Архимандрит Алипий (Светличный): Как святитель Николай появился на атеистической газете. Архимандрит Алипий (Светличный): чем этот иерей теперь отличается от невзоровых? Архим

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Архимандрит Алипий (Светличный)

Будучи совершенно не либералом, я против того вандализма, что случился в Питере, где некто в гневе воевал с лепниной в виде воображаемого Мефистофеля. Дело в том, что в 1910 году этот дом ни у кого не вызывал отторжения. Не было тех, кто бы в православной России срубил изображение демона. А знаете почему? Почитайте Мельникова-Печерского “В лесах”. Он еще тогда заметил, что не было ни единой избы, ни одной монашеской келии, где бы не было изображений бесов. Они массово печатались в типографиях, где печатались и иконы. У многих висели древние лубки старообрядческих времен. Бесами пугали детей и назидались монахи.

Вот фрагмент описания скитской келии Мельниковым-Печерским: “По стенам развешаны были картины в деревянных рамках, не отличавшиеся, впрочем, ни смыслом, ни изяществом. То были московские произведения, изображавшие апокалипсические деяния антихриста, видение святым Макарием беса в тыквах, распятие плоти во образе монаха с замком на устах, хождение Феодоры по мытарствам и другие сказания византийского склада. И на каждой картине непременно бес сидит… Ни одной, где бы не был намалеван хоть маленький чертенок…”

Демонов изображали на иконах, в церковных летописях. Любили и драконов и змей и прочих искусителей изображать. Людям важно было помнить, что их окружают не только духи добра. Таков был обычай. И сегодняшний взгляд на прошлое отношение не имеет мудрости. Что было, то должно остаться в памяти. Свое новое, благочестивое надо созидать. А не заниматься разрушением.

Посмотрите что делают исламисты! Они ведь разрушают капища древним идолам – бесам! Будем ли мы приветствовать эти разрушения? Мы, благодаря тому, что сохранились остатки древней языческой культуры, можем сегодня многое понимать из Священной истории, Святотеческой истории. Можем иллюстрировать их. Ведь в музеях и заповедниках хранится то, что сообщает нам о жизни и восприятии своего времени наших предков. Не все нам может нравиться, не все согласно нашему пониманию. Но это не мы устанавливали. Сооружали те, кому казалось, что это вполне целесообразно взгляду их времени.

Прекрасно помню как в Иерусалимском монастыре Св. Креста греческий архимандрит уничтожил древний фресковый автопортрет Шота Руставелли. Он по-своему был прав: Шота писал очень много не благочестивых произведений. Но почему никто не разрушает фрески в греческих храмах с изображениями Александра Македонского или Ахиллеса, Архимеда и других языческих ученых и философов? Они что, благочестивее грузинского послушника Шота?

В конце концов, ярым поклонникам чистоты городских стен придется разрушить все готические соборы с их гаргулиями!

Время уходит в память и дела людей во времени превращаются в памятники. Надо их просто уважать или считаться с ними- они есть. Потому не поддерживаю разрушения никаких исторических памятников. Они – памятники, а не противники. Они беззащитны.

А славу Богу будем воздвигать истинным христианством своих дел и поступков созидания. Добрых дел и благих созиданий!

«Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин.

Происхождение названия

Дохристианское название праздника неизвестно. Название "Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как "купатель, погружатель” (греч. βαπτιστής). Выбор именно глагола "купать” для перевода эпитета "креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. "kǫpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах.

Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о "бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое "божество”. "Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена "богов” под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях.

Церковь о народной обрядности

Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

"Вечером 23-го июня месяца собирались на морских берегах и в некоторых домах мужчины и женщины и какую-нибудь первородную девицу убирали как невесту. Затем после пиршества и неистового плясания, после пения и криков, наливали в медный сосуд с узким горлом морскую воду и влагали туда некоторые вещи, принадлежащие каждому из них. Как скоро эта девица получала от сатаны силу давать ответы на вопросы, они с криком спрашивали о чём-нибудь добром или предвещающем несчастье, а девица, вынув из вложенных в сосуд вещей какую-нибудь наудачу попавшуюся, показывала. Принимая вещь, неразумный владелец ее тотчас же приобретал уверенность, что в будущем ему предстоит благополучие или неблагополучие. На следующий день с тимпанами и хорами выходили на морские берега, почерпали много морской воды и окропляли свои жилища. И эти неразумные люди делали не только это, но и во всю ночь жгли груды сена, скакали чрез них и демонскою силою ворожили, то есть гадали о счастье и несчастии и о другом. Свой путь туда и обратно, здание, в котором происходило волхование, с прилежащими к нему наружными местами убирали коврами и украшали шелковыми тканями и венками из древесных листьев”.

Патриарх Михаил III Анхиальский, по словам Вальсамона, приказывал покончить с этими обрядами.

В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так, в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505 г.) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи:

"зело не престала зде ещё лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание.

В «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к эллинскому язычеству:

"Еще же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством” (Стоглав. Гл. 92. Ответ о игрищах еллинскаго бесования).

Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко их держались. Ещё в XVIII веке Никодим (Кононов) писал:

"Народ издавна привык и не скоро оставляет эти <купальские> обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр., священник Потап чуть не был избит сотником за эту ревность. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы - все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии”.

Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о "переплетении” христианского и языческого праздников, иеромонах Иов (Гумеров) выразил мнение:

"Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество”«.

Итак, язычество мимикрировало и использовало торжество Церкви. Однако сегодня, как ни стараются журналисты, «купала» не имеет популярности у народа и остается фольклорным изыском массовиков-затейников.

Церковь же прославляет истинного Виновника торжества - Бога - и ликует о Предтече Христовом и его славном Рождестве.

С Праздником, други!

24.08.2018 - 10:53

Архимандрит Алипий (Светличный) на своей странице в Facebook прокомментировал инцидент в Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна, где задрапировали тканью обнаженные статуи перед приходом православных священников.

21.02.2016 - 22:29

В киевском храме святых апостолов Петра и Павла, что на Нивках, по благословению викарного архиерея преосвященнейшего Феодосия, епископа Боярского, 21 февраля 2016 года был совершен Чин переведения в Православную Церковь из Римско-Католической Алешандре Энрике Тамассия.

21.01.2016 - 12:55

Вышли бы снова в подобной ситуации на Грушевского отец Алипий и отец Мелхиседек? И может ли духовенство и Церковь сделать что-то сегодня, чтобы примирить стороны конфликта? Об этом рассказали порталу «Православная Жизнь» священнослужители-миротворцы ровно год назад.

25.12.2015 - 02:24

О том, как помогает сегодня святитель в Греции и Украине, а также о главных чудесах человеческой жизни – рассказывают секретарь Керкирской Митрополии отец Темистоклис (Мурдзанос), архимандрит Алипий (Светличный) и настоятель храма в честь святителя Спиридона в Киеве протоиерей Николай Данилевич

17.12.2015 - 15:25

Постоянно пугают нас, что мы станем маргинальной Церковью. Нас учат, что мы должны быть народной церковью, церковью, близкой и понятной народу, церковью, исполняющей социальный заказ, мы должны поддерживать передовые настроения людей, искать им оправдания в Библии, Святоотеческой литературе. А иначе: по миру пойдем, храмы наши все отберут, люди перестанут ходить к нам, ну и прочее.

20.09.2015 - 20:07

Протестанты обладают крайней наивностью, когда отрицают возвышенную святость и благодатность Преблагословенной Девы Богородицы. Понятно, что учение отрицания возникло у них не от доброго расположения, а как тотальный протест! Но при этом как назвать еще человека, который позволяет, чтобы его обворовывали под предлогом, что так ему будет лучше? Разве не простецом? А вы хотели бы назвать его "глупец"? Ладно. Соглашусь. Ума большого в неверии нет.

11.04.2015 - 11:08

"Не ищите чудес, ищите правды Божией. И любите Бога. Споры увянут. Останется Тот, ради Кого нет нужды затевать эти споры. Он, Христос - Сам по себе наивысшее чудо в нашей жизни! И Он воскрес человеческой плотью. Он не побрезговал ею, даже с ранами, даже после смерти. Потому что мы, люди, для Него не чужды. И то, что Он посылает нам чудеса время от времени, это только заигрывание с нами как с наивными детьми. Потому что истинное Чудо нам не понять и не осмыслить"

03.02.2015 - 17:58

Храм свв. апостолов Петра и Павла, что на Нивках, передал продукты и вино для Литургии, - сообщает настоятель архимандрит Алипий (Светличный).

26.12.2014 - 13:03

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида!

Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы,

Архимандрит Алипий Светличный Был такой период, когда я почти пять лет практически ежедневно ходил в Покровский монастырь к мощам блаженной Матроны Московской. Первично выстаивал длиннющие очереди, бывало, что и по полтора часа. А потом монахини меня приметили и, прознав, что я священник, предложили ходить вне очереди. Но стояние в очереди было для меня весьма полезно. Именно там я наслушался от людей массу чудесных случаев, связанных с заступничеством святой. Каждый имел свой опыт. Сегодня мне вспомнилось как одна женщина весело так рассказывала, что не так давно сына похоронила (и года нет!). Кажется у него лейкемия была (точно не скажу - запамятовал). Сыну не было и пятнадцати лет как умер. Она ради ребенка объездила всю заграницу и везде лечились. Но врачи отправили ее с сыном обратно в Москву. Понятно, что умирать... Говорит, что люди посоветовали ей пойти к Матроне. Ей помолиться. Не знала куда идти и нашла сообщение, что похоронена старица на Даниловском кладбище. Туда и пошла. Могилку нашла скоро (а преподобной тело уже выкопали, но на могилке народ собирался все равно в часовенке) по большой скученности людей. Рассказывает, что стоит в очереди, ждет когда сможет сама подойти. Плачет, как может молится: о сыночке просит. Зимой было, перед Новым годом. Из толпы выходит какая-то старуха и скользит по наклонной тропке, за оградки могильные хватается. Вот эта женщина и подхватила ее. А старенькая вся замотана платками теплыми, даже поверх ватного пальто обвязана была теплым большим клетчатым платком (при рассказе женщина на себе показала). И эта пожилая женщина не глядя поблагодарила ее и назвала "милой". А потом так же не глядя и говорит: "А чего ты плачешь? Не плачь. Сын твой со мной будет. Не оставлю его. " Женщина вся обнадежилась (легко человеку в доброе поверить, когда столько настрадался!) и спрашивает: "А куда мне его привезти? Вылечите ли его?" А старуха ей:" На земле не вылечится- нечего ему здесь лечиться! Господь его заберет в самый мой день!Что бы ты знала: кто в этот день умирает верный Христу Богу, того я сама буду вымаливать - мой он! Не плач!" Как услышала та раба Божья, что сын ее умрет, так вновь в слезы. И не уследила куда делась пророчица та. А подошла к могилке, увидела фотографию покойницы и ужаснулась, что с ней беседовала только что! Почил ее Денис в том же году в самый день памяти блаженной Матроны. Ушел легко. Причастился накануне. А женщина та (Валентина - помню, потому что до сих пор поминаю ее) закончила рассказ: "Хожу вот теперь к ней, сыночку приветы передаю! С ней, как с родной говорю. Прошу, чтобы и мне умереть в ее день!" Тогда и я возжелал этой чести: умереть в день блаженной Матроны в верности нашему Господу. Хочется иметь такую ходатаицу пред престолом Божиим...

Священник Украинской православной церкви рассказал, чем вызван конфликт с Константинопольской патриархией

«Ну зачем, в конце концов, спорить? Неужели не все равно, какой патриархат или какая Церковь? Был Московский, теперь — Константинопольский, потом будет Киевский…»

Вопрос не праздный. Зачем вообще выступать против чего-то или защищать что-то?

Так многие удивляются и святому Предтече Иоанну.

Сидел бы себе на Иордане. Проповедовал, анахоретствовал, крестил бы… Чего он полез с обличениями царя? Зачем была ему эта политика?

Но дело в том, что там, где политика соприкоснулась с нравственными вопросами, человек такого авторитета, как Иоанн Креститель, не имел права молчать.

Ведь царь Антипа был предводителем религиозного народа, он стоял на вершине богоизбранного народа и служил, вольно-невольно, примером для тех, кого святой призывал к покаянию. Любой поступок царя становился тягостным соблазном или возвышенным примером, вдохновляющим на подвиг. Нужен был голос совести!

Нравственно-моральное преступление царя заставило Предтечу возвысить свой голос. И он оказался за решеткой в тюрьме.

Царь пользуется близостью присутствия праведника для продолжительных с ним бесед.

Возможно, что они бы привели к изменению жизни Ирода Антипы, если бы не развратный танец юной девицы — его племянницы во время попойки и пьяное бахвальство перед гостями…

Итак, стоило ли Иоанну Предтече обличать царя, стоило ли, как теперь жаргонно выражаются, «подписываться» тогда, когда Ирод был неправ, когда лично грешил?

Почему теперь мы не имеем права молчать о грехе патриарха Константинопольского против Христовой Церкви? Зачем эта принципиальность вплоть до гонений?

Неужели не проще закрыть глаза и согласиться, что с патриархом Константинопольским тоже можно спастись? Важна ведь любовь!

Можно со всем согласиться. Но в том-то и проблема, что, по словам апостола Павла, любовь «не бесчинна». И если это бесчиние навязывается под вывеской любви — это сугубое преступление! Против самой Любви!

Церковь веками разрабатывала каноны, как удерживающий порядок жизни церковного организма в норме и порядке. И единое нарушение канона бывает болезненным от любого христианина. Но особенной, смертельной раной становится тогда, когда это делает предстоятель Церкви и ему в этом разбое способствуют те, кто призван блюсти Церковь, —архиереи!

Власть, богатство и политика уничтожают Христианство в каждом, кто прилепляется этой грязи. Константинопольский Патриархат нынче пал. И быть с ним — быть в его преступлении против Церкви и Любви.

Я не могу на это согласиться. Я — грешник. Но масштабы прегрешения Константинопольского Синода меня просто пугают.

Оттого я остаюсь с Церковью гонимой, но стоящей на верной позиции, на позиции Истинной Церкви. И этим я счастлив.

Потому что в этой Церкви остаются только верные Христу. И я с благоговением взираю на нынешних святых архиереев и священников, на мирян Украинской Православной Церкви, созидающих полноту святости своей верностью. И прошу их не отвергать меня, грешного.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»