Страдание трофима, савватия и доримедонта. Имя Трофим в православном календаре (Святцах)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Трофим был асиец (из Малой Азии), родом из г. Ефеса, ученик и спутник ап. Павла (от Ефеса до Иерусалима), где был невольным виновником возмущения злобных иудеев против его учителя (апостола Павла). Св. Лука повествует что во время второго путешествия ап. Павла, вознамерившегося возвратиться из Еллады (чрез Македонию) в Сирию, его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Солуняне - Аристарх и Секунд, Гаий из Дервии, Тимофей и Асийцы Тихик и Трофим (Деян. XX, 4); но последний, как видно из последующего сказания св. дееписателя, не оставлял ап. Павла и в дальнейшем его пути. По прибытии в Иерусалим св. Павел, по совету председателя Иерусалимской церкви Иакова, брата Господня, для отклонения подозрения со стороны иудействующих христиан, выполнив обет назорейства (остриг волосы) и взяв издержки по этому обряду за себя и четырех лиц, подвергавшихся тому же обету (из проживавших в Иерусалиме (Деян. XX, 23–24). Когда уже оканчивались семь дней очищения, тогда иудеи, увидевши ап. Павла в храме, возмутили (в Иepyсалиме) весь народ и наложили па него руки, крича: мужи Израильские! Помогите! Этот человек (т.е. Павел) всех повсюду учит против закона и места сего (т.е. храма); при том и еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо пред, тем они видели с ним в городе Трофима Ефесеянина и думали, что Павел ввел его в храм. Весь город пришел в движение и сделалось смятение в народе и схватили Павла, повлекли его и хотели убить, но тысяченачальник защитил Апостола и тайно переслал его в Кесарию, из которой, по заявлению самого aп. Павла, потребовавшего по праву Римского гражданина, пред Кесарем суда над собой, он препровожден был в Рим (Деян. XX, 27–30; XXVI, 32). Так как дееписатель поименно не перечисляет спутников ап. Павла от Кесарии до Рима, то думают, что в числе их был Трофим, который будто бы путешествовал с ап. Павлом до столицы тогдашнего мира и там разделял узы апостола. Предание сообщает, что ап. Павел, по освобождении своем из первых римских уз (в 63 г.), в сопровождении Трофима и других, путешествовал в Испании и, проходя Галлию, оставил там Трофима, посвятив его во епископа в г. Арле, (Арелат. Бароний, 63 an. 4) . «Но это предание трудно согласить с сказанным во 2-м послании ап. Павла Тимофею, о том, что Апостол оставил в Милете Трофима. „Ераст остался в Коринфе, писал ап. Павел, а Трофима оставил больного в Милете“ (2 Тим. IV, 20). Вероятно, пробывши несколько времени в г. Арле, Трофим снова сделался спутником ап. Павла и на время, по болезни, был оставлен в Милете, а затем по выздоровлении, он отправился в Рим, где заключен был в темницу и вместе с ап. Павлом скончался мучеником, усекнутый во главу мечом вместе с Аристархом и Пудом». Св. Трофим, по всем известным спискам, причисляется к лику св. 70 Апостолов, но кроме вышесказанного о нем, нет достоверных сведений о дальнейшей его деятельности. Восточная и западная церкви согласно считают св. Трофима мучеником, пострадавшими, в Риме, при императоре Нероне, вместе с ап. Павлом (по восточ. преданию) или с ап. Петром (по западным преданиям). О том, что св. Трофим был спутник и сотрудник в проповедании слова Божия ап. Павлу, есть указания в службе (15 апр.) св. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму: «премудрый Трофим и Аристарх вкупе, и Пуд чудный, яко ученицы Слова, и священнии Павлу спутницы, священными песньми да восхвалятся» (1-й стих 6-й песни канона; 1-й стих 3-й песни и друг.). «Павлу явистеся мудрии спутницы, гонения с ним многовидна и беды, славнии, будущия ради жизни, веселящеся претерпесте» (1-й стих 4-й песни канона). О мученической кончине св. Трофима вместе с ап. Павлом есть также указание в службе сим апостолам, а также в причислении их к 70 апостолам: «Двунадесяти учеников явистеся втории ученицы Христови, славши, с Павлом бо прошедше всю землю, беды подъясте многи, и с ним священную кончину прилете» (2-й стих 7-й песни канона). «Священнейший лик священных Христовых седмьдесят составшеся ученицы с Павлом всю землю ученьми божественнаго света просветисте» (3-й стих 1-й песни канона). В Четьи Минее св. Димитрия (под 4 января) сказано: «Трофим святый его же апостольские Деяния воспоминают (XX гл.), и Павел святый в Послании втором к Тимофею: «Трофима же (рече) оставих в Милете боляща. Сей с Пудом и Аристархом во всех гонениях Павлу святому последова и наконец при усечении его в Риме от Нерона вси триe усекновсни суть» (л. 46). Память св. Трофима в правосл. церкви совершается 15 апреля вместе с св. Аристархом и Пудом, а также 4 января в соборе св. 70 Апостолов. У католиков память его положена в г. Арле (или Арелате) 29 декабря.

Примечание

1 . Кафедра Арелатская (Арль) и Вьенская в 5-м веке возбудили вопрос о преимуществах своих. Папа Зосима в 417 г. решил вопрос в пользу Арелатской церкви, на том основании, что она была основана св. Трофимом, который, по словам папы, поставлен был ап. Петром в епископа Арелатскаго (Зосима Epistolae 3–5; Patroiogie Migne XX. Робертсон. История хриспанской церкви, т. I. 452).

Православный собеседник, 1906. т.3. с. 565–567.

Октябрь Ноябрь Декабрь

Страдание святых мучеников
Трофима, Савватия и Доримедонта,
Память 19 сентября

В царствование императора римского Проба 1 и во время управления Антиохией Аттика, называвшегося также Илиодором, антиохийцы совершали однажды праздник в честь Аполлона Дафнийского и, по обычаю, весь день проводили в жертвоприношениях идолам, в пьянстве и ликованиях и всякого рода непотребных делах. В то время пришли в Антиохию из другой страны два неизвестных человека: Трофим и Савватий, – люди благочестивые, почитатели истинного Бога. Видя ослепление и гибель столь многих душ, они только воздохнули и, обратясь к Богу, молились со слезами, говоря:

– Боже, создавший мир весь из ничего одним словом Своим и человека, сотворивший по образу Своему! призри с небеси и исторгни людей сих из рук сопротивного.

Когда они говорили сие, идолопоклонники заметили, что они не поклоняются языческим богам и, схватив их, повели к властелину и судье своему Аттику-Илиодору. Он велел их разлучить друг от друга и сначала привести к нему святого Трофима, которого и начал допрашивать о имени, жизни и вере.

Святой отвечал:

– Имя мое – Трофим, родился я от свободных и благородных родителей, но, подпав под власть греха, сначала жил нечестиво, пока чрез святое крещение не получил истинной свободы и благородства.

Тогда судья спросил:

– Какой ты веры?

Трофим отвечал:

– Я уже сказал тебе, но слушай, – я скажу еще яснее: я – христианин, раб Христа и желаю быть жертвою Христу.

Судья спросил:

– Читал ли ты императорские указы о христианах?

– Прочел, – ответил святой, – но что они нам? Между благочестием и бесовским обольщением такая же разница, как между днем и ночью.

Эти слова привели мучителя в гнев; он велел обнажить святого Трофима и, растянув за руки и за ноги, быть без всякого милосердия. Мученика били так долго, что земля обагрилась кровью. Потом судья велел перестать бить его и сказал:

– Принеси богам жертву, Трофим. – иначе я пошлю тебя во Фригию 2 , к мучителю Дионисию.

Сей Дионисий был повсюду известен своею лютостью и бесчеловечием.

Святой Трофим отвечал:

– Для меня не важно, тобою ли я буду убит, или кем другим. ты ли замучишь меня, или Дионисий: смерть, всё равно, будет только одна, потому что у вас обоих одно намерение: убивать тех, кои служат истинному Богу.

Судья еще более разгневался и велел повесить святого на дерево и терзать его тело. Тогда его тотчас же обступили палачи с острыми орудиями, коими они терзали мученика, строгая его тело до костей и даже до самых внутренностей. Он же, претерпевая всё, тихо и кротко говорил:

– Господи, помоги рабу Твоему!

Тогда судья спросил:

– Где же твой Христос?

Мученик отвечал:

– Христос мой – со всеми, призывающими Его – Он и от меня не отлучается, и явное знамение Христова со мною присутствия в том и заключается, что я легко переношу мучения, кои невозможно было бы перенести человеческому естеству, если бы страдальцам не помогал Сам Бог.

После сих мучений святого Трофима ввергнули в темницу.

Тогда привели на суд блаженного Савватия, и судья сказал ему:

– Я не спрашиваю тебя, христианин ли ты, но ты сначала скажи: какого ты звания?

Самое слово "христианин" для язычников было так противно, что мучитель не хотел даже слышать его; как больной глазами не может смотреть на свет, приятный для всех здоровых, так он с помраченными душевными очами не мог взирать ими на свет имени Христова, почему и сказал: "Я не спрашиваю, христианин ли ты".

Святой Савватий отвечал:

– Мое звание, достоинство и отечество, слава и богатство есть Христос Сын божий, вечно Сущий: Его промыслом утверждена и управляется вселенная.

Судья, приняв смелый ответ мученика за оскорбление себе, пришел в ярость и, ударив его по щеке, сказал:

– Отвечай то, о чем тебя спрашивают, и прежде, чем я не погубил тебя посредством мучений, приступи к богам и принеси им жертвы.

Но святой поносил богов, смеялся безумию нечестивых и обличал их безбожие.

Тогда, по повелению мучителя, Савватия повесили и строгали железными когтями, до тех пор пока не обнажились его кости. Так как от костей отпали уже целые куски тела и были растерзаны все внутренности, то мучителям нечего было уже терзать. Посему мученика отвязали от дерева, и святой Савватий тотчас же предал свою душу в руки Господа своего.

Когда святой Савватий преставился ко Господу, в руках мучителей остался один блаженный Трофим. Аттик, отчаявшись в его обращении в идолопоклонство, решил послать его во Фригию к мучителю Дионисию. Он написал Дионисию письмо, сообщая ему о Трофиме и о том, что сколько он ни претерпел мук, но при всем том оказался сильнее мучителей своих, что он почитает одного Христа, смеется над богами и ни во что не ставит их. Затем он велел вывести святого из темницы, обуть его в железные сапоги, внутри коих было набито множество гвоздей остриями вверх, и в тех сапогах вести его во Фригию. Воины, взявши святого, повели его и заставили идти рядом с собою: они ехали на конях, а святой шел пешком, в железных с гвоздями сапогах, с пронзенными ногами, – перегоняя при сем пеших и конных и обагряя весь путь своею кровью. Это был поистине скорбный путь, ведущий в блаженную жизнь: сколько он сделал шагов, столько новых ран принял в свои ноги, и сколько было новых ран. столько он претерпел болезней и мук. Но Сам Господь сопутствовал ему: Он укреплял на сем пути Своего раба и за каждый шаг приготовлял ему воздаяние.

После трехдневного пути, воины со святым мучеником достигли Фригийского города, называвшегося Синад 3 , и там отдали Дионисию послание Илиодора. Прочитав послание, Дионисий велел тотчас же привести к себе святого Трофима и спросил:

– Ты ли Трофим?

Мученик отвечал:

– Я – Трофим и раб истинного Бога, верующие в Коего никогда не постыдятся.

Дионисий сказал:

– Ты остаешься непокорным и еще призываешь суетного и тщетного Христа, бывшего виновником смерти многих; но если ты прежде не хотел от Него отказаться, то теперь оставь надежду, которую имел на Него: принеси жертву богам, чтобы тебе избавиться от лютых мучений и смерти и прожить свою жизнь в мире.

Мужественный Трофим отвечал:

– Если бы я даже и хотел избавиться от смерти, то сие невозможно: ибо если ты не убьешь меня, то самое естество мое во всяком случае смертно. Смертью же должно приобретать жизнь вечную, которая безмерно лучше и продолжительнее здешней, исполненной зол и кратковременной жизни, а благ будущей жизни не может видеть наше бренное око, ухо не может слышать, и на ум человеку они не придут. Я охвачен великим желанием сей жизни и радуюсь, слыша от тебя о смерти, коею ты мне угрожаешь.

Тогда Дионисий, весь дыша яростью, повелел быть святого Трофима толстыми жилами; когда же били его, то мучитель говорил:

– Ты только обещай принести богам жертву, и тотчас же избавишься от мучения.

Он же, не обращая внимания на рану и словам мучителя, молчал.

Слуги, по повелению мучителя, взяли уксус, смешали его с горчицею и вливали в ноздри Трофиму. После сего, повесив его на дереве, резали ему бока, нанося глубокие продолговатые раны, и из ребер его исходили потоки крови.

Святой молча переносил сии муки, говоря себе самому: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь " (Пс.33:20).

Дионисий, услыхав это, сказал:

– Напрасна надежда твоя, Трофим, и тщетны твои помышления: ибо кто придет к тебе с неба и избавит тебя от настоящих страданий? Посему советую тебе принести богам жертву, и тогда ты поможешь себе.

Святой, смеясь безумию мучителя, отвечал:

– Никогда не отвергнусь я Бога моего, истинного и живого.

Тогда Дионисий с яростью сказал слугам:

– Мучьте его еще.

И они стали его мучить с еще большею жестокостью.

Святой же молился и говорил так: "Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя, ибо Ты – надежда моя, Господи Боже " (Пс.70:4-5).

Мучитель повелел лить на раны святого мученика уксус с солью, чтобы тем увеличить его страдания.

Тогда блаженный сказал мучителю:

– Ты теперь только укрепляешь тело мое, чтобы оно не истлело от наносимых тобою ран.

Потом стали жечь его ребра горящими свечами, но и этим не могли победить непобедимого Христова воина; после сего святого Трофима посадили в темницу.

В Синаде был сенатор и первый советник, по имени Доримедонт; он был благочестивый христианин, но скрывал это, боясь мучителя. Он часто тайно приходил к святому Трофиму в темницу, омывал кровь и отирал струпы его чистыми полотенцами, перевязывал его раны и вообще всячески заботился о нем. Но недолго пришлось ему скрываться от мучителя. Вскоре наступил богопротивный праздник, называемый "Диоскурия", т.е. день Кастора и Поллукса 4: празднество это совершалось всенародно в городе Синаде. Дионисий, вместе со всеми своими приближенными и советниками, поклонялся идолам и, увидев, что с ними нет Доримедонта, послал к нему сказать, чтобы он явился на празднество.

Блаженный Доримедонт отвечал посланным:

– Я – Христианин, и потому мне не следует ходить на бесовские праздники.

Дионисий, услыхав о сем, велел силою привести его к себе и, расспросив его, убедился, что он – действительно христианин; однако, не желая судить его в тот же день, велел взять его под стражу.

Потом он посылал к нему своих друзей уговорить, чтобы он раскаялся и обратился к их богам. Но Доримедонт, грозно взглянув на них, сказал: "Удалитесь от меня все, делающие беззаконие " (Псал.6:9).

Затем он замолчал и был, "как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа " (Пс.37:15).

На другой день мучитель пошел в суд и повелел привести Доримедонта.

– Обольщенный человек! – сказал он святому мученику, – что с тобой вчера произошло, что ты отступил от богов и отказался исполнить царские повеления? Разве тебе не угодно стало, чтобы тебя все почитали и чтобы ты занимал между нами не последнее место?

Святой на это отвечал:

– Любящий истинного Бога ни во что не ставит мирскую честь и славу. Какая польза гордиться пред другими, одеваться в драгоценные одежды и поклоняться идолам? Всё сие – временно и суетно, всё сие отлучает от Бога и ввергает человека в геенну огненную.

Мучитель долго и ласками и угрозами старался отвратить святого Доримедонта от Христа, но, ничего не достигши в том, велел обнажить его, повесить и жечь его ребра раскаленными железными кольями, причем говорил:

– Посмотрю, придет ли Христос помочь тебе?

Святой же в сих мучениях призывал имя Господа Бога своего, смеялся над языческими богами и своими словами уязвлял сердце мучителя более, нежели он – копьями тело святого.

Тогда Дионисий обратил гнев свой на слуг, мучивших святого, и укорял их, что они не могут заставить умолкнуть одного человека, хулящего их богов. Слуги, пришедшие в ярость, рвали святому лицо железными когтями и выбили ему зубы; однако и этим не могли заставить молчать богоглаголивые уста, исповедовавшие Христа и поносившие бездушных идолов. Потом развели под святым мучеником огонь и поставили его на горящие уголья; но он ходил по ним, как бы по прекрасным цветам, радовался при сих страданиях и был готов претерпевать за Христа большие и лютейшие муки. После того мучитель повелел отвести его в темницу, а святого Трофима вывести на мучение. Его повесили, начали рвать его тело железными когтями, подновляя прежние раны, а затем выкололи ему глаза раскаленными прутьями. Но святой при таких страданиях благодарил Христа, после чего был опять отведен в темницу.

Дионисий стал советоваться со своими приближенными, какой смерти предать Трофима и Доримедонта, так как они пренебрегали всякими муками, – и решил отдать мучеников на съедение зверям. Для сего мучитель повелел приготовить голодных зверей и устроить публичное зрелище. Когда настал день, в который святых хотели отдать на съедение зверям, на зрелище сие явился Дионисий со всеми своими советниками и слугами, и собралось множество народа. Святые мученики Трофим и Доримедонт был выведены из темницы нагие, покрытые ранами, так что всё тело их было как бы одною сплошною язвою. Когда святых поставили на место, предназначенное для травли зверей, на них выпущена приблизившись к ним, тотчас же сделалась кроткою. Святой Доримедонт, желая скорее разрешиться телом и со Христом быть (Фил.1:23). взял медведицу за ухо и раздражал ее, чтобы она скорее растерзала его; но медведица, как бы стыдясь, наклоняла и отворачивала от него голову свою. Тогда мучитель разъярился более зверя и, видя, что святые остаются невредимыми от медведицы, выпустил на них парда, но и он как пес лизал их ноги. Затем выпустили льва, – однако же и этот зверь, подобно первым, стал кротким, как агнец. Мучитель разгневался на заведующего зверями и грозил ему смертью, если он не сумеет раздражить зверей так, чтобы они пожрали сих двух христиан; но когда тот стал раздражать льва, то лев устремился на него и растерзал его. Все присутствовавшие, видя такое чудо, устрашились и познали силу истинного Бога и Спаса нашего. Один только беззаконный мучитель не хотел познать ее, но еще больше покрывался тьмою своего безумия, хуля Христа и называя волшебниками рабов Его. Потом он велел отсечь главы святых мечом. Так окончили страдания святые Трофим Доримедонт, скончавшиеся от меча после многих и лютых мучений, и, присоединясь к святому Савватию в бессмертной жизни, ликуют ныне с ангелами, прославляя Святую Троицу, – Отца, Сына, и Святого Духа, Единого Бога, всеми прославляемого во веки веков. Аминь.

"кормилец" (греч.)

Тайна имени:
Трофим несколько суетлив, он вечно замотан множеством дел, знает все обо всех. Денег ему не хватает, и он ищет помощи у родственников или друзей. Любит рассказывать о скором получении богатого наследства. При этом Трофим не просто умудряется связать концы с концами, но любит делать подарки, вести светскую жизнь. Женится по расчету, главное в избраннице - порядочность и достаток. Очень любит детей, старается дать им образование в престижном вузе.

Астрология имени:
Знак Зодиака имени: Весы .
Планета: Венера.
Цвет имени: светло - синий.
Благоприятное дерево: финиковая пальма.
Заветное растение: фиалка.
Покровитель имени: сова.
Камень - талисман: сапфир.

Православные именины:
14 (1) января - Трофим (Мячин), сщмч., иерей.
29 (16) марта - Трофим Лаодикийский, сщмч., пресвитер. Святые мученики Трофим и Фал, родные братья - пресвитеры, служили в Лаодикии Карийской. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305) и его соправителе Максимиане (284 - 305) братья были взяты под стражу и предстали перед правителем Асклипиодотом. Он велел побить святых братьев камнями, но камни, которые бросали в святых, летели назад и поражали тех, кто их бросал. После вторичного допроса святые братья были приговорены к распятию. Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что сподобились, как и Спаситель, крестной смерти. Дивные свидетели Божий и вися на кресте продолжали свою проповедь, а их мужественная мать стояла у подножья крестов. Одна иудеянка, поклонившись святым, воскликнула: "Блаженны матери, родившие таких сыновей". Когда мученики предали свой дух Богу, тюремный страж рассказал, что видел души святых братьев, возносившиеся на небо в сопровождении трех Ангелов. Народ всю ночь не отходил от тел святых мучеников. Утром на место казни пришла жена мучителя Асклипиодота с благовониями и драгоценным покровом. Она рассказала народу, что ночью видела во сне святых мучеников и Ангелов, посланных для наказания ее мужа.
Мать мучеников и два христианина, по имени Зосима и Артемий, похоронили святых братьев в их родном городе Стратонике. Мучитель же Асклипиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью.
31 (18) марта - Трофим Никомидийский, мч. Святые мученики Трофим и Евкарпий были воинами в Никомидии во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Они отличались большой жестокостью в исполнении всех указов императора. Однажды, когда эти воины разыскивали христиан, они вдруг увидели большое огненное облако, которое сходило с неба, сгущаясь по мере приближения к ним. Из облака раздался Глас: "Для чего вы так усердствуете, угрожая рабам Моим? Не прельщайтесь: никто не может подчинить своей власти верующих в Меня, но лучше сами присоединитесь к ним и тогда приобретете себе Царство Небесное". Воины в страхе упали на землю, не смея поднять глаз, и только говорили друг другу: "Поистине велик Бог, явившийся нам ныне. Счастливы будем мы, если станем рабами Его". Господь сказал: "Встаньте, покайтесь, вам прощены будут и грехи ваши". Поднявшись, они узрели в облаке сидящего Светлого Мужа и великое множество предстоявших Ему. Пораженные воины в один голос воскликнули: "Прими нас, ибо злы и невыразимы грехи наши. Нет другого Бога, кроме Тебя, Творца и Единого Истинного Бога, а мы и не присоединились еще к рабам Твоим!" Как только они это сказали, облако сомкнулось и вознеслось к небу. Духовно переродившись после этого чуда, воины выпустили из темницы всех заключенных христиан. За это святых Трофима и Евкарпия предали страшным истязаниям: святых подвесили и рвали их тела железными крюками. Они в молитвах благодарили Господа, веруя, что Господь простит им прежние тяжелые грехи. Когда был разожжен костер, святые мученики сами вошли в огонь и там предали свои души Богу.
28 (15) апреля - Трофим, сщмч. Сподвижник апостола Павла. О нем упоминается в Деяниях апостолов и в Послании апостола Павла к Тимофею (Деян. 20, 4; 21, 29; 2 Тим. 4, 20). Святой Трофим был усечен мечом в Риме вместе с апостолами Аристархом и Пудом при императоре Нероне около 65 г.
5 августа (23 июля) - Трофим Ликийский, мч. Святые мученики Трофим, Феофил и с ними тринадцать святых мучеников пострадали во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284 - 305). Приведенные на суд, они мужественно исповедали себя христианами и отказались принести жертву идолам. После жестоких истязаний святых мучеников с перебитыми голенями бросили в огонь. Укрепляемые Господом, они вышли из огня совершенно невредимыми, и еще более прославляли Христа. Тогда, отчаявшись сломить волю святых исповедников, мучители обезглавили их.
2 октября (19 сентября) - Трофим Синадский (Фригийский), мч. Святые мученики Трофим, Савватий и Доримедонт пострадали за Христа в царствование римского императора Проба (276 - 282). Однажды в городе Антиохии совершался языческий праздник: приносились жертвы, лилось вино, творилось бесчиние. Пришедшие в город христиане Трофим и Савватий, с горечью смотря на это шумное и непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Их схватили и привели к правителю. На допросе святые твердо исповедали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом. Во время жестоких пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили на еще более страшные мучения в город Синнад к правителю Фригии Дионисию, известному палачу и истязателю. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой Трофим 3 дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Все способы пыток использовал искусный мучитель, чтобы сломить мужественного христианина - святой Трофим лишь повторял слова Писания: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33, 20). Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин - сенатор Доримедонт. Он ухаживал за святым Трофимом, омывая и перевязывая его раны. Когда об этом стало известно мучителям, святого Доримедонта стали заставлять отречься от христианства, а потом вместе со святым Трофимом бросили на съедение зверям. Мученики остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.

Молитвы для православных:
5 августа (23 июля) - День празднования иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" (с грошиками). Молитвы к этому образу помогают вылечить эпилепсию и другие тяжелые заболевания. Церковь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками). Подворье Свято - Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. Адрес: 193019, Россия, Санкт - Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 24.
Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Почаевская”
Молитва первая
О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избранная, и всеми роды небесными и земными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе молящийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достояние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источника, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохранила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славится в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
Царице наша Преблагая, Владычице Преблагословенная, Надеждо наша Богородице! К Тебе умиленно ныне притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Всепетая, пред Пречистым Твоим образом: помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем, от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи. Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная: Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего, всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Твоего Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго. Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости: разсеянные собери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и сопричти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви; в семействах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй, на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже присно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя. Даруй, Всеблагая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружающих: Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первострадальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен: Параскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины великомученицы многострадальныя, и всех святых. Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спасение во время брани Збаражской, и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну; да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Твоими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О, Пресвятая Дево, Владычице Богородице! Благодарю Тя от всего сердца моего, яко сподобила мя еси грешнаго и недостойнаго раба Твоего предстати зде и покланятися на святей горе Твоей. О, коликих благ удостоихся тако многогрешный аз милосердием Твоим. Вижду, Пречистая, и ужасаюся, и истаевает дух мой, зря воочию многоцелебный сей источник благодати Твоея, егоже издревле во следе святыя стопы Твоея неизреченно явила еси, и всеблагоговейно покланяемся на месте, идеже стоясте Девичестии нозе Твои, молю Тя, благословенная Надеждо и Спасение душ и телес наших: омый мя цельбоносною водою Твоею от всякия скверны плоти и духа, утоли благодатными струями Твоими вся страсти моя сердечныя, уврачуй каплями от приснотекущaгo источника Твоего вся недуги моя телесныя, да, Тобою наставляемый, врачуемый и избавляемый, воспеваю Тебе всеусердно: Радуйся, источниче радости непрестаемыя, радуйся, точе доброты неизреченныя. Радуйся, вожделений нечистых потопление, радуйся, скверн всяких измовение. Радуйся, струе световиднейшая во здравие верным от горы приосененныя чащи благодать исцелений подавающая, радуйся, росо небесная, свыше токи премудрости жаждущим истиннаго познания ниспосылающая. Радуйся, похвало Почаевская, спаси ны, молящияся Тебе, Надеждо наша и утешение. Аминь.
Молитва четвертая
К Тебе, о Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя во святей Лавре Почаевстей явленная гюминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо, нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших, прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестныя руце Твоя воздвигши к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногия неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отъимет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас маломощных от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди православную веру в стране нашей, во всем в мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани, всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братии наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами Твоему чудотворному образу поклоняющеся Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пречистая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники почаевстии Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков. Аминь.
2 октября (19 сентября) - День памяти благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. К этим святым обращаются те, кто решил избавиться от алкоголизма и наркомании.

Народные приметы:
14 (1) января - Старый Новый год. Начало Страшных вечеров. Под Василия ведьмы месяц крадут.
Со времен Василия Великого в этот день популярен на столе жареный "кесаретский" поросенок, а Василий покровительствует домашним свиньям.
До еды блюдо с поросенком трижды поднимали вверх со словами "чтобы свинки поросились, коровушки телились, овечки ягнились".
Васильев день в году веселый, то и год таков.
Коль Васильев день морозный и снежный - быть хорошему урожаю.
Коли будет туман или выпадет мягкий снег - к урожаю.
Если вьюга на Василия - к большому урожаю орехов.
От ясного звездного неба ожидают хорошего урожая гороха, но замечают, если звезды к утру померкнут, то горох дозреть не успеет.
Ежели Луна идет на убыль - весной воды большой не будет, если на прибыль, то весной будет много воды.
Обсыпают зерном пол в избе - на будущий богатый урожай.
На Васильев вечер день прибывает на "куриный шаг".
Васильева ночь звездиста - лето ягодисто!
29 (16) марта - Саввин (Савин) день. Если в этот день тепло, то вся весна будет тёплой. В старину на Руси поговаривали: "На Савина сани покинь, телегу подвинь".
31 (18) марта - Кирилл - дери полоз. К этому времени наст на дорогах тает, ездить на санях становится сложно.
Коли на склонах холмов появляются первые цветы мать - и - мачехи, значит начало апреля будет тёплым.
28 (15) апреля - День святого Пуда (16.3804815 кг). Пуд. "На Святого Пуда доставай пчел из - под спуда". Выставляют пчел из омшаников для облета.
5 августа (23 июля) - Трофим - бессонник. Трофим - бессонник, пора усиленной рабочей страды. Долго спать - добра не видать.
На Трофима - калинники - малинники. Пора страды.
В страду одна забота - не стояла бы работа.
Если идёт работа - спать неохота.
Говорили "Хорошему хозяину день мал".
2 октября (19 сентября) - Савватия, Зосимы и Трофима. Устраиваются Трофимовы вечерки: пришло время выбирать женихов.
Зосима - пчелиный заступник. Ульи отправляют на зиму в омшаник. Иногда дело это откладывают до Савватия (10 октября ст. ст.).
Ульи в погреб ставь - праздник мёда правь.
До Савватия (10 октября)продолжается пчелиная девятина; считалось: "в эти дни на голодный желудок утром нужно съедать по чайной ложке меда, запивая тёплой водой, - это целительное средство от всех болезней".

Шаги в истории:
Св. мученик Трофим пострадал за Христа в царствование римского императора Проба (276 - 282 гг.). Однажды в Антиохии во время языческого праздника пришедшие в город христиане Трофим со своим другом Савватием, с горечью глядя на непристойное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения. Представленные на допрос, они твердо исповедовали свою веру и на принуждения отречься от Христа отвечали решительным отказом. Во время пыток Савватий скончался, а Трофима отправили на еще более страшные мучения во Фригию. Обутый в железные сапоги с острыми гвоздями, святой три дня шел пешком, подгоняемый конной стражей. Страдальца бросили в темницу, где его стал посещать тайный христианин - сенатор Доримедонт. Он ухаживал за Трофимом, омывая и перевязывая раны, полученные тем от изощренных пыток. Когда об этом стало известно "мучителям, их обоих бросили на съедение диким зверям. Они остались нетронутыми. Тогда их усекли мечом.
В истории сельскохозяйственной науки известен академик Трофим Денисович Лысенко (1898 - 1976 гг.), биолог и агроном, чья деятельность до сих пор вызывает противоречивые оценки.

Совместимые женские имена:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»