Об унынии. Святые отцы о помыслах

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Батюшка, благословите и помогите! Дело в том, что я очень маловерная, можно сказать неверующая. Очень хочу верить, хожу в церковь больше года, стараюсь причащаться каждый месяц, каюсь в грехе маловерия. Что мне делать, чтобы Господь дал мне дар веры? Я молюсь Ему об этом, да Он и Сам видит все мои усилия. Еще я очень боюсь под грузом всяких скорбей и испытаний, не получая поддержки от Господа, отпасть совсем, так как я очень слаба духовно. Я хочу верить и не могу! Духовника у меня нет, так что очень прошу Вашего участия. Спасибо. Виктория.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Виктория!

Продолжайте неустанно молиться о даровании веры. К сожалению, заочно крайне сложно проанализировать причины маловерия. Поэтому все же попробуйте посоветоваться со священником лично. Возможно, Вам будут полезны паломничества, может быть – посещение больниц, домов престарелых, но самое надежное средство для стяжания веры – это молитва. Просите молиться о Вас возможно большее количество людей, для этого можно подавать милостыню. И не унывайте, стяжание веры – долгий процесс, растягивающийся порой на годы и даже десятилетия.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Ли православие в России?

Ситуация в России все больше напоминает тонущий корабль, капитан которого, вместо того чтобы его спасать или объявить эвакуацию, убеждает экипаж в том, что все в порядке и беспокоится не о чем. Более того, он внушает команде, что судно не только не терпит бедствие, а, наоборот, совершает мировые рекорды. 20 лет власть и церковная иерархия с пеной у рта твердит о том, что Православие в России возрождается. Нам постоянно приводят большие цифры построенных и восстановленных храмов, монастырей, открытых семинарий и воскресных школ. Официальная пропаганда пытается доказать, что чуть ли не вся Россия стала Православной, для этого приводятся цифры верующих, раньше мол атеистами называли себя 56%,а сегодня 84% утверждают, что они православные. «Православие поднялось с колен» — заявляет чиновники с телеэкранов.

В эти сказки российских властей с восторгом верят православные неофиты, а также малодушные верующие, привыкшие воспринимать окружающую действительность через розовые очки.

Да, конечно, времена коммунистического безбожия ушли в прошлое, храмы не разрушают, священнослужителей не расстреливают. Но уместно ли говорить о полном восстановлении религиозного сознания русского народа ? Нет. Обманутые официальной пропагандой люди, не понимают, что религиозность общества определяется не количеством построенных храмов или служащих в них священников. Ведь какой толк от этих храмов, если большая часть населения воспринимает их лишь только как красивые постройки, а ходят в эти Церкви люди, как правило, далекие от понимания православной веры. Пускай храмы и часовни будут стоять хоть на каждом углу, общество от этого не изменится, так как желтая пресса и телевидение сегодня определяет его сознание. С таким же успехом, глядя на огромное количество дворцов, автомобилей, яхт российских олигархов, можно прийти к выводу, что русский народ богатеет.

В то время как строятся красивые позолоченные храмы, уровень морально — нравственного разложения общества становится все выше. Средства массовой информации культивируют ложные ценности — насилие, разврат, культ наживы, зависть, корысть, гедонизм и проч. В результате, молодые люди прожигают свою жизнь, распивают спиртные напитки, употребляют наркотики и совершают суициды, так как многие из них не могут найти свое место в этом мире. Разрушается институт семьи, растет число разводов, многие супружеские пары не доживают даже до года совместной жизни. В итоге, мы сталкиваемся с колоссальной демографической проблемой.

На существующие морально — нравственные проблемы общества власти закрывают глаза, а представители малодушной «православной» общественности их стараются упорно не замечать.

Что же касаемо 84% «верующих», о которых нам твердит власть, то давайте разберемся, кто такие эти «верующие». По статистике в США 95% населения тоже считают себя верующими, и, тем не менее, это государство прочно завоевало славу главной цитадели разврата.

На самом деле большинство из этих «верующих» действительно верят в Бога, однако они не имеют ни малейшего представления о сущности христианского вероучения или попросту его отвергают. Их вера является не более, чем смесью деизма(философского учения, признающего Бога, но отрицающего религиозные догматы) и примитивных языческих культов. Бог ими воспринимается как добрый волшебник на небесах, который всех любит и всем помогает в личной жизни. Неудивительно, что когда на них начинают обрушиваться неприятности и беды, эти люди сразу же превращаются в атеистов или богохульников, мол, Бога нет, если он допустил в их жизни такое.

Периодически маловеры посещают храмы. Однако, приход в Храм для них не более, чем языческое жертвоприношение перед Богом. То есть приду я в храм, поставлю свечку за здравие, выпью святой водицы и все у меня будет хорошо. Поэтому их религиозная «вера» спокойно может сочетаться с развратом, пьянством, завистью, злобой, хамством, воровством и прочими богомерзкими поступками. Они не понимают того, что Христианская вера требует еще и живого общения с Господом, выполнения религиозных обрядов, молитв и соблюдения всех его заповедей, не зря Спаситель сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7,21)»

Безусловно, не следует записывать всех этих «верующих» в закоренелых грешников, так как значительная часть из них не творит зло, ведет себя добросовестно. Но при этом и особой добродетели за ними не замечено, а Церковь они почти не посещают. Их можно окрестить как лиц, которые не служат ни Богу и ни дьяволу. Им кажется, что если они ведут примерную жизнь, то для них уже заказан билет в рай.

Иногда маловеры совершают небольшие добродетели — жертвуют на храмы и монастыри, дают деньги нищим, но эти поступки лишены искренности и носят скорее меркантильно — торгашеский характер, нежели осознанное желание совершить доброе дело. Дескать, дам я деньги святой Церкви, помогу таким — то людям, а Бог в ответ должен меня вознаградить. То есть своеобразная попытка задобрить Бога. Некоторые и вовсе совершают добрые дела только лишь с целью самопиара. Поэтому неудивительно, что среди тех лиц, которые в России занимается благотворительностью немало криминальных элементов.

Людей, которые полностью совершают все церковные таинства по установленным канонам и мало — мальски знакомы с сутью христианского вероучения по статистике 12%. Цифра не маленькая. Но не стоит обольщаться, так как всех этих лиц не следует причислять к подлинным христианам. Не менее половины из них обыкновенные фарисеи и обрядоверы. Их религиозность лишена искренности, зачастую используется ими в качестве предмета гордыни и самоутверждения. Внешне эти люди совершают все положенные религиозные обряды, часто делая это демонстративно и осуждая других людей за разные мелочи, но при этом сами они не гнушаются нарушать заповеди Божьи. Яркий пример таких людей мы видим в образе старушек служительниц храмов. Внешне они усердно молятся, бывают на всех службах, исповедуются и причащаются, но при этом по — хамски ведут себя с простыми прихожанами.

Некоторые вообще увлекаются исключительно обрядовой стороной Православия, саму же сущность христианского вероучения они представляют слабо или знакомы с ней в искаженном виде. Поэтому, не приходиться удивляться тому факту, что многие из таких верующих состоят в КПРФ. Среди обрядоверов, кстати, существует немалое количество откровенно психически больных людей, которые готовы буквально на каждом углу истерически кричать о Православии.

И только не более 3 — 4% населения нашей страны можно назвать подлинными православными христианами, которые искренне стремятся жить праведной жизнью, регулярно посещают Церкви и участвуют в христианских таинствах не ради гордыни, а с целью спасения своей души. Но, к сожалению, эти люди разбросаны и неорганизованны. К сожалению, среди этих людей очень мало подвижников, большинство мыслит на уровне своего прихода, семьи или друзей, проблемы общества и государства их мало интересуют. Тех же кто не просто верит, но и доносит истину до других людей, старается изменить общество — сущие единицы.

Вся эта картина свидетельствует лишь о том, что все утверждения властей о возрождении Православия в России являются не более, чем обманом. Наоборот, в пору говорить о его полном упадке. В какой — то степени эта ситуация даже хуже, чем при большевизме, потому что тогда было понятно кто есть кто, а сейчас многие беззакония прикрываются лицемерной религиозностью. Посмотрите хотя бы на праздник Богоявления, где толпы людей, часто в нетрезвом состоянии, без очереди прыгают в Иордань, в надежде «смыть с себя все грехи». Я не говорю уже о байкерах, рокерах, кафе, а также всяких увеселительных заведениях, действующих под словом «православный».

Если все подлинно верующие люди не смогут объединиться, не будут пытаться вести борьбу с беззакониями современного мира, то русский народ обречен на вымирание. Общество будет вырождаться, Церковь приходить в упадок, а малодушные православные будут до конца своих дней восторгаться и рукоплескать властям, как только возведут очередной храм, или откроют новую воскресную школу.

«Письма духовным детям»

«Неверие Святые Отцы причисляют к страстям, возникающим от внушений бесов на основе падшей природы человеческой

Если человек не принимает мер против неверия, не борется, как должно, то уже тем делается виновным в этих помыслах и наказывается этим самым неверием, как и всеми страстями наказывается, если не борется с ними»

Игумен Никон (Воробьев)

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963):

…Помню также просьбу об N. Мне его очень жаль. Иногда я его с любовью вспоминаю и желаю ему освободиться от лап дьявола. Надо ему не в философии и науке искать то, что потерял, а волевым усилием, «не видевши, уверовать» и строить свою жизнь по вере. Тогда придет помощь свыше, изгонит вражий мрак и удостоверит в истинности христианства с такой всемогущей силой и убедительностью, что он от всего сердца воскликнет: «Господи, готов идти на любые мучения, только не отрини меня от Себя!» Это испытали все искавшие Бога. «Ищите, и найдете, просите, и дастся вам, стучите, и отверзется вам. Кто есть от вас человек, его же аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; или аще рыбы просит сын, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7, 7-11).

Зачем он питается свиной пищей и бросил Отцов! Неужели все они находились в обольщении по его мнению? А если хоть один говорил истину, то и все христианство истинно. А мученики какими страданиями свидетельствовали об Истине, Которую они познали! Конечно, он нуждается в личном опыте. Пусть просит, и обязательно получит.

В своих скорбях не отчаивайтесь и не опускайте рук. Читайте чаще и больше Евангелие. Иисус Христос всех кающихся прощал, но и предупреждал: иди и впредь не греши. Прибегайте чаще к Нему, сознавайтесь в своих неправдах, просите помощи, понуждайте себя всегда, когда вслух, когда про себя, творить молитву Иисусову.

Святые Отцы считают неверие такою же страстью, как блуд, тщеславие, гордость и проч. Здесь больше действует враг, чем человек . Бороться нужно с неверием, как и с прочими страстями, не рассуждением и беседой с помыслами , а изгнанием их волевым усилием («не соизволяю») и молитвой, особенно молитвой Иисусовой, по возможности, непрерывной, с просьбой от всего сердца о помиловании. От этого святого имени, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражие, войдет в сердце мир, надежда и вера, и умиление… и пройдет все искушение. А пока он будет читать научные и философские книги и всякие апологии, то увязнет еще глубже. Надо все это бросить и обратиться к Тому, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь…

…Если у тебя по действию вражию появится неверие в голове или (что хуже) в сердце – не придавай значения, а твердо с волевым напряжением скажи: «Верую, хочу верить, отыди от меня, сатана». И больше не останавливай внимания ни на помыслах, ни на чувствах неверия, так же, как не обращаем внимания на хульные и скверные помыслы. Неверие св. Отцы причисляют к страстям, возникающим от внушений бесов на основе падшей природы человеческой. Потому и борьба с ними такая же, как и с прочими страстями:

  1. отвлечь внимание;
  2. усиленно творить молитву Иисусову;
  3. каяться в грехах;
  4. иногда воздержание в пище и молитва (сей род – бесовский – изгоняется молитвою и постом).

Если человек не принимает мер против неверия, не борется, как должно, то уже тем делается виновным в этих помыслах и наказывается этим самым неверием, как и всеми страстями наказывается, если не борется с ними…

«Письма духовным детям». Львов, 2002г.

«Как жить сегодня» По письмам о духовной жизни.

М.: «Терирем», 2011г., «Оранта», 2011г.

«Нам оставлено покаяние» Письма о духовной жизни.

Маловерие — это оценочное суждение. Сам человек для себя определить должен, в какой степени он верит либо нет. Я думаю, вопрос о вере, есть вопрос о признании существования высших божественных сил либо не признании таковых. В вопросе о вере в каждом человеке происходит индивидуальная работа сознания. Разум относится к области физического тела, а сознание к области души. И вот, каждый человек внутри себя ищет баланс между разумом и сознанием. В каждом человеке такой баланс индивидуален и со стороны, другом человеку, еще труднее определить меру, которой взвешивает сам человек степень своей веры либо неверия. Оставим за каждым человеком право на такую меру.

Тем более, что предназначение на нашей земле у каждого человека разное. У одного человека предназначение — стать святым и повести к вере других людей, показать Путь к Богу. А у другого человека предназначение — родить такого Святого, воспитать и дать путёвку в жизнь. И кто из них более верующий — известно только Богу.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его…

Добрый день всем!
Вопрос в теме. Да, бывает такое, к сожалению. Знаю, что грех, но как это побороть в себе? Опытные люди — подскажите пожалуйста.

Добрый день.
Бывает. Средства обычные — молитва, посещение храма.
Помогает вспомнить свой путь к вере, потому что на этом пути эти вопросы уже возникали (у меня возникали, но у всех видимо, по разному).

Кстати, помыслы неверия бывают разные. Бывает вообще, что Бога нет, но это крайний вариант, бывает хула на именно православние или еще что. Со всем по разному надо.

Если неверие в Бога вообще (такая дикость бывает находит, знайте — это не Ваше, это наносное), то бывает помогает вглянуть в бездну неверия. Типа, хорошо, вот Бога нет — и сразу так веет таким адским холодом, что просто жутко становится. И сразу как то отрезвляет. Но это очень опасно, как бы начать собеседовать с помыслом, вообще такое нельзя…. Хм, но у меня срабатывает… может какие то особенности есть.. короче, этой части моего совета…

В чем причины маловерия? О маловерии довольно много говорят…

Прочитала статью на православном сайте.

Хотелось бы услышать ваши мнения, комментарии:

Блажен, кто верует

Есть
тысячи мнений, для чего человеку нужна вера. Кто-то видит в ней панацею
от нравственного падения общества, для кого-то она представляется
способом забыться от житейской суеты и проблем, а кто-то считает её
данью народной традиции. Но как бы ни старались люди подогнать понятие
веры под свои, земные понятия, истина находится где-то там, наверху,
над миром.Тайна веры открывается лишь тому человеку, который однажды
решится поверить по настоящему. Тогда то он и узнает, что великий дар
веры дан людям исключительно для того, чтобы увидеть невидимое,
прикоснуться к той Реальности, которую невозможно ни потрогать, ни
измерить, осознать себя частью этой Реальности, имя которой – Вечность.

Грех маловерия
09.06.2012 23:53 | Автор: Administrator | PDF | Печать | E-mail
Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой воровство, третий подлость, четвертый предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Неверие – это состояние души, когда человек не чувствует Бога. Оно связано с неблагодарностью Богу, и им заражены не только люди, полностью отрицающие бытие Божие, но и каждый из нас. Как всякий смертный грех, неверие ослепляет…

Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири
Иоанна Максимовича
Илиотропион
Маловерие людей.
Ни об одном предмете так часто не напоминал Христос Господь своим ученикам как о маловерии. Он предостерегал всех от маловерия не только словами, но и множеством фактов, удивительно доказывающих силу веры и бессилие недоверия или сомнения в Божьем покровительстве и спасении от опасностей.
Для чего иного, как не для наглядного удостоверения в вездесущей помощи Божьей верующим и надеющимся на Единого Бога во Святой Троице, совершены были Христом утишение бури на корабле, чудное насыщение пятью и четырьмя хлебами многих тысяч народа в пустыне? Что означало Петрово погружение в волнах морских? Всеми этими чудными делами наставлял Христос не быть маловерныии, и потому возгласил: маловере! зачем сомневаешся? как бы говоря: неужели вы так неразумны, что не можете понять единственного первоначального и весьма необходимого учения?
Маловерие бывает различных видов:…

Недавно картина мира, которая субъективно видится с моей «колокольни», серьёзно скорректировалась. Я теперь с гораздо большим уважением стал относиться ко многим нашим околоцерковным традициям, выражающим народное благочестие, которые раньше вызывали у меня чувство некоторого пренебрежения, а то и приступы горделивого интеллектуализма. Хотя, признаюсь честно, я никогда не был интеллектуалом.

Чтобы понять, что я имею в виду, посмотрите любую телепередачу, где священник отвечает на вопросы зрителей. О чём они, в основном, спрашивают?

Значительная часть дорогостоящего эфирного времени обязательно занята вопросами о том, большим ли грехом является выкидывание на помойку скорлупы от пасхальных яиц, можно ли мыться через три дня после соборования и что делать с заплесневелыми просфорами. Отдельная категория тем непременно посвящена проблемам ношения платочков, допустимости присутствия в храме…

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости. Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и…

Почему нас так влекут тайны и загадки? Причин множество, но прежде всего, внутреннее несогласие с волей Божией. Обращение к Богу, молитва к Богу, есть труд, долгий и упорный. Чудес Ветхого и Нового Заветов теперь уже не происходит, а молиться о любви ли, здоровье ли – тяжело. Нам нужны сиюминутные гарантии, и разве можно нас осудить? Мы ищем спасения, и спасением нашим становятся маги и гадалки. В своей статье Валерий Духанин рассказывает о том, как обманчив и страшен оккультизм, как не потерять душу и почему обращение к магам и гадалкам выглядит притягательнее веры в Бога.

В жизни людей наблюдается один удивительный феномен – запретное привлекает, а дозволенное кажется неинтересным, вредное хочется попробовать, а полезное не дает подобных острых ощущений, доброе созидается с трудом, а дурное липнет само собой. Особенно удивительно это в сфере духовных интересов людей, там, где личный жизненный выбор сказывается на бессмертной душе человека.

Почему же люди обращаются…

Беда в том, что лишний вес чаще всего является причиной многих заболеваний. И одним из тревожных факторов является повышение уровня холестерина. «Что такое холестерин?», - многие начинают задумываться только тогда, когда анализ показывает, что его уровень превышает норму.

Лишний вес вредит сердцу и сосудам

Сами по себе пухлые щеки и толстый живот – еще не повод для переживаний, но вот то, что ваша кровь содержит много жиросодержащей субстанции, накапливаясь на стенках сосудов, забивая их – уже серьезное основание внимательно отнестись к своему весу.

Лишний вес увеличивает вероятность повышения давления на 70 %. А это самый главный фактор риска болезней сердечнососудистой системы.

Лишние килограммы приводят к инсульту или болезням сердца. Повышение уровня холестерина – к стенокардии.

Не надо иметь медицинское образование, чтобы понять, что забитые сосуды нарушают ток крови, а, следовательно, могут привести к инфаркту, ишемии и стенокардии.

Страха нет. Есть пугливые мысли и трусливое поведение.

Каковы же основные механизмы позитивной трансформации страха?

Эти механизмы «запуска бесстрашия» есть у каждого из нас. Но они либо срабатывают в ответственный момент, либо нет.

Абсолютное бесстрашие бессмысленно. Ведь страх – естественная человеческая реакция на реальную опасность. Но с другой стороны, страх в гипертрофированной форме, в какой он обычно проявляется в наших кошмарах, еще опасней. Известно, что неконтролируемый страх вызывает разного рода трудноизлечимые фобии и обладает огромной разрушающей силой.

Существует несколько тысяч разновидностей страха. Но по сути своей они сводятся к двум видам:

Страхи на основе реально опасности; Страхи на основе фантазий и мнимых представлений о чем-либо.

В жизни так получается, что люди чаще всего теряют свои нервы из-за того, что на самом деле потом с ними и не происходит. Единственное чего нам следует страшиться, так это…

Как избавиться от стресса простыми способами

Стрессы возникают от негативных событий, влияющих на психику человека. Что такое стресс и как с ним бороться? Научиться избавляться от стресса простыми способами должен каждый, чтобы не допустить более глубокого и серьезного психического расстройства.

Что такое стресс и почему он возникает?

Стресс – это реакция организма человека на происшедшие негативные события. Стресс – это подавленность. Обычный организм собирает все силы для борьбы с возникшей ситуацией. Ярким примером является угроза жизни. При этом мозг вырабатывает гормоны – адреналин и кортизол.

После этого появляется напряжение, что в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, усилению потоотделения и свертываемости крови, что полезно при травмах. Вследствие всех изменений возрастает бдительность.

Стресс в организме имеет несколько стадий.

Если неверие есть тяжелая и опасная болезнь, причиняющая великие страдания душе человека как в этой, так и в будущей жизни, то спрашивается: есть ли какие-либо средства против этой болезни? Как и чем лечить ее? Так как неверие имеет свой корень в испорченном сердце человека, то весьма трудно бороться с ним доводами и соображениями умственными. Убеждать неверующего словами - это то же, что доказывать слепому, что небо имеет синий, а трава зеленый цвет: он не захочет понять и взять в толк того, что ему будут говорить... Никакое человеческое слово и даже чудо, совершенное перед его глазами, не в состоянии вразумить упорного и ожесточенного невера.

Если и можно на кого подействовать словом, то разве на человека, заблуждающегося относительно веры по неведению, по простоте, а не по упорству и развращенности сердца. Но неужели нельзя указать никаких путей, которыми и упорных неверов можно было бы привести к покаянию и обращению к Богу? Есть.

Одно из средств - это вразумление людей неверующих особенным, чудесным образом. Господь Бог, заботящийся о спасении грешников, иногда употреблял чрезвычайные меры к тому; чтобы остановить и исправить неверов. При этом он действовал, сообразуясь с их душевным настроением; врачевал применительно к их болезни. Чаще всего Премудрый Промыслитель вразумлял неверующих через особенно тяжкие бедствия, в которых давал чувствовать Свою грозную, наказующую руку. Укажем несколько примеров наказания Божия за неверие.

Летом 1887 года в деревне Кувшиновой, близ Вологды, произошел следующий поразительный случай. Молодой деревенский парень поссорился со своей матерью и грубо толкнул ее в спину...

Бога ты не боишься! - крикнула оскорбленная мать.

Да Бога-то нет! - со злым нахальством отозвался молодой парень.

Через несколько времени в тот же день богохульник вместе с матерью вышел на работу в поле. День был ясный: только небольшие тучки ходили по небу. Вдруг сверкнула яркая молния, раздался громкий удар грома, и отрицатель Бога упал на землю... Сбежался с поля народ и окружил его кольцом.

Пролежав несколько минут без чувств, молодой парень очнулся, жалуясь на боль спины. Мать и крестьяне обнажили его спину и ужаснулись: на спине оказался крупный след от обжога молнией в виде креста. Парень раскаялся в своем неверии и упал матери в ноги, прося прощения за обиду (Церковные ведомости. 1907. N 43. С. 1889).

Молодой человек, воспитанный в детстве добрыми и набожными родителями в вере и благочестии, испортился под влиянием дурных товарищей. «Я сделался отчаянным безумцем, - говорил он о себе, - Бытие Бога, бытие души, будущая загробная жизнь - все это я считал порождением фантазии и зло смеялся над всем. Крест - это орудие нашего спасения - я сбросил с себя и с каким-то презрением посмотрел на него. Когда стоял в церкви по велению начальства, как издевался я, как смеялся над отправлением Божественной службы! Когда наступали постные дни, я нарочно старался поесть скоромного, чтобы показать полное презрение к церковным постановлениям. Святые иконы, жития святых были главными предметами моих насмешек. Одним словом, в это время я был каким-то извергом, а не человеком». Единственная добрая искра, оставшаяся в душе молодого человека, была некоторая его любовь к родителям. Вот этим-то остатком добра в порочном человеке и воспользовался Благой и Премудрый Господь для вразумления невера. Когда родители молодого человека в один год умерли от холеры, у него появилось желание побывать на их могиле. Приехав в родное село, он отправился к месту упокоения отца и матери. Но каково же было его удивление и страх, когда, приближаясь к могиле родителей, он почувствовал головокружение и без памяти упал на землю. Обморок случался с молодым человеком всякий раз, когда он хотел подойти к дорогой для него могиле. Наконец, он почувствовал общее расслабление тела: не мог пошевелиться, язык не повиновался... Впоследствии болезнь осложнилась тем, что на теле появились гнойные раны, от которых несся смрадный запах. Врач, сначала лечивший больного, потом отказался от лечения, заявив, что болезнь для него непонятна... Каково было п ложение молодого человека? Ни днем, ни ночью он не находил себе покоя. Вот в это-то время Милосердный Господь употребил особенное средство для вразумления невера - чрез его умершую мать. Как только я стал засыпать, - рассказывал впоследствии молодой человек, - вдруг почувствовал в своей руке другую руку. Я вздрогнул, раскрыл глаза, и - Боже мой - что я увидел? Передо мною стояла моя мать. Я не мог вообразить, как и каким образом она очутилась передо мною. Да ведь она умерла, подумал я, как же она может существовать? А между тем сердце билось при виде дорогой матери. Она была в белом, и только в одном месте было черное пятно. Ее лицо было сумрачно. «Я твоя мать, - начала она - твои беззакония и твоя распутная жизнь полная неверия, дошли до Господа, и Он хотел истребить тебя, стереть с лица земли. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде - твои тяжкие грехи. Господь, говорю, хотел поразить тебя, но отец и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе, не милостью, потому, что ты этого не мог понять, а строгостью. Он знал, что одна могила наша дорога для тебя здесь, и потому не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественной болезнью, дабы ты признал над собой Высшую Силу, тобой отвергаемую, но ты не обратился! Потом Господь послал меня к тебе - это последнее средство для твоего исправления. Ты не признавал Бога, будущей жизни, бессмертия души; вот же тебе доказательство загробной жизни: я умерла, но явилась и говорю с тобой. Уверуй в отрицаемого тобой Бога. Помни твою мать, которая, жизни не жалея, старалась сделать из тебя истинного христианина». С этими словами лицо ее еще больше омрачилось, глухие могильные рыдания раздались в комнате и потрясли мою душу. «Еще раз заклинаю тебя, - продолжала мать, - обратись к Богу. Ты не веришь и, быть может думаешь объяснить мое явление расстройством твоего воображения; но знай, что все твои объяснения ложны, и я своим духовным существом перед тобой. И в доказательство этого вот тебе крест, отвергнутый тобой, прими его, иначе погибнешь. Уверуй - и твоя болезнь исцелится чудесными образом. Погибель и вечный суд тебе, если ты отвергнешь меня». Так сказала мать и скрылась. Я опомнился и увидел в руке своей маленький крестик... Сверхъестественное явление матери, ее просьбы и проклятия потрясли до самой сокровенной глубины мою душу; никогда, кажется, не бывало со мной такого переворота; совесть поднялась со всей силой; прежние убеждения разрушились, и я в минуту, кажется, весь переродился! Такими словами закончил свой рассказ молодой человек, вразумленный столь поразительным образом за свое неверие. (Ледовский, свящ. Торжество веры над маловерием и безбожием в примерах современной жизни. 1904. С. 13-17).

Так вразумлял Господь людей неверующих, вразумлял через Свой грозный суд и наказание. Но тех же людей обращал к Себе Милосердный Бог и другими средствами, не такими чудесными и поразительными, но имевшими самое благотворное действие на неверов. Был один помещик-безбожник, отличавшийся большой ученостью и метким остроумием. Эти свои способности он тратил чаще всего на то, чтобы смеяться над православной верой. С кем поумнее ни встретится, сейчас начинает речь о вере и опровергает ее учение. Больше всего ему не нравилось учение о вечных муках грешников, и он нападал на него с особенной силой. Многих людей, даже самых умных и знающих, он побеждал и оспаривал... И что же... Господь вразумил самонадеянного и дерзкого невера через простого сельского священника. Приходит священник к помещику по делу. «Что, батюшка, не о вере ли говорить пришли? - спрашивает помещик - пожалуй я сему очень рад». «Нет, господин почтенный, - отвечает священник, - где нам, людям неученым и темным, спорить с вами; я пришел совсем за другим, поговорить о своем домашнем деле». Но тем не менее помещик поспешил завести свой любимый разговор о том, что вечных мучений не будет. Выслушав его, священник сказал: «В самом деле, хорошо бы, если бы не было вечного мучения. В таком случае и всем нам можно было бы пожить, как кто захочет, и всякий, кто только имеет способы, мог бы пить, есть и веселиться, не думая о будущем и ничего не боясь после своей смерти. Но что, если оно есть? Думали ли вы об этом? Если вечное мучение есть, то не сделаете ли вы самой большой ошибки? Мы, веря вечному мучению и стараясь поэтому избегать грехов, ничего не потеряем, если бы наша вера оказалась и напрасной; и при вере в суд Божий и будущее наказание мы можем быть счастливыми и спокойными, если только будем делать добро. Но вы отвергаете возможность вечного мучения и, ничего не страшась в будущем, живете теперь в полное свое удовольствие. А что, если вам на самом деле придется изведать тяжесть этих мук? Каково вам покажется тогда? Думали ли вы об этом?» При этих словах священника мысль о возможности адских мучений пронеслась в голове помещика. Он живо представил себе, какого наказания достоин за свои грехи. Близкий к отчаянию, он упал со стула и воскликнул: «Горе мне, я погиб!» Священник пришел к нему на помощь: напомнил о бесконечном милосердии Божием, принимающем всякого грешника и тем внес некоторое утешение в сокрушенную душу бывшего невера (там же. С. 53-57).

Так вразумил Господь образованного и остроумного безбожника через простого и неученого священника! Для той же цели Он употреблял иногда самые, по-видимому, простые средства. Один германский ученый, закоренелый невер, зашел случайно в дом крестьянина и увидел на стене картину, изображающую распятие Иисуса Христа; на картине имелась следующая надпись: «Вот что Я для тебя сделал! Что ты сделал для Меня?» Картина и эти слова так потрясли душу ученого, что он не мог удержаться от слез, ушел поспешно домой и раскаялся в своих заблуждениях (Там же. С. 59).

Но, кроме чрезвычайных и особенных способов, которыми обращал к Себе Господь людей неверующих, есть средства к их спасению, зависящие от самих людей. Главнейшее из них заключается в том, чтобы жить согласно заповедям Божиим. Неверие, как сказано выше, происходит от уклонения сердца человека в сторону зла, от нежелания его исполнять требования веры. Поэтому, когда есть это желание, наши сердце и воля не только не восстают против Бога и Его заповедей, но и охотно их исполняют. Они действуют также и на ум человека и располагают его веровать и во всем подчиняться Истине Божией. Сам Христос указывает нам это средство борьбы с неверием в следующих словах: «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает в сем учении от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7:16-17).

Спасительность и действенность указанного средства к убеждению в истине христианства была проверена людьми на самом опыте.

В первой половине XVIII-гo столетия жил в Германии знаменитый законовед и судья Иоганн Якоб Мозер. В юности своей он познакомился с насмешками Вольтера над Библией. Но прежде чем поверить суждениям Вольтера, он решился сам внимательно прочитать Библию и рассмотреть, действительно ли тот прав. Читая Слово Божие, он обратил внимание на приведенное свидетельство Иисуса Христа о Своем учении. «Как? - сказал Мозер самому себе, - Иисус Христос сделал испытание столь легким? Было бы низко и бессовестно, если бы человек с душой, жаждущей истины, прошел мимо, не проверив его. Попробуем». И вот он начинает исследовать волю Того, Кто послал Иисуса. Он читает Слово Божие, и все, что он читает, звучит новыми звуками в ушах его, дает новое направление его сердцу. Он начинает жить в Боге. С каждым днем он более и более признает волю Божию и с каждым днем он более и более исполняет заповеди Божии. Но все обширнее и неизмеримее представляется ему круг заповедей Божиих, и чем больше кажутся ему заповеди, тем меньше и ничтожнее представляется он сам себе, тем величественнее является Христос. Спустя немного времени, он с твердостью и радостью в душе мог исповедать: «Да, Святый Боже, кто Тебя видит, видит Отца». Он сделался верующим христианином (Там же. С. 88-89).

Кроме того, добрая жизнь может скорее всего расположить и других людей к нашей вере. Известно, что пример и дело гораздо сильнее действуют на людей, чем слово и убеждение. Если мы будем жить по заповедям Божиим, великая польза последует отсюда, как для нас самих, так и для наших ближних: мир и спокойствие совести принесут истинное счастье нашей душе; любовь, благожелание, справедливость и честность принесут истинное счастье нашей душе; любовь, благожелание, справедливость и честность вызовут и к нам добрые чувства со стороны других людей. Разумеется, такое наше поведение не останется незамеченным со стороны других людей и расположит их к той вере, которую мы исповедуем и которая управляет нашими поступками. «Вы свет миру, - говорит Христос. - Не может укрыться город, стоящий наверху горы... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16). Христианская вера потому и распространилась быстро на земле, что первые ее последователи изумляли и покоряли мир своей святой и благочестивой жизнью.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»