Что такое международное сотрудничество. Международное сотрудничество в целях развития: роль всемирного банка

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Торговля и войны между странами сопутствовали всей истории человечества, как только появились первые древние государства. Долгое время основной формой международного сотрудничества и были торговля и военные союзы. С развитием общества и технологий, усилением разделения труда начали появляться все новые виды сотрудничества, от экономики, включая торговлю, до культуры и экологии.

Понятие

Международное сотрудничество - это взаимодействие нескольких участников в области взаимных интересов, усилия, направленные на согласование позиций и координацию действий, поиск решения общепризнанных проблем и сглаживание конфликтов. Изначально это были отношения между государствами, причем большее внимание уделялось политическим взаимоотношениям. При этом они должны носить ненасильственный характер, поэтому, например, сотрудничество с империей Цин, которую в результате опиумных войн Великобритания и Франция заставили разрешить продавать опиум и другие товары китайцам, вряд ли можно отнести к международному сотрудничеству государств, хотя некоторые исследователи относят этот случай к навязанному сотрудничеству.

Участников все больше

С развитием общественных отношений к участникам международной жизни присоединились международные и общественные организации, которые, как считают некоторые экономисты, сейчас являются главными субъектами международного сотрудничества. Есть мировые организации, охватывающие большинство стран, например, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, региональные - ЕС, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, специализированные - Международный географический союз, Всемирная ассоциация оптовых рынков. Глобальные корпорации сейчас обладают большей экономической и политической мощью, чем большинство государств. Соглашения со странами, группой стран по экономическим, гуманитарным и экологическим проблемам делают их полноправными субъектами международной жизни. Многие вопросы международного сотрудничества государство и общество делегирует и на более низкие ступени в регионы, отрасли, отдельные предприятия.

Когда двое и больше

Более 190 стран мира сотрудничают, обмениваются информацией, конкурируют и торгуют между собой как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Сотрудничество между странами регулируется межправительственными соглашениями, которыми занимаются министерства иностранных дел. За развитие и создание условий для других участников отвечают межправительственные комиссии, которые определяют направления и ключевые параметры сотрудничества. Общественные организации (общества дружбы и сотрудничества и другие), торгово-промышленные палаты создают деловую, информационную и культурную среду для сотрудничества бизнеса, общественных организаций и граждан.

Глобализация разделения труда и рынка, усложнение стоящих задач требуют консолидации усилий многих государств. Поэтому все большее распространение получает многостороннее сотрудничество. Для организации международного сотрудничества по решению сложных, комплексных задач создаются различные региональные и специализированные объединения. Например, межгосударственные объедения - Европейский союз, неправительственное объединение - международная экологическая организация "Гринпис". Координация работы осуществляется специально созданными институтами - секретариатами, комиссиями, координационными комитетами. Самая большая такая структура - это ООН, которая объединяет почти все страны мира.

Какой результат всех устраивает

Взаимодействие между основными субъектами международного сотрудничества направлено на достижение результатов, которые закрепляются при заключении международных договоров, конвенций, соглашений, регулирующих разные стороны отношений, идет организация международных, межправительственных и неправительственных институтов, создание региональных и субрегиональных интеграционных образований.

Основные направления современного международного сотрудничества - это политическая и экономическая интеграция в виде:

  • союзов государств, сохраняющих полную самостоятельность;
  • объединений с образованием наднациональных органов и делегированием части суверенитета в общие институты;
  • функциональная интеграция, дающая возможность работать в какой-то специализированной области.

Принципы есть

История развития международного сотрудничества позволила выработать общие принципы, которые дают равные возможности странам с различным политическим и экономическим положением. Конечно, это не значит, что все государства их соблюдают, но, по крайней мере, декларируют.

Основные принципы международного сотрудничества - это:

  • суверенное равенство государств подразумевает, что страны уважают права друг друга, осуществляют на своей территории всю полноту законодательной, юридической и административной власти, конечно, при соблюдении общепризнанных норм;
  • невмешательство: внутренняя политика - это дело только самих государств, если не несет угрозы миру;
  • равноправие и самоопределение народов, народы имеют право создавать свое или присоединиться к другому государству для культурного и экономического развития;
  • уважение прав человека, не допускается дискриминация по любому признаку.

Также выделяют принципы соблюдения международных договоров, экологической безопасности и сотрудничества.

Главные направления

Главный вид сотрудничества - это сотрудничество между государствами в политической сфере, которое определяет условия и параметры для других направлений. Конечно, все виды международного сотрудничества используются для получения конкурентных преимуществ и экономической выгоды напрямую или косвенным образом. Например, политическое сотрудничество европейских стран позволило создать единое европейское пространство. Международное экономическое сотрудничество, начавшееся с продажи товаров (угля и стали), переросло в большой комплекс различных видов отношений в сфере обмена услугами, инвестиций, информационного и научно-технического сотрудничества и в других сферах экономики.

Усложнение технологий и систем управления в военной сфере вынуждает все больше стран участвовать в международном разделении труда в этой сфере. Военное и военно-техническое международное сотрудничество - это совместные союзы, совместные предприятия по производству вооружения и многое другое. Все большее значение приобретает сотрудничество в экологии, культуре, идеологии, правовой и гуманитарной сфере.

Начинаем с политики

Для того чтобы развивать хоть какие-то отношения, прежде всего нужно хотя бы не воевать. Поэтому отмечают, что главная цель международного сотрудничества - это предотвращение войны. Совместные усилия двух или нескольких государств направлены на выработку взаимоприемлемых решений, учитывающий баланс интересов. Основная идея, заложенная в фундамент международных отношений, - результатом довольны или недовольны все стороны, подразумевая или позитивный результат, или взаимный компромисс. Поскольку изначально международное сотрудничество - это взаимодействие политических единиц, отношения государств определяют степень и глубину всех других видов сотрудничества. Страны в зависимости от политических симпатий или антипатий формируют повестку экономического сотрудничества. Вводя для одних стран режим наибольшего благоприятствования, а для других - санкции.

Все упирается в экономику?

Правда или нет, но экономисты считают, что цель любого сотрудничества - это получение конкурентных преимуществ прямым способом, например заключение соглашений о свободной торговле, или косвенным путем создания положительного имиджа страны. Южная Корея активно продвигает свою массовую культуру на глобальный рынок, что повышает интерес и к корейским товарам и услугам. В то же время многочисленные торговые и экономические организации ставят своей целью предоставить равные права для всех участников глобального рынка, снять барьеры, которыми страны защищают своих производителей. В экономической сфере международное сотрудничество - это мировая торговля, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в сфере коммерческой практики и многие другие виды деятельности.

Кто пишет законы

Международное правовое сотрудничество обеспечивает юридическое пространство для взаимодействия участников. Отношения между государствами регулируются соглашениями между ними и международными договорами, участниками которых они являются. Правовая система международного сотрудничества охватывает практически все сферы деятельности, в том числе экономическое сотрудничество, транспорт, валютно-денежные отношения, интеллектуальную собственность, сертификацию и стандартизацию. Страны, присоединяясь к международным соглашениям, делегируют часть своего суверенитета институтам, ответственным за их реализацию. Например, многие страны признают юрисдикцию Международного суда по правам человека в Страсбурге и безусловно выполняют его решения.

Сила в коллективе

Поодиночке трудно жить даже странам. Большие государства стремятся затянуть на свою орбиту все большее количества стран, чтобы получить выгоды от своих конкурентных преимуществ, маленькие охотно дают это сделать, стремясь выжить. Коллективная интеграция предусматривает более тесное международное сотрудничество в области политики, экономики, права и военной сфере. Пока самый успешный проект международной интеграции - это Страны объединяет единое гражданское и экономическое пространство, единая валюта, работают наднациональные органы управления. Коллективная интеграция может реализовываться в отдельных видах международного сотрудничества, например, военное сотрудничество стран Северной Атлантики в виде блока НАТО позволило обеспечить безопасность этих стран.

Значительное внимание следует уделить тому факту, что международные отношения, как и другие общественные отношения есть ничто иное как деятельность их субъектов, затрагивающая интересы друг друга. Эта деятельность может осуществляться в различных сферах – экономической, политической, военной и т.д. Отсюда – различные формы международных отношений – международные экономические, политические, военные и т.д. отношения. Каждая из этих форм является предметом исследования определенных наук, в т.ч. экономической теории, политологии и др. С точки зрения механизма осуществления система международных отношений включает в себя две основные формы: отношения сотрудничества и отношения конфликта.

Сотрудничество и конфликты находятся в постоянной связи, взаимосвязи и представляют собой единство противоположностей, т.е. являются взаимнообусловливающими процессами, которые могут «меняться местами». Другими словами, система международного сотрудничества включает в себя конфликтные ситуации и, наоборот, всякий конфликт предполагает определенные формы сотрудничества его участников.

Международное сотрудничество – это процесс взаимодействия участников международных отношений, в котором исключается применение насилия (в т.ч. вооруженного в первую очередь) и доминируют совместные поиски реализации общих и национальных интересов.

Важно понять, что сотрудничество – это не отсутствие конфликтов, а возможность избавления от крайних (насильственных) способов решения вопросов.

Сущность, роль сотрудничества в системе международных отношений наглядно проявляется в его результатах. К числу основных результатов в настоящее время относятся следующие:

1) заключение договоров, соглашений по различным сферам международных отношений;

2) образование межгосударственных, межправительственных и неправительственных организаций;

3) формирование региональных интеграционных образований. .

Среди интеграционных образований в настоящее время выделяются две формы – политическая и экономическая.

Политическая интеграция представляет собой создание единого политического сообщества, состоящего из нескольких политических единиц (государств).

В развитии политической интеграции выделяются три возможных пути, на которых действует определенная форма политических интеграционных образований:

– сотрудничество в рамках союзов между государствами, которые сохраняют суверенитет и независимость;

– федерация, учреждающая единую наднациональную политическую власть;

– функциональная интеграция, дающая возможность совместных действий в рамках общих специализированных институтов.

Крысанов А.В.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАВОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

В статье автор предпринимает попытку рассмотреть категорию «международное сотрудничество» в общем теоретическом виде, а также в двух значениях, которые она приобретает в международных актах: как принцип международного права и как совместную деятельность субъектов международного права. Кроме того, отражены наиболее типичные сферы международного сотрудничества и формулируется тезис об их многообразии и зависимости от области международного общения.

Ключевые слова: международное сотрудничество, интеграция, принцип международного права, субъекты международного права.

INTERNATIONAL COOPERATION: GENERAL THEORETICAL AND LEGAL DIMENSION

In the article, the author attempts to consider the category of "international cooperation" in a general theoretical form, as well as in two meanings that it acquires in international acts: as a principle of international law and as a joint activity of subjects of international law. In addition, the most typical areas of international cooperation are reflected and a thesis is formulated on their diversity and dependence on the field of international communication.

Key words: international cooperation, integration, principle of international law, subjects of international law.

В современном мире наблюдаются процессы глобализации, которые опосредуют процесс международного общения. В процессе международной коммуникации в силу объективных и субъективных причин возникают различные по своей активности контакты. Наиболее тесное международное взаимодействие, как правило, перерастает в сотрудничество, которое направлено на решение общих целей и задач. В настоящее время очень широкое распространение имеет международное сотрудничество по различным направлениям и в самых разнообразных формах. В связи с этим полагаем отметить важность уяснения сущности понятия «международное сотрудничество» в его теоретическом и правовом контексте.

Термин «международное сотрудничество» достаточно широко употребляется в научных публикациях, а также во внутригосударственных законодательных и международных актах. Анализ указанных источников свидетельствует о том, что в большинстве случаев авторы обходят стороной вопросы, связанные с установлением содержания и природы рассматриваемой категории. Более или менее полно теоретическая проработка вопросов международного сотрудничества осуществляется в рамках такой отрасли знаний, как международные отношения.

Следует также отметить такую тенденцию, как «специализация в вопросах международного сотрудничества». Суть ее заключается в том, что исследователи, как

правило, обращают свой взор на конкретные сферы международного сотрудничества, а общетеоретические вопросы здесь остаются без внимания. Однако не следует упускать тот факт, что все-таки встречаются попытки обоснования необходимости разработки категориального аппарата международного сотрудничества и определения его сущности и содержания [см., например, 1].

Полагаем, что, анализируя термин «международное сотрудничество», следует уяснить содержание составляющих его элементов.

Термин «сотрудничество» отыскать в толковых словарях не представляется возможным. Однако его можно определить через глагол «сотрудничать».

Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение термина «сотрудничать» - работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле .

В Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой «сотрудничать» - значит совместно с кем-либо заниматься какой-либо деятельностью .

Таким образом, сотрудничество это совместная деятельность заинтересованных субъектов, которая направлена на достижение определенного результата.

Международный характер сотрудничества заключается в том, что оно осуществляется между субъектами международного права.

Полагаем, что термин «международное сотрудничество» можно рассматривать в двух значениях:

Во-первых, как принцип международного права;

Во-вторых, как непосредственно совместную деятельность заинтересованных субъектов международного права.

Как справедливо отмечается в литературе, принцип международного сотрудничества получил конвенционное закрепление и общее универсальное признание лишь в XX веке . В основу Устава ООН положена идея всестороннего сотрудниче-

ства государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе. В соответствии с Уставом, государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры.

В последующем принцип международного сотрудничества получил более конкретное содержательное наполнение, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций , было установлено, что государства в целях международного сотрудничества обязаны:

Сотрудничать с другими государствами в деле поддержания международного мира и безопасности;

Сотрудничать в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

Осуществлять свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

Государства-члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Принцип сотрудничества между государствами также получил нормативное закрепление на региональном уровне. В частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе говорится, что государства-участники будут стремиться, развивая свое сотрудничество

как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости.

Концепция внешней политики Российской Федерации в качестве одной из задач предусматривает расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России .

Таким образом, принцип международного сотрудничества в международном праве представляет собой основополагающее начало деятельности субъектов международного права, которое посредством международных актов приобретает обязательный для них характер.

Говоря о «международном сотрудничестве» во втором значении, указанном выше, можно отметить, что «международное сотрудничество» понимается как совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов, их взаимосвязанная деятельность по согласованию своих позиций, координацию действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений .

М.А. Мунтян отмечает, что «международное сотрудничество» отражает такой процесс взаимодействия двух или нескольких акторов, в котором исключается применение вооруженного насилия, доминируют совместные поиски возможностей реализации общих интересов. Вопреки обыденному пониманию сотрудничество - это не отсутствие конфликта, а «избавление» от его крайних, кризисных форм .

На основании сказанного «международное сотрудничество» можно определить как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права.

Международное сотрудничество содержательно может существенно различаться

в зависимости от того, в какой сфере оно осуществляется, поскольку они (сферы) очень разнообразны. Как правило, основные направления международного сотрудничества в той или иной области оговариваются в международных актах.

В законах, принимаемых в Российской Федерации, в которых находят свое отражение вопросы международного сотрудничества, устанавливается, что международное сотрудничество основывается на положениях международных договоров Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации. В некоторых законах можно наблюдать указание на возможность создания международных организаций [см., например: 9].

Проводя анализ международных актов, можно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества:

1) определение, согласование и осуществление необходимых совместных мер в установленной области сотрудничества;

2) создание механизмов двустороннего сотрудничества;

3) мониторинг угроз в предметной области международного сотрудничества;

4) выработка совместных мер по развитию норм международного права в регулируемой области международного сотрудничества;

5) противодействие возникающим угрозам в той или иной сфере международного сотрудничества;

6) проведение экспертиз, исследований и оценок в установленной сфере;

7) обеспечение безопасности;

8) разработка и осуществление совместных мер доверия;

9) разработка и осуществление согласованной политики в установленной сфере международного сотрудничества;

10) обмен информацией;

11) содействие совершенствованию международно-правовой базы;

12) создание условий для взаимодействия компетентных органов государств;

13) взаимодействие в рамках международных организаций и форумов;

14) сотрудничество между образовательными учреждениями стран партнеров;

15) ознакомительные поездки в страны-партнеры молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств.

При этом специфика той или иной области международного сотрудничества может обусловливать «рождение» иных направлений международного сотрудничества.

В теории международных отношений выделяют несколько типов международного сотрудничества:

Переговоры, предметом которых является распределение выгод государств от их взаимодействия (это одновременно и путь к сотрудничеству, и показатель его существования);

Сознательное, достигнутое в результате обсуждения согласование политики (формальные договоры и соглашения о деятельности);

Неявное сотрудничество, осуществляющееся без прямых связей и/или формальных соглашений, не предполагающее заключения договоров (такое сотрудничество возникает из совпадающих ожиданий акторов);

Навязанное сотрудничество: более сильная сторона заставляет другую корректировать ее политику, но одновременно корректирует и свою собственную;

Создание специализированных институтов (например, институтов ООН), осуществляющих регламентации, экспертизы, субсидии, содействующие развитию сотрудничества .

Следует отметить, что межгосударственное сотрудничество не возникает без наличия определенных условий. Среди ученых существует мнение о том, что международное сотрудничество предполагает наличие трех элементов: общих целей государств-партнеров, ожидание ими выгод от ситуации и взаимный характер этих выгод . Полагаем, следует согласиться с тем, что межгосударственное со-

трудничество наиболее часто возникает при наличии представленных элементов. Однако наиболее эффективным и долгосрочным международное сотрудничество видится в том случае, когда субъекты международного права не проявляют чрезмерной эгоцентричности, а уважают интересы своих оппонентов.

Рассматривая сущность международного сотрудничества, многие авторы затрагивают вопрос о разграничении понятия «сотрудничество» и «интеграция». Для отграничения таких близких категорий в литературе используются критерии полноты или ограниченности государственного суверенитета. Так, если международное сотрудничество предполагает сохранение за государством его суверенных прав, то интеграция имеет место в случае передачи части государственного суверенитета в сферу общей компетенции объединяющихся государств . Таким образом, международная интеграция предполагает взаимодействие в первую очередь государств (государственно подобных образований), а не иных субъектов международного права, что также отличает интеграционные процессы от сферы международного сотрудничества.

Проведенный анализ позволил определить международное сотрудничество, с одной стороны, как принцип международного права, с другой - как совместную деятельность субъектов международного права, основанную на общих целях и задачах в соответствии с нормами и принципами международного права. При этом возможно выделить наиболее типичные направления международного сотрудничества. Однако следует отметить, что содержание международного сотрудничества обусловливает многообразие его форм, которые в значительной мере динамичны. В связи с чем, значимость теоретических и правовых исследований в области международного сотрудничества видится в поиске оптимальных в настоящее время инструментов для решения глобальных мировых проблем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фуражнин Д.Ю. О понятии «международное сотрудничество в области противодействия терроризму» // Право в Вооруженных силах. 2017. №12. С. 83 - 88.

2. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (дата обращения: 01.12.2018).

3. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: http://efremova-online.ru/ slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/(дата обращения: 01.12.2018).

4. Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М., 2010. 720 с.

5. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята 24.10.1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

6. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписан в г. Хельсинки 01.08.1975 г. [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

7. Указ Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 05.12.2018).

8. Мунтян М.А. Основы теории международных отношений: Учебное пособие. М., 2007. 270 с.

9. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:garant.ru/ (дата обращения: 04.12.2018).

10. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Учебное пособие. М., 2003. 590 с.

1. Furazhnin D.YU. O ponyatii «mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti protivodejstviya terrorizmu» // Pravo v Vooruzhennyh silah. 2017. №12. S. 83 - 88.

2. Tolkovyj slovar" S.I. Ozhegova . URL: https://slovarozhegova.ru/ word.php?wordid=29978 (data obrashcheniya: 01.12.2018).

3. Tolkovyj slovar" T.F. Efremovoj . URL: http://efremova-online.ru/slovar-fremovoy/sotrudnichat/103327/ (data obrashcheniya: 01.12.2018).

4. Mezhdunarodnoe pravo: Uchebnik / Otv. red. V.I. Kuznecov, B.R. Tuzmuhamedov. 3-e izd., pererab. M., 2010. 720 s.

5. Deklaraciya o principah mezhdunarodnogo prava, kasayushchihsya druzhestvennyh otnoshenij i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizacii Ob"edinennyh Nacij. Prinyata 24.10.1970 g. Rezolyuciej 2625 (XXV) na 1883-m plenarnom zasedanii General"noj Assamblei OON . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

6. Zaklyuchitel"nyj akt Soveshchaniya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Podpisan v g. Hel"sinki 01.08.1975 g. . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

7. Ukaz Prezidenta RF ot 30.11.2016 № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii». . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 05.12.2018).

8. Muntyan M.A. Osnovy teorii mezhdunarodnyh otnoshenij. Uchebnoe posobie. M., 2007. 270 s.

9. Federal"nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul"ture i sporte v Rossijskoj Federacii» . URL: http:garant.ru/ (data obrashcheniya: 04.12.2018).

10. Cygankov P.A. Teoriya mezhdunarodnyh otnoshenij: Uchebnoe posobie. M., 2003. 590 s.

КРЫСАНОВ Антон Вячеславович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

E-mail: [email protected] Рецензент:

кандидат юридических наук В.А. Галицков

Международное сотрудничество - это совместные действия субъектов в какой-либо сфере их взаимных интересов, их взаимосвязанная деятельность по согласованию своих позиций, координации действий, разрешению общезначимых проблем и принятию взаимоприемлемых решений.

В литературе распространено мнение, что принцип сотрудничества появился в международном праве только в середине XX в.

С его закреплением в Уставе ООН. Но это не так. Лишь на основе сотрудничества народов и государств стало возможным поступательное историческое развитие человечества, формирование международного сообщества, международных отношений и международного права. В историческом противоборстве «война-мир», «сила-право», «конфронтация-сотрудничество» человечество отдало приоритет сотрудничеству, подкрепив это признанием его в качестве юридически обязательного принципа

Принцип сотрудничества стал формироваться в глубокой древности вместе с развитием межгосударственных отношений и международного права. Идея сотрудничества народов и госу-дарств лежит в основе возникновения и развития международ-ного права, а принцип сотрудничества как нормативно-право-вой императив стал обеспечительным средством этого развития. Принцип зародился и веками развивался как региональный международно-правовой обычай, содействуя организации связей между государствами, разрешению многочисленных споров и способствуя формированию норм, принципов и институтов международного права.

Однако конвенционное закрепление и общее универсальное признание принцип сотрудничества получил лишь в XX в. В основу Устава ООН положена илея всестороннего сотрудничества государств независимо от различий в их политическом. экономическом и социальном строе. В соответствии с Уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера», а также «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры».

Принцип сотрудничества был зафиксирован также в уставах и бессчетных актах многих международных организаций, в тысячах международных договоров.

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права определила содержание принципа сотрудничества, закрепив обязанность всех государств сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений в целях:

поддержания международного мира и безопасности, содействия международной стабильности, прогрессу и общему благосостоянию народов;

установления всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод и ликвидации всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости,

принятия совместных и индивидуальных мер, предусмотренных Уставом ООН;

содействия всеобщему прогрессу в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки и техники, культуры и образования.

В условиях глобализирующегося и все более взаимозависимого мира значение принципа сотрудничества с каждым годом возрастает. Растет число проблем, которые государства уже не могут решить в одиночку. Появление глобальных проблем современности, новых опасностей, вызовов и угроз миру и безопасности народов обязывает всех субъектов международного права сотрудничать друг с другом для противодействия этим угрозам и обеспечения стабильного мирового правопорядка.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» утверждается, что Россия в своей международной деятельности придает большое значение принципу сотрудничества государств, будучи «заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право». Там же отмечается: «Кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций - все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене... Свое международное сотрудничество Россия строит на основах равноправия, взаимного уважения интересов и взаимной вы-годы».

Основными направлениями работ в области международного сотрудничества являются:

  • участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • обеспечение ведущей роли России в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ;
  • обеспечение присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО);
  • гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;
  • защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импортозамещения;
  • выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии не имеет представительств за рубежом.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (далее-Совет) был создан в соответствии с межправительственным «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации» (13 марта 1992 г.).
Совет во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия.
В соответствии с резолюцией Совета Международной организации по стандартизации ИСО 40/1995 от 14 сентября 1995 года Совет является региональной организацией по стандартизации и в нормативной документации и во взаимоотношениях с международными, региональными и зарубежными организациями использует наименование, аббревиатуру и эмблему, принятые Советом, в соответствии с требованиями ИСО к региональным организациям по стандартизации.
Совет состоит из полномочных представителей государств - участников Соглашения.
Совет создает Бюро по стандартам для выполнения работ Совета по гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии, оценке (подтверждению) соответствия и подготовки материалов для Исполнительного комитета СНГ.
Местопребыванием Бюро по стандартам является город Минск, Республика Беларусь.
Официальным языком Совета является русский язык.
Членами Совета являются руководители соответствующих национальных органов государственной власти, уполномоченные на осуществление функций в сфере технического регулирования, стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, которые от имени государств наделяются правом быть членами Совета и полномочиями, необходимыми для выполнения функций, возложенных на этот Совет.
Если в государстве - участнике Соглашения действуют несколько органов управления в указанных сферах деятельности и их руководители наделены государством правом быть членами Совета, то они участвуют в его работе в пределах своих полномочий. Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос.
Совет проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в год. В заседаниях, кроме членов Совета, могут принимать участие и другие представители государств, представители ведущих отраслей промышленности государств - участников Соглашения без права решающего голоса. В состав делегаций государств - участников Соглашения может включаться необходимое количество советников и экспертов.
В заседаниях Совета принимает участие представитель Исполнительного комитета СНГ с правом совещательного голоса.
Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым из государств - участников Соглашения в лице его представителей на основе принципа ротации на срок не более одного года. Председатель руководит заседаниями Совета и организует его работу в период между заседаниями.
Предшествующий председатель Совета является его сопредседателем на каждый новый срок.

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации: 220013 г.Минск, ул. Мележа, 3,
факс.:(+375 17)288-42-22; тел.:(+375 17)262-17-92,

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»