Люби бога и делай что хочешь. Люби – и делай, что хочешь! Вот так

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Экология сознания. Психология: Поговорим о любви. О романтической любви, и о той любви, о которой говорил святой Августин ("Люби и делай что хочешь."). Тема вечная и никогда не заезженная, всякий раз открывается по-новому.

Что такое «принятие», как это сделать

Поговорим о любви. О романтической любви, и о той любви, о которой говорил святой Августин ("Люби и делай что хочешь."). Тема вечная и никогда не заезженная, всякий раз открывается по-новому. Тем более что есть от чего оттолкнуться – письмо читательницы, искреннее и личное письмо. В нём поднимается вопрос, который мы обсуждаем постоянно и наверное будем продолжать это делать. Что такое «принятие», как это сделать? Приведу письмо почти без сокращений.

Мне 36 лет. Живу с мужем и ребенком 5-ти лет. Замуж вышла в 27 лет. Периодически читаю ваши статьи, так вот, как-то осознала, что меня догнала отрицательная обратная связь. Только вот непонятно, как нужно ее принять, прожить и удовлетвориться.

Дело в том, что замуж вышла, как я сейчас понимаю, не столько по любви, сколько по расчету - адекватный, ответственный мальчик, который не будет пить, гулять, а будет заботиться о семье; и причиной также было - избегание одиночества и маленький заработок. И, если раньше, видя его недостатки - старалась переводить их в плюсы, то сейчас раздражает все его поведение и он сам.

Какое-то время было все хорошо, но после рождения ребенка (который родился опять же не в гармонии и любви, а потому что - рожать пора) у меня отрезало желание близости с мужем. "План ведь выполнила". После родов произошло так, что не могу к себе подпустить мужа, да и не хочу уже. И прям бесит. Ребенок хочет братика, и мне ее жаль очень, потому что я тоже хочу. Правда непонятно - в какой семье. Но ничего не могу с собой поделать.

И получается, чтобы двигаться дальше, нужно эту реальность принять, удовлетвориться и прожить ее. НЕ ПОНИМАЮ!!! КАК???

При всех плюсах мужа он меня все равно раздражает, а про близость даже думать не хочется. Т.е. я должна себя заставить думать, что люблю его? И принимаю таким, какой он есть??? Не получается... А проживать это как? Закрыть глаза и исполнять супружеский долг? Непонятно...

Такая вот очень живая история. Живая история. Но история. А у всех историй есть одно общее свойство – они выдуманы . Они – неправда. Как бывший историк могу вам сказать, что историю пишут «победители». А поскольку они постоянно меняются, то историю всегда переписывали и будут переписывать.

Не существует правдивой истории человечества, и не существует правдивой истории страны или семьи. Говоря по правде, прошлого вообще не существует. Любая история – это работа ментальной машины, ума, который объясняет то, что происходит в настоящем .

Ум даёт оценки, выдвигает суждения, делает прогнозы, анализирует, и самое интересное – требует изменений и улучшений. Ум комментирует текущую «реальность». Ум практически всё время недоволен, даже когда доволен. Это очевидно, если он получит то, что «хочет», то будет недоволен тем, что не может это удержать.

Поэтому можно было бы разбирать эту историю по пунктам, указывая на конкретные заблуждения, но для экономии можно просто сказать, что вся эта история – неправда, просто по определению.

Приятие находится за пределом пространства историй. Вот смотрите. В нашем переживательном опыте есть некие мысли, образы, воспоминания, есть чувства и ощущения.

Если понаблюдать, то можно увидеть мысли «я», которые некоторые сюжеты как-бы объединяют под своим шефством и так появляются субличности. У нас много личностей – ролей и масок, которые включаются умом в разных контекстах . Я мать, я жена, меня бесит мой муж, я должна принять это. Всё это в уме .

Вот туда загрузили новые данные – «принятие» . Это стало ещё одной концепцией, может стать ещё одной субличностью в уме. Вы будете пытаться принять, появится часть вас, которая будет играть роль «я принимающая» .

Но повторю ещё раз: истинное приятие находится за пределом работы ментальной машины . Суть ума – оценивание, сравнение и т.п., он просто не создан природой для приятия.

Говоря языком физиологии ум и речь – это инструмент коммуникации, 2-я сигнальная система. 1-я сигнальная система – это чувства и ощущения, так сказать «энергетическое» восприятие. Если сигналы 1-й сигнальной системы, сенсорного канала восприятия, перехватываются умом и оцениваются им как «негативные», то появляется то, что мы называем «страдание».

Страдание – это сенсорные переживания + негативная оценка ума, то есть по сути сопротивление. Приятие – прекращение сопротивление, проживание сенсорных переживаний напрямую в канале ощущений и чувств.

Для приятия не надо ничего делать. Наоборот, надо прекратить делать. Неприятие – это делание (думание, «принятие решений», волевые усилия и т.п), приятие – это неделание. Есть в восточной философии такая концепция – «неделание», то есть активность, лишённая оценочного сопровождения ментальной машиной .

Итак, у нас есть 1-я и 2-я сигнальная системы или сенсорный канал и ментальный канал, и в каком –то смысле они антагонисты. Чем больше внимания в одном, тем меньше в другом и соответственно активности . Поэтому можно с уверенностью сказать, что часто не мы пользуемся своим умом, а он нами , так как у большинства современных городских жителей гипертрофирован метальный канал, а сенсорный «недоразвит».

То есть мы живём в пространстве своих историй, говоря по-другому – лжи . Поэтому-то так тоскуем мы по истинному приятию – миру в душе, безоценочному восприятию. Ведь это и есть любовь – то есть восприятие мира цельным, восприятие мира как чистого зеркала . Поэтому-то так ценим тот же секс - время, когда ум может (хоть иногда, хоть ненадолго) замолчать.

Проблема усугубляется тем, что в обоих каналах есть свои желания, и они часто противоречат . Например, откуда вы знаете, что ваш муж «ответственный мальчик», у которого есть «недостатки» и т.п.? Всё это рассказывает ум, который делает свои расчеты, и есть у него расчет и относительно секса, какого партнёра он «хочет», чтобы хотеть его.

Понимаете? Вы не видите своего реального мужа, вы видите свою историю о нём! И сравниваете эту историю с историями своих подружек или историями из телевизора, соцсетей или с киноэкрана (Голливуд реально испортил личную жизнь очень многим).

В ваш ум постоянно загружают новые данные (образы), в том числе относительно секса и в уме появляются желания, конфликтующие с реальными желаниями – потребностями. Энергии для них просто не остаётся, так как она вся в уме. Причём когда наш ум получает свои конфетки, мы получаем положительное подкрепление, что так и надо, и далее всю жизнь бегаем за хотелками ума, наивно полагая, что это и есть то, что мы на самом деле хотим. А это всего лишь программы, вложенные социумом .

Реальное же удовлетворение, реальный «кайф» мы получаем именно когда реализуем свои реальные сенсорные потребности . Есть расхожее выражение, описывающее это – жить «здесь-и-сейчас» , то есть в приятии, в пространстве ощущений , а не историй. В "реальности" ни у кого не может быть никаких "недостатков", каждый человек - совершенное дитя божье.

Что же нам делать с нашей недолюбовью? Стратегически можно отметить два шага.

Во-первых, развивать сенсорный канал . Направлять внимание внутрь себя (в тело), исследовать и трансформировать свои ощущения. Учиться проживать дискомфорт, скидывать с него ментальные ярлыки и проживать сырые чистые переживания. Здесь много различных школ и практик, как правило так или иначе связанных с телом.

Вторая стратегия – развитие искренности . Искренность – это противоядие для ментала, это использование ментальной энергии по назначению. В отличие от оценок и претензий искренность предполагает рассказ о своих чувствах и состояниях без претензий и ожиданий положительной обратной связи. Искренность – это способ подчинить машину ума самой жизни. Говорят, что искренность – это главное оружие женщин. Но, увы, мало кто им пользуется, так как с точки зрения оценочного ума быть искренним – это быть уязвимым, отказаться от своих выдуманных ролей.

То есть по сути, опять таки из пространства историй войти в живое пространство переживаний – «реальность» . Попробуйте переписать историю читательницы языком искренности. Мы получим совсем другое послевкусье. И уж конечно можно с большой долей вероятности предположить, что наша героиня не пользуется своим главным оружием в коммуникации с мужем. Причём же тут секс? До него ещё дело и не доходило. Как не дошло оно и до реального знакомства. Увы, но многие проживают всю жизнь вместе так и не познакомившись по-настоящему.

Люби – и делай то, что хочешь. Только в приятии мы ощущаем свои реальные желания и поэтому на самом деле можем делать то, что хотим. Переживай и проживай свои ощущения, транслируй в мир свои реальные переживания и делай что хочешь .

Романтика – это не приз юности. В юности нам показывают лишь приманку. Истинная романтика становится нам доступна по мере взросления , по мере того как мы расчехлим свои маски и станем сами собой. Если посмотреть хорошую историю в кино, то можно увидеть, что в каждом хорошем фильме герой или героиня обретает романтику как приз после того как становится собой настоящим, когда отказывается жить веря в свои истории.опубликовано

Есть вещи, которые являются основными, главными в нашей жизни.

Церковь не сводится к схоластике или совокупности каких-то диалектических приемов. Она не отвлекает на это твое внимание, не говорит: «Сейчас надо делать так, а потом - вот так, и давай-ка посмотрим, что написано по этой теме! Вот, значит, так и надо делать». И начинается - голова идет кругом, чувствуешь себя будто в Ветхом Завете, где на каждый шаг приходится сотня правил, так что живешь и трясешься, как бы что не нарушить, - постоянный стресс.

«Нет! - говорит Церковь. - Господь подарил вам свободу, чтобы вы были не рабами, а свободными людьми, твердо стоящими на собственных ногах».

Да, но как же быть в таком вот случае? И в таком?

«Для этого, - говорит Церковь, - чтобы вы не путались, Я даю вам несколько основных правил. И если будете их выполнять, все остальное придет само собой».

Первое . Научись любить. «Люби - и делай, что хочешь», - говорит блаженный Августин.

Все просто. Церковь не учит: «Когда приезжает свекровь, говори ей то-то и то-то». Нет. Когда любишь человека - даже если с ним непросто, - любовь научит, как вести себя с ним. Это нетрудно.

Если я люблю, то могу провести хорошую передачу, могу правильно ответить на вопрос, дать верный совет на исповеди - потому что любовь, как учат святые отцы, дарует озарение и знание.

Любовь просвещает, дает возможность правильно понять другого человека, познать волю Божию - потому что душа, исполненная любви, тесно соприкасается с Богом, Который есть любовь. Бог - любовь, ты - любовь, вы входите в соприкосновение друг с другом и начинаете общаться. Так узнается воля Божия.

Второе правило . Научись исповедоваться. Научись произносить свои грехи перед священником - как на приеме у врача, когда, засучив рукав, пациент показывает рану на руке и говорит: «Вот здесь болит. Я упал, поранился, и теперь течет кровь, нагноение…» Говори обо всем, что тебя беспокоит, открой свои раны - маленькие, большие, - расскажи о них.

Ходить в церковь, исповедоваться, любить. Все просто. Так сказал мне один пожилой монах в монастыре преподобного Дионисия на Афоне. «Вот такие простые истины, - сказал он. - Передай это и другим людям».

Это очень помогло мне в жизни.

Во время Литургии душа вкушает хлеб, укрепляется. Божия благодать укрепляет тебя, и начинаешь тверже ступать по земле. И одно дело - слушать меня здесь, а другое - пойти на Литургию, чтобы благодать облила тебя с ног до головы. Радиопередача не источает Божию благодать - так, как это происходит на Литургии, - потому что на Литургии мы видим святую Чашу с Пресвятым Телом и Кровью Господа нашего.

Прикоснись к Нему

Евангелие - это приглашение на брак, брак Господень. А что это за брак? Святая Евхаристия. Мы приходим и говорим: «Вот Жених, здесь!» А невеста? Это твоя душа. Жених и невеста - разве это не брачный пир? И когда читаешь Священное Писание, слова Христа, - это Жених зовет тебя на Свой пир, за Свой свадебный стол, брачную трапезу. И если ты не идешь, то какими бы священными ни были слова Евангелия, их недостаточно.

Возлюбленные братья наши - к примеру, протестанты - тщательно изучают Новый Завет, у них такие хорошие беседы, проповеди, но где же Тайная Вечеря? То есть люди получают приглашение на Свадьбу, но не идут. Не идут разделить радость, не идут на пир, не вкушают праздничной трапезы. Остаются голодными.

Знаете, почему? Потому что, если постоянно получать приглашения, но никуда не идти, радости не почувствуешь. Тебя не будет на фото, не будет на видео, ты не попробуешь вкусных блюд, не обнимешь Жениха, Невесту, не почувствуешь радостной атмосферы праздника. Правда.

А мы слушаем Господа, но, приходя на Литургию, уже не просто слушаем Его, а прикасаемся к Нему, соединяемся с Ним, причащаемся с Ним.

Любовь, смирение, Божественная Литургия, Святое Причастие - если ты готов, если поисповедался, получил необходимые наставления от духовника, то принимаешь участие в Таинстве.

Твое тело пахнет землей

В Лествице говорится, что даже если человек поднялся на самую высокую ступеньку, нельзя прекращать молить Бога об отпущении грехов. Не переставай чувствовать себя грешным, убогим человеком; не забывай об ответственности за свои поступки; не забывай, что ты ограничен.

Даже если прошел всю Лествицу - ты человек.

Твое тело пахнет землей. Ты - земля, грязь и прах, как бы высоко ни поднялся.

Ни в чем нельзя быть уверенным. Поэтому будь смиренным: смирение дает уверенность. Тот, кто внизу, может подняться высоко; а кто высоко - смотри, как бы не упасть. Хорошая вещь смирение. И молитва.

Никогда нельзя переставать молиться, даже если миру приходит конец. «Но у меня нет времени!» Скажи просто: «Господи, помилуй меня! Я люблю Тебя, помоги мне, не оставляй меня! Возьми жизнь мою в руки Твои, Господи! Я все вручаю Тебе - свою жизнь, детей, здоровье. Господи, спаси меня, я хочу любить Тебя, жить для Тебя!»

Вот так. Почему ты постоянно жалуешься, что не успеваешь молиться? Не можешь долго - хорошо, помолись кратко. Живи Богом, почувствуй Христа в себе в этот миг, когда произносишь Его имя - Господи Иисусе Христе, помилуй мя!

Почувствуй Его в себе, пусть имя Христа опьяняет твою душу! Слиться, соединиться с Ним, стать одним целым… Произноси имя Христа.

А вместо этого от тебя только и слышно: «Нет времени, нет времени…» Почему?

Один пожилой священник как-то спросил меня:

Отче, скажи, к тебе на исповедь приходил когда-нибудь человек со словами: «Батюшка, мне так много нужно молиться, что я не успеваю ничего приготовить! Я молюсь так много, что не успеваю работать! Так часто читаю Евангелие, что не успеваю поесть!»

Нет, такие люди ко мне не приходили, - ответил я.

И ко мне тоже, - сказал он.

Но разве это, наоборот, не норма - прийти и сказать подобное? Побольше бы таких «безумцев»… Безумцев? Вообще-то это должно быть совершенно естественной потребностью. А у нас все наоборот: «Если успею все приготовить, помолюсь. Если смогу выспаться, пойду в церковь», - вот как мы говорим. А это ошибочная, в корне неверная позиция.

Потому я и говорю, что если человек начнет правильно воспринимать некоторые вещи, ставя их на первое место - туда, где они и должны быть, - то все остальное постепенно придет в норму само собой.

Когда мне все надоело, я увидела Бога

Это как неправильно застегивать куртку: если верхнюю пуговицу застегнуть на вторую петлю, то последняя пуговица будет болтаться. А начнешь застегиваться в правильной последовательности - все будет в порядке.

Так и с молитвой. «Помолюсь, а потом поем. Помолюсь и пойду на работу». Молитва должна быть твоей жизнью, именно она должна быть основным источником дохода. То есть как это? Какие могут быть доходы, если не крутиться, не спешить на работу с утра пораньше? Да, но на то, чтобы крутиться и спешить, дорогой друг, нужно Божие благословение. Нужны силы, здоровье, благодать Божия. Стóит Господу на минуту отвести от нас взгляд, как говорится в Псалтири, и вся наша беготня, все усилия сведутся к больничной койке. И деньги, заработанные за год, пойдут на оплату недельного пребывания в больнице. Понимаешь? Так что лучше без этого.

Правда, и в больнице может произойти то, о чем мне как-то написала одна женщина: «Когда я лежала в больнице, то впервые почувствовала Бога. Я целыми днями смотрела в потолок, глядела на лампы, шторы, стены - и все это мне так надоело, что я решила поднять глаза повыше. И увидела Бога».

Видишь? Когда все хорошо, ты не молишься. И Господь говорит: «Дитя Мое не понимает, куда идет, куда бежит». И ставит твою жизнь на небольшую «паузу». Один «звоночек» - ты не реагируешь; второй - снова нет реакции. Наконец, оплеуха - опять ничего. Другая оплеуха, посильнее - человек все равно не понимает окончательно. «Ну, тогда в больницу ненадолго», - говорит Господь.

И вот ты лежишь в больнице, смотришь на то, что происходит вокруг, и видишь, что действительно представляет собой человек, что представляешь ты, и начинаешь думать о смысле жизни, своих проблемах и о том, каким неблагодарным ты был, пока не заболел.

«Господи, - говоришь ты, - да если я поправлюсь, то днем и ночью буду благодарить Тебя! Что ж такое! Не могу больше лежать здесь! У меня все затекло, онемело…» А помнишь, сколько лет ты свободно двигался? Разве ты благодарил за эти годы? Нет. А теперь, на больничной койке, ты понял, что, когда можешь ходить - нужно благодарить Бога.

Вот и молодец. Ты понял очень важную вещь. И в больнице произошло исцеление - в первую очередь не тела, а души. Ты выздоровел душой. Если ты понял, что здоровье - это дар, ты большой молодец. Выздоровел и теперь говоришь: «Спасибо!»

Когда с главным - полный порядок, все остальное складывается хорошо само собой. Поэтому люби Христа!

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Православие и мир»

«Люби Бога и делай что хочешь»

отрывок из книги «Диагностика кармы. Продолжение диалога»

Каким образом работать над собой, чтобы вид всего того «безобразия», которое частенько встречается в окружающем мире, не так угнетал меня?

Чем меньше в душе любви, тем меньше энер­гии. Чем меньше энергии, тем статичнее мир и тем сильнее закрывается от нас содержание и все за­слоняет форма. И тогда хочется разрушить то, что нам не нравится. Слабый пытается уничтожить то, что ему не нравится, сильный пытается изменить. Если вам не нравится человек, попробуйте уви­деть его в динамике развития. Сегодня он пло­хой - завтра будет лучше.

А поскольку мы все вернемся к Богу, душа каждого из нас неизбежно станет лучше. Когда допускаешь возможность развития души другого человека, осуждение и уничтожение заменяются воспитанием и помощью, которые не исключают жесткости. Если вам не нравится ситуация, меняй­те ее. Не можете изменить внешне, меняйте внут­ренне. Самое мощное внутреннее изменение лю­бой ситуации достигается путем собственного из­менения. То есть если вам не нравится ситуация, боритесь с ней, меняйте ее, воспитывайте ее. Сла­бый раздражается, критикует, осуждает и ничего не делает. Сильный внутренне добродушен и предпринимает активные внешние действия для изменения ситуации. Сильный и мудрый управля­ет ситуацией не только внешне, но и внутренне, через собственное изменение. Для того чтобы управлять ситуацией, нужно не зависеть от нее. Поэтому внутренне спокойный человек достаточно быстро добивается желаемого в самой жесткой и агрессивной ситуации. В восточных боевых ис­кусствах это называется состоянием «спокойной воды». Чтобы управлять собой, нужно выйти за пределы своего человеческого «я», то есть за пре­делы желаний, сознания и жизни. Для такого вы­хода можно использовать жесткие, опасные для жизни техники, а можно добиваться того же через любовь и устремление к Творцу. Чем больше концентрация на любви, тем меньше надобность в жестких принудительных техниках.

Можно ли успеть за жизнь очиститься на­столько, чтобы больше никогда не загрязняться, или все равно все люди обречены на страдания в следующих жизнях?

Без страдания невозможно развитие. Божест­венная любовь приходит в этот мир и превращает­ся в любовь человеческую. Человеческая лю­бовь - это время. В человеческой любви есть раз­личные аспекты - чувственные, духовные и материальные. Если Божественная любовь - это корни, а человеческая любовь - это ствол, то все остальные ценности, которые являются нашим счастьем, - это ветви, листья и плоды. Дерево приносит плоды, а затем умирает. Из зерна опять появляются корни, соединяющие нас с миром, пышная крона и плоды - как расцвет и счастье любого живого существа. Все, что происходит с деревом в течение жизни, прессуется в зерне. То есть с каждым циклом плотность информации в зерне повышается. Человек развивается быстрее дерева. Поэтому процессы страдания, то есть об­рыва привязанностей, в нем происходят чаще. Когда душа вместит все ситуации, возможные во Вселенной, когда настоящее и будущее в ней соль­ются в единое целое, когда плотность информации приблизится к первичной, тогда душа вернется туда, откуда она возникла - в первопричину, в Творца. Тогда внутреннее единство станет непре­рывным. Ну а пока этого не произошло, мы будем любить, получать, терять, а потом страдать от по­терь. Больнее всего терять тому, кто не может получить новое. Чем меньше мы устремляемся к Божественной любви, тем непереносимее, мучи­тельнее для нас страдания. Поскольку с развитием человечества масштабы человеческого счастья рас­тут, устремление к Богу должно становиться все сильнее и осознаннее. И значит, избавление от страданий заключается не столько в отречении от жизни и удовольствий, сколько в умении любить и жить любовью. А душевная чистота определяет­ся соотношением любви к Богу и любви к жизни и ее проявлениям.

Бывает, совершишь хороший, благородный поступок, а потом, через какое-то время, прихо­дят сомнения: становится жалко денег, потра­ченного времени или еще чего-то. Откуда берут­ся такие «предательские» мысли?

Что такое хороший, благородный поступок? Это вспышка любви, а значит, энергии и творчест­ва, созидания, альтруизма. Если источник бьет сильным непрерывным потоком, он заполняет и переполняет водоем. Если источник иссякает, во­да может потечь обратно. Насколько непрерывно в нас ощущение Божественного, настолько непре­рывно идет любовь и энергия, и мы перестаем привязываться к своей деятельности. Индийская философия говорит о том, что болезни появляют­ся из-за повышенной привязанности к внешнему миру. Следовательно, отрешенность от мира по­зволяет избавиться от привязанностей и улучшить здоровье, что на самом деле и происходит. Непривязанность к плодам своей работы составляет в индийской философии один из главных аспектов счастья.

Иисус Христос говорил о том, что при соверше­нии добрых дел левая рука не должна знать, что делает правая. Это тоже означает непривязанность к результату своей деятельности. Даже ожи­дание похвалы за свои добрые поступки есть уже своего рода зависимость от результата. Гордость за то, что делаешь благое дело, позволяет ожидать благодарности в будущем и надеяться на возна­граждение свыше. А любое ожидание - это зави­симость. Поэтому когда становится жалко денег или потраченного времени, значит, мы не получи­ли ожидаемого вознаграждения. И это значит, что у нас слабая энергетика и в нашей душе не хватает любви. Однако если мы непрерывно отдаем лю­бовь и внимание близкому человеку, это не озна­чает, что от него нельзя требовать того же. Друзей периодически нужно подталкивать к жертвенно­сти, помощи , заботе.

Я вспоминаю интересный фантастический рас­сказ, прочитанный мною, когда мне было лет пят­надцать. Я к тому времени уже перечитал всю фантастику, какую можно было достать в библио­теках. Сюжет следующий. На звездолете, который улетел достаточно далеко от Земли, возникли серьезные проблемы. Был необходим срочный об­мен информацией, на передачу которой уходили сутки. Взаимный обмен сигналами растянулся бы на месяцы, и члены экипажа могли бы погибнуть. И тогда одному из руководителей проекта пришла в голову простая мысль - непрерывно передавать информацию с обеих сторон, по ходу состыковы­вая вопросы и ответы. За несколько дней пробле­ма была решена. И когда автора спросили, как он до этого додумался, тот простодушно ответил, что именно так общается его жена со своей по­другой, когда они разговаривают. Кстати, имен­но по такой схеме происходит так называемый мозговой штурм, когда в группе людей действует главное правило: не останавливать воображение ни при каком случае. Критика, анализ, оценка не допускаются. То есть истинное творчество на­чинается тогда, когда отбрасывается здравый смысл. Когда мы взаимодействуем на поверх­ностных уровнях со слабой энергией, ситуация регулируется тем, что называется здравым смыс­лом, то есть работают правила, принципы, тормо­жение. Когда мы переключаемся на внутреннее содержание, и энергетический уровень резко по­вышается, здравый смысл уступает место чувству любви, которое выходит далеко за пределы со­знания и жизни. То есть то, что мы называем здравым смыслом, в этом случае является кро­хотной частью любви. Вероятно, поэтому бла­женный Августин говорил: «Люби Бога и делай все, что хочешь».

И когда человек освободится от этого ограничительного сознания с его законами, планами и правилами, тогда он обретёт радость и покой бытия, что позволит ему любить себя и все человечество и допустить свободное существование всех и вся согласно их собственным замыслам. Тогда он будет любить так, как любит Бог. Тогда он будет таким, каков есть Бог: основой, питающей и поддерживающей всю жизнь. Да будет так.

Ученик: Рамта, а как вы умещаетесь в Божий план?

Рамта: Божий план? А что заставляет тебя думать, создание, что у Бога есть план?

Ученик: Потому что должна быть веская причина тому, что все есть так, как оно есть.

Рамта: Единственный план, который есть у Отца, - это быть. Тогда всё сущее может выражать жизнь, каковой является Отец. Если бы у него был, так сказать, план, то это лишило бы тебя свободы выражать Бога внутри тебя, что, в свою очередь, лишило бы тебя твоей неповторимости и твоей способности развиваться и расширять жизненный принцип по имени «Бог».

Единственный план Бога - это то, что он есть. Это все сущее, вибрирующее в унисон с самое собою в той тональности, которая изначально закладывается мыслью и мыслью передаётся массе, - вибрирующее, добавляющее, удаляющее из сознания, удлиняющее и выражающее уже другой момент жизни. Всё сущее выражает себя наряду со всем остальным, что существует, уже в следующем моменте вечности. Если бы Ьог мог планировать, это ограничило бы всё будущее.

По какой причине здесь находится этот мохнатый коврик, на котором ты сидишь? Просто потому, что он есть. Таким образом, он умещается в Божий план так же, как и всё остальное, какова причина, что этот любимый мастер здесь? Потому что он есть. А этот любимый мастер, как он умещается в Божий план? Просто тем, что он есть так же, как и ты есть. А как я умещаюсь в него? Я есть, создание. Я есть в такой же мере, как этот мохнатый коврик - не больше и не меньше.

Как же я умещаюсь? Я буду любить вас больше, чем кто-либо, потому что я имею способность к этому, потому что меня не волнует, если моя любовь или моё самовыражение умещается в какой-то иллюзорный божественный план.

Как дополняю я целое Всесущности жизни? Помогая вам понять, чем поистине является Отец и почему он вас любит независимо от того, какие вы есть. И по возможности разъясняя вам, каким образом вся жизнь складывается в одно целое, чтобы вы поняли, что причина существования всего, что есть, заключается в том, чтобы просто выразить себя - не согласно какой-то схеме или скрытому мотиву, - а просто потому, что оно несёт в себе жизнь.

Почему это важно? Когда вы понимаете, что жизнь просто есть, это понимание даёт вам свободу и силу творить свою жизнь, максимально используя свой потенциал. И вы можете быть совершенно уверены: что бы вы ни делали в следующий момент, вы будете вибрировать со всей жизнью, и так будет продолжаться в следующий момент, и в последующий, и во все моменты в будущем.

Для жизни не существует никакого плана, мастер. Его просто нет. Есть только Всесущность. Быть в состоянии Всесущности - это и есть Всесущность: наивеличайшее выражение из всех, что существуют. Что важно, создание, это то, что ты есть. Это всё, что имеет значение.

Ученик: Похоже, вы говорите, что для жизни нет готового рецепта и что человек может быть, кем хочет, и может делать, что хочет, - всё позволяется.

Рамта: Разумеется. В этом и заключается любовь Отца к тебе.

Ученик: Хорошо, а в чём тогда цель жизни? Рамта: Цель жизни, мастер, в том, чтобы выразить на сцене жизни все мысли, какие тебя глубоко занимают. И к какому бы выражению это тебя ни приводило, знай, что у тебя всегда есть выбор изменить его в любой момент, когда пожелаешь.

Цель жизни - быть частью её, быть её творцом, освешать её. Нет другой судьбы, как жить и позволять себе быть тем» кем хочешь, по мере того как жизнь развивается внутри тебя каждый момент. И знай, что при осуществлении этой цели у тебя есть неограниченная свобода стать и быть, кем ты хочешь, и делать, что пожелаешь.

Ученик: Если позволяется делать всё что угодно, не будут ли некоторые действия идти против Божьего закона, о котором говорится в Библии?

Рамта: Мой прекрасный мастер, твой любимый Отец не создал никаких законов, кроме одного. И этот закон заключается в том, чтобы ты выражал свою жизнь согласно своей собственной суверенной воле, ибо только приложением воли человек расширяет сознание всей жизни, каковой является Отец. Если бы Бог Отец был созданием, устанавливающим законы, он бы отказал тебе - то есть себе - в свободе выражения, которая позволяет жизни развиваться и увековечивать себя. Он бы стал ограниченным Источником, завершением. Но нет конца вечности, мастер.

То, что вы называете Божьим законом, как это написано в вашей Книге из Книг, на самом деле представляет из себя многие законы, потому что каждый пророк добавлял своё. Было довольно сильным утверждением сказать, что Божий закон говорит то или это, что он запрещает это и что вы должны делать то. И из-за того, что вы называете Божьим законом, люди научились пасовать перед Богом и бояться его. Дети не должны бояться своих родителей, они должны быть такими, как их родители.

Закон единства заключается в том, что Бог, Источник всей жизни, позволяет всему выразиться через него, как они этого хотят, как просит того их свобода, ибо только через свободу вы познаете Отца и опять станете с ним едины. И когда вы вернётесь к Отцу и он узрит возвращение домой самого себя, это будет великий день, великий во веки веков, ибо, возвратясь домой, вы станете таким, как он. А быть таким, как он, равно жизни, полной безграничной любви, безграничной радости и вечности бытия.

Бог Отец не имеет законов. Это человек - создатель за- конов, не Бог. Отец дал человеку свободную волю, чтобы он был суверенным законодателем своего собственного царства, чтобы он творил из мысли любую веру, любую правду, любой настрой, какой подходит лучше всего его царству в его развивающемся понимании всей жизни. Человек использовал эту свободу, чтобы создать законы, которые считаются необходимыми для жизни общества. К сожалению, большинство законов были созданы с целью безжалостно запугивать и порабощать людей. Они были созданы, чтобы ограничивать свободу, а не возвышать её. Человек не мыслит себя вне государства без законов, потому что его собственное существо внушает ему ужас и он думает,-что должны быть законы, чтобы управлять им. И это происходит только потому, что он не понимает своей бесконечности и божественности.

Ученик: Но, Рамта, если бы не было законов, как можно предупредить проявление зла и плохие поступки человека?

Рамта: Позволь мне сказать следующее, мастер. В космическом составе всего сущего зла как такового не существует. И хотя было написано, что в душе человек плохой, он не плохой. Он божественен в своей душе, ибо его душа и всё, что он есть, - это Бог. А если не от Бога, так откуда же всё это у него?

Нет ничего, что было бы вне компетенции Отца - состояния бытия. Ничего. Любая мысль и любое действие, которые кто-то осудил как дурные, плохие или неправильные, живы в сознании. И если они существуют в сознании, они, несомненно, являются частью Божественного Разума. А поскольку всё сущее является частью Бога, если ты говоришь, что что-то плохо, это всё равно что сказать, что Бог плохой, а он не плохой. Но и нельзя сказать, что Бог хороший, ибо для того, чтобы определить параметры добра, добро должно быть взвешено против понимания, называемого злом.

Бог не плох и не хорош, ибо он хорош ровно настолько, насколько и плох. И совершенством Бог не является. Отец просто есть. Он - Всесушность всей жизни, выражение «Сейчас»,ко-торое живёт во имя радости обретения радости, чтобы познать самое себя. И эта жизненная сущность не способна исказит своё состояние Всесущности, признав часть себя как хорош или плохое, чудовищное или божественное, совершенное или несовершенное.

А знаете, что случилось бы, если бы Бог посмотрел вниз и сказал: «Это зло»? Всё сознание, которое выражает то, что ему необходимо выразить, лишилось бы жизненной силы. Случись это, жизнь и ее бесконечное продолжение прекратили бы существовать, ибо свободная воля, делающая возможным сотворение, прекратила бы своё существование. Но Бог абсолютно безграничен, он - неделимая совокупность Всесущности. Поэтому Бог не может смотреть на себя с той точки зрения, которая является ограниченной или ограничительной. А если бы мог, то тебя бы тут не было, чтобы выразить своё право выбора судить себя или своих братьев.

Нет ни добра, ни зла, мастер, есть только Всесушность. Во Всесущности всё измеряется только с точки зрения восполнения, с точки зрения эмоционального опыта, в котором нуждается душа, чтобы восполнить себя мудростью. Всё, что ты когда-либо совершил, каким бы гнусным или прекрасным оно ни было для тебя, ты сделал это только во имя познания. Твоя душа и твои страсти побудили тебя к этому с целью научиться. Только совершив действие, ты осознал и оценил его и таким образом обогатил свой опыт. Это не зло и не жестокость - это Цена, какую мы платим, чтобы стать Богом.

Это человек - не Бог - осуждает человека. В своей способности творить человек придумал весы добра и зла, чтобы лишить своих братьев свободы выражения. На протяжении веков страх перед наказанием за неслужение религиозной догме или государственным законам был мечом, который правил и держал под контролем нации. И если когда-либо существовало то, что в вашем понятии называется злом, так им является как раз то, что лишает создание его свободы выражать Бога, живущего внутри него. И всякий раз, когда такое совершается по отношению к другому, оно совершает-ся по отношению к самому себе и даже ещё более выражено, ибо осуждение или ограничение, которое вы проявляете к другому, становится законом в вашем собственном сознании.

И этим законом вы сами будете ограничены и согласно ему будете осуждать самого себя.

В своей душе человек непорочен. И хотя он живёт, веря, что это так, в глубоком понимании, порок или зло как таковые не существуют. Существует только основа жизни, дающая человеку право выбора творить своими мыслями всё, что бы он ни пожелал. Это единственная реальность, какая существует. В этой реальности Бог позволяет сотворяться иллюзиям зла и порока через суеверие людей, их веру в догмы и очень ограниченные, обособленные суждения. И благодаря постоянному выискиванию, осуждению и ожиданию зла оно действительно существует в реальности отдельного человека, но только в его реальности, ибо во что он верит, таким и будет его царство.

Единственно существующие законы - это те, которые ты творишь сам, чтобы они были действенны в твоей жизни. Если твой выбор - верить в существование добра и зла, тогда это - твоя правда и ты совершенно прав. Но помни, это - твоя правда, не моя и не чья-либо. А уж если это твоя правда, то собирательно она принадлежит только тебе, потому что она сложилась в твоём суждении. И пока ты имеешь то суждение, она, несомненно, будет реальной. Когда ты перестанешь верить в неё, она уже не будет реальностью. Вот как это просто. А теперь, мастер, скажи мне, что ты считаешь злом? Что ты понимаешь под «плохим»?

Ученик: Я бы сказал, что это противоположность добру-Но то, что я понимаю под злом, это причинение вреда другому человеку.

Рамта: Неужели? А почему это плохо?

Ученик: Например, если кто-то принесёт вред моей до-чери - это зло, потому что, допустим, она может умереть.

Рамта: Это твоё суждение о зле. А что плохого в том, что человек умирает?

Ученик: Так вы считаете, что даже убить кого-то - это не

Рамта: Совершенно верно. Потому что я не ограничивав себя верой в завершение чего-то, ибо ничто не может быть разрушено - ничто. Поэтому если создание умирает, что теряется из-за смерти?

Отец в своей Всесущности и вечности нескончаемой жизни не создал ничего, что было бы выше его самого и могло нарушить гарантию всего существования. То, что создал Отец, мастер, не может быть закопано, оно будет жить вечно. Поэтому твой ребёнок не может быть уничтоженным, ибо ничто не может уничтожить жизнь Бога.

Ученик: Вы хотите сказать, что даже убийство - это не зло и не порок?

Рамта: Совершенно верно.

Я тебе говорю, мастер, жизнь бесконечна. И она будет продолжаться, и продолжаться, и продолжаться. И каждое мгновение, выражая себя на сцене жизни, мы имеем безграничные возможности восполнить себя счастьем в каждый момент жизни. И чем бы человек ни решил наполнить свои моменты, оно всегда будет совершаться согласно его воле, его желанию и тому, что, по его мнению, подходит ему лучше всего. И если в один момент создание делает выбор убить другого, тогда в следующий момент он будет жить с чувством ужасной вины, в самоосуждении и страхе, что его поступок обернётся против него. Поэтому его будущие моменты небезопасны, пока он не простит самого себя за совершённое.

Найдутся многие, кто ужаснётся, и осудит, и проклянёт убийцу. А я люблю создание, который убил другого, как же мне его не любить? Неужели он отчислен от провидения, от жизни и чуда Бога? Никак нет, мастер.

Убиенный будет возвращаться снова и снова, ибо жизнь вечна. Она нескончаема. Это единственное, что вечно, и она включает в себя всё. Если я испытываю ненависть к поступку и осуждаю убийцу, я осуждаю самого себя. Убийца уже сотворил своё собственное осуждение, ибо он окажется в руках того от-ношения, которое он проявляет к своему поступку и с которым должен будет разобраться сам в своём царстве мысли и эмоции в последующие моменты своей жизни.

Я не испытываю ненависти к поступку. Я размышлял над ним. Я понял его. Я вне его. Осуди я убийцу, я не стану от этого выше, уверяю тебя, и моя жизнь окажется под воздействием этого осуждения, ибо «Я есмь Сущий» расколется и отделится от моего существа. Тогда я уже не цельный. Понимаешь?

Когда ты видишь такие вещи, это восполнения в действии. В каждый момент у нас есть выбор восполнить себя, руководствуясь либо импульсом, либо просветлением. Это наш выбор. Это единственная республика, которая есть у человека, республика в глубине его существа. Ваши правительства будут пытаться править массой согласно законам, правилам, установкам, но они никогда не смогут управлять волей создания, которая работает в тишине его собственного мыслительного процесса. Только само создание может сделать это. В каждое мгновение жизни оно соразмеряет момент согласно своему собственному эмоциональному существу.

И я говорю этому собранию слушателей, что нет лучшего учителя, чем вы сами, и каждый ответствен за гармонию в своей жизни. Ибо кто совершает в мыслях «что-то», как не мы сами? И не воплощение ли в жизнь этого «что-то» принесет нашим мыслям просветление?

Вы можете взять человека и посадить его в тюрьму - в самую тесную, самую тёмную и самую грязную яму, - но вы никогда не сможете заточить в темницу его разум и его мыслительный процесс. Человек с неподвижным телом все ещё активен своим умом. И он своей созерцательной мыслью будет рассуждать с самим собой, будет учить себя и будет судить себя.

Я не признаю ни добра, ни зла - только жизнь. Если она побуждает одно создание убить другого или сделать это в своей душе, просто думая об этом, - оба случая равнозначны, ибо то, что вы делаете в своих мыслях, вы уже совершаете. И нет ни одного создания, кто бы не рассекал другого в своих мыслях. В обоих случаях созданию нужно выразить это для его целенаправленного понимания. И я желаю, чтобы ты понял, что тот, кто становится соучастником убийцы в его самовыражении, не является его жертвой, ибо он раздумывал о возможности быть либо сожжённым, либо зарубленным, либо повреждённым-И поскольку он об этом думал, - а такое внушает страх, - он притянул это к своему порогу. Поэтому тот, кто имеет потребность навредить, и тот, у кого есть потребность быть повреждённым (потому что ему необходимо понять это), сходятся вместе для приобретения опыта.

В понимании, называемом «Бог», ничто не является злом. Всё является опытом, который приносит мудрость. Это и есть мой ответ тебе. И когда человек перестанет быть осуждаемым своими братьями и поймёт, что он непорочен в своём существе, что он - Бог в своём существе и что он полностью любим и поддержан жизненной силой, называемой «Бог», тогда у него не будет потребности познавать на своём опыте войну, насилие, убийство и другие подобные поступки, чтобы понять цену самому себе. И когда человек освободится от этого ограничительного сознания с его законами, планами и правилами, тогда он обретёт радость и покой бытия, что позволит ему любить себя и всё человечество и допустить свободное существование всех и вся согласно их собственным замыслам. Тогда он будет любить так, как любит Бог. Тогда он будет таким, каков есть Бог: основой, питающей и поддерживающей всю жизнь. Да будет так.

Ученик: В мою жизнь недавно вошли два человека, и мне бы хотелось знать, какова их цель в моей жизни и были ли мы в других жизнях вместе.

Рамта: Они в твоей жизни, создание, потому что ты хочешь, чтобы они в ней были, и они хотят в ней быть. Какая более веская причина может быть, как не эта?

Ученик: Но я не уверен, хочу ли я их в моей жизни. Я Думаю, что, может быть, они оказались в ней из-за какого-то кармического узла между нами и что нам нужно научиться чему-то друг от друга.

Рамта: Ты знаешь, мастер, когда в отношениях чего-то хватает, романтичность идеи, что в прошлых жизнях, воз-можно, вы были вместе, часто делает отношения более заман-"чивы ми, чем они есть в настоящий момент. А так называемый «камическийузел» - это всего лишь религиозное объяснение простого слова, называемого «потребность». На протяжении всех твоих продолжающихся жизней тебе захочется быть со многими людьми, тебе это нравится, и у тебя в этом есть потребность. Но это стало бы очень обыденным, очень скучным и неинтересным, если бы из жизни в жизнь всё те же друзья приходили к тебе. И если сейчас они с тобою, единственный урок, с которым это можно было бы соотнести, мастер, - это то, что вы сошлись снова только для того, чтобы осознать, что вам нужно разойтись опять.

Ученик: Хорошо. Мне кажется, я понимаю, о чём вы говорите, но у меня ещё один вопрос о карме. Меня научили, что причина того, что с людьми всякое случается, например убийства, ограбления или несчастные случаи, - таится в том, что это - кармическое восполнение для того, чтобы сбалансировать что-то, что они совершили в прошлой жизни. Мне бы хотелось услышать от вас о законах кармы.

Рамта: Чтобы знал ты и чтобы все поняли: то, что вы называете кармой, - это не Божий закон, это закон тех, кто верит в неё. К сожалению, очень и очень многие верят в эту доктрину и страстно борются за достижение иллюзорного понимания, называемого «совершенство». Они верят, что за все, что они совершают в жизни, они должны, вернувшись, заплатить в следующей жизни. Всё, что с ними происходит, они постоянно относят к кармическому восполнению. Но это очень слабое объяснение жизни, мастер. Она заслуживает гораздо большего.

Кармические законы на самом деле являются реальностью, но только для тех, кто в них верит. Единственно существующие законы - это те, которым ты позволяешь быть действенными в своём царстве. Подлинный законодатель - это каждое суверенное создание, ибо каждый обладает эго, которое принимает правду. И что бы человек ни называл правдой и что бы он ни создавал как закон своего существа, так оно и будет. Поэтому только верой и искажённым пониманием многие установил11 для себя законы равновесия и совершенства.

Если твой выбор - верить в карму, то ты, несомненно" окажешься в руках своего творения, потому что ты наделил силой эту веру. Тогда, конечно, она будет иметь силу в твоей жизни. Тогда, несомненно, ты будешь возвращаться на этот план снова и снова, чтобы аннулировать или восславить то, что ты сделал в предыдущей жизни.

Я не признаю ни кармы, ни совершенства, ибо я вижу их как ограничения, а не вознаграждения. Те, кто борются за совершенство, взяв на вооружение ограничительную природу кармы, никогда не добьются того, за что они борются, потому что, восполняя одну карму, они одновременно порождают другую. И неважно, сколько жизней они будут жить, они никогда не достигнут состояния Всесущности, состояния Бога, ибо они будут постоянно в положении должника, а не получателя. И совершенство как таковое не существует; существует только Всесущность. Во Всесущности жизни всё изменяется и развивается каждый момент, поэтому состояние совершенства никогда не может быть установлено.

Я признаю только Всесущность, которая полностью лишена законов и идеалов, препятствующих становлению самим собой, становлению Богом. В понимании Всесущности ты не должен делать в жизни ничего, кроме одного - делать то, что ты хочешь. Если ты хочешь принять учения о карме, тогда - это твой выбор и твоё творение для твоего же опыта. Но пойми, мастер, что ты создал себе иллюзии ограниченной силы и воздаяния. Это твоя судьба: признав то, что называется кармой, стать пленником своего собственного ограниченного мышления.

Ты - свободная душа и Дух, мастер. Ты свободен в каждый момент создать и испытать любую правду, любую реальность, любую иллюзию, какие пожелаешь. И в любой момент по своему хотению ты можешь создать заново свою мечту, ибо для этого обладаешь неограниченной силой.

Кармы не существует, а вот хотение - да, существует. хотение очень переменчиво. Оно может сделать, что захочет, может стать, чем хочет, и в любой момент может передумать на полпути.

Убийства, несчастные случаи, ограбления не являются на-казанием, они не расплата за то, что ты сделал раньше, мастер..

Они создаются тобою как результат созерцательных мыслей, созерцательных переживаний. Они не вечны и не являются вечными обстоятельствами. Поэтому в более глубоком понимании они не ужасающи. В ретроспективе они - хорошие учителя.

Ты можешь наблюдать убийство десяти тысяч невинных и можешь сказать: «Горю нет конца и края. Так почему же ангелы не рыдают из-за такой жестокости? Почему они восславляют Бога?» Потому что они не ограничивают себя верой в то, что жизнь кончается. Они знают, что убиенные незамедлительно направляются в так называемый «рай» для дальнейшего обучения, для приобретения большего опыта и для того, что я называю приключениями. И хотя вы хороните десятки тысяч тел и рыдаете над ними, Бог не рыдает. Вот почему всегда приходит «завтра».

Как ты думаешь, кто создаёт твою судьбу? Многие считают, что это должно быть какое-то суверенное лицо, кто манипулирует всеми и двигает всеми событиями. Они так считают, потому что это снимает с их плеч ответственность за собственную жизнь. Но это ты держишь свою судьбу под контролем. Это ты - творец каждого момента своей собственной жизни, и ты сотворяешь его тем, что мыслишь и чувствуешь в этот момент. Единственное, что ты должен понять, - это то, что это Сейчас - вечно, оно - всепродолжающееся. И во всепродол-жении Сейчас каждый момент является совершенно новым. Он совершенно новый, мастер. Он не пленник вчерашнего дня. Это то Сейчас, каким ты его создал, чтобы воплотилось твое «завтра»; поэтому в этот момент ты свободен делать всё, что пожелаешь. В этом - Отцовская любовь к тебе: он дал тебе свободу и силу создавать каждый момент заново.

Никто не управляется прошлым. Ты никогда не должен расплачиваться за то, что ты совершил в предыдущий момент или тысячу лет назад. В тот самый момент, когда ты это совершил, ты понял и осознал целенаправленное добро совершённого.

Прошлое было всего лишь моментом Сейчас, который был испытан и уже больше не существует. Единственное отношение, какое он имеет к настоящему, - это то, что ты научился у него всему, чему ты мог научиться. Таким образом он дал тебе мудрость сотворить этот момент, насколько ты способен это сделать согласно своему собственному сокровенному мыслительному процессу и своим целенаправленным замыслам.

Прошлое кончено, мастер, его больше нет. В этом Сейчас прошлое живёт в тебе только как мудрость. Это то, что оно тебе принесло. Вот почему в этом Сейчас ты в самой лучшей форме, чем когда-либо был во всех своих жизнях, ибо в этом Сейчас ты продвинулся в своём внутреннем знании на шаг вперёд от того, где ты был во вчерашнем Сейчас. В этот момент ты - собирательное целое всего твоего знания, знания, добытого опытом, опытом, приобретённым через добродетель по имени «жизнь». И в каждый момент самовыражения ты создаёшь новые условия для нового приключения в мире эмоции и перлов опыта, которые называются «мудрость».

Есть только Всесущность Сейчас, мастер. То, что имеет значение, - это Сейчас. Ты - продукт Сейчас. Твоя жизнь протекает в Сейчас. Твоё будущее создаётся в Сейчас. Жить воистину как Всесущность в этом Сейчас означает жить вне законов, правил и установок, которые препятствуют самовыражению и саморазвитию. Когда ты живёшь как Всесущность, единственное, что по-настоящему имеет значение, - это Сейчас - не прошлое и не будущее, а Сейчас, ибо именно в нём живёт Бог.

Когда ты осознаешь, что Сейчас - это всё, что всегда было и есть, ты неизбежно выберешь прожить свою жизнь так, чтобы в каждый момент ты переживал приключения, к которым тебя побуждают чувства в твоей душе, чтобы ты испытывал то, чего никогда ещё не испытал, чтобы обогатиться ещё большей мудростью.

Ты вернулся на этот план не для того, чтобы уладить «не помню что» или сделать «не знаю что», и нет никого, кто бы мог тебе это сказать. И всё же тебе говорят: «Стремись к со- вершенству». Как можешь ты добиться чего-то, если у тебя постоянная путаница в голове?

Ты вернулся сюда только по своей воле и в том теле, какое ты сам избрал. Из яйца твоей матери и спермы твоего отца ты сотворил своё тело с целью самовыражения на этом плане творческих иллюзий. Ты вернулся сюда не для того, чтобы уравновесить совершённое тобою раньше, а потому, что ты захотел развиться через массу и восполниться эмоциями, которые приобретаются на этом плане через опыт.

Ты здесь, чтобы понять, что, где бы ты ни был, ты там только потому, что ты хочешь там быть. Это твоя воля быть там. Ты здесь, чтобы стать посредником мудрости и применять её на сцене жизни. Ты здесь, в этой жизни и во всех остальных, в каких ты захочешь быть, для того, чтобы сыграть эту иллюзию и испытать всё, в чём нуждается твоя душа для восполнения мудростью. И когда ты хорошо «напаришься» эмоциями на этом плане, у тебя уже не будет ни потребности, ни желания возвращаться сюда. И только ты решаешь - никто другой, - что все твои дела здесь уже закончены.

Ты здесь, мастер, чтобы стать Богом. А чтобы стать им, ты должен освободить своё существо от всякого закона, всякой догматичной веры, всякого ритуала, и ты должен стать безграничным в своём мышлении. Если ты желаешь иметь безграничную свободу выражения: никогда не умирающее тело, мир и радость бытия, - знай, что жизнь, которую ты живёшь, совершенно безгранична. Когда ты это познаешь, тогда она и станет такой, ибо что бы ты ни желал, что бы ты ни признавал за правду в глубине своего существа, так оно и будет. Это единственный закон, который тебе нужно принять в своём царстве.

Знай, что ты никогда не должен расплачиваться за свои мысли и дела в этой или в других жизнях, если ты прощаешь себе совершённое. Прощение себе - это божественное де- яние, которое освобождает твою душу от чувства вины и самоосуждения, ограничивающие выражение Бога, каковым ты являешься. Когда ты прощаешь себе, знай, что эта жизнь и все будущие жизни служат только для того, чтобы ощутить себя частью Сейчас, что и является будущим всего, что есть.

Знай, что ты - навеки, что ты никогда не терпел неудач и единственное, что делал неправильно, - верил в то, что сделал что-то неправильное.

Люби себя, мастер, и слушай, что говорит тебе твоё внутреннее Я, слушай, что ему необходимо почувствовать, а затем всем своим сердцем устремляйся к нему, пока оно тебе не наскучит. Скука - это сигнал твоей души о том, что всё, что должно было быть познанным, уже познано, и время пускаться в следующее приключение. Когда ты прислушиваешься только к чувствам внутри себя, тогда ты свободен стать в этот момент тем, кем ты решаешь стать. И знай, что ты никогда не должен держать ответ ни перед каким законом, ни перед каким учением, ни перед каким созданием. Сейчас и те чувства, которые ты приобретаешь от него, - это всё, что имеет значение.

Освободи себя от законов, мастер. Это не то же самое, что безрассудство. Это просто означает, что палач снимет петлю с твоего горла и даст тебе возможность дышать. Когда ты освобождаешься от законов, догм и ограниченных поверий, ты позволяешь себе быть свободой и безграничностью, каковыми является Бог. Тогда ты сможешь быть просто силой, каковой ты являешься, силой, способной сотворять и восстанавливать себя и свою жизнь. Тогда причиной тому, что ты здесь, станет не заглаживание своей вины перед кем бы то ни было, а твоё желание жить. А это приключение развивается каждое мгновение.

Живи и будь счастлив. Это единственное, о чём просит тебя Отец.

А не может ли получиться следующей ситуации - молодой человек, приходя в Церковь, жаждет подвига, хочет чем-то пожертвовать, хочет отказаться от чего-то во имя Высшего Идеала, а Церковь ему говорит - «не нужно ни отчего отказываться, живи, как жил, только подобрее будь, да на службы ходи...». Такое бездействие, на мой взгляд, напротив, оттолкнет людей от Церкви. Где для них будет подвиг?

Дело в том, что это уже искусство проповедника - показать молодому человеку, где находится место для подвига, и в чем он выражатся. Молодость привыкла действовать, и порой не думая. Молодой человек ревностен по своей сути. Если он приходит в религию, получает правильные понятия, если его ревность правильно направить, то цены этому не будет. Об этом еще св. Игнатий писал, что большинство святых пришло в монастырь в двадцатилетнем возрасте. Потому что человек с годами становится циничным, и поэтому молодость - самый благоприятный возраст для проведи. Главное, что именно ты сумеешь в эту душу чистую вложить. Если сумеешь героизм христианства показать, тогда он действительно будет героем, делателем, он будет плыть против течения, пойдет против этого мира. Любой христианин герой. Надо направить молодого - но не на то, что бы он не ел и не спал и по тысяче поклонов клал.

В мое время движение хиппи само по себе было движением бунта, протеста против окружающей действительности, но это было вначале. Протест потом переродился в поиск - то есть не просто отрицал какие-то ценности, но начал приобретать новые. В конце всего последовал приход в Церковь - и это было той ценностью, которая явилась итогом этого бунта. Поэтому как в восемнадцать лет я постригся - распрощался с хиппарским прошлым (произошло это где-то в феврале месяце), а в августе я уже работал в храме звонарем и псаломщиком. И вот с тех пор, с девятнацати лет моя жизнь прочно связана с Церковью, и я нигде больше не работал, кроме Церкви.

Поэтому если проповедник искусен, он сумеет зажечь молодого человека этим огнем, показать, что самое героическое - это быть христианином. Даже та же рокзвезда - в ней мало чего героического. Свое отпел, и поехал дальше, толпа поклонниц вокруг. А тут, в Церкви, идеал христианства - это святость и это норма. Жизнь христианина - это святость, установленная Богом. Для многих христиан это перестало быть идеалом, даже некая теплохладность замечается в отношении к Идеалу, но только от этого христианство не умалилось, просто люди не понимают этих вещей, смотрят не туда. Поэтому я всегда говорю: мой идеал - бери от жизни все. Поэтому я стал монахом, потому что в жизни есть не только материальная сторона. На этом строится мое общение с молодежью - что я хочу взять от жизни все. И тут мы находим общее, а потом уже ставим точки над «i» - в чем же заключается это «все».

- Объясните, пожалуйста, ваш принцип?

Брать от жизни все - для меня это полнота жизни. Полнота жизни и земной и небесной. Мешает этой полноте только порок. Человек состоит из души, тела и духа, поэтому для того, чтобы от жизни взять все, нужно не обязательно, как поросенок? есть, спать и наслаждаться. Тело требует своего, душа своего и дух своего. Если будешь жить, как поросенок, ублажать только тело, полноты жизни не получится, тело будет пресыщено, а душа с духом будут голодать.

Отец Сергий, вы рассказывали, молодежь вашего времени искренно искала и жаждала найти Истину. Не терпела подделок, не могла успокоиться каким-то суррогатом. Как вы считаете, современный молодой человек, живя в таком материализованном обществе, способен увидеть Истину и пойти за ней? Сможет ли он оторваться от жестких плотских привязанностей и начать служить духу?

- Способен. Как ни странно, я встречаю очень чистых молодых людей, сохранивших девство, чистоту, как-то инстинктивно, внутренне не приемлющих какой-то нечистоты. Они, может быть, не очень религиозны, их никто этому не учил, но почему-то душа их остается чистой. Таких очень немало. И Господь такую душу Сам призывает к Себе. Каждую душу. Человек совершенно наивно приходит в храм в 19-20 лет, ничего там не зная, однако это очень красивые, удивительные примеры. Есть, конечно, противоположный пример – человек сначала окунается в бездну порока, и только из этой бездны идет к Богу. Кстати, святые отцы указали один из путей к монашеству – человек просто пресытился пороком, грехом и больше просто не видит дальнейшего смысла жизни и резко обращается к жизни духовной. На этот случай есть такие примеры святости – преподобная Мария Египетская – в конце концов, когда она осознала страшную мерзость порочной жизни, она пришла к настоящему, деятельному христианству, к святости. Современный молодой человек просто имеет возможность и так и так жить, и имеет возможность получить все, что хочет. И в России, как показывает статистика, большинство молодых людей по своему мировоззрению православные. Может быть, они не практикующие христиане – но хотя бы их признания уже говорят о поиске человека. Они учатся, не всякий раз имеется возможность в храм ходить, и вынуждены на жизнь себе зарабатывать, и на учебу себе зарабатывать нелегким трудом. Есть и объективные причины того, что молодежь наша пока не воцерковлена – и не научил их никто, и значение непонятного в Церкви не рассказал. Самый большой процент верующих среди возрастных поколений, по всем опросам – до 90% - это молодежь, то есть молодежь - это люди, которых христианская идеология привлекает. Идеалы добра, любви, милосердия, манят их. Тем более ни в коем случае нельзя оставаться бездейственным, когда столько молодых людей, ищущих людей, остаются без опеки.

Батюшка, слушаю вас, и сформировывается мнение, что будто бы вся наша страна наполнена верующими людьми. Неужели в действительности так и есть?

Заметьте такую вещь – у нас почти все преступники верующие. В моей практике, когда я сталкивался с преступными элементами, меня никогда ни разу не оскорбил ни один зек. Я помню такой случай – впервые попал я на зону в 1991 году. Это была зона особого режима, и строгого режима. Так получилось, что охранник там куда-то делся, и меня зеки сами водили. Где я только не бывал до этого – в институтах, школах, перед какой только аудиторией не выступал, но самое уважительное отношение ко мне, как к священнику, было на зоне. Я настолько был этим потрясен! При чем там молодые ребята – они меня чуть ли не на руках носили: «Батюшка, можно мы ваш портфельчик понесем…» Думаю: сейчас сопрет. А ничего подобного. Даже был такой курьез. Зона особого режима отделена от зоны строго режима полосой. Я иду из зоны строго в особый режим, за мной идет и несет портфель какой-то зек, проходим эту полосу, выходит начальник, обращается к этому зеку: «Иванов, ты что делаешь?». «Я, - говорит, - батюшке помогаю портфель нести». «А ты знаешь, что у тебя побег? Ты вышел с территории своей зоны». «Да я же батюшке помогаю, какой же побег?» «Иди, - говорит начальник, - отсюда, а то я в карцер буду вынужден тебя посадить». Ну в карцер его, конечно, не стали сажать, я тоже вступился за него, ведь не за забор же все-таки он убежал, а тут, рядом.

Дело в том, что христианство востребовано сейчас, и нужно этим пользоваться, нельзя быть пассивными. И в этом отношении священноначалие наше с пониманием относится к малейшим проявлением активности священника. Мне тут недавно награду вручили от имени Святейшего Патриарха, как там объявили «за проповедь христианства среди хиппи, рокеров и панков». Провожу я свою деятельность сейчас более умеренно. Вначале я как-то пытался активно действовать, но потом устал от всякой критики. Например, господин Воробьевский целый месяц меня ругал по «Радонежу», и потом постоянно пытаются лягнуть разные лица. Я думаю, ну что, мне больше всех надо, что ли? Проще всего всегда сидеть, служить и ничего не делать, заниматься приходом и не больше.

Я как-то прекратил этим всем заниматься, и тут меня вызвал владыка Арсений и сказал: «Ты что с молодежью мало работаешь? Иди и проповедуй на рок-концертах - я благословляю. Тебе мое архипастырское благословение. Да, кто-то должен начинать. Кто начинает - тех ругают. И тебя будут ругать - не смущайся, иди, мое тебе такое благословение. Мы, - говорит, - начитались все отца Серафима (Роуза), наше духовенство очень косное. И я тоже начитался. Проще всего повесить бирочку - «сатанизм». А разобраться в явлении - это уже надо потрудиться». Я, честно говорю, был очень удивлен такими словами владыки Арсения: «Иди, трудись и ничего не бойся, я тебе благословляю». Поэтому я сейчас послушание исполняю. И стараюсь я как-то говорить, что вроде бы Святейший Патриарх благословил мою деятельность, раз грамоту дали за нее - но этого люди не понимают, для них почему-то послушания священноначалию не существует. Благословили, и я занимаюсь, и это тяжелый труд, на самом деле. Тяжелейший труд, и плюс такое непонимание со стороны собратьев, которые вместо поддержки только усложняют, утяжеляют эту ношу. Пойдем все равно этим путем, пока Господь силы дает.

- Непонимание может быть от того, что старшее поколение жило и воцерковлялось немного в других условиях?

Дело не в этом. Приходят люди к Православию - но кто-то воспитан в Нем с самых пеленок, и они очень многого избежали их того, что мы вынесли, пока искали свой путь. Но когда встречаешь духовенство, которые были детьми священников, которые, можно сказать, даром получили веру, то они часто совершенно не понимают многих вещей, не понимают, от чего Господь их избавил. От каких извилистых поворотов и каких ям. Ведь любая яма, любой неправильный поворот, это удар головой, и всегда больно. А их Господь от этого избавил. Все эти «пуритане», все эти «хранители чистоты православия» миллионы молодых людей отталкивают от Церкви. Создают образ Церкви такой примитивный: «Телевизор смотреть нельзя, музыку слушать нельзя» - чисто фанатический образ. Вообще ничего нельзя.

- Только в храм ходить можно...

Можно, да и то не во все - там-то батюшки «неправильные» не тому научат. Да вообще я считаю, что надо это средостение между Церковью и культурой, между Церковью и цивилизацией разрушить. Доказать, что мы не мракобесы. Церковь – это гораздо более глубокое явление, чем то, когда её представляют одним большим «НЕЛЬЗЯ!» Это как раз неправильный взгляд, это извращение христианства. Христианство все освящает – и культуру, и науку, и искусство, и музыку. «Все мне позволительно, но не все полезно» - говорит апостол. Христианство говорит, что мне все можно, но можно до определенных рамок. А словами сплошных запретов просто миллионы отталкиваются от веры и от Церкви. Я поэтому пытаюсь все сделать для того, что молодые люди, которых оттолкнули от Церкви православные «пуритане», обрели какого-то понимающего человека.

Так что моя задача – это средостение между молодыми людьми и Церковью разрушить. Эту стену построили фанатики, у которых ничего нельзя. Которые взяли и огульно объявили рок-музыку сатанизмом, хотя она представляет собой сложное явление. Это моя задача, которую я стараюсь исполнить.

Помню свои первые шаги в храме – мне было как раз 14-15 лет. Очень неловко себя чувствуешь, поскольку ничего не знаешь, ничего не понимаешь, и объяснить некому. Что делать молодым людям, если не кому обратиться, не у кого спросить совета?

Господь вразумит, не оставит. Он поможет искренним ищущим. Мы, в этом отношении, попали в наш период воцерковления к священникам, прошедшим войну. Это были очень мудрые люди, им все было можно. Я, помню, тогда приходил, садился на пол, как я это делал в общественном транспорте, и слушал богослужение. Ни слова никто не сказал. А скажи мне кто тогда слово – я в Церковь больше бы, может, никогда не пришел.

Помню, какой разговор у нас вышел с моим будущим наместником отцом Венедиктом. Получилось так, что на мою первую исповедь я попал к моему будущему наместнику. Ну я там сел на пол, сижу, жду исповеди. Меня отец Наум к нему отправил. Подхожу. Я исповедь приготовил. Первая моя исповедь в жизни. Он не слушает, начинает: «А ты вообще, в Бога веришь? А как ты себе Бога представляешь? А что такое Троица?» Я был не готов к этому разговору. При чем, зачем этот экзамен? Я в храм ходил до этого около полугода. И катехизис прочитал митрополита Филарета, и был более начитан, чем он себе это представлял. Но чтобы исповедываться, я должен был подготовиться. Но мне отец Венедикт устроил жесткий экзамен, причем, на предмет «свой-чужой». Он говорит мне: «Ладно, подожди, потом мы с тобой поговорим». Стою, жду. А был праздник какой-то в этот день. Я там сидел, сидел - вижу, что конца и края нет этой исповеди, думаю, пойду-ка я лучше помолюсь, да и с батюшкой мы как-то друг друга не поняли. Вот и все - я просто ушел. Эта несостоявшаяся первая исповедь была у моего будущего наместника, а состоявшаяся исповедь была у будущего наместника Данилова монастыря отца Алексия (Поликарпова). Он тогда был иеромонах Алексий. Он меня тогда выслушал, все понял, все простил, посочувствовал - и все, у меня душа пела. Мои грехи – жуткие, страшные, о которых я даже думать боялся, не то, что называть - он мне разрешил, простил, и даже епитимьи никакой не наложил. Он был немного удивлен, меня немного пожурил, сказал, что и как нужно дальше делать. А у меня был праздник, душа просто ликовала и пела. И он помнит меня, даже когда сейчас встречаемся.

Так вот – мы, наше поколение попали к священникам военной поры, которые очень снисходительно к нам относились, очень понимающе. Эти люди прошли школу мудрости. Война - это все-таки очень серьезно. И, поэтому нам было к кому идти. Была Лавра рядом, а первые насельники после её открытия были практически все выходцы из лагерей, или ветераны войны. Там были настоящие духовники, которые сразу же отвечали на твой вопрос. Духовника я там сразу же нашел. Думаю, что и сейчас ищущего человека Господь приведет к хорошему духовнику. Но обязательно нужно читать творения свт. Игнатия Брянчанинова, творения святых отцов и проверять современных проповедников, духовников именно святыми отцами. Прежде всего, я добавлю от себя еще раз, свт. Игнатием. Все тогда очень упростится, легко и просто будет.

- Что, на ваш взгляд, должно обязательно присутствовать в настоящем духовнике?

Что непременно должно быть в духовнике, так это чистота Православия, чистота веры. Об этом у отцов тоже написано. Св. Варсонуфий Великий, в своем прекрасном «Руководстве в духовной жизни» говорит, что отцы Церкви для духовника собственно, указали всего лишь одно условие - чистую православную веру, без всякой ереси. Кстати, все, кто на меня набрасывается, никто меня никогда не упрекал в ереси. Только то, что я сатанинскую музыку защищаю - это ставят мне в укор, а догматически придраться не к чему. Пока в поврежденности мировоззрения, модернизме, догматическом заблуждении меня никто не мог упрекнуть. Но зато хорошо отыгрываются на моем отношении к рок-музыке.

Причем, все это как-то представлено, что будто бы только и делаю, что сижу на рок-концертах, хотя я посещаю рок-концерты исключительно с целью проповеди, и это бывает раз в несколько месяцев.

Вот последний раз я выступал на ВДНХ, в воскресенье. Мы от нашего издательства принимали участие в международной выставке книгоиздательств. И я предложил устроить концерт на площади перед ракетой, за что нам полцены срезали за участие. И был концерт нашей группы, нас слушало несколько сотен человек, было все замечательно, люди слушали выступление, им аплодировали, я выступал, мне аплодировали. У ребят был простой православный текст, положенный на тяжелый рок -стихи Есенина, стихи иеромонаха Романа (Матюшина) - мне очень понравилось.

А до этого я был в Витебске - туда по благословению Святейшего Патриарха ездил выступать на фестивале «Небо славян». То есть, чтобы просто пойти на концерт «оторваться» - это было со мной последний раз в 1978 году, еще до прихода в Церковь. Я хожу туда работать.

Как вы думаете, батюшка, что труднее всего преодолеть молодому человеку, прежде, чем переступить порог Церкви?

Я думаю, именно то, что мне далось легко, поскольку, будучи хиппи, я порвал с обществом и мне было все равно, что обо мне думает большинство. Можно сказать, что современному человеку труднее всего выйти из социума. Есть общепринятые, распространенные взгляды на Церковь, на христианство, то есть в Бога верить можно, а в Церковь ходить - это значит, у тебя уже «крыша поехала». И вот выйти из социума, выйти из определенной группы, которой принадлежит человек - это труднее всего. А когда ты вышел, ты тут же обретаешь другой социум - Церковь, молодых людей, ищущих вместе с тобой.

Но мы-то искали вместе, нам было легко, хоть и социум у меня был другой - хиппи. А среди хиппи, чем ты неординарней мыслишь, тем более тебя уважают. Чем больше наворочаешь идей - философских, религиозных и прочее, тем уважительнее у тебе относятся. Вот это самое трудное для молодого человека - стать непохожим на тот социум, в котором он находится. Для кого поиск Истины дороже, чем мнение других о нем, тот делает этот шаг легко и просто. Для кого важно, что о нем подумают, кто пьет, потому что все пьют, кто курит, потому что все курят, кто морду бьет, потому что все морды бьют, кто наркотики употребляет, потому что все употребляют - вот это глупость есть самая настоящая и натуральная, когда человек не имеет сил себя как-то противопоставить там, где надо, социуму.

- А что нужно, чтобы уйти из-под влияния окружающего общества? Мужество, наверное? Решительность?

Надо любить: любить Бога, любить Истину, иметь какую-то неудовлетворенность теми идеалами, которыми живут эти социумы. Надо взыскать Идеалы высшие, взыскать Бога. Понять, что социум ничего не дает, и тот же социум тебя предаст. Нам, в наше время опять таки общество само помогало выйти к Истине: культура андерграунда, которую чем больше запрещали, тем больше она становилась дорога нам. Об этом есть прекрасная песня Андрея Макаревича:

Те, кому вы верили, и на кого надеялись,
Первые воскликнули «Тону!»
И отправились ко дну
.

- Пророческая оказалась песня...

Да. Песня замечательная. Заканчивается она примерно такими словами:

Моя радость поднимает на мачте мечты
Мой единственный флаг,
А толпа войдет в город твой
И в потоке людском тебя никто и не найдет.

То есть идет противопоставление толпы, социума отдельному человеку. Это разделение - оно было очень яркое. Сейчас труднее.

- Сейчас у людей полная каша в голове.

Да. Полная каша. Вот эта психология «как все», я её не приемлю, и я считаю, что она как раз и губит человека. Она во все времена для человека, ищущего Бога, была самой губительной. В мусульманстве она дошла до того, что если ты примешь другую веру, тебя могут предать смерти. У нас не так жестоко, но все равно, если ты уходишь от социума, ты «дурак - у тебя крыша поехала».

Интересно, что когда я хипповал, в глазах местных, соседних ребят, которые были комсомольцами, я был дураком. Потом, спустя полтора года, когда все узнали, что я в храме работаю, потихонечку узнали - кто-то, может быть, пришел венчаться, кто-то креститься - постепенно эти слухи расползлись по окрестностям. И тут произошли совершенно для меня непостижимые вещи: я иду из храма, там сидит толпа подвыпивших, человек двадцать. «Что, - думаю, - делать?» А до этого они меня поддевали по-разному, что я, дескать, не свой. Я, значит, иду, они молча расступаются, и тут ко мне подходит их авторитет, и молча мне руку протягивает: «Здравствуй», - говорит. И ко мне стало такое уважительное отношение, когда все узнали, что я работаю в храме. Это был 1980-1981 год. Я был настолько потрясен, что вот этот вот социум, который меня же считал неизвестно кем, пока искал, но когда я нашел, когда приобрел свои твердые убеждения, они сразу ко мне потянулись. Кто-то в душе верил, кому-то бабушка что-то рассказывала, кто-то в армии крестик зашивал. К религии, к Православию отношение было уважительное. Но ни у кого из них не хватало силы пойти в храм, а я начал ходить - и я сразу стал одним из таких не то, чтобы лидеров, но одним из знаменитых людей своего двора: «Вот этот человек, смотрите, он в храм ходит». Вот это было для меня потрясающим открытием.

Еще хотелось бы узнать Вашу позицию в отношении к тому грузу, который приносит с собой человек, входя в Церковь. Что ему с ним делать - со своими увлечениями, предрасположенностями, пристрастиями? Расстаться или оставить, или как вы выше сказали освятить их светом веры?

Эта позиция выражена в Евангелии в притче о том, что Царство Небесное подобно книжнику, который износит их своего хранилища новое и ветхое. Не все то золото, что блестит, но и не все, плохо, что человек приобрел до Церкви. Образование, какие-то понятия о добре и зле, какие-то элементы культуры, это не есть плохо, это не есть грех. И человек не только может их принести с собой, он их может развить. Сейчас, как это ни странно, моя общественная деятельность, проповедь строится на тех идеалах, которые я получил, будучи хиппи. На том, что я узнал, понял, на знании этой среды, и вдруг это оказалось востребованно. Это оказалось востребованным, нужным для Церкви. Ведь люди приходят в Церковь через мои слова, потому что я им понятен, понятен молодежи, поскольку не стал забывать, что сам когда-то был таким. Они принимают Православие. И поэтому не надо все спешить отвергать, резать по живому. Но я думаю, что здесь уже дело духовника - не просто каждого человека перекроить по одному шаблону. Каждый человек - неповторимая личность. И вот то, что хорошее в нем есть, не надо отвергать, надо просто воцерковить, освятить. Ведь были же случаи в первые века христианства, когда храмы языческие освящали в православные храмы, мечети освящали в православные храмы. Опять же, святой мученик Иустин Философ говорил, что философия - детоводительница ко Христу. Любой человек исповедует какую-то философию. Философия - это его поиски Истины. И не все там плохо - это мы постепенно что-то понимаем, и что-то оставляем, что-то нет. Потому что все нельзя отвергать. Это только для недальновидных глупых людей - делить мир на черное и белое. Там есть масса разных оттенков. Всему надо дать место в этой жизни, понять, разобраться, а проще всего сатанизмом все объявить - это черное, а это белое. Как и Евангелие говорит, что будут вас убивать, и будут считать, что этим угождают Богу.

- Припоминаются к этой теме слова блаженного Августина «Люби Бога и делай, что хочешь».

Да, вот это действительно замечательные слова, это настоящая свобода христианская. Она в этих словах и выражена.

- Спасибо Вам, отец Сергий, за то, что смогли найти время для нашей беседы!

Во славу Божию!

С отцом Сергием беседовал Сергей Архипов


06 / 10 / 2005

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»