Как правильно читать мантры чтобы вселенная услышала вас. Мантры

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

5 (100%) 1 vote

Это наставление великого ламы может показаться слишком простым, но именно потому же для большинства людей недоступно постижение природы ума — это слишком просто, это слишком близко к нам, чтобы мы могли понять её величие.

И, в общем-то, с тибетскими мантрами дело обстоит точно так же. Не так давно кто-то мне пытался втолковать, что мантры нужно переводить на русский язык, чтобы понимать, что практикуешь.

Калу Ринпоче (1905 - 10 мая 1989) - тибетский буддийский лама традиции кагью, мастер медитации. Один из первых тибетских учителей буддизма на Западе.

Перевод и такое «понимание смысла» — это всего лишь концепции. К практике мантраяны они не имеют отношения.

Важна вера, дающая преданность и открытость, которые, в свою очередь, позволяют развернуться действию мантры в поле наших сил и дать проявиться в нашем уме качествам бодхи.

⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷

Тибетские мантры. Функция мантр

Мантры несут силу, очищающую ум от ошибок и загрязнений; благодаря ей подлинная природа становится очевидной. Поэтому они чрезвычайно полезны.

Возьмем для примера шестислоговую мантру Авалокитешвары ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ.

Каждому слогу в ней соответствуют определенные силы: они закрывают двери к перерождению в шести мирах сансары;

удаляют шесть базовых мешающих эмоций:

гнев,

жадность,

неведение,

привязанность,

ревность и гордость;

позволяют существам обретать шесть видов мудрости;

они ведут к совершенной практике шести парамит, и так далее.

Эти необычайные качества мантры из шести слогов описаны самим Буддой и Гуру Падмасамбхавой.

История как Тибетские мантры помогли. Авалокитешвара, муж людоедки

Давным-давно в Индии жила людоедка. Из-за ее кармических тенденций ее аппетит был столь велик, что она никогда не могла удовлетвориться съеденным. Пытаясь насытиться, она убила неслыханное количество людей, съела их плоть и выпила кровь.

Чтобы отвратить ее от такой жизни, Авалокитешвара решил родиться на Земле и стать ее супругом. Он принял форму людоеда, женился на людоедке и стал жить с ней в мире.

Пока жена алчно искала пропитание, он повторял шестислоговую мантру. Первое время людоедка не обращала на это внимания, но позднее требовательно спросила:

«Ты все время бормочешь неразборчивые слова. Какая от них польза? »

«Для меня они очень полезны, – ответил Авалокитешвара .

– Благодаря им я никогда не голоден и чувствую себя хорошо».

Людоедка не могла понять, как звуки могут утолять голод, но она доверяла мужу и потому решила, что мантра все-таки поможет унять ее алчность. Она стала подражать Авалокитешваре и вскоре избавилась от мучившего ее желания есть все больше и больше.

Более того, благодаря мантре она увидела, как в уме возникают незнакомые чувства – сострадание и любовь. Позднее она даже поняла истину пустоты и смогла вступить на путь Пробуждения.

Все это произошло единственно под влиянием мантры сочувствия, несмотря на то, что женщина понятия не имела о смысле или духовной роли этой мантры.

Если мы не знаем, как медитировать, даже простое повторение мантры Авалокитешвары принесет огромное благо.

⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷

Будды и Бодхисаттвы передают мантры, используя звуки и слова санскрита. Они видят в нем самый совершенный язык на свете, высший по отношению к остальным.

Поскольку звучание играет важную роль в использовании мантр, тибетцы никогда не переводили их на свой язык, лишь передавали санскритские звуки при помощи тибетской транскрипции.

Так звуки сохранили духовную силу заключенную в санскрите и в изначальной форме мантр.

⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷

Легкие и полезные тибетские мантры

Вероятно, ваша ситуация такова, что вы физически устаете от работы и других занятий. Многим не хватает свободного времени на то, чтобы тело могло служить практике Дхармы, поскольку ум, непрестанно размышляя над тем, что еще необходимо сделать, не находит возможности медитировать .

Но у каждого человека иногда обнаруживается пространство для повторения мантры ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Так можно обрести нечто, имеющее большую ценность, с глубокими результатами, на благо нам и другим существам.

Говорят, что, когда животное слышит, как мы ее произносим, вскоре оно обретет человеческое существование, а затем непременно достигнет состояния Будды. Если повторять ее, дуя на золу, оставшуюся от кремации умершего человека, вскоре он освободится от страданий низших миров и будет продвигаться к Просветлению.

Эти результаты не требуют даже медитации. Этот эффект называется «освобождением благодаря слушанию или видению».

Лишь слушая мантру или видя ее написанной, обретаешь развитие.

Давайте доверять мантре. Давайте позволим телу заниматься своей работой, уму – своей, и в то же время будем повторять шесть слогов, даже не сосредотачиваясь на их значении. Так мы очистим много кармических завес и достигнем Освобождения.

Говорится также, что, когда мы произносим мантру Авалокитешвары, ветер, касающийся нашего тела, заряжается благословением и затем несет его к животным; касаясь их, он засевает в их умах семя, ведущее к состоянию Будды.

Влияние мантр широкое и мощное. Но здесь мы можем лишь поверхностно коснуться этой темы.

Те же, кто хочет изучать ее подробно, должны обратиться к специальным трудам (например, авторства Будды или ), посвященным природе мантры и ее пользе. Следует ознакомиться также с тантрическими текстами, в которых объясняется сила мантр, принадлежащих Йидамам.

Вкратце, эти звуки даруют великое очищение и столь же великое накопление заслуги и мудрости.

⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷⩷

О чем мы сдержанно молчим

Некоторые люди Запада, как я уже говорил, думают, что мантры суть не что иное, как звуки без значения, что их повторение есть пустая трата времени и что намного лучше – медитировать.

Правда то, что мантры используют только звук. Но иногда медитация не служит вообще ничему, даже на том тонком уровне проявления, каким является звук. Тогда она пробуждает еще меньше качеств, чем мантра, и в результате, медитируя, мы ничего не создаем.

Недостаток информации о произнесении мантр обусловлен двумя факторами:

1) незнанием функции и полезности мантр, описанных Буддой;
2) недостаточным пониманием драгоценного человеческого существования, смерти и непостоянства, закона кармы и несовершенной природы сансары.

Если у человека есть определенное знание Дхармы, но много лени, повторение мантры окажется для него трудным занятием.

Калу Ринпоче, Самье Линг, март 1983 года

Тибетские мантры видео

Есть три основных пути повторения мантры: громкое повторение, повторение шепотом и повторение мантры в уме.

Для начинающих самым легким способом достижения концентрации является громкое повторение. Громкое пение помогает быстрее дисциплинировать мысли, вспоминать, визуализировать символы . Громкое повторение нейтрализует звуки, которые могут помешать вам. Это не означает, что вы должны повышать голос до такой степени, что это будет приносить беспокойство вашим соседям или близким.

Не прерывайте дыханием мантру на полуслове. Повторяйте мантру на выдохе. Правильно поставленное дыхание помогает достичь успеха в работе со словами силы. Спокойное, ритмичное дыхание успокаивает ум и чувства и пробуждает внутренние силы организма. Повторение мантры можно сочетать с дыхательными упражнениями (пранаямой).

Следите за правильным произношением мантры, за четкой артикуляцией. Необходимо быть очень внимательным, чтобы произносить мантру как следует, не искажая ее звучания и не глотая слова. Нередко мантру произносят невнимательно, перескакивая через слова или прибавляя лишние слоги. Повторение лучше производить бодро. Бодрое повторение означает произнесение не слишком быстрое и неразборчивое, но и не медленное, с паузами между словами.

Получив достаточный опыт громкого повторения мантры, вы можете успешно практиковать и повторение шепотом, но если ваш ум очень беспокоен, то будет трудно повторять мантру шепотом.

Мысленное повторение наиболее трудно. Только если утихнут все другие мысли, возможно мысленное повторение. В противном случае ваш ум будет размышлять только о чувственных объектах, и вы не сможете успешно и продолжительно практиковать такой вид техники. Во время громкого повторения мантры ум может отвлекаться. Язык может повторять, а ум будет занят совсем другими мыслями. Мысленное повторение не дает такой возможности, хотя и в этом случае беспокойные мысли будут стремиться завладеть умом. Вход, через который мысли проникают в ум, закрыт, когда повторяется мантра. Ум заполняется вибрацией мантры. Когда вы повторяете мантру вслух, следите, чтобы ум также повторял мантру; так вы совместите обе техники повторения.

Всяческие , сонливость, лень, нетерпение и чувственные объекты являются помехами для успешного повторения мантры в уме. Мысленное повторение подготавливает ум к медитации. Медитация достигается только в результате долгой и напряженной практики в течение нескольких лет. Необходимо огромное терпение. Начинающие же часто приходят в уныние, если оказывается, что после пяти дней практики они не достигают медитации.

Чтобы быстрее достичь контроля над умом, надо использовать различные методы повторения мантры. Повторяйте шепотом и громко, повторяйте в уме. Повторяйте всегда, куда бы вы ни шли и чем бы ни занимались. Пусть мантра постоянно вибрирует в вашем сердце, уме, теле, в ваших нервах.

Всегда лучше произносить на том языке, на котором они были созданы. Даже если их не понимают. Существует связь между словами, значением, силой, ритмом и музыкой слов, а перевод разрушает эту связь. Музыка существует не для того, чтобы ее понимали, а для того, чтобы ее чувствовали. Даже когда она сопровождается словами, наиважнейшими являются все-таки сила, ритм и чувство. Конечно, еще лучше, когда они сливаются воедино, но чувство ценится больше.

Каждая мантра благотворно воздействует на того, кто ее поет, и даже когда вы не поете, один только факт, что они звучат в вас, приносит вам благо, потому что они в вас вибрируют.

Очень важная формула, как нужно относиться к Святому Имени, повторять Святое Имя.

(из лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами)

манах-самхаранам шаучах
маунам мантрартха чинтанам
авьяргатвам анирвидо
джапасампати хетавах

(Бхактивинод Тхакур “Пратхама-йама Садхана Бхаджана” Бхаджана-рахасьи, т.33). Эта формула приводится также Санатаной Госвами в “Хари-бхакти-виласе”.

1. Манах-самхаранам . Это рецепт или формула, где дается шесть элементов правильного повторения мантры, шесть советов, каким образом нужно повторять мантру. И первое, манах-самхаранам – манах-самхаранам, манах что значит? Ум, манах-самхаранам - значит я взял и собрал ум в кулак, самхаранам - я его собрал воедино. Иначе говоря, сосредоточенность, сосредоточенный ум, об этом мы слышали.

Первое условие – человек должен постараться максимально сосредоточить свой ум. Это значит, что он должен, при возможности, при любой возможности повторять Святое Имя в обществе преданных, потому что это самый лучший способ сосредоточить ум.

Кто-то испытывал это на себе? Когда сам по себе один думаешь: “Газету почитать, что ли?! И в газете там столько всего интересного, а это Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе… или телевизор можно включить, можно столько всего сделать! Вдруг мы становимся необычайно деятельными. Вы заметили, что в тот самый момент, когда нужно медитировать, нас охватывает необычайная жажда деятельности, которая пропадает в тот же момент, когда мы перестаем медитировать. Нам хочется столько всего сделать! Столько у нас важных мыслей появляется и важных дел и всего остального. Поэтому первый рецепт: манах-самхаранам, просто возьмите и сосредоточьте свой ум.

2. Шаучам – значит внутренняя и внешняя чистота . Манах-самхаранам шаучам – я сосредоточил свой ум. Можете повторять этот рецепт каждый раз перед мантрой: «Я сосредоточил свой ум и я постарался сделать его максимально чистым». Чистым - значит внешне я чист, мое сознание чисто, я не слишком сонный и из сердца своего я должен сознательно выгнать шесть врагов: вожделение, жадность, гнев, зависть. Если я чувствую, что они пришли в сердце, когда я повторяю мантру, нужно прогнать их, нужно сказать: “Приходите попозже, у нас сейчас неприемные часы. У вас 22 часа для вас, 2 часа для Кришны.” Шаучам - значит нужно выгнать вожделение, гнев, зависть, иллюзию, гордыню из сердца… гордыню тоже очень важно выгнать. Эти две вещи тесно связаны, если ум чист, то тогда он может быть сосредоточенным.

3. Маунам. Молчание. Очень важное качество. Маунам - значит молчание, значит в это время не говорить ни о чем другом, вообще ни о чем другом. Так, манах-самхаранам шаучам маунам мантрартха чинтанам – мантра артха чинтанам - значит размышление о смысле мантры. Мауна нужна для того, чтобы я думал о смысле мантры, и я об этом скажу в самом конце.


4-5. Авьягратва и анирвидах
. Авьягратва - значит не нужно беспокоиться ни о чем, не нужно волноваться ни о чем, оставьте, выбросите все волнения, ничего не нужно, никаких проблем нет, Кришна побеспокоится о вас Сам, все случится как должно будет случиться.

Волнуетесь вы или не волнуетесь, все пойдет своим чередом. Помните, что вы не Бог и это хорошо, это значит, что от вас очень мало зависит. Это на самом деле очень радостное известие для всего мира, что вы не Бог. Беспокоиться ни о чем не надо, Бог позаботится, - всё идет своим чередом.

Авьягратва анирвидах. Анирвидах значит не отчаиваться. Также анирвидах - значит быть спокойным и терпеливым… Мы повторяем, повторяем мантру и результатов не видим, и мы начичнаем отчаиваться, правильно? Кто-то отчаивался? Уже три месяца повторяю мантру, три месяца! Или тридцать лет повторяю мантру и ничего! Не отчаивайтесь, 30 лет, что такое 30 лет по сравнению с вечностью? Анирвидах - значит буквально «не отрекайтесь, не нужно отрекаться», авьягратва и анирвидах. Внутренне нужно с тем же самым энтузиазмом и ясным горячим желанием повторять мантру.

6. Мантрартха чинтанам . Оно имеет несколько елементов. Пять элементов мантрартха чинтанам: Мантра дэватам – это значит, что я знаю, к кому обращается мантра, кто такой Кришна, которого я зову. Это относится к любой мантре. Если человек хочет достичь успеха в мантре, он должен размышлять над смыслом мантры, и есть формула размышления над этим смыслом. Сначала я знаю, к кому я обращаюсь, если это Шива или Рудра, я должен знать, что Рудра девата, к которому я обращаюсь. Если это Кришна, я должен знать, как Он выглядит, какое у Него дхоти, какие у Него глаза, какие у Него волосы. И я знаю, какие мои отношения с Кришной, кто я по отношению к Нему. Мантра дэвата - и кто я по отношении к Нему.

Нйаса - значит поставить себя на место. Иначе говоря, зачем я повторяю мантру. Размышление над смыслом мантры: я должен знать, зачем я повторяю мантру, что Кришна защитить меня должен, Кришна должен оградить меня. Я должен помнить о том, что я нуждаюсь в защите, в покровительстве. И ещё я в чем нуждаюсь? Я нуждаюсь в том, чтобы Кришна был мной доволен, я хочу Кришну удовлетворить.

Нйаса - значит я ставлю себя на правильное место, в правильное положение, я повторяю мантру, чтобы Кришна был мной доволен; я повторяю мантру ради Него: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.


Когда этот человек подошел ко мне и говорит: «Ну зачем мы так много повторяем мантру, ну зачем это нужно, ну скажите!» Я ему сказал: «Господь Чайтанйа так хотел.» Он сказал: «Ну, если Он хотел, ну тогда… Ну с Ним я уже спорить не буду.» Я повторяю мантру, потому что Кришна этого хочет, это ради Него. И дальше, Прапатти – я принимаю прибежище у Кришны, у того, кто находится в этой мантре, я принимаю защиту у Него.

И шаранагати - значит, что я крошечная джива, которая скитается здесь в материальном мире. Мы напоминаем себе: мне крыша нужна, защита, я маленький, я очень крошечный.

И, наконец, последнее – это атма-ниведана – все, что есть у меня кому принадлежит? Кришне принадлежит. И я кому принадлежу? Я тоже Ему принадлежу.

Это мантрартха чинтанам, как размышлять над смыслом мантры:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама,Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Что такое мантры? Википедия говорит так: Мантра — священный текст в индуизме, буддизме и джайнизме, как правило, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантра в переводе с санскрита означает: «орудие осуществления психического акта», «стих», «заклинание», «волшебство». Другими словами, мантра — это очень сильный инструмент, который воздействует на сознание и подсознание человека, очищая их. Причем, в отличие от молитвы, мантры действуют даже тогда, когда вы в них не верите.

Можно сказать, что чтение мантр настраивает на определенное состояние, поэтому и жизнь начинает меняться. Остается лишь выбрать необходимые в данный период жизни мантры. Так, существуют лечебные мантры, есть мантры процветания, богатства, любви, удачи, успеха, мантры знаний и просветления и множество иных мантр. Мантры читаются только на санскрите. При этом, очень важно точное повторение звуков.

Сколько раз читать мантры?

Эксперты подчеркивают, что читать мантры необходимо 3, 9, 18, 27 или же 108 раз. Именно 108 считается наиболее значимым числом повторения мантр. И всегда необходимо стремиться повторять мантры такое количество раз. Некоторые буддисты читают мантры и большее число раз. Но важно всегда помнить, что читать мантры можно любое число раз, кратное 9. И в таком случае мантра уже окажет позитивное воздействие на жизнь. Для того, чтобы не сбиться со счета, хорошо использовать четки.

Одновременно несколько мантр не рекомендуется читать. Гораздо эффективнее выбрать одну, подходящую на данный момент, сосредоточиться на ней и произносить ее до того времени, пока не исполнится желаемое намерение. Самое приятное, что читать мантры можно в любое время. Важно лишь иметь при этом чистые намерения, а также читать постоянно и с радостью.

И начнем мы конечно с «великой мантры, побеждающей смерть».

Махамритьюнджая мантра

Ом Трайамбакам Йаджаамахе

Сугандхим Пушти Вардханам

Урваарукамива Бандханан

Мритйор Мукшия Маамритат.

Махамритьюнджая означает – Великая мантра, побеждающая смерть. Эта мантра очень могущественна – она очищает сознание, устраняет иллюзию и невежество, также она читается при тяжелых болезнях и критических ситуациях.

Перевод с санскрита:

Мантра ганеше

Ом Гам Ганапатае намаха.

Эта мантра убирает сомнения и препятствия.

Женские мантры

В ведической традиции женское начало характеризуется тремя богинями: Лакшми, Сарасвати и Дурга. И считается, что идеальная женщина должна обладать всеми качествами, которые присущи каждой из этих богинь. Настоящая женственность в ведическом смысле складывается из тех аспектов, за которые отвечает каждая из трех богинь. Так Лакшми отвечает за красоту, процветание и удачу. Сарасвати отвечает за мудрость, искусство, речь, творчество и вдохновение. А Дурга отвечает за защиту. Все три аспекта очень важны и друг без друга будут не так эффективны. Например, если у женщины есть красота, но нет мудрости, то она не сможет грамотно распорядиться своей красотой. Если есть достаток и процветание, то нужна и защита для их сохранения. А также, защита нужна и для детей и для чувства собственного достоинства. И конечно же, каждая женщина должна обладать мудростью и вдохновлять своего мужчину на подвиги.

Для того, чтобы развивать в себе нужные качества и получить благосклонность какой-либо из трех богинь, существуют мантры. Используйте их для того, чтобы усилить тот или иной аспект своей женственности.

Мантра Лакшми

Ом Шримм Хримм Климм маха Лакшмае намаха.

Эта мантра дает процветание, богатство, удачу, красоту и женственность. Притягивает деньги.

Мантра Сарасвати

Ом айм Сарасватае намаха.

Мантра усиливает качества аспекта Сарасвати — плавная и красивая речь, мудрость, дарит нужные знания и способность их найти, активизирует правое полушарие мозга. Усиливает творчество, вдохновение и интуицию. Делает женщину по-настоящему интересной. Используйте мантру Сарасвати когда вам нужно выучить языки, сдать экзамен, найти какую-то нужную информацию и т.д.

Мантра Дурге

Ом Дум Дургае намаха.

Используйте мантру Дурге тогда, когда вам нужна защита. Но делайте это только тогда, когда вы точно правы, иначе (если виноваты вы сами) Дурга направит свою защиту против вас.

мантра ом

ОМ является древнейшим звуком, основой всех звуков и вибраций, источником мироздания. Из него происходит все, что доступно нашему восприятию и осознанию. Мантра ОМ гармонизирует все вибрации в теле человека и окружающем пространстве. Почти все священные тексты и мантры начинаются со звука ОМ. Используйте мантры ОМ, когда вам не хватает гармонии с самим собой и окружающим миром. Произносится звук ОМ после полного вдоха, как долгое О…. на выдохе и в конце закрывается звуком М.

Гаятри мантра

Ом Бхур Бхувах Сваха

Тат Савитур Вареньям

Бхарго Девасья Дхиимахи

Дхийо Йо Нах Прачодаяат

Перевод с санскрита (один из вариантов):

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра). Повторение Гаятри-мантры развивает и обостряет проявляющую знание способность в человеке. Тот, кто повторяет Гаятри-мантру регулярно, получает спасение от болезней, защиту от всех бедствий, исполнение всех желаний. Гаятри-мантра — даритель всего, что приносит благо тому, кто повторяет ее с верой.

Послушать Гаятри Мантру в аудиозаписи вы можете в нашей

Есть много способов повторения (рецитации) мантры, которые приводятся в текстах. Во-первых, можно повторять мантру вслух или про себя. Можно повторять мантру, представляя буквы и произнося её в уме или представляя, что буквы сами издают звуки. Приводится много методов работы с мантрами. Но если посмотреть глубже, наша цель в том, чтобы тренировать тело, речь и ум – не только ум или ум и тело. Речь связана с коммуникацией, и она очень важна. Если мы хотим помогать другим, учить их и так далее, нам нужно с ними общаться. Будучи людьми, мы используем речь.

На первом уровне работа с мантрой помогает настроить речь на что-то позитивное. Мы одновременно работаем с телом, речью и умом. Наше тело в определённой позе, и мы представляем себя в виде божества; мы повторяем мантру; и поддерживаем в уме сострадание, ясность или что-то другое.

На более глубоком уровне мантры связаны с дыханием и энергией. С точки зрения буддийского анализа энергия и дыхание очень тесно связаны. Мантра придаёт устойчивый ритм и дыханию, и энергии, которая, вероятно, работает на уровне волн головного мозга. Я думаю, неважно, произносим ли мантру вслух или про себя: в любом случае мы придаём ритм нашей энергии. Я говорю на основе своего опыта, и мне кажется, что эти два способа в равной степени помогают успокоить ум и сделать его немного более острым.

А на глубочайшем уровне мы придаём определённую форму нашему дыханию, а это влияет на энергию. Этот метод позволяет управлять ветрами и энергиями тела, чтобы затем ввести их в центральный канал. Нам нужно придать форму своему дыханию. И с помощью особых мантр и очень продвинутых практик мы вводим ветры в центральный канал, чтобы было легче получить доступ к уму ясного света, который лучше всего подходит для понимания пустотности.

Поэтому, с одной стороны, чтобы придать форму дыханию, нужно произносить мантру вслух, необязательно громко. Конечно, есть разные способы рецитации: можно произносить тихо, громко, напевать и так далее. Но на глубочайшем уровне нам нужно только придать форму дыханию. Это можно сделать, даже если просто шептать мантры. Другим людям необязательно нас слышать.

Обычно рекомендуют шевелить губами и языком, чтобы они двигались в соответствии с «формой» мантры, и произносить вслух, но тихо, чтобы слышать звук могли только мы сами и это никого не беспокоило. Конечно, в монастырях вы услышите, как монахи выкрикивают мантры как можно громче, но с точки зрения теории, которую можно найти в текстах, рекомендуется практиковать втайне от других, просто чтобы придать форму своему дыханию. И вкратце, если мы повторяем мантры про себя, это не делает их менее эффективными: это просто другой метод.

Понять, что такое мантра, очень трудно, намного легче свести её к магическим словам. Более того, тибетцы неправильно произносят санскритские мантры, а монгольское произношение ещё дальше от санскритского. Когда мантры читают китайцы и японцы, вообще невозможно понять, что они произносят. Тогда мы начинаем задаваться вопросом, как это работает, ведь, очевидно, эти люди по-прежнему достигают результата в практике мантр. Его Святейшество Далай-лама рекомендует нам, западным людям, придерживаться санскритского произношения, несмотря на то что тибетцы произносят по-своему. Например, они говорят «Ом Бензасато» вместо «Ом Ваджрасаттва», но это искажение санскрита. Хотя, конечно, многие тибетские ламы предпочли бы, чтобы западные ученики произносили так же, как они. Так что всё зависит от учителя.

Получая посвящение, мы принимаем на себя обязательство повторять мантры. Можно повторять их в транспорте или где угодно – необязательно во время формальной сессии медитации. Хорошая ли это идея повторять мантры в течение дня? Прежде всего, важно практиковать Дхарму не только в спокойной обстановке, например в комнате для медитации. Смысл Дхармы как раз в том, чтобы мы могли практиковать её в повседневной жизни и не разделять свою жизнь на две части: на подушке для медитации я один человек, а в повседневной жизни – совершенно другой. Так что можно повторять мантры всегда и в любое время.

Конечно, в общественных местах, например в транспорте, не нужно произносить их вслух. Не нужно доставать малу (чётки), всем показывать и использовать её при повторении мантры. Эту практику необходимо хранить в секрете. Если вам совершенно необходима мала, чтобы сосредоточиться, держите её в кармане, когда вы не одни. Мы говорим в первую очередь об обычных людях, мирянах, а не о монахах и монахинях.

Необязательно всегда подсчитывать количество мантр. Иначе можно было бы просто считать, и необязательно было бы повторять мантру. Смысл мантры в том, чтобы сосредоточиться на определённом состоянии ума, например на сострадании в практике Ченрезига или на ясности ума в практике Манджушри. Определённо, когда вы повторяете мантру, старайтесь поддерживать то состояние, которое ей соответствует.

Мы можем изучать множество визуализаций, связанных с практикой разных мантр. Их также можно практиковать, в том числе в общественных местах, например, когда мы едем в метро. Конечно, если вы делаете что-нибудь, что требует внимания и связанно с риском для здоровья, например работаете под напряжением, лучше сосредоточиться на том, что вы делаете и не отвлекаться на визуализацию.

Но важно помнить: только на очень продвинутом уровне завершённой стадии мы сможем создавать энергии-ветры, связанные, например, с глазами, и тогда мы будем видеть образы будд с помощью зрительного сознания. До этого, какой бы визуализацией мы ни занимались, мы продолжаем с помощью зрительного сознания видеть обычные формы вещей, а визуализация происходит в ментальном сознании, то есть одно как бы накладывается на другое. Переходя дорогу, вы не теряете из виду происходящее вокруг.

Вы не могли бы ещё раз объяснить, зачем повторять мантры, помимо того, что мы принимаем обязательство?

Ман в слове «мантра» – это сокращённое манас , что означает ум, а тра происходит от санскритского слова «сохранять», «защищать». Это традиционное объяснение. Мантра нужна для того, чтобы защищать ум от негативных мыслей. Это один уровень: вместо того чтобы думать плохо о других, мы повторяем мантру Ченрезига, и это помогает поддерживать памятование о любви и сострадании. Это защищает ум.

На самом обыденном уровне, если у нас в голове «заедает» одна и та же песня или музыка и мы не можем от неё избавиться, лучше всего защитить свой ум, направив вербальную энергию на повторение мантры. Это может быть не только песня, но и неуправляемые мысли, например беспокойство по ночам и так далее. Используйте эту вербальную энергию, повторяя мантру.

На более глубоком уровне, как я сказал, звук мантры придаёт форму нашему дыханию, а это придаёт форму тонким энергиям. Есть так называемая ваджрная рецитация, где мы совмещаем дыхание со звуками ОМ, АХ и ХУМ. А в самых продвинутых практиках мы придаём форму своему дыханию и тонкой энергии, а затем растворяем их в центральном канале, чтобы защитить ум на самом глубоком уровне, получив доступ к его самому тонкому уровню ясного света.
Даже особые достижения в практике часто можно обрести, овладев тонкими энергиями и придав им форму. Это делается с помощью мантры. Речь идёт об особых способностях, таких как экстрасенсорные и сверхъестественные силы, которые нужны для помощи другим, а не для показухи или чего-то подобного.

Таким образом, с помощью мантры можно достичь разных целей.

Имеет ли смысл повторять мантру, когда другая часть ума думает о чём-нибудь другом?

Это лучше, чем вообще её не повторять. Во всяком случае, вы что-то делаете, даже если, повторяя «Ом мани падме хум», думаете о футболе. Но разумеется, лучше сосредоточиться.

Как лучше всего повторять мантры – с визуализациями или особыми мыслями?

Есть разные способы – громко, тихо, про себя, а также визуализируя лишь буквы мантры и не произнося их ни вслух, ни про себя. В крия-тантре представляют, что звук исходит из букв мантры, которые расположены в сердце. Также есть медитация на пустотности звука мантры. Есть много разных практик, связанных с мантрой.

Обычно рекомендуют по крайней мере шевелить губами, сопровождая мантру дыханием, так, чтобы только мы могли слышать звук. Не нужно делать шоу и произносить её вслух, чтобы слышали все окружающие, хотя в некоторых случаях мантры произносят вслух. Скорость зависит от вас. Самое главное – не пропускать ни одного слога. Его Святейшество Далай-лама произносит мантры быстрее, чем кто бы то ни было, кого я слышал в своей жизни, и это касается текстов и всего остального, что он повторяет, но при этом всё совершенно отчётливо.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»