Где находится колокольня. Место: Алатырь, Россия

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Религиозные сооружения всегда отличались внушительными размерами. Православные храмы и колокольни - не исключение. Некоторые из них взметаются ввысь на 100 метров и больше. Высота Исаакиевского собора и может составить конкуренцию самым высоким православным храмам.

Один из великих

Так по праву можно назвать Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Ведь он - один из значительных и красивейших купольных сооружений мира. По размерам этот храм превосходят только соборы Святого Петра (Рим), Святого Павла (Лондон) и Святой Марии (Флоренция). В России выше Исаакиевского собора считается только заново отстроенный храм Христа Спасителя в Москве, его высота вместе с крестом составляет 103 метра.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге достигает 101,5 метра. Он занимает площадь в 4000 кв. м. Подсчитан и общий вес храма - около 300 000 тонн. Одномоментно он может вместить в себя около 12 000 человек. Окружают собор 112 монолитных колонн. Высота колонн Исаакиевского собора, вернее, некоторых из них, достигает 17 метров.

Это пятикупольный храм, диаметр главного купола которого составляет около 25 метров. Еще четыре маленьких купола установлены над четырьмя звонницами, расположенными по углам основного объема здания.

История создания

Ныне существующий Исаакиевский собор - четвертый, построенный на этом месте.

Первой в 1707 году была возведена Исаакиевская церковь, простая, деревянная, но с высоким шпилем. Церковь была возведена по приказу Петра Первого, и в день его рождения состоялась закладка храма. А поскольку 30 мая - это еще и день почитания преподобного Исаакия Долматского, церковь получила его имя. По решению Петра через два года были проведены реставрационные улучшения храма. В этой же церкви в 1712 году царь венчался с Екатериной.

Однако в 1717 году началось строительство каменной Исаакиевской церкви. Деревянная к этому времени обветшала. Новая каменная церковь не отличалась особой красотой. Очень походила на Строительство ее было завершено в 1727 году. Однако близкое соседство с Невой (оседание грунта) и пожар, вызванный ударом молнии в 1735 году, со временем привели строение в негодное состояние. И хотя его пытались реставрировать, хороших результатов добиться не удалось. Было принято решение разобрать церковь и построить новую, более значимую, т. е. не церковь, а собор. Но тогда еще нельзя было предположить, какая высота Исаакиевского собора станет окончательной.

Третий собор при Екатерине Второй

Строительство нового собора началось по приказу Екатерины Второй в 1768 году. Архитектором проекта стал А. Ринальди. Пять куполов и высокую колокольню должен был иметь собор по замыслу архитектора. Однако до конца воплотить свои замыслы ему не удалось. Когда умерла Екатерина Вторая, строительство было доведено только до карниза здания. Работы были в это время приостановлены, А. Ринальди уехал на родину.

Новый царь Павел вскоре велел продолжить строительство собора и поручил это сделать архитектору В. Бренна, который значительно исказил первоначальный проект, особенно в отношении куполов и шпиля. Купол остался один, да и тот уменьшился в размерах. В результате высота Исаакиевского собора в Петербурге, который был освящен в 1802 году, была значительно ниже запроектированной А. Ринальди. Храм получился совсем неказистым.

История строительства современного Исаакиевского собора

Совсем не соответствовал собор статусу столицы. Поэтому не прошло и семи лет, как был объявлен конкурс на строительство нового. Александр Первый поставил условием сохранение трех алтарей, существовавших ранее. Один за одним отвергал царь предлагаемые проекты. В конце концов разработать проект поручили молодому французу. В начале 1818 года проект был утвержден царем.

Для руководства строительством была создана специальная комиссия, а в 1819 году заложили первый камень.

Однако вскоре с критикой проекта выступил известный архитектор А. Модюи. Основные его замечания сводились к непрочности фундамента и неправильности проектирования главного купола. Пришлось проект переделывать и дорабатывать, зато были учтены все замечания. Только в 1825 году проект был окончательно утвержден, а строительство собора продолжилось. Завершилось оно через 40 лет.

Кстати, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого в Москве по тем временам считалась самой значительной.

Смотровая площадка собора

Если до 1917 года Исаакиевский собор считался главным собором Петербурга, то после нее он превратился в музей. В годы Великой Отечественной здание храма особо не пострадало, хотя и было посечено осколками снарядов.

В настоящее время собор по-прежнему является музеем, однако по праздникам с разрешения дирекции там проводятся богослужения. Первое состоялось в 1990 году.

На колоннаде собора сооружена смотровая площадка, с которой открывается прелестный вид на город. Увидеть можно практически все основные Зимний дворец, Адмиралтейство, Васильевский остров с Академией художеств, и другие.

Высота составляет 43 метра. Выше - только колокольня смотровая площадка которой сооружена на высоте 50 метров.

Примечательно то, что в петербургские белые ночи площадка Исаакия работает круглосуточно.

Из Петербурга в Москву

Высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого интересует многих любителей истории и памятников архитектуры России. О петербургском соборе пока все сказано. Настало время отправиться в Москву, в самый ее центр.

Колокольня Ивана Великого расположена на Соборной площади Кремля. Полное ее название - церковь-колокольня Иоанна Лествичника. В 2008 году ей исполнилось 500 лет.

Высота колокольни Ивана Великого достигает 81 метра (без креста).

В колокольне расположены музеи, к примеру, истории Московского Кремля. Имеется здесь и смотровая площадка.

История колокольни Ивана Великого

Некоторые источники свидетельствуют, что на этом месте в 1329 году была возведена церковь христианского богослова Иоанна Лествичника, специально предназначенная «под колокола». Однако позже она была разрушена.

В 1505-1508 годах архитектор Бон Фрязин построил здесь же из белого камня и кирпича трехъярусный столп, высота которого была около 60 метров. В нижнем ярусе находилась непосредственно церковь, в верхних - колокола. Сооружение было возведено в память об Иване Третьем.

Позже церковь несколько раз перестраивалась. Так, при Борисове Годунове была увеличена высота основного столпа. В результате высота колокольни Ивана Великого стала ровняться 81 метру. А чуть раньше к ней была пристроена звонница, предназначенная для больших колоколов, еще с одним храмом.

В годы нашествия Наполеона колокольня пострадала, частично была разрушена. В последующие годы проводились реставрационные работы.

Колокола современности

В настоящее время на колокольне Ивана Великого сохранился 21 колокол. Три из них, самые большие, установлены на Филаретовой пристройке и звоннице - Успенский (более 65 тонн), Реут (Ревун, почти 33 тонны) и Семисотный (13 тонн).

Непосредственно на колокольне располагаются 18 колоколов, конечно, меньших размеров. На нижнем ярусе установлены шесть из них. Кстати, названия у них очень своеобразные: «Медведь», «Лебедь», «Широкий», «Новогородский», «Слободский « и «Ростовский». Вес их тоже внушительный - от 3 до 7 тонн.

На втором ярусе размещается 9 колоколов, размер которых еще меньше. Наконец, на самом последнем, третьем ярусе установлены еще три колокола.

Первоначально все колокола висели на балках из дерева, значительно позже они были перемещены на металлические.

Все колокола колокольни Ивана Великого действующие. Они звонят по праздникам.

В заключение можно добавить, что, конечно, высота Исаакиевского собора и колокольни Ивана Великого впечатляет. Однако еще в большее восхищение приводит весь их облик, ведь они по праву являются шедеврами мировой архитектуры.

Колокольня

пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, но поблизости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола, служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, при местах молитвенных собраний не было ни колоколов, ни колоколен, и верующие приглашались в эти собрания негласным оповещением через посредство особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом. Для этой цели употреблялись сперва так называемые била - деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в V и VI столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне. Это - круглые башни, стоящие отдельно от церквей. В Западной Европе, начиная с XI в., число К. быстро возрастает - не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата. То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою К., каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню - видимый знак своей силы, не уступающей в горделивости донжонам (см.) в соседних замках светских властителей. Место, отводившееся К. романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно - обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе - их семь, в лаонском - девять). Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды (фиг. 1), у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

Стены башни, вверху, при переходе к подобной крыше, оканчивались горизонтальным карнизом, или же образовывали фронтончики (фиг. 1 и 2).

В подобном случае, иногда (например в прирейнских церквах) крыша, сохраняя общий вид пирамиды, представляла, попеременно выступающие вперед и вдающиеся вовнутрь ребра, так что в горизонтальном ее разрезе получалась звезда (фиг. 3).

Наконец, нагота склонов крыши маскировалась небольшими слуховыми оконцами, размещенными по ней в один или несколько ярусов (фиг. 4).

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число К. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или - что встречается чаще - две, по краям этого фасада. Готические К. имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу (см. табл. при ст. Кельнский собор). Каждая сторона К., в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях К., придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина К. увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические К., спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, К., как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие К. на Западе и, вместе с тем, во всем мире - кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

Обращаясь от Западной Европы к России, следует заметить, что хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, К., по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", - о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые К. на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых "звонниц", которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.). Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон. На иконах XVI столетия встречаются изображения не только подобных звонниц, но и деревянных К., имеющих вид восьмигранных башен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип К. водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западного зодчества и получил развитие в московский период нашего искусства, когда, кроме восьмиугольной формы, К. стали давать круглую и четырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьми гранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровской Руси, К. не строились в связи с церквами, как это было на Западе, а постоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые к той или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, была незначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляет башня Ивана Великого, в Москве. Высокие К., а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших К. они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

А. С-в.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Колокольня" в других словарях:

    Большой Энциклопедический словарь

    КОЛОКОЛЬНЯ, колокольни, род. мн. колоколен, жен. Церковное строение в виде высокой башни, в которой помещаются церковные колокола. ❖ Отзвонил, и с колокольни долой (разг.) об отношении к делу, сделанному наспех, чтобы отвязаться. Со своей… … Толковый словарь Ушакова

    КОЛОКОЛЬНЯ, и, род. мн. лен, жен. Башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Со своей колокольни смотреть на что н. (перен.: со своей узкой, ограниченной точки зрения; разг.). | уменьш. колоколенка, и, жен. | прил. колокольный, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    Пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, нопо близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола,служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства,когда оно еще подвергалось гонениям, при местах… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Колокольня - (деревенская) ■ Заставляет сердце биться … Лексикон прописных истин

    Колокольня - отдельно стоящее или пристроенное к храму сооружение в виде высокой многоярусной башни, предназначенное для подвешивания колоколов, завершающееся главкой...

В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Святого Иоанна Лествичкина, больше известная как колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль. В 2008 году храм отметил свое 500-летие.

Из истории Колокольни Ивана Великого в Москве

В 1329 году на месте настоящей постройки была построена церковь «под колокол» Иоанна Лествичкина. В 1505 году старая церковь была разрушена и на ее месте в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году построена новая церковь. В 1600 году при Борисе Годунове к ней был пристроен еще один ярус – цилиндрический. Колокольня стала самым высоким в то время сооружением в столице. Ее высота достигла 81 метр. Площадь, расположенная к востоку от нее, именовалась в старину Ивановской. Здесь громко, "во всю Ивановскую", оглашали царские указы и наказывали провинившихся.

В 1532 году с северной стороны зодчим Петроком Малым пристраивается звонница с храмом Вознесения Господня. В ней устанавливается тысячепудовый колокол "Благовестник". Сам храм находился на третьем ярусе и для входа в него была устроена лестница. С 17 века церковь преобразуется в звонницу, названную Успенской. С 1624 по 1632 годы во время царствования Михаилаа Романова и патриаршества его отца Филарета с северной стороны Важеном Огурцовым было пристроено еще одно сооружение - Филаретовская пристройка с белокаменными пирамидками и черепичным шатром.

Во время Отечественной войны 1812 года звонница и пристройка были разрушены. Уцелела только Колокольня. С нее был снят крест, который до сих пор он не найден. Сейчас на ее позолоченном куполе находится восьмиконечный крест из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова «Царь Славы».

В 1819 г. по проекту архитектора Д. Жилярди разрушенные звонница и Филаретовская пристройка были восстановлены в прежнем виде, но появились элементы архитектуры 19 века.

Колокола на Колокольне Ивана Великого в Москве

Всего на звоннице, Филаретовской пристройке и колокольне - 21 колокол. Раньше они висели на деревянных балках. В 19 – 20 вв. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и звоннице сохранилось три колокола. Самый большой колокол – Успенский (Праздничный) весит 65 т 320 кг. Он был отлит мастерами Завьяловым и Русиновым в 19 веке. Успенский колокол был самым большим из действующих русских колоколов и лучшим по тону и по звуку. Колокол Реут (Ревун) на звоннице весит 32 т 760 кг. Отлит Андреем Чеховым в 1622 году. Третий колокол Вседневный (Семисотный) на Филаретовской пристройке, отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг. На колокольне находятся 18 колоколов. В нижнем ярусе 6 колоколов: Медведь (вседневный) и Лебедь, Новгородский и Широкий, Слободский и Ростовский. В среднем ярусе - девять колоколов: Новый (ранее Успенский) и Немчин, Безымянный и Даниловский, Глухой и Корсунский, а также Марьинский. Кроме них, здесь висят два небольших Корсунских беловатых по цвету колокола. В верхнем ярусе колокольни находятся три безымянных колокола.

Музеи в колокольне Ивана Великого в Москве

На первом этаже Успенской звонницы размещается выставочный зал, где экспонируются произведения искусства самого Кремля и других музеев России и мира. В колокольне открыт необычный музей истории Московского Кремля . Здесь можно увидеть элементы первых белокаменных сооружений, которые появились в Кремле в 14 веке, панораму столицы и другие интересные экспонаты. С помощью мультимедийных технологий на ее стенах и сводах проецируются исторические памятники Кремля . Посетители музея, выйдя на смотровую площадку, смогут осмотреть Кремль с высоты птичьего полета. Желающие могут воспользоваться аудиогидом.

Колокольня "Иван Великий" (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп. Иоанна Лествичника.

В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника типа "иже под колоколы". Согласно материалам раскопок рубежа XIX—XX веков, опубликованным В. В. Кавельмахером, здание храма повторяло аналогичные более ранние армянские храмы "под колоколы": оно было восьмигранным снаружи и крестообразным внутри, восточный рукав креста завершался полукруглой апсидой, не выступавшей за контур "восьмерика", во втором ярусе были прорезаны арки для колоколов — как в сохранившихся церквах "под колоколы" Спас-Каменского и Болдина Дорогобужского монастырей

В 1505 году старая церковь была разобрана, и к востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязиным была сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III. Строительство было закончено в 1508 году:

" Того же лета (1508 год) свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин".

В 1600 году при царе Борисе Годунове, предположительно — «государевым мастером» Фёдором Савельевичем Конём, к двум ярусам колокольни "Иван Великий" был достроен ещё один, после чего колокольня приобрела современный вид. Завершение строительства отмечает надпись золотыми буквами под куполом колокольни:

"Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича (всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя) Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства их".

В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны церкви прямоугольную Успенскую звонницу с храмом Вознесения Господня

В 1635-36 годах с северной стороны к Успенской звоннице была пристроена Филаретова и Семисотенная пристройки (мастер — Бажен Огурцов).

Вид колокольни и звонницы (1805) до взрыва французами

В 1812 году, когда Москва была захвачена французами, колокольня пострадала от мародёров. Здесь находился штаб генерала Лористона и телеграф. Наполеон приказал снять с колокольни позолоченный крест, но французы не смогли снять крест, и он рухнул на землю. Во время этой операции французским саперам, забравшимся на колокольню, мешала огромная стая ворон, летавших вокруг креста. Сейчас на позолоченной главе Ивана Великого находится восьмиконечный крест, сделанный из железа, покрытый медными позолоченными листами. На верхней перекладине вырезаны слова "Царь Славы".

С крестом колокольни Ивана Великого связана доныне бытующая кладоискательская легенда, основанная на ошибках в мемуарах участников французского вторжения в Россию, повествующая о вывозе святыни из Москвы и последующем затоплении в одном из озёр по пути отступления. Обломки креста были обнаружены 5 марта 1813 года синодальным ризничим иеромонахом Зосимой под талым снегом около Успенского собора, о чём и доложил обер-прокурору правительствующего Синода князю А. Н. Голицыну 10 марта 1813 года московский архиепископ Августин (Виноградский). Опровержение сообщений о вывозе креста из столицы за подписью "Кремлевский житель", исходившее от "почтенной духовной особы", было опубликовано в № 1 "Вестника Европы" за 1813 год.

Разбор завалов после подрыва Филаретовской звонницы. Рисунок 1812 года

Французы взорвали северные пристройки у Ивана Великого, которые впоследствии (1819—1819) были восстановлены архитектором Д. Жилярди, но с изменением пропорций и с элементами архитектурного стиля начала XIX в. В 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация колокольни.

Ивановская площадь

Это самая большая из кремлёвских площадей. До 1917 года на площади стояли здания Успенской звонницы, колокольни Ивана Великого, Чу́дова монастыря, а также Малый Николаевский дворец. В XVI—XVII веках здесь располагались государственные приказы, судейские службы, канцелярии различных ведомств. Площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы, сюда стекались челобитчики со всей Руси. Ивановская площадь была первым адресом московской почты: здесь размещался Ямской приказ, где принимались частные письма для пересылки.

В начале тридцатых годов XX века Ивановская площадь увеличилась в результате сноса Малого Николаевского дворца, Вознесенского и Чудова монастырей, на месте которых был построено задние Военной школы имени ВЦИК (ныне 14-й корпус Кремля). В настоящее время на Ивановскую площадь выходит угол Сената и фасад 14-ого корпуса Кремля. Ивановская площадь - это, прежде всего, уникальный архитектурный ансамбль, неотъемлемой часть которого помимо Успенской Звонницы, Колокольни Ивана Великого, Сената и 14-ого корпуса Кремля, еще является и Большой кремлевский сквер, расположенный в верхней части Тайницкого сада Московского Кремля.

История выражения "кричать во всю ивановскую"

На этой площади обыкновенно глашатаи объявляли царские указы, распоряжения и прочие царские повеления, когда это требовалось сделать публично. Специальные дьяки со специального возвышения на Ивановской площади в определенное время и доводили монаршью волю до москвичей и всего народа Московии. Усилителей тогда не было и орать приходилось во весь голос, или "во всю ивановскую", чтобы услышало как можно больше людей.

Колокола "Ивана Великого"

На протяжении 74 лет колокола Ивана Великого молчали. И лишь в 1992 году, москвичи вновь услышали звучные голоса кремлевских колоколов. В настоящее время на трех ярусах столпа Ивана Великого размещены 18 колоколов.

Колокола первого яруса Ивана Великого - 6

Первый ярус Ивановского столпа расположен на высоте около 17 метров. Восемь проемов-арок, прорезающие восьмерик, имеют высоту пять метров. В галерее, опоясывающей грани столпа, на балках расположены шесть колоколов:

Колокола "Медведь" и "Лебедь" отлиты в 1775 году, литейщиком Семеном Можжухиным. Они похожи друг на друга и имеют вес около 450 пудов.

Колокол "Новгородский" перелит в 1730 году мастером Иваном Моториным из благовестника 1555 года, принадлежавшего новгородскому Софийскому собору. Вес "Новгородского" колокола 430 пудов.

Колокол "Широкий" был отлит в 1679 году мастерами-братьями Василием и Яковом Леонтьевыми. Его вес - 300 пудов.

Колокол "Слободской" отлит в 1641 году. Вес колокола 309 пудов 20 фунтов.

Колокол "Ростовский" отлит в 1687 году известным мастером Филиппом Андреевым для Белогостицкого монастыря близ Ростова Великого. Вес "Ростовского" колокола 200 пудов.

Два проема - северный и северо-восточный - оставлены пустыми, пролеты открыты только с внешней стороны, поэтому площадка звона не просматривается насквозь. В северном, пустом, пролете находятся звонарские приспособления, устроенные специалистами Общества церковных звонарей в 1992 году.

Колокола второго яруса Ивана Великого - 9

На втором ярусе колокольни Иван Великий сейчас находятся двенадцать колоколов XVI-XVIII веков весом от 40 до 200 пудов и два колокола современной работы.

Колокол "Корсунский" привезен на Русь из Корсуни (Херсонеса),в 1559 году колокол перелил московский литейщик Нестор Иванов сын Псковитинов. Вес колокола по Описи 1749 года - 40 пудов.

Колокол "Безымянный" отлит Нестером Псковитиновым. Вес - семь с половиной пудов (123 килограмма).

Колокол "Немчин" отлит в 1550 году, привезен в Москву после Дерптского похода в период Ливонской войны 1558 - 1583 годов в качестве военного трофея. Вес около 150 пудов.

Колокол "Новый Успенский" отлит в 1679 году мастером Федором Моториным. Его вес по Описи 1685 года - 200 пудов

Колокол "Даниловский" изготовлен также Федором Моториным в 1678 году. Вес колокола около 200 пудов.

Колокол "Ляпуновский" изначально отлит в 1697 году Андреем Григорьевичем Ляпуновым для церкови Святой Троицы села Троицкого Коломенской волости. Вес - 10 пудов 10 фунтов"

Колокол "Марьинский" 1668 года. Вес - 79 пудов.

Колокол "Глухой" отлит известным русским литейщиком Андреем Чоховым и его учеником Игнатием Максимовым в 1621 году. Вес колокола по Описи 1695 года - около 100 пудов.

Колокол 1687 года отлит московским мастером Филиппом Андреевым. Вес колокола около 65 пудов,

Колокол "Архангельский" XVII века, весом восемь пудов.

Колокола третьего яруса Ивана Великого - 3

Колокол "Родионовский" отлит в 1647 году, имя мастера неизвестно, находится в южной арке третьего яруса. Вес колокола, судя по надписи на нем, составляет 35 пудов.

Второй колокол находится в северной арке третьего яруса. В надписи на нем указано: "Лета 7195 (1687) году марта в 25 день лил сей колокол мастер Филипп Андреев, весу в нем 41 пуд".

Самый маленький колокол третьего яруса находится в северо-восточной арке. Он был отлит в 1621 году мастером Андреем Чоховым со своим учеником Игнатием Максимовым. По результатам современных исследований вес колокола составляет 480 килограмм, т.е. больше 29 пудов.

Колокола Успенской звонницы - 3

"Большой Успенский", отлитый в 1760 году (58 т) мастером Слизовым по приказу императрицы Екатерины Петровны, разбился при взрыве, устроенном французами, при отступлении из Москвы.

Новый "Большой Успенский" был отлит в 1817 году на заводе Михаила Богданова из трофейных французских пушек времен войны 1812 года. Лили колокол мастера Яков Завьялов и пушечный мастер Русинов. Вес колокола 2000 пудов

"Реут"(Ревун) - колокол отлит мастером Андреем Чоховым в 1622 году.его высота с ушами - 2м 90 см, диаметр - 2м 85 см. В наши дни он находится под сводами южного проема Успенской звонницы и с земли почти не виден. Его вес по разным оценкам составляет от 1200 до 2040 пудов.

"Вседневный" (Семисотный) - отлитый в XVIII веке И. Моториным, весит 13 т 71 кг.

Царь-колокол

Царь-колокол. Фото XIX иека

Отлит мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным 25 ноября 1735 года. Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Для этого была вырыта яма 10 м глубиной.

20 мая 1737 года во время Троицкого пожара народ стал заливать водой раскалённый металл, в результате 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет.

Однако, современные исследования подвергают сомнению тот факт, что колокол, изготовленный из пластичной колокольной бронзы, мог расколоться во время пожара и предполагают, что трещины возникли из-за допущенных нарушений в технологии (остывающий после отливки колокол мог быть оставлен на стержне и треснул из-за обжимания), а пожар мог стать удобным оправданием.

Колокол В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол.

17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы (два предыдущих подъема в 1792 г. и в 1819 г. были неудачными)

Высота колокола с ушками составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн.

Или колокола, служащие для призыва к богослужению .

В первые времена христианства, когда оно еще подвергалось гонениям, верующие приглашались на молитвенные собрания тайным оповещением через особых вестников; но после того как религия Христова сделалась господствующей стало возможным и, при увеличении христианских общин, более удобным созывать их членов в храмы явным образом.

Для этой цели употреблялись сперва так называемые била - деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударами молота или колотушки. Исторические указания на существование таких бил встречаются уже в и столетиях. Колокола при церквах завелись позже, не прежде VIII столетия, и хотя вначале они были малы и неценны, однако для них стали вскоре устраиваться особые помещения.

Первые колокольни, упоминаемые в истории, находились в Риме , при базиликах св. Иоанна Латеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших дней находятся в Вероне и Равенне . Они представляют собой круглые башни, стоящие отдельно от церквей.

В Западной Европе

В Западной Европе, начиная с в., число колоколен быстро возрастает - не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата .

То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню - видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно - обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов , примыкающими к трансепту , башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии , где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе - их семь, в лаонском - девять).

Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или - что встречается чаще - две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире - кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

В России

Хотя колокола и появились в нашем отечестве чуть ли не тотчас по его обращении в Христианство, однако, составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. При русских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории, колокольни, по-видимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях для колоколов впервые говорится в летописях только с XIV столетия. Каковы были вид и устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", - о том трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первые колокольни на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потом деревянные столбы козел заменились каменными, самое их число увеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и таким образом образовался тип так называемых "звонниц" , которые мы находим еще доныне при многих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова (например, при Софийском соборе, в Новгороде, при церкви Николы Явленного, в Пскове, в Мирожском монастыре и пр.).

Звонница представляла собой каменную стену умеренной длины и вышины, прорезанную двумя, тремя или несколькими сквозными арками, расположенными в один, а иногда и в два яруса и крытую по фронтончикам над арками. Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звонниц теперь исчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, из середины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешались колокола, на балках. Обыкновенно звонница помещалась на стене самого храма, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этом случае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу, с которой производился звон.

Высокие колокольни, а равно и такие, которые находятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись в России только в XVIII столетии. Способ подвески колоколов в православных странах существенно разнится от того, какой принят в Западной Европе. На наших колокольнях они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звук извлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенку колокола, тогда как в католических и протестантских странах колокол прикрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычаг приведен в движение. Вследствие этого, на Западе, колокола не могут быть так велики и тяжеловесны, как наши.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»