Кто такие эльфы и орки Средиземья? Орки-убийцы из глубокого космоса.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Желание познакомиться с волшебным миром произведений Джона Рональда Руэла Толкина пришло ко мне сразу же после просмотра трилогии «Властелин колец» режиссёра Питера Джексона. А вслед за этим желанием пришло и любопытство, откуда же автор столь живописно и умело срисовал своих героев. Ему удалось создать не только ряд, захватывающих по своему содержанию произведений в стиле фэнтази, но и целый мир, в котором гармонично переплелись судьбы духов, эльфов, людей, хоббитов и орков.

Своих героев - эльфов, Дж. Р. Р. Толкин позаимствовал из скандинавских и древнегерманских мифологий, а также из английского средневекового фольклора. В легендах светлые эльфы описывались как очень красивые существа, совсем как люди, только меньше ростом и стройнее. От людей их отличают заостренные к верху уши, которые отнюдь не портят их благородный облик, к тому же обладают исключительным слухом. Голос эльфа мелодичен, всё его существо пронизано изящностью и утончённостью. Являясь «перворождёнными» обитателями лесов они проворны, ловки и быстры в умении лазать по деревьям, могут буквально летать по веткам. Главное оружие эльфов – лук и стрелы, а в меткости им нет равных. Они борются со злыми обитателями леса и помогают путникам, заблудившимся в лесу.

В отличие от светлых эльфов, живущих на деревьях, темные эльфы, которые живут в пещерах, не такие уж добрые существа. Кожа их груба и темна, а черты лица скорее отталкивают, чем привлекают. Однако, темные эльфы, то есть, гномы, хранители подземных сокровищ или, как ещё их называют, подземные кузнецы, народ не жестокий и вполне сговорчивый, вспомним хотя бы гномов из старой доброй сказки про Белоснежку.

В отношениях эльфов и гномов тоже нет однозначности. Эльфы считали их своими меньшими братьями, но не любили их за их алчность и упрямство, а гномы считали эльфов бездельниками и болтунами. По отношению к людям все эльфы и гномы высокомерны, считая, что люди слабы, однако это не мешает им помогать попавшим в беду путникам. По характеру эльфы беспечны и ветрены, они любят веселье, музыку, танцы. С людьми они проказничают, по ночам путая волосы, или, поражая своими стрелами, вызывают болезненные колики, а ещё они воруют прекрасных детей из колыбели, подсовывая вместо них крикливых и капризных.

Живут эльфы более 1200 лет, хотя в братстве Кольца они практически бессмертны. Эльфы никогда не стареют, им не знакомы болезни, а умирают они только от невыносимой тоски или от смертельного ранения. В какое-то время всем им приходится уходить из мира смертных, куда они уходят не знает никто, но сами эльфы ждут этого часа с пониманием и покорностью, что также свидетельствует об исключительности этой расы. Есть также легенды, что со временем эльфы становятся всё более прозрачными, и превращаются в лёгкие облачка.

Как во всех сказках есть добрые и злые силы, так и в сказочной стране Средиземья, кроме духов и ангелов, есть и отвратительные существа, порождения тьмы и жестокости. В противовес добрым силам в лице эльфов, Толкин создает, страшных в своём внешнем облике и жестоких по нраву, персонажей – орков. Когда-то они тоже были эльфами, но повелитель сил тьмы заточил их в подземелье и с помощью магии сотворил из них чудовищ.

Интересно, что в англосаксонской мифологии слово «орк» означало демон и использовалось применительно к великану-чудовищу. В древнеримской мифологии Орком называли демона подземелий. В средневековых шотландских сказках им соответствовали гоблины, которые ушли в тёмные пещеры, не пожелав жить рядом с людьми. За долгие годы подземного существования характер их сильно испортился, и они вредили людям, делая мелкие пакости.

В отличие от гоблинов, орки Толкина не такие уж безобидные существа. Как и внешний облик, так и вся их сущность противостоит всему светлому и чистому, их характер груб и вздорен, они склонны к разрушениям, вандализму и даже уничтожению себе подобных. Они злобны, враждебны и объединены в сильное войско.

Вот такими героями, начиная от высших созданий духов и эльфов до порождений тёмных сил – орков, населил Дж. Р.Р. Толкин свою вселенную. Придуманные им эльфийские языки квенья и синдарин стали не столько подражанием детской игре в создание новых языков для тайного общения, но и целым лингвистическим творчеством. Толкин писал о своём новом языке: «Язык подобен мифологии: вначале создатель творит мифологию по своему вкусу, а после она сама начинает направлять его воображение и берет своего создателя в плен». В такой же плен берут произведения этого автора своих читателей. Невольно погружаешься в мир, созданный талантливым и бесконечным воображением, мир добра и зла, жестокости и справедливой мести, мир совершенства и порока.

Кратко о статье: Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Зеленокожие

Орки, гоблины и всевозможные родственники

Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Орки, гоблины и десяток других наименований - похожие, как близнецы, далекие родственники и совершенно разные биологические виды - они прочно прописались в фэнтезийных мирах и иногда проникают и в космическую фантастику, и в альтернативную современность.

Вот и до “Мира фантастики” добрались.

Прежде всего, дабы никто не ушел обиженным, постараемся очертить круг тем, поднимаемых в нашем изложении. Говорить мы будем о вымышленных существах, называемых либо орками, либо гоблинами (поскольку два этих понятия иногда означают одно и то же или почти одно и то же), а также об их разнообразных родственниках с фамильного древа. Для статьи мы отобрали ключевые, на наш взгляд, источники. Также мы попытаемся ответить на основные вопросы орковедения: почему у них зеленая кожа (и зеленая ли) и почему их так зовут. С последнего и начнем.

Как вы расу назовете, так она и...

Существует несколько основных версий происхождения слова “орк”. Большинство сходится в одном мнении, какового будем придерживаться и мы: слово “орк” (Orc) в том значении, в котором его сейчас чаще всего употребляют, было введено в литературу профессором Дж. Р. Р. Толкином. И не во “Властелине Колец”, а раньше, на страницах “Хоббита”. При перечислении опасностей, ожидающих путешественников во Мглистых горах, упоминаются “гоблины, хобгоблины, орки”. К сожалению, наиболее распространенный у нас перевод Н. Рахмановой об орках ничего не говорит - да и нашему читателю в далеких семидесятых ничего не сказало бы вскользь упомянутое незнакомое слово.

Питер Джексон принес на киноэкраны все разнообразие средиземских орков.

Но придумал ли его сам Профессор? Очевидно, нет, ведь в одном из писем он сам замечал, что использовал староанглийское слово orc (демон) для наименования придуманного им биологического вида, поскольку оно показалось ему удачно звучащим. Исчерпан ли на этом вопрос? И снова нет. В Италии мы можем услышать об орчах - кровожадных великанах, излюбленным лакомством которых были человеческие младенцы. Третья ниточка может привести нас опять на Апеннинский полуостров, на сей раз времен Древнего Рима. В Латинской мифологии Оркус (сокращенно Орк) называли богиню смерти, а за ней - и все загробное царство. Хоть и богиня, а личность, согласитесь, неприятная.

Обозначим эти основные этимологические гипотезы (представив читателю выбирать “единственно верную”) и установим еще одно различие, на сей раз между орками (Orc) и орками (Ork). И те, и другие фигурируют в военно-тактических играх “Warhammer” компании Games Workshop : первые относятся к фэнтезийной “Warhammer Fantasy Battles” , а вторые - к фантастической “Warhammer 40000” . Поскольку в русском языке решительно невозможно различить орков и орков, мы сочли своим долгом предупредить читателя, который, возможно, найдет в себе силы обратиться к англоязычным источникам.

Земные корни

Впрочем, человеческий мозг устроен так, что одного названия ему мало. Ему еще и сам предмет подавай. Вы можете посмотреть на раскиданные по этим страницам иллюстрации. А заодно узнать, на что опирался Толкин, придумывая своих ставших классическими орков.

“Хоббит”, как уже говорилось, называет орков гоблинами. Вообще, для мира Толкина слова “орк” и “гоблин” - синонимы. Иногда оговаривается, что гоблинами называют мелких орков, а хобгоблинами - напротив, крупных, но это не суть важно.

Важно то, что понятие “гоблин”, очевидно, взято из европейских легенд (а туда, скорее всего, попало от имени царя карликов Гоба, или Гхоба). В европейской мифологии это маленькие сгорбленные существа с темной кожей и длинными руками. Они живут в людских домах или дуплах, а на голову надевают колпаки. В этом описании обратим внимание на три детали: темнокожесть, длиннорукость и сутулость. Эти качества впоследствии перейдут и к толкиновским оркам. Им мы и станем уделять внимание, а для желающих поглубже изучить “исторических” гоблинов порекомендуем поэму Кристины Россетти, которая так и называется - “Ярмарка гоблинов”.

Орки толкиновского Средиземья

Когда орки были эльфами...

Всякий человек, имеющий представление о мире Толкина, знает, что средиземские орки - изуродованные потомки первых эльфов. Даже если вы не читали “Сильмариллиона”, в котором сказано об этом факте, то наверняка на ум придет короткая лекция Сарумана только что выведенному им урук-хаю из первой части кинотрилогии Питера Джексона.

Не будем пока разбирать вопрос о том, кто на самом деле вывел урук-хаев, хотя постепенно и до него доберемся. Что касается орков, они действительно произошли от первых эльфов, пробудившихся во тьме Средиземья и захваченных в плен Темным властелином Морготом. В глубинах своей крепости Утумно он чарами и жестокостью извратил и поработил их, дав начало новой расе разумных существ. Эльфы называли их орогами, а также ирчами, люди - орками, а на Черном наречии их имя было уруки.

Тут необходимо сделать небольшое отступление, отвечающее на вопрос “почему”. Почему Моргот отлавливал эльфов, сгонял их в темницы, издевался там над ними, время свое тратил - и все ради получения такого низкокачественного продукта, как орки. Многое, конечно, можно списать на садистскую натуру Темного властелина. Но официальная причина в том, что Моргот после своего восстания не мог самостоятельно создать что бы то ни было живое. Вот и приходилось ломать и портить.

Сведения о внешности, культуре и общественном строе орков небольшими кусочками рассыпаны по страницам многочисленных книг Толкина. Ростом среднестатистический орк был ниже человека, вдобавок к этому еще и сутулился так, что длинные руки доставали чуть не до земли. Кожа толкиновского орка темных оттенков (хотя в фильме Питера Джексона окраска этих существ варьируется от светло-серой до желтой и откровенно красной; впрочем, никакого зеленого). Традиционно орки изображаются с раскосыми глазами, острыми и редкими зубами, часто - без волосяного покрова. Вообще, надо признать, что профессор Толкин оставил художникам довольно много свободы для изображения орков-гоблинов: начиная от уродливых и бородатых квазилюдей из первых советских изданий “Хоббита” и заканчивая отвратительными “насекомыми” в трилогии Джексона.

Заселяя Средиземье

Известно, что орки изначально не испытывали особой любви к своему властелину, зато боялись его, как черт крестного знамения, значит, уважали. Сам же Моргот использовал их как пушечное мясо, для чего предусмотрительно заложил в генетическую программу расы способность размножаться не хуже кроликов (вспомним, что у бессмертных эльфов с этим с самого начала были проблемы).

Кстати, не берусь утверждать, что орки бессмертны (хотя в книгах Толкина обнаружить орка, умирающего от старости и сентиментально гладящего по головам правнуков, не удалось), но отдельные особи прожили долго даже по дунаданским меркам. Например, вождь морийских орков Больг в расцвете своих лет убил предводителя гномов Наина, и только через полтораста лет погиб в Битве Пяти Армий. Его отец Азог, по некоторым данным, прожил более трехсот лет. Но это все скорее исключения из правил, потому что на протяжении трех эпох Арды орков жестоко били, потом они снова размножались, потом их опять били, и так далее. А начало это славной традиции положили нежнейшие синдары (одно из племен эльфов) еще до первого восхода Луны и Солнца.

Понятное дело, что ни Моргота, ни эльфов оркам любить не хотелось, поэтому когда Белерианд был затоплен, а Темный властелин извергнут за пределы мира, оставшиеся в живых гоблины не преминули воспользоваться неожиданной свободой и хлынули осваивать просторы Средиземья. Почему-то им более всего приглянулась вытянутая с севера на юг полоса по обеим сторонам Андуина. По крайней мере, к концу Третьей эпохи выделялось несколько орочьих племен, разделенных по широтному признаку: орки севера, основные поселения которых были под горами Грам и Гундабад; орки Мории, при участии Балрога захватившие бывшие гномьи владения; служившие Саруману орки Изенгарда; а также мордорские орки, среди которых различали подчиненных непосредственно Саурону и девятке назгулов. Не представляет сомнения, что, помимо перечисленных, были и другие орочьи племена, не столь многочисленные.

Социология и физиология

Толкин, отведший оркам роль пушечного мяса, не углублялся в их общественную модель. Позволю себе приблизительно определить ее как военную диктатуру. Во главе племени стоял вождь (в “Хоббите” упоминается титул “Верховный гоблин”), от которого расходилась пирамида армейской иерархии. Естественно, у орков были и самки, и молодняк (мясом которого так любил лакомиться Голлум), однако об орочьих женщинах нам известно еще меньше, чем о гномьих.

У гоблинов имелись рабы, по преимуществу пленные. Своего языка у орков не было; разные племена говорили на разных диалектах (часто это были примитивные варианты всеобщего языка Вестрона), изредка и по принуждению пользуясь разработанным Сауроном Темным Наречием. Орки вступали в союзы с варгами (разумными волками), некоторыми гномами и людьми, служившими Злу. Между собой орочьи племена нередко враждовали.

Гоблины овладевали ремеслами, в основном теми, которые прямо или косвенно были направлены на уничтожение противника и причинение страданий. Они изготавливали молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки. “Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов”, - говорится в “Хоббите”. Орки умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, уступая в этом только самым искусным из гномов. Для бесшумного передвижения они используют мягкие башмаки.

Орки всеядны, но предпочитают свежепойманное мясо, причем не имеет значения, кому оно принадлежит: лошади ли, человеку ли... Кровь у гоблинов черная. Орки не любят солнечного света, поэтому предпочитают жить в подземельях или в вековечной тьме Мордора. Наземные операции они проводят по ночам или при благоприятных погодных условиях. Исключением являются урук-хай, выведенный Сауроном вид крупных солнцестойких орков, а также полуорки, скорее всего, полученные Саруманом в результате скрещивания гоблинов и людей.

Орки и гоблины классических “Dungeons&Dragons”

За тридцать лет существования “Dungeons&Dragons” разработчики игры произвели громадную работу по упорядочиванию фэнтези. Это относится и к гоблинам-оркам, быстро ставшим привычным препятствием на пути приключенцев. В XXI век D&D вошли с тремя основными расами гоблиноидов: орками, собственно гоблинами и хобгоблинами. Поскольку эти расы, хоть и являются различными биологическими видами, нередко действуют сообща и исторически восходят к оркам Толкина, рассмотрим их все. В алфавитном порядке - чем он хуже других?

Гоблины

Гоблины - небольшие плосколицые гуманоиды с заостренными ушами, мелкими острыми зубами и длинными, до колен, верхними конечностями. У них низкие лбы, а цвет глаз и кожи варьируется от желтого до насыщенно-красного. Общественная организация гоблинов племенная, вождем племени становится сильнейший из его членов, иногда это место занимает хобгоблин. Понятие о частной собственности у гоблинов не развито, если только это не частная собственность вожака. Отлично понимая, что в мире больших и сильных маленьким и слабым в одиночку не выжить, гоблины во всех делах полагаются на собственное количество. Будь это засада на дороге, ночной рейд в город или вылазка за рабами.

Война с кем бы то ни было и по какой бы то ни было причине - идея-фикс каждого орка из вселенной D&D . Они уверены, что весь подлунный мир принадлежит им и только им, а все остальные, в том числе такие же орки из вражеских племен - наглые завоеватели. Неудивительно, что в своей погоне за жизненным пространством они расселились практически по всем климатическим зонам. Если орк не сражается, то он либо думает о войне, либо спит, либо помер. Неудивительно, что владение оружием - обязанность всякого уважающего себя орка, хотя это владение (как и само оружие) может быть далеко от совершенства.

Внешне орки были бы похожи на людей, если бы не сероватая кожа, уши торчком и длинные, торчащие нижние клыки. Роста орки и люди приблизительно одинакового и, очевидно, являются дальними биологическими родственниками. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками, скитаться изгоями по землям людей, или же объединяться в отдельные племена. Кстати сказать, полуорк в последней редакции D&D - одна из доступных персонажам рас.

Относясь ко всем чужакам с изначальной неприязнью, орки особенно ненавидят эльфов и гномов, и вступают с ними в схватку при любой возможности. Нельзя сказать, чтобы в D&D орки, подобно их толкиновским предшественникам, последовательно избегали солнечного света, однако незначительная светобоязнь им досталась: на дневном свету они сражаются чуть хуже, чем в прочих условиях.

В племенах орков царит патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин, а их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя возникнет вражда, племя может расколоться. Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней.

Дальние родственники гоблинов, достигающие роста в два метра и сочетающие взгляды орков на войну с хорошей внутренней организацией. Кожа хобгоблинов темных и красно-оранжевых оттенков, а у крупных самцов носы красного или синего цвета (по-видимому, не от употребления крепких напитков). К оружию они относятся куда внимательнее, чем орки, и хранят его в хорошем состоянии. Многие хобгоблины становятся хорошо оплачиваемыми наемниками.

Вождем в хобгоблинском племени обычно становится самый сильный и воинственный. Сами хобгоблины нередко возглавляют отряды гоблинов и орков (хотя последние нередко отказываются подчиняться не-орочьим вожакам). Каждое племя представляет собой неплохо организованный боевой отряд с собственным знаменем и строгой иерархией. Поскольку такие отряды пекутся в первую очередь о собственной славе и добыче, надо обладать недюжинными организаторскими талантами, чтобы заставить несколько хобгоблинских племен сражаться на одной стороне. Довольно часто подобные попытки заканчиваются банальными межплеменными побоищами.

Хобгоблинские племена поселяются в защищенных местах: пещерах, развалинах и лесных чащобах.

Явление зеленокожих: “Warhammer FB”

“Warhammer” , самая популярная на сегодняшний день военно-тактическая игра с миниатюрами, зарождалась в недрах проекта “Dungeons&Dragons” . Неудивительно, что орки и гоблины с самых первых шагов “Молота войны” стали одной из основных действующих сил.

Орки, гоблины и их родственники снотлинги образуют в совокупности расу зеленокожих. Почему был выбран именно зеленый цвет - рассуждать можно долго. На мой взгляд, решающим стало то, что каждой из сторон “Молота войны” необходимо было придать характерный и запоминающийся визуальный образ. Это в D&D можно было обойтись словами “на вас нападает банда орков”. Миниатюра же всегда на виду, она должна выглядеть красиво и выразительно.

Регулярным частям человеческой Империи и Бретоннии были противопоставлены орды зеленокожих варваров - ни с людьми, ни с эльфами, ни с гномами таких не перепутаешь. Другой аспект - значительно большая, чем у людей, связь орков с дикой природой. Зеленокожих нельзя безоговорочно назвать биологической цивилизацией, однако роль природных компонентов, начиная от наркотических грибов и заканчивая громадными рептилиями вивернами, явно превосходит для них технологические изобретения.

Расовый состав

Зеленокожие распространены по всей поверхности фэнтезийного “Молота войны” - вы найдете их в каждом лесу и под каждой горой. Наиболее четкие классификации выделяют три расовые группы - собственно орков, гоблинов и снотлингов - среди которых различаются отдельные племена.

Разница - в размерах: орки - самые крупные и сильные, снотлинги - самые мелкие и хилые. Считается, что зеленокожие растут постоянно (возможно, последовательно переходя из одной группы в другую), пока не встретят на своем жизненном пути того, кто поставит их на место. Поэтому положение каждого индивидуума внутри орочьего племени определяется на глазок в прямом смысле этого слова. Вожди и их свита - самые крупные, за ними идут так называемые Большие орки - воинская элита племени; плодовитые и злобные гоблины исполняют роль слуг и пушечного мяса, а нелепые снотлинги - самые настоящие отбросы зеленокожего общества.

Среди орков можно выделить “просто орков”, черных орков и диких орков. Черные орки - самые большие, крупные и дисциплинированные. Их не очень много, поэтому они редко образуют свои племена. Чаще всего черные орки становятся правящей верхушкой большого племени обычных орков. Племена диких орков населяют экваториальные области, где под действием жары и палящего солнца их мозги разлагаются. Они известны своими свирепостью и безрассудством, а также тем, что всем доспехам предпочитают боевую раскраску.

Внутри гоблинов можно выделить ночных гоблинов - особый подвид, в обычных условиях обитающий исключительно в подземельях. Если ночной гоблин выходит на поверхность, он обычно надевает плотные черные одежды, дабы защититься от солнечного света. Остальные зеленокожие совершенно нормально реагируют на солнце.

Тактика и стратегия

Космические орки сооружают громадные машины разрушения - Джаггернауты.

Смысл жизни зеленокожих (да, в принципе, и других армий “Молота войны”) - в войне. Чаще всего племена зеленокожих воюют друг с другом - и только появление по-настоящему сильного лидера (варбосса) может сплотить их против другой расы. Походы объединенных сил зеленокожих против людей, эльфов или кого бы то ни было называются Ваа-орком, или Ваагхом, и чаще всего заканчиваются после нескольких успешных сражений междоусобным побоищем. Ваагх катится по обреченным землям противника неостановимой зеленой волной, поедая трупы убитых врагов и сородичей, и воздвигая за собой громадные монументы из экскрементов. В сражении орки кидаются на врага всей своей массой, давя количеством. Если военачальник будет сдерживать зеленокожих, они рано или поздно передерутся между собой. Не будь у них внутренних распрей, мир давно бы принадлежал оркам.

В кавалерии зеленокожих можно выделить четыре основные составляющие: орки на диких кабанах, орки на летающих рептилиях вивернах, гоблины на волках и ночные гоблины на сквиггах.

О последних надо сказать особо. Сквигги - пещерные полу-животные, полу-грибы, состоящие в основном из зубов и когтей. Только ночным гоблинам, одурманенным грибными спорами, может прийти в голову мысль выехать на них на поле боя. Зато бешено прыгающий сквигг способен нанести серьезный урон отрядам противника - а если не повезет, то и своим.

Чем-то похожи фанатики ночных гоблинов - накачанные наркотическим грибным пивом мини-берсеркеры, вооруженные громадными цепными шарами. Выпущенный на поле битвы фанатик носится, не разбирая дороги и раскручивая свой смертоносный шар - пока сам не разобьется о непреодолимое препятствие. Из техники зеленокожих самая интересная - катапульта “Дум дайвер”, из которой запускают живых гоблинов (для воздушной разведки).

Орки-убийцы из глубокого космоса

Второй половинкой вселенной “Молота Войны” стал “Warhammer 40000” - яркий фантастический мир с элементами космического фэнтези и киберпанка. Общего между двумя “Вархаммерами” достаточно, но различий куда больше, чем может показаться на первый раз. Взять, например, тех же орков. Казалось бы, орки - они и в Африке орки: зеленая кожа, клыки, воинственность - ан нет, в “сорокатысячнике” все совсем по-другому. Как?

О разнице терминологической (Orc и Ork ) мы уже говорили. Это раз. Как и в WFB , в “сорокатысячнике” существует несколько разновидностей зеленокожих, однако никаких гоблинов вы там не обнаружите. Это два. Затем, в “Warhammer 40000” предпринята попытка обосновать зеленокожесть орков с научных позиций. Орки далекого будущего - это симбиотические организмы, сочетающие в себе гены животного (почти идентичные человеческим) и растения (наподобие примитивных зеленых водорослей и грибов). От последних оркам и досталась зеленая кожа, с упрочняющимся в течение жизни защитным слоем. Это три. Пять, восемь и девятнадцать - технологии, космические корабли, псионика, культура, разрушительные машины и прочие особенности, налагаемые фантастическим жанром.

Растительные гены обуславливают характерные черты биологии оркоидов, которые безнадежно отделяют их от фэнтезийных зеленокожих. Кровеносная система симбионтов объединена с пищеварительной, а сердец у них два, причем одно занимается перевариванием пищи. Поэтому орки могут питаться тем, что совершенно несъедобно для других разумных рас, а цвет и консистенция их крови зависит от съеденного. В течение своей жизни (заканчивающейся, как правило, насильственной смертью) оркоид рассыпает споры, подобно тому, как у человека отшелушивается кожа. Это споры служат, во-первых, для идентификации, а во-вторых, для размножения. Попав в темное и влажное место (например, пещеру или лес), спора прорастает подобно грибам, только вместо грибницы под землей находится орочий эмбрион. Понятно, что при подобном способе размножения никакие самки не требуются.

Какие бывают оркоиды

Орки являются самым известным и основным подвидом оркоидов. Они самые крупные среди своей расы - выше человека в полностью распрямленном состоянии, хотя постоянно ходят сгорбившись. У орка крепкое сильное тело с длинными руками, на пальцах растут когти. Волос у орков нет, хотя некоторые из них создают имитацию растительности на лице с помощью специальных существ - волосяных сквиггов. Речь орка нетороплива и лаконична. Прочих оркоидов орки рассматривают как движимое имущество, однако жизнь одних без других была бы невозможна.

Гретчины внешне похожи на орков, но не так крупны и сильны, зато умнее и хитрее своих хозяев. В то время, как последние занимаются войной, на гретчинах лежит тяжесть организации хозяйственной жизни племени. Они работают днями и ночами, но полностью удовлетворены собственным существованием, хотя и попадаются нередко под горячую руку владельцев. Самые предприимчивые из гретчинов могут занять высокий пост при своих хозяевах или достичь успехов в торговле.

Снотлинги - самые загадочные среди оркоидов. Многие ученые считают, что некогда эти мелкие и недалекие существа, разводящие грибы и приглядывающие за скотом, были высокоинтеллектуальной расой, с помощью генетических манипуляций создавшей остальных оркоидов. Орки были выведены древними снотлингами для исполнения воинских, а гретчины - служебных обязанностей. Однако вследствие неизвестной катастрофы и регресса снотлингов орки, как самые сильные, стали доминирующим подвидом.

Кто бы ни был древним создателем орочьей расы, он оказался весьма предусмотрительным. В генетический код орков заведомо введена информация о культуре, технологиях, обращении с оружием и т. п. В этом - одна их причин неслыханной приспособляемости оркоидов. Кроме того, наборы генетической информации служат основанием для разделения на касты - воинов, техников, медиков, псиоников и пр.

Культура

Оркоиды обладают развитой, хотя и довольно специфической культурой, причем ее основными деятелями являются гретчины. Изобразительное искусство представлено стенными росписями и скульптурами. В живописи оркоиды предпочитают яркие цвета, используя сюжеты из мифологии или истории, а в качестве декоративных элементов - пиктограммы или рунические надписи. Скульптуры из камня или каменного дерева посвящены богам войны или знаменитым военачальникам. Монументами часто отмечают занятую орками территорию, также их устанавливают на покоренных землях для устрашения подчиненного населения.

Традиционная музыка орков - хоровое пение, во время которого тысячи оркоидов разбиваются на группы, каждая из которых по команде дирижера кричит какое-либо слово в определенной тональности. Получившийся эффект используется и на поле боя - для деморализации противника. Существует легенда о том, что от орочьего пения рухнули стены вражеской крепости. Прогрессивная музыка неразрывно связана с технологическими новинками и чаще всего представляет собой микшированные записи традиционных хоров, криков сражения и прочих звуков.

Орда

10 лет назад случилось событие, оказавшее громадное влияние на индустрию компьютерных игр и походя затронувшее тему нашего скромного исследования. Компания Blizzard выпустила первый Warcraft . Поклонники Warhammer’а ходили вокруг да около, поглядывали на 256-цветные мониторы и загадочно намекали на то, что им прекрасно известно, откуда взялись бело-синие люди-имперцы и дикие зеленые орки. Остальные - просто рубились. После нескольких продолжений Blizzard замахнулась на многопользовательскую онлайновую ролевую игруWorld of Warcraft” . Угадайте, кто станет одной из самых популярных рас?

В первом Warcraft’е все было просто: вот благородные люди, вот захватчики-орки; вот наборы отрядов с идентичными функциями, убивайте друг друга на здоровье. К Warcraft ’у третьему (не говоря уже о MMORPG) у вселенной игры появилась многотысячелетняя и насыщенная история, а заново открытые факты заставили нас по-иному посмотреть на, казалось бы, примитивный сюжет первой из игр серии. Десять лет спустя выясняется, что Warcraft - вовсе не Warhammer, механически перенесенный на экраны компьютеров, а вполне себе полноценный и самобытный мир.

По общепринятой реконструкция истории орков в Warcraft’е, зеленокожие тысячелетиями жили под красными небесами планеты Драэнор, создавая там ни капли не агрессивное патриархальное общество, достигшее высот в шаманской магии и культуре. Орки были разделены на кланы - разобщенные группы гордых охотников, которые воевали исключительно ради того, чтобы выжить в неласковом мире Драэнора. Во главе кланов стояли вожди, которым помогали шаманы. Спокойное существование орков закончилось с появлением на Драэноре демонов Пылающего Легиона. Последние заключили сделку с одним из орочьих шаманов, который объединил орков и через пространственные врата повел несколько кланов проливать кровь в населенный людьми мир Азерота. Не обошлось при этом и без демонической магии - Пылающий Легион превратил орков в кровожадных и бездумных существ, несущих только смерть и разрушение.

После множества побед и поражений, наверняка разыгравшихся на мониторах доброй половины читающих эту статью, орки почти овладели землями людей и эльфов. Однако предательство в их рядах качнуло чашу весов в другую сторону. Альянс людей и эльфов уничтожает межпространственный портал и заключает оставшихся орков в резервации. Тем временем на Драэноре шаман Нер-Зул, стремясь увести свой народ от демонов Пылающего Легиона, решает открыть порталы в иные миры и посылает несколько кланов снова в мир Азерота. Люди наносят ответный визит в Драэнор, во время которого Нер-Зул открывает порталы, бежит, но высвободившаяся при этом энергия разрывает на куски несчастный Драэнор. Наступает несколько лет затишья, на протяжении которых орки сидят в своих резервациях.

Со временем ученые с удивлением обнаруживают, что орки становятся все спокойнее и спокойнее. Они больше не устраивают пьяных драк, подчиняются приказам надсмотрщиков и вообще мало походят на орду, вторгшуюся из Драэнора. Верховный маг Даларана Антонидос высказывает предположение, что орки начали освобождаться от довлеющего над ними заклятия Пылающего Легиона. Тут появляется Тралл (молодой орк, воспитанный людьми как раб), приветствует новообретение орками своих исторических ценностей и поднимает восстание с целью освободиться еще и от людских оков. Затем, предчувствуя приближение третьего Warcraft’а, уводит свой народ на континент Калимдор, дабы обрести там вторую родину взамен уничтоженного Драэнора.

Орки третьего Warcraft’а несколько отличаются от своих предшественников из первой и второй серий - прежде всего это обусловлено их возвращением в русло родной культуры. Тралл установил запрет на некромантию и магию демонов, и взамен им пришли древние шаманские ритуалы. Был восстановлен древний институт наездников на волках - орки обрели собственную кавалерию. Наконец, Тралл заключил союз с расой минотавров, и быкоголовые теперь сражаются совместно с орками.

Новейшие литературные интерпретации

Если говорить о классических орках, то прочитанных страниц достаточно, чтобы составить о них не самое поверхностное впечатление. Под конец предлагаю пару-тройку неклассических орков-гоблинов. Не будем рассматривать совсем уж клинические случаи, в которых орки снабжены бабочкиными крыльями и полосатыми семейными трусами. Просто покажем, что еще можно сделать с обсуждаемым нами термином.

В книге Дж. Роулинг о Гарри Поттере гоблины - служащие самого надежного в мире волшебного банка “Гринготтс”. У гоблинов-клерков смуглая кожа, длинные носы, пальцы, ногти и ступни. Нередко их лица обременены печатью интеллекта. Роста они мелкого - около метра. Как и положено гоблинам, они работают глубоко под землей, где и находятся хранилища “Гринготтса”. Впрочем, ничего против солнечного света они не имеют. Не исключено, что, поставив гоблинов за стойку банка, Роулинг подумала о швейцарских финансовых воротилах из реального мира, которых на Западе иногда называют гномами.

Совершенно иных гоблинов мы встречаем в сериале Йона Колфера об Артемисе Фауле. Тамошние гоблины - одна из рас волшебного народца, обитающего под землей. В подземном обществе эти рептилеобразные существа занимают социальную нишу маргиналов - от контрабандистов до хулиганов. Одна из тюрем подземья так и называется - “Гоблинская тишина”. Развитым интеллектом колферовские гоблины не отличаются, поэтому в сложных предприятиях действуют, как правило, под руководством негодяев из других рас - например, эльфов или пикси. Зато гоблины умеют пускать молнии и вообще обожают все, связанное с огнем - в этом одна из причин их тысячелетней вражды с норокопателями-гномами.

Ну, и в самом конце хотелось бы упомянуть книгу, которая не имеет к фантастике никакого отношения - скорее ее можно отнести к не менее интересному жанру футурологии. Это труд Максима Калашникова и Юрия Крупнова “Гнев орка”. Орки в данном случае - это мы сами, жители бывшего Советского Союза, - но в представлении цивилизованного Запада. По мнению авторов, это представление нашло свое метафорическое отражение в толкиновских орках - здесь и “клиническая” неспособность к демократии западного типа, и азиатская узкоглазость, и внешняя одинаковость. Позволю предположить, что изучение придуманных европейцами орков может до некоторой степени прояснить и их отношение к нам.

* * *

Орки, гоблины, гретчины, хобгоблины, урук-хай, снотлинги; светостойкие и светобоязненные; пушечное мясо Врага, беззаветные служители войны и цивилизованные варвары, не говоря уже о множестве неклассических интерпретаций - глаза разбегаются, а ведь мы не рассказали и четверти того, что придумало человечество про гоблинов-орков. Несомненно, зеленокожие (или серокожие) бестии - одна из любимейших фэнтезийных рас, и нас еще ждут десятки и сотни свиданий с ней на страницах книг, мониторах, киноэкранах и в настольных играх. Надеюсь, краткий экскурс в историю вопроса сделает ваши встречи в орками еще более интересными.

Мифические народы, кто они?

Что мы знаем про мифическую расу эльфов? Все эльфы делятся на светлых и темных. Светлые худощавого телосложения, ростом чуть повыше людей, цветом кожи от европейцев не отличаются, часто длинноволосы и очень красивы с людской точки зрения. Эльфы необычайно долго живут, предпочитая скрываться в густых лесах. Не любят яркий солнечный свет, но в темноте особо острым зрением не отличаются. С эльфами традиционно связывают стихию воды и стихию воздуха.

Эльфы прекрасно стреляют из лука, владеют самой разнообразной магией, но в физической схватке довольно слабы. Их лекарям нет равных.

Эльфы обладают специфическим положительным психическим настроем, оказывающим возвышающее воздействие на других. Людей, не любят, стараются избегать, мотивируя это излишней людской страстностью. Эльфы слагают прекрасные песни и стихи, воспевающие лучшие чувства и гармонию природы.

Эльфы способны скрещиваться с людьми, но полуэльфов презирают. С удовольствием приобщаются к спиртному, предпочитая вина крепким напиткам типа водки.

Эльфы по преданию были очень древней вымирающей расой, созданной богами гораздо раньше людей. В какой то момент они все покинули Европу, отплыв на своих кораблях в неизвестном направлении (добавить про биохимию из книг Склярова)

Темные эльфы


Отличаются от светлых темным, синевато серым цветом кожи и цветом глаз. Несколько сильнее светлых в битве магией. С людьми обращаются отчужденно жестоко. Проводят разнообразные темные кровавые ритуалы для своих богов. Воюют со светлыми эльфами. Темные эльфы сильнее физически.

Вампиры – это существа ночи. Солнечный свет для них губителен. Они человекоподобны и в поединке легко побеждают человека. Оружие против них – серебро. Вампиры отличаются высоким интеллектом, очень хитры и расчетливы. Их цивилизация довольно древняя, использует многие технические приспособления. Вампиры часто живут в замках, или в лесах, но никогда – под землей и в горах.

Вампиры очень долго живут по сравнению с обычными людьми. Людей презирают как низших существ и с ними не общаются. Разве что используют в пищу.

Вампиры питаются двояким образом: обычной пищей и человеческой кровью (животная им не подходит). Кровь им необходима не по прихоти, но является жизненно важным продуктом. Вампир долго не пивший крови слабеет, и, в конце концов, умирает.

Так же вымирает и вся их древняя раса, так как за вампирами постоянно охотятся их недруги. Вампиры мало употребляют спиртное. Они могут скрещиваться с людьми, причем потомство вовсе не обязательно приобретает вампирские черты (тонкие черты лица, как у эльфов (есть легенда, что вампиры – бывшие эльфы) жажду крови).

Некоторые люди начинают добровольно служить вампирам, отдавая им свою кровь (в обмен на что, кстати?). Других людей, вампиры удерживают в своем подчинении силой.

От укуса вампира на шее жертвы остаются 2 небольших пятнышка-дырочки совершенно не похожие на след от укуса (кусают ведь и верхними зубами и нижними, а дырочки только от верхних. Что-то тут не сходится). От укуса на шее должна образовываться рваная рана довольно большой площади. Например волки убивают так жертву. Вампиры же либо выпивают всю кровь, либо некоторую часть ее, причем укушенный сам через некоторое время превращается в вампира (иногда не превращается!).

Вампиры традиционно воевали со светлыми эльфами. Об их отношениях с другими расами ничего не известно. Они держались особняком (может потому, что обитали на другом континенте? Я имею в виду центральную Америку).

На что это все похоже? На воспоминания о представителях высокоразвитой неземной цивилизации, некогда прилетевших и живших на нашей планете. У них дома был значительно меньший радиационный фон, потому солнце и горы для них губительны. От земной биохимии у них страдала какая то функция крови, и им постоянно нужны были ее вливания. Это были гуманоиды.

Вампиры и темные эльфы ужасно похожи друг с другом. Скорее всего – это одна и та же раса.

Гномы – это низенькие, очень ширококостные существа, с шарообразной головой, короткими руками и ногами. Часто носят бороду и усы. Живут под землей в тоннелях, искусственных огромных пещерах, вырытых ими же.

Гномы владеют самыми разнообразными техническими навыками. Используют множество машин, назначение которых кроме них часто никому не понятно.

Гномы создают различные «артефакты», то есть вещи, обладающие уникальными свойствами.

Гномы довольно слабо чувствуют нюансы окружающего мира, хотя в отношениях с людьми могут быть весьма порядочны и честны (а могут и не быть). Предпочитают торговые сделки благотворительности. Вообще гномы невероятно богаты, причем значительную долю их богатств составляют разные драгоценные камни, и металлы, добытые под землей.

У гномов сильно отличаются представители женского пола от мужского. Женщины больше похожи на людских девочек, а мужчины – этакие «шкафчики».

Гномы не способны образовывать с людьми помеси. Видимо слишком велико различие в генотипах.

Они необычайно живучи и в битвах предпочитают ближний бой. Не владеют луком и какой либо магией, возможно используют огнестрельное оружие.

Гномы не дураки выпить, причем предпочитают пиво и водку (или ее аналоги). Пьют в изрядных количествах.

Их раса крайне враждебна расе эльфов. У них некогда ранее была война, закончившаяся видимо вничью, перемирием.

Гномы изчезли на Земле довольно тихо и незаметно. Никто не знает как именно это произошло. Хотя у Толкиена описаны подземные войны Гоблинов и Гномов, приведшие к полному истреблению последних. Скорее всего люди просто об этом ничего не знали.

Я думаю, гномы прилетели к нам с какой-то другой, технически довольно развитой планеты.

Судя по мордам орков, изображаемых в самых разных компьютерных играх и на фентезийных иллюстрациях, это типичные Неандартальцы. Тем более, что по времени существования они некогда с нами совпадали.

В фолкльоре орки тупы, очень сильны, плохо разговаривают (это и понятно. Подбородок почти не развит). Хорошие охотники и воины, очень сильны, но с техникой и вообще с чем-либо умным не в ладах. Жестоки, убивают всех как дикие звери.

Люди (кроманьонцы) постоянно воевали с орками, пока всех не истребили. Все это весьма похоже на неандартальцев и на истребление их в Европе кроманьонцами.

Согласно изображениям гоблины чуть меньше человека ростом и немного слабее телосложением. Они довольно умны, злобны, невероятно хитры и жестоки до крайности. Нападают всегда большой стаей и убивают всех подряд, нередко и своих же сородичей гоблинов. Легко скрещиваются с людьми, давая различные помеси. Морды их европейскому глазу неприятны. Гоблины чрезвычайно неаккуратны, ходят во всем что попадается под руку без разбору, часто в рваных лохмотьях.

Знаю я одну такую расу!!! И меньше нас ростом, и хитрости не занимать. А уж с какой злобностью они убивали миллионы своих же собственных сограждан! Европа не знала вплоть до 20 века идеи поголовного исстребления народов. Именно “гоблины” изобрели ее. Вот уж чего-чего, а добродушными назвать их крайне сложно. Кстати нападали в битвах гоблины действительно всегда большими орадами и убивали всех: женщин, грудных детей, стариков. Пленных не брали никогда!

Я думаю, что это были древние китайцы, монголы и корейцы. Такими, вероятно, их видели европеоиды.

По легендам троллей на земле даже в давние времена было мало. Они, вероятно, вымирали как эльфы или хоббиты. Тролли - огромные человекообразные существа с неразвитым интеллектом живущие в одиночествев горах, или в предгорных лесах. Есть в фолкльоре даже устойчивое словосочетание “горный тролль”. Тролли часто якшались с гоблинами и воевали на их стороне (собственных интересов в этих войнах у них не было). Складывается впечатление, что более умные гоблины приручали троллей и использовали их в своих целях.

Итак, на кого больше всего похожи тролли? На Йети! Снежных людей. Тем более, что в Тибете и Монголии они согласно легендам водились в изобилии. В Китае сохранились летописи, в которых упоминаются военные экспедиции на Тибет, предпринимаемые именно с целью захватить побольше Йети для приручения и использования в войнах с врагами.

1. Гоблины, эльфы, орки, вампиры… и никаких предков, никаких переходных ступеней от обезьянок…

Такое большое количество рас возникло вдруг, будто бы единомоментно.

Создается впечатление, что они просто прилетели сюда с каких то других планет для колонизации. Или кто-то их сюда завез с целью посмотреть, кто же лучше всего приживется?

2. Многие расы удачно скрещивались с людьми (кроме гномов)! Значит – общие гены и биохимия, значит, все мы происходим с какой то одной планеты прародительницы! Ну или все формы жизни в нашей вселенной имеют одинаковый принцип. Причем не с Земли. Земля – всего-навсего колония, испытательный полигон.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»