О паломничестве. Паломничество к святому Иакову - святому Жаку в Испании

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Читайте, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны. Узнайте, как правильно совершить паломничество

Что такое паломничество и кто такие паломники

Паломник в общем смысле - человек, идущей святому для него месту. Можно назвать таковым и человека, возвращающегося, например, в свой родной город, на место рождения, но в основном смысле слова паломничество - это посещение святых мест, связанных с религией, которую исповедует паломник. Слово образовано от латинского «palma», напоминая о пальмовых ветвях, которыми люди встречали Господа Христа при Его Входе в Иерусалим незадолго до крестной смерти.
Мы расскажем, куда проложены маршруты самых известных христианских паломничеств и с какими традициями они связаны.



Израиль паломнический

Главное паломничество во все века - это паломничество на Святую Землю, в Иерусалим, к местам земной жизни Христа. Большая часть паломничеств совершает на православную Пасху. В Великую Субботу здесь происходит чудом схождения Благодатного огня.
Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его - самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.
Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света - от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм - здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны, где есть православные верующие люди.



Паломничество в Бари к мощам Николая Чудотворца

Святитель Николай Чудотворец всемирно известен и почитается всеми христианами. Жил он в IV веке, но и сегодня остается родным и любимым для многих людей, ведь он продолжает слышать наши молитвы, помогать обращающимся к нему, спасать от смерти, бедности, тоски и многих бед.
Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро - чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.


Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.


Мощи постоянно источают миро, мироточат. Миро - ароматная чудесная жидкость, точного состава которой ученые по сей день не могут назвать. Миро источают чудотворные иконы и мощи некоторых особо благословленных Богом святых. Это вещество - благоуханное масло, и оно содержит эфирные масла неизвестных растений, словно неземных.



Паломничество к мощам Спиридона Тримифунтского на Корфу

Святитель Спиридон - второй чудотворец после Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. После долгих лет забвения в годы безбожия ХХ века россияне вновь молятся святителю Спиридону, и за последние десятилетия свидетельства о его чудесах множатся.


Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается.


Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они - знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.


Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.



Паломничество к святому Иакову - святому Жаку в Испании

Мощи святого Иакова, брата Иоанна Богослова, особо почитаются в Испании. Он проповедовал в тех местах, пройдя винный путь от Иерусалима (именно поэтому он почитается как покровитель путешествующих и паломников). По преданию, после его убиения Иродом, тело его в лодке было вынесено на берег реки Улья. Сейчас здесь находится названный в честь него город Сантьяго-де-Компостела. В 813 году одному из испанских монахов было знамение Божие: звезда, своим светом показавшая место захоронения мощей Иакова. Название города, построенного на месте их обретения, переводится с испанского как «Место святого Иакова, обозначенное звездой».


С Х века сюда начинается паломничество, которое к XI веку приобрело значимость второго по статусу паломничества после посещения Иерусалима. Древние традиции паломничества соблюдаются и сейчас: паломник должен достичь города пешком, идя на протяжении ста километров или крутя педали велосипеда на протяжении двухсот километров.


Да хранит вас Бог!


Многие хотят понять, что значит паломничество. Это понятие означает путешествие человека или людей к Святым местам, которые имеют большое значение для представителей христианской или любой другой веры. Паломничество может совершаться в любую точку земли, где есть места, которые люди считают сакральными. В такой местности люди поклоняются и молятся Святыням.

Само слово паломничество произошло от слова "палома", что означает пальмовая ветвь. Именно с ней встречали Иисуса Христа жители Иерусалима. Человека, который совершает путешествие к Святому месту, принято называть паломником. Чаще всего верующие стремятся посетить места, которые связаны с Иисусом Христом, Пресвятой Богородицей и апостолами. Им хочется спустить к реке Иордан, увидеть святые источники и помолиться перед иконами.

Кроме христиан, паломничество совершают и представители других религий. Еще с древних времен люди ходили поклоняться святыням. Это давало им умиротворение, и они могли обратиться к самому Всевышнему. Человеку необходимо почувствовать не только душой, но и прикоснуться телом к Святому месту. При молитве выполняются определенные действия, в том числе крестное знамение, поклоны. Людям хочется придти в Храм или к Святыне, чтобы приобщиться физически. После посещения таких мест, человек начинает чувствовать себя совершенно иначе. У него может измениться мировоззрение, и даже самочувствие. Совершить паломничество для христианина, это значит соединить духовное и телесное начало воедино.

Самыми древними местами людей тех времен были храмы Амона в Египте, Аполлона в Дельфах и Осириса в Обидосе. Христиане начали совершать паломничество с 4 века. Это происходило в Палестине, где Спаситель совершал свои деяния. Во времена Средних веков православные верующие также посещали Константинополь и Грецию. А католики направлялись в Италию и Францию.

По мнению Западной церкви паломничество могло быть великим и малым. К первому относилось посещение Гроба Господня, Рима, Лорето и Сантьяго-де-Компостелу. Что касается малого паломничества, то люди могли посещать местные святые места.

К концу 15 века, чтобы совершить паломничество, было необходимо предварительно попросить об этом разрешения у духовных властей. Его давали при условии платежа пошлины. Чем больше проходило времени, тем больше менялись порядки совершения паломничества. Во Франции с 1881 года каждый год собирался паломнический карнавал, который направляя к Святой Земле. Иногда количество паломников доходило до 400 человек.

Благодаря паломничеству до нашего времени дошло множество исторических сведений. Описание посещений Святых мест сильно повлияло на литературу и легенды Руси. Но, к сожалению, не всегда паломничество происходило от чистого сердца. Прикрываясь религиозными мотивами, люди часто совершали захваты или другие действия. В крестовых походах паломничество сыграло большую роль. Среди паломников могли быть, как рыцари, так и короли.

Словарь Ушакова

Паломничество

пало мничество , паломничества, ср. (книж. ).

1. Хождение, странствование (в 1 знач. ).

2. перен. Путешествие куда-нибудь многочисленных толп почитателей, поклонников кого-чего-нибудь (срн. в 3 знач. ). К месту дуэли Лермонтова на Кавказе устраиваются целые паломничества.

Политическая наука: Словарь-справочник

Паломничество

(от лат. palma пальма)

странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Культурология. Словарь-справочник

Паломничество

(лат. palma – пальма) – путешествие верующих к «святым местам» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на «сверхъестественную помощь». Название от обычая паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Православный энциклопедический словарь

Паломничество

хождение верующих к святым местам на поклонение.

Энциклопедический словарь

Паломничество

(от лат. palma - пальма), странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Словарь Ожегова

ПАЛО МНИЧЕСТВО, а, ср.

1. Путешествие паломника, паломников. П. в Мекку.

2. перен. Путешествие, хождение кудан. с целью ознакомления с какимин. достопримечательностями, а также к знаменитому лицу. П. к могиле поэта.

| прил. паломнический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Паломничество

  1. ср.
    1. Путешествие к святым местам для поклонения, получившее широкое распространение среди верующих в христианской, мусульманской и т.п. религиях.
    2. :
      1. перен. разг. Путешествие куда-л. многочисленных почитателей, поклонников кого-л., чего-л.
      2. Посещение кого-л., чего-л. большим числом почитателей, поклонников.
    3. Описание путешествий паломника (1*1).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Паломничество

Верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического миpa. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в., главным образом - под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста. Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителями к Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске "Правосл. Палестинского Сборника") и описаниями П. (хождение безымянной паломницы конца IV в., изд. И. В. Помяловским в 20-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., но вскоре оно признано было церковью делом богоугодным. Крестовые походы (см. Походы крестовые) по существу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinationes secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу (см.) и Лорето (см.), под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. церковь стала налагать как епитимию, а с XIII в. и светские суды Зап. Европы стали приговаривать к П. убийц; впрочем, в XIV и XV вв, светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломников. П. особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляли возможность в 6-8 месяцев совершить П., которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять П., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце ХV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии - и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них - "Peregrinationes Terrae Sanctae", Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду - калиги (см.), коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшенную раковинами; клюка (см.), сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существовал известный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкой пилигримов; так, в XV в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследователи (Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный удар П. В католических странах и в настоящее время совершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входят лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в вене и Мюнхене.

В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена русского христианства. Ок. половины XI в. был в Палестине дмитриевский игумен Варлаам (1062). Из вопросов Кирика новгородскому епископу Нифонту видно, что к XII в. страсть к П. до того распространилась, что церковная власть находила нужным воздерживать не в меру ревностных паломников, у которых, по-видимому, составлялось представление, что П. необходимо для действительности душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила (начала XII в.) находим косвенное неодобрение П., он осуждает тех, которые в своих странствиях "возносятся умом своим, яко ничто добро сотворивше, и погубляют мзду труда своего", тогда как, оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Надо думать, что уже в эту отдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожего" (см.), который ходил в Царьград, на Афон, в Иe p yсалим, потом странствовал по отечественным святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в "дружины". Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы. В небогатой древнерусской письменности крупное значение имели и описания "хождений" в Св. Землю, оставленные некоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем является Даниил-мних (см.), вторым - новгородский архиеписк. конца ХII века Антоний (см.), ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями. Около 1350 г. совершил П. новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил (изд. у Сахарова, "Сказания", т. II) царьградские святыни. Описание путешествия его в Иерусалим до нас не дошло. К 70-м годам XIV стол. относится "хождение архим. Агрефенья обители пресв Богородицы", по-видимому, смоленской (изд. архим. Леонидом в 48 вып. "Правосл. Палест. Сборника", СПб., 1896). Это первый после Даниила паломник, оставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкает и по своему древнему и образному языку (просторечью), по полноте и систематичности изложения, носящего на себе печать свежести и внимательного изучения описываемых мест и предметов. За ним следует диакон Игнатий Смолянин (см.), ходивший в конце XIV в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон. Наряду с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский apxиепископ Василий (см.), правда, не оставивший описания своих странствий, но несомненно с Востока вынесший свое послание о земном рае. В состав паломнической литературы XIV в. входит еще "Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда", изд. Л. Н. Майковым в его "Материалах и исследованиях по старинной русской литературе" (СПб., 1890). Нравоучительная часть "Беседы" вероятно взята или переведена из какого-нибудь греч. путеводителя, но сами описания святынь, по-видимому, составляют русское сочинение. С XV в. число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказов остается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время всего чаще умалчивались. Первый по времени странник XV в., описавший свое путешествие, был троицкий иеродиакон Зосима (см.), ходивший в 1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова); не искусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом. За "ксеносом" Зосимы следует "хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иepyсалиму", открытое Н. С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописи первой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений: одного, совершенного в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершенного в 1 4 61-1462 гг. через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай, и издано в 45-м вып. "Правосл. Палест. Сборника" (М., 1896). Варсонофий - первый из русских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После него из паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков с Коробейниковым и Вас. Гагара, но описание Варсонофия, по точности и обилию приводимых данных, далеко превосходит эти последние. Почти одновременно с Варсонофием, в 1465-66 гг., странствовал по св. местам гость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (изд. архимандритом Леонидом в 6-м вып. "Православного Палестинского Сборника", СПб., 1884). К памятникам паломнической литературы XV в. причисляют "Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим"; относимое к 1415-17 гг. и представляющее собой простой перечень городов по пути от Великого Новгорода до Иepyсалима, с указанием расстояния между ними; автором его считают Епифания Премудрого (см.); изд. в 15-м вып. "Православного Палестинского Сборника". С половины XV в. в нашем паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние "паломники" полны жалоб и негодования на притеснения "срацын" и "злых арапов". Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. В то же время у русских людей возникало, и с течением времени все сильнее разрасталось, представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое предание восточного православия, тогда как греки ослабели в вере. Ученик и биограф Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый, в начале XV века ставит ему в особенную похвалу, что он "не взыска царствующего града, ни Святые Горы, или Иepyсалима, яко же аз окаянный", но находил святость во внутреннем искании Бога. Несколько позднее Пахомий Сербин в житии того же Сергия (около 1440 г.) подчеркивает то обстоятельство, что русский великий подвижник "воссиял не от Иерусалима или Сиона", а благочестие свое воспитал именно "в великой русской земле". С ослаблением П. на Востоке надолго исчезают из нашей письменности и паломнические записки. Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Всего чаще это результаты, так сказать, официальных П., писания людей, которые посылаемы были моск. правительством на Восток с поручениями и милостыней. Сюда, прежде всего, относится хождение в 1558-61 гг. купца Василия Познякова (см.). Его описание Иерусалимских и синайских святынь целиком вошло в знаменитое "Хождение Трифона Коробейникова" (см.) - наиболее распространенное произведение паломнической литературы, которое с конца XVI в. и поныне осталось в народном чтении, заслонив все, что ему предшествовало, и не уступая своего места никаким новым описаниям св. мест. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный "Проскинитарий" Арсения Суханова (см.). По побуждениям личного благочестия совершали свои хождения паломники-писатели Вас. Гагара (см.) и Иона Маленький (см.). Ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси [Изданный А. С. Петрушевичем "Путник о граде Иерусалиме, составлевный галицко-русским между 1597-1607 гг." (Львов, 1872) оказывается переводом греч. проскинитария (путеводителя), изд. в 26-м вып. "Правосл. Палест. Сборника" (СПб.,1890). Мелетий Смотрицкий (см.) составил "Апологию моему странствованию на Восток", которая была напеч. в Дермакском монастыре в 1628 г., в переводе на современный pvcский язык издана иезуитом Мартыновым (Лпц., 1863).]; но древнерусский тип паломнического хождения дожил до XVIII в. Паломники 1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр ("Путник" их изд. архим. Леонидом в "Чтениях Общ. Истории и Древн.", 1873; т. III) многое взяли целиком из Трифона Коробейникова. Путешественник 1710-1711 г., старообрядческий священник Лукьянов (см.), уже больше рассказывает о своих личных впечатлениях. Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в. выделяется посадский Нечаев (см.). Новое, более сознательное и критическое изучение православного Востока открывает собой знаменитый пешеходец Григорович-Барский или Василий Киевский (см.), но, главным образом, это изучение принадлежит XIX ст. От середины XVIII в. до нас дошло описание путешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749-51 г. (ср. ст. архим. Леонида в "Чтениях Общ. Истории и Древностей", 1873, т. I I I). Царствование Екатерины II, с ее продолжительными войнами с Турцией, мало благоприятствовало П. русских людей на Восток. За исключением записок О. Плещеева (см.), случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишь путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия (изд. в 36-м вып. "Правосл. Палестинского Сборника", СПб., 1891) и Мелетия (см.). К началу XIX ст. относятся путешествие Бронникова (см.), "Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова" (М., 1813) и анонимные записки, напеч. в "Северных Цветах" на 1826 г." и принадлежавшие Д. В. Дашкову. Из русских палестиноведов XIX в. Св. Землю в качестве паломников посещали А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид, А. В. Елисеев, Т. И. Филиппов (см. эти имена). В XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному росту русского П. в Св. Землю. В конце прошлого века ежегодное число русских паломников в Иерусалим редко превосходило несколько десятков, в 1820 г. оно уже доходило до 200, а в 1840-х годах до 400, в 1859 г. до 950, в 1866 г. до 1098 чел., в 1869 г. до 2035, в 1870-х гг. сократилось до 1500 чел., в 1880 г. вновь возросло до 2009, в 1889 г. достигло 3817, в 1896 г. 4852 чел. Подавляющее большинство русских паломников принадлежит к простонародью; больше половины их пользуется "паломническими книжками", выдаваемыми "Православным Палестинским Обществом" (см. Палестина). Помимо Палестины, pyccкиe богомольны, предпринимающие П. за пределы России, направляются на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца. О паломничестве у мусульман см. Хаджж. Ср. R ö hricht und Meisner, "Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande" (Б., 1880 - тексты); R ö hricht, "Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande" (Гота, 1889); Пыпин, "П. и путешествия в старой письменности" ("вестник Европы", 1896, № 8).

Паломнические туры становятся все более популярными в наше время. Посетить святые места наперебой предлагают различные крупные и не очень туристические агентства. Они обещают, что вы получите благодать и духовное просветление, только прикоснувшись к святыням. Паломничество становится невероятно модным, ведь в "высшем свете" так приятно блеснуть своим благочестием, упомянув поездку в Иерусалим или на Афон. Но мало кто серьезно задумывается о том, какими должны быть настоящие паломники. Это на самом деле вовсе не те люди, которые толпами с фотоаппаратами бродят по городам Палестины и с любопытством стоят у Стены Плача. Паломничество - это нечто более глубокое и духовное, что обновляет человека и приподнимает его над всеми мирскими проблемами. Сегодня наша статья посвящена именно этой теме.

Паломники - это кто такие?

История паломничества уходит корнями в далекое прошлое. Еще в Ветхом Завете упомянуты случаи путешествий к определенным местам для молитвы и жертвоприношений. Но сам термин пришел к нам из латинского языка, в переводе с него паломники - это люди, которые отправляются в путешествие к местам, имеющим для верующих сакральное значение. На латыни слово означает "пальмовую ветвь", ведь именно она символизирует вхождение Иисуса Христа в Иерусалим. В России этот символ заменен на молодые побеги вербы.

Краткая характеристика паломничества

Некоторые люди твердо убеждены, что паломник во время своего путешествия не имеет национальности и религии. Его направляет вера в единые высшие силы, а к какой религии он относится - не имеет значения. На самом деле это не так. Ведь у каждого религиозного течения существуют свои святые места, которые необходимо посещать. Более того - намечены и определенные временные отрезки, когда стоит ехать на поклонение к тем или иным святыням. Например, православный паломник считает своим долгом прикоснуться к Гробу Господня в пасхальную неделю. В это время душа настоящего христианина наполняется невероятной любовью, светом и благочестием.

Помимо христиан, паломничество очень распространено среди мусульман, буддистов и синтоистов. Также довольно часто к святым местам отправляются жители Непала и Индии. Согласно их религиозным убеждениям, каждый житель страны должен хотя бы один раз в жизни отправиться в паломничество. Только после этого можно устраивать свою мирскую жизнь и заводить семью. Причем в дальнейшем не возбраняется посещение святых мест еще не единожды, все зависит от духовного развития и потребностей самого верующего.

Несколько фактов из истории паломничества

Мы уже отмечали, что в Новом и Ветхом Завете упомянуты первые "хождения" к святым местам. Но назвать их полноценными паломничествами еще довольно трудно. Историки считают, что данное движение получило свое распространение приблизительно в третьем веке. В этот период происходили жесточайшие гонения на христиан римлянами, стремящимися уничтожить практически все напоминания о Христе и даже переименовывать города, в которых творил свои чудеса Спаситель.

С четвертого века, когда христиане перестали преследоваться властями, паломничество на Святую Землю стало весьма распространено. Верующие активно путешествовали и рассказывали о чудесных событиях, случившихся с ними во время поездки в места поклонения.

В пятнадцатом веке католические паломники обязаны были испросить разрешение на свое путешествие у Папы, они облачались в специальную одежду, на которую нашивался красный крест. Многие судовладельцы заключали специальные контракты с группами паломников и сопровождали их в пути. Можно сказать, что это были первые организованные паломнические туры. Ведь за группу платились пошлины, всех обеспечивали едой и водили по самым знаменитым святым местам.

В конце девятнадцатого века паломнические группы достигали порядка трехсот человек. Для их перевозки нанимались целые морские суда, а длиться такое путешествие могло более одного года.

Паломничество в России

Православный паломник на Руси - это особый вид верующего человека, готового пройти полмира для достижения своей цели. Первоначально подобные поездки были хаотичными и неорганизованными, но уже к двенадцатому веку они получили такое распространение, что священнослужители были вынуждены даже останавливать многих прихожан от долгого и трудного пути. Из своих поездок паломники привозили много интересных вещей. Например, особую одежду, символизирующую свой статус, русские верующие привезли именно из Константинополя. Она "прижилась" на Руси и стала отличительным знаком, по которому один православный паломник узнавал другого.

Конечно, в течение нескольких веков отношение к путешествиям в Святую Землю часто менялось. Они то практически полностью прекращались в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке, то вновь возобновлялись. С середины девятнадцатого века паломнические поездки в Иерусалим становятся все более востребованными в среде православных христиан. Сейчас интерес к паломничеству растет не только среди воцерковленных людей, но и у тех, кто делает свои первые шаги на пути к Богу.

Маршруты паломничества

За долгие годы "хождений" к святым места определились направления, которые являются приоритетными для православных христиан. Их можно представить следующим списком:

  • Палестина;
  • греческий Афон;
  • мощи Николая Чудотворца (Италия);
  • десница Иоанна Крестителя (Цетина, Черногория).

Конечно, это далеко не полный перечень мест, куда приезжают на поклонение паломники. Но для тех, кто впервые отправляется в подобный путь, достаточно посетить одну святыню. Не стоит увлекаться и пытаться охватить необъятное.

Позиция православной Церкви по отношению к паломничеству

Священнослужители не всегда однозначно относятся к путешествиям в Святую Землю. Ведь в большинстве случае новоиспеченные паломники относятся к ним как к чему-то модному. Но святые места не терпят пустоты душевной и суеты в сердцах, поэтому не стоит уподобляться модным веяниям и бросаться на сборы, вдохновляясь рассказам друзей или коллег по работе. Священнослужители утверждают, что паломничество на Святую Землю должно быть целенаправленным. То есть человек должен четко понимать, что он хочет получить во время этого путешествия. И результат паломничества не может выражаться в чем-то материальном, главное - это духовная подпитка и укрепление в вере.

Подготовка к паломничеству: основные этапы

Быть может, это покажется странным для мирян, но прежде, чем ехать в святые места, паломников некоторое время подготавливают. Обычно это делают только воцерковленные люди, понимающие, что такое паломничество. Подготовительный этап можно разбить на несколько обязательных пунктов:

  • изучение Евангелия;
  • покаяние;
  • причащение;
  • чтение церковной литературы о месте паломничества;
  • испрошение разрешения на поездку у батюшки.

Если вы выполните все вышеперечисленные пункты, то перед своим долгожданным путешествием сумеете ответить на вопрос, зачем вам нужна поездка к святым местам.

Организованные паломнические поездки в Иерусалим: описание и приблизительная стоимость

Сегодня отправиться в паломничество может практически каждый человек, для этого необходимо просто обратиться в туристическое агентство. Большинство из них организуют специальные туры к святым местам, чаще всего путешественники отправляются в Иерусалим.

Если проанализировать все предложения на туристическом рынке, то можно с уверенностью сказать, что большинство путешествий не длятся более восьми дней. Обычно они включают в себя не только Иерусалим, но и несколько других мест. Самым популярным паломническим маршрутом является Вифлеем - Иерусалим - река Иордан. Эти места православные посещают в течение недели, за небольшой промежуток времени они посетят несколько святынь и даже смогут пройти дорогой Христа до Голгофы. Обязательным пунктом программы считается Кувуклия - место, куда, по предположению, было перенесено тело Христа после распятия. Храм, выстроенный над древней пещерой, является святыней для христиан всех конфессий.

Совершаются подобные паломничества в основном из Москвы, а стоимость путевки начинается от пятидесяти тысяч рублей. В эту сумму включен авиаперелет Москва - Тель-Авив, проживание в отелях, переезды по месту и питание (завтраки).

К сожалению, в современном мире паломники - это чаще обеспеченные туристы, которые могут себе позволить дорогостоящий тур, чем люди, нуждающиеся в духовном развитии и обновлении. Именно поэтому так обесценивается в обществе само понятие "хождений к святым местам". Но если вы испытываете внутреннюю сердечную жажду, как говорят священнослужители, по святым местам, и готовы преодолеть массу трудностей, чтобы совершить долгий путь, то будьте уверены - вы настоящий паломник, благословленный Богом.

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с 4 в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя.

Современное паломничество в России

В настоящее время в России начинает возрождаться паломничество верующих в «святые места». Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру . Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс .

По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, Украины и Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира .

За пределами России русские богомольцы помимо Палестины посещают греческий Афон, итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца, черногорскую столицу Цетинье, где находится десница Иоанна Крестителя и другие христианские святыни.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки. Поэтому ещё весной 2003 года Межрелигиозный совет России внёс предложение в Госдуму РФ о разграничении понятий «паломничество» и «туризм» на правовом уровне .

Значение паломничества

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители (итинерарии), многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Религиозные мотивы часто являлись прикрытием торговых и захватнических целей. Например, паломничество сыграло значительную роль в подготовке крестовых походов. А среди паломников в Иерусалиме в средние века можно было встретить и дворян, искавших посвящения в рыцари у Гроба Господня; и политических и военных агентов королей; и авантюристов, искавших оккультических знаний на чудодейственном Востоке; и учёных исследователей ; и, наконец, купцов, посещавших Палестину с торговыми целями.

Примечания

7. [Паломническая служба "Ковчег"]

8. [Паломническая служба "Монастыри России"]

См. также

  • Места паломничества

Ссылки

  • Шейнман М. М. Паломничество .
  • Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Паломничество // Энциклопедический словарь: расширенное описание истории паломничества, обширный список «паломнических» путеводителей прошлого.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Палома Дуарте
  • Паломничество (религия)

Смотреть что такое "Паломник" в других словарях:

    паломник - См … Словарь синонимов

    ПАЛОМНИК - ПАЛОМНИК, паломника, муж. (от лат. palma пальма). 1. Богомолец, странствующий по т.н. святым местам (от обычая привозить из Иерусалима пальмовую ветвь; ист.). 2. В древнерусской литературе назв. книг, описывающих путешествия по таким местам (ист … Толковый словарь Ушакова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»