Притча о воскрешении лазаря краткое содержание. Воскрешение лазаря

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Воскрешение Лазаря

Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять кроткое и милосердное учение Христа. Они выжидали удобного случая, чтобы схватить Спасителя и предать смерти. И, вот, теперь их время приближалось; наступала власть тьмы, и Господь предавался в руки человеческие.

В это время в селении Вифании заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и сестер его и нередко посещал это благочестивое, семейство.

Когда же Лазарь заболел, Иисуса Христа не было в Иудее. Сестры послали сказать Ему: "Господи! вот, кого Ты любишь, болен".

Иисус Христос, услышав это сказал: "эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, да прославится через нее. Сын Божий".

Пробыв два дня на том месте, где находился, Спаситель сказал ученикам: "пойдем в Иудею. Лазарь друг наш уснул; но Я иду разбудить его".

Иисус Христос говорил им о смерти Лазаря (о смертном сне его), а ученики думали, что Он говорит о сне обыкновенном, но так как сон во время болезни есть добрый знак выздоровления, то они сказали: "Господи! если уснул, то выздоровеет".

Тогда Иисус Христос сказал им прямо. "Лазарь умер, и Я радуюсь за вас, что Меня там не было, (это для того), чтобы вы уверовали. Но пойдем к нему".

Когда Иисус Христос подходил к Вифании, то Лазарь уже четыре дня как был похоронен. Многие иудеи из Иерусалима пришли к Марфе и Марии утешать их в печали.

Марфа первая узнала о приходе Спасителя и поспешила к Нему на встречу. Мария же в глубокой горести сидела дома.

Когда Марфа встретила Спасителя, то сказала: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога даст Тебе".

Иисус Христос говорит ей: "воскреснет брат твой".

Марфа же сказала Ему: "знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день, (т. е. во всеобщее воскресение, при конце мира)".

Тогда Иисус Христос сказал ей: "Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?"

Марфа ответила Ему: "так Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, пришедший в мир".

После этого Марфа быстро пошла домой и тихонько сказала сестре своей Марии: "Учитель здесь и зовет тебя".

Мария, как только услышала эту радостную весть, поспешно встала и пошла к Иисусу Христу. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, думая, что она пошла к могиле брата - плакать там.

Спаситель же еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

Мария пришла к Иисусу Христу, пала к ногам Его и сказала: "Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой".

Иисус Христос увидев плачущих Марию и пришедших с нею иудеев, Сам восскорбел духом и сказал: "где вы положили его?"

Говорят Ему: "Господи! пойди и посмотри".

Иисус Христос прослезился.

Когда подошли ко гробу (могиле) Лазаря - а это была пещера, и вход в нее завален был камнем, - Иисус Христос сказал: "отнимите камень".

Марфа сказала Ему: "Господи! уже смердит (т. е. запах разложения), потому что четыре дня, как он во гробе".

Иисус говорит ей: "не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?"

Итак, отвалили камень от пещеры.

Тогда Иисус возвел очи к небу и сказал Богу Отцу Своему: "Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня".

Потом, сказавши эти слова, Иисус Христос воззвал громким голосом: "Лазарь! иди вон".

И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком (так евреи одевали умерших).

Иисус Христос сказал им: "развяжите его, пусть идет".

Тогда многие из иудеев, бывших там и видевших это чудо, уверовали в Иисуса Христа. А некоторые из них пошли к фарисеям и рассказали им о том, что сделал Иисус. Враги Христовы, первосвященники и фарисеи, забеспокоились и, опасаясь, чтобы весь народ не уверовал в Иисуса Христа, собрали синедрион (совет) и решили убить Иисуса Христа. Слух же об этом великом чуде, стал распространяться по всему Иерусалиму. Многие иудеи приходили в дом Лазаря, чтобы видеть его, и увидев, веровали в Иисуса Христа. Тогда первосвященники решили убить и Лазаря. Но Лазарь, по воскрешении его Спасителем, жил еще долго и был потом епископом на острове Кипре, в Греции.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 11, 1-57 и гл. 12, 9-11.

Это великое чудо Спасителя, воскрешение Лазаря, воспоминается св. Православною Церковью в субботу на шестой неделе Великого Поста (накануне Вербного Воскресенья).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ. У Марии и Марфы, живших неподалеку от Вифании, Иисус останавливался нередко, там его принимали радушно. Хотя Иисус, однажды, глядя на хлопоты Марфы, слегка упрекнул ее за усердие, но ему было всегда хорошо в доме этих двух женщин. Мария обычно садилась на

Из книги Соединение и перевод четырех Евангелий автора Толстой Лев Николаевич

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ За этим следует так называемое воскрешение Лазаря.Как ни ясна бессмыслица таких чудес, мы 1000-летним одурением, напускаемым на нас церковью, доведены до того, что нас сразу не поражают такие бессмыслицы, и потому я считаю не лишним разъяснить, как я

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Воскрешение Лазаря. Ин. 11: 1-46 Прошло уже несколько месяцев после того, как Иисус Христос покинул Иерусалимский храм и ушел за Иордан. Все это время Он просвещал там людей светом Божественного учения и совершал чудеса исцеления больных.Приближалась весна, а вместе с ней

Из книги Евангелие от Афрания автора Еськов Кирилл Юрьевич

Воскрешение Лазаря А теперь обратимся к событию, непосредственно предшествовавшему Страстной неделе и, в определенном смысле, послужившему завязкой трагедии; речь идет о воскрешении Лазаря. Именно после этого случая первосвященники сочли, что популярность нового

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Воскрешение Лазаря Верстах в трех от города Иерусалима, на восток, находилось небольшое селение, называемое Вифания. Здесь жили две благочестивые сестры Марфа и Мария вместе со своим братом Лазарем. Все они были благочестивы и со вниманием и верой слушали учение Иисуса

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Воскрешение Лазаря Приближался праздник еврейской Пасхи, а с ним наступали и последние дни жизни Иисуса Христа на земле. Злоба фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; окаменели сердца их от зависти, властолюбия и других пороков; и они не хотели принять

Из книги ПСС. Том 24. Произведения, 1880-1884 автора Толстой Лев Николаевич

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ За этим следует так называемое воскрешение Лазаря. Вот что говорит церковь (Толк. Ев. Ин., стр. 391 и 398):Восскорбел духом и возмутился: греческое слово, переведенное словом восскорбел, заключает в себе понятие негодования, гнева и отвращения, причиняемого

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Воскрешение Лазаря У Марфы и Марии был брат. Его звали Лазарь. Он был очень хорошим, и Иисус любил его. Однажды Лазарь тяжело заболел. Сестры послали к Спасителю сказать, что Лазарь умирает. Они ждали, что Господь придет и исцелит его. Но Иисус все не шел и не шел.– Если бы

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Воскрешение Лазаря Иисус Христос не только исцелял больных, но воскрешал и мёртвых. Как, спросите вы, разве можно мёртвого сделать живым? Да, отвечу я, можно. Правда, мы, люди, не в силах сделать этого, но Иисус Христос может, потому что, вы уже знаете, Он Сын Божий и так же

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Воскрешение Лазаря В последний год Своей земной жизни Иисус Христос шел с учениками Своими в Иерусалим. Между Самарией и Галилеей Он получил известие, что друг Его, Лазарь, болен. Лазарь вместе с двумя сестрами своими, Марфой и Марией, жил в Вифании. Иисус Христос очень

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Воскрешение Лазаря Вот, мы и празднуем память, то есть воскрешение, блаженнейшего Лазаря, того Лазаря, который, по известиям, после того жил еще и епископствовал целых тридцать лет. Оно – преддверие воскресения Господа нашего Иисуса Христа, оно – предвозвещение победы

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Иисус Христос не только исцелял больных, но даже воскрешал мёртвых. Как, спросите вы, разве можно мёртвого сделать живым? Да, отвечу я, можно. Правда, мы, люди, не в силах сделать этого, но Иисус Христос может, потому что вы уже знаете, Он Сын Божий и так же

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Воскрешение Лазаря У двух сестёр, Марфы и Марии, случилось большое горе. Заболел их брат Лазарь, которого они очень любили.Сестры начали искать Христа, но он был в это время далеко, и они послали сказать ему, что их брат Лазарь умирает. Когда Иисусу Христу сказали об этом, он

Из книги Евангелие для детей с иллюстрациями автора Воздвиженский П. Н.

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Иисус Христос не только исцелял больных, но воскрешал и мертвых. «Как, – спросите вы, – разве можно мертвого сделать живым?» – «Да, – отвечу я, – можно». Правда, мы, люди, не в силах сделать этого, но Иисус Христос может, потому что, вы уже знаете, Он Сын

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Об этом событии рассказывает только один Евангелист Иоанн. Еще во времена пребывания Господа в Перее, Им было получено известие о болезни любимого Им друга Лазаря, жившего в Вифании со своими сестрами Марфою и Мариею. Это семейство было особенно близко Господу, и Он бывая в Иерусалиме, надо полагать, часто посещал его, чтобы отдохнуть там от шума постоянно следившей за ним толпы и лукавых совопросников книжников и фарисеев. Сестры послали сказать Господу: "вот, кого Ты любишь, болен" в надежде, что Господь Сам поспешит придти к ним, чтобы исцелить болящего. Но Господь не только не поспешил, а даже нарочно остался на том месте, где был, еще " два дня", сказав, что "эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий". Господь знал, что Лазарь умрет, и, если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому что намерен был воскресить его. Только спустя два дня, когда Лазарь уже умер, Господь сказал ученикам: " пойдем опять в Иудею". Господь указывает не на Вифанию, а на Иудею, как на цель их путешествия, чтобы вызвать наружу ведомую Ему, гнездившуюся в сердце учеников мысль об угрожающей Ему в Иудее опасности.

Этим Господь хотел укоренить в них мысль о необходимости, и потому неизбежности страданий и смерти их Учителя. Ученики действительно высказали страх за Него, напоминая, что еще недавно иудеи хотели побить Его в Иерусалиме камнями. На это опасение учеников Господь отвечает аллегорической речью, заимствовав ее от обстоятельств, в которых Он находился в то время. Это было, вероятно, ранним утром, при восходе солнца: они имели, следовательно, 12 дневных часов для своего путешествия.

В продолжение всего этого времени можно совершать путешествие беспрепятственно: опасно было бы, если бы пришлось путешествовать после захода солнца, ночью, но в этом нет надобности, ибо до Вифании можно успеть дойти еще ранее захода солнца. В духовном смысле, это значит: время нашей земной жизни определено высшей Божественной волей, а потому, пока это время продолжается, мы может без страха идти определенным нам путем, исполнять дела, к которым мы призваны: мы безопасны, ибо Божественная воля охраняет нас от всяких опасностей, как свет солнца охраняет ходящих днем. Опасность была бы, если бы в нашем деле застала нас ночь, т.е., когда мы, вопреки воле Божией, вздумали бы продолжать нашу деятельность: тогда мы споткнулись бы. В отношении к Иисусу Христу это значит, что жизнь и деятельность Господа Иисуса Христа не кончится раньше определенного ей свыше срока, а поэтому ученики не должны страшиться угрожающих Ему опасностей. Совершая свой путь во свете воли Божией, Богочеловек не может подвергнуться опасности непредвиденной. Объяснив это, Господь указывает на ближайшую цель путешествия в Иудею: "Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его".

Смерть Лазаря Господь назвал сном, как это делал и в других подобных случаях (см. Матф. 9:24, Марк. 5:29). Для Лазаря смерть действительно была как бы сном по ее кратковременности. Ученики не поняли, что Господь говорит о смерти Лазаря, принимая во внимание ранее Им сказанное, что эта болезнь не к смерти: они полагали, что Господь придет чудесно исцелить его. "Если уснул, то выздоровеет" - сказано было, вероятно, для того, чтобы отклонить Господа от путешествия в Иудею: "нет надобности идти, раз болезнь приняла благоприятный оборот".

Тогда Господь отстраняя всякое прекословие учеников и желая подчеркнуть безусловную необходимость идти в Иудею, сказал им прямо: "Лазарь умер". При этом Иисус добавил, что радуется за них, Апостолов, что Его не было в Вифании, когда Лазарь был болен, так как простое исцеление его от болезни не могло бы укрепить веру их в Него так, как предстоящее теперь великое чудо воскрешения его из мертвых. Решительно прекращая разговор, вызванный опасениями учеников, Господь говорит: " но пойдем к нему". Хотя нерешительность и была побеждена, но опасения учеников не рассеялись, и один из них Фома, называемый Дидим, что значит Близнец, выразил эти опасения весьма трогательным образом: " Пойдем и мы, умрем с ним", т.е., если уж нельзя отвратить Его от этого путешествия, то неужели мы оставим Его? Пойдем и мы на смерть с Ним.

Когда они приблизились к Вифании, оказалось, что Лазарь уже четыре дня, как находится во гробе. "Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати", т.е. около двух с половиной верст, в получасу хода, сказано для того, чтобы объяснить, каким образом в доме Марфы и Марии в немноголюдном селении оказалось много народа. Марфа, как отличавшаяся большей живостью характера, услышав о приходе Господа, поспешила ему навстречу, не сказав даже об этом сестре своей Марии, которая "сидела дома" в великой горести, принимая утешения пришедших утешать. Со скорбью, говорит она, не упрекая Господа, а только выражая сожаление, что так случилось: "Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой".

Вера в Господа поселяет в ней уверенность, что и теперь не все потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: "Знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог". На это Господь прямо говорит ей: " воскреснет брат твой". Как бы проверяя себя, не ошибается ли она и желая побудить Господа уточнить эти слова, дать ей ясно понять, о каком воскресении говорит Господь, и чуде ли, которое Он намерен сейчас совершить, или только об общем воскресении мертвых при кончине мира, Марфа говорит: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день", Марфа высказала веру в то, что Бог исполнит всякую просьбу Иисуса: следовательно, у нее не было веры в Самого Иисуса, как всемогущего Сына Божия. Поэтому Господь возводит ее к этой вере, сосредотачивает ее веру на Своем лице, говоря: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек". Смысл этих слов тот: во Мне источник оживотвония и вечной жизни: следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. "Веришь ли этому?" спрашивает затем Господь Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию-Христа.

По повелению Господа, Марфа пошла затем за сестрой своей Марией, чтобы и ее привести к Господу. Так как она позвала Марию тайно, то утешавшие ее иудеи не знали, куда она идет и последовали за ней, думая, что она пошла на гроб Лазаря, " плакать там". Мария со слезами пала к ногам Иисусовым, произнося те же самые слова, что и Марфа. Вероятно, в скорби своей они часто говорили между собой, что не умер бы брат их, если бы Господь и Учитель их был с ними, и вот, не сговариваясь, они выражают свою надежду на Господа одними и теми же словами. Господь "восскорбел духом и возмутился" при виде этого зрелища печали и смерти. Еп. Михаил полагает, что эта скорбь и возмущение Господа объясняются присутствием иудеев, плачущих неискренне и пылавших злобой против Него, собиравшегося совершить столь великое чудо. Это чудо Господь хотел совершить для того, чтобы пред предстоящими Ему страданиями дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться, уверовать в Него: но вместо этого, они еще больше воспылали к Нему ненавистью и решительно вынесли ему уже формально и окончательно смертный приговор. Преодолев в себе это возмущение духа, Господь спрашивает: "где вы положили его?" Вопрос был обращен к сестрам умершего. "Богочеловек знал, где погребен Лазарь, но, обращаясь с людьми, поступал по-человечески" (бл. Августин). Сестры отвечали: "Господи! пойди и посмотри". "Прослезился Иисус" – это, конечно, дань человеческой природы Его. Евангелист говорит далее о впечатлении, какое произвели эти слезы на присутствовавших. Одни были тронуты, а другие злорадствовали, говоря: "Не мог ли Он, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?" Если бы мог, то, конечно, любя Лазаря, не допустил бы его до смерти, а так как Лазарь умер, то, следовательно, не мог, а потому теперь и плачет. Подавляя в Себе чувство скорби, от злобы иудеев, Господь подошел ко гробу Лазаря и сказал, чтобы отняли камень. Гробы в Палестине устраивались в виде пещеры, вход в которую закрывался камнем.

Открытие таких пещер производилось лишь в крайних случаях, да и то лишь после погребения вскоре же, а не тогда когда труп уже разлагался. В теплом климате Палестины разложение трупов начиналось очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвертый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не могла удержаться, что бы не возразить Господу: "Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе!" Напоминая Марфе прежде ей сказанное, Господь говорит: "Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?" Когда камень был отнят, Господь возвел очи Свои к небу и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня". Зная, что враги Его приписывают чудотворную силу Его власти бесовской, Господь молитвой этой хотел показать, что Он творит чудеса в силу Своего полного единства с Богом Отцом. Душа Лазаря возвратилась в тело его, и Господь громким голосом воззвал: "Лазарь! Иди вон!" Громкий голос здесь – выражение решительной воли, которая уверена в беспрекословном повиновении, или как бы возбуждение глубоко спящего. К чуду воскресения присоединилось еще чудо: связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь смог сам выйти из пещеры, после чего Господь повелел развязать его. Подробности изображения этого события свидетельствуют, что оно описано очевидцем. В результате этого чуда произошло обычное разделение между Иудеями: многие уверовали, но другие пошли к фарисеям, злейшим врагам Господа, очевидно, с недобрыми чувствами и намерениями, дабы рассказать им о происшедшем.

Иисус знал, что Лазарь умрет, и если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому, что намерен был воскресить его, и что, следовательно, болезнь эта не окончится той , которая прекращает навсегда земную жизнь человека. Он знал, что воскрешением умершего Лазаря прославится Бог и что слава эта прославит и Его, Сына Божия, совершившего такое чудо.

По прошествии двух дней Иисус сказал ученикам: пойдем опять в Иудею ().

Иисус, выйдя из Галилеи, направлялся в Иерусалим, то есть в Иудею; цель этого путешествия была известна Его Апостолам, и потому, если Он сказал – пойдем опять в Иудею , – то надо полагать, что в это путешествие Он вступил уже в пределы Иудеи и опять ушел за Иордан, в Персею; Апостолы же приняли это за возвращение Иисуса в Галилею. Вот почему они были удивлены желанием Его идти опять в Иудею, и сказали Ему: «Учитель! Давно ли иудеи хотели побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?»

Говоря так, Апостолы обнаружили свое маловерие. Видя столько необычайных чудес, совершенных Иисусом, вдумываясь в Его божественное учение, они готовы были признать Его истинным Мессией, и даже Апостол Петр, на вопрос Иисуса – а вы за кого почитаете Меня? – воскликнул: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (). Но они не хотели и думать о том, что Мессия-Христос, Сын Божий, может умереть; а так как озлобленные против Него иудеи могли убить Его, если Он опять появится в Иерусалиме, то они, любя Иисуса искренно, хотели отклонить Его от такого опасного, по их мнению, путешествия.

Иисус знал, что Ему предстоит умереть и воскреснуть и что все это свершится по воле Отца Его; предстоявший Ему путь был для Него ясен, как бывает ясна дорога для путника, путешествующего днем; Вот почему, желая успокоить Своих Апостолов, Он сказал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним (). И как путник идет своей дорогой, пока не прошли эти двенадцать светлых часов дня, и видит все предстоящее ему в пути, так и Я хожу по воле Отца Моего, и ничто непредвиденное не может случиться со Мною. К чему же ваши предостережения?

Затем, чтобы показать им Свое всеведение, Он сказал: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить Его (Ин. И, 11). Апостолы, не теряя надежды удержать Иисуса от опасного путешествия в Иерусалим, заметили, что незачем идти, если Лазарь уснул, так как сон есть признак перелома болезни, поворота к лучшему: если уснул, то выздоровеет (). Они не поняли Иисуса, и потому Он вынужден был прямо сказать им, что Лазарь умер (). При этом Иисус добавил, что радуется за них, Апостолов, что Его не было в Вифании, когда Лазарь был болен, так как исцеление его от болезни не могло бы укрепить их веру в Него так, как предстоящее воскрешение.

Прекращая этот разговор, вызванный опасениями Апостолов, Иисус сказал: но пойдем к нему ().

Видя непреклонную решимость Иисуса идти в Иерусалим на явную смерть, один из Апостолов, Фома, по прозванию Близнец, сказал: «Что же нам после этого делать? Неужели мы оставим Его? Пойдем и мы умрем с Ним " ().

Прибытие Иисуса в Вифанию

Никто из Апостолов не возразил Фоме, и все пошли за Иисусом.

Когда Иисус приближался к Вифании, то Ему сказали, что Лазарь умер и четыре дня уже во гробе. Навстречу Ему вышла сестра умершего, Марфа, и с грустью сказала, что если бы Иисус не медлил Своим приходом, если бы Он застал брата ее живым, то не умер бы он. Впрочем, не теряя надежды на что-то лучшее, что-то такое, о чем могла только мечтать, но не решалась прямо высказаться, она сказала: »Но и теперь , когда брат мой умер, знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог ".

Воскреснет брат твой , – сказал ей Иисус.

Воскреснет Лазарь! Да об этом-то она и мечтала, на это-то и намекала Иисусу, говоря – знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог . Однако обещание Иисуса она принимает не с восторгом, как можно было ожидать от нее, а с некоторой робостью. Угнетенная горем, она боится верить своему счастью; желая проверить себя, не ошибается ли она, понимая слова Иисуса в этом, а не ином смысле, она нарочно в ответе своем придает им иной, неутешительный для себя, смысл: знаю, что воскреснет в последний день, когда все будут воскрешены для Суда; но какое мне в том утешение, когда теперь он мертв?

Когда посланные от сестер Лазаря сказали Иисусу, что тот, кого Он любит, болен, то Иисус ответил им, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией. Когда же Марфа вышла Ему навстречу и объявила Ему, что брат ее умер, то Он сказал ей: воскреснет брат твой , ибо Я есмь воскресение и жизнь... Веришь ли сему? (Мн. 11, 23, 25–26). Теперь же, напоминая Марфе прежде сказанное, Он спросил: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ().

После того сестры изъявили согласие на открытие пещеры, и камень отняли от входа в нее. Иисус, самолично имеющий власть творить чудеса и воскрешать умерших, знал, однако, что озлобленные враги Его приписывают все Его чудеса силе диавола; поэтому, желая, вероятно, показать стоявшему тут же народу, что творит чудеса божественной, а не диавольской силой, Он возвел очи к небу и громко сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня (). Апостолам же, ближе стоявшим к Нему, Он должен был показать, что сотворит сейчас необычайное чудо хотя и божественной властью, но лично Ему принадлежащей, так как Он в Отце и Отец в Нем. Поэтому, продолжая Свою молитву, вероятно, таким голосом, какой мог быть услышан только окружавшими Его Апостолами и сестрами Лазаря, Он сказал: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

Потом, подойдя ближе ко входу в пещеру, Он громким голосом позвал Лазаря: Лазарь! иди вон (). И на глазах многолюдной толпы свершилось непостижимое умом человеческим чудо: встал из гроба не мнимоумерший, а человек, труп которого уже разлагался и издавал смрад; встал, обвитый погребальными пеленами с обвязанной платком головой; встал, вышел из пещеры и остановился у входа в нее, так как погребальные пелены стесняли его движения; и в таком виде предстал изумленной толпе. Развяжите его, – сказал Христос, – пусть идет .

Чудо это произвело потрясающее впечатление на народ. Даже многие из Иудеев уверовали в Него, но некоторые из них, затая свою злобу, молча удалились и поспешили в Иерусалим объявить синедриону о случившемся.

Решение Синендриона убить Иисуса

Весть эта взволновала врагов Иисуса и была признана настолько важной, что первосвященники и фарисеи немедленно собрали членов верховного совета, синедриона. В заседании синедриона враги Христа, чувствуя себя среди своих единомышленников, не стеснялись так, как это было иногда необходимо среди толпы народной. Они верили, что Иисус творит чудеса; они теперь не говорили, что Он творит их силой веельзевула, так как убедились, что Он творит их Своей божественной властью; они просто испугались, что народ пойдет за Ним и что тогда настанет конец их власти и хищениям; они испугались за свое личное благополучие, которое для них было дороже всех пророков и даже Мессии. «Что нам делать ? () – рассуждали они. – Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него (), провозгласят Его Царем Израилевым, восстанут против римского владычества... и тогда беда: придут римские войска, овладеют Иерусалимом и всем народом нашим, и настанет конец нашей власти».

Такие мрачные картины, представлявшиеся испуганному воображению членов синедриона, рассеял практичный первосвященник Каиафа. Он удивился, что его сотоварищи ломают свои еврейские головы над разрешением вопросов о том, что будет, если все уверуют в Этого Человека. Надо, чтобы народ не успел уверовать в Него; надо просто убить Этого Человека, чтобы Он не творил больше чудес и не смущал тем народ. «Удивляюсь, – сказал он, – как это вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб » (). Речь Каиафы не встретила возражений, и синедрион постановил: убить Иисуса.

Повествуя об этом совещании заговорщиков, Евангелист Иоанн от себя поясняет, что Каиафа, говоря, что лучше одному человеку умереть за народ, говорил, в сущности, не от себя, так как предсказал, что Иисус действительно умрет за народ; и не только за народ , – продолжает Евангелист, – но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (). Говоря так, Евангелист разумел не евреев, рассеянных в то время по всем странам между язычниками, а самих язычников. Приписывая же Каиафе как первосвященнику это пророчество, Евангелист основывался на том, что в древности первосвященники, начиная с Аарона, были провозвестниками воли Божией, пророчествовали.

Удаление Иисуса из Вифании в город Ефраим

Ввиду состоявшегося приговора синедриона Иисус не пошел из Вифании в Иерусалим, а ушел с Апостолами в город Ефраим, расположенный близ пустыни, вероятно, Иерихонской, и там оставался некоторое время с учениками Своими.

Между тем приближался праздник Пасхи иудейской; в Иерусалим, по обыкновению, собралось множество евреев со всех концов Палестины. Многие из пришедших интересовались видеть Иисуса как Целителя и Чудотворца, искали Его и, не находя, спрашивали друг друга: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? (). Ждали Иисуса и первосвященники с фарисеями, но с другой целью: чтобы схватить Его и убить, а чтобы Он не мог укрыться от них, они всенародно объявили, что каждый, узнавший о месте Его пребывания, обязан тотчас же объявить об этом синедриону для исполнения состоявшегося над Ним приговора.

О других случаях воскрешения мертвых

О воскрешении Лазаря повествует один только Евангелист Иоанн: в Евангелиях первых трех Евангелистов о нем ничего не говорится. Почему? Над разрешением этого вопроса трудились многие толкователи Евангелия и, однако, не дали такого ответа, какой не вызывал бы возражений. Нам кажется, что наиболее удовлетворительным ответом служат заключительные слова Евангелия Иоанна: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (). Евангелист Иоанн, как известно, дополнил Евангелия первых трех Евангелистов; но и он, по собственному признанию, описал далеко не все, что сотворил Иисус; следовательно, и в его Евангелии содержатся лишь краткие сведения о главнейших событиях в жизни Иисуса Христа. Никто из четырех Евангелистов не намеревался описывать подробно всю жизнь Иисуса; каждый из них писал свое Евангелие для особого круга читателей, дабы они уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий (), а для достижения этой цели достаточно было поведать читателям лишь о некоторых чудесах. По этой причине первые два Евангелиста говорят об одном только воскрешении Иисусом дочери Иаира; третий Евангелист дополняет их повествования рассказом о воскрешении сына вдовы Наинской, а четвертый повествует и о воскрешении Лазаря. Следовательно, надо признать, что Евангелисты Матфей и Марк молчат о воскрешении Лазаря по той же причине, по какой ничего не говорят и о воскрешении сына вдовы Наинской, то есть потому, что признавали одного воскрешения умершей дочери Иаира вполне достаточным, чтобы убедить своих читателей в том, что Иисус действительно Христос, Сын Божий. Не говорят они ничего и о воскрешении других умерших, каковые воскрешения несомненно были; доказательством этому служат слова Самого Спасителя, приводимые Евангелистами Матфеем (11, 5) и Лукой (7, 22): когда ученики Иоанна пришли к Иисусу и спросили Его – Ты ли тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? – то Иисус совершил перед ними много чудес и сказал им: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют . Нельзя допустить предположения, чтобы Иисус приказал ученикам Иоанновым рассказать своему учителю не только о том, что они тут видели своими глазами и слышали своими ушами, но даже и то, что они могли услышать от других; несомненно, что ученикам Иоанна приказано рассказать своему учителю только то, чему они сами были свидетелями-очевидцами; поэтому слова Иисуса мертвые воскресают доказывают, что при учениках Иоанна было совершено воскрешение одного или нескольких умерших. Но о воскрешении их Евангелисты не сочли нужным говорить потому, что раньше рассказали о власти Иисуса воскрешать даже мертвых, и этого считали вполне достаточным, чтобы уверовали в Него те, для которых они писали свои Евангелия (ср. объяснение на с. 245).

Слова – пойдем и мы умрем с Ним () – доказывают, что Апостолы смотрели теперь на Иисуса просто, как на горячо любимого ими Учителя, Пророка и Чудотворца, то есть как на Человека, а не как на еврейского Мессию и не как на Сына Божия. Если бы Он был Мессия, то не говорил бы о Своей смерти; а если бы был вечносущим Сыном Божиим, то тем более не мог бы умереть. А если Он постоянно внушает Апостолам мысль о неизбежности Его смерти, то значит, Он не Мессия и не Сын Божий, но просто замечательный Учитель, Пророк, к Которому особенно благоволит и проявляет Свое благоволение к Нему в совершаемых Им чудесах. Так могли думать Апостолы и с такими, по-видимому, мыслями пошли за Иисусом по направлению к Иерусалиму.

Да прославится через нее (то есть болезнь Лазаря) Сын Божий. Этими словами Иисус опять объявил Себя Сыном Божиим. Но граф Толстой и другие все-таки стараются уверить своих слепых поклонников, что Иисус никогда не называл Себя Сыном Божиим.

Из этого разговора видно, что Апостолы начинали уже верить в возможность смерти их Учителя, но они не понимали, что смерть эта – к славе Его, что за последует Воскресение, иначе они не стали бы отговаривать Его от путешествия в Иерусалим. Но они отговаривали, потому что видели, как недавно, в том же Иерусалиме, в храме, фарисеи схватили камни, чтобы убить ими Иисуса; они предчувствовали, что озлобленные книжники и фарисеи приведут в исполнение свои преступные замыслы, и им стало жаль своего Учителя, Которого любили, Которого не могли не любить все, близко стоявшие к Нему. Они понимали, что Он идет на верную смерть, и хотели предотвратить ее; а когда это не удалось им, то, в порыве искренней любви в Иисусу, сказали: «Неужели мы расстанемся с Ним? Нет! Если Он должен умереть, умрем и мы с Ним!»


«Лазарь, иди вон»

Лазарь из Вифании был одним из наиболее преданных учеников Христа. С первой встречи со Христом Лазарь глубоко поверил в Него. Его любовь к Спасителю оказалась взаимной. Именно ради Лазаря Христос совершил величайшее из всех чудес. Спаситель благословлял всех, кто искал у Него помощи. Он любит все человечество. Но с некоторыми людьми Его связывали особо тесные узы. Так, Он испытывал сильное чувство привязанности к семье из Вифании. И для одного из ее членов было совершено Им величайшее чудо.

Иисус часто отдыхал в доме Лазаря. У Спасителя не было Своего жилища. Он пользовался гостеприимством друзей и учеников. Часто, устав и истосковавшись по дружескому общению, Он с радостью приходил в этот мирный дом, подальше от подозрений и зависти злобных фарисеев. Здесь Ему были искренне рады, с этим семейством Его связывала чистая и святая дружба. Тут Он мог говорить просто и совершенно свободно, зная, что Его слова поймут и примут всем сердцем.

Когда Христос преподавал Свои чудные уроки, Мария - самая благоговейная и преданная слушательница - сидела у Его ног. Однажды Марфа, занятая приготовлением еды, подошла к Христу и сказала: “Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне”. Это случилось, когда Христос первый раз пришел в Вифанию. Спаситель и Его ученики только что проделали утомительный путь пешком из Иерихона. Марфа заботилась об их удобствах и в своих хлопотах забыла об учтивости, которую нужно было проявлять к Гостю. Иисус мягко и терпеливо сказал ей: “Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее”. Мария обогащала свою душу драгоценными наставлениями Спасителя, которые были для нее ценнее самых дорогостоящих сокровищ земли.

“Одно только нужно” означало: посвященность, большее стремление узнать о будущем, о вечной жизни, о добродетелях, необходимых для духовного роста. Марфе нужно было меньше заботиться о тленном и больше - о том, что вечно. Иисус хотел научить Своих детей не упускать ни единой возможности приобретать знание, которое умудрит их ко спасению. Дело Христа нуждается в старательных и деятельных тружениках. Для таких, как Марфа, с их усердием, с их готовностью к активной духовной работе, существует огромное поле деятельности. Но пусть они сначала посидят вместе с Марией у ног Иисуса. Пусть старательность, предприимчивость и деловитость будут освящены благодатью Христа - в этом случае человек станет по-доброму влиять на окружающих.

И вот в гостеприимный дом, в котором Иисус любил отдыхать, пришло горе. Лазарь слег от нежданной болезни, и его сестры послали ко Спасителю сказать: “Господи! вот, кого Ты любишь, болен”. Они видели, что брат их серьезно занемог, но ведь Христос в силах исцелить любую болезнь. Веря, что Он проникнется их горем, они не стали настоятельно просить Его сразу же прийти к ним, а только послали доверительную весть: “Кого Ты любишь, болен”. Они думали, что Он немедленно откликнется и, как только доберется до Вифании, сразу придет к ним.

С нетерпением они ожидали весточки от Иисуса. Пока искорка жизни теплилась в их брате, они молились и ожидали Господа. Но посланный вернулся один и передал им слова Христа: “Эта болезнь не к смерти”. Они вновь тешили себя надеждой, что Лазарь останется жив, с нежностью стараясь воодушевить и ободрить почти потерявшего сознание страдальца. Но Лазарь умер, и их охватило горькое разочарование. Тем не менее они ощущали поддержку благодати Христовой, что и удержало их от каких бы то ни было обвинений Спасителя.

Когда Христос услышал это известие, ученикам показалось, что Он воспринял его безучастно. Они ожидали, что Он будет скорбеть, но Учитель, взглянув на них, сказал: “Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий”. Еще два дня Он оставался на том же месте. Такое промедление было совершенно непонятно для учеников, считавших, что Его присутствие было бы великим утешением для сокрушенных горем сестер. Его сильная привязанность к этой семье в Вифании была хорошо известна ученикам, и они удивились, что Он не ответил на печальное известие: “Вот, кого Ты любишь, болен”.

В течение двух дней Христос, казалось, и не думал об этом. Он даже не упоминал о Лазаре. Ученики вспомнили об Иоанне Крестителе, Предтече Иисуса. Они удивлялись, почему Иисус, обладая властью совершать удивительные чудеса, допустил, чтобы Иоанн томился в темнице и умер насильственной смертью. Почему Христос, обладая такой силой, не спас жизнь Иоанну? Подобный вопрос часто задавали фарисеи, видя в этом неоспоримое доказательство незаконности утверждений Христа, что Он - Сын Божий. Спаситель предупреждал Своих учеников об испытаниях, утратах и преследованиях, но неужели Он и их оставит в беде? Некоторые даже задавались вопросом: не ошиблись ли они в Нем? Все были сильно встревожены.

Через два дня Иисус сказал ученикам: “Пойдем опять в Иудею”. Ученики вновь недоумевали: “Почему, если Иисус собирался отправиться в Иудею, Он медлил два дня?” Но беспокойство за Иисуса и за самих себя вытеснило из их сознания все остальное. Они не могли теперь уже видеть ничего, кроме опасности пути, в который Он был готов отправиться. “Равви! - сказали Ему ученики, - давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?” Иисус отвечал: “Не двенадцать ли часов во дне?” Мною руководит Отец. И до тех пор, пока Я исполняю Его волю, Моя жизнь в безопасности. Двенадцать часов, отпущенные Мне, еще не закончились. Время, отпущенное Мне, истекает, но пока остается хоть час, Я в безопасности.

“Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего”, - продолжал Иисус. Тот, кто выполняет волю Божью, кто ходит тем путем, который предначертал ему Господь, тот не спотыкается и не падает. Свет Божьего Духа - Наставника дает ему ясное понятие о долге и ведет прямым путем до завершения его дела. “А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним”. Тот, кто ходит путем, который он сам себе избрал, на который Бог не призывал его, тот будет спотыкаться. Для него день обращается в ночь, и, где бы он ни был, он не находится в безопасности.

“Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его”. “Лазарь, друг наш, уснул”. Какие трогательные слова! Сколько в них сочувствия! Думая об опасности, которой подвергался их Наставник, отправляясь в Иерусалим, ученики совсем забыли об осиротевшей семье в Вифании. Но Христос не забыл. Ученики почувствовали себя обличенными. Поначалу разочарованные тем, что Христос не сразу отозвался на полученную весть, они соблазнялись мыслью о том, что Он отнюдь не любил так нежно Лазаря и его сестер, как им казалось. Иначе Он поспешил бы к ним вместе с посланником. Но слова “Лазарь, друг наш, уснул” пробудили в них добрые чувства. Они убедились, что Христос не забыл своих страдающих друзей.

“Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном”. Своим верующим детям Христос представляет смерть в виде сна. Их жизнь сокрыта со Христом в Боге. И до тех пор, пока не протрубит последняя труба, все, кто умерли, будут покоиться в Нем.

“Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему”. Фома не сомневался, что Господа ожидает верная смерть в Иудее, но он укрепил свой дух и сказал другим ученикам: “Пойдем и мы умрем с Ним”. Он знал: иудеи ненавидят Христа, они решили Его погубить. Но это им никак не удавалось, потому что отведенное Ему время еще не истекло. Иисуса всечасно охраняли небесные ангелы. Даже в пределах Иудеи, где раввины намеревались захватить Его и умертвить, ничто не могло повредить Ему.

Ученики удивлялись словам Христа: “Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там”. Неужели Спаситель преднамеренно решил не приходить в дом Своих страдающих друзей? На первый взгляд казалось, что Марфа с Марией и умирающий Лазарь остались одни. Но это было не так. Христос видел все, что там происходило и после того, как умер Лазарь. Его благодать поддерживала сестер, лишившихся родного брата. Иисус видел терзания их сердец, когда их брат сражался с сильным врагом - смертью. Он вместе с Лазарем переживал смертные муки, когда говорил ученикам: “Лазарь умер”. Но Христу приходилось думать не только о близких Его сердцу в Вифании. Он должен был заботиться о воспитании Своих учеников - ведь им предстояло нести Благую весть миру, чтобы благословения Отца распространились на всех. Он позволил Лазарю умереть. Если бы Он лишь исцелил его от болезни, то чудо - самое убедительное свидетельство Его Божественности - не было бы совершено.

Если бы Христос находился рядом с больным, Лазарь не умер бы, потому что сатана не имел бы над ним власти. Смерть не могла бы вонзить жало в свою жертву в присутствии Подателя жизни. Поэтому-то Христос и не пошел в Вифанию сразу. Он позволил врагу проявить свою силу, чтобы затем изгнать его - уже побежденного. Он позволил Лазарю оказаться во власти смерти. И страдающие сестры видели, как их брата положили во гроб. Когда они смотрели на мертвое лицо брата - Христос это знал, - их вера в Искупителя переживала суровое испытание. Но Он знал также, что именно благодаря борьбе, которая в них сейчас происходила, их вера воссияет еще ярче. Вместе с ними Он пережил все страдания, которые выпали на их долю. Его промедление не означало, что Он любил их меньше. Но Он знал, что ради них, ради Лазаря, ради Самого Себя и ради Своих учеников Ему необходимо одержать победу.

“За вас... дабы вы уверовали”. Для тех, кто стремится следовать воле Божьей, время глубочайших потрясений окажется временем, когда Божественная помощь ближе всего к ним. Оглядываясь на самые мрачные мгновения своей жизни, они будут вспоминать их с величайшей благодарностью. “Знает Господь, как избавлять благочестивых” (2 Петр. 2:9). Из всех искушений, из всех испытаний Он выведет их, и они обогатятся опытом, и вера их станет еще тверже.

Медля прийти к Лазарю, Христос проявил милость к тем, кто еще не принял Его. Он задержался, чтобы потом, воскресив Лазаря из мертвых, дать Своему непокорному, неверующему народу еще одно свидетельство: Он - подлинно “Воскресение и Жизнь”. Он не терял надежды обратить Свой народ - бедных рассеянных овец из дома Израилева. Его сердце разрывалось из-за их нераскаянности. В Своей милости Он решил дать им еще одно свидетельство: Он - Тот единственный Созидатель, Который может явить свет жизни и бессмертия. Нужно было такое свидетельство, которое священники никак не могли бы истолковать превратно. Вот почему Он не сразу отправился в Вифанию. Это заключительное чудо, воскрешение Лазаря, должно было поставить Божью печать на Его труды и на Его заверения о Своей Божественности.

По пути в Вифанию Иисус, как обычно, служил больным и нуждающимся. Приблизившись к городу, Он послал к сестрам вестника сообщить о Своем прибытии и не сразу пошел к их дому, а остановился в уединенном месте у дороги. Пышные, показные похороны, которые устраивали иудеи своим близким, претили Христу. До Него доносились причитания наемных плакальщиц, и Он не хотел встретиться с сестрами в этой суете. Среди скорбящих были друзья Марфы и Марии, были их родственники, кое-кто из них занимал ответственное положение в Иерусалиме. Были тут и самые ожесточенные враги Христа. Христос знал их намерения и поэтому не сразу открылся всем.

Весть о Нем была передана Марфе так, что ее больше никто не услышал. Даже Мария, охваченная глубокой скорбью, не услышала ни слова. Марфа же сразу встала и вышла навстречу Господу. Мария, думая, что сестра пошла к месту захоронения Лазаря, безмолвно сидела, погрузившись в печаль.

Марфа спешила навстречу Иисусу, а в ее сердце боролись противоречивые чувства. На Его выразительном лице она прочитала прежнюю нежность и любовь. Она, как и раньше, доверяла Ему, но мысли ее занимал брат, которого Иисус тоже любил. С горечью, мучившей сердце от того, что Христос не пришел раньше, и одновременно с надеждой на Его утешение она сказала: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Сестры то и дело повторяли эти слова среди шума и воплей плакальщиц.

С человеческим и Божественным состраданием Иисус взглянул на ее печальное, осунувшееся от горя и забот лицо. Марфа не желала вспоминать прошлое. Она все выразила трогательными словами: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Но видя Его лицо, исполненное любви, она добавила: “Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог”.

Иисус укрепил ее веру, говоря: “Воскреснет брат твой”. Его ответ не был рассчитан на то, чтобы вызвать надежду на немедленное воскресение. Он обратил мысли Марфы не к теперешнему воскресению ее брата, а к воскресению праведных. Он хотел, чтобы в воскресении Лазаря она увидела залог воскресения умерших праведников и подтверждение того, что это будет совершено властью Спасителя.

Марфа ответила: “Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”.

По-прежнему желая дать верное направление ее мыслям, Иисус произнес: “Я есмь воскресение и жизнь!” Христос обладает жизнью - самобытной, незаимствованной, изначальной. “Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь” (1 Ин. 5:12). Божественность Христа - эта гарантия вечной жизни верующего в Него. “Верующий в Меня, - сказал Иисус, - если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?” В этих словах Христос имел в виду время Своего Второго пришествия. Тогда умершие праведники восстанут нетленными, а живые праведники будут взяты на небо, не увидев смерти. Чудо, которое готов был совершить Христос, воскресив Лазаря из мертвых, должно было знаменовать воскресение всех умерших праведников. Своим словом и делами Он заявил, что является Творцом воскресения. Тот, Кто Сам должен был скоро умереть на кресте, сейчас стоял, имея ключи жизни и смерти. Победитель над смертью утверждал Свое право и власть наделять вечной жизнью.

На слова Спасителя “Веришь ли сему?” Марфа ответила: “Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир”. Она не понимала всего смысла слов, сказанных Христом, но выразила свою веру в Его Божественность и свою уверенность: Он способен совершить все, что Ему угодно.

“Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя”. Она постаралась сообщить это как можно незаметнее, потому что священники и старейшины готовы были схватить Иисуса при малейшей возможности. Вопли плакальщиц заглушили ее слова.

Услышав эту весть, Мария поспешно встала и с просветленным лицом вышла из дому. Плакальщицы, думая, что она пошла плакать ко гробу Лазаря, последовали за ней. Придя туда, где ожидал ее Иисус, она склонилась к Его ногам и проговорила дрожащими устами: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”. Ей было тяжело слышать вопли плачущих, она хотела наедине поговорить с Иисусом. И, зная о ревности и зависти ко Христу, таившихся в сердцах некоторых присутствующих, она не стала открыто выражать свое горе.

“Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился”. Он читал в сердцах всех собравшихся. Он видел, что многие выражали свою печаль притворно. Иисус знал, что вскоре некоторые из собравшихся, теперь лицемерно горевавших, начнут замышлять убийство не только могущественного Чудотворца, но и того, кто будет сейчас воскрешен из мертвых. Христос мог бы сорвать с них маску напускной скорби, но Он сдержал Свое праведное возмущение. Слова, которые Он мог по всей справедливости произнести, Он не высказал ради той, которая со скорбью склонилась перед Ним, искренне веря в Него.

“Где вы положили его?” - спросил Он. “Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри”. Они вместе прошли ко гробу. Это была печальная картина. Лазаря очень любили, его осиротевшие сестры плакали о нем, не скрывая горя, к ним присоединились друзья. Видя, как скорбящие друзья плачут по умершему, в то время как Спаситель мира стоит рядом, “Иисус прослезился”, тронутый человеческим горем. Хотя Он был Сын Божий, но Он принял человеческую природу и откликнулся на безутешную людскую скорбь. В Его участливом и чутком сердце всегда пробуждается сочувствие к страдающим. Он плачет с плачущими и радуется с радующимися.

Но Иисус плакал не только из человеческого сочувствия к Марии и Марфе. В Его слезах была скорбь, превосходящая скорби людей настолько, насколько небо выше земли. Христос плакал не о Лазаре, ибо Он уже собирался вызвать его из могилы. Он плакал потому, что многие из сокрушающихся о Лазаре вскоре будут замышлять убиение Того, Кто был Воскресением и Жизнью. Но неверующие иудеи не способны были понять, чем вызваны Его слезы. Кое-кто, не видя никаких других причин для слез, кроме внешних обстоятельств, расчувствовавшись, говорил: “Смотри, как Он любил его”. Другие, стараясь заронить семя неверия в сердца присутствующих, сказали с насмешкой: “Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?” Если Христос имел силу спасти Лазаря, то почему Он позволил ему умереть?

Проницательный взор Христа видел враждебность фарисеев и саддукеев. Он знал, что они замышляют убить Его. Он знал, что некоторые из тех, кто выказывает такое сочувствие, скоро захлопнут перед собой дверь надежды и закроют для себя ворота Божьего Града. Близилось Его унижение и распятие, которое приведет к разрушению Иерусалима, когда никто не станет оплакивать умерших. Перед Ним ясно предстала картина возмездия, настигающего Иерусалим. Он видел Иерусалим, осажденный римскими легионами. Он знал, что многие из плачущих сейчас о Лазаре погибнут во время осады города, и погибнут навсегда, и в смерти их не будет надежды.

Христос плакал не только из-за того, что разворачивалось перед Его глазами. Его тяготило горе всех веков. Он видел ужасающие последствия нарушения Закона Божьего. Он видел, что история мира, начиная от смерти Авеля, - это непрерывная борьба между добром и злом. Глядя в будущее, Он снова видел страдания и скорбь, слезы и смерть, которые суждены человечеству. Его сердце пронизывала боль людей всех веков и всех стран. Горе падшего рода человеческого тяготило Его душу, глаза наполнились слезами, потому что Он жаждал облегчить участь всех.

“Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу”. Лазаря положили в пещере, высеченной в скале, и большой камень закрывал вход. “Отнимите камень”, - сказал Христос. Думая, что Он хотел только взглянуть на мертвого, Марфа возразила, говоря, что тело умершего лежит уже четвертый день и началось разложение. Это свидетельство Марфы, данное ею перед тем, как Он воскресил Лазаря, не позволило врагам Христа обвинить Его в обмане. До сих пор фарисеи распространяли ложные слухи о самых чудных проявлениях силы Божьей. Когда Христос воскрешал дочь Иаира, Он сказал: “Девица не умерла, но спит” (Мк. 5:39). Поскольку она болела непродолжительное время и была воскрешена сразу же после смерти, фарисеи заявили, что девочка и не умирала, - ведь и Сам Христос сказал, что она спит. Они пытались создать впечатление, что Хрис­тос не мог исцелять болезни, что Его чудеса - всего лишь ловкая подделка. Но здесь никто уже не мог отрицать, что Лазарь был мертв.

Когда Господь готов совершить чудо, сатана находит кого-нибудь, чтобы воспрепятствовать Ему. “Отнимите камень, - сказал Христос, - насколько это возможно, приготовьте путь для Моих трудов”. Но тут проявилось честолюбие и самоуверенность Марфы. Она не хотела, чтобы все увидели разлагающийся труп. Человеческое сердце так медлительно в восприятии слов Христа... Вот и Марфа не уловила подлинного смысла Его обещания.

Христос обличил Марфу, но сделал Он это исключительно мягко. “Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?” Почему ты сомневаешься в Моей власти? Почему ты возражаешь Мне? У вас есть Мое слово. Если вы будете верить, то увидите славу Божью. Законы природы не могут помешать действиям Всемогущего. Сомнение и неверие - это не смирение. Только безоговорочная вера в слова Христа является подлинным смирением, настоящим подчинением своего “я” Господней воле.

“Отнимите камень”... Христос мог приказать камню передвинуться, и тот подчинился бы. Он мог повелеть сделать это ангелам, которые были рядом с Ним. По Его слову невидимые руки сдвинули бы камень. Но это надлежало сделать человеческими руками. Так Христос хотел показать: человек должен сотрудничать с Богом. То, что в силах сделать человек, не будет делать Бог. Господь не обходится без помощи человека. Он поддерживает его, сотрудничает с ним в меру того, как человек использует дарованные ему силы и способности.

Повеление исполнено. Камень отвален. Все делалось явно, без спешки. Всем была дана возможность увидеть, что здесь никакого обмана нет. Вот лежит в каменном гробу тело Лазаря, холодное и бездыханное. Вопли плачущих прекратились. Все, кто пришел ко гробу, застыли в ожидании, недоумевая, что же будет дальше.

Христос спокойно стоит перед пещерой. Священный трепет охватывает всех присутствующих. Христос подходит ближе к гробнице. Подняв глаза к небу, Он говорит: “Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня”. Незадолго до этого враги Христа обвинили Его в богохульстве и схватили камни, намереваясь побить Его за то, что Он объявил Себя Сыном Божьим. Они обвиняли Его в том, что Он совершает чудеса властью сатаны. На этот раз Христос снова называет Господа Своим Отцом и совершенно уверенно объявляет Себя Сыном Божьим.

В любом деле Христос сотрудничал со Своим Отцом. Он всегда заботился о том, чтобы засвидетельствовать: Он ничего не делает Сам по Себе. Он совершал чудеса только посредством веры и молитвы. Христос хотел, чтобы все узнали о Его отношениях с Отцом. “Отче! - произнес Он. - Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня”. Ученики и народ должны были получить сейчас самое убедительное свидетельство о близости Христа и Бога. Им предстояло убедиться, что утверждения Христа не были обманом.

“Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон”. Его зов, внятный и всепроникающий, доходит до слуха умершего. Когда Он говорил эти слова, сквозь Его человеческое естество просияла Божественность, на Его лице, озаренном славой Божьей, люди увидели доказательство Его власти. Взоры всех прикованы к выходу из пещеры. Все прислушиваются, стремясь уловить хотя бы малейший звук. Напряженно, с мучительным вниманием все ожидают исхода этого испытания Божественности Христа, испытания, которое или подтвердит Его свидетельство, что Он Сын Божий, или навсегда погубит всякую надежду на Него.

В тишине пещеры послышались шаги. И тот, кто был мертв, появился у входа. Его движения сковывают погребальные пелены, в которых он лежал в гробнице. И Христос, обращаясь к потрясенным очевидцам воскрешения, говорит: “Развяжите его, пусть идет”. Он снова подчеркнул, что человек должен сотрудничать с Богом. Люди должны трудиться для людей же. Лазаря развязали, и вот он стоит перед собравшимися, не истощенный болезнью, не с беспомощно дрожащими руками и ногами - он предстал перед всеми в расцвете сил и здоровья. Его глаза светятся умом и любовью к своему Спасителю. Величая Иисуса, он припадает к Его ногам.

Потрясенные очевидцы этого события поначалу утратили дар речи. А затем - неописуемая картина радости и благодарения! Сестры встречают своего брата, возвратившегося к жизни, как дар Божий, и с радостными слезами, трепеща от волнения, благодарят Спасителя. Но пока сестры и друзья радуются воссоединению этой семьи, Иисус незаметно удаляется. И когда они спохватились и начали искать Подателя жизни, Его нигде не могли обнаружить.

31 марта в 2018 г. (переходящая дата)- Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря
30 октября- перенесение мощей прав. Лазаря, епископа Китийского (898).

ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ

Последняя суббота перед называется Лазаревой. В этот день православная Церковь воспоминает о последнем великом чуде Христа в Его земной жизни — воскрешении праведного Лазаря.

Сам Лазарь жил в Вифании, недалеко от Иерусалима, вместе со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме нередко останавливался Иисус Христос (Лк.10:38-41; Ин.12:1-2), Лазаря Господь называл своим другом.
Однажды до Иисуса дошла весть о болезни Лазаря, на что Он сказал:

“Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”.

Но Христос не успел к Своему другу, Лазарь умер. Услышав о смерти Лазаря, «Иисус прослезился »(Ин. 11, 35). Но это были слезы не только о потере близкого человека. Митрополит Антоний Сурожский поясняет, что эти слезы были

«о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром.
Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле – об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир»

Когда Господь пришел к месту захоронения Лазаря, прошло уже четыре дня, но Иисус велел “отнять ” камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: “Лазарь! Иди вон ”.
И вот Лазарь, живой и невредимый, вышел из погребальной пещеры.

О таком чуде быстро узнали все в Иудее. И когда, на следующий день, Христос въезжал в Иерусалим на молодом осленке, Его, как настоящего царя, встречали толпы людей.

Его воскрешение из мертвых на четвертый день (отсюда прозвание Лазарь четверодневный), совершенное Христом в форме публичного мессианского «знамения», стало для иудейских властей, опасавшихся религиозных волнений, последним аргументом в пользу немедленной над Ним расправы (Ин.11:47-53).

С точки зрения христианского богословия, это чудо оказалось символом власти Христа над жизнью и смертью, как доказательство ученикам о Своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Поэтому данному событию посвящена суббота шестой седмицы Великого поста (суббота Лазарева), перед праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербным воскресеньем).

ЖИТИЕ ЛАЗАРЯ, ДРУГА БОЖИЯ. ОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ

Святой Лазарь Был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя Лазаря Своим другом (Ин.11:3, 5, 11).

После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11:17-45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).

После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12:9-11), где впоследствии был поставлен епископом.

По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.

Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре.

Гробница Лазаря в Вифании

Не доезжая до Святого Града около двух с половиной километров, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо-восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз – и погребальная пещера.
Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11:1-7, 11-45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, – тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.

А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря.

Гробница Лазаря на Кипре

Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера – гробница праведного Лазаря. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м. Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь – друг Божий».
Это место почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия, ведь воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря.

ВИДЕО

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»