Атомный ледокол «Ленин. Ленин (атомный ледокол)

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
December 17th, 2015

Одна из важных достопримечательностей Мурманска — стоящий на вечной стоянке у причала морского вокзала атомный ледокол "Ленин", который с 1989 года не функционирует и теперь является музеем. Атомный ледокольный флот — и так явление уникальное, — во всём мире их было построено всего 13, и все в СССР и России (всё же, ни у кого больше нет столь обширных территорий в Арктике). А "Ленин" — как раз самый первый атомный ледокол, который, во-первых, для своего времени (построен он в 1956-1959 годах) был прорывом научно-технической мысли, а во-вторых, на последующие десятилетия стал целой легендой и одним из символов советской цивилизации. Поэтому, разумеется, весьма интересно уже просто увидеть знаменитый ледокол своими глазами, а уж тем более — побывать внутри.

Ледокол, кстати, был первым местом, куда я направился после приезда в Мурманск и первой ночёвки. Именно посетив ледокол, я направился дальше осматривать город. Посещают ледокол с экускурсией, группами примерно по двадцать человек. В воскресенье около полудня такая группа довольно быстро накапливалась в течение примерно 30-40 минут. То есть записываться туда заранее не нужно, — надо просто прийти на пристань около морвокзала и подождать.

2. Вот он — легендарный ледокол, о котором слышал, наверное, каждый советский школьник, стоит в Кольском заливе. Сейчас он — заслуженный ветеран, и пребывает на покое. Судно не нагружено, — видно, что ватерлиния расположена высоко над водой.

Строительство атомохода началось в 1956 году на стапеле судозавода имени Андре Марти (Адмиралтейские верфи) в Ленинграде. В течение года там возводился корпус судна, в то же время различные детали двигателя производились и другими предприятиями: ленинградская "Электросила" выпустила гребные электродвигатели, Кировский завод — судовые турбины, а Харьковский электромеханический завод — турбогенераторы. 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду, но на тот момент он ещё не стал атомным, — ядерная энергетическая установка была сооружена двумя годами позже и запущена 6 августа 1959 года. Именно 1959 год и считается датой рождения первого в мире атомного ледокола.

3. И присвоено ему было имя вождя мирового пролетариата:

4. Швартовы:

5. Орден Ленина на фасаде ходовой рубки:

6. А на причале стоит стенд с краткой историей ледокола. Слева, кстати, фотография Павла Пономарёва — первого капитана ледокола. В Мурманске в его честь названа одна из улиц.

7. Наконец, группа набралась. Заходим на плавучий пирс, с которого по трапу можно уже попасть на борт судна. На корпусе, кстати, виден символ, обозначающий, на какой энергии действует ледокол. Атомные ледоколы годятся на роль красивого символа мирного атома.

8. Поднимаемся на борт. С палубы виден Кольский залив и Абрам-Мыс на другом берегу.

9. Хоть и из состава флота "Ленин" выведен в 1989 году, а экпиаж здесь всё-таки есть!

После входа — небольшое фойе, где находится музейная касса, объединённая с магазином сувениров и книг на соответствующую тематику.

10. Мой взгляд упал на макет ледокола и советский букварь:

11. Здесь же — выставка фотографий Арктики, сделанных главным механиком ледокола Владимиром Кондратьевым в разных рейсах.

Из зала два симметричных трапа поднимаются на верхний ярус. Правда, почему-то общим планом я это не запечатлел, но перила одного из них видны на кадре выше слева.

12. Напротив трапов — красивый бронзовый барельеф с картой Советской Арктики. Между прочим, интересно, что карта сделана в соответствии с географической проекцией Меркатора, которая обычно используется в картах мира, а не отдельных материков или стран. Хотя это и логично, — всё-таки создавалась она изначально для мореплавания. Вот через холодные полярные моря и ходил три десятка лет ледокол по Северному морскому пути.

13. Тоже интересная деталь. В шрифте сразу узнаётся рубеж пятидесятых-шестидесятых. Такие же буквы можно видеть на станциях петербургского метро, построенных в те годы.

14. А интерьеры впечатляют. Коридоры и каюты добротно отделаны деревом. Впрочем, в августе мне довелось попутешествовать по Западной Сибири на раритетных теплоходах 1950-х годов постройки (правда, строились они в ГДР), с похожими интерьерами, но гораздо меньшего размера. А атомоход — разумеется, очень крупное судно. И одинаковых коридоров здесь столько, что, отстав от экскурсионной группы, нетрудно заблудиться и найти выход только к завтрашнему дню. По словам экскурсовода, это основная причина, по которой сюда не пускают одиночных посетителей.

Жаль, правда, что на экскурсии показывают лишь совсем небольшую часть помещений ледокола.

15. Слева виден почтовый ящик с советским гербом. Довольно немало таких сохранилось в городах на жилых домах. В том числе, кстати, и на моём доме в Питере похожий ящик.

16. Столовая. Обратите внимание на то, как прикреплены стулья к полу. Наверное, находясь на таком просторном судне, порой можно и забыть, что это, на самом деле, корабль. Но при штормах стулья могли бы падать, если бы не были зафиксированы.

17. Здесь, кроме пианино, обратите внимание на краешек белого экрана справа. Столовая по совместительству служила кинозалом.

В общем, пока ледокол бороздил просторы Северного Ледовитого океана, на борту всегда шла полноценная жизнь. Экипаж насчитывал 243 человека, а максимальная автономность плавания — 12 месяцев! Целый год ледокол мог ходить по Арктике, ни разу не приставая к берегу! Прямо город на воде. Была на ледоколе даже своя маленькая больница с рентгеновским аппаратом (для 1950-х — передовые технологии!) и операционной.

18. Проходим в машинное отделение:

19. Мощность двигателя "Ленина" — 20 тысяч лошадиных сил. По тем временам, цифра огромная, да и сейчас впечатляет. Двигатель такой мощности был изготовлен в СССР впервые, и именно для атомного ледокола.

21. А это отсек атомного реактора. Он надёжно защищён свинцом, но сейчас это уже не требуется. Сам реактор демонтирован ещё при выведении ледокола из состава действующего флота, а фигуры людей в костюмах химзащиты — это манекены.

22. Как выглядел атомный реактор "Ленина", можно узнать хотя бы благодаря макету.

23. Ещё коридор. Иногда, чтобы сделать подобный кадр, приходится дождаться, когда пройдёт вся группа и скроется за дверным проёмом или поворотом.

24. Слова Ильича актуальны и спустя сотню лет. Жаль только, что пассажирского водного транспорта в стране осталось совсем мало.

25. Следующий этап экскурсии по ледоколу — это подъём в ходовую рубку.

26. Рулевые рычаги:

27. И юный штурман ледокола:

28. Узел связи:

29. А вот такой вид открывается из рубки. Размер носа судна впечатляет. Пейзаж Мурманска уже узнаваем: слева морской вокзал, среди кустов виден гранитный памятник портовикам, погибшим в войну, справа судоремонтный завод, а на заднем плане городская застройка. Очень интересное ощущение, — представить, где бывало судно, на котором я сейчас нахожусь. Ведь из этого же окна можно было видеть белое безмолвие арктических льдов, северное сияние, прожектор, прорезающий темноту полярной ночи. Ледокол бывал и у берегов Таймыра и Чукотки, у архипелага Земля Франца-Иосифа. В конце концов, на северном полюсе! Бывал и в гораздо более южных широтах — "Ленин" ходил и до Владивостока.

30. Карта Северного Ледовитого океана с обозначением морских путей. Есть какое-то необъяснимое притяжение в этих бескрайних холодных просторах. Острова Новая Земля, порты Диксон и Тикси, бухта Провидения, — все эти точки на карте греют душу намного сильнее, чем названия городов Западной Европы:)

31. Вид рубки:

32. На столе лежит судоходная лоция Кольского залива:

33. И судовой вахтенный журнал за 1986 год:

34. По соседству расположена радиорубка. Если узел связи в ходовой рубке служит для внутренних радиопереговоров на судне, то радиорубка отвечает за внешнюю связь — переговоры с портами, другими судами и т. д.

36. Сигнальные флаги:

37. А это кают-компания. Жаль, фото неудачным вышло. Стены этого помещения видели немало известных людей, посещавших судно. В том числе, к примеру, Фидель Кастро и Юрий Гагарин.

38. На стене — деревянное резное панно с изображением Арктики. Здесь и льдины, и айсберги, и рыбаки, и парусники, и, наконец, сам "Ленин" справа. А вверху светит полярное сияние. На панно — именно Ленин в кавычках, то есть ледокол. А Владимир Ильич, — вот он, сидит на переднем плане. Кстати, скульптура — с картины "Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе".

39. Выход из кают-компании:

40. Каюта старшего помощника капитана. Здесь, кстати, присутствует ещё один бюст Ленина — на столе стоит.

41. А это комнаты досуга по соседству с кают-компанией. Есть и шахматная доска.

42. И пианино (справа):

43. И на этом завершим осмотр ледокола и взгляд ещё раз на него снаружи. Атомный ледокол "Ленин" — один из наиболее ярких символов освоения Арктики, и вообще, легенда советской эпохи. На самом деле, даже трудно было поверить, что я вижу его своими глазами.

В пятой части повествования о заполярном вояже - рассказ о походе по атомному ледоколу "Ленин" и его внутренностях.
Вначале я добросовестно пытался всё ужать в одну часть, чтобы сильно не растягивать серию; однако получался либо слишком большой мегапост, либо из рассказа выпадали важные детали, которые я хотел бы сохранить и показать. Поэтому мой рассказ про атомоход будет состоять из двух частей. В этой части - общий обзор, столовая экипажа, машинное отделение, пост управления энергетикой, реакторный отсек и судовая амбулатория. Вторая часть будет включать в себя ходовую рубку, радиорубку, кают-компанию и капитанский салон.
Особое внимание я обращал на эстетику интерьеров, приборов, отсеков и приметы эпохи, и хочу подчеркнуть своё главное впечатление: этот корабль - не просто рациональное техническое устройство, но ещё и очень стильно оформленный обьект. Это было для меня даже несколько неожиданно, но это так. Уточнение содержания снимков (названий девайсов и прочего) будет всячески приветствоваться, а содержательные дополнения - включаться примечаниями в текст.

Атомный ледокол "Ленин". Фрагмент приборной панели поста управления энергетикой.


Необходимое примечание для фотокультуртрегеров.
Поскольку я снимал без вспышки (на непрофессиональную камеру), так как стремился сохранить оригинальное цветовое восприятие и моё впечатление об уровне освещенности отсеков, при большом дефиците времени во время экскурсии; то ряд снимков - с зерном и некоторые даже смазанные. Но для меня сохранение первого впечатления - гораздо важнее. Посему все потенциальные фотоэстетские стоны о балансе белого, композиции, горизонте и прочих любимых параметрах будут беспощадно вымарываться из комментов, а особо тяжко стонущие личности - по-византийски коварно выбрасываться за борт атомохода журнала. Прошу иметь это в виду, в процессе просмотра обоих частей похода, и не отягощать комменты излишней пустой породой. Спасибо за понимание.

1. Сам атомоход сейчас пришвартован к пирсу у морвокзала и по статусу является двойственным: действующим (не списанным) кораблём, но одновременно и судном-музеем, с частью помещений, куда водят экскурсии.

2. Фрагмент носовой части.

3. Из ледокольной работы по проводке караванов по Северному морскому пути "Ленин" выведен в 1989 году, ещё при СССР. Таким образом, он почти непрерывно проработал 30 лет, с небольшим перерывом в 1967 г. Общее число проведенных судов за все навигации - более 3.700.

Решение о строительстве такого уникального судна с принципиально иной энергетической установкой было принято в 1953 году; тогда же - выдано и проектное задание (ЦКБ-15). Закладка атомного ледокола состоялась в Ленинграде в 1956 году, на заводе им.А.Марти, ныне - Адмиралтейские верфи. Если я правильно понял, там же он был заправлен и ядерным топливом - в отличие от более совершенных атомоходов следующих поколений, типа "Арктика", заправка которых производилась уже в Мурманске, на специальной инфраструктуре базы "Атомфлота". Таким образом, строительство шло быстро и продолжалось всего три года. Спущен на воду - в конце 1957-го.
Поставщики оборудования: судовые турбины - Кировский завод, главные турбогенераторы - Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели - ленинградская «Электросила».

* * *
Американцы тоже проектировали свое судно мирного назначения с атомной силовой установкой. Однако они пошли совсем другим путем. "Саванна" была внешне похожа не на коммерческий сухогруз, каковым и являлась, а на элегантную яхту. Несмотря на каюты с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 мест, салон и прочие "красивости", судно так и не смогло составить конкуренцию традиционным теплоходам. Плавные обводы мешали погрузке и разгрузке в порту, наличие реактора увеличивало экипаж на треть, да и грузоподъемность его была всего 8 тысяч 500 тонн. Кроме того, для захода такого судна в порты иностранных государств требовались согласования и разрешения, а его ремонт должен был производиться только на специализированной верфи.

Коммерческая эксплуатация "Саванны", которая началась в 1962 году, бесславно закончилась через 10 лет. Судно списали, и сейчас о нем уже мало кто помнит. Так что "Ленин" выиграл еще и экономическое соревнование. Как сказали бы сейчас - заполнил рыночную нишу. При этом, что действительно необычно для советской техники, атомоход был очень комфортабельным. Его называли "чудом промышленного дизайна". И действительно, привыкшие к аскетичным условиям труда и отдыха советские моряки раньше такой роскоши не знали. Каюты на одного-двух человек, полностью отделанный карельской березой и кавказским орехом интерьер, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон - все это было очень необычно.

В такой обстановке не стыдно было принимать и высоких гостей. На борту работающего в Арктике атомохода побывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, на рояле играла Александра Пахмутова, перед моряками выступали артисты и писатели, ледокол посетили многочисленные зарубежные делегации. Это было очень по-советски: достопримечательностью стал ледокол-трудяга, крошащий двухметровые льды .
[отсюда ]

4. Атомоход является первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Вышел в первое плавание 3 декабря 1959 года, и этот день считается праздником всего "Атомфлота", оперирующего на Севморпути.


"Ленин" в акватории Невы, перед выходом на ходовые испытания. Ленинград, лето 1959 (фото из журнала avp23649 )

5. Первая экскурсия на ледокол собирается к 12.00. Приходят смотреть самые разные люди: местные папы с детьми, туристы, моряки, школьники, командированные и т.п. Я пришёл именно на первую, чтобы народу было поменьше - потому что если набирается зараз больше 20 человек, то смотреть (а тем более снимать) становится довольно неудобно. А собирают - до сорока человек. Кстати, следующая группа и правда была раза в полтора больше, чем наша.

6. Приезжают к ледоколу и зафрахтованные микроавтобусы из гостиниц. На моих глазах приехало две такие партии. Вот этот пожилой немец на костылях - его затаскивали по трапу двое коллег, однако он честно ковылял там, где мог, внимательно рассматривал девайсы и с восторгом слушал экскурсию (переводимую их переводчиком, взятым с собой). Может быть, это бывший моряк, кто знает.

7. Ну что, теперь пора подняться на борт по трапу. Вперед!

8. Вначале мы попадаем в просторный холл-предбанник, изящно отделанный в едином стиле деревянными панелями.

9. Чеканка - модный в ту эпоху стиль оформления.

10. Стильно выполненная лестница-трап, ведущая на ходовую рубку и в капитанский салон.

11. Выход к длинному коридору вдоль правого борта.

12. Оформление коридоров, где размещаются каюты экипажа.

13. Экскурсия начинается с общего инструктажа: куда можно идти, куда нельзя, что можно делать и что нельзя. Она проводится в столовой экипажа, расположенной прямо под кают-компанией. Режим на судне довольно строгий.

14. Стиль оформления очень узнаваем - это начинающий тогда только входить в моду минимализм шестидесятых. Никаких ампирных рюшечек.

15. Экскурсия проводится в ограниченном числе помещений. Поскольку ледокол довольно широкий и ёмкий, то количество помещений велико, и экскурсанты видят едва ли 1/20 часть всех помещений. Те места, где мы побывали, я отметил красными точками на схеме ледокола. Как видите, весьма небольшой по охвату маршрут.

16. Спустились ниже. На ярусе палубы, ведущей к машинному отделению.

17. В машинном отделении. Ледокольный гид рассказывает про парогенераторы (они как раз под нами) и гребные электродвигатели.

18. В помещениях машинного отделения проходит великое множество трубопроводов с ещё большим множеством вентилей.

19. Парогенераторный нижний "этаж" в машинном отделении (на самом деле - там ещё два яруса-уровня).

20. Приборная эстетика конца 1950-х (девайс не знаю).

21. Интерьер 3-го верхнего яруса парогенераторной.

22. Из машинного отделения идём в "святая святых" ледокола - пост управления энергетикой. Здесь сосредоточено управление реакторами, парогенераторами, гребными электродвигателями, а также вспомогательной энергетикой. Если я верно понял, пост управления в этом виде существует с 1967 г., когда ледокол переоснастили более новой и совершенной двухреакторной установкой, вместо энергетики первого поколения (трехреакторной схемы, 1959-66), которая считалась в какой-то мере экспериментальной. На реакторах первого поколения отрабатывались приёмы эксплуатации и выявлялись слабые места.

23. Эстетика оформления энергетического поста выглядит вполне современно даже сейчас.

24. Экран состояния параметров реактора №2.

25. Группа кнопок с разнокалиберными надписями.

26. Ещё немного промышленной эстетики той эры.

27. Чёрно-кнопочная симфония:-)

28. Из поста управления энергетикой проходим в амбулаторию ледокола. Поскольку она являлась базовой для всего полярного каравана, идущего по трассе за ледоколом, то там была оборудована операционная, стоматологический кабинет, рентгенкабинет, кабинет физиотерапии и ещё ряд медицинских девайсов. Я тут выложил только часть снимков.

29. Медицинские девайсы 1970-х.

30. Часы над дверями. Стиль минимализма.

32. Боковая дверь по пути, в немузейной части судна. Не входил:)

33. Теперь входим в помещение сверху аппаратной (так на ледоколе называется реакторный отсек). В саму аппаратную посторонним зайти нельзя, поэтому экскурсанты смотрят на реакторы вот в такие окошки с толстыми освинцованными стёклами.

34. Само помещение аппаратной весьма большое, но через толстое стекло снять что-то подобное панораме весьма сложно. Поэтому показываю только снимок "в лоб", на реактор №2 (в центре и чуть правее центра кадра). Реактор этот - уже второго поколения, который был установлен в 1967 г. Первый, ранний вариант аппаратной с реакторами, был вырезан из ледокола целиком и затоплен у берегов Новой Земли.

35. Трапы на ледоколе очень крутые, чувствуется, что конструкторы плотно сталкивались с задачей экономии пространства в служебных зонах. Даже не знаю, смог ли пожилой немец на костылях (кадр №6) прийти в эти помещения. Идти и здоровому человеку надо осторожно и аккуратно, чтобы не стукнуться башкой о многочисленные препятствия.

В следующей части - поднимемся наверх, в ходовую рубку и другие места.

Ворота в Арктику.

Атомные ледоколы - явление уникальное. Строились они только в СССР и РФ. У других крупных держав нет таких больших территорий в Арктике. «Ленин» - первый атомный ледокол - был настоящим прорывом в научно-технической сфере. Он стал символом советской эпохи. Увидеть его своими глазами, а тем более побывать на борту, - мечта многих мореходов, историков, почитателей Российского флота. Как же появился атомный ледокол «Ленин»? Об этом - дальше.

История постройки

Создание атомного ледокола «Ленин» началось в год смерти Сталина, а именно в 1953 году. Главным конструктором назначили Неганова. Руководил проектированием Африкантов, а научным руководителем был Александров.

При проектировании специалисты столкнулись со сложностями по компоновке машинного отделения. Это было связано с новизной оборудования. Создатели решили сделать макет нужного отделения из дерева. Именно на нем конструкторы отрабатывали варианты компоновки. В любое время все можно было переделать без существенных затрат.

Заложили атомоход 25.08.1956 г. в Ленинграде. Главным строителем назначили Червякова.

В создании атомохода принимали участие различные заводы СССР:

  • Кировский произвел судовые турбины.
  • Харьковский электромеханический – главные турбогенераторы.
  • Ленинградский – гребные электродвигатели.

В проекте были задействованы ученые из ЛИПАН. Они не только занимались научной стороной вопроса, но и имели опыт в инженерном и производственном деле. Сотрудники ЛИПАН выполняли сложнейшие расчетные задачи.

Установка ОК-150 стала изготавливаться в 1955 году. Ее создание получило статус первостепенной важности. Контролировал работы Африкантов. Все трудились в напряженном ритме. Завод № 92 перешел на работу в три смены, никто не считался с личным временем работников. Если срывались сроки графика, на ответственных накладывались взыскания. Все возникающие ошибки оперативно устранялись. Ценой такого титанического труда стал «Ленин».

Основные параметры


Атомоход «Ленин» стал первым в своем роде. Его водоизмещение составило шестнадцать тысяч тонн без учета балласта. Длина по наибольшему измерению равна ста тридцати четырем метрам, а ширина – почти двадцати восьми метрам. Высота корабля - шестнадцать метров десять сантиметров. На чистой воде судно достигало скорости в девятнадцать с половиной узлов. Осадка судна составила чуть больше десяти метров.

Флот атомных судов

Советские умы довольно удачно выбрали область применения энергии расщепленного ядра. Ледоколы с атомными установками отличались безопасностью и экономичностью. Однако СССР был не единственным, кто решился на подобные эксперименты.

Другим государством, которое занялось строительством судна, работающего на «мирном атоме», были США. Только они решили создать пассажирское судно. Прослужила «Саванна» всего семь лет в шестидесятых годах прошлого века. Американцы не ставили цели добиться экономической выгоды от своего творения. Они просто хотели доказать, что в состоянии создать судно с атомной энергоустановкой. Им это удалось, но развивать атомную программу дальше они не стали.

Советский Союз, наоборот, не остановился на строительстве «Ленина». В дальнейшем был создан целый флот атомоходов. Судна подразделяются на несколько классов:

  • «Ленин»;
  • «Арктика»;
  • «Таймыр»;
  • ЛК-60Я;
  • ЛК-110Я.

В зимнее время в водах Арктики толщина льда достигает двух с половиной метров. Атомоходы могут перемещаться по такой воде со скоростью в одиннадцать узлов, или двадцать километров в час. Всего было сооружено десять судов. Пять из них все еще в строю.

Современная РФ продолжает строительство новых ледоколов, работающих на «мирном атоме». Помимо своих прямых предназначений они выполняют экскурсии. Так, за несколько десятков тысяч долларов США человек может совершить круиз к Северному полюсу. Он проведет на «макушке» планеты около пяти дней. Затем его доставят в Мурманск. За последние двадцать лет таких туристов было около девяти тысяч. Однако вернемся к первому ледоколу, который сделал Арктику ближе.

Особенности конструкции


Многие технические решения первого атомного ледокола «Ленин» были на то время новаторскими:

  • Экономия топлива. Вместо огромного количества нефти, которое тратилось другими ледоколами за сутки, атомоход расходовал всего сорок пять грамм ядерного топлива. Эта масса вмещалась в спичечной коробке. За один рейс судно могло пройти от Арктики до Антарктиды.
  • Лошадиные силы. На борту находилось три реактора, каждый из которых больше чем в три раза превосходил первую электростанцию в мире. Ее, кстати, тоже построили в СССР. Полная мощность установки достигала сорока четырех лошадиных сил.
  • Система против льдов. Атомоход имел специальную конструкцию балластных цистерн. Они не давали атомоходу застрять во льдах. Работала она таким образом, что перекачивание воды из одних цистерн в другие приводило к раскачиванию судна. Так ломался лед и раздвигался в стороны. Эта же система была установлена на носу, в корме.
  • Защита от радиации. Существует много споров о том, что экипаж подвергался сильному облучению. На самом деле он был защищен от воздействия радиации стальными плитами, толстым слоем воды, бетоном.

Спуск на воду

Несмотря на то что ядерная энергоустановка была смонтирована только в 1959 году, спуск на воду атомного ледокола «Ленин» состоялся раньше, а именно в 1957 году. Ядерный реактор запустили только через два года после спуска.

На ходовые испытания атомоход отправился в 1959 году. В этом же году его сдали Министерству морского флота, а со следующего года он вошел в состав Мурманского пароходства.

Годы эксплуатации


После спуска атомного ледокола «Ленин» началась его эксплуатация. В первые же годы он показывал прекрасную работоспособность. Атомоход имел хорошую ледопроходимость. За первые шесть лет службы он прошел больше 80 тысяч морских миль. Он провел за собой больше 400 судов. За весь период службы он прошел во льдах больше 500 тысяч миль.

В 1971 году атомный ледокол «Ленин» прошел из Мурманска в Певек севернее Северной Земли. Проработал он тридцать лет. Из эксплуатации его вывели в 1989 году.

Серьезные аварии


За долгие годы службы на 1-м атомном ледоколе «Ленин» произошли две серьезные аварии:

  • 1965 год – частичное повреждение активной области реактора. Топливо частично разместили на плавтехбазе «Лепсе». Остальное горючее выгрузили и поместили в контейнер. Через два года емкость с топливом затопили в Цивольки – заливе на востоке от архипелага Новая Земля.
  • 1967 год – течь одного из трубопроводов реактора. При ликвидации протечки серьезно повредили оборудование установки. Весь реакторный отсек заменили. Топливо частично поместили на ту же плавтехбазу. Залив Цивольки пополнился реакторной установкой, затопленной, как и топливо.

Едва ли затопление атомных отходов можно назвать заботой об экологии. Монтаж новой реакторной установки на атомный ледокол «Ленин» завершили только в 1970 году.

Место вечной стоянки

Судно, которым гордился Советский Союз, не было списано на металл, несмотря на то что оно не функционирует с 1989 года. Где же находится атомный ледокол «Ленин»? Мурманск принял его на вечную стоянку. Его можно найти на причале морского вокзала.

Капитаны

За период эксплуатации атомный ледокол «Ленин» имел двух капитанов. Первым был Павел Пономарев, который принимал участие в разработке атомохода. Родился он в далеком 1896 году, прожил семьдесят семь лет. Он был известным мореплавателем, капитаном ледокола «Ермак». Во время Второй мировой проводил ледовые операции на Балтике. Его назначили капитаном в 1957 году. На посту он пробыл всего лишь до 1961 года. Его отстранили по состоянию здоровья. По крайней мере, такова официальная версия.

Вторым капитаном атомного ледокола «Ленин» стал Борис Соколов. Родился он в 1927 году, прожил семьдесят три года. Его отец был столяром. Борис Соколов учился в Ленинграде, в высшем арктическом морском училище. Во время практики он плавал на многих судах, включая ледоколы. С 1959 года он стал дублером капитана «Ленина», а через два года был назначен полноправным капитаном.

Во времена его командования экипаж атомохода совершил все свои важнейшие миссии:

  • Прошел в Чукотское море, район тяжелых льдов.
  • Построил станцию «Северный полюс», которая могла дрейфовать.
  • Разместил у многолетних льдов шестнадцать радиометеостанций, которые функционировали автоматически. Одна из дрейфующих радиометеостанций была установлена за восьмидесятой параллелью, когда царила полярная ночь.
  • Провел экспериментальный рейс по вывозу руды из порта Дудинка.

На капитанском мостике Борис Макарович провел через льды множество судов. Благодаря его стараниям атомоход сохранился для потомков. При нем он был преобразован в музей.

С 2001 года капитаном уже не плавающего атомохода является Александр Баринов.

Открытие музея

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» сохранился для потомков в виде музея. Он принимает посетителей с 2009 года. Для того чтобы побывать в нем, достаточно прийти на пристань и подождать, пока наберется группа людей. В выходные дни для этого требуется около тридцати минут.

Незабываемая экскурсия


Судно, о котором слышало большинство советских школьников, расположилось на вечный покой в Кольском заливе. Оно не нагружено, поэтому ватерлиния видна высоко над водой.

Об истории атомного ледокола «Ленин» у музея можно прочитать на стенде, который есть на причале. Есть на нем и фотография первого капитана.

Чтобы попасть на сам атомоход, нужно зайти на плавучий пирс. С него по трапу люди проходят на судно. На корпусе виднеется символ, который дает понять, на каком топливе работал ледокол. Его можно назвать символом "мирного атома".

Если подняться на борт, можно увидеть Кольский залив. На другом берегу расположен Абрам-мыс. После входа на судно расположена касса музея и магазин сувениров. Помимо прочего в нем можно приобрести книгу по тематике навигации и советской эпохи. Например, там продаются советские буквари, макеты ледокола.

Из основного зала ведут два трапа, построенных симметрично. По ним можно подняться на верхний ярус. Напротив них стоит бронзовый барельеф, на котором запечатлена карта советской Арктики. Можно оценить, по каким местам ходило судно три десятка лет.

Интерьер атомохода впечатляет. В коридорах, каютах - деревянная отделка, выполненная добротно. Если отстать от экскурсии, можно потеряться в большом количестве похожих коридоров. Именно поэтому в музей не пускают одиночных посетителей, а водят их небольшими группами с сопровождением. Минус в том, что экскурсовод показывает небольшую часть атомохода.

В столовой все стулья хорошо прикреплены к полу. И это неудивительно, поскольку ледокол мог попадать в шторм. Тогда вся неприкрепленная мебель летала бы по залу, задевая членов экипажа. В столовой есть пианино. Кроме этого она служила кинозалом, поскольку на стене висит белый экран.

Экскурсия посещает и отсек атомного реактора. Его защищает свинец. Впрочем, теперь это не требуется, поскольку оборудование демонтировали перед тем, как вывести атомоход из состава флота. Для антуража возле отсека стоят манекены в костюмах химической защиты. Посмотреть на атомный реактор можно на макете.

Из ходовой рубки открывается прекрасный вид. Можно увидеть Мурманск, а когда-то из окна судна виднелись совершенно другие пейзажи. Это арктические льды, Северный полюс, северное сияние, берега Чукотки и многое другое. Незабываемое, должно быть, зрелище прожектора, который прорезал темноту полярной ночи.

На столе в рубке лежит судовой журнал, датированный 1986 годом. Для кого-то это уже давняя история. Неудивительно, поскольку с тех пор прошло больше тридцати лет. По соседству находится радиорубка. Именно она отвечает за внешнюю связь. «Ленин» держал связь с портами, другими суднами.

В кают-компании на стене висит деревянное резное панно. На нем изображена Арктика. Возможно, оно висело здесь, когда на атомоходе бывал Юрий Гагарин, Фидель Кастро и другие известные личности. Изображен на панно и сам ледокол. Далее идет каюта помощника капитана. В ней находится бюст Ленина, имя которого носит атомоход. В комнате досуга стоит шахматная доска, пианино.

Походив по отсекам, каютам и запутанным коридорам, приятно снова выйти наружу. Если осталось время, можно еще раз взглянуть на судно и убедиться, что его не зря считают наиболее ярким символом освоения Арктики.


Хотя первый атомный ледокол «Ленин» (спуск на воду состоялся в 1957 году) выведен из флота в далеком 1989 году, на его борту есть экипаж. Он уже не такой многочисленный, как прежде.

В былые времена экипаж насчитывал двести сорок три человека. Они могли плавать в течение полного календарного года по Арктике, не приставая к берегу. Это был настоящий город на воде. На судне даже предусматривалась больница. У медиков в распоряжении был рентгеновский аппарат и операционная. В середине прошлого века подобное относилось к передовым технологиям.

Главный механик атомохода Владимир Кондратьев увлекался фотографией. За годы плаваний он сделал множество снимков. Посмотреть их можно на выставке фотографий Арктики.

Во время строительства и сразу после спуска атомного ледокола «Ленин» на его борту побывало множество известных людей. Выделить среди них можно Гарольда Макмиллана, Ричарда Никсона. На одном из фото запечатлен Фидель Кастро, который бывал в Мурманске. Он с интересом рассматривает модель судна.

На судне проходили съемки фильма-катастрофы «Ледокол», вышедшего в 2016 году. Сюжет повествует о реальных событиях. Только происходили они с судном «Михаил Сомов». Экипаж провел сто тридцать три дня среди льдов в ожидании спасения. Произошла эта история в 1985 году.

Ледокол «Ленин»

3 декабря 1959 года — вступил в строй атомный ледокол «Ленин» — первое надводное судно с ядерной силовой установкой. В истории мирового судоходства открылась эпоха использования атомных энергетических установок. В 1991 году эта дата была объявлена Днем атомного ледокольного флота России. Одновременно это было наглядным свидетельством крупного индустриального и технологического прорыва Советского Союза, который произошел всего за год до полета человека в космос, а ныне это важная веха в истории развития страны.

С этого начинания в сознании людей укрепилось словосочетание - «мирный атом». Одновременно это стало мощным ударом по буржуазной пропаганде, пытавшейся подорвать авторитет СССР на международной арене. Впервые аналогичный удар был нанесен дружественным визитом крейсера «Свердлов» в Англию в 1953 году, который положил начало широкому развитию международных дружественных связей нашей страны. Этот визит показал, что военно-морской флот является важным инструментом дипломатии и способен отстаивать интересы страны далеко за пределами ее границ. Подробности читайте .

Потребность в атомных ледоколах и их преимущества

Атомный ледокол «Ленин» был построен для обеспечения эффективной работы Северного морского пути в условиях сложной ледовой обстановки. Однако уже тогда, в разгар «холодной войны», его присутствие в северных морях имело для нас и большое оборонное значение. Наличие ледокола с неограниченным радиусом действия значительно расширило наши возможности по контролю за обстановкой в Арктике, которую многие мировые державы и сейчас рассматривают как перспективный театр боевых действий против нашей страны.

Автономность паровых ледоколов в то время была всего 2-4 недели, хотя запасы топлива на них достигали 30% водоизмещения. Естественно, они не могли далеко уходить от своих пунктов снабжения. Создание ледоколов с дизельной энергетической установкой позволило увеличить автономность примерно до 50 суток. Но в суровых условиях Арктики и этого было не достаточно. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.

Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность до 12 месяцев. Учитывая это, Совет министров 20 ноября 1953 года принял решение о строительстве атомного ледокола и поручил его разработку ЦКБ «Айсберг», которое с 1947 года занималось проектированием ледоколов и судов для Арктики. Главным конструктором был назначен В.И. Неганов. Атомная установка создавалась под руководством И.И. Африкантова. Научным руководителем работ стал академик А.П. Александров. Это были талантливые и опытные ученые, обладавшие к тому же большими организаторскими способностями.

Постройка

Размеры атомохода были выбраны с учетом обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л.с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров. В целом, это гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Управление механизмами, устройствами и системами - дистанционное. Экипажу созданы все условия для комфортного проживания.


П.А. Пономарев

Торжественная закладка судна состоялась в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (с 1957 года Адмиралтейский завод). Детали и агрегаты для него изготавливали заводы всей страны: судовые турбины - Кировского завода, главные турбогенераторы из Харькова, гребные электродвигатели от ленинградской «Электросилы». Всего около 300 предприятий и НИИ. Наступило 5 декабря 1957 года. С полуденным выстрелом сигнальной пушки Петропавловской крепости раздается команда «Приступить к спуску!» Когда ледокол сошел на воду, на его флагштоке взвился красный флаг.

Радостными гудками приветствовали своего могучего собрата суда, выстроившиеся в устье Невы. Затем буксиры отвели ледокол к достроечному причалу завода. На следующий день началась установка крупногабаритных блоков оборудования. Ядерная энергетическая установка была смонтирована в 1958–1959 годах, а 6 августа 1959 года был осуществлен физический пуск ядерного реактора. 12 сентября 1959 года ледокол под командованием своего первого капитана П.А. Пономарева отправился на ходовые испытания.

Ввод в строй

С утра 12 сентября 1959 года у заводского достроечного причала на набережной Невы собрались сотни людей. На борту атомохода шли последние приготовления к отплытию. Наконец, раздалась команда: «Отдать швартовы!» Буксиры отвели украшенный флагами расцвечивания атомоход от причальной стенки завода к середине Невы. Традиционный прощальный гудок. Незабываемая, долгожданная, волнующая минута! Счастливого плавания! — желали адмиралтейцы уходящему ледоколу. — Спасибо за отличную работу! — ответил взволнованно капитан П.А. Пономарев.

Десятки тысяч ленинградцев в течение двух дней любовались красавцем-ледоколом, стоявшим у моста лейтенанта Шмидта. Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, так написал в книге посетителей один из гостей ледокола.


Атомный ледокол «Ленин» уже в качестве музея на вечной
стоянке в Мурманске

Наконец, 3 декабря 1959 года капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин» получил документы Регистра. В этот же день был подписан акт о приемке судна в эксплуатацию, и ледокол вступил в строй, знаменуя собой колоссальный прорыв в судостроении 60-х годов. Свое первое плавание атомоход совершил вокруг Скандинавии к порту приписки – Мурманску. Его первая навигация началась 14 июля 1960 года и продолжалась 3 месяца и 10 дней. За это время он провёл через льды 92 судна, показав прекрасную мореходность и способность обеспечить судоходство в экстремальных условиях.

Этим уникальным судном гордилась вся страна. Еще во время строительства его охотно показывали зарубежным гостям. Все посетившие его, будь то президент Финляндской республики Урхо Кекконен или премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон или представители деловых кругов разных стран, отмечали, что Советский Союз идет впереди в области мирного использования атомной энергии.

Тяжелые аварии и их устранение

Шесть лет ледокол «Ленин» бессменно трудился на самых сложных участках Северного морского пути и провел за это время более 400 судов. Тем не менее, ему, как и большинству головных судов любого нового проекта были присущи свои недоработки и проблемы, что отнюдь не умаляет заслуг его творцов и создателей. В процессе эксплуатации на ледоколе произошли две крупные аварии, к счастью, без человеческих жертв. Первая случилась в феврале 1965 года, когда атомоход был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов.

В результате ошибки операторов, активная зона реактора на какое-то время осталась без охлаждающей воды, что вызвало перегрев и частичную деформацию 60 % тепловыделяющих сборок. Поврежденный блок реактора был вырезан и помещен в специальный контейнер. Два года этот контейнер хранился на берегу, а в 1967 году его затопили в заливе Цивольки у восточного берега Новой Земли. Ледокол отремонтировали, и он продолжал успешно трудиться в Арктике.

Вторая авария произошла в 1967 году. После плановой загрузки свежего ядерного топлива в один из реакторов была зафиксирована течь в трубопроводах третьего контура. Устранить повреждение не удалось, тогда решили утилизировать весь реакторный отсек путем затопления его в море. Выгрузили ядерное топливо, а отсек заполнили затвердевающей массой. Затем ледокол отбуксировали в тот же залив Цивольки. Здесь началась ювелирная и опасная работа водолазов. За двое суток они вырезали в днище ледокола проем на величину реакторного отсека, и отрезали от корпусных конструкций его боковые переборки.

На перемычках, которые держали весь отсек весом около 3500 тонн, заложили взрывные патроны. Вот запись в вахтенном журнале: 19 сентября 1967 года произведен подрыв патронов, конструкция отделилась от корпуса ледокола и затонула (глубина в заливе 40-50 метров). Ледокол всплыл, уменьшив осадку примерно на 2,5 метра. Затем его отбуксировали в Кольский залив для восстановления, в процессе которого была установлена новая энергетическая установка типа ОК-900 с двумя реакторами. В июне 1970 года обновленный ледокол с пересаженным ядерным «сердцем» вновь заступил на службу в Арктике.

Атомный ледокольный флот России


Модель нового ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я)

Летом 1971 года атомоход стал первым надводным судном, которое смогло обойти архипелаг Северная Земля с северной стороны. В 30-е годы при мощности ледоколов в 5 тыс. л.с. сроки навигации были полтора месяца, ледокол Ленин мощностью 44 тыс. л.с, увеличил их до семи месяцев. А сейчас при наличии нескольких мощных атомных ледоколов навигация в Западном секторе Арктики стала круглогодичной. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. В 1989 году его вывели из эксплуатации, а в 2005 году переоборудовали в музей и поставили на вечную стоянку в Мурманске.

На смену «Ленину» в 1975 году пришли ледоколы нового поколения типа «Арктика». Однако сейчас и они уже почти выработали свой ресурс. Потребность в обновлении российского атомного флота становится все более ощутимой, так как без участия этих гигантов осваивать арктические просторы и удерживать статус арктической державы невозможно. Новый ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я) уже строится. Он будет гораздо мощнее современных и сможет круглогодично работать по всей трассе Севморпути.

В настоящее время Россия наращивает свои военно-морские силы в Арктике, но и они не могут эффективно работать без помощи ледоколов. Об этом же говорит и опыт Великой Отечественной войны, читайте статью . В связи с этим предлагается ввести новый класс боевых кораблей – вооруженный «эскадренный ледокол». В качестве первого шага по реализации этого проекта начато строительство патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин». Он сможет преодолевать лед толщиной до 1,5 метра, имеет артиллерийское вооружение и будет совмещать в себе качества патрульного корабля, ледокола и мощного буксира.

После всесторонних испытаний планируется доработать проект и построить несколько таких кораблей. Их появление в составе Северного флота значительно расширит его боевые возможности и позволит действовать по всему Северному Ледовитому океану почти в любой ледовой обстановке. Такой корабль сможет самостоятельно выполнять боевые задачи, и будет веским аргументом против любого противника в арктических водах.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Вересоцкий Э., Гранков Л. СМП: восемь десятилетий по одному пути. Журнал «Морской флот» № 6 за 2012 год.
  • Широкорад А.Б. Битва за русскую Арктику. 2008 г.
  • «Атомная Арктика: проблемы и решения». Доклад «Беллоны» № 3 – 2001 г.
  • Бордученко Ю.Л. Современное состояние и перспективы развития атомного ледокольного флота России. PRoAtom. 10.04.2012 г.

В настоящее время довольно громко звучат голоса экологов, протестующих как против атомных электростанций, так и против кораблей с атомными энергетическими установками. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» Кузнецов Никита Анатольевич

«Ленин» – первый атомный ледокол

Вторая половина XX века прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной. Вскоре ученые и инженеры начали задумываться о применении атомной энергии на кораблях и судах, что было особенно актуальным для ледоколостроения. Неограниченная автономность и сверхмалый расход топлива позволяли сделать вывод о том, что будущее арктического ледокольного флота – за атомными ледоколами.

Неудивительно, что первый в мире атомный ледокол был создан в СССР – государстве, обладавшем наиболее значительными арктическими территориями.

Проект ледокола, получивший индекс 92, разрабатывался Центральным конструкторским бюро (ЦКБ) – 15 (в настоящее время ЦКБ «Айсберг») в 1953–1955 гг. Главным конструктором был В. И. Неганов, разработкой энергетической установки руководил И. И. Африканов. Формы обвода корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Института Арктики и Антарктики. В создании атомохода, который был заложен 25 августа 1956 г. на Ленинградском судостроительном завод имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение), участвовали более 500 предприятий страны. Судовые турбины создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы – на Харьковском электромеханическом, гребные электродвигатели – на ленинградском заводе «Электросила».

Основные данные атомного ледокола «Ленин»: длина 134 м, ширина 27,6 м, высота борта 16 м, осадка 10,5 м, водоизмещение 16 800 т, мощность энергетической установки (в которую входили 3 реактора водо-водяного типа, парогенераторы, паровые турбины, электрогенераторы и гребные электродвигатели) 44 000 л. с., скорость 19,6 узлов, экипаж 210 человек.

Атомный ледокол «Ленин», 1985 г. Фото М. Курносова

5 декабря 1957 г. судно спустили на воду. Осенью 1959 г. ледокол прошел ходовые испытания в Финском заливе. 3 декабря 1959 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке атомохода в эксплуатацию. 29 апреля 1960 г., после окончания ходовых испытаний, «Ленин» в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел в порт приписки Мурманск, куда прибыл 6 мая. В июне завершились ледовые испытания, которые показали, что ледокол может преодолевать льды толщиной до двух метров со скоростью 2 узла. После этого началась работа «Ленина» в Арктике. С момента спуска на воду и до 1961 г. первым атомоходом командовал знаменитый полярный капитан П. А. Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации – Б. М. Соколов.

Атомный ледокол «Ленин». Вид сбоку в разрезе

Первая арктическая навигация атомохода «Ленин» началась 19 августа 1960 г. и продолжалась 3 месяца и 10 дней. Ледокол прошел более 10 тысяч миль, обеспечив проводку 92 судов.

В сентябре 1961 г. ледокол вышел в свое второе плавание. Пробившись через льды в Чукотское море, 14 октября судно доставило на льдину к северу от острова Врангеля грузы и экипаж новой дрейфующей станции СП-10, после чего в условиях полярной ночи выставило у кромки многолетних паковых льдов дрейфующие автоматические радиометеостанции.

В июне 1962 г. ледокол в необычайно ранние сроки совместно с ледоколом «Ленинград» взломал перемычку в Енисейском заливе, что позволило четырем лесовозам уже 27 июня пройти в порт Игарка. В дальнейшем «Ленин» ежегодно участвовал во взламывании ледовых перемычек в Енисейском заливе, пробивал канал через льды пролива Вилькицкого, что позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель.

Историческая встреча ледоколов двух поколений: «Ермака» и первого атомного ледокола «Ленин»

Эксплуатация столь сложного технического сооружения не обходилась без происшествий. После 25 000 часов эксплуатации ядерной энергетической установки в феврале 1965 г. произошла авария: из-за ошибки операторов активная зона реактора на некоторое время была «обезвожена». Из-за этого разрушились 60 % тепловыделяющих сборок. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 г. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьезные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

В 1966 г. было решено заменить паропроизводящую установку на более совершенную. Буксировать «Ленин» в Ленинград не стали, чтобы не привлекать внимания общественности Скандинавии, и поручили модернизацию крупнейшему северодвинскому заводу «Звездочка», который успешно справился с задачей. В 1967–1969 гг. во время частичной модернизации вместо трехреакторной установки на нем была смонтирована двухреакторная, но значительно большей мощности.

В 1970 г. атомоход «Ленин» возглавил эксперимент по продлению навигации в западном районе Арктики, в котором участвовало несколько ледоколов. В ноябре он провел через льды Карского моря дизель-электроход «Гижига», который доставил в Дудинку 4127 т грузов для Норильского комбината, а в декабре провел то же судно в Баренцево море с грузом 6039 т медно-никелевой руды. Это положило начало продлению навигаций в Карском море, которые через 9 лет стали круглогодичными.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 г. атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина, а большая группа членов экипажа удостоена государственных наград.

Атомный ледокол «Ленин»

В марте-апреле 1976 г. состоялся первый экспериментальный рейс атомохода «Ленин» совместно с теплоходом «Павел Пономарев» к берегам полуострова Ямал по доставке грузов геологам – разведчикам нефти и газа. Навигация 1976 г., начавшаяся с этого нелегкого похода, продолжалась для ледокола 11 месяцев.

Очень сложной была навигация 1983 г., когда в восточном районе Арктики создалась тяжелая ледовая обстановка. Только в январе следующего года атомоход «Ленин» смог вернуться в порт приписки Мурманск.

В 1989 г. атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Ледовая обстановка была напряженной. Все лето ледокол работал на проводке судов через пролив Вилькицкого и в море Лаптевых вместе с ледоколами «Москва», «Таймыр» и атомоходом «Сибирь». За эту навигацию им было пройдено 20 955 миль, из них 20 369 миль – во льдах. Вместе с другими ледоколами атомоход провел 185 судов, обслужил 8 полярных станций.

Всего же за 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел 654 400 миль (560 600 из них – во льдах), провел 3740 судов, участвовал в спасении и выводе из ледового плена дизельных ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов» и др. После вывода из эксплуатации «Ленин» 20 лет простоял в Мурманске. 5 мая 2009 г. ледокол поставлен на вечную стоянку на территории морского вокзала в Мурманске в качестве музея.

Из книги Невидимое оружие ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

«Атомный подарок» Никиты Хрущева Карибский кризис и имя Никиты Хрущева связаны воедино на века. Иначе, конечно и быть не может. Но вот мнение, утвердившееся сегодня, что в разжигании карибского противостояния США и СССР виноват только Никита Хрущев вряд ли можно принять.

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Полигоны, полигоны… Записки инженера испытателя автора Вагин Евгений Владимирович

Из книги Откровения Виктора Суворова - 3-е издание, дополненное и исправленное автора Хмельницкий Дмитрий Сергеевич

1949 год. Первый атомный взрыв на полигоне УП-2 С весны 1949 года поползли слухи, что предстоит поездка на полигон куда-то в Среднюю Азию. Действительно, началось оформление людей, составлялись списки оборудования, которое предстояло взять с собой. Комельков B.C. тщательно

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

«Ледокол» - «Ледокол» - самая известная книга Виктора Суворова. Она обеспечила ему всемирную славу, но и вызвала больше всего протестов. «Ледокол» расколол на два лагеря не только российскую, но и мировую историческую науку, полностью перевернул привычные

Из книги Происхождение партократии автора Авторханов Абдурахман Геназович

Страница истории А БЫЛ ЛИ ЭТО АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? Документы "Атомного проекта СССР" открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года.

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Страница истории А БЫЛ ЛИ АТОМНЫЙ ВЗРЫВ? (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб! "Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска) Сов. секретно (Особой

Из книги Супербомба для супердержавы. Тайны создания термоядерного оружия автора Губарев Владимир Степанович

ТОМ ПЕРВЫЙ. ЦК и Ленин

Из книги Бойня 1939–1945 [Не Вторая Мировая, а Великая Гражданская!] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 10 Дальневосточный ледокол Последствия этого для Запроливья, а затем и для всей Империи страшно представить. А. и Б. Стругацкие, «Трудно быть богом» 1 июля 1937 г. «дальневосточный ледокол» начал свою работу - Япония открыла военные действия против Китая и за первые

Из книги Выстрел по «Ледоколу». Как Виктор Суворов предавал «Аквариум» автора Кадетов Александр

«Атомный проект № 2» Наш разговор с Генеральным директором Горно-химического комбината начался так:- Представьтесь, пожалуйста, - попросил я. П.М. Гаврилов- Гаврилов Петр Михайлович. Родился в Томске-7 в 60-м году. Мои родители приехали строить этот город. Закончил

Из книги Маршал Берия. Штрихи к биографии автора Гусаров Андрей Юрьевич

Глава 1 Неуправляемый «Ледокол революции» Жаба - это дегенерировавшая лягушка. Почему она дегенерировала? Наверное, употребляла в пищу вредные для нее элементы. А. Гитлер (из застольных бесед) Готовил ли Гитлер нападение?План нападения Третьего рейха на СССР начали

Из книги В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики автора Ергин Дэниел

5. Лже-«Ледокол» Солнце в небе ласково сияло, Плыли кучевые облака, От «Столичной», что в тени стояла, Мы лишь треть отмерили пока. Рыжий кот, что грелся с нами рядом, Съев кусок одесской колбасы, Как звезда военного парада, Хвост подняв и навострив усы, Не спеша

Из книги Атомная бомба автора Губарев Владимир Степанович

Глава 9. Атомный проект. 1941–1953 годы Руководство народным хозяйством, вернее, его частью, выпавшее на долю Берии в военное время, показало его как великолепного управленца в кризисной ситуации. Это был тот опыт, цену которому сложно измерить мерками мирного, а тем более

Из книги автора

Атомный флот После Второй мировой войны Риковер быстро оценил стратегический потенциал атомного флота и посвятил себя его созданию. Ему, в частности, было ясно, что атомные подводные лодки по дальности плавания и другим возможностям могут существенно превосходить

Из книги автора

«А был ли это атомный взрыв?» Документы «Атомного проекта СССР» открывают исследователю удивительный факт, в который очень трудно поверить: оказывается, Сталин встречался с учеными - участниками Проекта всего лишь один раз! И случилось это 9 января 1947 года. Позже Берия

Из книги автора

«А был ли атомный взрыв?» (продолжение) Даже трудно представить, что произошло бы в стране, если бы 29 августа над казахстанской степью не поднялся бы в небо ядерный гриб?!«Район испытаний 30 августа 1949 г. (в 170 км западнее г. Семипалатинска)Сов. секретно (Особой

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»