Патмос – остров Откровения. Апостол любви

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1520-е годы. Ростовские земли

57,8 × 42 × 2,2. Дерево (липа), доска цельная, две врезные односторонние шпонки (утрачены), ковчег, левкас, паволока, темпера.

Происхождение не установлено. С 1970-х гг. находилась в собрании В. Г. Самсонова (1939–2001, Санкт-Петербург). Приобретена для музея у вдовы коллекционера в 2007 г. Инв. № ЧМ-443.

Раскрыта до поступления в музей. Сведения о реставрации отсутствуют.

Клеймо вырезано из створки Царских врат, видимо, еще в XIX в., причем основа была утоньшена, доска склеена по трещине и надставлена боковыми планками, с торца врезаны односторонние шпонки, теперь утраченные.

Золото фона сохранилось фрагментарно, живопись утрачена до доски по полям, большие вставки нового левкаса с записью, видимо сделанной во время выпиливания клейма из врат: на горке над Иоанном, под его табуретом, на одеждах апостола и на Евангелии. Вставки нового левкаса на свитке Прохора с текстом, в значительной степени (кроме двух последних строчек) новым; за спиной Прохора по линии склейки на всю высоту доски.

Царские врата, фрагментом которых является публикуемая икона, представляли собой наиболее распространенный к началу XVI столетия тип алтарных дверей – с четырехчастной композицией створок, где помещались образы пишущих евангелистов, и фигурным навершием с изображением сцены Благовещения. Судя по размерам сохранившегося фрагмента «Иоанн Богослов с Прохором», это были значительные по высоте царские врата (около 175 см, а с сенью – более 2 м), которые предназначались для иконостаса крупного храма.

Композиции клейм с образами пишущих евангелистов Иоанна, Луки, Марка и Матфея были относительно традиционными, однако восходили к разным изводам и отличались рядом особенностей, отражавших смысловые или художественные нюансы. Изображение Иоанна Богослова, как правило, размещалось в верхней части левой створки – симметрично образу святого апостола Матфея.

Иконография сцены с образом евангелиста Иоанна, пребывающего на острове Патмос и диктующего Евангелие юному Прохору, сложилась в византийском искусстве довольно рано. В основе ее лежит один из заключительных эпизодов апокрифического «Хождения Иоанна Богослова», составленного в V в. (славянский перевод существовал уже в XI в.) и повествующего о проповеди апостолом христианства в Эфесе и на Патмосе. Автором текста считался ученик апостола – Прохор, один из семи диаконов Иерусалимской церкви, который должен был сопровождать учителя, удалившегося от мира «в место безмолвно», чтобы записывать там («предать писанию») Божественное Откровение, виденное и слышанное Иоанном. Причем в противоположность известному и распространенному мнению о создании евангельского текста в Эфесе, а Апокалипсиса – на Патмосе, изложенному в анонимном сочинении «Деяния Иоанна» (II–III вв.), автор «Хождения…» утверждал, что богодухновенная книга также была записана им на острове, где и сохранялся ее оригинал – «хартия». В палеологовское время (видимо, в результате паломничеств и почитания святых мест на Патмосе, связанных с Иоанном Богословом) ставшая к тому времени преобладающей версия была дополнена еще одной подробностью – известием о пещере. Согласно преданию, там апостол пребывал во время своих аскетических и духовных подвигов и стал свидетелем Божественного Откровения. С этими подробностями текста связан особый, горный пейзаж сцены с черной пропастью скалистой пещеры.

Образ Иоанна Богослова – сидящего на скамье, резко обернувшись влево и прислушиваясь к исходящему с небес гласу Божьему, – сложился в палеологовском искусстве. Особенность представленной здесь сцены, также повторяющая иконографический мотив лицевых миниатюр, – в стоящем на колене апостола закрытом кодексе, как будто зримо подтверждающем создание евангельского текста. Апостол бережно поддерживает книгу левой рукой, в то время как выделенный на темном фоне гиматия благословляющий жест десницы направлен на Евангелие и пишущего под диктовку Прохора, придерживающего длинный, спускающийся по коленям свиток, – деталь, также восходящая к миниатюрам рукописных Евангелий. Сосредоточенно задумавшись и словно не обращая внимания на процесс письма, писец легко прикасается каламом к пергаменту и дописывает последнюю строчку, в которой читаются начальные слова Евангелия от Иоанна: «Въ на/чале / бе сло/во и сло/во бе к / ton h / Богъ и / ги Бга н» (Ин. 1, 1). Примечательная черта воспроизведенного текста, явно с ошибкой повторившего изображение рукописи, – сочетание славянских слов и греческих букв. Из миниатюры же заимствована замечательная подробность сцены – роговидный пенал со множеством оточенных для письма перьев или тростей, причудливо возвышающийся на высокой узкой скале внутри пещеры. Эти детали восходят к тексту «Хождения…», где говорится, что после трехдневного поста и молитвы Иоанн отправил ученика Прохора в город за «чернилами и хартией», а затем расположил писца рядом с собой («поставив одесную себе»). Выразительностью литературного описания объясняются и другие особенности: «…и по молитве рече къ мне: чадо Прохоре, яже слышиши из уст моих, и пиши на хартию. И отвръз уста свои Иоан, стоя горе и зря на небо, и рече: исконе беаше слово, и прочее к тому. Он стоя глаголаше, а аз седя писах, и сътворихом же два дни и 6 часов. Он глагола, а аз писах».

Иконографическая схема – сидящий и вполоборота развернувшийся Иоанн, обративший взор к исходящему с небес лучу (Божьему гласу) и благословляющий пишущего Прохора, – была наиболее традиционной. Различия в позах и жестах придавали изображению дополнительный смысл и подчеркивали передачу Божественного Откровения апостолом ученику. В целом композиция восходит к лицевым московским рукописям конца XV – начала XVI в., в которых встречается книга в руках апостола, заимствованная из ранних миниатюр, где изображен лишь сам Иоанн, указывающий на слова в раскрытом тексте Евангелия. Отмеченная особенность сохраняется и в московской иконописи этого времени, причем как в средниках больших икон «Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос, с хождением Иоанна Богослова», так и в клеймах Царских врат. Таковы, например, живописные киотцы первой четверти XVI в. (Череповецкий музей). Евангелие в руках апостола известно и по провинциальным по стилю алтарным дверям рубежа XV–XVI вв. из часовни собора Архистратига Михаила деревни Вахново (Череповецкий музей).

Более распространенным такой вариант изображения Иоанна Богослова оказался в ростовских землях, о чем свидетельствует самый ранний памятник, стилистически связанный с мастерами этого центра, – клеймо от Царских врат середины XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря. Но самая близкая иконографическая параллель – Царские врата из деревни Паникарово близ Ростова, созданные около 1510 г. Примечательно, что отмеченная деталь изображения – книга в руках Иоанна – сохраняется и в более поздних памятниках ростовского или вологодского круга. Особенностями публикуемой иконы являются выпрямленные фигуры Иоанна, услышавшего весть о «превечном бытии Бога Слова», и Прохора, записывающего Откровение и безмолвно внимающего учителю, а также узкая горка между ними с установленными на ней принадлежностями для письма. Следует отметить и киноварные одежды Прохора, которые, хотя и отмечаются иконописными подлинниками, отнюдь не часто встречаются в искусстве конца XV – XVI в.

С искусством ростовских земель связывают икону и художественные особенности ее письма. Столь насыщенная красно-коричневая гамма, даже диссонирующая с приглушенным оттенком киновари, вспыхивающей по всей поверхности, с пятнами густых синих и зеленых цветов (а именно так были решены хитон и гиматий Иоанна, сильно пострадавшие и изменившие цвет при реставрации), встречается лишь в живописи Ростова. Для икон этого художественного центра характерны спрямленные и вытянутые, лаконичные и уплощенные фигуры с обтекаемым силуэтом, лишенным резких ракурсов и отлетающих складок, исполненный в основной тон одежд рисунок драпировок, а также мягкое личнóе письмо с плотной розовой карнацией и коричневыми описями. Даже легкие и тонкие киноварные разделки коричневых с белильными лещадками горок известны именно по памятникам ростовского происхождения. Поэтическая выразительность и образность одухотворенных ликов, плавность линий и уверенность рисунка пространственно развернутых фигур позволяют отнести Царские врата к достаточно раннему времени, не позднее конца 1520-х гг.

Опубл.: Музей русской иконы. Восточнохристианское искусство от истоков до наших дней. Каталог собрания. Том. I: Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III–XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной. М., 2010. Кат. № 10. С. 90–93 (текст И.А. Шалиной).

Самый северный остров греческого архипелага Додеканес носит имя Патмос. Этот гористый кусочек суши площадью 34 км2 населяют 3 тыс. человек. В 95г. императором Домицианом сюда был сослан Св. Иоанн Богослов, последний из апостолов, оставшийся к тому времени в живых. Здесь им был написана книга Откровения или Апокалипсис.
В 1088г. преподобным Христодулом, монахом и ученым, на месте, где по преданию проповедовал Иоанн Богослов, был основан монастырь-крепость. Более 900 лет эта обитель является хранителем византийских и новогреческих церковных традиций и духовным центром, равным по значению Афону.


Остров Откровения
Патмос похож очертаниями на извивающуюся ленту или бант, перетянутый посередине двумя бухтами. Одна из них образует единственную здешнюю судоходную гавань. На ее берегу расположился крохотный портовый городок Скала.

Слева от бухты на вершине горы - «визитная карточка» Патмоса и главный его объект - монастырь Св. Иоанна Богослова со стенами из серо-коричневого камня, к которому будто ласточкины гнезда лепятся белоснежные домики другого селения - Хоры.

Там, чуть ниже по склону находится пещера Апокалипсиса, где жил апостол и где, по преданию, он записывал данное ему Откровение.

Скала внешне похожа на все маленькие греческие городки. Тихие улочки, на каждом шагу – живописные таверны, кафе и ресторанчики на открытом воздухе, обилие всевозможных магазинов. Но, здесь во всем ощущается разлитый покой и какое-то сосредоточение.



Полицейское управление

Кладбище

Витрина магазина

Чтобы подняться от гавани до монастыря надо проехать около 3,5 км. по серпантинной дороге.
Вот она, величественная, неприступная на вид обитель, окруженная массивными стенами с резными зубчатыми краями

Поднимаемся по ступенькам лестницы, проходим средневековую часовню Св.Апостолов. Главные ворота обители – маленькая дверка под мозаичным портретом Иоанна Богослова.


Проходим их и попадаем в мощеный булыжником внутренний дворик монастыря с многочисленными арками.

Мы пришли сюда в будний день около 9-30 утра. В монастыре оказалось неожиданно много народу. Ночью на Патмос пришел круизный лайнер. В течение 2-х ближайших часов туристов будут организованно возить по святым местам. Судя по их виду, это совсем не паломники. Но, даже многолюдье не может заэкранировать ощущение сильнейшей намоленности и разлитой здесь глубокой, подлинной древности.


Над двухэтажным портиком с колоннами на южной стороне дворика монастырская звонница из 2-х колоколов,

наверху еще одна с 5-ю колоколами.

Что есть в монастыре
Собор в честь Св.Иоанна Богослова, построенный в 1090 г. Трапезная (XI-XIIв.). 10 часовен разного времени, из которых 2 древнейших примыкают непосредственно к собору. «Великая Ризница» - крупнейший музей с коллекцией византийских икон и предметов церковного искусства. Кельи монахов. Кухня с пекарней, квашней и маслохранилищем. Синодик (приемный зал) и другие служебные помещения. А еще одна из крупнейших библиотек христианского мира. Рукописных книг в ней более тысячи (из них 194 византийского периода). Хранятся здесь и старопечатные книги, и около 1 200 печатных книг, приобретенных в конце XVIIв., и несколько тысяч современных томов.

Справа во дворике вход в музей. Слева – внешний нартекс храма, проход в трапезную и другие помещения монастыря, украшенный мозаичным изображением Иоанна Богослова и прп. Христодула, основателя монастыря


Нартекс расписан фресками (XVIIв.) на сюжеты пребывания Иоанна Богослова на Патмосе

История обители
Преподобный Христодул, основатель монастыря, был до этого настоятелем патриаршего монастыря на горе Латрос в Вифинии. После разграбления его турками перебрался на о.Кос, где создал еще одну обитель. Стремясь к большему уединению, он отправился в Константинополь, где просил императора Алексея I Комнина дать ему взамен богатого Коса пустынный Патмос. Этот остров был пожалован Христодулу, как царский дар. Сцена дарения запечатлена на фреске нартекса.

Золотая булла апреля 1088г. с подписью Алексея I Комнина, удостоверяющая право владения Патмосом с окружающими островами, хранится в монастыре.
Христодул умер в 1093г. на о.Эвбее. Его останки, согласно завещанию, были перенесены на Патмос.

В 1132г. монастырь был провозглашен ставропигальным. Его духовное влияние не ослабело после захвата Константинополя крестоносцами в 1204г. Император Михаил VIII Палеолог, отвоевавший Константинополь в 1261г., также многократно оказывал монастырю помощь.
В 1309-10гг. рыцари-иоанниты захватили Родос, а затем все острова Додеканеса. При них монастырь сохранил привилегированное положение и все свои владения. За два года до падения Константинополя (1453г.) монахам удалось договориться с султаном Мехмедом II Завоевателем, по причине чего монастырь не был захвачен турками-османами и продолжал процветать.
Черная страница в истории обители наступила во время венециано-турецкой войны за обладание Критом (1645-1669). В начале войны ее разграбила и разрушила армия Морозини, затем богатые критские подворья были захвачены турками. Материальное положение монастыря стало необычайно тяжелым. Также сюда перестали поступать иконы прославленных критских мастеров.

В 1647г. монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Реликвия была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В 1770-1774гг. Патмос был занят русским флотом под руководством Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.

Во время греческой революции 1821г. на Патмосе был поднят стяг восстания. Но, остров оставался под властью Османской империи до 1912г., когда был оккупирован Италией. В 1943г. итальянская оккупация сменилась немецкой. Только 10 февраля 1947г. Патмос был окончательно передан Греции.
В настоящее время в монастыре Св.Иоанна Богослова проживает около 40 монахов.

Собор монастыря
Собор, невидимый снаружи, был построен прп. Христодулом на развалинах древнего храма Артемиды. Это крестово-купольный храм, купол которого опирается на 4 колонны, соединенных с помощью позолоченных деревянных креплений.

Внутренний притвор собора

Справа у входа в неф находится икона Св.Иоанна Богослова, являющаяся палладиумом обители. Она была даром императора Алексея I Комнина. Изначальный ее вид датируется XIIв., поверх нанесен слой росписи XVв. Размеры образа: высота 114,5 см, ширина 81 см.

Главный иконостас собора, замечательное произведение искусства из орехового и дубового дерева с тонкой резьбой и позолотой, дар Митрополита Сардского Нектария, был изготовлен на Хиосе в 1820г. Общая его высота 5,5 м.

Образа иконостаса – русской работы (1697-1702гг.), дар Императрицы Екатерины II.
Собор расписан изумительными по красоте фресками критской школы (ок. 1600). Они были реставрированы в 2009г.
Избиение младенцев

Притча о десяти девах

Часовни
Дверь в южной стене собора ведет в часовню Пресвятой Богородицы, самую старую часовню монастыря.
.

Это сводчатый однонефный храм XIIв. Здесь сохранились самые ранние фрески монастыря (1176-1190гг.), которые были обнаружены под более поздним слоем живописи:
Святая Троица (Гостеприимство Авраама)

Богородица Платитера

.

У юго-западного угла собора находится часовня прп. Христодула

В ней находится мраморный саркофаг, на нем – серебряная с позолотой рака, в которой покоятся нетленные мощи преподобного. Иконы этой часовни и ее стенная роспись относятся примерно к 1600г.
Христос Пантократор (1607, иконописец Андреас Ридзос)

Фреска «Воздвижение Св.Креста» (критская школа)

Реликвии монастыря
«Пурпурный кодекс» (VI в.) - самый древний кодекс монастыря.

Произведение исключительной исторической и богословской ценности, состоящее из 33 окрашенных в пурпур пергаментных листов с текстом Евангелия от Марка.

Булла 1088г. об основании монастыря. Внизу – подпись Алексея I Комнина (киноварь)

Фирман султана Мехмеда II Завоевателя (XVв.)

Мозаичная икона Свт.Николая (XIв., размер 22 х 19 см.) с крошечными частицами золота и эмали. Это личная святыня основателя монастыря прп. Христодула.

Икона «Се человек» (ок. 1500). Приписывается кисти Эль Греко

Митра Патриарха Константинопольского Киприана I (1708-1714гг.). Позолоченное серебро, эмаль, изумруды, горный хрусталь, рубины, бриллианты, жемчуг.

Малый монастырь. Пещера Апокалипсиса
Теперь покинем стены монастыря и спустимся ниже по склону горы в сторону Скалы.

Патмос - небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.

Почти две тысячи лет устремляются паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις - «откровение»).

Апостол любви

Фото с сайта - 2.bp.blogspot.com

Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей - Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.

Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них - Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.

После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.

Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) - так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому-то именуют его «Апостолом Любви».

Пещера Апокалипсиса

Фото с сайта - www.agelostravel.gr

Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.

Иоанн Богослов диктует святому Прохору текст «Апокалипсиса». Фото с сайта - www.patmosislandinfo.gr

Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки - всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы - во все времена привлекали мистиков, толкователей и художников.

В.М. Васнецов. «Четыре всадника Апокалипсиса». Фото с сайта - www.yslish.com

Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.

Фото с сайта - en.protothema.gr

Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.

Монастырь Иоанна Богослова

Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.

Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.

В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.

Фото: http://www.abi.gr/system/assets/000/000/721/gallery_large_patmos_mon_2.jpg?1280735045

Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.

Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.

Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.

МОНАСТЫРЬ ИОАННА БОГОСЛОВА НА ОСТРОВЕ ПАТМОС

Остров Патмос состоит из двух возвышенностей, в окружности равняющихся примерно 30 километрам. В конце XIX в. эти возвышенности, соединенные между собой перешейком, были заселены исключительно православными греками - главным образом, пастухами. Но скалистый, безлесый и малозастроенный остров, расположенный в Эгейском море, вынуждал жителей промышлять и мореходством. Центром острова является городок Патмо, который находится неподалеку от пещеры святого евангелиста Иоанна Богослова - любимого ученика Иисуса Христа. И он был достоин любви Спасителя, отвечая на Божью любовь Его любовью чистой, возвышенной и ничем неколебимой. Во время крестных страстей Господних только Иоанн Богослов остался верен Спасителю: он один устоял перед искушениями и испытаниями и единственный из апостолов был на Голгофе.

В своем исследовании о жизни Иоанна Богослова иеромонах Евдоким писал, что жизнь этого апостола небогата внешними событиями и он не испытал многих скорбей и страданий, как другие апостолы. Зато жизнь Иоанна Богослова богата другой деятельностью: у него была своя собственная стихия - горний мир, царство бесконечной Истины и Любви, в котором он постоянно пребывал. И взор его всегда был устремлен туда, где стоит престол этой Истины. Всю свою жизнь он стремился проникнуть за завесу, которая отделяла землю от неба, и видеть там жизнь не только небожителей, но и Самого Бога. Внешняя блестящая и шумная деятельность никогда не соблазняла Иоанна Богослова, никогда и никаких соблазнов «мира сего» для него не существовало, даже самые тяжелые гонения не могли отвлечь его от «горнего мира». Правда, временами взор апостола падал и на грешную землю, но только для того, чтобы находить здесь отражения жизни небесной.

Иоанн Богослов. Икона

Во вторую половину своей жизни апостол Иоанн подвизался в Малой Азии. Тяжелые годы наступили тогда для христианской церкви: смолкли два первоверховных апостола - Петр и Павел, скончались и почти все другие апостолы, замученные за проповедование веры Христовой. А между тем среди народа началось такое сильное брожение умов, что даже само христианство многими отождествлялось с язычеством: некоторые христианские истины искажались, другие - причем самые главные и существенные - и вовсе отвергались. Поэтому христианам нужно было дать верное направление, чтобы они сами, уже без руководства апостолов, могли жить, не уклоняясь от христианских истин. Вот эту трудную и сложную задачу и выполнил апостол Иоанн, хотя он и подвергался вместе с христианами Малой Азии различным гонениям и бедствиям.

Особенно тяжело стало христианам после вступления на престол в 81 г. императора Домициана. Гонение возникло отчасти из-за слухов о том, что из Иерусалима (из потомства Давидова, из родства Христова) должен явиться великий царь, которого христиане давно ожидают и которому хотят передать верховную власть. Поэтому они отказывались называть Домициана богом, чего он требовал по своей неумной гордыне. И тогда император без всякого суда «умертвил немало римских дворян и мужей знаменитых, бесчисленное же множество других замечательных людей, без причины, осудил на изгнание из пределов империи и на лишение имущества».

Из Рима гонения распространились на Малую Азию, где они были даже жестче, чем в самом Риме. Кто-то из граждан Эфеса донес на апостола Иоанна самому императору, и тот послал проконсулу Малой Азии такое письмо: «Мы узнали, что у вас есть какой-то Иоанн, сын Зеведея, по свидетельству многих христиан, и что он ученик того Назарянина, который за свои злодеяния был распят иудеями; пусть он оставит свое заблуждение и живет, или же погибнет». Но напрасно проконсул увещевал Иоанна покориться воле императора, на все уговоры апостол отвечал: «Должно повиноваться более Богу, чем людям. Я не отрекусь от Христа Бога моего и Наставника, Который возлюбил меня, и не оставлю проповеди Евангелия, пока не окончу служения, которое я принял». И тогда проконсул повелел заточить апостола в темницу, а потом по приказу императора закованного в цепи привел его в Рим. Здесь на суде Домициан стал порицать Иоанна за то, что своим учением он обольстил весь народ эфесский, проповедуя какого-то неведомого им Бога. После этого он приказал одному магу приготовить смертельный яд, действующий мгновенно. Но яд не причинил Иоанну никакого вреда, и тогда апостола стали жестоко истязать, но он оставался целым и невредимым. По повелению императора после всех мучений апостола снова отправили в Эфес, а позднее заковали в цепи и вместе с учеником его Прохором привезли на пустынный остров Патмос.

Покрытый терновником и другими сорными травами, остров напоминал тюрьму. Корабли редко причаливали к его неприступным скалистым берегам, поэтому бежать отсюда было невозможно. В знойные месяцы солнце выжигало последнюю травинку и чахлые посевы, но и здесь жили люди - всего около 5000 человек.

Ссылка на остров Патмос считалась у римлян тяжелым наказанием, равносильным смертной казни. Но однажды ночью в сонном видении узнику явился Сам Господь Бог и, утешив его, сказал: «Этот остров весьма в тебе нуждается». И действительно, за довольно короткое время Иоанн Богослов обратил в христианскую веру все население Патмоса; по его молитвам слепые прозревали, мертвые воскресали, прокаженные очищались, бесы из людей изгонялись…

После смерти Домициана на римский престол вступил император Нерва - государь гуманный и не преследовавший за религиозные верования. При нем несправедливо осужденные и сосланные при императоре Домициане были возвращены на родину, им вернули их имущество. Император Нерва написал властям острова Патмос, чтобы они освободили всех христианских мучеников, и апостол Иоанн получил разрешение вернуться в Эфес. Но жители острова толпами стали приходить к нему и просить, чтобы он остался с ними. Апостол отвечал им, что Иисус Христос, «Который теперь уже между вами… повелевает мне возвратиться в Эфес по причине многих болезней, посетивших там братьев наших». И тогда жители стали просить у Иоанна «письменное повествование обо всех знамениях, бывших от Сына Божьего, и о словах, слышанных тобою из Святых уст Его, дабы нам не впасть в заблуждение и не уклониться от Него, и от светлого твоего учения, но пребывать в нем твердо и непоколебимо».

И тогда апостол Иоанн и ученик его Прохор уединились в местечке, которое называлось Покой, взошли на небольшую гору, где апостол провел три дня без пищи - в молитве, прося у Бога благословения, чтобы сообщить христианам Патмоса благую весть. А потом он отправил Прохора в город за хартией и чернилами, и когда ученик возвратился, то снова нашел Иоанна молящимся. «Возьми чернила и хартию и стань по правую руку мою», - сказал апостол ученику своему, и только Прохор исполнил это, как засверкали молнии и так сильно загремел гром, что задрожала земля. А апостол Иоанн, помолившись, сказал: «Сын мой! Будь внимателен; все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии». Так было составлено Евангелие от Иоанна.

По свидетельству мужей апостольских, отцов и учителей церкви, на Патмосе апостол Иоанн написал и свое «Откровение» (Апокалипсис). Однажды апостол Иоанн со своим учеником Прохором уединился в пустынной пещере, где они провели 10 дней. Потом апостол пробыл еще 10 дней в пещере один - ничего не ел и не пил, только молился Богу. И позвал его голос свыше: «Иоанн! Иоанн!». - Тот ответил: «Что повелеваешь, Господи?». - И голос свыше ответил: «Истерпи еще десять дней, и будет тебе Откровение великое».

Апостол Иоанн еще 10 дней провел в пещере без пищи, после чего совершилось диво дивное: сошедшие ангелы Божьи возвестили ему много неизреченного, и он два дня говорил ученику своему о бывших ему откровениях, а Прохор все записывал. Так на острове Патмос, который теперь является одной из святынь православного мира, была написана самая загадочная и таинственная книга Нового Завета. Дионисий Александрийский писал об «Апокалипсисе»: «Темнота (таинственность. - Н. И. ) сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерить их скудностью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».

Столицей острова Патмос является небольшой городок Скала, от которого до пещеры Иоанна Богослова чуть более двух километров, но идти нужно в гору. В пещеру ведет крутая лестница с высокими ступенями, потом перед взором паломников предстают широкие, открытые настежь двери, над которыми сделана надпись: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, не что иное как дом Бога; это - дверь на Небеса».

Пещера превращена в небольшой храм с двумя иконостасами; кругом мерцание свечей, старинные иконы, молящиеся паломники… Левый придел церкви - просторный, с высокими сводами и окном, выходящим на горный склон; а правый - это и есть пещера Иоанна Богослова, представляющая собой низкий скалистый свод. По мере того, как входишь в нее, скала становится выше и круче; почти ровный, но с небольшими трещинами «пол» - такой же, каким было девятнадцать веков назад. А вот и место, где стоял Иоанн Богослов в тот великий и славный день, когда услышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил:

«Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу свою и сказал мне: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего…»

А потом монолитная скала над головой Иоанна Богослова с грохотом раскололась на три части, которые можно увидеть и даже потрогать и сегодня. Они возникли, чтобы прославить Господа Вседержителя - Отца, и Сына, и Святого Духа, - и похожи на три пальца, которые мы складываем для крестного знамения. Потрясенный и просветленный Иоанн Богослов встал на ноги, чтобы слушать Господа и потом написать книгу, призывающую к покаянию и заставляющую трепетать и помнить свой последний земной рубеж: «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть семь Ангелов семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». А вот место, где стоял Прохор, когда записывал все то, что ему говорил Иоанн Златоуст. Он стоял за аналоем нынешней церкви, и писать ему было очень удобно, таким пологим оказалось углубление в скале. Есть в пещере и другое углубление; положив в него голову, здесь спал Иоанн Богослов. А на совсем маленькое углубление он клал ладонь, поднимаясь со своего ложа, т. к. был тогда уже в весьма преклонном возрасте.

В ясную погоду с моря виден большой монастырь, возведенный во имя святого Иоанна Богослова. Обитель расположилась на вершине горы Хора и видна почти отовсюду. В ширину обители расти некуда, и она растет ввысь, становясь похожей на неприступный средневековый замок. Монастырь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был основан в XI в. святым Хосиосом Христодулосом, который говорил: «Мое горячее желание было поселиться на этом безлюдном островке на краю земли, где царит спокойствие и куда не пристают корабли». Нетленные мощи основателя монастыря покоятся в часовне, посвященной его имени. Кроме них, к драгоценным святыням обители относятся честные и цельбоносные главы апостолов Фомы и Филиппа и Пергамского епископа Антипы. Особым почитанием пользуются у паломников наручники Иоанна Богослова.

При монастыре была устроена школа, которую охотно посещали все окрестные жители. Сейчас в обители насчитывается около 40 монахов: они каждый день служат в храме (с 3 до 6 часов утра), поддерживают порядок в монастыре, принимают паломников, работают в саду… Слева на маленьком монастырском дворике расположен храм во имя Иоанна Богослова. Небольшой островок Патмос и небольшой храм во имя Иоанна Богослова невелики только по своим размерам, но велики своим духовным значением, поэтому паломники приезжают сюда в любое время года и в любую погоду…

В 1647 г. в Москву приехали монахи из Патмосского монастыря Святого Иоанна и поднесли в дар русскому царю «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал свое Евангелие». Сейчас эта святыня, как и часть мощей Лазаря Четверодневного, хранится в Благовещенском соборе Кремля.

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

21 Мая – День Иоанна Богослова 21 мая православная церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова.Апостол Иоанн Богослов – возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова» (год рождения неизвестен, умер в 101 году нашей эры). Житие

Из книги Творения, том 8, книга 1. Толкование на Евангелие от Иоанна. автора Златоуст Иоанн

Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого избранные творения Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Книга первая. БЕСЕДА 1 (вступительная). 1. Похвала Евангелию от Иоанна. Его превосходство и польза. - Кто могут понимать его.

Из книги Апокрифические апокалипсисы автора Автор неизвестен

Откровение Иоанна Богослова Этот апокалипсис выделяется среди других подобных текстов тем, что авторство его приписано Иоанну Богослову, создавшему Откровение, признанное Церковью каноническим. Впрочем, по содержанию между каноническим писанием и апокрифом очень мало

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

§ 18. Откровение св. Иоанна Богослова После необходимого введения обратимся, наконец, к Откровению св. Иоанна Богослова. Эта книга во многом следует в русле иудейской апокалиптической традиции, а с другой стороны, является новозаветным

Из книги Книга об Антихристе автора Деревенский Борис Георгиевич

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА 11:1-13,13:1-18,14:6-12,16:1,10-16, 17:1-18,19:17-21Начиная с Иринея Лионского (Против ересей, V 30.4), Церковь датирует Откровение временем правления императора Домициана (81 96 н. э.). Но в середине XIX столетия в научных кругах возник взгляд, что Откровение было написано в

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Откровение Иоанна Богослова Откровение Иисуса Христа Иоанну. Откровение 1:9-18 Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный,

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА АЛЬФА И ОМЕГАСвоему любимому ученику Иоанну Богослову Иисус Христос показал, чему вскоре быть. Блажен читающий и слушающий это откровение, потому что время его свершения близко.- Я - Альфа и Омега, начало и конец всего, - сказал Господь. -

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Видение Иохана на острове Патмос 9 Я, Иохан, - ваш брат и последователь Исы, ваш соучастник в страдании, в Царстве и в терпении.Находясь в заключении на острове, называемом Патмос m, за слово Всевышнего и за свидетельство об Исе, 10 в день Повелителя n я был в духе и в этом

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Видение Иоанна на острове Патмос 9 Я, Иоанн, - ваш брат и соучастник в страдании, в царстве и терпении в Иисусе.Находясь в заключении на острове, называемом Патмос g, за слово Божье и за свидетельство об Иисусе, 10 в день Господа я был в духе и в этом состоянии услышал позади

Из книги Догмат и мистика в Православии, Католичестве и Протестантстве автора Новоселов Михаил Александрович

Послание св. Иоанна Богослова С необычайной простотой, силой и ясностью выражает проводимую нами мысль о трех моментах христианского учения возлюбленный ученик Господа, св. Иоанн Богослов. «Заповедь Его та, - поучает нас сын Громов, - чтобы мы веровали во имя Сына Его

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ В северной части необъятной Ладоги разбросаны большие и маленькие, высокие и пологие, скалистые и поросшие лесом острова. Их более 50, и все вместе они образуют Валаамский архипелаг, на котором в течение нескольких веков

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

КИККСКИЙ МОНАСТЫРЬ НА ОСТРОВЕ КИПР Главная обитель Кипра - Киккский мужской монастырь - была основана в XI в. при византийском императоре Алексее Комнене. Монастырь расположен в горной части острова рядом с вершиной, которая называется Олимп. Путь к монастырю

Из книги Сфабрикованный Иисус автора Эванс Крейг

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ МАРИНЫ НА ОСТРОВЕ КРИТ За свою величину и необыкновенную красоту Крит еще в древности называли царем островов Средиземного моря. К тому же Крит является родиной древнейшей в Европе цивилизации - минойской, и это обстоятельство привлекает на остров

Из книги автора

Монах Арсений, монастырь Платитера на острове Корфу Я был солдатом, сослуживцем будущего старца Паисия. Мы познакомились с ним в Навпакте. Однажды мы оказались вместе на поле боя. Партизаны были сильнее, их было больше, так что мы отступили. Пятясь я споткнулся о камень,

Из книги автора

Откровение Иоанна Богослова 1:10 101

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Отк.1:9-11

Па́тмос, Патм (греч. Πάτμος) - небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, в 70 км от Турции, один из Южных Спорадских островов. Площадь 34,6 км², протяжённость береговой линии около 63 километров; высочайшая точка Патмоса - 269 метров над уровнем моря. Остров скалист и практически безлесен. Численность населения - около 2500 человек.

Икона Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век.

Его великолепные природные ландшафты, потрясающая дикая природа, отличные пляжи, важные исторические памятники и особенная атмосфера острова привлекают огромное количество туристов со всех уголков мира. Остров Патмос также известен и глубоко почитаем в христианском мире. Именно здесь находится монастырь Святого Иоанна Богослова и знаменитая пещера Апокалипсиса.

Средневековое поселение Хора на острове Патмос, вместе со своими главными достопримечательностями - монастырем Святого Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса, признан исключительным архитектурным образцом ортодоксального паломнического центра в Греции. Хора - это один из немногих греческих городов, который находится в стадии непрерывного развития вот уже девять веков к ряду, начиная с самого момента своего основания в XII столетии. И это делает его по-настоящему выдающимся, ибо в мире осталось считанное количество поселений, где со времен раннего христианства и до наших дней, религиозные церемонии сохранились в своем неизменном виде. В 1999 году исторический центр Хора на острове Патмос был включен в список охраняемых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Монастырь Иоанна Богослова (наверху) и Пещера Апоколипсиса. остров Патмос

Настоящая история Патмоса началась вовсе не с заселения его микенцами, не со строительства на нем храмов Артемиды и Аполлона в классические времена и даже не с упоминания его такими видными историками как Фукидид и Страбон. Он вошел в историю как место, где цивилизация, к которой восходят истоки современного человечества, получила пророчество о том, что ждет ее в будущем.


Особого внимания заслуживают монастырь Святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса, напоминающие о жившем здесь святом Иоанне Теологе, попавшим на остров в 95 году нашей эры в качестве политического заключенного и создавшим здесь Евангелие и Апокалипсис - две величайшие книги христианства.



У входа в пещеру Апокалипсиса белый одноэтажный домик, стоящий на скале. В нем находится монастырская лавка.


В те времена практичные римляне превратили опустевший из-за скудности почв остров в место ссылки. Среди ссыльных оказался и евангелист и Апостол Иоанн Богослов, которого Веру на остров сослал император Домициан.


По мо­лит­вам апо­сто­ла Иоан­на лю­ди ис­це­ля­лись от те­лес­ных и ду­шев­ных неду­гов, бес­плод­ные жен­щи­ны по­лу­ча­ли спо­соб­ность к де­то­рож­де­нию, неве­ру­ю­щие об­ре­та­ли ве­ру. Хра­мы Апол­ло­на и Ди­о­ни­са на Пат­мо­се рас­сы­па­лись в прах, как толь­ко апо­стол на­чал мо­лить­ся. Боль­шую часть вре­ме­ни, про­жи­то­го в из­гна­нии, он про­вел, убеж­дая лю­дей оста­вить тще­ту язы­че­ства и об­ра­тить взо­ры ко Хри­сту.
За вре­мя пре­бы­ва­ния Иоан­на на Пат­мо­се по­чти все жи­те­ли ост­ро­ва об­ра­ти­лись ко Хри­сту.


В 96 го­ду на рим­ский трон взо­шел им­пе­ра­тор Нер­ва, ко­то­рый ан­ну­ли­ро­ва­л при­го­вор Иоанну и осво­бо­ди­л Апостола. По­лу­чив сво­бо­ду, Иоанн спо­до­бил­ся ви­де­ния, в ко­то­ром Гос­подь ска­зал ему, что на­ста­ло вре­мя вер­нуть­ся в Ефес, и они с Про­хо­ром (од­ним из пер­вых се­ми диа­ко­нов, ко­то­рый стал и его пер­вым агио­гра­фом) при­го­то­ви­лись к от­плы­тию. Од­на­ко хри­сти­ане Пат­мо­са ни­как не хо­те­ли от­пус­кать их и, как ска­за­но в жи­тии свя­то­го Иоан­на, за­пи­сан­ном Про­хо­ром, про­си­ли его оста­вить им пись­мен­ное из­ло­же­ние хри­сти­ан­ской ве­ры, чтобы им не от­кло­нять­ся от ис­тин­но­го уче­ния.


Пещера расположена ниже современного уровня дороги. Лестница к входу в пещеру.

Иоан­на рас­тро­га­ла эта прось­ба. Они с Про­хо­ром, взой­дя на пус­тын­ный холм и на­ло­жив на се­бя пост, ста­ли мо­лить­ся. На тре­тий день Иоанн по­слал Про­хо­ра в го­род за чер­ни­ла­ми и бу­ма­гой и ве­лел вер­нуть­ся через два дня. Ко­гда Про­хор воз­вра­тил­ся, апо­стол по­про­сил его встать спра­ва от се­бя. Вне­зап­но раз­дал­ся рас­кат гро­ма, за­свер­ка­ла мол­ния, за­дро­жа­ла зем­ля. Про­хор в стра­хе упал на зем­лю, но Иоанн под­нял его, ска­зав: «Сядь у ме­ня по пра­вую сто­ро­ну». По­сле это­го он про­дол­жил мо­лит­ву и ве­лел за­пи­сы­вать его сло­ва.


Он сто­ял, гля­дя в небо, а по­том от­верз уста и за­го­во­рил: «В на­ча­ле бы­ло Сло­во, и Сло­во бы­ло у Бо­га, и Сло­во бы­ло Бог...». Так на­чи­на­ет­ся Еван­ге­лие от Иоан­на. Про­хор пи­шет, что они про­ве­ли то­гда на хол­ме два дня (точнее, он записывал слова Апостола два дня и шесть часов). Вер­нув­шись в го­род, Про­хор пе­ре­пи­сал все эти свя­тые сло­ва, чтобы оста­вить од­ну ко­пию на Пат­мо­се, а вто­рую от­дать Иоан­ну, от­прав­ляв­ше­му­ся в Ефес.



Вход в пещеру.
Надпись у входа гласит: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, есть дом Божий и врата Небесные».

Свя­щен­ное Пре­да­ние и цер­ков­ные пи­са­те­ли пер­вых ве­ков – свя­той Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ори­ген, свя­той Ири­ней и Ев­се­вий – утвер­жда­ют, что Апо­ка­лип­сис, по­след­няя кни­га ка­но­ни­че­ско­го Свя­щен­но­го Пи­са­ния, так­же бы­ла на­пи­са­на свя­тым Иоан­ном на ост­ро­ве Пат­мос, и что в ро­ли пис­ца и на этот раз вы­сту­пал Про­хор. Уда­лив­шись в уеди­нен­ную пе­ще­ру, апо­стол Иоанн сна­ча­ла про­жил там де­сять дней с Про­хо­ром, а по­том де­сять дней один, в по­сте и мо­лит­ве.


Ему был глас с небес, ко­то­рый ска­зал, что при­дет­ся по­до­ждать по­след­ние де­сять дней, и то­гда он по­лу­чит от­кро­ве­ние от Бо­га. Ко­гда вер­нул­ся Про­хор, Иоанн на­чал дик­то­вать ве­ли­кое и та­ин­ствен­ное от­кро­ве­ние Апо­ка­лип­си­са, сим­во­ли­че­ски опи­сы­ва­ю­щее со­бы­тия, ко­то­рые долж­ны про­изой­ти в кон­це вре­мен.
Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, в которой раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

В пещере устроена церковь с двумя приделами. Церковь совсем небольшая. Скорее всего, здесь во время службы может одновременно разместиться не более 20-30 человек.
Слева просторный придел Агиа Анна. Он был построен прп. Христодулом во имя Св.Анны, матери Девы Марии, а также для Анны Далассини, матери императора Алексея I Комнина.
Справа - малый придел, включающий в себя пещеру Апокалипсиса,которая имеет низкий скалистый свод.

Историк А. А. Дмитриевский в своей книге «Патмосские очерки» (1894 год) дал следующее описание пещеры:

Грот Апокалипсиса находится как раз на половине дороги от пристани к монастырю, в недалеком расстоянии от самой дороги. Снаружи он покрыт постройками, посреди которых возвышается изящный купол главного храма в честь святой Анны.


Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей.


Грот весьма небольших размеров. На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы от того «великого землетрясения» (Откр.6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем.

В углу пещеры обнесено позолоченной загородкой небольшое углубление в скале. Здесь спал Св.Иоанн, положив голову в это углубление. А чуть подальше за пределами загородки - совсем маленькая овальная ямка в стене, оправленная в серебро.

В это место апостол упирался ладонью, поднимаясь со своего ложа. Он в это время был уже в весьма преклонных летах.
На высоте человеческого роста находится природный аналой, на котором Прохор, ученик Иоанна, записывал все, что диктовал ему учитель. А на низком скалистом своде пещеры огромная тройная расщелина, возникшая, как говорят, во время Откровения - «...и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь» (Откр., 6, 12).

На вершине горы, на склоне которой расположена пещера, монастырь. Разумеется, Святого Иоана Богослова.Монастырь куда младше пещеры, XI век, но "младше", согласитесь звучит в этом случае забавно.


В 1088 году император Алексей I дал свое согласие на возведение монастыря, посвященного канонизированному Иоанну Богослову. Комплекс монастыря, на строительство которого ушло почти двадцать лет, напоминает крепость с характерными бастионами и башнями. Большое значение имеет монастырская библиотека, которая и сегодня считается одним из самых крупных хранилищ христианских манускриптов и старопечатных книг.

По прошествии более чем ста лет, а именно в 1208 году, вокруг монастыря было основано поселение Хора. Далее, в начале XVI века, город перешел под контроль турок и, как ни странно, вошел в период своего расцвета. Позже он был разграблен венецианцами и, впоследствии, ими же и восстановлен, вернув себе статус процветающего торгового центра. Сегодня здесь до сих пор продолжают появляться новые дома, но при этом сохранились и старинные постройки, заключающие в себе огромную культурную и историческую ценность.

Прошло целое тысячелетие. Жизнь человечества, внимавшего Божьим откровениям, изменилась, а судьба Патмоса оставалась все той же. Но в 1088 году подвижник Христодул, впечатленный красотой этого пустынного места, получил у императора Алексия I Комнина хрисовул на строительство монастыря Иоанна Богослова.

Строительство заняло целых 18 лет, но творению монахов и византийских зодчих была суждена долгая жизнь. И по сей день внушительные зубчатые стены XI века с башнями и бастионами возвышаются над островом, скрывая построенный в византийском крестово-купольном стиле храм Святого Иоанна с потрясающим резным иконостасом и уникальными фресками. Одна из них изображает чудесное спасение тонущего сына рыбака-язычника, которому Иоанн Богослов наказал помолиться Господу Иисусу Христу.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»