Что значит пролетариат. Что такое пролетариат, и каково его историческое значение

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Все объекты Вселенной можно разделить на два класса: находящие в во взаимодействии и не находящиеся во взаимодействии. Все объекты непрерывно переходят из класса в класс, поэтому разделять их по взаимодействию можно только на какой-то момент времени, а не навсегда. Всё многообразие взаимодействий распадается на элементарные взаимодействия, состоящие из двух участников. Два участника взаимодействия являются противоположностями, так как каждый из участников является носителем какой-то противоположной характеристики (скорости. интереса и т.п.). Хотя противоположностями занимались еще древние философы, они практически не изучены. Далее Гегель коснулся этой проблемы. Вот, пожалуй, и всё. В 1987 году я услышал как профессор Суханов К.Н. сказал, что есть закон единства и борьбы противоположностей, как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Зав кафедрой философии ЧелГу пожал плечами. Отсюда следует, что наука пока не знает суть закон единства и борьбы противоположностей. Со времени Гегеля мы говорим о трёх законах диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания), не понимая толком что эти законы значат. Если быть внимательным, то можно заметить, что всякое движение происходит только тогда, когда есть какая-то разность, какое-то различие. Например, если есть различие в атмосферных давлениях - дует ветер. Если есть различие в уровнях земли - текут ручьи и реки. Если есть разность потенциалов, течет электрический ток. Если есть противоположные убеждения - развивается наука. И т.д. и т.п. Можно сказать иначе. Для того, чтобы было движение - необходимы две противоположности. Например, высокое и низкое атмосферное давление. Высокий и низкий потенциал. Истинное и ложное убеждения и т.п. для того чтобы было движение необходимы две противоположности, отличающиеся друг от друга. Различие между противоположностями назовем в общем случае противоречием. В частных случаях противоречие может выступать в ином обличье (интерес, стимул и др).

Закон единства и борьбы противоположностей охватывает все случаи взаимодействия во Вселенной. При взаимодействии противоположностей нужно различать действие и противодействие. В общем случае они не равны друг другу. Ньютоновский закон: действие равно противодействию является частным случаем рассматриваемого закона природы.

Другим частным случаем этого закона является случай, когда при взаимодействии противоположностей исчезает противодействие. Это всегда путь к катастрофе. Если в цепи электрического тока исчезает сопротивление (противодействие), возникает разрушительный ток короткого замыкания. Если власти нет оппозиции (противодействия), возникает гибельная для страны абсолютная власть. Если движению автомобиля не противодействовать (тормозом или двигателем), то его движение становится опасным. Между этими крайними случаями закона лежит множество случаев, когда действие и противодействие не равны между собой. например, волк хочет съесть зайца. Заяц противодействует ему в этом. Если бы противодействие зайца всегда было равно действию волка, то волк никогда бы не съел зайца.

Так как между противоположностями всегда есть различие (противоречие), то можно говорить, что движение есть тогда, когда есть различие. Нет различий; нет движения. Между прочим, мы видим окружающий мир потому, что в нём есть различия. Представьте себе, что случилось бы, если бы все различия в окружающем нас мире исчезли, наступила бы полная однородность, которую мы не смогли бы видеть (различать). Подобное явление бывает в густом тумане. Мы ничего не видим, кроме однородной серости. Тоже относится и к другим нашим органам чувств: слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Эти органы действуют, пока есть различия в окружающем мире: различные звуки, запахи и т.п. Если бы эти различия исчезли, мы перестали бы владеть нашими органами чувств.

Всё живое различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Человек же может различать множество противоположностей. Органы чувств могут иногда обманывать или давать ложную информацию (например, мираж). Это противоречие человек пытается разрешить с помощью логического мышления. Чем чаще человек сталкивается с противоречивой информацией, тем развитее становится его мышление. Но когда обучение и пропаганда ежедневно и ежечасно оглупляют человека, уводят его от противоречий, человек теряет способность различать противоположности. Простейший пример: со времен Платона известно, что демократия и централизм - противоположности. Но мы продолжаем говорить о демократическом централизме. Централизм не может быть демократическим. Это утверждает теория. Это подтвердила и практика. Сталин, Хрущев и Брежнев наглядно показали, что централизм может быть только деспотическим (тираническим). Утверждать, что централизм может быть демократическим, всё равно, что утверждать, что может быть приятная неприятность.

Противоположности существуют всегда попарно. Если уничтожить один из членов пары, то погибнет и второй. Если бы в результате, какой-то специфической эпидемии, внезапно вымерли бы все мужчины, то через некоторое время вымерли бы и все женщины. Род человеческий перестал бы существовать. Человечество состоит не только из противоположностей мужчины-женщины. Были и другие противоположности. Например, рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные крестьяне. Наконец, эксплуататоры и эксплуатируемые, кулаки и батраки. Если уничтожить любой из членов каждой противоположности, то погибнет и второй член. Это наглядно продемонстрировала эпоха ликвидации кулачества как класса. Остались было батраки, начался массовый голод 1933 года, унесший миллионы человеческих батрацких жизней.

Могут возразить, что класс эксплуататоров в СССР был ликвидирован, а класс трудящихся сохранился. Но было два главных класса: класс трудящихся (производящих материальные блага) и класс распределяющих эти блага. Но так как распределять всегда престижнее и легче, то класс распределяющих увеличивался, класс трудящихся уменьшался. Вместо класса эксплуататоров возник другой, его заменяющий. Вообще говоря, единство противоположностей возникает при каждом контакте двух людей. Например, когда я в незнакомом городе спрашиваю встречного о чем-то. Я хочу получить информацию. Встречный хочет или не хочет дать эту информацию. Все равно у нас противоположные интересы. Полное единство происходит, если встречный тоже не владеет информацией, тогда нас может объединить общий интерес к этой информации. В этом случае нет взаимодействия противоположностей. По самым различным признакам людей может объединять кратковременный или долговременный интерес. То что принято называть групповым эгоизмом. Классовый интерес - один из видов группового эгоизма. Противоречия раздирают общество на индивидуальности и группы, но благодаря противоречиям общество и движется, изменяется, развивается, как и вся природа. Если бы Маркс понимал это, то не ставил бы своей целью переделать мир, отменив закон единства и борьбы противоположностей.

Вот его слова: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни... общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям»(К.М. и Ф.Э. Соч. т.19, стр.20).

Здесь можно выделить и опротестовать четыре пункта.

1.Исчезнет разделение труда.

2,Исчезнет различие между умственным и физическим трудом.

З.Труд станет «первой потребностью жизни».

4.Каждому по потребностям.

Маркс задался целью построить общество, в котором не будет классовых и иных различий, общество будет однородным. В таком обществе действительно исчезнет разделение труда и различие не только между физическим и умственным трудом, но и между городом и деревней. Но такое уже было. Разве в первобытное время было разделение труда? Разве были города и деревни? Разве было различие между физическим и умственным трудом? Но ведь без разделения труда не будет и общества. Общество цементируется только разделением труда. В обществе должны быть люди различных профессий и способностей, иначе это будет не общество, а собрание почти ничем не связанных индивидов (кроме кровного родства).

Труд станет «первой жизненной потребностью». Хорошо бы. Но, увы! Труд недаром имеет одинаковый корень со словом трудно, а работа и рабство тоже однокоренные слова.

Информации.

Латинское слово proletarius имело несколько значений.

  • Первое значение: proletarius - «производящий потомство» (от лат. «proles» - «pro + alo» - «для + выращивать, воспитывать» ). Аналогичное использование в других сочетаниях: proles postuma - отпрыск, потомок, детище, дитя; proles futurorum hominum - род, потомство; proles ferrea - племя, раса; proles equitum peditumque - молодёжь. Также proles употреблялось для обозначения мужских половых органов - яичек или мужской силы вообще.
  • Второе значение: proletarius sermo - «простонародный».
  • Третье значение: proletarius civis - это римские граждане , по системе Сервия Туллия (центуриатной системе) стоявшие по имущественному цензу ниже граждан V класса, то есть с имуществом менее, чем в 10000 ассов (по другим данным - менее чем в 1500 ассов). Такое их название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства - будущих граждан Рима. Как писал Тойнби , в Древнем Риме при проведении переписи населения те люди, у которых не было собственности, в графе об имуществе писали - «дети» (пролес). Отсюда и возникло их название - «пролетарии». Это была беднейшая часть народа (пауперы). Другое их обозначение было capite censi , то есть в списках граждан они фигурировали с обозначением только их частноправовой самостоятельности (caput). Первоначально пролетарии были свободны от военной службы и податей, однако позднее они в случае необходимости зачислялись в войска , преимущественно во флот . Для несения ими военной службы был установлен особый ценз, сперва в 4000 ассов, с г. - в 1500, а когда цензоры стали налагать подушный налог (tributum) и на пролетариев, минимум имущества для взимания подати и отправления военной службы был определен в 375 ассов. Комплектация римского войска из пролетариев стало обычным делом со времён Мария . В случае поступления на военную службу пролетарий получал от государства оружие - щит и меч . Участие пролетариев в государственной жизни было весьма ограничено: они составляли при подаче голосов в комициях всего одну центурию из 193, учрежденных Сервием Туллием.

Многие пролетарии в поисках источников пропитания составляли клиентуру влиятельных лиц и занимались оказанием им мелких услуг, восхвалением и рекламированием их, а одновременно - давлением на них с целью получения средств к существованию, которые выделялись пролетариям в качестве социальной помощи неимущим и средств для решения социальных проблем.

Изначальное русское толкование

Маркс считал, что

пролетариат должен… конституироваться как нация, он сам пока ещё не национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия.

- Манифест коммунистической партии , часть II

Буржуазная конкуренция и научно-технический прогресс приводят к тому, что в ряды рабочего класса входят мелкие промышленники, торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне, а сам рабочий класс пролетаризируется. Александр Тарасов следующим образом объяснил существенные отличия пролетариата от остальных социальных классов.

Пролетарий - это не просто тот, кто не имеет в собственности средств производства и капитала и вынужден продавать свою рабочую силу (жить на зарплату), чтобы не умереть с голоду. Это, во-первых, тот, кто занят в производительном секторе экономики, - иначе у нас и пономарь или дьячок в церкви (или - если в мусульманской республике так понятнее - азанчи, муэдзин) попадут, как это ни смешно, в «пролетарии»! Во-вторых, это тот, кто, лишившись работы, в ближайшем будущем (ближайшем, то есть в течение недель, а в худшем случае и дней) оказывается перед перспективой голодной смерти (и ситуация ещё трагичнее, если ему надо содержать семью). Следовательно, человек, имеющий в собственности жильё (которое можно сдавать внаём - даже часть его - и с этого получать доход); человек, у которого есть автомобиль, позволяющий «калымить», «таксовать» (или сдавать в аренду другому - и с этого тоже получать доход); человек, у которого есть участок земли, хоть сколько-то заметный счёт в банке, имущество, полученное в наследство от родственников, акции и т. п., не может считаться пролетарием. Более того, высококвалифицированный наёмный работник, такой, кого нельзя уволить и моментально заменить другим (так как этого другого в ту же секунду не найдёшь), тоже не является пролетарием: его высокая квалификация, полученное им образование выступают в качестве капитала (а капитал при капитализме - это особая форма товара; капитализм вообще всё стремится обратить в товар - даже то, что, как нам кажется, товаром быть не может или не должно; это явление называется коммодификацией). Наконец, рабочий, который теряет работу, но которому не грозит голодная смерть - из-за пособий по безработице, социальных пособий и т. п., - тоже не может считаться пролетарием. Наши (да часто и зарубежные) «левые» готовы назначить «пролетариями», например, программистов, в то время как нормальный программист обычно имеет возможность выбора (он выбирает себе работодателя), в то время как в случае с истинным пролетарием всё происходит строго наоборот. Пролетарий - это не награда, как думают диванные «революционеры», пролетарий, как прямо писали основатели марксизма - это проклятие, это наказание, это трагедия. Рабочий - более широкое понятие, чем пролетарий, пролетарий - это лишь один из видов рабочего. Во времена Маркса не только в Германии, но даже и во Франции большинство рабочих вообще составляли не пролетарии, а ремесленники (хотя сами себя эти ремесленники и именовали «пролетариями»

- Александр Тарасов . Интервью журналу «Новая литература»

Согласно Карлу Марксу , пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, поэтому развитие буржуазного общества автоматически формирует своего могильщика . Для выхода из своего ухудшающегося положения пролетарии должны «подняться до положения ведущего класса нации » и стать гегемонами , захватив власть путём коммунистической революции и насильно отменив буржуазные права и свободы через диктатуру пролетариата и замену буржуазного государства ассоциацией пролетариев, которой будут принадлежать все блага.

Для осуществления этого коммунистического перехода, как объяснял Фридрих Энгельс (в письме от 24.03.1891) «…нам нужен ещё более быстрый ход революции в способах производства, больше машин, больше вытеснения рабочих, больше разорения крестьян и мелких буржуа…» чтобы «произошла революция в головах рабочих масс» и их можно было увлечь в коммунистическую революцию.

Перспективы развития пролетариата, таким образом, состоят в том, что когда развитие буржуазного общества приведёт к созданию высокомеханизированного и автоматизированного производства, и обычные наемные рабочие будут вытеснены из сферы производства, пролетарии как гегемоны революции возглавят социальную борьбу и установят диктатуру пролетариата для замены буржуазного общества коммунистическим.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пролетариат"

Литература

  • Маркс Карл, Энгельс Фридрих , «Манифест коммунистической партии »
  • Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка . М.: 1882, т. III, стр. 493

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пролетариат

– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.
– Но как вы находите всю эту последнюю комедию du sacre de Milan? [миланского помазания?] – сказала Анна Павловна. Et la nouvelle comedie des peuples de Genes et de Lucques, qui viennent presenter leurs voeux a M. Buonaparte assis sur un trone, et exaucant les voeux des nations! Adorable! Non, mais c"est a en devenir folle! On dirait, que le monde entier a perdu la tete. [И вот новая комедия: народы Генуи и Лукки изъявляют свои желания господину Бонапарте. И господин Бонапарте сидит на троне и исполняет желания народов. 0! это восхитительно! Нет, от этого можно с ума сойти. Подумаешь, что весь свет потерял голову.]
Князь Андрей усмехнулся, прямо глядя в лицо Анны Павловны.
– «Dieu me la donne, gare a qui la touche», – сказал он (слова Бонапарте, сказанные при возложении короны). – On dit qu"il a ete tres beau en prononcant ces paroles, [Бог мне дал корону. Беда тому, кто ее тронет. – Говорят, он был очень хорош, произнося эти слова,] – прибавил он и еще раз повторил эти слова по итальянски: «Dio mi la dona, guai a chi la tocca».
– J"espere enfin, – продолжала Анна Павловна, – que ca a ete la goutte d"eau qui fera deborder le verre. Les souverains ne peuvent plus supporter cet homme, qui menace tout. [Надеюсь, что это была, наконец, та капля, которая переполнит стакан. Государи не могут более терпеть этого человека, который угрожает всему.]
– Les souverains? Je ne parle pas de la Russie, – сказал виконт учтиво и безнадежно: – Les souverains, madame! Qu"ont ils fait pour Louis XVII, pour la reine, pour madame Elisabeth? Rien, – продолжал он одушевляясь. – Et croyez moi, ils subissent la punition pour leur trahison de la cause des Bourbons. Les souverains? Ils envoient des ambassadeurs complimenter l"usurpateur. [Государи! Я не говорю о России. Государи! Но что они сделали для Людовика XVII, для королевы, для Елизаветы? Ничего. И, поверьте мне, они несут наказание за свою измену делу Бурбонов. Государи! Они шлют послов приветствовать похитителя престола.]
И он, презрительно вздохнув, опять переменил положение. Князь Ипполит, долго смотревший в лорнет на виконта, вдруг при этих словах повернулся всем телом к маленькой княгине и, попросив у нее иголку, стал показывать ей, рисуя иголкой на столе, герб Конде. Он растолковывал ей этот герб с таким значительным видом, как будто княгиня просила его об этом.
– Baton de gueules, engrele de gueules d"azur – maison Conde, [Фраза, не переводимая буквально, так как состоит из условных геральдических терминов, не вполне точно употребленных. Общий смысл такой: Герб Конде представляет щит с красными и синими узкими зазубренными полосами,] – говорил он.
Княгиня, улыбаясь, слушала.
– Ежели еще год Бонапарте останется на престоле Франции, – продолжал виконт начатый разговор, с видом человека не слушающего других, но в деле, лучше всех ему известном, следящего только за ходом своих мыслей, – то дела пойдут слишком далеко. Интригой, насилием, изгнаниями, казнями общество, я разумею хорошее общество, французское, навсегда будет уничтожено, и тогда…
Он пожал плечами и развел руками. Пьер хотел было сказать что то: разговор интересовал его, но Анна Павловна, караулившая его, перебила.
– Император Александр, – сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, – объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация, освободившись от узурпатора, бросится в руки законного короля, – сказала Анна Павловна, стараясь быть любезной с эмигрантом и роялистом.
– Это сомнительно, – сказал князь Андрей. – Monsieur le vicomte [Господин виконт] совершенно справедливо полагает, что дела зашли уже слишком далеко. Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.
– Сколько я слышал, – краснея, опять вмешался в разговор Пьер, – почти всё дворянство перешло уже на сторону Бонапарта.
– Это говорят бонапартисты, – сказал виконт, не глядя на Пьера. – Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.
– Bonaparte l"a dit, [Это сказал Бонапарт,] – сказал князь Андрей с усмешкой.
(Видно было, что виконт ему не нравился, и что он, хотя и не смотрел на него, против него обращал свои речи.)

Что такое Пролетариат? Значение и толкование слова proletariat, определение термина

1) Пролетариат - (от лат. proktarius - неимущие) - англ. proletariat; нем. Proletariat. Соц. класс, лишенный собственности на средства производства, единственным источником существования к-рого является продажа собственной рабочей силы.

2) Пролетариат - (от лат. proletarius - принадлежащий к неимущему слою граждан в Др. Риме) - обществ. класс, характеризующийся отсутствием какой бы то ни было частной собственности на средства производства и продажей собственной рабочей силы за заработную плату. Возникает в условиях разложения и кризиса феодального об-ва в рез-те разорения мелких производителей - крестьян и ремесленников, их пролетаризации. В капиталистич. об-ве П. становится наиболее многочисленным трудящимся и эксплуатируемым классом, антагонистом буржуазии (см.). Развитие крупного капиталистич. производства - предпосылка высокой организованности П., его единства, общности интересов. Научно-технич. прогресс в рамках капитализма, эволюция капиталистич. обществ. отношений ведут к глубокому расслоению П., поляризации интересов различн. его групп. Жизненный уровень П. в индустриально развитых странах существенно повышается в рез-те подъема экономики и успехов демократич. движений. Возникают новые формы связи П. со средствами производства через участие в доходах, акционерном капитале и др. В современных условиях термин " пролетариат " иногда используется как синоним термина " рабочий класс " , но чаще - как обобщающий для обозначения сложной совокупности его разнородных слоев и отрядов, для подчеркивания историч. преемственности и единства его интересов. В современной социологии этот термин применяется редко. Лит.: Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907. Ф.Р. Филиппов.

3) Пролетариат - (нем. proletariat от лат. proletarius - обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также - рабочий класс) - социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу. В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в " средний класс " буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." . Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей (Демократический капитализм, Открытое общество) ; б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" (Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм) ; в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. (Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков. А.А. Грицанов

4) Пролетариат - (proletariat) - 1. (Марксизм) класс неимущих чернорабочих, который живет, продавая свою рабочую силу капиталистам в обмен на заработную плату. Условие найма "эксплуататорское", поскольку создаваемая рабочими стоимость увеличивает богатство и власть буржуазии, но наносит ущерб их собственным интересам (см. Прибавочная стоимость; Эксплуатация (и присвоение) . Таким образом, пролетариат осмысливается в антагонистическом отношении к буржуазии, а его эксплуатация и угнетение неизбежны. 2. (В более широком значении в социологии) рабочий класс. См. также Пролетаризация; Класс.

Пролетариат

(от лат. proktarius - неимущие) - англ. proletariat; нем. Proletariat. Соц. класс, лишенный собственности на средства производства, единственным источником существования к-рого является продажа собственной рабочей силы.

(от лат. proletarius - принадлежащий к неимущему слою граждан в Др. Риме) - обществ. класс, характеризующийся отсутствием какой бы то ни было частной собственности на средства производства и продажей собственной рабочей силы за заработную плату. Возникает в условиях разложения и кризиса феодального об-ва в рез-те разорения мелких производителей - крестьян и ремесленников, их пролетаризации. В капиталистич. об-ве П. становится наиболее многочисленным трудящимся и эксплуатируемым классом, антагонистом буржуазии (см.). Развитие крупного капиталистич. производства - предпосылка высокой организованности П., его единства, общности интересов. Научно-технич. прогресс в рамках капитализма, эволюция капиталистич. обществ. отношений ведут к глубокому расслоению П., поляризации интересов различн. его групп. Жизненный уровень П. в индустриально развитых странах существенно повышается в рез-те подъема экономики и успехов демократич. движений. Возникают новые формы связи П. со средствами производства через участие в доходах, акционерном капитале и др. В современных условиях термин " пролетариат " иногда используется как синоним термина " рабочий класс " , но чаще - как обобщающий для обозначения сложной совокупности его разнородных слоев и отрядов, для подчеркивания историч. преемственности и единства его интересов. В современной социологии этот термин применяется редко. Лит.: Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907. Ф.Р. Филиппов.

(нем. proletariat от лат. proletarius - обозначение представителей неимущих социальных слоев в Древнем Риме; также - рабочий класс) - социально-философское, социологическое и политологическое понятие, используемое для обозначения совокупности социальных групп в обществе, лично свободных, но не имеющих собственности на средства производства либо землю, вынужденных в той или иной форме продавать свою рабочую силу. В истории обществоведения вплоть до второй четверти 19 в. П. традиционно трактовался как общность социальных аутсайдеров и маргиналов, неспособных ни к осознанию собственных политико-экономических интересов, ни к консолидации в самоосознающий социальный класс, ни к инициированию конструктивных системных трансформаций социума. Стремительный рост удельного веса П. в социальной структуре общества при капитализме, его тяжелое материальное и духовное состояние как результат перманентного нарастания общественных напряжений фазиса раннего индустриального общества, радикальные по содержанию и силовые по форме репертуары борьбы П. за удовлетворение собственных требований (Западная Европа второй-третьей четверти 19 ст.) результировались в конституировании иных трактовок исторических судеб П. Диапазон последних варьировался от реформистских программ обретения П. гражданских прав в полном объеме с последующим реформаторским преобразованием буржуазного общества в общество социальной справедливости до мессианистских трактовок П. как главного носителя идеи коммунизма и сопряженных волюнтаристских процедур его построения, результатом чего выступит "освобождающий весь мир подвиг". Первым цельным программным документом такого рода явился "Манифест Коммунистической партии" Маркса - Энгельса. Содержание дальнейших полемик по проблеме социально-исторического статуса П. определялось многомерной альтернативой возможных общественно-политических ориентаций как представителей самого П., так и его лидеров: на одном ее полюсе помещались модели классового сотрудничества, предполагающие возможность интегрирования П. в структуры "демократического капитализма" с последующей трансформацией его в " средний класс " буржуазного общества (лидеры европейской социал-демократии конца 19-20 вв.), на другом - социальные программы насильственного тотального разрушения существующего строя пролетарскими массами, организуемыми и направляемыми их собственными вождями (Маркс - Энгельс) либо организацией профессиональных революционеров (Ленин) в ходе "пролетарской революции" и установления "диктатуры П." . Исторический неуспех второй альтернативы был обусловлен рядом социально-экономических трансформаций социума в 20 ст. вкупе с определенными духовными феноменами: а) достижения системы "демократического капитализма" в преодолении глобальных экономических кризисов, в противодействии геополитической экспансии тоталитарных режимов, в сохранении либерально-демократической системы ценностей (Демократический капитализм, Открытое общество) ; б) реальная антигуманная общественная практика социалистических и национал-социалистических режимов в государствах "победившего П." или "победивших трудящихся" (Большевизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Фашизм) ; в) жесткая опережающая критика интеллектуалами Европы и США радикально-силовых репертуаров классовой борьбы П. наряду с опровержением догматов "научного социализма", марксизма и ленинизма (: Арон, Бердяев, Гароди, И. Ильин, Лебон, Поппер, Райх, Ростоу, Фромм, Хайек и др.). Тем не менее возможные сценарии глобального развития планетарного сообщества в 21 ст. (Геополитика) сохраняют определенный потенциал саморазвития программ силового переустройства мирового порядка "в интересах П., трудящихся и угнетенных всех стран" как результата противоборства наиболее развитых постиндустриальных держав ("большая семерка") и государств - их нынешних сырьевых придатков. А.А. Грицанов

член Рабочей партии России

Левые идеи становятся все популярнее в России и в мире. В России настроения сегодняшнего общества, хлебнувшего капитализма, начинают заметно леветь. С ростом приверженцев коммунистической идеи растет и число извращений этой идеи. Извращения встречаются как в виде упрощения, так и в виде туманных наукообразных рассуждений, оказывающихся на поверку ахинеей.

Удивительно, что люди, которые называют себя коммунистами, не понимают или не хотят понять, или не знают, что марксизм‑ленинизм давным‑давно развит в науку (научный социализм) Марксом, Энгельсом, Лениным и их последователями. Давным‑давно выработаны и развиты понятия, ставшие научными, признанными во всем мире не только сторонниками коммунистических идей.

Одним из таких понятий является понятие пролетариата.

На вопрос «Что такое пролетариат?» в 1847 году Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» отвечал так.

Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т.е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века .

Этим первым понятием пролетариата часто пользуются упрощенцы самых разных видов. Вот, видите ли, сказал Энгельс. А вы с Энгельсом спорить будете? Такая формально-логическая постановка вопроса закрывает глаза на развитие понятия. Развитие – это движение низшего к высшему, простого к сложному. Понятие Энгельса 50-х годов 19 века верно для того времени, но оно было развито Лениным теоретически и подтверждено практически, что и доказало его истинность.

В дальнейшем и Маркс, и Энгельс пролетариатом называли класс, не имеющий в собственности средств производства и зарабатывающий продажей рабочей силы , которая есть совокупность физических и духовных потенций, которые всякий раз пускаются в ход при производстве материальных благ. Способность же создавать услуги и духовные блага рабочей силой не называется и не является.

Таким образом, мы видим, что причисление к пролетариату создателей услуг и духовных благ размывает содержание понятия и уводит в сторону от объективной картины.

Говоря о классе, нужно понимать, что это такое. Для этого воспользуемся наиболее точным и выверенным определением В.И. Ленина.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства .

Из этого определения мы видим, что класс – понятие сугубо экономическое, что разделение больших групп людей происходит по экономическим признакам. Классы буржуазии и пролетариата в буржуазном обществе противоположны друг другу, но не могут существовать друг без друга (находятся в единстве), их взаимодействие – в постоянной борьбе, а борьба классов по поводу завоевания и удержания государственной власти и есть политика. Такова диалектика классового общества.

Вернемся к пролетариату.

Ленин указывал, что

только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов .

Здесь нужно отметить не только точное и до сих пор актуальное определение пролетариата, но и то, что в момент написания работы «Великий почин», откуда приведена цитата, диктатура рабочего класса уже осуществлялась на практике и практикой же подтверждалась.

Давайте задумаемся, почему именно «городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие» входят в более точное понятие пролетариата?

Эксплуатации подвергаются все наемные работники, однако долю общественного богатства они получают разную. Например, если коснуться различия наемных работников производительного и непроизводительного труда, то при постоянно действующей общемировой тенденции высвобождения рабочего времени положение первых гораздо хуже, следовательно, заинтересованность в перераспределении высвобождаемого времени и доли общественного богатства должна быть выше. А ведь именно время есть главный и невосполнимый ресурс человека, так как от того, сколько часов в день человек работает, зависит не только то, сколько он произведет продукта, а и то, сколько времени у него останется для восстановления затраченных сил, для общения с семьей и друзьями, для собственного развития.

Одна большая группа людей «именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие», производя все основные материальные блага для общества, т.к. практически все, чем мы пользуемся, произведено промышленным способом, находится в самом невыгодном положении, получает за свой труд с каждым годом все меньшую долю общественного продукта. Эта самая группа заинтересована не только в улучшении условий труда, в более справедливом распределении общественных благ, львиную долю которых они же и создают, но и, как следствие, в развитии самого производства. Рабочий класс – единственный класс, который кровно заинтересован в развитии крупного промышленного производства, которое является основой для новой, более прогрессивной, общественно-экономической формации – коммунизма.

Это вовсе не означает, что представители других классов и слоев являются врагами рабочего класса, среди них есть прогрессивно настроенные граждане, понимающие роль пролетариата и много делающие для организации рабочего движения. Бывает и наоборот, когда рабочие не осознают себя как представителей своего класса и становятся на сторону класса противоположного.

Таким образом, выходит, что глубоко ошибаются те товарищи, которые пытаются вульгаризировать понятие пролетариата, включая в него людей, занимающихся умственным трудом, непроизводительным трудом, лишенных собственности на средства производства. Из размывания, растаскивания, искажения научных понятий вытекает и сумбур в левом движении, который мы сейчас наблюдаем. Одни товарищи образуют некий межклассовый блок и декларируют борьбу за интересы рабочего класса, т.е. только одного из классов, представленных в этом блоке. Другие, откопав пропахшие плесенью книжки Троцкого, несут чушь о всемирной революции, забивая трудящимся головы легкоусваиваемой чушью. Третьи называют Россию империалистической державой и упорно ищут в ней фашизм и т.д. и т.п.

К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т.4, стр. 322-339.

В.И. Ленин, Полн. собр. соч., т.39, с.15.

Там же. с.14.

«Три источника и три составные части марксизма» — Там же, т.23, с.42-48.

Первоначальное значение слова

Латинское слово proletarius имело несколько значений.

Первое значение: proletarius - «производящий потомство» (от лат. «proles» - «pro + alo» - «для + выращивать, воспитывать» ). Аналогичное использование в других сочетаниях: proles postuma - отпрыск, потомок, детище, дитя; proles futurorum hominum - род, потомство; proles ferrea - племя, раса; proles equitum peditumque - молодёжь. Также proles упетреблялось для обозначения мужских половых органов - яичек или мужской силы вообще.

Второе значение: proletarius sermo - «простонародный».

И, наконец, третье значение, давшее начало описываемому в статье термину: proletarius civis - это римские граждане, по системе Сервия Туллия (центуриатной системе) стоявшие по имущественному цензу ниже граждан V класса, то есть с имуществом менее, чем в 10000 ассов (по другим данным - менее чем в 1500 ассов). Такое их название в обществе объяснялось тем, что единственное значение пролетариев для государства выражалось в производстве потомства - будущих граждан Рима. Другое их обозначение было capite censi , то есть в списках граждан они фигурировали с обозначением только их частноправовой самостоятельности (caput). Первоначально пролетарии были свободны от военной службы и податей, однако, позднее они в случае необходимости зачислялись в войска, преимущественно во флот. Для несения ими военной службы был установлен особый ценз, сперва в 4000 ассов, с г. - в 1500, а когда цензоры стали налагать подушный налог (tributum) и на пролетариев, минимум имущества для взимания подати и отправления военной службы был определен в 375 ассов. Комплектация римского войска из пролетариев стало обычным делом со времён Мария . В случае поступления на военную службу пролетарий получал от государства оружие - щит и меч. Участие пролетариев в государственной жизни было весьма ограничено: они составляли при подаче голосов в комициях всего одну центурию из 193, учрежденных Сервием Туллием.

Многие пролетарии в поисках источников пропитания составляли клиентуру влиятельных лиц и занимались оказанием им мелких услуг, восхвалением и рекламированием их, а одновременно - давлением на них с целью получения средств к существованию, которые выделялись пролетариям в качестве социальной помощи неимущим и средств для решения социальных проблем.

Устаревшее русское толкование

Маркс соотносил их с «современными рабочими», но не отождествляет их с ними. В отличие от обычных рабочих «пролетариат должен… конституироваться как нация, он сам пока ещё не национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия» . К пролетариям относятся не только те, кто является рабочими заводов и фабрик (индустриальный пролетариат по Л. Троцкому), но и «пролетарии умственного труда», в том числе работники нематериального производства, то есть и те лица, вынужденные жить своим трудом, которые «только тогда и могут существовать, когда находят работу» . Буржуазная конкуренция и научно-технический прогресс приводят к тому, что в ряды пролетариев «опускаются» мелкие промышленники, торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне; они сплачиваются общностью своего положения и проходят различные стадии развития, организуясь в социальный класс .

Скульптура И. Шадра «Булыжник - оружие пролетариата»

Согласно К. Марксу, пролетарии по своему происхождению враждебны буржуазии, поэтому развитие буржуазного общества автоматически формирует своего могильщика . Коммунистическая идея Карла Маркса состоит в том, что для выхода из своего положения пролетарии должны «подняться до положения ведущего класса нации» и стать гегемонами , захватив власть путём коммунистической революции и насильно отменив буржуазные права и свободы через диктатуру пролетариата и замену буржуазного государства ассоциацией пролетариев, называемой коммунистическим обществом, которой и будут принадлежать все блага. Для осуществления этого коммунистического перехода, как объяснял Ф. Энгельс (в письме от 24.03.1891) «…нам нужен ещё более быстрый ход революции в способах производства, больше машин, больше вытеснения рабочих, больше разорения крестьян и мелких буржуа…» чтобы «произошла революция в головах рабочих масс» и их можно было увлечь в коммунистическую революцию. Перспективы развития пролетариата, таким образом, состоят в том, что когда развитие буржуазного общества приведёт к созданию высокомеханизированного и автоматизированного производства и обычные рабочие будут вытеснены из сферы производства, пролетарии, как гегемоны революции, возглавят социальную борьбу и установят диктатуру пролетариата для замены буржуазного общества коммунистическим, где пролетарии будут сами потреблять все блага прогресса. Эти перспективы возможны только в странах с развитым индустриальным производством и мощным рабочим классом, которые и являются местами приложения сил коммунистических партий, организованных вождями пролетариев для организации их действий и воспитания «офицеров революции».

Литература

  • Маркс Карл, Энгельс Фридрих , «Манифест коммунистической партии»
  • Даль В. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. М.: 1882, т. III, стр. 493

Примечания

Ссылки

  • Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А. - В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пролетарии" в других словарях:

    - (лат. proletarii от proles потомство, т. е. неимущий, имеющий только потомство), в Др. Риме по реформе царя Сервия Туллия низший неимущий слой граждан; с 1 в. деклассированные слои общества … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. proletarii) в Древнем Риме класс граждан, по бедности не способных платить налогов и освобожденных от военной службы; служил обществу только тем, что производил потомство (proles). Co времени Маркса так называют неимущих рабочих;… … Философская энциклопедия

    Англ. proletarians; нем. Proletarier. 1. В Древнем Риме низший неимущий слой граждан; деклассированные слои общества. 2. Наемные рабочие, лишенные орудий и средств производства. см. ПРОЛЕТАРИАТ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Пролетарии - (от лат. proletarius принадлежащий к неимущему слою граждан; англ. proletarian) 1) в Др. Риме (согласно реформе, приписываемой римскому царю Сервию Туллию) граждане, находившиеся по имущественному цензу ниже граждан V класса … Энциклопедия права

    - (лат. proletarii, от proles потомство) 1) в Древнем Риме по реформе, приписываемой царю Сервию Туллию (См. Сервий Туллий) (6 в. до н. э.), граждане, не включенные в состав пяти классов, или разрядов, римской общины по имущественному… … Большая советская энциклопедия

    - (proletarii) в римской центуриатной системе класс граждан, стоявший по имущественному цензу ниже граждан V класса, т. е. с имуществом меньше чем в 10000 ассов (по друг., меньше чем в 1500 ассов). Они назывались так потому, что значение их в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (лат. proletarii, возможно от proles потомство) 1) В Др. Риме согласно реформе, приписываемой рим. царю Сервию Туллию, граждане, не имевшие имущественного ценза, выставлявшие в нар. ополчение одну центурию и имевшие один голос в комициях (из 193) … Советская историческая энциклопедия

    - (лат. proletarii, от proles потомство, то есть неимущий, имеющий только потомство), в Древнем Риме по реформе царя Сервия Туллия низший неимущий слой граждан; с I в. деклассированные слои общества … Энциклопедический словарь

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»