Лиддская нерукотворная икона божией матери. Лиддская (Римская)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня день Лиддской нерукотворной (в Лидде на столпе) иконы Божией матери! Предлагаем вам прочесть историю этой чудотворной иконы!

Лиддская икона Божией Матери

Когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа в городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, они увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361 г. — 363 г.) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру. С него была сделана копия, которая была увезена в Рим и также получила чудотворную силу.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32 — 35). Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией,

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829 г. — 842 г.). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912 г. — 959 г.) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

Наш рассказ — об иконе, созданной не человеческими руками. По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.

Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.

Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».

Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.

Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.

Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»

Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.

Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.

Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня. Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю.

Кондак

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

Изображение воспроизводится по изданию: К истокам: Раннехристианские иконы: [Книга-календарь на 2010 год]. Минск: Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano: La Casa di Matriona, 2009.

Богородица Salus Populi Romani

Рим, VII век (?), поновления XII–XIII вв., базилика Санта Мария Маджоре.
Энкаустика, доска (?); 117 × 79 см.

Salus Populi Romani («Спасение Римского народа»), пожалуй, самый почитаемый из всех римских богородичных образов и один из немногих, культ которых не прерывался вплоть до наших дней. Дева Мария представлена согласно иконографии «Одигитрии», с Младенцем на скрещенных руках, в левой руке - маппула, небольшой льняной плат, использовавшийся древнеримской знатью.

С начала XVII в., по распоряжению папы Павла V Боргезе (1605–1621), для места хранения почитаемой иконы Богоматери, по преданию написанной евангелистом Лукой, в качестве драгоценного ковчега был выбран большой мраморный алтарь в капелле Паолина, пристроенной в 1606–1612 гг. к левому нефу базилики Санта Мария Маджоре. Где изначально располагалась икона внутри знаменитого храма на Эсквилине, неизвестно, но до перемещения в капеллу Паолина она находилась в мраморном кивории готического стиля, в глубине центрального нефа, слева.

Главным богослужением, в котором на протяжении веков участвовала Salus Populi Romani, было несомненно шествие в ночь с 14 на 15 августа (Феррагосто), в честь Успения Девы Марии: Нерукотворный Спас из Латерана [табл. XV] по определенному маршруту шествовал в Санта Мария Маджоре, останавливаясь в храмах с почитаемыми богородичными образами и особо важных для истории христианства местах, где совершались специальные молебны. Древнейшие тексты об этом праздновании ничего не говорят о том, чтобы образ Девы Марии действительно ожидал в эсквилинской базилике икону Спаса; возможно, что в первые века во время процессии эта встреча не осуществлялась. Первое свидетельство о ней мы находим в письме некоего каноника Иоанна (1170). Соединение Спасителя с Богородицей в церкви Санта Мария Маджоре надолго стало кульминационным событием ежегодного шествия вплоть до отмены этого богослужения при Пие V (1566–1572).

Трудно сегодня определить, как изначально выглядела икона: реставрация 1931 года - лишь один пример поновления образа, в том числе средневековыми художниками, в череде многих предшествующих, которые сильно изменили ее облик и размеры, о чем говорит доска, обрезанная по нижнему краю. Поэтому многие ученые склоняются к датировке XII–XIII вв. Другие находят следы намного более древние. Мария Андалоро предлагает датировку VII веком. На раннесредневековое происхождение указывают скрещенные руки Марии (интересную параллель можно видеть во фрагментарном изображении Богоматери с Младенцем на левом пилястре пресбитерия церкви Санта Мария Антиква на Римском форуме первой половины VII в.), направленные навстречу друг другу движения Богородицы и Христа и редкая деталь - маппула, - использование которой Ханс Бельтинг связывает с изображениями консулов.

Даниэла Сгерри

В городе Лидде (впоследствии Диосполе), недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр (память 29 июня и 16 января) и Иоанн Богослов (память 8 мая и 26 сентября) проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу.

Во время правления императора Юлиана Отступника (361–363) в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако, как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру, в Лидду стали стекаться многочисленные верующие для поклонения нерукотворному образу Богоматери.

В VIII веке по приказу Константинопольского патриарха Германа с него был сделан список, который чудесным образом оказался в Риме и также получил чудотворную силу (празднование26 июня). Этот список получил наименование Римского.

Существовал еще другой Лиддский нерукотворный образ Матери Божией. Он находился в храме, созданном в Лидде Энеем, исцеленным святым апостолом Петром (Деян. 9, 32–35) . Когда этот храм хотели отнять у христиан иудеи и язычники, то по распоряжению правителя храм был заперт на три дня, чтобы явилось знамение для решения спора. Когда через три дня храм открыли, то увидели в нем нерукотворное изображение Матери Божией.

Об обеих нерукотворных Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору-иконоборцу Феофилу (829–842). Об этом послании говорит император Константин Багрянородный (912–959) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Едессе.

Интересна связь Лиддской иконы Божией Матери с историей появления в России Владимирского и Тихвинского образов Пресвятой Богородицы. В «Повести о сретении Владимирской иконы Богородицы», в связи с мыслью о Руси как уделе Богоматери, говорится следующее: «Ты, о владычице Богородице, свой чюдотворьний образ, его же мнози глаголют вторничьная икона, именовашеся древле же Римляныни, поначалу же Лидская зовома, юже… Герман с самовоображеннаго образа преписати повеле в Лиде, иконоборства же ради Льва Саврянина в Рим отпусти ю, на море поставив. И тако сама святая икона прииде в Рим единым нощеденством, по летех же 130 паки сама икона изыде из Римския Церкви на море и прииде в царствующий град… в лета… Рюрика, потом же в нашей Росийской земьле на реце на Тихвине на воздусе явися, святыми анггелы невидимыми носима, иде же и доныне пребывая, бесчислена чюдеса содевая и исцеление подавая неоскудно всем, с верою приходящим…».

(впо-след-ствии Ди-оспо-ле), неда-ле-ко от Иеру-са-ли-ма, где свя-тые апо-сто-лы Петр (па-мять 29 июня и 16 ян-ва-ря) и Иоанн Бо-го-слов (па-мять 8 мая и 26 сен-тяб-ря) про-по-ве-до-ва-ли Гос-по-да Иису-са Хри-ста, для но-во-об-ра-щен-ных был со-ору-жен храм во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. При-дя в Иеру-са-лим, апо-сто-лы мо-ли-ли Ма-терь Бо-жию по-се-тить и Сво-им при-сут-стви-ем освя-тить и бла-го-сло-вить храм. Пре-чи-стая Де-ва ска-за-ла: «Иди-те с ми-ром, там и Я с ва-ми бу-ду». Вер-нув-шись в Лиддский храм, они уви-де-ли на од-ном из опор-ных стол-пов неру-ко-твор-ный об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы див-ной кра-со-ты. За-тем и Са-ма Ма-терь Бо-жия по-се-ти-ла Лиддский храм и да-ро-ва-ла об-ра-зу Сво-е-му осо-бую бла-го-дать и си-лу.

Во вре-мя прав-ле-ния им-пе-ра-то-ра Юли-а-на От-ступ-ни-ка (361-363) в Лид-де со-вер-ши-лось но-вое чу-до. В храм бы-ли по-сла-ны ка-ме-но-те-сы для уни-что-же-ния чу-до-твор-но-го изо-бра-же-ния. Од-на-ко, как ни ста-ра-лись они сте-сать свя-щен-ное изо-бра-же-ние, оно не ис-че-за-ло, а лишь углуб-ля-лось бо-лее и бо-лее внутрь стол-па. Сла-ва о бла-го-дат-ном об-ра-зе рас-про-стра-ни-лась по все-му ми-ру, в Лид-ду ста-ли сте-кать-ся мно-го-чис-лен-ные ве-ру-ю-щие для по-кло-не-ния неру-ко-твор-но-му об-ра-зу Бо-го-ма-те-ри.

В VIII ве-ке по при-ка-зу Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Гер-ма-на с него был сде-лан спи-сок, ко-то-рый чу-дес-ным об-ра-зом ока-зал-ся в Ри-ме и так-же по-лу-чил чу-до-твор-ную си-лу (празд-но-ва-ние 26 июня). Этот спи-сок по-лу-чил на-име-но-ва-ние Рим-ско-го.

Су-ще-ство-вал еще дру-гой Лиддский неру-ко-твор-ный об-раз Ма-те-ри Бо-жи-ей. Он на-хо-дил-ся в хра-ме, со-здан-ном в Лид-де Эне-ем, ис-це-лен-ным свя-тым апо-сто-лом Пет-ром (). Ко-гда этот храм хо-те-ли от-нять у хри-сти-ан иудеи и языч-ни-ки, то по рас-по-ря-же-нию пра-ви-те-ля храм был за-перт на три дня, чтобы яви-лось зна-ме-ние для ре-ше-ния спо-ра. Ко-гда через три дня храм от-кры-ли, то уви-де-ли в нем неру-ко-твор-ное изо-бра-же-ние Ма-те-ри Бо-жи-ей.

Об обе-их неру-ко-твор-ных Лиддских ико-нах пи-са-ли три во-сточ-ных Пат-ри-ар-ха (Иеру-са-лим-ский, Ан-тио-хий-ский и Алек-сан-дрий-ский) в по-сла-нии к им-пе-ра-то-ру-ико-но-бор-цу Фе-о-фи-лу (829-842). Об этом по-сла-нии го-во-рит им-пе-ра-тор Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный (912-959) в ис-то-ри-че-ском сло-ве о неру-ко-твор-ном об-ра-зе Спа-си-те-ля в Едес-се.

Ин-те-рес-на связь Лиддской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри с ис-то-ри-ей по-яв-ле-ния в Рос-сии Вла-ди-мир-ско-го и Тих-вин-ско-го об-ра-зов Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. В «По-ве-сти о сре-те-нии Вла-ди-мир-ской ико-ны Бо-го-ро-ди-цы», в свя-зи с мыс-лью о Ру-си как уде-ле Бо-го-ма-те-ри, го-во-рит-ся сле-ду-ю-щее: «Ты, о вла-ды-чи-це Бо-го-ро-ди-це, свой чю-до-творь-ний об-раз, его же мно-зи гла-го-лют втор-ни-чь-ная ико-на, име-но-ва-ше-ся древ-ле же Рим-ля-ны-ни, по-на-ча-лу же Лид-ская зо-во-ма, юже… Гер-ман с са-мо-во-об-ра-жен-на-го об-ра-за пре-пи-са-ти по-ве-ле в Ли-де, ико-но-бор-ства же ра-ди Льва Сав-ря-ни-на в Рим от-пу-сти ю, на мо-ре по-ста-вив. И та-ко са-ма свя-тая ико-на при-и-де в Рим еди-ным но-ще-ден-ством, по ле-тех же 130 па-ки са-ма ико-на изы-де из Рим-ския Церк-ви на мо-ре и при-и-де в цар-ству-ю-щий град… в ле-та… Рю-ри-ка, по-том же в на-шей Ро-сий-ской зе-мь-ле на ре-це на Тих-вине на воз-ду-се яви-ся, свя-ты-ми анг-ге-лы неви-ди-мы-ми но-си-ма, иде же и до-ныне пре-бы-вая, бес-чис-ле-на чю-де-са со-де-вая и ис-це-ле-ние по-да-вая неоскуд-но всем, с ве-рою при-хо-дя-щим…».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»