Уроки импровизации. Уроки импровизации — домашнее задание

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Так считает Патрисия Мэдсон - преподаватель Стэнфордского университета, глава калифорнийского центра «Созидательная жизнь» и автор книги «Уроки импровизации». Ее советы помогают научиться принимать решения мгновенно и с наибольшей пользой для дела. Мы предлагаем вам 7 уроков из ее книги.

Урок 1. Соглашайтесь . Речь не о бездумном поддакивании в ответ на любые предложения. Если дело касается важных для вас вещей, вы, скорее всего, не задумываясь, выберете лучшее, и это правильно. Однако там, где выбор не принципиален, «да» лучше, чем «нет» и чем на выбор. Сколько возможностей для нового вы закрыли, говоря «нет», даже не попытавшись выяснить, что интересного для вас приготовила жизнь?

«Говоря «да», мы можем избежать очень большого греха - блокирования. Зачастую мы блокируем не только окружающих, но и самих себя. «Я плохо рисую, поэтому зачем мне этим заниматься? И вообще, с чего я взяла, что могу стать художником?»

Урок 2 . Не нужно готовиться. Если сбор чемоданов портит настроение, предпочтите настроение. Проблема в том, что те, кто мыслями все время находится в будущем, пропускает настоящее. В импровизации же очень важно не упустить момент. Самое трудное в этом правиле - учиться бороться со страхом, что без подготовки у вас ничего не получится. Автор предлагает относиться к предстоящему событию, как к коробке с подарком (судьбы) и верить, что там обязательно что-то есть. Как правило, мы оказываемся готовы к экзамену, а лишние попытки что-то вспомнить только отнимают силы.

«Песни, музыка, картины - любые творческие идеи проходят через человека, но не создаются им».

Урок 3. Присутствие решает все. Намеченные занятия в спортзале могут откладываться до последнего. Поможет одно из правил импровизации - просто придите! Сложные задачи пугают, но просто появиться в том месте, куда вы хотите попасть, ничего не стоит. А оказавшись на месте, еще проще взять в руки штангу, встать на беговую дорожку или сесть на велотренажер.

«Заведите свою жизнь, как машину, газ - в пол и летите к вашей цели. Вы любите своих родителей? Так навестите их. Мечтаете стать писателем - садитесь за стол и пишите».

Урок 4. Начните где угодно. Поиски правильного начала отнимают время, считает Патрисия. Но как только вы приступили - дело можно считать начатым и результаты уже чуть ближе. Трудно начать уборку? Уберите пакет из-под молока в мусорное ведро и поднимите упавшую на пол игрушку.

«Определите свою задачу. Когда вы закончите чтение этой книги, отложите ее и сделайте то, что пришло в голову в первую очередь. «Потопить» идею очень просто. Не надо поддаваться этому порыву».

Урок 5. Будьте посредственным. Мы устаем от того, что И чем сильнее мы напрягаемся, тем хуже результат. При этом, что бы мы ни делали, всегда найдется то, что сделано лучше. Да и опасность ошибки тоже всегда существует. Поэтому нам просто надо убедить себя в том, что наши результаты имеют право на существование.

«Если перед вами стоит ответственная задача, подойдите к ее решению в обычном рабочем режиме так, словно вы не стремитесь никого поразить. Делайте то, что вам кажется естественным, простым и очевидным».

Урок 6. Смотрите фактам в лицо. Это правило помогает в бессчетном количестве случаев, поскольку мы только и делаем, что пытаемся сбежать от реальности. Нам не нравятся люди с их непонятными для нас характерами, события, к которым мы не привыкли, любые новые реалии. Мы не знаем, как с этим работать, общаться и жить. А импровизатор просто принимает все таким, как есть.

«Импровизацию можно сравнить с умением кататься на велосипеде, горных лыжах и доске для серфинга. Эти виды спорта характеризуются непредсказуемостью. Все меняется каждую секунду. Чтобы не упасть, мы должны постоянно балансировать».

Урок 7. Пожалуйста, ошибайтесь . Автор не считает, что ошибок надо избегать. Как преподаватель она даже просит студентов совершать ошибки сознательно, чтобы Масса открытий науки и техники были совершены как раз в тот момент, когда исследователь ошибся.

«Нам представляется, что после каждой нашей ошибки ряд судей с каменными лицами поднимают таблички с баллами, как после выступлений спортсменов-фигуристов. Было бы неплохо пересмотреть подход общества к ошибкам, которые совершенно естественны для людей и даже могут привести к положительным результатам».

В личной жизни уметь импровизировать еще важнее. Как научиться выходить из жестких рамок в отношениях, смотрите в нашем видео.

Теперь уроки импровизации можно получить не только в профессиональной актерской школе, но и из книги «Уроки импровизации» издательства «Манн, Иванов и Фербер», основанной на тридцатилетнем опыте выдающегося преподавателя актерского мастерства.

«Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить» — размышления над страницами книги Патрисии Мэдсон.

Перефразируя поэта Константина Симонова, можно сказать, что книги пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

Книга Патрисии Мэдсон, выпущенная недавно издательством «Манн, Иванов и Фербер», безусловно полезна, а оптимизм, благожелательность и стремление к доброте, которыми пронизаны страницы книги, позволяют мне назвать ее прекрасной.

Учим уроки импровизации

Уроки импровизации от Патрисии Мэдсон внешне мало похожи на учебное пособие. Тем не менее, и даже более того, её можно назвать «инструкцией к применению».

Каждая глава («правило») заканчивается коротким перечнем рекомендаций.

Но главное, пожалуй, в том, что многие мысли автора вызывают у читателя какие-то собственные ассоциации, сравнения, размышления. Заставляют оценить свои собственные привычки, правила поведения, методы работы.

Во время чтения книги читатель невольно пытается представить себя учеником Патрисии и по-новому взглянуть на свои жизненные проблемы и ситуации.

«Уроки» нельзя просто «выучить». Нужно научиться применять правила в жизни. И этот процесс начинается уже во время чтения.

Кому нужны уроки импровизации?

Большинство из нас много времени уделяет и даже своего свободного времяпровождения.

И это правильно: как в наше суетное время без планов, задач и регламентов?

П.Мэдсон утверждает, что «Сегодня мы стали рабами собственного инстинкта планирования. Для многих из нас забота о завтрашнем дне является единственно возможным способом существования. Мы планируем все до деталей. Мы составляем длинные списки, переживаем или бесконечно теоретизируем о том, когда нам надо что-то предпринять. Самое главное в нашей жизни - это безопасность. Кажется, мы окончательно потеряли способность видеть свежим, незамыленным взглядом и предпринимать то, что заставляет нас выходить из зоны комфорта».

При этом генетически мы запрограммированы на органическое взаимодействие с окружающим миром, на живую реакцию, на импровизацию.

Чарльз Дарвин писал: «На протяжении долгой истории человечества (и животного мира) выживали те, кто научился наиболее эффективно сотрудничать и импровизировать».

Нам предлагается вернуться к нашим природным способностям, «начать жить, дыша полной грудью, осуществлять свои мечты, исследовать что-то новое и, рисуя, смело выходить за контуры».

Как это сделать?

Импровизация -это метафора, путь, система, поведение, и научиться ей может каждый. Начните жить спонтанно. И тогда вы сможете легко урегулировать конфликт с начальником, успокоить капризного ребенка и адекватно реагировать на любые сюрпризы, которые готовит вам судьба.

Патрисия утверждает, что «хорошие навыки импровизации пригодятся всем: бизнесмену, предпринимателю, студенту вуза, рабочему, домохозяйке, художнику, врачу, да и любому, кто ищет работу».

«Откуда есть пошли» уроки импровизации?

Патрисия Мэдсон многие годы преподает актерское мастерство в американских ВУЗах.

Она была удостоена высшей университетской награды за выдающиеся достижения в преподавательской деятельности - премии Ллойда Динкельшпиля (Lloyd W. Dinkelspiel Award).

Кроме того, Мэдсон преподает в Институте Эсален, в Калифорнийском институте трансперсональной психологии, а также участвует в работе программы для аспирантов Стэнфордского университета.

На протяжении десяти лет она была американским координатором Школы традиционных японских искусств оомото, расположенной в г. Камеока.

Эту книгу Патрисия Мэдсон писала больше 20 лет. Уроки базируются на практическом опыте обучения в группе Stanford Improvisors («Стэнфордские импровизаторы»), которая бала организована ею в 1991 году.

«Столпами» используемых ею методов импровизации она называет преподавателя театрального дела профессора Кита Джонстона и специалиста по японской психотерапии Дэвида Рейнольдса.

Замечу, что японские приемы и традиции, примеры из восточной философии, буддийские притчи часто используются в книге, наряду с приемами актерской импровизации.

Мое восприятие уроков импровизации

Мне было легко осваивать материал книги не только потому, что написана она в простой и понятной форме.

Дело в том, что многие принципы, подходы, рекомендации Патрисии Мэдсон в том или ином виде мне знакомы и используются на практике.

Некоторые приемы являются для меня проверенным инструментом действия в тех или иных жизненных ситуациях. Просто мне не приходило в голову использовать этот термин — «импровизация».

Но как раз это и было для меня особенно привлекательным. Я практически не спорил с автором по сути конкретных мыслей. Мне не приходилось что-то преодолевать в своих представлениях, «врубаться» в тему.

И вместе с тем, многие привычные вещи увиделись в новом свете. У многих приемов высветились дополнительные грани.

А главное: очень полезные и практичные советы выстроились в единую целостную систему самосовершенствования, систему личностного роста.

Поясню эту мысль о своем личном восприятии на свежем примере.

Так получилось, что чтение (изучение, поглощение) книги по времени совпало с довольно драматическими событиями в моей личной жизни.

В начале июня 2014 года в Горном Алтае произошло невиданное каких не было последние 50 лет.

Мой домик в селе Манжерок попал в зону стихийного бедствия. Весь участок был затоплен полутораметровым уровнем паводковых вод, цокольный этаж до самого потолка был залит водой.

Мы с женой три дня и три ночи провели на верхних этажах «осажденного» дома с тревогой наблюдая за подъемом воды.

После того, как Катунь вернулась в свои берега, взорам предстала В затопленном этаже безнадежно испорчены холодильник, стиральная машина, мебель, разный прочий скарб.

В сарае пропал весь электроинструмент, необходимый для деревенской жизни: бензопила, циркулярка, дрели и проч.

Весь участок покрыт 10-сантиметровым слоем ила и грязи, так что грядки, клумбы (творение моей жены) и стриженый газон (мои 6-летние труды) погибли.

Помимо большого объема работы по ликвидации последствий стихийного бедствия и соответствующих финансовых затрат, встала проблема психологического плана: где найти душевные силы на восстановления того, что было создано за несколько лет?

Решение возникло как бы само собой: не восстанавливать утраченное в прежнем виде, а все создавать по-новому!

По-существу, мы решили реализовать новый проект, учесть все прежние ошибки, претворить в жизнь то, что давно хотелось сделать.

Сейчас большая часть работ по «восстановлению народного хозяйства» уже выполнена. Получается очень даже неплохо. В ближайшее время я опишу результаты своих непосильных трудов.

Но главное не в этом. Создавать новое всегда интересно. В процессе работы появляются новые идеи, есть возможность проявить фантазию, вдохновиться новыми результатами.

Кто бы мог подумать, что ликвидация последствий стихийного бедствия может быть увлекательным и даже веселым занятием?

Занимаясь этим делом и выбирая время для знакомства с книгой Патрисии Мэдсон, я вдруг увидел, что мое спонтанное решение точно укладывается в «уроки импровизации»!

Не стану подробно анализировать ситуацию, но читатель увидит эти соответствия уже из самих названий «уроков».

Кое что об уроках импровизации

Не думаю, что в одной статье можно сколько-нибудь внятно изложить все содержание этой содержательной (простите за каламбур) книги.

Приведу только название глав — уроков.

  • Первое правило. Соглашайтесь
  • Втрое правило. Не нужно готовиться
  • Третье правило. Присутствие решает все
  • Четвертое правило. Начните где угодно
  • Пятое правило. Будьте посредственным
  • Шестое правило. Внимательность
  • Седьмое правило. Смотрите фактам в лицо
  • Восьмое правило. Не сбивайтесь с курса
  • Девятое правило. Цените подарки
  • Десятое правило. Пожалуйста, ошибайтесь
  • Одиннадцатое правило. Действуйте прямо сейчас
  • Двенадцатое правило. Заботьтесь друг о друге

В приведенном выше личном примере, я интуитивно действовал в соответствии с правилами вторым, четвертым, седьмым, десятым, да, пожалуй, и тринадцатым!

Патрисия Мэдсон предупреждает, что эта система не распространяется на все исключительно обстоятельства. Мы не можем совершенно исключить планирование из нашей повседневной жизни.

Мы должны заранее позаботиться о своей пенсии, спланировать отпуск и предварительно заказать авиабилеты. Мы не можем пустить на самотек важные мероприятия, например, свадьбу. Нет необходимости продолжать перечень «планируемых» мероприятий и дел.

Беда в том, что мы очень мало места в нашей жизни оставляем эмоциональным решениям, спонтанным действиям, импровизации.

В оригинале книга Патрисии Мэдсон называется так: «Improv Wisdom: Don’t Prepare, Just Show Up» , что, вероятно, можно перевести примерно так: «Мудрость импровизации: Не нужно готовиться и пыжиться — просто начни!»

Уроки импровизации — домашнее задание

Пересказывать содержание книги, как уже было отмечено выше, занятие бесполезное.

Для того, чтобы понять, нужна ли Вам эта книга, на мой взгляд, важно проникнуться самой философией Патрисии Мэдсон.

Надеюсь, что этому поспособствуют отдельные рекомендации из разных глав.

  • Слово «да» - это мускул, который надо тренировать, чтобы вселить оптимизм и надежду.
  • Дайте возможность себя удивить.
  • Придите, прибегите, припрыгайте туда, где вам нужно быть.
  • Чтобы куда-либо прийти, не нужно никакой мотивации.
  • Используйте ритуалы для того, чтобы начать какой-либо процесс.
  • Все начала хороши, выбирай на вкус.
  • Начните с очевидного.
  • Как только вы начали действовать, стоящая перед вами задача упрощается.
  • Не стремитесь быть совершенным.
  • Осмельтесь быть скучным.
  • Этот момент уже не повторится. Цените его.
  • Не стоит бороться с реальностью.
  • Принимайте людей такими, какие они есть.
  • Бессмысленных импровизаций не бывает.
  • Во всем, чем мы занимаемся, заложен смысл. Даже в самых незначительных вещах.
  • Если вы не попадаете в цель, цельтесь точнее.
  • Важны даже самые незначительные действия. Все, что мы делаем, может помочь другим.
  • Пусть «спасибо» станет вашей мантрой.
  • Если вы не ошибаетесь, значит, вы не развиваетесь.
  • Напортачили? Это уже в прошлом, поэтому думайте о том, что сделаете дальше.
  • Совершайте ошибки уверенно и не унывайте.
  • Суть импровизации - это действие.
  • Действуйте, чтобы понять, что делать дальше.
  • Попробуйте делать что-либо не так, как обычно, и это поможет вам увидеть действительность новыми глазами.
  • Доброта спасет в условиях кризиса и хаоса.
  • Дарите себя людям.
  • Всегда превращайте позитивные мысли в слова и действия.
  • Чтобы подарить доброту, не нужна причина.
  • Научитесь находить радость во всем, чем вы занимаетесь, включая самые будничные заботы.
  • Научитесь превращать занятие в игру. Игра - необходимая предпосылка развития человека.
  • Если что-то вам не по вкусу, измените свой вкус.
  • Сделайте что-нибудь для веселья и удовольствия.

Доставьте себе удовольствие — прочтите книгу Патрисии Мэдсон

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

Патрисия Мэдсон
Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить

Improv Wisdom:

Don"t Prepare, Just Show Up


Издано с разрешения Crown Archetype, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Random House LLC и литературного агентства Synopsis


© Patricia Ryan Madson, 2005

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. OOO «Манн, Иванов и Фербер», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Сделай себя сам

Тина Силинг


Призвание

Кен Робинсон


Найти свое призвание

Кен Робинсон и Лу Ароника


Разожги огонь!

Даниэлла Лапорт


В этом году я…

М. Дж. Райан

Посвящается моей матери Виржинии Райен (1920–1998), которая всегда говорила только «да», а также моему мужу и партнеру по импровизации Рональду Мэдсону

Я бесконечно благодарна студентам, которые в течение сорока лет посещали мои занятия и пробовали все сумасбродные вещи, которые я им предлагала. Благодаря вам у меня самая лучшая работа в мире – учителя



Даны человеку два вида ума,
Один в детстве пуст, как бродяги сума.
В него набирает он цифры и факты,
Уменья и нужные в жизни контакты.
Туда, как щенок, он таскает из книжки
Объедки теорий, идеек отрыжки.
И эту помойку коллекционеры,
Частенько считают фундаментом веры.
Там древних и новых наук мешанина,
Ослам интеллекта привычна мякина.
С подобным умом можно вырасти в мире,
Начальником стать в позлащенном мундире.
Хорошая память на скопище данных
Продвинула вверх легион бесталанных.
И с этим умищем ты можешь свободно
Гулять по науки полям плодородным,
Богатые знания там пожиная…
Но есть интеллекта и форма иная1
Перев. Б. Буттаева, https://www.stihi.ru/avtor/charu

Джелаладин Руми2
Мавлана Джалаладдин Мухаммад Руми, известный обычно как Руми или Мевляна (1207–1273), – выдающийся персидский поэт-суфий. Прим. ред.

Предисловие к русскому изданию

Наблюдая по телевизору за соревнованиями зимней Олимпиады в Сочи, я думала: «А ведь россияне – такие же жители нашего быстро меняющегося мира, как и мы. Пожалуй, им тоже пригодится эта книга». Темп жизни на нашей планете ускорился за десять последних лет, прошедших со времени первого издания этой книги в США. У всех прибавилось забот. Сегодня решать многие проблемы приходится мгновенно – такова обратная сторона распространения мобильных телефонов, ноутбуков и планшетов. Во многих ситуациях делать выбор теперь сложнее, так как его вариантов стало гораздо больше. Даже заторы на дорогах переносить стало еще мучительнее. Столько всего нужно сделать, а времени больше не становится.

Возможно ли в таких условиях составить подробный план на всю жизнь и строго его придерживаться? Если вы уже пытались сделать это, то знаете, что эта стратегия не работает. Даже если такой план у вас есть, его все время приходится менять в силу вмешательства непредвиденных обстоятельств. Жизнь непредсказуема и текуча, она постоянно меняется. Бо льшую часть условий внешнего мира мы контролировать не в силах – например, погоду, экономику, даже настроение членов нашей семьи. И мир не перестает нас удивлять. Что же нам делать? Как можно без лишнего стресса отправляться на встречу с новым днем? Те выводы, к которым приводят исследования такого явления, как импровизация, подскажут нам, как вести себя в такие непостоянные времена.

Предложенная в книге подборка рекомендаций прошла долгий путь с тех пор, как я впервые представила ее аудитории Стэнфордского университета. С ними познакомились жители Великобритании, Германии, Тайваня, Кореи, Японии, Италии, Китая, Мексики и Южной Америки. Теперь ими могут воспользоваться и русскоязычные читатели.

Хорошие навыки импровизации пригодятся всем: бизнесмену, предпринимателю, студенту вуза, рабочему, домохозяйке, художнику, врачу, да и любому, кто ищет работу. Это важная составляющая профессиональной подготовки сотрудников полиции и пожарных служб, которые обычно действуют в критических ситуациях. Дизайнеры с помощью этого умения создают новые продукты.

Очень много людей может извлечь выгоду из импровизации, потому что она предлагает очень простой жизненный подход. Будьте позитивными. Скажите миру «да». Не сражайтесь с реальностью, а примите ее. Будьте изобретательны. Помогайте другим трудиться и осуществлять мечты. Работайте в команде. Это весьма простая подборка правил. В них нет ничего необычного. Это просто здравый смысл, к которому сегодня обращаются все реже.

Мы привыкли полагаться на заумные схемы и инструкции, когда нужно что-то сделать. Советы же из этой книги очень просты. Она предлагает вам внимательно оглядеться по сторонам и приметить больше деталей в обычном мире, окружающем вас каждый день. Еще она учит тому, что допускать ошибки не только допустимо, но и полезно. Ошибка не враг! Порой она может подсказать вам верный путь к решению насущной проблемы.

На прошлой неделе я забыла купить картофель на обед, так что пришлось импровизировать. Заменив его кукурузой, я приготовила очень вкусную поленту, которую подала вместе с курицей. Блюдо вышло просто объедение! В современной жизни часто возникают ситуации, когда «планы» нас подводят и нужно импровизировать в последнюю минуту. Научившись этому искусству, вы сможете жить с улыбкой, которую не сотрут с вашего лица даже допущенные ошибки.

Мне очень лестно представлять себе эту книгу в руках, карманах и портфелях россиян. С чувством радости я дарю вам ее в надежде, что все ваши импровизации приведут к большому успеху!

Патриcия Мэдсон

Вступление

Когда мне было одиннадцать лет и мы жили в Ричмонде, штат Вирджиния, мама купила мне раскраску по номерам, на которой был изображен ветвистый клен. Я была в восторге от шелковистых кистей, шероховатого холста и масляного запаха красок. Я прилежно раскрашивала, использовала только рекомендованные в инструкции цвета и старалась не вылезать за линии. Картина получилась прекрасной, и папа гордо объявил: «Наша Пэтси – настоящий художник». После этого у меня было очень много других раскрасок по номерам и я неизменно старалась придерживаться границ рисунка.

Раскраски по номерам помогли мне понять стиль жизни, главная заповедь которого была: «Всегда играй по правилам». Используй проверенные методы. Выучи наизусть свои реплики из сценария. Копируй великих мастеров. И хотя я считала себя художником (точнее, актрисой, потому что тогда играла в театре), я во всем слепо следовала правилам и установкам. В театре с этим просто: тебе дают роль с репликами и твоя задача сводится к тому, чтобы они звучали реалистично. В общем, ничего сложного. Я окончила Университет Уэйна, а затем аспирантуру и получила диплом преподавателя. Следующие три года была актрисой в театре Хилберри (Hilberry Classic Repertory Company) при этом университете. После нескольких сотен выступлений на сцене я стала старшим преподавателем актерского мастерства в Университете Денисона. Я хотела жить нормальной и предсказуемой жизнью, сняла дом на склоне холма в Гранвилле, начала собирать предметы мебели и искусства, а также обзавелась большим числом друзей среди университетских коллег.

Мне очень нравилась моя работа. Зарплата была невысокой, но выплачивалась регулярно, социальный пакет был щедрым, престиж преподавателя – высоким, каникулы – длинными, а социальная защищенность, которая гарантировалась мне как одному из сотрудников небольшого преподавательского коллектива, и уверенность в завтрашнем дне были такими, о которых можно только мечтать. В общем, я была всем довольна и хотела только одного: чтобы университет предоставил мне бессрочный контракт. Я внимательно изучила кадровую политику университета и поняла, что мне надо активно браться за все то, что смогу выигрышно представить в своем преподавательском резюме. Я стала членом комитета по улучшению работы университета, а затем и его председателем. Я была региональным директором программы искусств Нью-Йорка в рамках Ассоциации высших учебных заведений, расположенных в районе Великих озер. Я дружила с «правильными» людьми. Я вела девять групп студентов и неизменно выражала готовность читать лекции и вести семинары для тех, кому необходимы дополнительные баллы. Я начала пользоваться популярностью и на пятый год работы в университете получила поощрение за успехи в преподавательской работе. Мое резюме преподавателя в сочетании с большим опытом и дополнительной работой, которую я вела в университете, выглядело солидно. Собеседование по вопросу о предоставлении мне бессрочного контракта прошло успешно. Я уже готовилась взять ссуду в банке под залог приобретенного дома.

И какой же в итоге я получила ответ? «Мы сожалеем».

В официальном письме мне выразили благодарность за оказанные университету услуги, а также сообщили, что моя преподавательская деятельность «не отличалась интеллектуальной глубиной». Это просто ни в какие ворота не лезло. Разве незадолго до этого я не получила поощрение за успешную преподавательскую работу и вообще не повышала постоянно свой профессиональный уровень? Я делала все «по инструкции». Я рисовала, не вылезая за линии, и делала это хорошо.

В чем же была моя ошибка?

Только в том, что я никогда не рисковала. Я не прислушивалась к своему внутреннему голосу и игнорировала то, что подсказывает мне сердце. Я вспомнила слова Полония из пьесы Шекспира «Гамлет»3
Слова Полония из пьесы Шекспира «Гамлет» (акт I, сцена III). В известном переводе на русский язык Б. Пастернака звучат следующим образом:
Всего превыше: верен будь себе.Тогда, как утро следует за ночью,Последует за этим верность всем.Прощай, запомни все и собирайся.Прим. ред.

: «Будь верен себе». Я могла упрекать себя только в недостатке верности самой себе. Я забыла о том, что жить можно не по сценарию, написанному кем-то другим. Мне надо было прислушиваться и доверять собственному внутреннему чувству. (Скажу больше: много лет спустя я поняла, что надо доверяться чему-то большему, чем собственное «я».)

Я старалась быть достойной бессрочного контракта, но не понимала, что получу его, только прислушиваясь к своему внутреннему голосу. Если человек делает только то, что нравится другим, это не приведет ни к чему хорошему. Никто из тех, кого я по-настоящему уважаю, не ждал ни от кого одобрения и аплодисментов. «Я делаю это потому, что знаю: это надо сделать» – вот вам и вся мотивация. В погоне за одобрением других я забыла о своей уникальности.

Отказ руководства Университета Денисона в предоставлении мне долгосрочного контракта оказался совершенно правильным шагом. Я думала, что моя преподавательская карьера окончена и ни один университет не предложит мне работу. К счастью, я ошибалась. Не прошло и года, как мне предложили должность старшего преподавателя курсов актерского мастерства, а также постановки голоса и техники речи Университета штата Пенсильвания. Я получила возможность продолжить свою карьеру и была этому несказанно рада.

Я пообещала себе, что больше никогда ничего не буду делать только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих или поднять собственный статус. Я решила прислушиваться к себе и поступать так, как подсказывает мой внутренний голос. Сначала были ошибки и промахи, но потом уверенности прибавилось. Я перестала заботиться о том, что написано в моем резюме. Я начала заниматься тай-чи4
Тай-чи (тайцзицюань, букв. «кулак Великого Предела») – это китайское мягкое боевое искусство, эффективно использующее внутренние ресурсы человека. Прим. ред.

Летом путешествовала и танцевала, изучала восточные религии и вообще расширяла свои познания об этом мире. Я перестала рассматривать театр как нечто ограниченное пространством сцены. Меня заинтересовала антропология актерского дела. Я начала исследовать, мечтать и действовать. У меня словно раскрылись глаза, я стала замечать все, что происходит вокруг, и начала чаще говорить «да». В то время я еще не понимала, что постепенно превращаюсь в импровизатора, который полагается на свои чувства и доверяет собственному воображению.

Спустя два года мне предложили возглавить программу изучения актерского мастерства для студентов старших курсов Стэнфордского университета. Замечу, что мои профессиональные успехи начались приблизительно в то же время, когда я стала применять в жизни уроки импровизации, и это, как мне думается, не случайное совпадение. Меня ждала Калифорния. Летом 1977 года на стареньком зеленом автомобиле Mercury Marquis с вытертыми до блеска парчовыми сиденьями я поехала на другое побережье для того, чтобы приступить к работе в университете, Его называли «фермой», поскольку он располагался на месте бывшей конной фермы, которую губернатор штата Калифорния Леланд Стэнфорд купил в 1876 году и на территории которой создал Стэнфордский университет.

Рисуем за пределами линий

В начале 1980-х годов я оказалась в Киото. Я бродила по улицам в поисках открыток, которые собиралась отправить друзьям. Однако у японцев принято продавать открытки целыми наборами. Продолжая поиски, я зашла в магазин, торгующий товарами для художников, и, пользуясь разговорником, вежливо попросила: «Hagaki, onegaisimas» («Открытки, пожалуйста»). Продавщица положила передо мной на прилавок набор из двенадцати белых листов для рисования акварелью формата открытки, вероятно, ужасно гордая тем, что правильно меня поняла. Я не успела объяснить, что мне нужны открытки с видами Японии, как продавщица положила рядом набор красок. В нем была небольшая кисть, древко которой удлинялось с помощью колпачка-насадки. Мне очень понравились открытки и краски, к тому же не хотелось расстраивать милую продавщицу, поэтому я заплатила и вышла.

Я зашла в парк при храме, села на скамейку и стала рассматривать нежно-персиковые азалии на тщательно ухоженной клумбе. Я набрала воду из фонтана в пластмассовую коробочку из-под печенья, открыла краски, вынула пустые открытки и задумалась. В голову пришли слова отца о том, что «Пэтси – настоящий художник». Я громко рассмеялась. Ну конечно же, я не художник, поэтому не стоит стесняться того, что я нарисую. Почему бы не поэкспериментировать с красками и не посмотреть, что из этого получится? И я начала импровизировать. Посмотрев на азалию, окунула кисточку в краску. Немного персикового цвета, потом чуть-чуть зеленого… Вот и цветок, а вот дерево. Линии и номера из раскраски исчезли. Я наконец начала понимать то, что вижу.

Вся жизнь – это импровизация. Если она длинная – это здорово. Но жизнь может оборваться неожиданно и слишком рано. Поэтому я призываю вас: живите, дыша полной грудью, и используйте все возможности, которые вам даны.

Многие студенты выбрали мой курс, потому что считали, что в их жизни чего-то не хватает и импровизация сможет им помочь (даже если они сами сомневались в своих способностях). Эти студенты считали, что импровизаторы обладают редким талантом, наделены магическими способностями, юмором или обаянием.

Я абсолютно уверена, что импровизация никак не связана с чувством юмора, хорошо подвешенным языком или умением быть душой компании. Хороший импровизатор – это внимательный человек, который не зациклен на собственной персоне, стремится помочь людям, а также реагирует на окружающий мир импульсивно и полагается на свои чувства. Мои студенты хотели понять, как они могут стать людьми, которым неведом страх и которым работа дается легко.

Секрет прост – надо всегда говорить «да!». Понять этот совет легко, но применять его сложнее.

Я пишу с одной целью – чтобы в жизни вы больше импровизировали. Я хочу, чтобы вы чаще рисковали, совершали больше ошибок, чаще смеялись и чтобы ваша жизнь была наполнена приключениями. Советую вам правильно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, особенно с теми, кто может повлиять на рост вашего благосостояния и которых вы не замечаете или не отдаете им должного. Мне бы очень хотелось, чтобы, прочитав эту книгу и использовав на практике мои советы, вы открыли новые грани своей жизни.

Я получаю много благодарностей от прошедших мой курс импровизации учеников. Они рассказывают мне истории из своей жизни, которые подтверждают то, что человека, открывшего для себя новые возможности, ждут удивительные приключения. Из соображений конфиденциальности я изменила имена упоминаемых в этой книге людей. Однако уверена, что многие из них узнают на этих страницах свои жизненные истории.

После терактов 11 сентября 2001 года все мы стали более осторожными. Мы уже не хотим рисковать. Мы постоянно говорим о безопасности страны и ее граждан. Мы начали больше времени проводить дома и еще больше смотреть телевизор. Мы меньше путешествуем, а как известно, путешествия – одна из самых простых и популярных форм импровизации. Даже те, кто не очень сильно переживает по поводу национальной безопасности, в меньшей степени, чем раньше, склонны предпринимать что-то новое из боязни потерпеть неудачу или стать посмешищем в глазах окружающих. Мы превращаемся в тех, кто постоянно говорит «нет», и все чаще стараемся спрятаться от внешнего мира. А благодаря современным средствам коммуникации мы можем получить все необходимое, не выходя из дома. Практически любой товар сегодня можно купить онлайн, сидя перед монитором в собственной квартире. Да и из дома мы выбираемся чаще всего именно за покупками. Людям некогда общаться с друзьями или соседями. Мы забываем, зачем живем, мы хороним свои мечты и дерзкие планы.

Так что же исчезает из нашей жизни? На моем пресс-папье написан вопрос: «Что бы вы сделали, если бы были уверены в том, что у вас это получится?» А что бы сделали вы ?

Импровизаторы знают: для того чтобы действовать, им не нужны никакие гарантии успеха. Только реальный неудачник ничего не предпринимает. Что же нам мешает начать жить, дыша полной грудью, осуществлять свои мечты, исследовать что-то новое и, рисуя, смело выходить за контуры? Я надеюсь, эта книга вдохновит вас на действие и поможет советами. Дерзайте!

Мир импровизатора

На самом деле никакого секретного общества посвященных в импровизаторы не существует. Я стала импровизатором еще в 1980-х годах и даже организовала группу под названием Stanford Improvisors («Стэнфордские импровизаторы»). Существует много подобных групп и объединений, носящих красочные и неожиданные названия: «Официально мертвые попугаи» (Legally Dead Parrots), «Театрал-спортсмены из Сан-Франциско и окрестностей» (Bay Area Theatresport), «Журнал настоящей беллетристики» (True Fiction Magazine), «Без сети» (Without a Net) и «Фиолетовые карандаши» (The Purple Crayon). Эти сообщества энтузиастов изучают и ставят театральные импровизации. Они объединяют тех, кто всегда говорит «да».

С этими людьми очень легко общаться, потому что они деятельны и энергичны. Они изучили взаимодействие людей на сцене и используют свои знания в повседневной жизни. Они помогают и поддерживают друг друга. Если я забыла свою реплику, коллеги обязательно придут мне на помощь. Они часто говорят «спасибо» и «извините». Мы часто улыбаемся друг другу и смеемся. Нам не нужно заседать в комитетах, чтобы принять какое-либо решение. Мы просто берем и делаем. Мы ошибаемся, иногда даже очень сильно. Но мы исправляем ошибки и движемся дальше. Мы веселимся. Мы всегда благодарны за помощь, которую оказывают нам наши коллеги. Совершив ошибку, мы неизменно извиняемся. Иногда мы достаем друг друга. Жизнь бьет ключом. Мы создаем свою жизнь и искусство вместе.

Мы импровизируем. Один из пионеров импровизационного театра Кит Джонстон5
Джонстон Кит (род. в 1933 г.) – британский и канадский педагог, драматург, актер и театральный режиссер, получил известность как пионер импровизационного театра, изобрел уникальную импросистему. Автор нескольких книг, посвященных философии импровизации. Прим. ред.

Описал в книге Impro («Импровизация»), как это происходит:

Есть люди, которые предпочитают говорить «да», а есть те, кто предпочитает говорить «нет». Жизнь тех, кто говорит «да», наполнена приключениями, а те, кто говорит «нет», гарантируют себе безопасное существование. Тех, кто говорит «нет», гораздо больше, чем тех, кто говорит «да», однако можно один тип людей научить вести себя как другой.

Человек, который смотрит, как актеры импровизируют на сцене, может подумать, что ему подобное не под силу. Однако это не так. Актеры на сцене не наделены какими-либо особыми талантами, они такие же люди, как и все остальные. Среди импровизаторов нет комиков-талантов калибра Робина Уильямса6
Уильямс Робин (род. в 1959 г.) – американский актер, сценарист, продюсер, режиссер. Обладатель премии «Оскар» (1998 г.). Увлекся комедийной импровизацией по окончании школы. Прим. ред.

Просто человек по своей природе импровизатор.

Импровизация может помочь любому человеку. Жизнь каждого из нас (если, конечно, мы не играем в постановке с четко прописанным сценарием) в конечном счете результат импровизации. Так почему же тогда не начать импровизировать как настоящий профессионал? Импровизация – это метафора, путь, система, поведение, и научиться ей может каждый. Начните жить спонтанно. И тогда вы сможете легко урегулировать конфликт с начальником, успокоить капризного ребенка и адекватно реагировать на любые сюрпризы, которые готовит вам судьба. Выступая на собрании, прислушивайтесь к себе, и вам не понадобится заранее подготовленный конспект речи. Вы будете чувствовать себя живым, активным и готовым к любым приключениям. Научитесь в собственной жизни применять простые приемы, которыми уже много лет пользуются актеры и музыканты. Импровизация открывает дверь в мир осознанности и магии.

Принципы импровизации я постигала в течение тридцати лет, преподавая драматическое искусство и актерское мастерство в Стэнфордском университете, а также проводя консультации по проблемам креативности для ряда крупных корпораций и частных клиентов.

До недавнего времени импровизацию за исключением театра изучали только в джазе. После появления доткомов7
Дотком – компания, бизнес-модель которой основывается исключительно на работе в интернете. Прим. ред.

Изучение импровизации стало популярным среди предпринимателей, инженеров, людей, меняющих работу и сферу деятельности, домохозяек, изучающих йогу и дзен, а также театралов и актеров. В наши дни импровизация применяется во время корпоративных и психологических тренингов, тимбилдинга8
Тимбилдинг (командообразование) – методика повышения эффективности работы команды, направленная на обеспечение полноценного развития компании, один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Прим. ред.

Курсов личностного роста и в сфере образования. Импровизация может помочь семейным парам с детьми и без, отделам и группам сотрудников самых различных предприятий, членам клубов и людям, живущим в одном микрорайоне. Правила импровизации помогут более эффективно и с чувством юмора противостоять жизненным сложностям.

«Импровизация – это своего рода тай-чи для души», – написал один из моих студентов, прошедший курс продвинутой импровизации. Полученные знания помогут избавиться от окостеневших стереотипов мышления и действия. С возрастом многие из нас чувствуют себя скованными этими стереотипами, которые не мешают свободно думать и идти на риск. Начинает преобладать консервативное мышление, а все действия направлены на поддержание кажущегося нам таким безопасным состояния статус-кво. Человек все чаще критикует, жалуется и говорит «нет». Людям начинает казаться, что жизнь стала неинтересной. Как писал Кит Джонстон, весь мир становится серым.

По мере того как наше восприятие жизни притупляется, может начать крепнуть желание найти новые источники творческой энергии, чтобы вновь увидеть мир в ярких красках. Именно этим и объясняется популярность книги «Путь художника»9
Кэмерон Д. Путь художника. М.: Гаятри, 2008.

Джулии Кэмерон10
Кэмерон Джулия (род. в 1948 г.) – автор стихов, пьес, телевизионных сценариев, Будучи замужем за известным режиссером Мартином Скорсезе, работала с ним над тремя кинофильмами, осваивая профессию кинорежиссера. Наибольшую известность ей принесли ставшие бестселлерами книги, посвященные творческим способностям человека. Самая известная из них – «Путь художника». Прим. ред.

Вне всякого сомнения, существует много способов раскрытия своего творческого потенциала. Импровизация (в отличие от, скажем, рисования или писательской деятельности) учит тому, как наладить гармоничные отношения с окружающими и весело проводить время. Мы занимаемся импровизацией не только для того, чтобы самовыражаться, но и чтобы научиться легко устанавливать контакты с окружающими.

Импровизация помогает видеть то, что нас окружает, и всегда пребывать в хорошем настроении. Это альтернатива образу жизни, при котором люди стараются жестко контролировать все с ними происходящее. Для этого надо просто сказать «да», перестать спорить и стараться помогать людям. Импровизация – это возможность делать все то же самое, что мы делаем, но по-другому. Импровизацию легко поймут те, кто изучал восточную философию.

Своей подготовкой и знанием импровизации я обязана двум людям: театроведу Киту Джонстону – автору ставшей классической в этом жанре книги «Импровизация», и создателю организации «Театрал-спортсмены интернейшнл»11
International Theatresport – одна из форм импровизационного театра, когда действие происходит в формате соревнования. Прим. перев.

А также психологу, антропологу и известному специалисту по японской психологии Дэвиду Рейнольдсу12
Рейнольдс Дэвид – доктор философии, писатель и популяризатор школы конструктивной жизни. Долгое время изучал найкан (букв.: «внутренний взгляд»; метод рефлексии, разработанный учителем Исином Ёсимото) в Японии. Прим. ред.

Который разработал концепцию под названием «Созидательная жизнь» (Constructive Living). Опыт этих людей и их работы помогли мне создать собственные правила импровизации. Учения Джонстона и Рейнольдса оказали на меня огромное влияние, и около десяти лет назад я объединила их и начала применять в своей преподавательской работе. Я очень многим обязана этим двум людям, они изменили даже мою личную жизнь. А без их трудов не появилась бы и эта книга. Импровизационный театр послужил платформой и лабораторией, в которой я начала использовать элементы психологии созидательной жизни. Мои студенты приходили на курс для того, чтобы повеселиться, а уходили, получив ценные жизненные советы.

Вливайтесь в ряды импровизаторов прямо сейчас! Ведь у вас уже есть пароль для входа в наше сообщество – слово «да»!

Много ли Вы знаете хороших музыкантов импровизаторов?

Таких, которые могут создавать абсолютно новое звучание при каждом исполнении, когда превращается в произведение имеющее единство и содержания?

Сколько таких музыкантов Вы знаете лично?
По статистике 95% музыкантов с академическим образованием не умеют импровизировать. А музыканты напрямую связанные с импровизационной музыкой очень часто идут по пути использования шаблонов, заученных фраз.
Если посмотреть в глубь веков, то можно увидеть,что традиция исполнять музыку по нотам не внося изменений в авторский текст,имеет не такие уж глубокие корни. Произведения Моцарта не были строго математической игрой композитора с гаммами, а представляли из себя всего лишь эскизы для музыкантов, как и сегодня джазовому музыканту нужна всего лишь тема и основная , для создания бесконечных вариантов произведения.

Вспоминается эпизод из фильма ‘Мы из Джаза», в котором саксофонист играл записанную в нотах фразу бесконечное количество раз,не понимая что от него требуют.

По всей видимости услышав современное исполнение своей музыки Моцарт не понял бы где собственно музыка, а исполнение было бы похоже на игру саксофониста из фильма.
Важно понять,что сиюминутный процесс отражает главную идею музыкального искусства, а именно интерактивность — музыка только в данный момент времени,неповторяемость.
Думаю это небольшое вступление убедило Вас в необходимости развития умения импровизировать.
Какие наиболее распространенные заблуждения об импровизации существуют?

  1. Нужно овладеть инструментом(виртуозно)

Посмотрим на это утверждение с другой стороны -есть огромное количество людей обладающих виртуозной техникой,но не умеющих построить вразумительную 4-х тактовую фразу.

С другой стороны есть не виртуозы, которые отлично импровизируют. Осваивать можно сразу же после первого знакомства с инструментом (если вы только начали играть) или же начинайте как можно раньше (начните сегодня когда будете заниматься)
2. Для того,чтобы импровизировать нужно заучить много чужих фраз (иметь большой словарь)
Бессмысленное заучивание чужих фраз ни к чему хорошему не приведет. В лучшем случае Вы будете звучать, как второй кто-то там. Вам это нужно?
Гораздо важнее научится извлекать пользу из анализа чужих соло, освойте принцип, ядро фразы и смело применяйте в своей музыке.

Учитесь использовать теоретически материал для выработка уникального стиля. Попробуйте из одного чужого соло вынести идей на сотню,тогда Вам не придется до конца жизни учить чужие фразы.

Будьте собой
3. Импровизации нельзя научиться, это либо дано либо нет
Такого рода заблуждения естественно ошибочны. При правильной организации занятий обучение ничуть не сложнее обучения игре или сольфеджированию, ну и естественно во много раз интереснее. Обучение имеет много аспектов,однако большинство из них так или иначе затрагивает смежные музыкальные области(композиция, исполнительство) и помогает осваивать несколько дисциплин в одной.
4.Нужно знать много гамм и аккордов,ладов и т.д.
Несомненно знание теории необходимо. Однако начать можно и с одной ноты (и даже без инструмента). По мере того, как Вы будете развиваться новые идеи незаметно войдут в Ваш мозг.

Главное здесь постепенность. Можно всю жизнь играть одну гамму и выдавать гениальные .
Поскольку обучение требует некоторого пересмотра методов организации занятий, приведу для сравнения две системы:
Стандартная

  1. техника
  2. репертуар
  3. чтение с листа
  4. сольфеджио
  5. формообразование(фразировка)

Как видите здесь довольно большое количество предметов и если уделять каждому как минимум час,то занятия растягиваются на целый день
Теперь другая схема:
1.Импровизация
2.Репертуар
3.Техника (при необходимости)
Как видите здесь всего три пункта.

Куда же мы убрали остальные?

Секрет здесь в том, что изучение формы, слуха, развитие техники, сольфеджио включается в .

Поскольку для развития импровизационного мышления Вам будут необходимы все эти навыки нужно сразу же в водить их в практику.

Таким образом, работа над импровизацией обучает Вас различным аспектам музыки. Чем лучше разовьется связь между Вашим мозгом,ушами и руками, тем быстрее Вы станете виртуозно владеть инструментом без изматывания себя сухими не музыкальными упражнениями

Оглядываясь на свою жизнь и большинства тех, кто живёт по жёсткому плану, в голове всплывает образ поезда, который со дня в день движется чётко по рельсам и его достижение цели расписано поминутно… Хорошо это или плохо…?! Отвечу так: «В этой «медали», как не странно, тоже две стороны!!!» Чего же так не хватает в этой чёткости…? Может импровизации …?!

Слушая многих ораторов, делаешь выводы, что настоящее выступление начинается только тогда, когда текст на бумаге заканчивается или вовсе исчезает и начинается импровизация … Мне очень нравятся такие, моменты… От них веет искренностью, открытостью, натуральностью… Когда человек начинает говорить без «бумажки», он говорит своей душой, а не пытается донести ту информацию, которую кто-то посчитал нужной и правильной.

Моя жизнь – это чёткое следование намеченному курсу, но в бизнесе место для импровизации я всегда оставляю (таким образом, личный недостаток компенсирую в бизнесе). Мои коллеги иногда критикуют такой стиль, считая что «чем меньше свободы, тем больше толку»… Каждый имеет право на своё мнение, но «правильно», — это то, что приносит результат!!! В таких суждениях я не одинок, поэтому мой обзор сегодня будет посвящён новинке лучшего издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», книге «Уроки импровизации» Патрисии Мэдсон .

В начале чтения этой книги у меня возникали двоякие ощущения… Я пытался прикладывать эту информацию к своей жизни, задавался вопросами: «Что означает «импровизировать»…?! Как импровизация повлияет на …?!» Главная суть импровизации заключается не в отказе от целей, а в том, чтобы добавить этот «ингредиент» в свою жизнь, и начать наслаждаться каждым её мгновением…

13 простых правил, изложенных в книге «Уроки импровизации», научат Вас чувствовать себя «живыми», а не роботами. Люди, которые всё время продвигаются строго по «рельсам своих целей», становятся зависимыми от них (зомбированными). Не верите…?! Отберите у них органайзер хотя бы на один день и посмотрите, что будет происходить… Где будет их и целеустремлённость (такими Вы их точно раньше не видели)…

Книга «Уроки импровизации» погрузила меня в философские раздумья… Самая большая опасность жёстких рамок (целей) в том, что практикуя это в своей жизни постоянно, мы начинаем её воспринимать с точки зрения, что так правильно и по-другому нельзя… Что дальше…?! Дальше мы этому учим наших детей, зашоривая их видение… В итоге, места для творчества становиться в жизни всё меньше и меньше, соответственно, «яркость красок со временем тускнеет»… Пока мы планируем строить жизнь, которую хотим, реальная жизнь проходит…

Многие из рекомендаций, предложенных в книге «Уроки импровизации», переворачивают твоё сознание с ног на голову и это здорово!!! Ты задаёшься вопросом: «Как же так, меня же учили по-другому…?!» В такие моменты начинаешь понимать, что жёсткие рамки «правил» рождают страх отклониться от «правильного» курса. Более подробно, как воспринимать страх и как от него избавиться, Вы прочитаете на страницах замечательной книги «Уроки импровизации».

Главное отличительное свойство импровизаторов заключается в том, что пока мы «настраиваемся» на действие, они действуют. Делают ошибки, анализируют их и снова в бой… Они не боятся пробовать новое, их жизнь проходит в режиме «здесь и сейчас» и часто напоминает захватывающее путешествие по горной реке!!! По моему мнению, это как раз то, чего не хватает тем, кто движется чётко по «рельсам своих целей», — драйва и внутренней свободы!!! Подчёркиваю ещё раз и это важно понимать: «Импровизаторы тоже ставят цели, но при столкновениях с незапланированными непредвиденными обстоятельствами не впадают в «ступор», а включают «Импровизацию»!!!»

Предлагаю Вам сделать следующее:

  1. Выдохните!!! Пополните свою прекрасной книгой «Уроки импровизации» ;
  2. Ознакомьтесь с довольно простыми рекомендациями;
  3. Пустите импровизацию в свою жизнь;
  4. С драйвом и азартом встречайте новые препятствия;
  5. Раскрасьте жизнь «яркими красками» и начните наслаждаться ею!!!

Я в восторге от книги «Уроки импровизации». Её мудрость обязательно будет добавлена в мою программу достижения целей!!! Жизнь прекрасна!!! Ставьте перед собой цели, обогащайте их импровизацией и будьте Счастливы, Свободны и Успешны!!!

Больше информации Вы можете получить на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер «

Благодарю за Ваше бесценное время, проведенное в моей компании!!!
Пусть увеличение продаж доставляет Вам удовольствие…
С уважением, Андрей Жулай.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»