Рецензия на фильм «Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе! Герой «Доктор Гонзо».

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

«Гонзо» - очень нежная история о Хантере Томпсоне, которой удалось рассказать то главное, что все время упускают в рассказах об авторе «Страха и отвращения в Лас-Вегасе».

«Гонзо: Страх и ненависть в Лас-Вегасе!» (в оригинале - «Жизнь и творчество Хантера С. Томпсона) начинается с того, что Джонни Депп , очень просто одетый и без макияжа, с выражением зачитывает куски из »Ангелов ада« - первой книги Хантера С. Томпсона , честного журналистского расследования, принесшего ему славу и несколько переломов. А заканчивается он разговором о том, что самоубийство - трусливый акт и что нам именно сейчас не помешал бы политический колумнист с таким полемическим задором.

В промежутке - целая жизнь лучшего журналиста XX века, так и не ставшего тем писателем, которым он мечтал стать.

В погоне за фактурой создатели фильма во главе с режиссером и сценаристом Алексом Гибни (продюсером великолепной документалки про наркоторговца «Господин Неприкасаемый» /Mr. Untouchable/ (2007) и автором сценария »Энрон - самые умные парни в комнате«, документалки про главный корпоративный скандал доипотечной эпохи) иногда почти угоняются за самим Томпсоном. Гибни нашел, например, Сонни Баргера, президента калифорнийского отделения »Ангелов ада«, старичка со скрипучим голосом, чтобы тот рассказал о Томпсоне. В пандан ему пустил интервью с Томом Вулфом, автором »Электропрохладительного кислотного теста« и Джимми Картером, бывшим президентом США.

Все анекдоты про Томпсона тщательно изучаются. Нам, к примеру, рассказывают страшную историю про легендарную вечеринку »Веселые проказники приветствуют Ангелов ада«, на которой якобы случилось групповое изнаслование, которого никто, кроме Хантера Томпсона, не заметил. А потом Вулф, слегка стесняясь, рассказывает, что изнасилования не было - просто бывшая жена Нила Кэссиди решила оторваться по-настоящему. Потом нам рассказывают про »Страх и отвращение в Лас-Вегасе«. Самое интересное здесь - ярость, с которой Томпсон принял известие о том, что журнал Sports Illustrated, заказавший ему маленькую заметку про мотогонки, отказался публиковать этот гениальный наркотический бред.

Потом выясняется, что Томпсон был за гражданские права и серьезно занимался политикой - как федеральной, в качестве журналиста, говорившего с Никсоном о футболе, так и местной, пытаясь избраться шерифом в Аспене, штат Колорадо. Рассказывают об оружии. »В тот день, когда убили Роберта Кеннеди, мне пришло извещение с почты о том, что прибыл заказанный мной Walther P38. Мы отстреляли его в этот день и согласились на том, что у него очень мягкий спуск. А потом я отослал его назад. Но возврат «вальтера» ничего не решил - он только отложил неизбежную необходимость как-то решить мою проблему с оружием«.

Проблема была не только с оружием. Много лет Томпсон выпивал по литру бурбона в день - не считая таблеток, порошка и травы. Он так никогда не удовлетворился своим писательским трудом, а журналистика для него погибла, когда он стал знаменитостью - он не мог слиться с толпой и незаметно собрать информацию, когда его узнавала каждая собака. В 2005 году он застрелился. К тому моменту он уже был развалиной, больным человеком, пожилым неудачником.

Вопрос заключается лишь в одном: чего из этого мы не знали? Что мы не увидели в фильме »Последние сутки Хантера Томпсона«, выпущенном на канаде Discovery, о чем не рассказывалось в фильме »Где бродит буйвол«, которому Роджер Эберт поставил один балл, о чем не было написано в »Скачки в Кентукки упадочны и порочны« или в »Ромовом дневнике"?

Конечно, настоящие фанаты человека, который в одиночку похоронил объективную журналистику все это и так знали. Тут важно другое. Томпсон придумал журналистику, в которой репортер - непосредственный участник событий, трикстер, провокатор и герой репортажа. Но при этом он был Доктором Гонзо, человеком, в совершенстве владеющим ремеслом: информаторы, источники, критика этих источников. Он занимался поисками истины и был бесстрашен, даже если эту истину приходилось доводить до абсурда.

09 августа 2011

"Сначала нам нужна машина. А после кокаин.
Затем кассетник для особой музыки и мексиканские рубашки из Акапулько.
Единственно стоящим вариантом подготовки к путешествию, чувствовал я,
будет разодеться как павлины, обдолбаться до озверения, про**ярить по пустоте и сделать репортаж"
"Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Хантер С. Томпсон

Границы свободы каждый определяет сам. Заметили парадокс? Чья-то свобода - это конституционное право, у другого она зависит от финансовой независимости, для третьих - это возможность иметь все возможности. Свобода в XXI веке значит выбирать, как жить. Для него свободой стал выбор смерти.

Он признавался, что действительно почувствовал бы себя в западне, если бы не знал, что может убить себя в любой момент. Эта тяга к контролю над всем стала главной отличительной чертой Хантера С. Томпсона – журналиста, основателя гонзо направления в публицистике, искателя приключений, угрозы для американской политической элиты (в особенности Ричарда Никсона).

Его книги больше напоминают экстренную трансляцию с места происшествия и далеки от похожих зажеванных рассуждений на тему "Как сложно быть мной". Это хроника передряг, в которые он попадал с такой же регулярностью, с какой мы боимся в них ввязываться. Самая известная из них "Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце американской мечты" . Репортер Рауль Дюк вместе с адвокатом-наркоманом Доктором Гонзо поехали в Вегас, чтобы сделать репортаж о мотогонках Минт 400. Все путешествие их сопровождало безумное количество всевозможных веществ, которые всячески мешали выполнению долга: "У нас в распоряжении оказалось две сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек лютой кислоты, солонка с дырочками, полная кокаина, и целый межгалактический парад планет всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунда… а также кварта текилы, кварта рома, ящик Бадвайзера, пинта сырого эфира и две дюжины амила...". По ходу дела они открывали оборотную сторону Вегаса, черноту которой не смогли рассеять даже психоделики, потому что "реальность сама слишком удолбана". Профессия Рауля плюс типаж Доктора, которого к тому же зовут Гонзо, создают портрет самого Хантера - факт, который подтверждает автобиографичность не только статей, но и его книг. Соглашусь с мнением критиков, "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" - Хиросима и Нагасаки иллюзии Американской мечты. Он не стал искать объяснений в стиле "Скандалы, интриги, расследования", чью достоверность сложно проверить (как у Дэна Брауна, например), но каждый раз его тонкие замечания помогают связать следствия с причинами.

Особенно отмечу его короткие очерки и рассказы, а также не менее известный памфлет "Лучше, чем секс" . После того как Хантер официально зарегистрировался как наркоман, он избавился от опасливых взглядов и отказов от интервью, он попал в самую гущу событий американской политики 1995 года. В общем, отличное чтиво для тех, кто хочет узнать, что скрывает самая распиаренная демократия.

Его авантюры - далеко не манифест здоровой и законопослушной жизни. Тем не менее нравоучений в его текстах нет. Безответственные поступки не свидетельствуют о безответственности. Томпсон не превращал свою жизнь в пример того, как не надо делать, и в его тоне не было напыщенного "Я умею отвязно жить, но у вас так не получится, так что покупайте мои книги". Хантер говорит о своем опыте, а читатель делает выводы, на которые способен сам. Джонни Депп, для которого Хантер был кумиром, отцом, учителем, другом и сообщником в преступлениях, писал, что даже в беспросветном хаосе и всеобщей панике он отдавал себе отчет в каждом действии и находил единственно верный выход. Интуиция его никогда не подводила. Но даже на солнце есть пятна. У Дока были натянутые отношения с братом, потому что тот был гомосексуалистом. Джеймсу приходилось ухаживать за пьющей матерью в одиночку.

Хантера Томпсона стоит читать не только как литературу, но и как учебник по журналистике и как биографию великого человека, писавшуюся от первого лица в течение целой жизни. Он жил свободно и так же свободно умер, выстрелив себе в голову 20-ого февраля 2005 года в 17:42 в возрасте 67 лет. Анита, жена Томпсона, объяснила этот поступок в журнале "Роллинг Стоун": "Для Хантера, как мастера политических ходов и приверженца идеи контроля, совершенно нормальным было решение покончить с жизнью по собственному графику, своими собственными руками, а не отдавать власть над собой судьбе, генетике или случайности. И хотя мы будем горько о нем сожалеть, мы понимаем его решение. Пусть мир знает, что Хантер Томпсон умер с полным стаканом в руках, бесстрашным человеком, воином".

Многие не раз слышали о довольно скандальной, безумно интересной личности под именем «Доктор Гонзо».

Кто это? - спросите вы. Этот псевдоним куда менее запоминающийся, чем кадры из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или чем цитата, начинающаяся так: «Две сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек лютой кислоты...».

Биография

Хантер Стоктон Томпсон - один из наиболее значимых в современной культуре американских писателей. Свое прозвище Доктор Гонзо отчасти он придумал себе сам, назвав так героя своего романа. Хантер родился 18 июля 1937 года в Луисвилле, штате Кентукки. После смерти отца его мать спилась, а он был вынужден пойти служить в армию США. В 1956 году Томпсон начал работу редактором в собственной газете, где вел спортивную колонку. Во время учебы в Колумбийском университете Х.С. Томпсон успел поработать в нескольких наиболее крупных издательствах Нью-Йорка.

Вклад в литературу

Хантер Стоктон Томпсон действительно считается основателем стиля гонзо и в целом гонзо-журналистики. Этот жанр литературы сочетает в себе дерзость, легкость, иронию и абсолютную абсурдность повествования.

Доктор Гонзо буквально перевернул традиционную работу журналистов, теперь это были не просто люди, стоящие в стороне и берущие интервью, нет, он сам стал частью событий. Наркотики, спорт, безумства, политика и нескончаемый поток черного юмора, сарказма, нецензурной брани - по этим чертам можно узнать его произведения, именно это произвело взрыв, перевернув традиционные рамки писательского искусства.

Характерные черты гонзо

Стиль гонзо в определенной степени дал начало некому движению свободы, в том числе и в литературе. Может возникнуть вопрос, почему именно Хантеру присвоили имя целого направления? Потому что он являлся абсолютным его отображением. Большинство людей сходятся во мнении, что все написанное им и о нем было правдой. Доктор Гонзо был единственным человеком, который мог прийти на конференцию по борьбе с наркотиками в полный зал с копами, неся в руке чемодан, набитый всевозможными запрещенными веществами.

В то время подобная честность в повествовании явилась совершенно новым явлением, породившим множество новых направлений: от журналистики до грязного реализма. Главной особенностью стала неподдельная прямота автора, вплоть до стиля его самовыражения, слога.

Герой «Доктор Гонзо»

В одной из самых известных книг Х.С. Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» (и одноименном фильме) Доктор Гонзо — адвокат главного героя, журналиста прототипа самого Х. Томпсона. Характер адвоката взят также с реального человека Оскара Зета Акосты, который был другом Томпсона, адвокатом и активистом, писателем, имевшим весьма вызывающую гражданскую позицию. Грубо говоря, по книге юристом он не был, скорее просто другом, который умело выкручивается из различных ситуаций, в которые так любил влипать Рауль Дюк. Они вдвоем поехали в Мексику с полным багажником наркотиков:

У нас в распоряжении оказалось две сумки травы, семьдесят пять шариков мескалина, пять промокашек лютой кислоты, солонка с дырочками, полная кокаина, и целый межгалактический парад планет всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунов… а также кварта текилы, кварта рома, ящик "Бадвайзера", пинта сырого эфира и две дюжины амила.

Эта цитата знакома каждому, ее переписывали, использовали и чуть ли не возносили на пьедестал миллионы людей. Именно эта фраза стала девизом многих поколений. Она полностью описывала жизнь этих людей в то время и жизнь в стиле гонзо.

Персонаж Доктор Гонзо и его прототип в реальной жизни хоть и имеют схожие черты, но все же изображают совершенно разных людей. Фото Доктора Гонзо чаще всего берут из нашумевшей экранизации романа, поставленной Тэрри Гиллиамом.

Адвокат Акоста

Оскар Зета Акоста был рожден в апреле 1935 года в Техасе. По национальности Акоста был мексиканцем, рос в бедной семье без отца. Таким же семьям он оказывал помощь, став уже известным адвокатом. В 1967 году произошло знаковое событие для будущего доктора Гонзо - знакомство с Акостой.

Акоста был активистом и защищал активистов, имеющих мексиканское происхождение. За дерзость, смелость и неуважение адвокат был не раз арестован, он вызывал гнев полиции и высокопоставленных особ, имевших влияние в данной сфере.

Как сильная личность и честный адвокат Акоста вел за собой людей, которые верили ему, конечно же, это вызывало гнев многих. Но его единственной слабостью стало злоупотребление наркотиками - ЛСД и амфетамином. Его рукой было написано два крупных автобиографических романа, освещающих многое из его профессиональной деятельности. В 1974 году Оскар Зета Акоста уехал в Мексику и с тех пор его никто не видел, он считается без вести пропавшим.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»