать особую благодать Божию на того человека о ком мы подаём требы и молимся.

Если же спросить о сорокоусте в трёх церквях священника, то он скажет нам, что не нужно искушать Бога и требовать от Него чуда, и что Бог слышит все молитвы, не важно в скольких церквях произносимые: в семи или одной.

Сорокоуст об упокоении живому

Многие интересуются что будет, если заказать требу об упокоении живому. Такие люди ищут магию и, как сказал Господь: «Род сей лукавый ищет знамений и чудес». Нельзя причинить вреда человеку через Бога, ибо Бог – есть Любовь, и для Него все живы. Если Вы ищете как сделать человеку зло, начните с изменения в себе: откройте своё сердце для Любви Божьей, сходите в храм и исповедуйтесь. После этого Вы обязательно почувствуете перемены и осознаете ничтожность пути, на который вы попытались встать.

Сколько стоит сорокоуст

В разных храмах размер пожертвования за сорокоуст может отличаться. Прежде всего он зависит от нужд и потребностей того или иного храма. К примеру, строящиеся и восстанавливаемые храмы, которые остро нуждаются в средствах, иногда устанавливают более высокий размер минимального пожертвования за требу, чем храмы давно обустроенные. Как таковой универсальной цены не существует, и сумма пожертвования всегда остаётся на ваше усмотрение.

Как заказать сорокоуст бесплатно

Если вы стеснены в средствах, но чувствуете потребность в том, чтобы за вас или вашего близкого человека кроме ваших частных молитв, звучала общая церковная молитва, вы можете после богослужения подойти к настоятелю храма, и, описав положение, спросить благословение на бесплатную передачу своей требы в алтарь. Как правило, священник всегда старается помочь и примет вашу требу безвозмездно.

Чем отличается молитва в храме от домашней молитвы

Когда мы молимся дома, мы обращаемся к Богу частно, но когда приходим в храм, то на нас снисходит благодать общей молитвы. Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал:

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них
(Мф. 18, 19-20)

Это сугубое (т.е. особенное) моление в течение сорока Божественных литургий. Почему для такого моления избран такой временной отрезок? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна. Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении. Это моление может быть и о здравии и об упокоении души (если человек умер). К примеру, молодой человек тяжело болен. Родные просят Церковь о сугубой молитве за него и заказывают сорокоуст о здравии в храме, где совершаются ежедневные богослужения или в монастыре. До окончания сорокоуста человек не без воли Божией оставил этот мир. В этом случает родственники сообщают эту информацию в храм и оставшиеся дни сорокоуста молитва идет уже за новопреставившегося. Так что сорокоуст есть и о здравии и об упокоении . В нашем храме, кроме того, можно заказать такое поминовение о здравии или упокоении на полгода или на год. К этому стоит напомнить, что у Бога все живы. Мы молимся о душе, о ее спасении.

В некоторых обителях не каждый день совершается литургия, однако сорокоуст есть и длится ровно 40 литургий, которые могут растягиваться на несколько месяцев.

Сорокоусты - это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется "седминами и сороковинами". "Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами". Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

Некоторые случаи

Возникает вопрос: Можно ли подавать записки на проскомидию и сорокоуст за православных, которые не то что не причащаются раз в год, а вообще редко в храм ходят?

Опираясь на строгость церковных канонов, действительно за таких людей не полагается подавать записочки в алтарь, но если бы мы руководствовались в своей жизни всей строгостью канонов, то, наверное, в церкви остались бы единицы. Сейчас жизнь решительно изменилась. Надо помнить, что древние каноны – некий идеал, к которому мы должны стремится! Но смотреть на вещи надо реально и не ударяться в излишнюю строгость, которая не уместна в нашем и без того жестоком мире.
Господь видит сердце каждого человека, ни один даже мимолетный помысел не может быть для Него сокрыт. Он знает и Вас, и тех людей, за которых Вы заказали сорокоуст, знает и то, по чьей просьбе Вы это сделали. Неужели Он может судить человека за чьи-то чужие грехи только по той причине, что человек выполнил просьбу своего ближнего и заказал требу за его родных?
Подавать на литургию нельзя только за сектантов, еретиков и сознательных богохульников, которые явно засвидетельствовали свою вражду к Богу.
В некоторых монастырях и храмах все подряд требы не принимают. Нельзя на себя брать больше, чем можешь понести. К тому же так бывает в местах, популярных среди паломников. Там монахи просто не в состоянии молиться о множестве людей, о которых подают требы. Поэтому и спрашивают, воцерковлён ли человек, "свой ли он, живёт ли жизнью Церкви". Иногда этот поток регулируется установкой относительно высокого размера пожертвования. Тогда уж паломник не будет всех подряд записывать, а напишет действительно тех, кто очень нуждается в молитве.
Поэтому лучше выяснять у знакомых, кто эти люди, о ком они просят заказать сорокоуст. Легкомыслию здесь не место.
Молиться и помогать друг другу нам сам Господь заповедал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин 15:13) Если мы, православные, не будем друг за друга молиться и помогать – через кого тогда Господу нам помогать?

Два ответа на подобные вопросы архимандрита Рафаила (Карелина)

Недавно в одном из монастырей мне отказали заказать сорокоуст "О здравии" моих родных на основании того, что они не ходят в церковь и не причащаются, предложили записать их на Псалтырь. Объясните, пожалуйста, в чем духовная разница этих молитв, и есть ли какие-то правила, за кого как молиться?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Частицы, вынимаемые из просфор на проскомидии, знаменуют души поминаемых людей. В конце литургии частицы опускаются в чашу с Кровью Христовой. При этом священник говорит: "Господи, омый грехи, поминавшихся зде, Кровью Твоею честною". Поэтому литургическое поминовении не соответствуют состоянию людей, которые не ходят в церковь и не каются. Чтение Псалтыри и молебны – это молитвенный чин и обряды, а литургия – таинство...

У нас на приходе (сельский храм) требы, поданные на проскомидию читают даже на ектении (по сути бескорыстно). Между тем, многие (в требах) далеки от Церкви, даже не хотят чтобы за них молились (крещеные, но отступившие, сектанты, напр.). не грех ли это? Батюшка замечательный: добрый и умный?

Архимандрит Рафаил отвечает:

Александр! ... На литургии поминаются только те православные, которые принадлежат или принадлежали (усопшие) Церкви и включены в ее внутреннюю жизнь. На панихидах допустимо поминать крещенных, но невоцерковленных православных, в надежде на их предсмертное покаяние. А на молебнах - крещенных, но заблудших, с целью возвращения их в Православие. Их имена можно также поминать при чтении Псалтыри. Вам следует попросить священника, чтобы он объяснил это прихожанам, во избежание недоумения...

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Сорокоуст - это поминовение подряд на сорока Литургиях. На Литургии молятся о здравии живых и о упокоении усопших. Поэтому можно заказывать сорокоуст и о здравии - за живых, и о упокоении - за усопших.
Сорокоусты о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях - чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах и даровал им здравие душевное и телесное.

Молитва это ведь не просто слова. Надо понимать, что когда человек становится на молитву, это всё равно, что он объявляет войну нечистому. За свою душу, или за души других. Думаете, им это нравится? Думаете, им приятно? Эти молитвы их просто жгут, покоя не дают. Вот они и начинают мстить. Тому кто молится или тому о ком молятся. Конечно, месть их до известного предела, сколько Господь попускает. Многих Господь и совсем уберегает от этого зла, но далеко не всех. Но особая брань идёт на настоящих молитвенников - монахов, монахинь, священников. Вот и не принимают часто в монастырях записки за всех подряд. Подавать записки, жертвовать на храм, это тоже дело молитвенное. Поэтому по поводу молитвы лучше со священником поговорить. Не брать на себя слишком много. Молиться за тех, за кого мы обязаны молиться: за родителей, за детей, супругу, крестников. За того, кого любим. Пожалуй, если молиться с любовью, то человек под защитой, а если дерзнуть вымаливать всех подряд (сектантов, раскольников, блудников, алкоголиков, сотрудников и соседей), то... надорваться можно. Если человек молиться о ком-то, кого сложно вымолить (о человеке, отпавшего от Церкви), то он должен понимать, что он берёт на себя за это ответственность.

Сегодня часто в интернете при запросе «сорокоуст о здравии в трех церквях» обнаруживается множество вариантов «правильных» свойств этих молитв: помогают от порчи и сглаза, по словам народных целителей, избавляют от тяжелых болезней, прощением нейтрализуют врагов и недоброжелателей, восстанавливают энергетические оболочки, основываются на мощной энергетике и прочее.

От всего этого становится очень грустно.

Однажды в бытность мою пономарем перед Божественной литургией в праздник Крещения Господня я взобрался на колокольню позвонить к службе. Спустившись в притвор, не мог протиснуться в храм, так как из него в массовом порядке сплошным потоком выходили люди. Я недоумевал. Но потом оказалось, что батюшка перед службой сделал объявление: сначала служится Литургия, потом по заамвонной молитве – великое освящение воды и уже на улице после этого окропление святой водичкой.

После этого половина народа вышла из храма! Люди стали вокруг церкви и терпеливо (в крещенский-то мороз!) ждали, пока закончится эта непонятная длинная служба, наконец-то священник выйдет на пятнадцать минут покропить их и баночки и можно будет вернуться домой. Раздражались, говоря колкости в адрес батюшки: мол, почему так долго, почему не сокращает службу, не жалеет мерзнущий народ и прочее.

А в это время для них же в храме шла самая главная служба – Литургия, и небеса открывались, и благодать Святого Духа для спасения человечества пресуществляла Святые Дары…

Все это очень страшно.

В моей священнической практике был случай, когда по окончании службы в храм зашел мужчина, который хотел купить свечи. Я в это время был возле церковной лавки, и что-то будто бы толкнуло меня поинтересоваться, зачем ему свечи. Он честно ответил: еду к бабке, жизнь замучила и прочее, в общем надо спасаться. Я говорил ему о том, что нужно войти в храм, поставить свечи, помолиться в тишине Богу о своем или, если он желает, мы помолимся вместе, отслужим молебен. Но мужчина и слушать не хотел, у него была цейтнотная спешка. Бабка его ждала! Я тогда сказал, что свечи ему не продам. Он начал меня обзывать, мол, что я за священник, если не могу страждущему больному человеку помочь, в данном случае поехать к бабке.

Еще один пример. В одном из сел, где я служу, храм освящен в честь Рождества святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Перед храмовым праздником довольно часто я слышу вопрос: «Це ж у вас скоро храмове свято – Івана Купала?» И обязательно 7 июля нужно массово идти на гуляния, жарить шашлыки, прыгать через костер и т. д.

К чему я это все рассказываю? Здесь довольно глубокий корень. Тут кроется очень серьезная проблема, о которой нужно говорить. В чем она состоит? Сегодня древнеславянское язычество уже не существует как религия, но в народном сознании оно все еще укоренено как некий отпечаток-след, являющийся составляющим элементом национального менталитета. И, что тяжелее всего признавать, это язычество смыкается с церковной православной обрядовостью, порождая в духовном отношении искривление, своего рода болезнь – «псевдоцерковную магию».

Сорокоуст в трех церквях – явление того же порядка.

Древнеславянское язычество – это довольно аморфная несистематическая религия с неразвитой иерархией. Ее использовали по потребности (необходимость в хорошем урожае, в успехе военного похода, защита от климатического бедствия), и основывалась она на поклонении тем силам природы, от которых напрямую зависел древний славянин.

Потому язычество у наших предков – явление сугубо вещественное, материальное. В нем нет ничего духовного. Отсюда и магия, как реализация языческих культов в обрядовой форме, имеет свою жесткую структуру. Она абсолютно формально математична и направлена не в сердце и душу человека, но вовне. Например, чтобы на огороде росли овощи, нужно только в строго определенное время встать перед рассветом (если проспал, уже ничего не получится!), обойти определенное количество раз свой земельный участок, проговаривая конкретный заговор. Также и в псевдоправославной магии: сорокоуст в трех церквях, тридцать три свечи нужно поставить за здравие и спокойно иди домой, у тебя будет все хорошо. Формальный обряд выполнен, «аура очищена».

Почему появилась эта псевдоцерковная магия? Конечно же, это проделки нечистого духа. Самое большое желание сатаны – осквернить святыню. Именно поэтому бабки, гадалки, ворожеи, водительствуемые бесами, используют в своих магических ритуалах иконы, заговоры с поминанием имен святых и т. д. Довольно часто в священнической практике батюшка сталкивается со следующим предложением: «Покрестите ребенка, а то нам к бабке надо ехать, а она некрещеных не принимает». Почему бабка не принимает некрещеного человека? Потому что для такого Царствие Божие закрыто. А крещеного принимает, потому что задача беса – надругаться над святыней. В данном случае над Таинством Крещения.
Кстати говоря, был случай, когда ворожея не приняла ребенка, крещенного священником «Киевского патриархата», родители пытались ее убедить в том, что дитя крещено, но она упорно стояла на своем – «ребенок не крещен».

Есть такой случай в житии блаженного Андрея Юродивого…

Женщина пошла к магу, чтобы разобраться в своих личных проблемах. Он приготовил водичку, что-то пошептал над ней, что-то влил в нее и сказал женщине окропить ею святые иконы, находящиеся в доме. После этого женщине стало хуже. Она пошла к святому Епифанию – ученику блаженного Андрея Юродивого, и он, помолившись, показал ей в духовном отношении, что женщина сделала со святыми иконами. Оказывается, они все были окроплены нечистотами.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:30). В данном случае святой апостол говорил о тех людях, которые недостойно, без должного благоговения и разумения о святыни Евхаристии, причащаются. В Ветхом Завете есть следующее повествование: «Наддав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1–3).

Потому не будем приносить пред Господом огонь чуждый.

Конечно, можно заказывать сорокоусты и в трех храмах, и в десяти, и в большем количестве. Это хорошо и важно. В результате призывается молитвенно, через великое Таинство Бескровной Жертвы благодать Божья на человека. Но с чем, с каким чувством, с каким духом заказывается сорокоуст? С духом благоговейного страха Божия? С духом трепетной и кроткой сыновьей любви к Нему? Сын ли это вопиет к Отцу Своему Небесному: «Отче, помоги мне. Пропадаю без тебя!» Или происходит нечто другое – вложение в кадильницу церковную чуждого ей и даже враждебного элемента язычества, поиска оправдания собственного греха? Что в таком случае получает человек? Только, как Наддав и Авиуд, – гнев Божий. Ведь человек, который подходит к Чаше (а сорокоуст имеет прямое отношение к Евхаристии) недостойно, с мыслью о бабке, о магии, о языческих ритуалах – богохульник и осквернитель святыни. И что может быть хуже этого?!

Потому нам следует помнить, что мы в Теле и Крови Христовых ищем и находим прежде всего утраченное общение между Богом и человеком. Это единственная и самая важная цель человеческой жизни. В ней спасение и душ, и тел наших.

Вспомним слова Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Под «этим всем» подразумеваются земные материальные блага, которые и так щедро дает Бог человеку.

Иерей Андрей Чиженко

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»