Кто такие горгульи. Гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
.
.
Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Первые гаргульи еще XII-XV в. устанавливались около водостоков, в качестве направляющей для воды. Совмещалось полезное, красивое и тайное. В XVIII-XIX веках большинство гаргулий уже заменили свинцовыми водосточными трубами. Утратив полезную функцию, гаргульи превратились просто в элемент декора зданий. Химеры еще одно из имен гаргулий. Они назывались так из-за явной аналогии подобного чудовища придуманного в Греции. Там химерой называлось мифическое существо с головой льва, туловищем козы и змеиным хвостом, однако внешне средневековые гаргульи - химеры не имеют с ней ничего общего. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты. Часто в них воплощали человеческие грехи, от которых пытаются избавиться люди. Химеры становились как бы иллюстрацией для неграмотных людей всех человеческих страстей и тех демонов, которые могут терзать падшие души. Гаргульи изображались по-разному. Не было какого-то единого эталона как и у сфинксов. Но общие черты конечно присутствовали. Например, они могли выглядеть как обычные большие кошки или собаки, но с особыми острыми крыльями как у летучих мышей, или в виде какого-то человекоподобного беса-демона, так же с крыльями. летучих мышей, козлиными рожками или змеиными головами, лебедиными шеями или орлиными когтями.
Крылатость гаргулей была одним из обязательных атрибутов, так как они всегда сидели на крышах или фасадах зданий, довольно высоко и добраться до своих мест обитания, могли лишь с помощью крыльев. Намного реже встречаются некрылатые гаргульи, которых довольно мало.
Самые известные каменные химеры проживают конечно во Франции, на готическом соборе Нотр-Дам де Пари – Собор Парижской Богоматери . При чем они настолько персонифицированы, что некоторые имеют даже собственные имена. Философ, Монахиня и т.д. Гаргульи, как архитектурное украшение были вынуты из глубин древности очень известным направлением в искусстве как готика. Именно католические храмы и соборы по всей Европе в готическом стиле были облеплены каменными химерами. Подобные статуи считаются непременным атрибутом готического стиля, которые присущи только ему. Часто гаргульями украшали обычные особняки и дома. Они в виде конька стерегли зданий или сидели около водостоков. Каменные чудовища в большинстве своем украшали именно католические соборы

В исторической европейской архитектуре особое место занимают всевозможные фантастические скульптурные изображения, украшающие фасады величественных соборов. Каменные стражи смотрят на меняющийся облик города, и создаётся впечатление, что они знают какой-то секрет. Почему именно эти существа стали объектами вдохновения скульпторов и архитекторов? Не все знают, но горгулья - это не просто гротескный плод творческого воображения, а настоящий символ культуры, имеющий глубокие исторические корни.

Легендарное чудовище из Сены

Средневековая Франция отличалась обилием историй о чудовищах, обитавших в той или иной местности. Так называемая локальная мифология оказала серьёзное влияние на культуру и искусство, и легенда об исполинской змее из низовьев Сены считается одной из ключевых.

В VII веке корабли, направлявшиеся вверх по во множестве терпели бедствия якобы из-за нападений чудовища по прозванию Ла Гаргуль (La Gargouille). Дракон, похожий на огромную змею, топил суда, низвергая на них струи воды, завлекая их в водовороты. Некоторые источники сообщают, что горгулья - это ещё и огнедышащая змея. Святой Роман, бывший в то время епископом города Руана, внял мольбам народа и отправился укрощать чудовище.

Охваченные страхом жители не смогли найти в себе сил помочь священнику, вызвался лишь осужденный на смерть преступник, согласившийся стать приманкой. Однако епископ, вооружённый лишь святым крестом и молитвами, усмирил дракона. Впоследствии жители сожгли чудовище на костре, не удалось сжечь только голову и горло. Эту часть укрепили на в назидание нечистой силе.

Этимология названия и правильное написание

Многочисленные водные драконы во Франции носили сходные имена, в которых, так или иначе, обыгрывалось исходное слово gorge (глотка) или garg (от глагола gargarizare). Некоторые источники прослеживают происхождение от греческого «горгона». В любом случае горгулья - это некое чудовище, обладающее жадным горлом, готовым поглотить неосторожных мореплавателей или лодочников, причём вместе с водой.

В русском языке пишут как «горгулья», так и «гаргулья» или «гаргуйль». Смысловое разделение известно немногим, и оно довольно размыто. В большинстве случаев первый вариант относится к мифологическим чудовищам всевозможных конфигураций, а второй и третий варианты — к в виде гротескных скульптурных оформлений водосливов.

Горгулья в архитектуре

Утилитарное назначение каменного монстра на крышах старинных соборов на самом деле достаточно далеко от религии. Это художественный элемент, призванный украсить и отчасти замаскировать сложную систему каскадных водосливов. По сути, горгулья - это водосточная труба, направляющая атмосферные осадки к расположенному ниже желобу, по которому вода поступит в следующую трубу.

Если при этом просто утыкать торчащими трубами собор, вряд ли его внешний облик можно будет считать произведение архитектурного искусства. Горгульи - это не просто скульптуры и успешная попытка закамуфлировать такое приземлённое и практичное сооружение, как водосток. Это ещё и украшение, несущее отчётливое ритуальное значение, пробуждающее трепет в прихожанах.

Скульптуры чудовищ

Самое интересное в горгульях - это их многообразие, которое давно вышло за рамки узкого зоологического образа змееподобного дракона. Величественные здания украшают не менее внушительные фантастические изваяния, среди которых можно увидеть не только драконов, но и неведомых монстров, странных людей, персонажей легенд и сказаний, а некоторые из них даже имели реально живших прототипов.

Самая знаменитая горгулья, фото которой широко растиражировано в интернете, на самом деле относится к химерам. Это не водосток, а один из персонажей так называемой галереи химер на знаменитом соборе Парижской Богоматери. Это Неясыть, которую иногда называют Мыслителем из-за характерной задумчивой позы.

Горгульи и химеры часто смешиваются в сознании людей, и их ошибочно относят к одному виду чудовищ. Со временем границы между видами действительно размылись, и теперь эти понятия даже используются в качестве синонимов, что в академическом смысле, конечно, неправильно.

Метаморфозы горгулий

Изначально горгульями называли исключительно исполинских змей-драконов, которые из мифологии перекочевали в категорию архитектурных элементов. Но водостоки оформлялись и другими образами: гротескные персонажи, изображающие грешников и чертей в аду, львы и прочие животные. По большому счёту, горгульей можно считать любой объект оформления водостока — от лягушки до монаха.

Химера же является пришельцем из греческой мифологии, так называлось чудовище, тело которого состояло из частей льва, козы и змеи. Голова, лапы и торс львиные, оттуда же растёт козья шея с рогатой головой, а вместо хвоста — змея, которая, по разным источникам, поражает ядом или дышит пламенем.

Со временем химеры "обзавелись" частями других животных: крыльями летучей мыши, мордой обезьяны, шерстью или чешуёй на усмотрение автора. Химера - это то, что не может существовать, нелогично и чудовищно. Неудивительно, что и горгулья попала в эту же категорию. Прошло всего несколько веков, и названия незаметно слились.

Современные горгульи

Интересно, что само слово «горгулья» не сгинуло в глубине веков. Про них снимают фильмы и анимационные ленты, пишут книги, используют как персонажей второго плана, а также в качестве игровых юнитов в многочисленных компьютерных играх. Горгулья, фото которой раньше можно было увидеть только как упоминание о Notre-Dame de Paris, это любимый многими архитекторами художественный образ.

В Киеве есть довольно знаменитый Дом с Химерами, украшенный изображениями всевозможных монстров. Множество скульптурных чудовищ гнездится в Санкт-Петербурге, например в Кузнечном переулке.

Горгульям приписывается неуживчивый сварливый характер, это слово может использоваться как оскорбление или насмешливое прозвище в адрес женщины с характером. В сериале «Интерны» доктор Быков так называет главного врача клиники

Сейчас горгульи чаще всего представляются как некие демоны с кожистыми крыльями, именно в таком виде они появляются в компьютерных играх и фильмах. Им же приписывается способность превращаться в камень и снова оживать. Однако не стоит забывать, что началось всё с исполинской змеи, якобы живущей в низовьях реки Сены.

Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья.Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.

Горгулья это:

  1. Украшение замка в качестве водостока
  2. Одноименный дракон извергающий воду из горла
  3. Посланница Бога
  4. Реальное существо ранее живущее
  5. Современное искусственное оживление древнего образа

Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев)

Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.

Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.

Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.

Дракон извергающий воду

Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон . Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.

Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».

Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.

Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.

Выманив дракона из логова, Роман использовал в качестве оружия крест и молитву. Это помогло лишить горгулью воли и приручть. Животное стало ему подчиняться и перестало нападать на местных.

Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.

Тогда решено было повесить голову на церковь, на карниз главного входа, как знак великой святой силы перед силами самых страшных существ.

Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.

Горгулья – посланница бога

Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.

Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.

Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.

Этот символ защиты переняли и владельцы замков, которые верили в слово Божие и хотели уберечь свои владения и его обитателей не только с помощью оружия и армии.

Истребленное существо

По некоторым данным горгулья действительно существовала. Это порождение демона и человека. Она могла превращаться в камень , и была сильнейшим оружием в руках тех, кто смог ее приручить.

Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.

Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами . Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.

Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.

Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.

Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.

Искусственное оживление образа

– очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.

Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.

Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.

Где правда

Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.

Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:

Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.

До встречи в следующей статье!

Гаргульи очень отвратительные, страшные и мерзкие существа.
Если быть внимательным, то можно разглядеть их во многих местах, свисающих над нашими головами.
Предлагаю посмотреть на эти таинственные существа.

1. Гаргулья – это вырезанная из камня гротескная фигура, которые создавали для отвода воды с крыш и боковых фасадов крупных зданий.

2. Обычно мы ассоциируем их со средневековыми временами (благодаря одному не малоизвестному горбуну), но они появились намного раньше. Это не просто страшные статуи. Многие гаргульи имеют форму определенных животных, и это неслучайно.

3. Лев.
Лев и львица были любимыми образами создателей гаргулий. Например, на соборе Дорнох в Шотландии есть вот такая милая львица, скалящаяся на прохожих внизу. Лев был одним из самых популярных неевропейских животных, которое использовали в средние века при украшении церквей и соборов. Позже они стали популярны в виде гаргулий (их очень много в Помпеях), и они символизировали солнце – их золотистая грива представляла собой солнечный венец нашей жизни.

4. Однако в средние века строители соборов использовали льва, как символ гордости, что, конечно, было одним из семи смертных грехов, а потому его стоило избегать. Вот этот лев, например, выглядит довольно гордым. Он находится на одном из колледжей во Франции. Помимо львов при создании гаргулий практически не использовались другие виды кошачьих. Кошки были символом колдовства, поэтому их избегали.

5. Собака. Вот эта гаргулья находится на башне Филиппа IV Красивого во дворце в Дижоне, опять же, во Франции.
Собаки всегда были очень популярны, и на них редко смотрели только, как на домашних питомцев. Они сторожили дома по ночам, поэтому их считали умными и преданными. С одной стороны, можно предположить, что в качестве гаргулий статуи собаки должны были охранять здания, но их присутствие на крышах обусловлено и еще одной причиной. Собаки всегда хотят есть, и они частенько крали еду у людей, поэтому в те времена их фигуры часто помещали на соборы и церкви, чтобы все видели, что даже такое преданное животное, как собака, может поддаться соблазнам дьявола и стать жертвой жадности.

6. Волк.
Хотя волков тоже считали жадными, к ним относились с некоторым уважением, т.к. эти животные всегда работали сообща. Тогда-то и зародилось выражение «вожак стаи». Волков также ассоциировали со священниками, которые должны были защищать людей от дьявола – таким образом, волк даже успел побывать в образе защитника агнцев Божьих. Гаргульи на крышах тоже часто собирались в «стаю», т.к. архитекторы хотели отвести дождевую воду в разные стороны. Во время ливня одной гаргульи было бы недостаточно. Гаргулий делали вытянутыми, чтобы вода стекала как можно дальше от стены.

7. Орел. Гаргулья в виде орла на соборе святого Румбольда в Мехелене, Бельгия.
Орлы были защитниками зданий, в частности, от драконов, ибо, как считал средневековый народ, орлы были единственными существами, способными победить крылатого змея. Говорили, что они могут исцелять самих себя, посмотрев прямо на солнце, которое давно являлось олицетворением божества.

8. Змей. Этот змей на здании в Кракове, Польша, предупреждает людей о грехах плотских.
Змея ассоциируют с первородным грехом, а потому этого каменного зверя можно найти практически на всех соборах Европы. С самых времен Адама и Евы змей является символом постоянной борьбы между добром и злом. Среди семи смертных грехов змей олицетворяет зависть. Их также считали бессметными, что говорило о том, что борьба с грехами будет продолжаться вечно.

9. Баран или козел. Эта гаргулья находится на соборе в Барселоне.
Как и большинство представленных здесь животных, коза также имела двойственную природу в глазах средневековых христиан. С одной стороны, их считали божественными, т.к. они умели находить еду даже среди крутых скал и выживать в самых сложных ситуациях. С другой стороны, их считали злобными существами и символом похоти – еще одного из семи смертных грехов. Ну, и конечно – какое животное обычно ассоциируют с Сатаной?

10. Обезьяна.
На наших ближайших родственников всегда смотрели, как на то, что произойдет с нами, если что-то в природе пойдет не так. Однако их часто считали глупыми и ленивыми. Именно поэтому они олицетворяли еще один смертный грех – лень. Вот эта гаргулья в виде обезьяны находится в Париже, что неудивительно, ведь само слово «гаргулья» зародилось во французском языке. Когда-то слово «Gargouille» означало слово «горло», а само слово пришло из латыни.

11. Другие языки были более точными. В итальянском языке гаргулью называют «grónda sporgente», чот буквально означает «выпирающий желоб». В немецком языке их называют «Wasserspeier» – «плеватели воды», а голландцы пошли еще дальше и прозвали гаргулий «waterspuwer» - «изрыгивающие воду».

12. И, кстати, от этого голландского слова «waterspuwer» в английский язык пришел глагол «to spew» (изрыгать). Однако, если не брать в расчет «животные» олицетворения гаргулий, то всех их зачастую считали химерами.

13. Эта химера находится на Йоркском соборе в Англии, который вообще славится этими самыми химерами.
И хотя нас уже не пугают эти химеры, средневековые жители были довольно суеверными и необразованными, и они считали их ужасными созданиями. Химера рождается, когда две части разных тел сливаются, чтобы создать совершенно новое существо, например, гриффина (или русалку, фигура которой до сих пор популярна в создании фонтанов).

14. На Миланском соборе есть довольно интересный набор химер – там ренессансные мыслители стоят рядом с этими странными существами из воображения сумасшедших. Эти химеры на крышах соборов и других зданий олицетворяли тех, кто недооценивает могущество дьявола. Хотя дьявол не может создать жизнь, он может смешать разные формы жизни, чтобы получить новую – то бишь, химеру.

15. Одних из самых известных гаргулий на свете можно найти на соборе Парижской Богоматери.

16. Даже студия «Дисней» не смогла обойти стороной этих интересных существ.

17. Легенда о гаргулье. У французов была легенда об одном из своих святых – Ромейне. В 17-ом веке его сделали епископом, и ему пришлось сразиться с существом под названием Гаргуллий. Это было драконоподобное существо с крыльями, длинной шеей и способностью извергать огонь из своей пасти.

18. Покорив дракона, Ромейн не смог уничтожить его голову, т.к. ее закалил огонь из собственной пасти. Тогда Ромейн поместил ее на стены собора, чтобы она отпугивала злые силы. Ну а эта гаргулья на фото находится в кафедральной базилике ван Сен-Ян.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»