Пять «Почему?» — Метод решения проблемы через поиск первопричины. Правило «5W»: так появляются новости

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

На первый взгляд может показаться, что написать новости – это так же легко, как описать другу или родственнику последние сплетни в городе. Но на самом деле это не так. Поэтому начинающие журналисты и профессиональные «акулы пера» предпочитают следовать нескольким простым правилам. Они позволяют быстро создать заметку и отправить ее редактору на утверждение, либо же сразу опубликовать, не теряя драгоценные минуты. Ведь чем свежее новость, тем большую ценность для аудитории она имеет.

Золотая пятерка

Полная и всеобъемлющая свобода слова в США позволяет репортерам и журналистам писать обо всем, что они видят и даже более того. Чтобы заметка или статья имела больший вес, западные журналисты пользуются универсальным правилом «5W», которое со временем, перекочевало и к нам. Итого, хорошая новость получается, если поочередно ответить на вопросы: Who (кто), What (что), When (когда), Where (где), Why (почему) и How (как). Грамотно ответив на все эти вопросы, новость получается сама собой. Но чтобы она была интересной, журналисты, например, электронного СМИ zabeba.li, обращают внимание на:

Повод – это факт. Информационные поводы действительно могут быть разными, но если суть сообщения размыта, то аудитории будет неинтересно. Почему обсуждаемый факт «всплыл» на поверхность только сейчас? Если город грязный, то об этом знали давно, но если из него вывезли 1000 тонн мусора – это интересный факт.Эксперты – главный источник. Авторитетное мнение – это то, на что аудитория обращает внимание в большей степени. Оценочные суждения в журналистике вообще желательно не использовать. Стоит заменить их компетентными источниками. Текст получится еще лучше, если их будет несколько. Легко о сложном. И никогда наоборот. Даже если журналисту ранее приходилось работать с официальными документами, такая речь нежелательна, так как она сложная для понимания.Видеоролики. Если вы видели заметки автора Сидора, то наверняка отметили показательность фактажа. Это достигается с помощью наглядной демонстрации того, о чем хочется донести зрителю или читателю.Фотографии. Если нет возможности продемонстрировать видео, то желательно вставить хотя бы несколько фото, характеризирующих новость. Будет отлично, если фото сделано с места события. Оптимальный вариант – иметь в запасе несколько фото на выбор, чтобы редактор мог подобрать наиболее выгодный вариант.

Используя в работе эти простые правила и рекомендации, журналист всегда будет знать, о чем писать и как это делать. Всегда присутствует пространство для экспериментов и маневров, но четкая структура (Что? Где? Когда?) – это первый шаг к тому, что ваши новости будут интересными и полноценными.

Структура.

Схему, по которой строится новостной текст, называют перевёрнутой пирамидой.

Эта схема наглядно отражает важность структурных компонентов новости. Массивное основание, оказавшееся наверху - самая важная её часть. Она представлена и первым абзацем. Во втором абзаце размещается то, что не уместилось в первом. Третий абзац подбирает то, что осталось после первых двух. Четвертый еще больше места отводит на объяснения, его важность при редактуре минимальна и т.д. Такую новость удобно читать и редактировать.

Если пирамиду не переворачивать, то она покажет нам объём текста, приходящийся на разные части новости.

Перевернутой пирамиде обычно сопутствует лид - абзац, предваряющий новость и содержащий ответы на самые важные вопросы. Лиды особенно важны для новостей, сводящих воедино несколько сообщений. Абзацы, следующие за лидом, более подробно раскрывают содержащиеся в нём утверждения.

Главные вопросы.

Хороший новостной текст нельзя писать, как бог на душу положит. Он должен отвечать на основные вопросы.

Традиционно эти вопросы выражаются формулой 5W+H. Пять W это What? (Что), Who? (Кто?), Where? (Где?), When? (Когда?) и Why? (Почему?/Зачем?). H — это How?, то есть "Как?".

Читатель хочет знать ответы. Задача и работа журналиста — дать ему ответы, причем в форме связного текста. Хорошим можно считать такое начало текста, в котором снимается как минимум половина вопросов из формулы 5W+H. Бывает, что обстоятельства и доступные данные не позволяют ответить на тот или иной вопрос. В тексте обязательно надо об этом упомянуть - что, скажем, источник не был доступен для комментариев, или что точно неизвестно, когда было совершено ДТП. Отрицательная информация — тоже информация.

Подкрепив утверждения фактами, читателю также можно сообщить, кому выгодно происходящее, а кому нет; кто враг, кто союзник; к чему может привести сложившаяся ситуация.

При написании сложного текста помогает игра в Капитана Очевидность. Журналист берет информационный повод, выделяет из него ключевой факт, записывает и смотрит, на какие вопросы тот отвечает. Затем автор добавляет объяснения и факты до тех пор, пока все не станет абсолютно ясно.

Бэкграунд и контекст.

Передав новые факты, журналист берется за старые - подтягивает в текст все, что связано с информационным поводом и может быть полезно читателю. Все это подводит нас к понятию бэкграунда или, как его еще называют, бэка. Так называют справочную информацию, фон, предшествующую новости историю.

Где-то бэкграундом называют любую дополнительную информацию. Где-то (в частности, в информационных агентствах, где структура новости соблюдается особенно жестко) эти дополнительные абзацы делят на бэкграунд и контекст. Различие простое - бэкграундом в данном случае является справочная, например, биографическая или техническая информация. Контекстом же - события, с которыми связано данное.

Бэк обычно располагается не выше первых двух-трех абзацев новости, связывая новость с тем, что происходило или было известно раньше.

Бэк — это одна из тех вещей, которая делает работу новостника особенно интересной. Фактически, сухие строчки бэка позволяют управлять общественным мнением. Например, если Алексей Воробьёв получит премию «Грэмми», именно от бэка и контекста будет зависеть то, как воспримут это событие читатели вашего издания.

Факты, эмоции и порядок изложения.

Тут всё просто - бывает журналистика факта и журналистика мнения. Новости в подавляющем большинстве случаев - это журналистика факта. Новостному журналисту категорически запрещено явно выражать в тексте свое отношение к действующим лицам, а также творчески переосмысливать имеющиеся данные, придавая им определенную окраску.

Микрохарактеристики.

Охарактеризуйте действующих лиц и своего текста и, возможно, неодушевлённые предметы. Даже, если вам кажется это лишним - то, что хорошо известно вам, другие могут не знать:

Уроженец Тулы, певец и актёр Алексей Воробьёв.

iPhone — мобильный телефон Apple

Дизайн хорошей новости.

Хорошая новость как предмет обладает рядом свойств. Если этих свойств нет, их можно новости придать.

1. Сделайте ее привлекательной. хороший . Выберите интересный новостной повод.

2. Новость — одноразовый предмет. Читатели не привыкли использовать ее многажды. Хорошо написанное сообщение удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания.

3. Разделите текст на связанные друг с другом части. Никто не потребляет новость залпом, одним огромным абзацем или, как говорят англичане, «стеной текста».

4. Дайте читателю возможность проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания. Широко используйте гиперссылки.

5. Избавьтесь в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

Предложение из 8 слов читатель понимает в 100 процентах случаев, а из 28 - лишь в пятидесяти.

1) должен быть;

2) может быть;

3) таким образом;

4) однако;

5) того, что;

6) кроме того/к тому же;

7) кстати;

8) в частности/например/так.

Каждый элемент текста имеет свою значимость. Кавычки, выделение курсивом, полужирным начертанием должны быть обоснованы . Например, выделение жирным шрифтом в предыдущем предложении не имеет под собой никаких оснований. Его лучше убрать.

Есть простой способ анализа и проверки. Принцип называется

"чтобы что" .

Пользоваться им просто. Намереваясь что-либо сделать, следует задать себе простой вопрос: "Я это делаю, чтобы что?". В половине случаев оказывается, что действие либо не имеет смысла, либо задачу можно решить проще/лучше.

Я решил не писать в новости бэкграунд, чтобы что?

Я решил не обращать внимание на некачественную картинку, чтобы что?

Я не вычитал текст, чтобы что?

Я взял работу на дом, но в субботу напился, а все воскресенье болел и держал в руках геймпад PlayStation 4 — чтобы что?

Прелесть этого выражения в том, что оно автоматически толкает человека на конструктивные действия. На вопрос "почему" можно ответить "потому". На "зачем" ответ простой — "затем". А вот "чтобы то" сказать нельзя, это не по-русски. Приходится не говорить, а делать.

Более подробно изучить тему, в частности, почитать о жанрах и форматах текстов можно в книге Александра Амзина

Чтобы успешно справиться с работой, перед началом любого проекта примените так называемое «правило пяти W и одной H» и постарайтесь ответить на вопросы, начинающиеся со слов why, what, who, when, where и how.


Как это работает

Когда вы начинаете решать какую-то большую задачу, сложно найти время для того, чтобы сосредоточиться и критически взглянуть на проект в целом. В вашем распоряжении уже наверняка есть множество инструментов для планирования времени, приложений-менеджеров задач и т. д. Но когда ваш проект разбит на несколько задач, и вы стараетесь решить их, необходимо постоянно помнить о нескольких важных вещах. Чтобы не запутаться в процессе работы, перед началом любого проекта задавайте себе такие вопросы: почему я могу назвать это проектом? какова его цель? кто будет работать над ним, и для кого он предназначен? когда он должен быть закончен? где будет проходить работа и где проект будет представлен? Когда вы нашли ответы, можно также спросить себя: как я добьюсь желаемого результата?

Обычно описанное упражнение называют «правилом пяти W и одной H» (по начальным английским буквам вопросительных слов). Его знают все журналисты: чтобы написать хорошую новость или статью на какую-то тему, нужно ответить в ней на все шесть вопросов. Это правило подходит не только для журналистов: его могут использовать и владельцы интернет-магазинов , и стартаперы , и, например, маркетологи .

«Существует много приёмов планирования, но эти шесть вопросов подходят для работы как над небольшими, так и над масштабными проектами. Если вы забудете задать их себе, вам стоит полагаться только на удачу, а не на свои умения, а если будете постоянно держать их в голове, то вам наверняка удастся довести работу до конца. Правда, стоит помнить, что в процессе нужно уточнять ответы на ваши вопросы до тех пор, пока вы не сможете подготовить хороший план. Только продумав каждую деталь и собрав всю необходимую информацию, вы сможете решить, браться за проект или нет».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»