Страдание святого священномученика фоки, епископа синопского.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В изложении святителя Димитрия Ростовского

В городе Синопе 1 жил некий муж, по имени Памфил, с женою своею Мариею; они были родителями блаженного Фоки. С юного возраста святой сподобился получить такую благодать Святого Духа, что изгонял из людей бесов и исцелял недуги. Когда Фока возмужал, то за свою добродетельную жизнь был избран епископом в родном городе и ревностно стал пасти своих словесных овец; поучая их словом, он назидал их своим примером; проводя и прежде добродетельную жизнь, он, приняв сан епископа, еще более стал подвизаться, так что все, видя его добрые дела, прославляли Отца Небесного. Многих людей он удержал от заблуждений, многих язычников отклонил от идолопоклонства и привел к почитанию Единого Бога. Господь благоизволил сподобить мученического венца Своего верного раба и возвестил о сем ему в видении, следующим образом: с высоты прилетел голубь, державший в клюве венок из цветов; сей венок он возложил на голову блаженного и проговорил человеческим голосом:

Чаша твоя уже наполнилась, тебе подобает ее выпить.

Из сего видения святой Фока уразумел, что ему предстоит пострадать за Христа. Мы же узнаем из сего то, что он был великим угодником пред Богом, ибо, еще будучи в теле, он сподобился быть увенчанным с неба. Так преблагой Бог возносит своих угодников, удостаивает их славы и чести и возлагает на главы их венцы. Святой Фока по своей душевной и телесной чистоте был истинным женихом небесным: небо восхотело сочетаться с ним и возложит на него венец; но сей венец был предзнаменованием венца лучшего, - в чертоге Спасителя, коим он должен венчаться вечно и в нем явиться на брак небесный. После сего славного знамения Фока, в царствование Траяна, был предан на мучение правителем Африканом; сей властитель долго принуждал его принести жертву идолам, но святой предпочел самого себя принести в жертву Богу. Он не исполнил приказания князя - не хотел воздать произведению рук человеческих чести, подобающей Единому Богу, сидящему на херувимах; тогда князь приказал привязать святого к дереву и мучить его. Всё тело его было покрыто ранами; подобно тому, как нападают на труп голодные хищные птицы и, пожирая, рвут его на части: так мучители терзали чистое тело страдальца Христова. Но всё сие святой Фока претерпел мужественно; с высоты он слышал голос, укрепляющий его; призывая Иисуса Христа, он переносил муки, презирая все страдания. Он не щадил своей плоти ради Того, Кто не пощадил Себя и пострадал за нас на кресте; сие страдание было для святого Фоки как бы райской прохладой: так мужественно переносил он муки, исповедуя имя пострадавшего за нас Господа. Ничего не было невыносимого для верного раба, страдавшего за своего Владыку. Если бы даже со всего мира собрались на него мучители, если были бы изобретены все муки, то и тогда он готов был бы всё претерпеть за возлюбленного своего Господа, взывая вместе с пророком Давидом: "Готово сердце мое, Боже" (Ис.107:2). Мучители положили его на сильно раскаленный лист железа, но железо тотчас остыло, ибо сердце святителя горело любовью к Богу, и сей духовный огонь победил силу огня чувственного. И во всех мучениях, сколько их ни могли придумать для него, святой Фока оказался победителем: ибо вокруг него являлись воинство ангельское и неизреченный свет божественный. В темницах просвещал его свет небесный, в узах он веселился надеждою небесной свободы, в скорбях утешался ангелами, в ранах был укрепляем Иисусом Христом. После многих и различных мучений его бросили в разожженную баню, где он, молясь, предал дух свой в руки Божии 2 и сподобился получить венец победителя в церкви торжествующих. Его святое тело было с почестями погребено верующими и при его гробе совершались многие чудеса 3 .

Судьба "Святого Фоки" и его капитана

По материалам очерка С.И. Белкина «На ближних подступах к Полюсу»
(из книги «Одиссеи рыбацких шхун»,Санкт-Петербург, 1993)

На Новой Земле, где экспедиция к Северному полюсу старшего лейтенанта Г.Я. Седова провела первую, сравнительно успешную зимовку, давшую обширный и полезный научный материал, команда «Святого Фоки» сократилась до 17 человек. Седов отправил в Архангельск четверых больных, а с ними - "капитана" Захарова, которому, как выразился начальник, полярные экспедиции оказались не под силу. Вместе с ними Седов передал два цинковых ящика, обшитых деревом, - все научные материалы, собранные за время зимовки на Новой Земле. Кроме того, Седов передал письмо, в котором убедительно просил направить на Землю Франца-Иосифа судно с продуктами и топливом, необходимыми для продолжения экспедиции. Договоренность об этом была достигнута еще в ходе подготовки экспедиции.
Капитаном «Фоки» стал штурман Н. М. Сахаров. Идти было очень трудно - угля оставалось всего на 3-4 дня. Когда уголь кончился, разломали баню, бросили в топку плавник, который насобирали во время зимовки, но и это топливо кончилось, когда до Земли Франца-Иосифа оставалось всего 80-85 миль. Тогда в топку полетели доски, тросы, старые паруса, сало морского зверя, куски корабельных конструкций, но цель была достигнута. 31 августа «Фока» подошел к берегам Земли Франца-Иосифа.
Как и следовало ожидать, никакого судна здесь не было. К счастью, от предыдущих экспедиций оставалось немного угля, вернее угольной пыли - около 150 пудов - и некоторый запас моржового сала. С этим топливом пошли дальше, к острову Рудольфа. Моральное состояние экипажа было подавленное. Командный состав требовал возвращения, о чем составили специальный акт, но Седов оставался непреклонен. «Без полюса не вернусь»,- заявил он и сумел подчинить команду своей воле.
Снова на пути встали непреодолимые льды, и, пока не иссякли остатки топлива, корабль свернул с курса на норд в поисках удобной бухты. Такую бухту нашли и дали ей название «Тихая». Здесь «Фока» встал на вторую зимовку. Пребывание на Земле Франца-Иосифа явилось суровым испытанием и для самого Седова, и для его спутников. Угля оставалось всего З00 кг. Скудная и недоброкачественная пища, отсутствие свежего мяса привели к массовому заболеванию цингой, и этой участи не избежал и сам начальник. Но, несмотря на болезнь, он приказал начать подготовку к походу на полюс.
Выход был назначен на 2 февраля. Для полюсной партии Седов выбрал двух матросов поздоровее и посмышленее - Г.В. Линника и А.М. Пустошного, которых сразу освободил от всех работ и перевел на офицерское довольствие. Выступить решили на трех нартах, в каждых по восемь собак. Нартам дали имена «Передовая», «Льдинка» и «Ручеек». Общий вес груза на каждых нартах составил 60 пудов. Провизии взяли людям на пять, собакам - на 2,5 месяца. Перед выступлением Седов зачитал свой последний приказ: «На долю нас, маленьких людей, выпала большая честь... сделать посильные и научные, и идейные завоевания в полярных исследованиях на пользу и гордость нашего дорогого Отечества».
Уже с первых дней похода выяснилось, что из-за распухших от цинги ног Седов не в состоянии проходить более 10 км в день. Вскоре к болям в ногах добавились боли в груди - сказалось качество экипировки экспедиции. На седьмой день пути Седов уже не мог двигаться самостоятельно и был вынужден сесть в нарты. На все уговоры спутников повернуть он отвечал решительным отказом. Седов часто терял сознание, но когда приходил в себя, он сразу же смотрел на компас, чтобы убедиться, что его везут на север, а не на юг. Наконец, настал день, когда о продолжении похода уже не могло идти и речи. Разбили палатку, до которой Седов едва добрался ползком. Несколько дней бушевал сильнейший шторм, палатку занесло снегом, голова Седова почти все время лежала на коленях у матросов, которые около его груди держали зажженный примус. 5 марта (20 февраля) 1914 года в 2 часа 40 минут Георгий Яковлевич скончался. У спутников даже не было сил доставить тело на судно, и они похоронили своего начальника прямо во льдах, в парусиновом мешке, обложив тело камнями и поставив крест, сделанный из лыж. На могилу положили флаг, тот самый, который Седов столь страстно мечтал водрузить на полюсе во славу своего Отечества. Эту самую северную русскую могилу на далеком острове Рудольфа нашли советские полярники в 1938 г. Отдав последний долг руководителю экспедиции, матросы повернули на юг и добрались до судна.
Началось возвращение домой. Лишенные опытного навигатора, каким был Седов, оставшиеся члены экипажа с трудом управляли судном и в конце концов посадили его на мель. Сняться с нее казалось, не было никакой возможности, уже подумывали о том, чтобы оставить «Фоку» и продолжить путь на карбасах, но тут вспомнили опыт стариков-поморов: завезли якоря за могучую льдину и начали шпилем подтягивать судно к якорям. Наконец их усилия увенчались успехом.
Во время обратного перехода произошло невероятное событие: на одном из островов обнаружили двух участников пропавшей без вести экспедиции Г.Л. Брусилова - штурмана В.И. Альбанова и матроса А.Э. Конрада. Путешественники были взяты на борт «Фоки» и доставлены на Большую Землю. Таким образом, благодаря «Фоке» мир узнал о научном подвиге Г. Л. Брусилова , о результатах его похода в Арктику.
17 августа «Святой мученик Фока» пришел в становище Рында на Мурмане, где моряки узнали, что Россия вступила в мировую войну. А через несколько дней корабль возвратился в Архангельск, откуда он вышел два года назад.
О том, как в официальных кругах оценили подвиг Седова, можно судить по высказыванию морского министра И. К. Григоровича: «Жаль, что не вернулся этот прохвост, я бы отдал его под суд за просроченный отпуск». Когда отец путешественника обратился в морское министерство, пытаясь выхлопотать себе пенсию за заслуги сына, ему ответили: «Морское министерство не имело и не имеет никакого отношения к полярной экспедиции».
Возвратившимся из похода матросам выплатили жалованье только два месяца спусти, и все это время они были вынуждены жить на полуразрушенном судне в голоде и холоде. И конечно, с такой же черствостью и безразличием отнеслись власти к судну, которое вошло в анналы истории. Администрация порта осмотрела судно и составила акт, сухие и скупые строчки которого оказались не в состоянии скрыть весь драматизм экспедиции, страшные испытания, выпавшие на долю старого корабля и находившихся на нем людей: «Комиссия нашла судно «Святой мученик Фока» в следующем состоянии. Снятыми оказались: 1) вся средняя палуба, 2) в носовой части судна жилое помещение команды (кубрик), четыре дубовых бимса средней палубы, два контрбимса; в машинном отделении: машинная кладовая, помещения для кочегаров, провизионная кладовая; в офицерском помещении: вся деревянная обшивка бортовая, подпалубная, переборки кают и двери; правый, левый и кормовой фальшборты, деревянная обшивка с мостика, часть палубы полубака, фонарная, гальюн для команды и ватер-клозет... Все указанное сожжено во время плавания за отсутствием топлива».
Пожалуй, никакое патетическое описание не прозвучало бы сильнее этих казенных фраз. С болью пишет о своем корабле верный спутник Седова Владимир Юльевич Визе : «Наш дряхлый, но бесконечно милый «Фока» окончательно вышел победителем из двухлетней борьбы со льдами. Правда, он пострадал жестоко, но ведь рубцы и раны являются украшением для старого воина... Милый дорогой «Фока», ты напрасно напрягал свои старческие силы, чтобы с честью исполнить возложенный на тебя долг. И, наверное, ты бы не поступил так, если бы знал, что по возвращении в страну людей тебя ждет позорная смерть на мели в мутно-желтой Двине, что старые кости твои растащат жадные люди, стремящиеся нажить на них свои жалкие гроши».
Судьба «Фоки», действительно, оказалась страшной. Воду не откачивали, и шхуна затонула у пристани, но в таком виде она мешала, загромождая причальную линию. Тогда ее подняли и решили отбуксировать в док, чтобы осмотреть подводную часть корпуса и окончательно решить участь судна. Однако по дороге шхуну посадили на мель, и больше возиться с ней никто не пожелал. Объявили о продаже, но покупателя, конечно, не нашлось. Долгое время всеми забытое судно сидело на мели, и жадные люди, о которых писал Визе , растащили все, что можно было снять: рамы иллюминаторов, поручни, оковку люков, трапов, гудков, куски корпуса, после чего «Фока» превратился в удручающего вида развалину.
Те же жадные люди распродавали но кусочкам не только «Фоку», но и саму память об экспедиции Седова. С публичного торга продавали медвежьи шкуры, винтовки, мореходные инструменты, пианино со шхуны. «Палатка старая из шелка-сырца, рваная, с прожженной дырой» - так объявил распорядитель аукциона - была продана мяснику на фартуки. А ведь это была та самая палатка, в которой встретил смерть на пути к полюсу Георгий Яковлевич Седов!
Тем временем под воздействием ветров и течений шхуну сняло с мели и понесло в один из рукавов Северной Двины Кузнечиху, где выбросило на островок Шилов. После Октябрьской революции был поднят вопрос о реставрации исторического корабля, но к тому времени корпус разрушился до такой степени, что возродить «Фоку» уже было невозможно.
Сохранились три модели шхуны. Одна из них находится в Архангельском историческом музее, вторая - в Музее Арктики и Антарктики в Петербурге, третья - в областном музее города Донецка. В этих же музеях хранятся куски подводной части корпуса. Имя Г.Я. Седова увековечено на географической карте, на которой есть архипелаг, залив, мыс, пик, поселок Седово. В честь отважного первопроходца назван ледокольный пароход, который в тридцатых годах совершил уникальный 812-дневный дрейф в Северном Ледовитом океане; затем имя Седова получило учебное судно, ледокол, а также теплоход.
В 1937 году, в год, когда страна отмечала 70-летие со дня рождения Седова, с острова Рудольфа, на котором перестало биться мужественное сердце рыцаря Арктики, стартовала воздушная эскадра Шмидта - Водопьянова, достигшая района Северного полюса и основавшая первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс-1». Так советские полярники отметили юбилей своего славного предшественника.
Ровно через 25 лет, в год 85-летия со дня рождения Седова, советская атомная подводная лодка достигла полюса подо льдом, а столетний юбилей Георгия Яковлевича был ознаменован самой выдающейся победой за всю историю мореплавания: впервые атомный ледокол «Арктика» пробился напролом сквозь льды к Северному полюсу. Что и говорить, замечательные совпадения! Дело жизни Г. Я. Седова достойно продолжили его потомки.
Из географических объектов именем Георгия Яковлевича Седова в Арктике названы:
северный входной мыс бухты Тихая на о. Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа;
пик в юго-западной части северного острова Новой Земли (назвала Северная гидрографическая экспедиция в 1925 г.);
бухта на о. Норд арх. Норденшельда (названа в 1939 г. экспедицией на г/с «Норд»);
бухта и островок в губе Дыроватая на западе о. Вайгач (назвал в 1902 г. А.И. Варнек);
залив на Карском побережье северного о-ва Новой Земли (открыл в 1910 г. В.А. Русанов . Название дано в 1925 г. экспедицией Института по изучению Севера на парусно-моторном судне «Эльдинг» под руководством Р.Л. Самойловича);
залив на западном побережье северного о-ва Новой Земли (в 1912 г. Г.Я. Седов назвал залив «губой Суворина» в честь одного из организаторов его экспедиции. Настоящее название дано в 1914 г. участниками экспедиции Седова).
Кроме того, в честь ледокольного парохода «Г. Седов » названы:
архипелаг у входа с запада в пролив Красной Армии между островами Комсомолец и Октябрьской Революции (открыт в 1930 г. экспедицией Всесоюзного арктического института на ледокольном пароходе «Г. Седов». Первоначально назван в честь советского военачальника С.С. Каменева (1881-1936), а в 1937 г. переименован в честь открывшего его ледокольного парохода);
пролив между островами Правды и Нансена архипелага Норденшельда, где ледокольный пароход «Г. Седов » укрывался ото льдов при выгрузке имущества полярной станции «Остров Правды». (по книге Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики, Санкт-Петербург, 2003).

Макет шхуны "Св. муч. Фока" в историческом музее Г.Я. Седова в поселке Седово (бывшая Кривая Коса)

Святой мученик Фока происходил из города Синопа, расположенного на южном берегу Черного моря. Имея небольшой сад, он жил скромно: продавал плоды и на вырученные средства содержал себя, помогал нуждающимся и оказывал гостеприимство странникам. Христианское благочестие святого оказывало воздействие на других людей. Даже язычники относились к нему с глубоким уважением. Нередко под его влиянием они оставляли свои заблуждения и принимали христианскую веру.

Но вот правитель области, узнав, что святой Фока распространяет христианское учение, приказал найти его и умертвить. Святой случайно сам встретил посланных за ним и, не называя своего имени, радушно принял их, угостил и предоставил место для ночлега. Ночью он вышел в сад, приготовил гроб и место для своего погребения, успел также сделать распоряжение, чтобы все его имущество после смерти было роздано бедным. Утром святой Фока объявил пришельцам, что он и есть тот, кого они ищут, и просил, чтобы они исполнили возложенное на них поручение. Гости смутились и, не желая убивать радушного хозяина, решили спасти святого Фоку. Однако праведник решительно воспротивился их намерению и смиренно преклонил свою главу под меч.

Святого мученика Фоку погребли в могиле, приготовленной им самим в саду. Место его погребения прославилось чудесами, и впоследствии там была построена церковь. Достоверное описание мученической кончины святого составлено Астерием Амасийским († ок. 410), по свидетельству которого память святого мученика Фоки особенно чтилась мореплавателями.

Иконописный подлинник

Ватопед.

Сщмч. Фока Синопийский. Фреска. Афон (Ватопед).

Константинополь. 985.

Сщмч. Фока Синопийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим.

Киев. 1043-1046.

Сщмч. Фока Синопийский. Фреска Софии Киевской. 1043 - 1046 годы.

Нередица. 1199.

Сщмч. Фока Синопийский. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 год.

В том же городе Синопе, но в другое время, жил иной Фока; он устроил себе сад близ моря и, посадив в нем различную зелень, продавал ее, доставая таким образом пропитание и самому себе, и нищим. Часть зелени из своего сада он клал при дороге, чтобы ее могли брать все прохожие; ибо он отличался великой любовью к ближним и страннолюбием, и более благоустроял вертоград в душе своей, чем – вещественный: процветая благочестием и питая в своем сердце чистые мысли, он приносил плоды добродетелей, так что его святая душа могла называться вертоградом Святого Духа, как говорится в Писании: "запертый сад – сестра моя, невеста" (Песн.4:12); и еще: "плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал.5:23).
Блаженный Фока был так огражден добродетелями, что древний тать – диавол, похитивший блаженство в райском вертограде у праматери нашей, не мог похитить добродетели у святого Фоки. Святой ревностно стремился к своему спасению, со страхом внимая словам Апостола: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8). Так подвизался святой, и слух о благочестивой его жизни прошел между людьми. Добродетель, как горящая свеча, не может утаиться, но и в темноте ночной сияет издалека; так и святой Фока как бы среди тьмы сиял своим благочестием среди людей неверующих и развращенных, приводя многих к познанию света. Слух о святом дошел и до нечестивого князя сей страны. Князю рассказали, что Фока не только сам верует в Распятого, но и других обращает к Нему вслед за собою. Тогда князь послал своих слуг, чтобы они убили раба Христова; те немедленно отправились, и стали искать Фоку, чтобы предать его смерти.
Их встретил сам Фока и спросил:
– Кого вы ищете?
Они отвечали:
– Мы отыскиваем Фоку.
Тогда Фока сказал:
– Ступайте ко мне, господа мои, я вам расскажу о нем.
С сими словами он привел их к себе в дом и угостил их, ибо так подобает поступать с врагами своими, согласно словам Писания: "Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою" (Притч.25:22).
Когда же слуги вкусили вина, Фока спросил их:
– Для чего вы ищете сего человека?
Тогда они рассказали ему тайну:
– Мы ищем его, чтобы предать на мучение, ибо князь послал нас убить его за то, что он не покланяется богам нашим, а почитает Распятого.
Фока стал просить их:
– Прошу вас, господа мои, подождите до утра в моем доме, угощайтесь и пейте, а завтра я предам его вам: ибо никто не знает его лучше меня; он живет недалеко отсюда; теперь он куда-то ушел, но скоро придет; тогда я вам отдам его в ваши руки.
Посланные согласились и стали пировать в доме святого Фоки. Он же в сие время устроил в своем саду гроб, приготовил всё необходимое для погребения, раздал нищим свое имение и всю ночь пребывал в молитве, приготовляясь к смерти. Когда наступило утро, посланные князем слуги встали и спросили его:
– Здесь ли Фока, коего ты хотел предать в наши руки?
Святой же с радостью отвечал им:
– Здесь, господа мои, – делайте с ним, что хотите.
Тогда слуги спросили:
– Где же он?
Блаженный отвечал:
– Я – Фока, которого вы ищете, я раб Иисуса Христа… Я – отрекаюсь от ваших мерзких богов, умертвите меня.
Услыхав сие, посланные удивились; они почувствовали стыд и не хотели обагрить рук своих кровью сего человека, ибо он так радушно принял их и угостил; они хотели уйти и сказали ему:
– Мы скажем князю, что всюду искали Фоку, но нигде не нашли.
Но он стал просить их, схватил их за ноги и умолял, чтобы они исполнили то, что им повелено, говоря:
– Ничем вы меня так не вознаградите за мое гостеприимство, как тем, о чем я прошу вас; ибо чрез сие вы избавите меня от уз плоти, и я могу соединиться с желанным Христом.
Так святой Фока стремился освободиться от уз тела и жить со Христом. Так сильно желал он пролить свою кровь за Христа; столь великую он имел любовь к Богу, что говорил:
– "Милость Твоя лучше, нежели жизнь" (Пс.62:4).
Итак он умолил слуг и принял венец мученический; будучи усечен в главу мечом, он перешел от земли к небу2. Его святые мощи были погребены в приготовленном им самим гробе. Впоследствии, когда еще более просияло в тех странах благочестие, над гробницей мученика была выстроена церковь во имя его. И многие верующие почерпали благодать от святых мощей Христова страдальца, одни получали исцеление от болезней, другие – утешение в печалях, иные же получили помощь в бедах молитвами святого мученика Фоки. Не только в городе Синопе, но и по всей вселенной, на земле и на море, всем с верою призывающим его имя и вручающим себя его молитвам, святой являлся великим благодетелем в нуждах и скорым помощником. У мореплавателей было обыкновение призывать на помощь святого Фоку; ибо много раз он являлся им: то ночью, когда поднималось волнение, он будил спящего рулевого; то видели, что он сам поднимал паруса; иногда его замечали на носу корабля; иногда он являлся ходящим по морю. Имя святого Фоки прославляли на многих кораблях, плававших по Черному и Адриатическому морям и по океану; вместо обычных своих песен моряки стали воспевать похвальные песнопения в честь святого Фоки, так что всякий час его имя было на устах мореплавателей. Не только в бедствиях, но и среди удовольствий они вспоминали святого Фоку. У них был такой обычай: когда они сидели за трапезой или за каким-либо угощением, то отделяли часть пищи или пития в честь святого Фоки. Кто-нибудь из присутствовавших за трапезой покупал сию часть, и вырученные от продажи деньги собирались в особую кружку. Так каждый день уделяли часть своей трапезы святому, и один после другого покупал сию часть: сегодня один, завтра другой, потом третий, – начиная с первого и до последнего, все по очереди покупали ту часть и собирали за нее деньги. Когда же они выходили на берег, то деньги, собранные от продажи сих частей, раздавали убогим, недужным, сиротам и странникам.
Сей обычай хранился много лет до того времени, пока враги святого Креста, попущением Божиим за наши грехи, не взяли все сии страны3; они весьма сильно стали утеснять святую веру и уменьшили число христиан. Однако же и теперь святой Фока, общий заступник всех, не перестает помогать плавающим в море мира сего; он приводит нас к небесному пристанищу, усердно молясь за нас Господу. Да избавимся же мы молитвами сего мученика Христова от всякого потопления, волнения и бури, ныне, всегда и во веки веков. Аминь.

1 Вертоградарь – содержатель сада или огорода, садовник.
2 Сие было около 320 года.
3 Здесь разумеются магометане – турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую).



СВЯТОЙ ФОКА СВЯТОЙ ФОКА

«СВЯТО́Й ФО́КА», моторно-парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова (см. СЕДОВ Георгий Яковлевич) к Северному полюсу (см. СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС (в географии)) (1912-1914). Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и Земли Франца-Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • СВЯТИТЕЛИ
  • СВЯТОПОЛК Изяславич

Смотреть что такое "СВЯТОЙ ФОКА" в других словарях:

    СВЯТОЙ ФОКА - моторно парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 1914). Провела 2 зимовки в районах Нов. Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914 … Большой Энциклопедический словарь

    СВЯТОЙ ФОКА - моторно парусная шхуна экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 14). Провела 2 зимовки в районах Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    «Святой Фока» - моторно парусная шхуна экспедиция Г. Я. Седова к Северному полюсу (1912 14). Провела 2 зимовки в районах Новой Земли и Земли Франца Иосифа. Вернулась в Архангельск в 1914 … Энциклопедический словарь

    Фока (значения) - Фока (др. греч. Φωκάς) мужское имя греческого происхождения. Именины: июля 22 (августа 4), сентября 22 (октября 5). Известные обладатели Святой Фока (IV век) Фока (византийский император) узурпатор (602 610 гг.). Византийский род Фока,… … Википедия

    Фока - Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Фока (др. греч … Википедия

    Святой Владимир

    Фока святой - святые православной церкви: 1) священномученик, епископ Синопский; обратил многих ко Христу. После разных мучений Ф. был брошен в горячую баню, где и скончался в 117 г., при Траяне. В 403 или 404 г. мощи Ф. были перенесены в Константинополь.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ай-Фока - с греческого святой Фока 1) голая гора с плоской вершиной и изрытыми оврагами склонами, в междуречье рек Ворон и Шелен, у моря 2) протяженный мыс со складчатыми обрывами над морем, южное продолжение г. Панаянын Каясы, в 5,5 км к ЮЗ от села… … Топонимический словарь Крыма

    «Св. Великомученик Фока» - СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФОКА (Святой Фока) дерев. зверобойное судно, построенное в 1870 в Норвегии. Во доизмещ. 273 т, машина мощностью 100 л. с., парусное вооружение, скорость 7 узлов. В 1912 С. В. Ф. под командов. кап. Захарова направился из… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Владимир I Святой - Владимир Святославич Володимеръ Святъславль Князь Владимир с сыновьями, Борисом и Глебом. Икона XV века … Википедия

Книги

  • Седов. Вперед на полюс! , Григорьев Алексей. Вы держите в руках книгу, рассказывающую о героической полярной экспедиции 1912-1914 годов, которой руководил старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов. Это история захватывающего путешествия…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»