Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского. Комментирует протоиерей Павел Великанов

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

Но Иисус сказал: оставьте ее; чтó ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

Она сделала, чтó могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, чтó она сделала.

Толкование Феофилакта Болгарского

«И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина» . О мире упоминают все четыре евангелиста. И думают некоторые, что у всех их разумеется одна и та же жена. Но несправедливо: это две разные жены, из коих одна упоминается у Иоанна (Ин.12:3), она же и сестра Лазаря, другая – у трех прочих евангелистов, А если вникнешь, то найдешь, что их было три: об одной упоминается у Иоанна, о другой – у Луки (Лк.7:37-38), а у прочих двух евангелистов – о третьей. Ибо упоминаемая у Луки была блудница и помазала Господа среди Его проповеди, а упоминаемая у Матфея сделала то же около времени страдания, и притом она не была явная блудница. Господь приемлет усердие ее, как издержавшей так много на миро.

«Некоторые же вознегодовали» , – замечает евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда (Ин.12:3-5). Можно думать, что и прочие апостолы упрекали жену, так как они постоянно слышали от Христа учение о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как поносившем жену с лукавым намерением. «И роптали на нее» , то есть негодовали, укоряли, поносили.

Мк.14:6. Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

Мк.14:7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

Мк.14:8. Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

Мк.14:9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.

Господь упрекает апостолов за то, что они не благовременно удерживали усердие жены. «Что, – говорит, – ее смущаете» , отталкивая своими укорами после того, как она уже принесла дар? А вместе обличает и Иуду, сказав: что она сделала это, приготовляя Меня к погребению, и обнаруживает его бессовестность, как бы так говоря ему: ты, предавая Меня на смерть, не укоряешь сам себя, а она неужели заслуживает от тебя укоризны за то, что для приготовления Меня к погребению принесла миро, и притом по особенному как бы внушению Божию? Здесь Господь изрекает два пророчества: первое, что Евангелие будет проповедано во всем мире; второе, что проповедано будет и о поступке жены. Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, – не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше – Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, чьим участником он становится.

Лк., VI, 12-19 (прот. Павел Великанов)

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

История с избранием двенадцати апостолов из числа всех, кто следовал за Иисусом, примечательна по нескольким причинам.

Во-первых, этому решению предшествовала продолжительная молитва Иисуса на горе. Мы не знаем ничего, о чем молился всю ночь Иисус - но евангелист Лука счел важным это упомянуть.

Во-вторых, при более тщательном анализе состава апостольской общины, возникают серьезные недоумения. Иисус берёт Себе в помощники - как бы так помягче выразиться - ну совсем не профессионалов. Даже не дилетантов. Он берёт настолько разных людей, с разным образованием, интеллектом, темпераментом, из совершенно отличных социальных слоёв - что попытки найти нечто фундаментально общее, что бы связало апостолов воедино - тотчас проваливаются. Точнее, есть только одно - они хотят быть с Иисусом. Но ведь таких было гораздо больше, нежели чем избранных двенадцать!

В третьих, несмотря на тщательный, после ночной молитвы, «кастинг» кандидатов на апостольское служение, среди избранников оказывается предатель.

И вот смотришь на всё это - и недоумеваешь. Неужели в толпе почитателей не нашлось более подходящего кандидата вместо Иуды Искариота? Неужели Иисус - проглядел, ошибся? Неужели в этот момент Его Божественное всеведение и премудрость каким-то неведомым образом притупились?

Но если посмотреть на этот слишком пёстрый для любой человеческой логики апостольский состав с более высокой точки - то неожиданно для себя вдруг начинаешь понимать: а ведь здесь есть какая-то особенная, не наша, не земная, не человеческая логика. Бог приходит к людям и говорит им: вы все одинаково мне дороги. Такие странные и разные. Верные и подлые. Простодушные и хитромудрые. Прямолинейные и лжецы. С душой нараспашку - и спрятавшиеся под крепким панцирем своих комплексов и претензий. В этом апостольском выборе Бог через уста Иисуса говорит: Мне не нужен «спецназ». Моя любовь - самая лучшая педагогика, которая и каменное сердце может превратить в жаркий костёр, лишь только прикоснётся к нему. И чем больше между вами разница, тем сложнее будет вам учиться прилаживаться друг ко другу, не ссориться, терпеть и не конфликтовать. Но тем и ценнее та любовь, которая в этих трудах по преодолению своего эгоистического комфорта будет постепенно разгораться в ваших сердцах. Поэтому пусть именно так и будет: рыбак рядом с налоговой полицией, монах рядом с женатым, эстет рядом с простецом, фанатично религиозный рядом с предателем. Отличный состав - который когда пообивается друг об друга за эти три с половиной года, будет совершенно иного качества!

Как важно помнить о том, что любое наше окружение - это огромны дар Величайшего Педагога Вселенной - Господа Бога - адресованный непосредственно нам с единственной целью: помочь нам стать другими, гораздо лучше, нежели чем мы даже можем себе вообразить в самых смелых мечтаниях о себе!…

Читать еще на сегодня:

Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Но Он уходил в пустынные места и молился.

От Луки 5:2-16

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Лк.5:12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

Прокаженный сей достоин удивления, потому что имеет о Господе мысль, достойную Бога, и говорит: «если хочешь, можешь меня очистить». Это показывает, что он помышляет о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как ко врачу (так как проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу; ибо Ему Одному возможно исцелять от такого рода болезней.

Лк.5:13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

Господь «прикасается» к нему не без причины. Но поскольку, по Закону, прикасающийся к прокаженному считался нечистым, то, желая показать, что Он не имеет нужды соблюдать подобные мелкие предписания Закона, но Сам есть Господь Закона, и что чистый нисколько не оскверняется от кажущегося нечистым, но что проказа душевная, именно она, оскверняет, – для сей цели прикасается, а вместе и для того, чтобы показать, что святая Плоть Его имеет Божественную силу – очищать и животворить, как истинная Плоть Бога Слова.

Лк.5:14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести: жертву за очищение свое, ка́к повелел Моисей, во свидетельство им.

Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим; но говорит: пойди, покажись священнику и принеси дар во свидетельство им. Ибо Закон был такой, чтобы священник осматривал прокаженных и определял, очистились ли они, и если прокаженный очистился в семь дней, он оставался внутри города, если же нет, был изгоняем (Лев. 13). Поэтому-то Господь сказал: ступай, покажись священнику и принеси дар. Какой же был дар? Две птицы (Лев. 14). Что значит: «во свидетельство им»? Значит – в обличение их и осуждение; чтобы, если будут обвинять Меня, как преступника Закона, убедились, что Я не преступаю его, убедились из повеления тебе принести дар, заповеданный Моисеем. Кстати, можно сказать и о том, как эти две птицы приносились Богу. Одну птицу закалали, и кровь ее брали в новый глиняный сосуд; потом оба крыла другой птицы обмакивали в крови и таким образом отпускали птицу живой. Сим изображалось то, что имело сбыться на Христе. Два крыла суть две природы Христа, Божеская и человеческая, из коих одна была заклана, то есть человеческая, а другая осталась живой. Ибо природа Божественная пребыла бесстрастной, помазавшись кровью природы пострадавшей и страдание восприняв на себя. Кровь Господа принял новый глиняный сосуд, то есть новый народ из язычников, способный к принятию Нового Завета. Смотри: когда кто уже очистится от проказы, тогда достоин приносить этот дар, то есть закалать Христа и священнодействовать. Ибо прокаженный и нечистый по душе не может быть удостоен приносить такие дары, то есть приносить Тело и Кровь Господа, соединенные с Божеской природой. Внимай и тому, какое несказанное преимущество имеет Господь над Моисеем. Моисей, когда сестра его поражена была проказой, не мог уврачевать ее, хотя много молился (Чис.12:10-15), а Господь очистил прокаженного одним словом.

Лк.5:15. Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
Лк.5:16. Но Он уходил в пустынные места и молился.

Заметь и смирение Господа, как Он, когда народ желал прикасаться Ему, с особенной охотой проводил время в пустынях и молился. Так Он во всем подавал нам образец – молиться наедине и уклоняться от славы.

Вконтакте


Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны.

Блж. Андре́я, Христа ради юродивого. Прп. Кассиа́на У́гличского. Блгв. кн. Анны Ка́шинской (службу зри 12 июня).

Мчч. Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия Казанских.

Служба сщмч. Киприана и мц. Иустины шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Порядок чтений, согласно календарю:

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Уче́ния пре́лесть и зна́ние…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Непосты́дная Предста́тельнице...».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святых, глас 8-й: «Иже зло́бы пре́жде…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во...» .

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – священномученика, глас тот же: «Свети́льника Богосия́ннаго…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго...» .

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные .

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святых на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 1-й; седален священномученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 8-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и святых, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь священномученика. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святых.

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

Там же. С. 65–67.

По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13: 10-17, из воскресного отрывка 10 декабря 2017 года).

Иисус Христос учил, и Его слово не расходилось с делом. Он провозглашал приближение Царства Небесного (Ср.: Мф. 4: 17), приближение в силе (Мк. 9: 1), т. е. в исцелении сокрушенных сердцем, освобождении пленных, прозрении слепых (Ср.: Лк. 4: 18; см.: Лк. 10: 9, Мф. 12: 28). У апостола Павла понятие Царства Небесного тождественно понятию Божиего покоя (см. толкование блж. Феофилакта Болгарского на Евр. 4: 7‒9), в который мы можем войти верою и послушанием (См.: Евр. 4: 3, 6). Заповедь освящения субботы, состоявшая в том, чтобы совершать «одни только дела служения Богу и дела душеполезные», указывала на Царство Небесное, в котором «все будет духовным и божественным, ничего плотского, ничего тягостного, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания» (блж. Феофилакт Болгарский на Евр. 4: 9). И вот в субботу в синагоге Спаситель видит женщину, восемнадцать лет имевшую духа немощи , не имевшую покоя, ходившую скорченной, не могущую выпрямиться, связанную сатаной , и, будто желая явить всем присутствующим силу Царства Божиего и истинный смысл освящения субботы как вхождение в Божий покой, даже не спрашивая у женщины о ее вере и желании исцелиться, дарует ей свободу и покой: ты освобождаешься от недуга твоего . Начальник синагоги, несмотря на свою начитанность в Писаниях и толкованиях, не может понять таких простых, но глубоких истин, и Христос вразумляет его примером заботы о домашних животных. Итак, этот отрывок не только напоминает мне известную мысль о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2: 27), но позволяет прикоснуться к более глубоким вещам, которые попробую сейчас для себя прояснить.

Одним из дорогих мне открытий, сделанных в период обращения ко Христу, стало явление полноты жизни в свободе Духа Божиего (Ср.: 2 Кор. 3: 17), дарующего уклоняться от зла и творить добро (Ср.: Пс. 33: 15). Дарование женщине свободы от болезни напоминает мне о том, что Господь может и мне даровать свободу от болезней души и тела, от постоянно связывающих меня гордыни и эгоизма в их различных проявлениях (зависимость от сна, еды, привычек; нетерпение, раздражительность, страхи и многое другое). Я читаю жития святых, которые стояли в свободе, которую даровал Христос (Ср.: Гал. 5: 1), и попечения о плоти не превращали в похоти (Ср.: Рим. 13: 14), которые пребывали твердыми в своем звании и избрании (Ср.: 2 Пет. 1: 10), так что им открылся свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 1: 11); их пример убеждает меня в том, что это возможно. Помоги, Господи, в свою меру и мне идти по стопам их!

Женщина… стала славить Бога, весь народ радовался о всех славных делах Его . Больше двух лет назад, когда я слушала беседу убиенного иерея Даниила Сысоева на Послание к римлянам (Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте (Рим. 1: 21‒24)), мне запала мысль о неблагодарности и непрославлении Бога как причине духовного помрачения, и вывод, который отец Даниил делает для своих слушателей — ежедневно благодарить и прославлять Бога. Я стала упражняться в исполнении данного наставления и действительно ощутила его пользу. Благодарение Богу!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»