«Синдром войны в заливе» охватывает всё больше американцев. Радиологическое оружие и дети-калеки

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Военная операция США и стран-союзников началась в 2003 году, и чтобы занять иракскую столицу, американцам потребовалось всего 20 дней. Результатом вторжения стало свержение правительства Саддама Хусейна, но изначально для получении поддержки военных действий озвучивались более благородные цели.

Власти США начали вторжение под девизом борьбы с «Аль-Каидой». Так как после терактов 11 сентября 2001 года сферой национальных интересов США впервые в рамках Стратегии нацбезопасности был объявлен весь мир, а по мнению американских властей, террористическую сеть лично поддерживал Саддам Хусейн, Джордж Буш - младший вполне буквально перешёл границы для войны с мировой угрозой.

Позже выяснилось, что «Аль-Каиды» в Ираке нет. Хусейн, создавший прочную систему спецслужб, контролировал всю территорию, и боевики не могли свободно действовать в стране. Зато после падения его режима, по подсчётам правозащитных организаций, количество терактов в Ираке только за первые три года выросло в семь раз. И за самые крупные их них по злой иронии берёт на себя ответственность именно «Аль-Каида».

Ещё одна причина присутствия США в Ираке, ставшая главным аргументом для получения поддержки части международного сообщества, - оружие массового уничтожения. С трибуны Совета Безопасности ООН госсекретарь США Колин Пауэлл доказывал, что Ирак в нарушение резолюций организации имеет ядерное и запасы химического оружия. Это потом, когда ни того, ни другого не нашли, уже пришлось объяснять дезинформацию плохой работой ЦРУ, которое предоставило неточные сведения.

Третий повод - война с тиранией и насаждение демократии - меньше всего годился для начала кровопролитной бойни в тысячах километров от побережья США. Но именно этот довод стал идеальным для полномасштабной медиакампании по поддержке вторжения среди американцев. С экранов и страниц местных СМИ не сходили репортажи об ужасах, происходящих в Ираке при режиме Хусейна.

Радиологическое оружие и дети-калеки

Спустя 13 лет после попытки властей США сделать из Ирака счастливое государство эксперты подвели итоги «благих» начинаний американских демократов.

Бывший глава ООН по правам человека миссии ООН в Ираке Тахер Баумедра рассказал, что к нему поступали данные от большого количества пострадавших от применения некоторых видов радиологического оружия. Данные говорили о том, что в Ираке рождаются дети-калеки, происходят выкидыши и большое количество заболеваний, которые были не характерны для Ирака в прошлом, но появились в результате войны. Он попросил представителей Всемирной организации здравоохранения провести расследование.

«Представители этой организации ответили на мою просьбу, заявив, что не обладают такими полномочиями и подобные действия не входят в круг их задач. На самом деле эти вопросы и составляют суть решаемых ВОЗ задач, так как напрямую касаются здоровья иракского народа. И если агентства ООН находятся на территории Ирака для оказания помощи его народу, то решение подобных задач является основным делом всех этих организаций, и особенно ВОЗ. Однако, к сожалению, все, кто имел отношение к этой проблеме, стремились избежать быть вовлечёнными в её решение, так как она накладывала огромную ответственность. Да и посольство США в Багдаде было не в восторге и не желало, чтобы кто-то говорил о проблеме опасности применения радиологического оружия. Поэтому они делали всё, чтобы представители ООН не поднимали этой проблематики и не говорили о ней в любых средствах массовой информации», - пояснил бывший глава ООН по правам человека миссии ООН в Ираке.

Бывший чиновник также объяснил, почему добиться от США компенсаций не представляется возможным.

«Как только мы поставим эту проблему в правовое поле, то сразу поймём, что война в Ираке незаконна и является прямой агрессией, так как разрешение на её проведение не было санкционировано СБ ООН. Любые военные действия, ведущиеся вне рамок Устава ООН, считаются агрессией. Агрессия предусматривает предоставление компенсации за причинённый ущерб, но только в том случае, если проигравшей стороной является сторона-агрессор. Но так как сторона-агрессор победила в этой войне, то очень трудно будет добиться принятия резолюции против неё. К сожалению, сторона-агрессор - великая держава, постоянный член СБ ООН, и принять против неё резолюцию не представляется возможным», - подытожил экс-глава ООН по правам человека миссии ООН в Ираке.

Политика сокращения численности населения мира

То, что действия американцев в Ираке привели в внушительному росту числа заболеваний среди местных жителей, подтверждает и доцент экологической инженерии из ОАЭ Сауд аль-Аззауи. Независимые иракские и иностранные исследователи посетили больницы Басры и установили, что доля раковых заболеваний увеличилась в 17 раз по сравнению с показателем 1991 года.

«Независимые исследователи, такие как наш коллега Крис Басби, доказали, что в косичках и волосах женщин, которые родили детей, страдающих от подобных заболеваний и генетических отклонений, были частицы урана. Уран был в их теле. И несмотря на то, что США отрицают использование урана во время Иракской войны, они на самом деле использовали соединения урана и титана при изготовлении различных видов боеприпасов, пусть даже это называлось очищенным ураном», - заявил учёный.

По словам Сауда аль-Аззауи, США попытались прямо и косвенно воспрепятствовать расследованию международными организациями проблемы загрязнения в Ираке. Именно поэтому многие поначалу не поверили в то, что Ирак пострадал от такого серьёзного уровня загрязнения. Учёный сравнил уровень загрязнения в Ираке и Косово.

«В результате проведения независимых европейских исследований было установлено, что уровень загрязнения, причинённый косовским конфликтом, составляет всего 2,5% от аналогичного показателя загрязнённости в ходе Иракской войны. Таким образом, масштаб загрязнённости, вызванной конфликтом в Косово, относительно невелик», - пояснил эксперт.

У США накопилось огромное количество радиоактивного мусора. Отходы скапливаются в американских атомных реакторах. Вместо того чтобы избавиться от него - а на это нужно потратить миллиарды долларов - по словам учёного, американцы «превратили этот мусор в оружие». США противостоит международное сообщество, Генеральная ассамблея ООН, а также европейские и международные организации со всего мира, которые выступают против использования данных видов вооружений. Но американские власти отрицают факт негативного влияния такого оружия и препятствуют проведению глубинных исследований, которые могут доказать обратное, считает эксперт.

«Если бы в Ираке удалось провести такие исследования под эгидой международных организаций, они бы подтвердили, что именно использование такого оружия явилось причиной множества раковых заболеваний и генетических отклонений в стране. Но США не позволили провести исследования на должном уровне. Поэтому специалисты в страхе были вынуждены ограничиться поверхностными и незавершёнными исследованиями. Вторая причина заключается в том, что они хотят, чтобы население нашего региона начало вымирать. Использование этого оружия позволяет реализовать так называемую политику сокращения численности населения мира. Эта политика ставит во главу угла вопрос «Как предотвратить увеличение численности населения в мире». Данная политика действительно имеет место», - говорит Сауд аль-Аззауи.

США - «двигатель» политических процессов в Ираке

Несмотря на вывод американских войск, США до сих пор присутствуют в Ираке. Такое заявление сделал член независимой комиссии по правам человека в Ираке Дахам аль-Аззауи.

«США всё ещё здесь и являются «двигателем» политических процессов в Ираке», - уверен эксперт из Багдада.

По его словам, доказательств преступлений множество. Они зафиксированы сотнями иракских и международных организаций, о них сообщали СМИ. Кроме того, в 2005 году одна из американских правозащитных организаций получила от иракских пленных, прибывших в США, жалобы и претензии в связи с тем, что они подвергались пыткам. Правозащитники обратились в американский суд.

«Американский судья Габриэль Росли отказался принять иск под предлогом того, что подобные дела не в компетенции суда, поскольку касаются преступлений, совершённых за пределами США. Зрители наверняка понимают, что причина неприсоединения США к Международному уголовному суду кроется в том, что они хотят обеспечить судебную неприкосновенность своих военных на международном уровне», - высказался член независимой комиссии по правам человека в Ираке.

«Большой Ближний Восток»

Бывший представитель Ирака при ООН Мухаммад ад-Дури уверен, что оккупация страны, которая началась 13 лет назад, была не единственной целью американских властей. Так называемый план по созданию «Большого Ближнего Востока», который меняет границы государств региона и облегчает доступ к национальным богатствам ближневосточных стран, близок к реализации, считает бывший чиновник.

«Как вы знаете, был разработан грандиозный план не только в отношении Ближнего Востока, но и почти всего арабского региона, от Марокко до Омана. Это план перекраивания карты всего региона, новый Сайкс-Пико. Думаю, что сейчас ситуация стала предельно ясной, и хотим мы этого или не хотим, но идём этой дорогой - дорогой к переделу территории, начертанию новых государственных границ. На мой взгляд, американский план может быть реализован. Мы всё ближе к моменту создания курдского государства, трёх или четырёх малых государств на территории Ирака, возможно, других государств, например, в Ливии, Йемене и так далее. Они (американцы. - RT ) уверены, что их план так или иначе будет выполнен, сегодня или завтра. Сегодняшний американский план - это всё тот же прежний план, который до сих пор не был претворён в жизнь в силу ряда геополитических и геостратегических причин, имеющих отношение к региону. Я считаю, что план Байдена (вице-президент США. - RT ) по созданию «Большого Ближнего Востока» будет в любом случае претворён в жизнь. Ирак был только предпосылкой, началом, а сейчас мы приближаемся к завершению», - говорит бывший представитель Ирака при ООН.

Разграбление национального достояния

Хуссейн аль-Шахристани сейчас занимает пост министра образования. В период захвата американскими войсками 9 апреля 2003 года он был министром нефти. Он вспомнил, как солдаты США не защитили достояние страны - Национальный музей древности Ирака в Багдаде. Всемирно известный музей подвергся разграблению. Из его хранилищ исчезли тысячи бесценных исторических и археологических реликвий, относящихся к древнейшей цивилизации шумеров и другим периодам истории Месопотамии, документы и описи были сожжены мародёрами. Музей открылся лишь в прошлом году - спустя 12 лет.

«Вы знаете, что они (американцы. - RT ) вошли со стороны аэропорта, а этот музей был на их пути к Министерству нефти через реку Тигр. Они должны были защитить музей в Аль-Хела, но они его проигнорировали и пошли дольше к Министерству нефти. Я, как иракский гражданин, подчёркиваю своё возмущение и осуждаю действия сил оккупанта - то, что они не взяли на себя ответственность защитить иракские объекты наследия человечества и другие государственные объекты», - заявил министр образования Ирака.

Таким образом, захват нефтяных богатств был одной из целей вторжения США в Ирак, подытожил он.

Треть иракцев уверены, что США поддерживают ИГ

Несмотря на то, что США 13 лет назад начали «войну с терроризмом» в Ираке, на данный момент треть жителей страны считает, что Вашингтон в действительности поддерживает террористов ИГ. Документ подготовлен Офисом генерального инспектора. 40% иракцев уверены в том, что США хотят дестабилизировать обстановку в стране и контролировать природные ресурсы Ирака. В документе также говорится, что жители Ирака не верят в реальное желание США уничтожить «Исламское государство». Если в ноябре 2014 года 38% иракцев позитивно относились к США, то после августа 2015 года, когда США начали наносить авиаудары по Ираку, этот показатель снизился до 18%.

Всего за время войны в Ираке военные потери коалиционных сил составили более 4,8 тыс. человек. Погибли 4,486 тыс. военнослужащих США, 179 военнослужащих Великобритании, 139 военнослужащих из 21 страны мира.

Данные о жертвах среди иракцев разнятся. Американские СМИ называют разные цифры общих потерь Ирака в войне: от 100 до 300 тыс. человек, включая гражданское население. Вместе с тем, по данным ВОЗ, только в период с 2003-го по 2006 год жертвами войны стали от 150 до 223 тыс. иракцев.

«Синдром войны в заливе» охватывает всё больше американцев

Полковник С. Тартаров

В январе 2001 года исполняющим обязанности специального помощника министра обороны США по делам заболевших «синдромом войны в Заливе» (должность учреждена в ноябре 1996 года) был назначен генерал-лейтенант в отставке Дэйл А. Вессер -официальный историограф войны против Ирака. В конце февраля он обнародовал новые данные по этому достаточно запутанному вопросу. Согласно официальной статистике, всего в районе проведения операции «Буря в пустыне» находилось около 697 тыс. американских военнослужащих, 120 тыс. из которых впоследствии обратились за медицинской помощью и прошли обследование (из них 80 тыс. уже после увольнения из вооруженных сил); 90 проц. обследованных были признаны заболевшими, при этом у 80 проц. из них отмечались характерные симптомы - головная боль, слабость, диарея, выпадение волос, расстройства сна, боль в суставах, депрессия, неспособность сконцентрироваться - получившие общее название «синдром войны в Заливе».
Касаясь возможных причин заболевания, Вессер впервые официально признал, что Ирак не применял против сил коалиции ядерное, биологическое или химическое оружие. Ранее активно пропагандировавшуюся версию о поражении личного состава ядовитыми выбросами от горевших нефтяных скважин он также впервые назвал несостоятельной. Заместитель министра обороны по личному составу Бернард Росткер, занимавший в 1996 году должность специального помощника министра обороны по делам заболевших «синдромом войны в Заливе», 12 января 2001 года заявил, что у него и еще ряда военных экспертов есть причины сомневаться в существовании «характерных симптомов».
Росткера поддержал заместитель Вессера доктор Майкл Е. Килпатрик, возглавлявший во время войны исследовательскую группу военных инфекционистов. По его словам, за время операции безвозвратные потери ВС США составили 292 человека, из них 147 были отнесены к боевым потерям (остальные умерли от болезней, бытовых травм, погибли в результате неосторожного обращения с оружием, в автокатастрофах и т. д.). Медицинская помощь в полевых госпиталях была оказана 28 тыс. военнослужащим, из них менее 1 тыс. имели боевые травмы. Из 8 тыс. эвакуированных из района операции по медицинским показаниям 7 тыс. составляли лица с психическими расстройствами, бытовыми и спортивными травмами, беременные (в операциях «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» приняли участие более 26 тыс. военнослужащих-женщин, то есть 17 проц. всех задействованных резервистов или 8,6 проц. общей численности ВС США в зоне Персидского залива). Большое количество пострадавших от стресса Килпатрик объясняет тем, что в зону Персидского залива были переброшены резервисты, не прошедшие специальную подготовку и не успевшие адаптироваться к местным климатическим условиям.
Свою негативную роль сыграло также нагнетание опасности применения противником оружия массового поражения, ожидание значительных потерь. Имевшийся в войсках анализатор боевых отравляющих веществ М8А1, обладая высокой чувствительностью, был способен реагировать на бытовые летучие запахи - парфюмерию, выхлопные газы, гарь и т. д. В результате многочисленных случаев ложного срабатывания прибора у личного состава возникали невротические реакции. Спектрометр ММ-1, установленный на машинах РХБР «Фокс» также оказался неэффективным и требовал длительной специальной подготовки операторов, вследствие чего на всех машинах этого типа он был заменен на новый прибор М21. Кроме того, личному составу выдавались антисектицидные препараты (против змей, ядовитых пауков и т. д.) и бромсодержащие таблетки (как средство предохранения от воздействия отравляющего газа зомана). Примерно у 40 тыс. военнослужащих были выявлены симптомы передозировки этих медикаментов, что явилось следствием нарушения инструкций по их применению. Таким образом, прослеживается желание возложить ответственность за приобретенное во время выполнения боевой задачи заболевание на самих потерпевших. Более того, по заключению института медицины Национальной академии наук США выброс зарина, вызванный подрывом склада иракских химических боеприпасов в н. п. Эль-Хамисия, что в 24 км к юго-востоку от г. Эн-Насирия (склад был взорван военнослужащими американского инженерно-саперного подразделения в марте 1991 года), «не представлял угрозу для жизни». В конце марта 2001 года аппарат Вессера обнародовал очередное заявление, согласно которому уничтожение иракского хранилища боеприпасов в химическом снаряжении в районе Эль-Мусанна самолетами F-117 в ночь на 8 февраля 1991 года также не представляло угрозу для жизни и здоровья американских военнослужащих, так как около 10 кг зарина тогда попали в атмосферу, распространившись на 50 км в юго-восточном направлении, а ближайшее на тот момент американское подразделение находилось в Саудовской Аравии, на расстоянии не менее 388 км от границы распространения ядовитого облака. Сотрудники Вессера также ссылаются на заключение экспертов ЦРУ, касающееся результатов серии бомбардировок иракского арсенала в н. п. Эль-Мухаммадия (в период с 17 января по 24 февраля 1991 года авиация антииракской коалиции совершила 17 налетов на эту цель). Тогда в атмосферу также попало некоторое количество зарина, циклозарина и горчичного газа, но передовые американские части находились на удалении не менее 60 км от места взрыва, что, по мнению экспертов, является безопасной дистанцией. Число опросных листов, разосланных находившимся в зоне распространения облака зарина американцам, достигло, однако, 140 тыс. (в октябре 1996 года численность потенциально пострадавших военнослужащих, то есть находившихся на расстоянии до 50 км от склада, оценивалась в 20 тыс. человек). В то же время доктор М. Килпатрик признал, что многие истории болезни, а также другая медицинская документация, заведенная во время войны в Заливе, бесследно исчезли. При этом он отметил: «Медицина способна определить симптомы появления и развитие, например, диабета, но не в состоянии указать, почему именно у данного пациента возникло данное заболевание».
Одновременно министерство обороны США обнародовало новые данные о результатах расследования причин появления язв на кожном покрове военнослужащих 24-го инженерно-строительного батальона ВМС США 19 января 1991 года. В тот день его личный состав, находившийся в портовом городе Эль-Джубейль (Саудовская Аравия), слышал громкий хлопок и затем видел образовавшееся облако белого цвета. Возникшие у многих военнослужащих язвы тогда связывали с нанесением Ираком ракетного удара, причем ракета была якобы в химическом снаряжении. Вывод комиссии специалистов МО, опубликованный 23 февраля 2001 года, был следующим: «маловероятно». Примечательно, что комиссия, расследовавшая возможность поражения американских военнослужащих химическим оружием во время войны в Заливе, в отношении двух других случаев (ракетный удар по Кувейту 16 февраля 1991 года и «покраснение тела» у группы военнослужащих 19 марта того же года) высказалась более категорично: «Определенно нет». Аналогичные выводы содержатся в выводах специальной комиссии (опубликованы 31 мая 2001 года), расследовавшей многочисленные случаи объявления «химической тревоги» в 11-м артиллерийском полку морской пехоты.
Генерал Вессер заявил, что «нелепо даже думать, что мы могли сами применить подобное оружие, тем более против своих войск». Он также отверг возможность рассмотрения боеприпасов с элементами из обедненного урана в качестве возможной причины «синдрома войны в Заливе». Между тем не секрет, что вооруженные силы США в ходе операции «Буря в пустыне» массированно применяли танковые и авиационные боеприпасы такого типа. Смертность среди населения Ирака возросла за последние десять лет более чем в 20 раз. По мнению независимых экспертов, данный показатель не может являться исключительно следствием нехватки продовольствия и медикаментов, поскольку, несмотря на блокаду, иракскому руководству удалось отвести угрозу голода, и самые необходимые лекарства в страну поступали, хотя и в ограниченном количестве. Правительство Ирака неоднократно официально обращалось в ООН с требованием расследовать факты радиоактивного заражения местности, подтвержденные независимыми экспертами, а также массовые случаи заболеваний населения с симптомами, аналогичными выявленным у военнослужащих антииракской коалиции. Обращения эти, однако, остаются безответными.

И стратегических ракет. Комиссия действовала до декабря 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа правительства Саддама Хусейна в дальнейшем сотрудничестве. Кроме того, Совет Безопасности ООН ввел воздушные зоны на севере и юге Ирака, в местах компактного проживания курдов и шиитов, в которых запрещались полеты военной авиации Ирака. Патрулирование этих зон осуществлялось американской и британской авиацией.

В январе 1993 года военно-воздушные силы США, Великобритании, Франции нанесли ракетно-бомбовые удары по позициям иракских зенитно-ракетных комплексов на юге страны, представлявших угрозу для союзной авиации. В дальнейшем инциденты в воздушном пространстве Ирака периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число выросло с середины 2002 года. После террористических атак 11 сентября 2001 года правительство США приняло решение об отстранении Саддама Хусейна от власти в Ираке силовым путем, но к конкретным действиям приступило только в 2002 году после свержения режима талибов в Афганистане. С середины 2002 года США начали требовать возвращения в Ирак международных инспекторов. В этом требовании американцев поддержали их западноевропейские союзники, прежде всего Великобритания. Требование возобновления международного контроля над иракскими разработками оружия массового поражения было поддержано в ноябре 2002 года резолюцией Совета Безопасности ООН. В условиях прямой угрозы начала военных действий Саддам Хусейн согласился на возобновление работы специальной комиссии ООН. Международные инспекторы прибыли в Ирак, но не обнаружили следов возобновления производства оружия массового поражения.

В 2002-2003 годах администрация президента США Джорджа Буша предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего с Аль-Каидой. Однако приводимые американцами факты и доказательства были неверными и сфальсифицированными. Совет Безопасности ООН отказался санкционировать применение военной силы против Ирака. Тогда США и их союзники начали вторжение в нарушение устава ООН.
Военная операция против Ирака началась утром 20 марта 2003 года. Она получила кодовое название «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF). В отличие от войны в Персидском заливе 1991 года, войска союзников начали наземное наступление без проведения длительной воздушной кампании. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. Коалиционное командование предполагало организовать вторжение в Ирак с севера с территории Турции. Однако турецкий парламент отказался дать согласие на ввод войск вторжения на свою территорию.

Экспедиционный корпус союзников включал пять дивизий США и Великобритании . Им противостояли 23 иракских дивизии, но они не оказали серьезного сопротивления. Полностью бездействовали военно-воздушные силы Ирака. Уже 9 апреля столица Ирака была взята без боя. Продолжая двигаться в северном направлении, 15 апреля американские войска взяли Тикрит (родной город Саддама Хусейна), завершив активную фазу боевых действий. Иракские города захлестнула волна мародерства; в обстановке безвластия были разграблены многие частные дома, магазины, государственные учреждения. За полтора месяца войны потери коалиции составили 172 человека погибшими (139 американцев и 33 британца).

Интервенты разделили Ирак на несколько оккупационных зон. Север, запад и центр страны с Багдадом контролировались американскими войсками. Населенные шиитами районы южнее Багдада стали зоной ответственности многонациональных сил (Польши, Испании, Италии, Украины, Грузии). На крайнем юге Ирака в Басре дислоцировался британский контингент. Для управления оккупированной страной в конце апреля 2003 года была создана Временная коалиционная администрация (Coalition Provisional Authority). Ее задачей было создание условий для передачи власти новому иракскому правительству. Одним из первых шагов Временной администрации стал роспуск иракской армии и полиции. Специальная группа исследования Ирака (Iraq Survey Group) занималась поиском оружия массового поражения. В 2004 году группа закончила работу, констатировав, что Ирак не располагал оружием массового поражения.

Сразу после формального завершения боевых действий в Ираке развернулась партизанская война. Летом 2003 года шел процесс организации партизанских групп, состоявших поначалу в основном из активистов партии Баас и сторонников Саддама Хусейна. Эти группировки располагали значительным запасом оружия и боеприпасов, полученных со складов иракской армии. Осенью 2003 года партизаны провели так называемое «Рамаданское наступление», совпавшее по времени с мусульманским праздником Рамадан. Партизанам удалось сбить несколько американских вертолетов. В ноябре 2003 года в Ираке погибло 110 военнослужащих коалиции, тогда как в предшествующие месяцы погибало по 30-50 человек. Оплотом партизан стал «суннитский треугольник» к западу и северу от Багдада, особенно провинция Аль-Анбар, где центром сопротивления был город Фаллуджа. Повстанцы вели минометные обстрелы мест дислокации оккупантов, устраивали взрывы на дорогах при похождении военных колонн. Опасность представляли действия снайперов, а также атаки смертников на заминированных автомобилях или с поясами с взрывчаткой.

В августе 2003 года повстанцам удалось взорвать здание посольства Иордании . Среди жертв террористического акта в штаб-квартире миссии ООН в Багдаде оказался глава миссии Сержио Виейра ди Мелло. Большие жертвы понесли итальянские военные в результате взрыва их казарм в Насирии. Ответные операции коалиционных войск были направлены на поиск и задержание руководителей свергнутого режима. 22 июля 2003 года в перестрелке с солдатами 101-й воздушно-десантной дивизии в Мосуле погибли сыновья Саддама Хусейна - Удей и Кусей. 13 декабря в районе Тикрита военнослужащими 4-й пехотной дивизии был арестован сам Саддам Хусейн. Однако спада партизанского движения не произошло, лидерство в движении сопротивления перешло от баасистов к исламистам.

В конце 2003 года лидеры иракских шиитов выдвинули требования провести всеобщие выборы и передать власть демократически избранному правительству. Шииты рассчитывали получить всю полноту власти в стране, традиционно находившуюся в руках суннитского меньшинства. Временная коалиционная администрация рассчитывала в будущем передать власть в Ираке переходному правительству, сформированному на принципе равного представительства всех слоев иракского общества. Такая позиция США вызвала недовольство шиитов. Наиболее радикальный представитель шиитов мулла Муктада ас-Садр выступал за вывод иностранных войск из Ирака, за создание исламистского государства. Под его руководством создавались вооруженные отряды, известные как Армия Махди. В апреле 2004 года шииты подняли восстание на юге страны против оккупационных сил.

Одновременно обострилась ситуация в Фаллудже - центре сопротивления суннитов. Подразделения американской морской пехоты, заменившие ранее дислоцированную здесь 82-ю воздушно-десантную дивизию, практически потеряли контроль над городом. В начале апреля ожесточенные бои шли почти во всех городах Центрального и Южного Ирака. В этот же период произошла серия похищений иностранных специалистов, работавших в Ираке. Похищениями занималась суннитская группировка «Аль-Каида в Ираке», возглавляемая Абу Мусабой аз-Заркави. К концу апреля 2004 года оккупационным силам удалось подавить основные очаги сопротивления. Однако повстанцам удалось сохранить свой контроль в ряде районов страны. В Фаллудже была создана специальная иракская бригада, призванная следить за поддержанием порядка в городе. На этом фоне 28 июня 2004 года Временная коалиционная администрация передала свои полномочия переходному правительству Ирака во главе с премьер-министром Айядом Аллауи. Таким образом, официально заканчивался период иностранной оккупации Ирака. Войска международной коалиции оставались в стране по просьбе нового правительства и в соответствии с мандатом ООН (резолюция Совета Безопасности ООН от 8 июня 2004 года).

По планам Временной коалиционной администрации предусматривалось проведение выборов в Национальную ассамблею, референдум по новой конституции , создание новых органов государственной власти и управления. В конце 2003 года началось формирование новой иракской армии и полиции. Переходное правительство не имело сил для самостоятельного поддержания порядка в Ираке, обеспечения демократических выборов в новые органы власти. Перед многонациональными силами стояла задача восстановления контроля над всеми районами страны. В августе 2004 года войска коалиции сумели подавить сопротивление шиитов на юге. Муктада ас-Садр был вынужден отказаться от вооруженной борьбы и перейти к мирной политической деятельности. Затем войска коалиции подавили сопротивление суннитов в контролируемых ими населенных пунктах. К концу ноября 2004 года американцы окончательно овладели Фаллуджей, лишив опоры суннитское партизанское движение.

Американские власти подвергались острой критике за ведение войны в Ираке, как в самих США, так и во всем мире. В конце апреля разгорелся скандал вокруг издевательств над иракскими заключенными в тюрьме Абу-Грейб. Иракский вопрос занимал заметное место во время президентской предвыборной кампании в Америке. Несмотря на критику, Джордж Буш был переизбран на пост президента США, что означало продолжение оккупации Ирака американскими войсками.

30 января 2005 года в Ираке прошли многопартийные парламентские выборы. В ряде суннитских районов избиратели бойкотировали выборы, но в целом по стране они были признаны состоявшимися. Победу на выборах одержал шиитский Объединенный иракский альянс, набравший 48 % голосов. В апреле было сформировано новое переходное правительство , задачей которого стала подготовка новой конституции страны. 15 октября в Ираке прошел референдум по новой конституции, которая была принята, несмотря на неприятие суннитов. 15 декабря состоялись новые парламентские выборы, на которых победу вновь одержал Объединенный иракский альянс, получивший 128 мест в Национальном собрании. Все суннитские партии получили 58 мест, курды - 53 места. В 2005 году усилия межнациональных оккупационных сил были направлены на пресечение поддержки иракских повстанцев извне. С этой целью американская морская пехота провела ряд операций в приграничных районах с Сирией. Для пресечения участившихся террористических актов в Багдаде была проведена операция «Молния», в которой участвовали более 40 тысяч американских и иракских военнослужащих.

Приход к власти в Ираке шиитов обострил политическую ситуацию в стране. Противостояние иностранным оккупантам отошло на второй план. 22 февраля 2006 года была взорвана шиитская святыня мечеть Аль-Аскария в Самарре. В последующие недели страну захлестнула волна насилия на почве межрелигиозного конфликта, ежемесячно уносившей до тысячи жертв. К октябрю 2006 года около 365 тысяч иракцев покинули места постоянного проживания. 20 мая 2006 года было сформировано постоянное правительство во главе с Нури Малики. 7 июня в результате авиационного удара погиб Абу Мусаб аз-Заркави - лидер организации «Аль-Каида в Ираке», взявшей на себя ответственность за множество террористических актов. В целом американским войскам не удавалось переломить ситуацию в свою пользу, ввод дополнительных воинских контингентов вел только к дополнительным жертвам. Иракская война не пользовалась популярностью в Америке. Ряд суннитских районов не контролировался ни иракским правительством, ни коалиционными силами. В октябре 2006 года суннитская подпольная организация «Совет моджахедов шуры» провозгласила создание Исламского государства Ирак.

Растущая критика действий администрации Джорджа Буша в Ираке привела к тому, что после очередных выборов в Конгресс США в ноябре 2006 года республиканская партия утратила большинство в обеих палатах американского парламента. После этого министр обороны Дональд Рамсфелд , считавшийся одним из главных инициаторов вторжения в Ирак, был заменен на Роберта Гейтса. В конце 2006 года в Ираке был завершен судебный процесс по делу Саддама Хусейна, который обвинялся в массовых убийствах при подавлении восстания шиитов в 1982 году. В ноябре 2006 года он был приговорен к смертной казни и 30 декабря повешен.

В январе 2007 года Джордж Буш выдвинул новую стратегию военной политики США в Ираке, получившую известность как «Большая волна». Он признал, что допустил ошибки в иракском вопросе, отметил, что причинами неудач стали нехватка войск и недостаточная свобода действий американского командования. Новая стратегия предусматривала отправку в Ирак дополнительных контингентов войск. Если раньше американские войска покидали очищенные от боевиков районы, то «Большая волна» предусматривала, что они будут оставаться в них для поддержания безопасности.

В ответ иракские повстанцы объявили о начале своего наступления с целью заставить Джорджа Буша признать свое поражение и эвакуировать американские войска из Ирака. В конце января и начале февраля боевикам удалось сбить несколько американских вертолетов. В марте 2007 года во время визита в Ирак генерального секретаря ООН Пан Гимуна здание, где он выступал, подверглось минометному обстрелу. Весной 2007 года регулярно обстреливалась «зеленая зона» - охраняемый правительственный и дипломатический район Багдада. Межнациональные силы контролировали не более 20 % площади иракской столицы. К июню 2007 года в Багдад прибыла основная часть американских подкреплений, что позволило активизировать борьбу с повстанцами. Операция по зачистке Багдада от боевиков продолжалась до ноября 2007 года.

Одновременно с боями в Багдаде велась кампания в провинции Дияла к северо-востоку от иракской столицы. Иракские повстанцы практически установили контроль над провинциальным центром Баакубой. Американское командование в марте 2007 года было вынуждено перебросить в провинцию дополнительные силы. В результате военной операции в июне-августе 2007 года с участием 10 тысяч военнослужащих, американцы восстановили контроль над Баакубой. В провинции Аль-Анбар американское командование сумело достичь соглашения с руководством суннитских вооруженных отрядов о сотрудничестве, в частности в борьбе с Аль-Каидой. В ответ на прекращение огня местные боевики стали получать денежное вознаграждение, а их руководители - реальную власть на местах. Успех эксперимента подвигнул американское командование на попытки распространить его на другие провинции, что вызвало недовольство шиитского правительства Нури Малики.

Весной 2008 года иракская армия и силы безопасности провели операции по установлению полного контроля над шиитскими регионами Ирака, а затем в Мосуле , который считался оплотом «Аль-Каиды» в Ираке. Во второй половине 2008 года активных боевых действий не велось, хотя в ряде районов страны обстановка оставалась напряженной, продолжались вылазки боевиков и межконфессиональные конфликты. После пика в 2006-2007 годах число крупных террористических актов и вылазок боевиков существенно снизилось. Международные коалиционные силы понесли в 2008 году наименьшие потери с начала войны (320 военнослужащих).

В 2008 году продолжался процесс укрепления иракских сил безопасности и передача под их контроль все новых районов. К октябрю 2008 года под контролем международных сил в Ираке оставались только 5 из 18 провинций страны. 17 ноября 2008 года было подписано соглашение о статусе американских войск в Ираке, которое определяло условия их пребывания в Ираке после истечения срока действии мандата Совета Безопасности ООН (31 декабря 2008). Соглашение предусматривало вывод американских войск из населенных пунктов к июлю 2009 года и полный их вывод из страны к концу 2011 года. В связи с истечением срока действия мандата ООН в конце 2008 года Ирак покинули воинские контингенты большинства стран, участвовавших в многонациональных силах. Кроме американских и британских войск в Ираке оставались воинские подразделения Австралии, Румынии, Сальвадора, Эстонии.

14 декабря 2008 года во время визита Джорджа Буша в Ирак иракский журналист кинул в президента США два своих ботинка, назвав это «прощальным поцелуем от иракского народа». Буш увернулся от обоих ботинков и охарактеризовал инцидент как «признак свободного общества». В течение 2009-2011 годов шел процесс постепенного вывода иностранных войск из Ирака. Летом 2009 года Ирак покинули последние контингенты стран-союзниц США, к 1 августа на территории страны остались только американские и британские войска. К началу августа 2010 года основной контингент американских войск был выведен из Ирака, в стране осталось около 50 тысяч военнослужащих из США, которые занимались обучением и поддержкой местных сил охраны правопорядка. В июле 2011 года из Ирака были выведены последние контингенты британских войск, а 15 декабря 2011 года страну покинули американские войска.

Общая численность американского воинского контингента в Ираке достигала 250 тысяч человек, британского - 45 тысяч. Другие страны были представлены существенно меньшим количеством солдат, иногда чисто символически. Потери американских войск составили 4, 48 тысячи человек убитыми и 32, 2 тысячи ранеными. Межнациональные силы (21 страна) потеряли 317 бойцов убитыми, из них 179 британцев.

20 марта 2003 года объединенные силы США и антииракской коалиции . Официальный Вашингтон первоначально называл военную операцию в Ираке "Шок и трепет". Затем операция получила название "Иракская свобода" (Iraqi Freedom, OIF). Официальный Багдад назвал войну "Харб аль‑Хавасим" — "решающей войной".

Президент США Джордж Буш выступил с обращением по телевидению и объявил о начале военной операции против Ирака.
США заявили, что решение о применении военной силы против Ирака поддерживают 45 государств мира. 15 из них официально не объявляют об этом, но готовы предоставить свое воздушное пространство для ударов по Ираку.

С 8 апреля организованное сопротивление со стороны иракских войск практически прекратилось.

14 апреля 2003 года со взятием Тикрита — родного города Саддама Хусейна — военная фаза операции была завершена .

Активная фаза операции длилась всего 26 дней.

1 мая 2003 года президент Джордж Буш объявил о завершении военных действий и начале военной оккупации.
С завершением OIF война в Ираке не закончилась. Уничтожение вооруженных сил Ирака и свержение Саддама Хусейна стали лишь началом длительного конфликта.
После 2003 года Ирак , унесшая жизни десятков тысяч человек.

В ноябре 2008 года правительство и парламент Ирака из Ирака и регулировании их временного пребывания на его территории.
С начала президентского срока Барака Обамы зимой 2009 года из страны было выведено 90 тысяч военнослужащих, после 31 августа 2010 года численность американского контингента составляла менее 50 тысяч военнослужащих.

31 августа 2010 года президент США Обама выступил с обращением к нации, в котором военной операции в Ираке.

15 декабря 2011 года вблизи Багдада прошла торжественная церемония, посвященная уходу американских военных из Ирака и формальному завершению войны в этой стране. В ходе церемонии министр обороны США Леон Панетта спустил флаг американского контингента в Ираке, что символически .

В операции "Иракская свобода" , наибольшие контингенты были у Великобритании (до 45 тысяч человек), Италии (до 3,2 тысячи человек), Польши (до 2,5 тысячи человек), Грузии (до 2 тысяч) и Австралии (до 2 тысяч).
Максимальная численность воинского контингента США в Ираке достигала 170 тысяч человек.

Всего за время войны в Ираке (данные на конец 2012 года) военные потери коалиционных сил составили более 4,8 тысячи человек. Погибли 4,486 тысячи военнослужащих США, 179 военнослужащих Великобритании, 139 военнослужащих из 21 страны мира.

Данные о жертвах среди иракцев разнятся. Американские СМИ называют разные цифры общих потерь Ирака в войне: от 100 до 300 тысяч человек, включая гражданское население. Вместе с тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, только в период с 2003 до 2006 года жертвами войны стали от 150 до 223 тысяч иракцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Девон ЛарджиоDevon Largio, сотрудник Университета ИллинойсUniversity of Illinois, проанализировал заявления, звучавшие из уст 10 ключевых руководителей США, ответственных за принятие решения о начале войны в Ираке, и вычленил 21 причину, по которой была начата эта война.

Ларджио учитывал речи, прозвучавшие за период с сентября 2001 года по октябрь 2002 года, из уст Джорджа Буша, вице-президента Дика ЧейниDick Cheney, лидера Демократической партии в Сенате США Тома ДэшлаTom Dashle (ныне отошел от политики), влиятельных сенаторов Джозефа ЛиберманаJoseph Lieberman (демократ) и Джона МаккейнаJohn McCain (республиканец), Ричарда ПерлаRichard Perle (в ту пору главы Совета по Оборонной ПолитикеDefense Policy Review Board, одного из наиболее известных неоконсерваторов и "серого кардинала" внешней политики США), госсекретаря Колина ПауэллаColin Powell (ныне не состоит на госслужбе), советника президента США по национальной безопасности Кондолизы РайсCondoleezza Rice (ныне глава Госдепартамента), министра обороны Дональда РамсфелдаDonald Rumsfeld и его заместителя Пола ВолфовитцаPaul Wolfowitz (ныне возглавляет Всемирный БанкWorld Bank).

Причина: Предотвратить распространение оружия массового уничтожения. Ее, по данным Ларджио, озвучили: Буш, Чейни, Дэшл, Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл, Райс, Рамсфелд и Волфовитц.

Запасов оружия массового уничтожения (ОМУ), хранившегося в Ираке до войны 1991 года, хватило бы на то, чтобы уничтожить все населения Земли несколько раз. До войны 2003 года предполагалось, что в арсеналах Ирака может находиться до 26 тыс. литров возбудителей сибирской язвы, до 38 тыс. литров токсина ботулизма, несколько сот тон химического оружия, а также сырье, необходимое для их производства. Считалось, что Ирак может сохранять средства доставки оружия массового уничтожения - сотни авиабомб, тысячи артиллерийских снарядов и ракет, несколько баллистических ракет "Скад", а также смог переоборудовать старые боевые самолеты в беспилотные летательные аппараты, способные доставить биологическое или химическое оружие.

Ныне установлено, что Ирак прекратил развитие программ создания ядерного оружия после 1991 года и тогда же уничтожил свои запасы химического и биологического оружия. Несмотря на то, что Саддам Хусейн надеялся восстановить иракские арсеналы ОМУ, у него не было конкретной стратегии в этом направлении. Ирак сохранил инфраструктуру, которая могла позволить ему достаточно быстро создать химическое и биологическое оружие.

Причина: Необходимость смены правящего режима. О ней говорили те же лица.

Саддам Хусейн постоянно входил в неформальные "хит-парады" самых жестоких диктаторов современности. Он развязал две войны. Ирано-иракская война унесла жизни 100 тыс. иракцев. и 250 тыс. иранцев. Вторжение иракской армии в Кувейт и последовавшая операция "Буря в Пустыне" привели к гибели 50 тыс. иракцев. Хусейн также уничтожил 20-30 тыс. курдских и шиитских повстанцев, в том числе, применив против мирного населения химическое оружие. В Ираке отсутствовали гражданские свободы. Хусейн уничтожал политических противников, в тюрьмах Ирака широко применялись пытки.

Причина: Для борьбы с международным терроризмом. Те же, кроме Дэшла.

Ирак предоставлял условия для подготовки и политическую поддержку многочисленным террористическим группам, в том числе таким как "Муджахеддин Хальк", "Рабочая партия Курдистана", "Фронт освобождения Палестины" и Организация Абу Нидаля. Ирак также предоставлял политическое убежище террористам.

Причина: Ирак нарушил многочисленные резолюции ООН. Те же, кроме Дэшла.

За два десятилетия Ирак не выполнил 16 резолюций Совета Безопасности ООН.8 ноября 2002 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию N1441, в которой сказано, что Ирак должен разоружиться под угрозой "серьезных последствий". Эта резолюция стала продолжением резолюции N687, принятой в 1991 году, которая обязывала Ирак обеспечить полное и окончательное раскрытие всех аспектов его программ по созданию оружия массового уничтожения и баллистических ракет дальностью более 150 км. В 1998 году Совет безопасности ООН издал особую Резолюцию N1205, в которой Ирак осуждался за нарушение резолюции N687 и других подобных резолюций СБ. Однако Ирак далеко не единственная страна мира, которая не выполняет или не полностью выполняет решения Совета Безопасности.

Причина: Саддам Хусейн - жестокий диктатор, виновный в убийствах мирного населения. Причину озвучили: Буш, Чейни, Маккейн, Перл, Пауэлл, Райс, Рамсфелд и Волфовитц.

Причина: Потому что инспектора ООН, ответственные за поиски иракского оружия массового уничтожения, столкнулись с противодействием Ирака и не смогли выполнить свои задачи. Авторы аргумента: Буш, Либерман, Маккейн, Пауэлл, Райс и Рамсфелд.

Инспектора ООН действовали в Ираке на протяжении семи лет - с мая 1991-го по август 1998 года, когда Ирак отказался от проведения дальнейших проверок. Многократно власти Ирака оказывали противодействие инспекторам. Тем не менее, "охотничьи трофеи" инспекторов были достаточно солидными. Были уничтожены ракеты дальнего радиуса действия и пусковые установки и запасы химического оружия. Инспекторам ООН понадобилось четыре года, чтобы обнаружить иракскую программу создания биологического оружия. До сентября 2002 года все попытки вернуть инспекторов в страну наталкивались на сопротивление руководства Ирака, настаивавшего на том, что сперва международное сообщество должно прекратить режим экономических санкций против Ирака. Впоследствии, в сентябре 2002 года, инспектора ООН вернулись в Ирак, но иракского ОМУ не обнаружили.

Причина: Освобождение Ирака. Об этом заявляли Буш, Маккейн, Перл, Райс, Рамсфелд, Волфовитц.

Причина: Связи Саддама Хусейна с "Аль Каедой". Аргумент прозвучал в выступлениях Буша, Чейни, Либермана, Перла, Райс и Рамсфелда.

Американская разведка сообщала, что "связным" между Бен Ладеном и Хусейном является некий Абу Мусаб Заркави, который якобы проходил курс лечения в Багдаде в 2002 году. Однако впоследствии выяснилось, что Заркави поддерживал одно из экстремистских движений на территории иракского Курдистана, которое действовало вне пределов контроля Саддама Хусейна. Также сообщалось, что один из террористов, который участвовал в атаках 11 сентября 2001 года, встречался с представителем иракской разведки. Комиссия Конгресса США, расследовавшая причины этих терактов, доказательств этого утверждения не обнаружила.

Причина: Ирак представляет собой угрозу для США. Об этом заявляли Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Волфовитц.

В октябре 2002 года Сенат и Конгресс США разрешили президенту Джорджу Бушу использовать военную силу против Ирака. Администрация США утверждала, что Ирак представляет непосредственную угрозу для США, и поэтому Соединенные Штаты вправе нанести превентивный удар.

В начале 2002 года Национальный Совет по Разведке СШАNational Intelligence Council, пришел к выводу, что Ирак не сможет реально угрожать США, по меньшей мере в течение десятилетия. Во время действия режима международных санкций, Ирак не сможет испытать ракеты дальнего радиуса действиядо 2015 года. Однако при условии, что этот режим будет смягчен, Ирак получит доступ к современным технологиям, он сможет достаточно быстро усовершенствовать свои ракетные арсеналы и, возможно, создать ракеты, способные нанести удар по территории США. Ныне установлено, что большинство иракских ракет дальнего радиуса действия были уничтожены после 1991 года. Однако Ирак пытался развивать свою ракетную программу, особо активизировавшуюся после выдворения инспекторов ООН (1998 год). Саддам Хусейн намеревался создать баллистические ракеты, способные нести боеголовки с оружием массового уничтожения.

Причина: Необходимость разоружения Ирака. Буш, Перл, Пауэлл, Расмфелд и Райс.

Причина: Чтобы завершить то, что не было сделано в ходе войны 1991 года (тогда войска антииракской коалиции во главе с США, разгромили иракские войска, захватившие Кувейт, но не вошли на территорию Ирака). Авторы: Либерман, Маккейн, Перл, Пауэлл.

Причина: Саддам Хусейн представляет собой угрозу безопасности региона. Версия предложена Бушем, Чейни, Маккейном, Пауэллом и Рамсфелдом.

В течение последних десятилетий Ирак принял участие в пяти войнах (трех с Израилем, одной с Ираном, одной в Кувейте), участвовал в огромном количестве приграничных вооруженных инцидентов (в частности, с Сирией и Турцией). Режим Саддама Хусейна проводил крупномасштабные боевые действия по подавлению восстаний национальных и религиозных меньшинств - курдов и шиитов. Кроме того, в годы, предшествовавшие вторжению США, Ирак неоднократно угрожал применить военную силу против соседних государств. Некогда иракская армия считалась сильнейшей армией региона, однако перед началом последней войны она находилась в плохом состоянии.

Причина: Международная безопасность. Об этом говорили Буш, Дэшл, Пауэлл и Рамсфелд.

Причина: Необходимость поддержки усилий ООН. За нее выступали Буш, Пауэлл и Райс.

Причина: США способны одержать легкую победу в Ираке. Авторы аргумента - Перл и Рамсфелд.

Иракская армия образца 2003 года, по оценкам Международного Института Стратегических ИсследованийInternational Institute for Strategic Studies, была на 50-70% менее боеспособна, чем армия 1991 года.Во время войны в Персидском заливе 1991 года было уничтожено примерно 40% иракских вооруженных сил. Восстановить боеспособность своей армии Хусейн не смог. Международные санкции не давали ему возможности получить современное вооружение, экономический кризис в стране привел к тому, что численность иракской армии - некогда одной из крупнейших армий Ближнего Востока - была сокращена, примерно, на 50%. По оценкам Агентства по Контролю за Вооружениями СШАUS Arms Control and Disarmament Agency, на иракского солдата образца 1991 года тратилось на 70% больше средств, чем на иракского солдата образца 2003 года. Результаты известны: если в 1991 году война длилась 43 дня, то в 2003 году об окончании активного периода военных действий было объявлено через 26 дней. В ходе боев с регулярной иракской армией погибло 114 солдат и офицеров антииракской коалиции. Потери иракских вооруженных сил составили, по различным оценкам,4.9 - 11 тыс. убитыми.

Причина: Чтобы защитить мир во всем мире. Джордж Буш.

Причина: Ирак представляет собой уникальную угрозу. Дональд Рамсфелд.

Причина: Необходимость трансформации всего Ближнего Востока. Ричард Перл.

Американские неоконсерваторы, в том числе и Перл, считают, что государства и народы Ближнего Востока чувствуют себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом. Эти народы с ненавистью и завистью смотрят на богатый Запад. Однако, по мнению неоконсерваторов, подобная ситуация стала результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах - давления религиозных фундаменталистов, засилья диктаторов, несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и т.д., которые тормозят нормальное развитие экономики, культуры и т.д. Поэтому, по мнению неоконсерваторов, США и Запад должны занести на Ближний Восток "семена демократии". Создание подлинно демократического иракского государства способно вызвать "цепную реакцию" и полностью изменить весь регион.

Причина: Необходимость повлиять на государства, которые поддерживают террористов или пытаются получить оружие массового уничтожения. Ричард Перл.

Этот аргумент был подтвержден на практике. После падения режима Саддама Хусейна, ливийский диктатор Муаммар Каддафи согласился уничтожить и, частично, передать США свои запасы оружия массового уничтожения и полностью прекратить работу над программами создания ОМУ.

Причина: Саддам Хусейн ненавидит США и попытается воплотить свою ненависть во что-то конкретное. Джозеф Либерман.

Саддам Хусейн неоднократно делал антиамериканские заявления, антиамериканизм в Ираке являлся государственной идеологией. в том числе, использовал "нефтяное оружие" - он приостанавливал экспорт иракской нефти, чтобы "наказать" США. В 1993 году иракские спецслужбы организовали неудавшееся покушение на экс-президента США Джорджа Буша-старшего, руководившего США во время войны 1991 года. Ныне считается, что Саддам Хусейн был более всего заинтересован в укреплении своей репутации на Ближнем Востоке и сдерживании давнего врага Ирака - Ирана.

Причина: Сама История призывает США сделать это. Автор заявления: президент США Джордж Буш. 03 Ноября 2005 Washington ProFile


Больше важных новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»